Балашов. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В изданном в начале ХХ века «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам» главной достопримечательностью Балашова был назван Свято–Троицкий собор. Троицкий собор в том виде, который знаком нам по старым открыткам, был построен в 1886 году, а освящен в 1895 г. Однако его история началась гораздо раньше. Еще в 1820 году на главной торговой площади Балашова был возведен однопрестольный каменный Свято–Троицкий храм. В 1879 году началось новое строительство. Не разрушая прежнее здание, рядом с главным престолом Святой Троицы стали возводить дополнительные, придельные алтари. Их было четыре: во имя св. Николая Чудотворца, св. великомученицы Екатерины, св. архистратига Михаила и св. Митрофания, Воронежского чудотворца. Новый собор стал пятипрестольным. Храм строили на средства горожан. В частности, много денег на строительные работы пожертвовал купец, городской голова В.П. Туркин. Из книги С.К. Назаровой «Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда» можно узнать многое об этом храме. Собор — образец настоящего архитектурного мастерства — завораживал своей красотой и величием. Он был просторным: стоя у входа, трудно было разглядеть лица людей, находившихся у иконостаса. Здание построили из красного кирпича, а декоративную отделку фасадов выполнили цинковыми белилами. Фигурная кладка, множество сводчатых окон и проемов, изящные кокошники и закомары — все это зачаровывало и радовало глаз. На высокой четырехъярусной колокольне было, по воспоминаниям старожилов, не менее одиннадцати колоколов: главный, обыденный, сигнальный, набатный и «семизвездница» (семь колоколов разной величины — по количеству нот). Зеркальные кресты на куполах собора и крыше колокольни ярко сверкали на солнце и в ясную погоду были видны издалека. Внутри храма прихожане видели прекрасную роспись на потолках, стенах и сводах куполов, живописные полотна на библейские сюжеты, разнообразную церковную утварь, многоярусные паникадила — люстры со свечами. Снаружи вокруг собора была ажурная чугунная ограда, на кирпичном фундаменте которой росла сирень.

http://sobory.ru/article/?object=35801

Богодухов. Богодуховский Троицкий женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1889. В 1893 преобразован из общины в монастырь. Адрес: Украина, Харьковская область, Богодуховский район, Богодухов, ул. Катукова Координаты: 50.17037, 35.502276 Проезд:территория Министерства обороны Украины Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В последней четверти ст. в пределах Харьковской губернии возникает секта «подгорновцев», основателем которой был крестьянин с г.Тростянца Ахтырского уезда Василий Карпович Подгорный. Под личиной внешнего благочестия он начал распространять в среде тёмных и легковерных людей лжеучение, подрывающее коренные основы семейной жизни, уважение к церкве, её священнодействиям, таинствам и к православным служителям. В г. Богодухове на собственном участке земли он устроил богадельню, вскоре обращённую в женскую общину. В эту общину Подгорный выбирал только молодых девиц, вводил для них монастырский строй жизни с общей молитвой, общим столом и общими занятиями днём. Но ночью, особенно под воскресенье и праздничные дни, в общине были устроены тайные собрания. Православная церковь провела расследование, которое установило, что Подгорный под предлогом богоугодных целей растлевал и насиловал женщин и девиц, не стесняясь никакого возраста. (И может быть история о том, что когда рыли котлован под постройку помещения КПП в новый технопарк, нашли старый колодец с костями младенцев, правда). Св. Синод после произведённого дознания определил поместить Подгорного в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В 1903 году Подгорному разрешили вернуться на родину, но он решил остаться в монастыре, приняв монашество с именем Стефана. Он организовал «стефановское» движение, которое пропагандировало почитание семьи и добропорядочных поступков. В 1893 году на месте Богодуховской женской общины был открыт женский Свято-Троицкий монастырь, а улицу назвали Монастырская. М. Хвылевый в своих «Синих этюдах» так писал об этой улице: «… на – на де, так багато ще виробляють паляниць та смачних Очень мало имеется информации об истории монастыря. Один из архивных документов сообщает, что «11 апреля (29 марта) 1908 года… в местный Свято-Троицкий монастырь была призвана полиция и конные стражники для удаления из монастыря, по распоряжениию духовного начальства, 34-х монахинь, заподозренных в сочувствии штундистам. Некоторые из них проживали в монастыре более 25-ти лет и предьявили иск о возвращении денежных вкладов».

http://sobory.ru/article/?object=35030

Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Собор Троицы четырехстолпный и крестовокупольный, с пятью главами, был сложен из кирпича. Архитектура этого здания очень близка храму " годуновского типа " в селе Большие Вяземы под Москвой, возведенному также в кон. 16 в. Собор имел позакомарное покрытие. С юга и с севера к нему симметрично примыкали два придела, увенчанные тремя ярусами кокошников и главами. Фасады собора членились тонко профилированными лопатками. Декоративные килевидные нишки украшали постаменты барабанов и сплошной лентой охватывали четверик храма под карнизом в основании закомар, повторяясь на апсидах приделов. С трех сторон здание окружала крытая галерея. Колокольня. Восстановленное в 1988 г. крупное трехъярусное сооружение в виде шестигранного столпа по оси собора. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Цоколь отделен от первого яруса валиком, второй ярус от первого - валиком между двумя полочками. Средний ярус завершен широким поясом. В северо-восточной грани были установлены часы. Парапеты под арками звона украшены ширинками. Ребра колокольни во всех ярусах закрыты широкими огибающими лопатками. Завершают колокольню три ряда кокошников вперебежку и шлемовидная главка. Внутри все три яруса перекрыты сомкнутыми сводами и связаны внутристенной лестницей. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Собор достроен и освящен в 2010. Вот статья с сайта Патриархии: 6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. Предстоятель Русской Церкви освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря, а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

http://sobory.ru/article/?object=11062

Archive Пн Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы по комиссиям Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы по комиссиям утвержден решением Священного Синода от 12 марта 2024 года ( журнал 4 ). Комиссия по богословию и богословскому образованию 1. митрополит Будапештский и Венгерский Иларион — председатель 2. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, — секретарь 3. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений 4. митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Синодальной богослужебной комиссии, председатель Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения 5. епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии 6. епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии 7. епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи 8. епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 9. епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 10. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 11. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 12. протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии 13. протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви 14. протоиерей Кирилл Копейкин, доцент Санкт-Петербургской духовной академии 15. протоиерей Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии 16. протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии 17. протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 18. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 19. протоиерей Николай Чернокрак, преподаватель Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора Архангельска 23 августа 2009 г. 13:25 В воскресенье 23 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед зданием Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова — на месте, где находился Свято-Троицкий кафедральный собор Архангельска, разрушенный в годы гонений. Для совершения Литургии на площади установили престол под сенью, рядом с которым была помещена чтимая икона Успения  Пресвятой Богородицы, доставленная из возрожденного Успенского храма Архангельска. Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской и других епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, губернатор Ненецкого АО И.Г. Федоров, мэр Архангельска В.Н. Павленко, представители органов государственной власти и общественных организаций региона. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «С великой радостью я приветствую всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, на этом воскресном праздничном богослужении, на том самом месте, где стоял величественный кафедральный собор. Сегодня нет собора, но мы молимся на этом месте. Эта молитва глубоко символична — этой молитвой мы как бы сопрягаем времена. Мы утверждаем преемственную связь не только поколений, но преемственную связь тех идеалов, которыми была сильна наша страна и наш народ».

http://patriarchia.ru/db/text/725543.htm...

БИБЛИОГРАФИЯ Священное Писание Ветхого и Нового Завета Августин, архим. Руководство к основному богословию. Минск,2001. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1999 Авилов Л. Ф. Современные Каспары Хаузеры. Русский дом, 4, 1999. Азы Православия. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001 Аксаков С. Аленький цветочек. М.: Изд-во «Малыш», 1991 Александр, еп. Соработники у Бога. О священстве и церковной иерархии. М.: Сретенский монастырь, 2000 Александр (Семенов), еп. Тянь-Шанский. Православный катехизис. М,: Московская Патриархия, 1990 Алексеев С. Иконопочитание: путь ко спасению или идолопоклонство? СПб.: Сатис, 2000 Алексеев С. Образ, воплотивший Слово. Основы иконознания. СПб.: Сатис, 1997. Алипий, архим. – Исайя, архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Троице-Сергиева Лавра, 2000 Анатолий (Берестов), иером. Число зверя: На пороге третьего тысячелетия. Записки современного врача-священника, доктора медицинских наук, об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999 Андерсен Ханс Кристиан. Сказки и истории. М.: Правда, 1990 Андреев И.М. Православно-христианская апологетика. Джорданвилль, 1965 Антоний Великий , св. Наставления//Добротолюбие. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 Антоний Сурожский , митр. Беседы//Свет Православия. Христианский собеседник. Вып. 40. – Изд-е Макариев-Решемской обители, 1998 Антоний (Таньков), иером. Лекции по Основам православной культуры. Машинопись. Б. м. и г. Апухтин А.Н. Стихи/Православная беседа. 3, 1997 Афанасий Великий , свт. Слово на язычников. Творения. Т. 1. М.: Изд-е Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 Афанасий Великий , свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. Там же. Афанасий Великий , свт. Житие преподобного Антония. Там же. Т. 3 Афанасьев В.В. Лествица. Стихотворения и поэмы. М.: Русский хронограф, 1996

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

В.И. Косик Содержание «И на камени веры утверди мя» (из истории русско-сербских связей) Споры, ссоры, истины Водители и ведомые Церковь, общество, политика Война и послевоенные годы Приложение I. Из воспоминаний академика, протоирея Владимира Мошина Приложение II. Из воспоминаний Владыки Василия (Родзянко) Приложение III. Молитва о России Братства Русской правды Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упоминаемых в книге Список сокращений     Искренняя благодарность моему Институту Славяноведения РАН, Православному Свято-Тихоновскому Богословскому Институту, журналу «Педагогика», моим коллегам и друзьям Александру Викторовичу Карасеву, Григорию Борисовичу Кремневу, Владимиру Алексеевичу Тесемникову, оказавших мне неоценимую помощь в книжных разысканиях. Моя специальная благодарность сотруднице Православного Свято-Тихоновского Богословского Института Наталье Александровне Кривошеевой, указавшей мне на целый пласт документов в Государственном архиве России. Особо спешу выразить признательность сотруднице Института Славяноведения РАН Римме Владимировне Булатовой, любезно согласившейся не только ознакомить меня с толстой рукописью воспоминаний известного ученого-протоиерея Владимира Алексеевича Мошина, но и дать «добро» на публикацию сведений в необходимом объеме. Равным образом я благодарен Преосвященному Василию (Родзянко) , который в один из своих приездов в Россию, за год до своей кончины принял меня, поделился для этой книги воспоминаниями из своей жизни, тесно связанной с Сербией, с церковными делами. Я признателен и сыну настоятеля Свято-Троицкого храма в Белграде о. Виталия – профессору Белградского университета Андрею Тарасьеву, чьи воспоминания широко привлекались при работе над книгой. И конечно, благодарю свою семью, особенно жену, за ее терпение и изматывающий труд по «бесконечному» исправлению моих, зачастую самонадеянных строк. И в заключение хочу выразить глубокую благодарность первому читателю моей рукописи ректору Православного Свято-Тихоновского Богословского Института протоиерею Владимиру Воробьеву, с благословения которого началась работа над предлагаемой вниманию читателя книгой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Свято-Тихоновском университете состоялась конференция «Изучение истории Русской Православной Церкви на современном этапе: проблемы и перспективы» 23 ноября 2012 г. 16:59 21 ноября 2012 года в актовом зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  прошла конференция «Изучение истории Русской Православной Церкви на современном этапе: проблемы и перспективы», в которой приняли участие руководители ведущих светских и церковных исследовательских центров России. Доклады представили архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев , директор Государственного архива РФ С.В. Мироненко, директор архива ФСБ В.С. Христофоров, директор Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) А.И. Сорокин, руководитель  ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец , профессор СПбГУ и СПбДА С.Л. Фирсов, декан Джорданвилльской Свято-Троицкой духовной семинарии , глава «Фонда русской истории» протоиерей Владимир Цуриков. С докладом «Восприятие новейшей церковной истории в России и Русском зарубежье и воссоединение двух частей Русской Православной Церкви» выступил педседатель конференции архиепископ Женевский Михаил. «Зарубежная Церковь всегда понимала, что положение разделения — явление временное, которое должно быть преодолено», — сказал владыка. Выступавший особо отметил параллели истории Русской Зарубежной Церкви XX века и современной истории Русской Православной Церкви: как РПЦЗ в 1921 году приняла административное деление на митрополичьи округа по континентам, так и сейчас в России идет введение структуры «митрополия — епархия». И тот, и нынешний процесс соответствует постановлениям Поместного Собора 1917-1918 годов, просто из-за гонений Церковь внутри России не могла претворять их в жизнь в течение десятилетий. Протоиерей Владимир Воробьев представил доклад «Изучение новейшей истории Русской Православной Церкви в ПСТГУ: итоги 20-летия». В своем выступлении отец Владимир рассказал, почему с самого начала работы университета изучению новейшей истории Русской Православной Церкви стало уделяться повышенное внимание: «Даже те люди, которые жили в советское время, не очень представляли, что происходило с Церковью в те годы, а новое поколение вообще ничего не знает о ее судьбе. Безотцовщина, оторванность от корней ведет к гибели национальной культуры и надо приложить все усилия, чтобы этого не допустить».

http://patriarchia.ru/db/text/2608040.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Порошенко полностью потерял адекватность Отклики украинских оппозиционных политиков на обыски СБУ у митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла 01.12.2018 1481 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , вчера сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) проводили обыски по месту проживания наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла в рамках дела о разжигании межконфессиональной вражды. Предлагаем вниманию читателей РНЛ отклики украинских оппозиционных политиков на обыски у митрополита Павла, размещенные ими в социальной сети Facebook. Президент Порошенко усиливает наступление на Украинскую Православную Церковь. Сегодня в 8 утра СБУ и прокуратура при поддержке спецназа начали обыски в загородном подсобном хозяйстве Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Оказывается давление на наместника Лавры митрополита Павла. Следственные действия осуществляются в рамках совершенно пустого, явно сфабрикованного дела. И Владыка Павел не единственный, кто сейчас подвергается преследованиям. Последние недели мы наблюдаем беспрецедентное давление правоохранителей на представителей священноначалия и священства нашей Матери Церкви – с одной целью – совершить предательство и перейти из канонической Украинской Православной Церкви в создаваемую администрацией президента так называемую «церковь Порошенко» ЕПУПЦ. Ведутся «разговоры», заводятся дела. Я уверен, что все эти дела полностью развалятся еще на досудебной стадии, как и сотни, если не тысячи, других сфабрикованных властью дел против людей неудобных власти и людей, оппонирующих власти. Но такими персональными атаками власть не ограничивается. Параллельно, по требованию Министерства культуры, уже несколько дней как начата сомнительная с точки зрения закона опись имущества Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Описывают все, вплоть до мощей святых. Позавчера на своем заседании Правительство Украины приняло беспрецедентное по степени беззакония решение – отобрать у Украинской Православной Церкви и братии Почаевской Свято-Успенской Лавры комплекс храмовых сооружений – Троицкий и Успенский соборы, монастырские кельи, Архиерейский дом, колокольню и надвратный корпус. То есть, практически всю Лавру. Кабинет министров ссылается на такое же незаконное решение Министерства юстиции неделей ранее, 23 ноября, отменившее в одностороннем порядке перерегистрацию права пользования УПЦ комплексом сооружений Свято-Успенской Почаевской Лавры из-за якобы ошибок прежнего регистратора.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/01/po...

Минск. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Свято-Духов кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633–1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII–XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07812

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010