Алапаевск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1702 году на средства прихожан. Это был однопрестольный храм в честь святого человека Божия Алексия. Позднее к храму были пристроены колокольня, придел в честь Пресвятой Троицы и придел в честь Архистратига Михаила. В 1912 году Священный Синод присвоил храму статус собора. В 1918 году собор посещали князья Романовы и Елизавета Фёдоровна, находившиеся под стражей и убитые под Алапаевском. 1 ноября 1918 года обнаруженные ранее тела Алапаевских мучеников были перенесены в Свято-Троицкий собор. После завершения заупокойной литургии и отпевания тела поместили в склеп, устроенный в южной стороне алтаря, и замуровали вход в него кирпичом. Позднее останки были вывезены (см. Алапаевские мученики). С 1932 по 1992 годы в здании собора размещался хлебозавод. В 1991 году начались восстановительные работы. С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем. 8 августа 1999 года собор был освящён архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. К концу 1990-х годов был восстановлен и склеп, являвшийся местом временного захоронения Алапаевских мучеников. Материал из Википедии Основу композиции составляет двусветный четверик основного объема, завершенный куполом, над которым поставлены световые восьмигранные объемы, завершенные небольшой главкой. Также на куполе поставлены дополнительные боковые граненые барабаны, стоящие над небольшими треугольными фронтонами, завершающими фасады четверика. С востока примыкает пятигранная алтарная апсида главкой на восьмигранном барабанчике. С запада к основному объему примыкает трапезная, завершенная на с востоке собственными небольшими апсидами. К ней пристроена колокольня, завершенная высоким шпилем, поставленным над открытым ярусом свода. Арочные окна, прорезающие объемы, обрамлены наличниками, над которыми расположены бровки. Свято-Троицкий собор, каменный, трехпрестольный. Заложен как приходская церковь. Построена на средства прихожан. Правый придел во имя прав. Алексия, человека Божия, освящен в 1702 г. В 1798 г. по случаю пожара вновь освящен. Левый придел во имя архангела Михаила, освящен в 1776 г., вновь освящен в 1811 г. В 1776 г. построена каменная колокольня. В 1793 г. с восточной стороны заложен главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен в 1841 г. В 1833 г. построена новая колокольня. 11 мая 1912 г. указом Синода присвоен соборный статус. С 1923 г. до закрытия обновленческой ориентации. Закрыт в 1932 г. Возвращен в 1992 г. Главный храм освящен 8 августа 1999 г. Действующий.

http://sobory.ru/article/?object=03032

Киев. Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь). Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Св. Синод указами 1760 и 1763 гг. разрешил построить в Китаевской пустыни каменную церковь в честь Пресвятой Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского и новоявленного чудотворца свт. Димитрия Ростовского. 21 августа 1763 г. на месте Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер иеросхимонах Тимофей заложил новый каменный храм. Крестово-купольный шестистолпный трехапсидный и трехпрестольный Свято-Троицкий храм в Китаево имел форму прямоугольника и в своей планировочной системе восходил к храмам Киевской Руси. Помимо главного купола, у него был второй купол над алтарем, как в украинских деревянных церквях. Шесть внутренних несущих столпов делят пространство храма на три продольных нефа почти одинаковой ширины. Убранство храма было решено в стиле позднего украинского барокко, резной позолоченный иконостас был изготовлен для него предварительно в 1759 г., а иконы для него написаны в лаврской иконописной школе под руководством «начальника малярского Романа». Фасады церкви декорированы архитектурными лепными растительными деталями, сдержанно, благородно, в едином белом цветовом решении, что создает непрерывно меняющуюся игру светотени. Западный, южный и северный порталы украшены лепкой. Живописно выглядит северный вход с барельефным изображением двух ангелов, держащих корону. Венчают Свято-Троицкий храм характерные для украинского барокко грушевидные купола с главками. С 1853 г., по указу митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), Китаевская пустынь стала именоваться Свято-Троицкой. Тогда главный храм обители основательно отремонтировали и надстроили еще три купола, превратив его в пятиглавый. Купола покрыли английским оцинкованным железом, все кресты и верхнюю главку центрального купола позолотили. При начальнике Китаевской пустыни игумене Герасиме в 1874 г. храм был заново расписан художником Й. Шелтовским вместе с мастером Лаврской школы художества. Резной иконостас был обновлен и позолочен.

http://sobory.ru/article/?object=07348

Троица. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий храм в селе Троица был построен в 1801 году. Храм пережил революцию и сильно  пострадал во время Великой Отечественной войны. Последняя служба была в 1961 году. Потом он был частично разрушен и полностью разграблен. Его использовали как зернохранилище, как склад минеральных удобрений и даже размещалось МТС. Все росписи в храме утрачены, колокольня и купола разрушены. Вместе с храмом в упадок приходило и село. И вот 8 января 2011 года в селе Троица в старинном храме, в небольшом помещении, после полувекового перерыва состоялась литургия. Для восстановления храма нужны средства, если они появятся, то храм начнет восстанавливаться. А пока под куполом Свято-Троицкой церкви вновь собираются люди и проходят богослужения. Легенды села Трицкого, что на Рати На высоком правом берегу небольшой речки Рать, в 35 км восточнее г. Курска, издалека виднеется полуразрушенная церковь. Расположена она в некогда славном старинном селе Троица, которое сейчас относится к Бесединскому сельскому совету Курского района. В литературе 19 и начала 20 веков часто встречаются упоминания, разбросанные в разных источниках, о том, что на территории села в прежние времена существовал некий православный монастырь, а Троицкая церковь построена на месте древней иноческой обители. Рассмотрим вкратце несколько вариантов этих легенд. Легенда первая. Липиновская Троицкая мужская пустынь. Во 2 томе «Полного географического описания России», изданной в 1902 году под редакцией русского историка, академика Владимира Ивановича Ламанского, читаем: «Верстах в 5 к юго-востоку от станции Винникова, на р. Рати, в Курском уезде расположено село Троицкое (800 жителей). Возможно, что здесь находилась основанная в XVII в. и упраздненная в 1764 г. Троицкая Волпиновская (иначе Волновская, Льпиновская или Ильпиновская) мужская пустынь. В нее в 1711 г. был сослан архимандрит Курского Знаменского монастыря Александр, отрешенный от деятельности митрополитом Илларионом». Это предположение ошибочно. В действительности Липиновская пустынь располагалась недалеко от Липиновского городица в 27 километрах от г. Курска. Упоминание о ней можно найти в ведомости 1666 года: " ...Липиновская Троицкая пустынь в Курском уезде в Курецком стану при реке Сейми, церковь одна, престол один " . В 1689 году пустынь была приписана Белгородскому архиерейскому дому. По описи 1733 года обитель числилась за Курским Знаменским монастырем. В пустыни того времени «одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, образ Спаса (вероятно, наиболее чтимый), 4 небольших колокола на колокольне, 4 пасеки в 173 улья, 7 мельниц». Монастырь упразднен указом 1764 года.

http://sobory.ru/article/?object=17408

VI. Подвижник Алатырского Свято-Троицкого монастыря схимонах Вассиан, почивающий в усыпальнице сего монастыря В г. Алатыре, Симбирской губернии, в XVII столетии, в Свято-Троицком монастыре, подвигом добрым подвизался в иноческой жизни схимонах Вассиан. О его происхождении, как и о самой его жизни, сведений не сохранилось, но несомненно то, что святостью своей жизни он угодил Богу, и Господь прославил его нетлением и чудотворениями. О схимонахе Вассиане из книги «Памятник» известно следующее: в 1748 году, 26 августа, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в бытность настоятелем Алатырского СвятоТроицкого монастыря строителя Меркурия Абрамова, при очищении места для постройки в этом монастыре ныне существующего соборного Троицкого храма, найден был гроб с мощами схимонаха Вассиана. Вынутые из земли мощи стояли в течение недели на открытом месте. До освидетельствования мощи перенесены были в теплую деревянную бывшую тогда церковь во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, где оставались открытыми всю зиму. При освидетельствовании как самое тело, так и одежда и гроб оказались неповрежденными. С тех пор и по настоящее время место погребения схимонаха Вассиана привлекает к себе много народа. Страждущие духом и телом служат над могилою панихиды. По установившемуся сыздавна порядку, ежегодно, 26 августа, в память о. Вассиана, на могиле его служатся общественные и монастырские панихиды, а равно и 10 октября – в день ангела о. Вассиана. Накануне же сих дней в соборном храме совершается всенощная. В 1905 году, с благословения Преосвященнейшего Гурия, епископа Симбирского, настоятелем Троицкого монастыря архимандритом Гавриилом с братией и с помощью усердных благотворителей при усыпальнице схимонаха Вассиана сооружен алтарь и самое помещение усыпальницы, под Казанским придельным храмом собора, распространено, и, таким образом, образовалась обширная церковь , которая и освящена тем же Преосвященным 5 декабря того же 1905 г. Благодаря этому, могилка схимонаха Вассиана находится теперь в сем храме за правым клиросом. Здесь же, на гробнице о. Вассиана, лежат железные вериги с таким же крестом. Вериги эти, по преданию, носил схимонах Вассиан 7 . Пред гробницею теплится неугасимая лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гомельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Архистратига Михаила, Мозырь Гомельская область (белор. Гомельская вобласць) — административная единица на юго-востоке Белоруссии. Административный центр — город Гомель . Образована 15 января 1938 года. Содержание Православие в Гомельской области [ править править код ] История [ править править код ] Первые сведения о христианах Посожья относятся к XI в. В то время Гомель был одним из крупных и богатых городов Черниговского княжества. Гомельские монастыри и церкви относились к древней Черниговской епархии, которая, в свою очередь, подчинялась Киевскому митрополиту. Около 1335 г. Гомель вошёл в состав Великого княжества Литовского. С середины XVI в. в нем стали увеличиваться польские влияния, православная церковь и духовенство стали подвергаться давлению, а позже и преследоваться. К этому времени в Гомеле были известны Спасская, Свято-Троицкая и Рождество-Богородичная (Пречистенская) церкви. После заключения Брестской унии 1596 г. началось насильственное закрытие православных храмов и монастырей, велась конфискация церковного имущества. В результате такой политики, а также нескольких пожаров к середине XVIII века в Гомеле и его окрестностях осталась только одна православная церковь. Разрешение на строительство новых церквей в Гомеле было получено только в 1756 г. Наибольший размах храмостроительство достигло при архиепископе Белорусском Георгии Конисском. Во 2-й пол. XIX в. только в Гомельском повете было построено около 14 церквей. В 1771 г. архиепископом Георгием были выделены средства на постройку духовной школы в Гомеле, которая начала свою деятельность в 1781 г. В 1820–1829 гг. ректором училища был протоиерей Иоанн Григорович (1790–1862), известный проповедник, историк и писатель, автор исследования «Белорусская иерархия». В 1772 г. в результате раздела Речи Посполитой Гомель был включен в состав Российской империи и вошёл в состав Минской епархии. С 1852 г. Гомель стал центром уезда Могилёвской губернии. В нем появилось два каменных храма: Свято-Петро-Павловский и Свято-Троицкий. В 1854 г. в Гомеле вместе с Ново-Белицей было 5 церквей и монастырь, духовное училище в Гомеле и церковно-приходское в Ново-Белице. В Речицком уезде было четыре округа и 60 приходов, в самой Речице было два приходских храма – Свято-Успенский собор с приписной церковью на кладбище и Свято-Никольский храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945-1955 гг. 17.05.2013 822 Время на чтение 44 минут В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30-40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы - закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. В результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинг рада был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов - в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Запад и Юго-Запад Виленская губерния Обителей мужских 3, женских 2. Мужские обители Борунский монастырь в Ошмянском уезде. Борунский монастырь, находящийся в местечке Борунах, возник в 1692 г. при построенном тогда местными помещиком Николаем Песляком деревянном храме по случаю прославления местночтимой Борунской иконы Богоматери. Прежде он был униатским, а в 1883 г. обращен в православный. С 1835 по 1845 г. в нем помещалось Борунское духовное училище, бывшее униатское. В 1874 г. монастырь прекратил свое самостоятельно существование и приписан к Виленскому Свято-Духову монастырю, а с 1880 г. в нем открыто отделение того же Свято-Духова монастыря. В обители ныне одна каменная Покровская церковь , построенная в 1700 г., с усыпальницей под полом и склепами, и с алтарем, обращенным к северо-востоку. Придел его, в виде особой пристройки с восточной стороны, освящен во имя прп. Онуфрия Великого. Внутри храма в его сводах имеются голосники. Над горним местом, на своде в круглоовальном окне, изображена Св. Троица в гипсовых фигурах, а на карнизе 4 гипсовых архангела с позолоченными крыльями. Главная святыня его – Борунская икона Богоматери византийского письма, при которой имеется свыше 200 медных и серебряных привесок разного рода. При монастыре ныне имеется школа грамоты. Виленский Свято-Духов монастырь . Эта необщежительная обитель находится в южной части города Вильны, на Островоротной улице. Она учреждена была при Свято-Духовской церкви, построенной Волынским Троицким братством в 1597 году. Основателями монастыря были иноки православного Троицкого монастыря. Но уже в 1609 г. они лишились своей обители, насильственно переданной базилианам, при чем и братство их было переименовано в Свято-Духовское и перенесло в монастырь свою типографию, училище и богадельню. В первое время своего существования монастырь был подчинен Константинопольскому патриарху, а с 1686 г. был ставропигиальным Московского патриарха. В 1797 г. 19 мая по Высочайшему указу, данному Св. Синоду, обитель была возведена на степень второклассного монастыря. Но вскоре же после этого замечается упадок обители, и с 1804 до 1821 г. в ной даже все требы совершаются белым духовенством. В это же время (1812 г.) она подверглась ограблению со стороны вторгшихся в пределы России французских войск. На степень первоклассного монастыря она возведена была в 1833 году и в 1837 г. возобновлена. Управляет ей Литовский и Виленский архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Как правильно? Скачать epub pdf «Свято-» в названиях храмов и монастырей Присоединение через знак дефиса к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» не рекомендуется. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева лавра (наряду с Троице-Сергиевой лаврой). Хотя это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица. Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа. Во всех остальных случаях присоединение слова «Свято-» к названию монастыря или храма излишне (см. подробнее: Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. С. 99–100). Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015. АллилуЙя или аллилуИя? По рекомендации орфографических словарей, правильное написание – аллилу й я. Боговдохновенная или Богодухновенная Верны оба варианта (например, Боговдохновенная Книга (Библия)), но вариант Богодухновенная (Книга), по мнению специалистов Издательства Московской Патриархии, предпочтительнее. БожИя или БожЬя? С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления. Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях: – Божия Матерь – Божия благодать – Божия помощь верующим Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях: – божья тварь – божья коровка – птичка божья То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий: – муж. р., род. п.: Бож ьего и Бож ия , – муж. р., дат. п.: Бож ьему и Бож ию , – ср. р.: Бож ье и Бож ие,

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/k...

Свято-Вознесенский храм (Сыктывкар) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Вознесенский храм - старейший из действующих храмов Сыктывкара. Храм располагается в бывшем городском предместье – местечке Кырув (Кируль), давно вошедшего в городскую черту, внутри квартала, ограниченного улицами Набережная, Кирова и Заводская. Возведён в 1820 году как кладбищенская церковь, освящён 8 мая 1822 года. До закрытия в 1938 году храм был единственной действующей церковью в Сыктывкаре и являлся соборным храмом обновленческого епископа Усть-Сысольского и Усть-Вымского. Реставрация Дома Божия началась в начале 1990-х, а вместе с ней возродилась и приходская жизнь. Свято-Вознесенский храм в Кируле носил статус и выполнял функции кафедрального собора (1990-2004 гг.), покуда не был построен Свято-Стефановский собор. Содержание История [ править править код ] Первая церковь в Кируле Возникновение храма в местечке Кируль, связано с перенесением в этот район кладбища, которое размещалось рядом с Троицким собором на территории нынешнего парка им. Кирова. В 1780 году, после получения Усть-Сысольском статуса города (в 1930 году переименован в Сыктывкар), был составлен и утверждён план застройки. Согласно санитарным нормам в городах кладбища должны были быть вынесены за черту городских кварталов. Местечко Кируль рядом с Юго-Загородной улицей (современная улица Д. Каликовой) на тот момент оставалось незастроенным местом в городе. Его признали наиболее удобным для нового кладбища. Захоронения на новом кладбище производились с 80-х годов XVIII-ro века до 30-х годов ХХ-го века. В 1790 году при кладбище была построена деревянная Никольская церковь, приписанная к городскому Троицкому Собору. В конце XIX века кладбище было обнесено оградой (чугунной решеткой на кирпичных столбиках). Новая каменная церковь В начале XIX-ro века (1814-1816 гг.) по инициативе городского головы Усть-Сысольска купца Алексея Ивановича Суханова и на его же средства началось строительство каменной кладбищенской церкви. Храмозданная грамота на построение каменной кладбищенской церкви в честь Вознесения Господня была дана 23 июля 1811 г. епископом Вологодским Евгением. Постройка церкви была закончена в 1820 г., а освящён храм 8 мая 1822 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

Челябинск. Кафедральный собор Симеона Верхотурского. Свято-Симеоновский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии. Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище. Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому. «Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=07418

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010