Закрыть itemscope itemtype="" > О ходе восстановительных работ монастырского комплекса Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Доклад на конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» 13.06.2012 411 Время на чтение 3 минуты В подотчетном году велись реставрационные и ремонтно-восстановительные работы в двухэтажной Федоровской церкви, Исидоровской и Надвратной церквах, а также в цокольных этажах Духовского, Федоровского, Архивно-библиотечного корпусов и Свято-Троицкого Собора. Продолжались работы по устранению протечек крыш и утеплению потолочных перекрытий. В соответствии с разработанными проектами велась комплексная реконструкция, воссоздавались крестильная в Свято-Троицком Соборе и трапезная монастыря в Федоровском корпусе. Благоустраивалась территория. В продолжении традиции по взаимодействию Церкви и Флота, изготовлен и установлен иконостас на крейсере «АВРОРА» и в порядке опеки над православным храмом Святого благоверного великого князя Александра Невского в г. Бизерта (Тунис, Северная Африка) проводились совместные мероприятия. В течение года в Духовно-Просветительском Центре «Святодуховский» проводились выставки, концерты и фестивали: Ремонтно-реставрационные и восстановительные работы: 1.Свято-Троицкий Собор Александро-Невской Лавры - работы в цокольном этаже. Восстановлена отмостка с созданием водонепроницаемого замка у фундамента собора и укладкой булыжника, заменены водосточные трубы по периметру здания. Благоустроена территория, прилегающая к паперти храма, уложена брусчатка и укреплено крыльцо дополнительными плитами, установлено ограждение вдоль газонов и новая церковная лавка (киоск). В подвале Собора осуществлена выемка грунта, засыпка глиной, песком, щебнем. Разведены дренаж и канализация. Гранитной плитой уложены полы. Устроены купель и алтарь в крестильной. Выполняется художественно- реставрационная роспись сводов и стен. Системы тепло- и электроснабжения заменены с установкой нового теплового пункта. Восстановлена вентиляция и тепловая завеса Собора. Капитально отремонтированы помещения цокольного этажа Собора, устроены помещения под нужды братии монастыря-ризницы, душевые, туалеты, кладовые и т.п.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/14/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ (Карпович Лонгин; ок. 1580 - 24.09.1620, Вильно), прп. (пам. 24 сент.) , 1-й настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ), проповедник и полемист, типограф. Биографические сведения о Л. содержатся в «Казанье на погреб Леонтия Карповича» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) , анонимном соч. «Лямент у света убогих на преставление отца нашего Леонтия Карповича», также они приведены митр. Петром (Могилой) со слов игум. Исаии (Трофимовича-Козловского) , к-рый поступил в Свято-Духов мон-рь при Л. (Записки Петра (Могилы). 1887. С. 57-59). Преподобный род. в семье священника, был, по-видимому, младшим сыном Михаила Федоровича Карповича, протопопа пинской замковой ц. св. Димитрия. Шляхетский священнический род Карповичей жил в Пинском повете и на Киевщине. Карповичи получили во владение о-в Асов в Пинском повете (им владел прадед Л.). Вероятно, Лонгин учился сначала в школе при пинском Лещинском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре , затем в школе православного Виленского братства при Свято-Троицкой ц., куда поступил благодаря родственнику - И. Карповичу, члену Виленского братства (необоснованным является встречающееся в лит-ре указание на обучение Карповича в Острожской академии ). Л. Карпович также вступил в Виленское братство. Достигнув совершеннолетия (ок. 1598), стал «слугой и писцом» братским, являлся послом братства на сеймах. Участвовал в строительстве братского Свято-Духовского храма, был пономарем, «шпитальным дозорцой», «строителем церковным, албо вытрикушом». Ок. 1600 г. возглавил братскую типографию (стал корректором и главным типографом, отвечал за отбор материалов для печати), сменив на этом посту погибшего Стефана Зизания (см. в ст. Зизании (Куколи) ). С ок. 1605 г. преподавал в братской школе. В янв. 1609 г. Л. Карпович в качестве одного из послов представлял Виленское братство на Варшавском сейме, задачей посольства был протест против действий униат. митрополита. По пути на сейм Карпович посетил в Заблудове экзарха К-польского патриарха в Киевской митрополии протопопа Нестора Козменича. Возможно, вскоре после этой поездки, во 2-й пол. 1609 - нач. 1610 г., Карпович принял монашеский постриг с именем Леонтий, после был рукоположен во иерея к Свято-Духовской ц. в Вильно, через нек-рое время возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Свято-Духова мон-ря. Впрочем, есть основания считать, что Карпович принял монашеский постриг позднее - во 2-й пол. 1614 - нач. 1615 г. В мандате короля Виленскому братству в июле 1614 г. он упоминается как Лонгин Карпович - один из «трех попов» братства; в 1615 г. в изданиях его проповедей уже назван архимандритом. По мнению Ф. К. Смирнова, Л. был рукоположен во иерея, затем возведен в сан архимандрита Львовским еп. Иеремией (Тиссаровским) , к-рый в 1610-1620 гг. был единственным в Речи Посполитой правосл. архиереем.

http://pravenc.ru/text/2463471.html

Пожва. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Духовская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Духа Святого Сошествия Год постройки:Между 1847 и 1865. Архитектор:Воронихин Адрес: Россия, Пермский край, Юсьвинский район, пос. Пожва, ул. Советская, 14 Координаты: 59.087136, 56.082453 Проезд:До Пожвы можно доехать от Усолья (грунтовка и гравийка), или от Кудымкара (асфальт). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая церковь построена в 18 в. на средства Н. Г. Строганова. Сгорела в 1778 г. Взамен её в 1785 г. иждивением помещика В. А. Всеволожского сооружена новая деревянная. Сгорела 1.06.1829 г. от молнии. 14.09.1847 г. на месте сгоревшей заложена каменная. Построена в 1865 г. Освящена 14.09.1865 г. Сооружена на средства помещика А. В. Всеволожского. Была закрыта. Вновь открыта 1.01.1944 г. (ныне Свято-Духовская).   Е. Н. Шумилов. «Православные и единоверческие храмы Пермского края. Краткий исторический справочник», Пермь 2003г Дату появления первых жителей на этом месте установить трудно. В устье реки находились две небольших деревни Усть-Пожва и Верх-Пожва. После открытия железных руд в этом месте в середине XVII века начинается строительство завода, и одновременно растёт население деревень, которые в 1715 году получают единое название Пожва. Официально годом основания посёлка считается 1754 год. Купцами Строгановыми в 1756 году были построены Пожевский чугуноплавильный и железоделательный заводы, а в 1794 году — вспомогательный Елизавето-Пожевский железоделательный завод. Свято-Троицкая церковь (ныне Свято-Духовская церковь) построена в 1847—1865 годы. Севернее дома заводовладельцев, на центральной площади, расположен старинный Свято-Троицкий храм, которому в 2010 г. исполняется 145 лет. Здание каменной церкви построено на средства Александра и Никиты Всеволожских по проекту знаменитого архитектора Воронихина. Издавна люди старались подбирать для строительства храмов красивые, светлые, открытые места. И пожвинские заводчики братья Всеволожские, решив заложить новую Свято-Троицкую церковь, в выборе своем не ошиблись. Благодаря тому, что она построена на высоком месте, даже после затопления части поселка и заводских площадей церковь так и осталась украшением старой Пожвы. Она, сверкающая обновленными куполами и крестами, бросается в глаза издалека. А какой простор открывается с самой территории храма! Глянешь в одну сторону—раскинулся на возвышенности поселок, в другую—радует зеркалом пруд, на котором сохранилась дамба со старыми заводскими постройками и который стал дополнением рукотворного моря. А само море, ширясь, уходит в дымку, обрамленное с одной стороны крутым, заросшим лесом берегом, с другой — ныне действующим машиностроительным заводом. Возле храма можно побродить под сенью могучих вековых деревьев, а потом спуститься по крутому берегу вниз, где бьет хорошо обихоженный родник, попить чистой родниковой воды, отдохнуть, подумать...

http://sobory.ru/article/?object=21630

поиск:   разделы   рассылка Александрова-Чукова Лидия Константиновна, Шкаровский Михаил Витальевич Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945–1955 гг Источник:  Богослов. ру В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30–40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы – закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Конец 1940-х годовВ результате антирелигиозной политики советского государства к середине 1930-х годов были закрыты соборный и все другие храмы Александро-Невской Лавры. Последней, в середине января 1936 года, перестала действовать Свято-Духовская церковь, которая до самого момента своего закрытия играла важную роль в православной жизни города. Все здания Лавры перешли в пользование гражданских учреждений, и началось разрушение интерьеров церквей и зданий. В июле 1936 года помещение Свято-Духовской церкви заняла организация Ленплодовощ, которая немедленно начала разгром подвалов и склепов для размещения там овощехранилищ. В период блокады Ленинграда был частично разрешен доступ военнослужащих и горожан к некоторым святыням закрытых храмов – в Благовещенскую церковь к захоронению Суворова и в Свято-Троицкий собор, что вызвало ходатайства верующих об открытии храмов. Произошедшие в годы Великой Отечественной войны изменения в государственно-церковных отношениях положительно сказались и на судьбе Александро-Невской Лавры. Московская Патриархия, используя появившиеся возможности открытия новых церквей и монастырей, выступила с инициативой возвращения Александро-Невской Лавры верующим. Бывший наместник обители митрополит Николай (Ярушевич), при посещении Лавры в апреле 1944 г., высказал пожелание о возможности передачи ее верующим и восстановлении в обители резиденции Ленинградского митрополита. В то же время на весь комплекс зданий лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД.

http://religare.ru/2_101464.html

Монастырь. Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. Сийский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1520. Ссылки:   Адрес: Россия, Архангельская область, Холмогорский район, п/о Большая гора, д.Новая Координаты: 63.553443, 41.555673 Проезд: Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8,5 км или проехать на попутке. Пешком даже предпочтительнее — места здесь удивительные, а природа почти первозданна. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя - Свято-Троицкий монастырь. В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545году – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).

http://sobory.ru/article/?object=08656

Октябрьское. Архиерейское подворье. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Каменная Свято-Троицкая церковь в посёлке Октябрьское - один из немногих сохранившихся образцов каменного культурного зодчества в Западной Сибири. Появление этого храма, как впрочем, и всех других Православных церквей на территории Обского Севера, населенной хантами, ненцами, манси, было вызвано процессом христианизации. Свято-Троицкая церковь является памятником архитектуры начала XVIII века с многовековой историей и бесценной культурой Кодского княжества. Приняв крещение в Москве, княгиня Анастасия, из правящей семьи кодских князей Алачевых, просит царя основать в своих владениях Православный храм. 19 февраля 1600 года Березовским воеводам была послана царская грамота о строительстве в Коде церкви во имя Живоначальной Троицы. В 1608 году по распоряжению из центра Троицкий храм закрыли ввиду малого числа прихожан. При Михаиле Алычеве Троицкая Церковь была восстановлена. Новый князь не жалел средств на содержание церкви. 20 октября 1653 года в Кодском городке грамотой царя Алексея Михайловича был учрежден Кодский Троицкий монастырь. Главным монастырским храмом являлась холодная деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с шатровым покрытием, двумя приделами и небольшой бревенчатой оградой со святыми воротами. Здесь находилось большое количество икон, книг и монастырский архив. Просуществовала церковь в таком виде около ста лет. После того как церковь обветшала, рядом с ней был заложен в 1731 году каменный пятиглавый Троицкий храм с колокольней и двумя приделами - во имя Казанской иконы Божией Матери и святого Николая Мирликийского Чудотворца. 22 февраля 1758 года Троицкая холодная церковь была освящена, 8 и 9 июля 1765 года освятили и теплые приделы. Почти сразу же подвальные помещения под храмом были отданы под склад для продуктов. В результате свод и стены из-за сырости стали портиться, на потолке в Казанском приделе образовалась трещина. В течении XIX века храм неоднократно перестраивался и обновлялся. К 1862 году все трещины были заделаны, стены здания и шатровой колокольни оштукатурены и побелены, кресты и четыре малых купола вызолочены. Большой центральный купол выкрасили в зеленый цвет и расписали серафимами с золочеными крыльями. Кроме того, к церкви и колокольне пристроили два новых крыльца, сделали в приделах новые печи, а вокруг монастыря поставили новую бревенчатую ограду.

http://sobory.ru/article/?object=24835

Алнаши. Церковь Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Разрешение Синодом на строительство деревянной церкви в селе Аланши было дано 03.06.1751 года. Принято считать эту дату основанием храма и села. Построенная церковь была освящена 20.03.1763 году во имя Святой Троицы. В 1820 году деревянная церковь была разобрана и перевезена в другое село. На том же месте была построена каменная церковь и второй раз главный престол был освящен во имя Свято Троицы 29.06.1836 года. 10.08.1940 года принято решение о закрытии Свято-Троицкого храма. После разборки купола и колокольни там размещались электростанция, механические мастерские, хлебозавод, продуктовый и хозяйственный магазин. 11.12.1990 года было принято решение об освобождении здания бывшей церкви. 24.01.1991 года состоялась передача здания церкви православному религиозному обществу села Алнаши. Первым настоятелем перед Пасхой 1991 года был назначен протоиерей Симеон Бояров. Он продержался недолго. 1.07.91 года был назначен новый настоятель иерей Михаил Иванов, который и по сей день является настоятелем Свято-Троицкого храма с.Алнаши. После ремонта и росписи главного алтаря храма, Архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем, в третий раз был освящен главный престол в честь Святой-Троицы. Освящение состоялось 13.07.2003 года. Знаменательное событие произошло в современной истории прихода. Весной 1994 года замироточила икона Святой Троицы это явление продолжалось длительное время, был и запах, и зеленый цвет миро. Икону обследовали духовник епархии протоиерей Виктор Максютин, бывший благочинный Можгинский протоиерей Николай Ангелич. Епархиальный секретарь референт протоиерей Сергий Хитрин. Это явление подтверждено письмом, которое подписано Архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем от 27.12.1994 года. Впервые в Удмуртии факт мироточения зафиксирован именно в Свято-Троицком храме с.Аланши и только в ноября 1994 года в Свято-Никольском храме села Завьялово. Источник: сайт Ижевской и Удмуртской епархии

http://sobory.ru/article/?object=16600

Закрыть itemscope itemtype="" > Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918-1922 гг. Часть I 02.01.2013 1173 Время на чтение 32 минут В 2013 году будет торжественно отмечаться 300-летие Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. В связи с этим повышенное внимание вызывает ее сложная и чрезвычайно насыщенная история. Освещению наименее изученного периода истории обители - послереволюционного - посвящен цикл статей М.В. Шкаровского, который открывает данная публикация. В 2013 г. будет торжественно отмечаться 300-летие Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. В связи с этим повышенное внимание вызывает ее сложная и чрезвычайно насыщенная история. К юбилею готовятся и выходят различные издания, в том числе альбом, двухтомная история обители в 1913-2013 гг., различные буклеты и издания, посвященные насельникам Лавры. Особенный интерес представляет наименее изученный - послереволюционный период. К моменту революции 1917 г. Александро-Невская Лавра находилась на вершине своего двухвекового развития. Сотни людей ежедневно приходили в Свято-Троицкий собор преклонить колени перед мощами святого благоверного князя Александра Невского, образом Владимирской Божией Матери, принадлежавшим по преданию самому князю, иконой Нерукотворного Спаса с частицей ризы Господней и другими лаврскими святынями. В обители находилось 15 церквей и часовня, кроме того, 3 храма были в Киновии и один - в Серафимо-Антониевском скиту. Численность братии составляла в феврале 1917 г. 113 человек, в том числе 63 монашествующих и 50 послушников. Лаврский капитал в это время достигал 1 800 тыс. рублей, а доходы в 1915 г. равнялись 699,3 тыс., уступая в стране из монастырей только Киево-Печерской Лавре; в 1916 г. доход только от арендных статей составил 369 тыс. рублей, а от кладбищ - 181 тыс. Обители принадлежали сдаваемые в аренду 14 жилых домов на близлежащих проспектах и улицах, а также 41 амбар, 60 кладовых и 4 подвала на набережной Невы. Кроме того, лаврской собственностью являлись 103 земельных участка в городе, 51 десятина земли и водяная мельница в имении Серафимово Лужского уезда Петербургской губернии .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Шенкурск. Троицкий Шенкурский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Троицы Живоначальной Церковь Зосимы и Савватия Соловецких Карта и ближайшие объекты В 1637 г. здесь был учрежден Свято-Троицкий женский монастырь, упраздненный в 1764 г. Он был возобновлен как мужской в 1778 г. (с 1865 г. – женский). На территории монастыря в 1853 г. был выстроен каменный Троицкий Собор. Первая христианская церковь была основана в Шенкурске, по всей вероятности, в XIII веке. В XV в., когда христианство в наших краях утвердилось, близ Смотроковки был основан Богословский-Важский монастырь, в XVI в. – Кодемская пустынь, в XVII в. – Никольско-Вехопаденьгская, Верхошереньгско-Вознесенская и Введегско-Уздринская (в Липовской волости), а также Троицкий монастырь в Шенкурске. Монастырь был расположен на возвышенном месте восточной оконечности города, на берегу Екатерининского ручья; прежде на этом месте была приходская Екатерининская церковь, рядом – деревянная церковь во имя св. Троицы. При упомянутых церквях жили престарелые бедные женщины, называвшиеся екатерининскими старицами, питаясь подаянием молящихся. Из этих церквей – Троицкой и Екатерининской – и общины стариц при них и основался в 1664 г. Свято-Троицкий женский монастырь. Разрешение на открытие монастыря исходатайствовала у царя Алексея Михайловича инокиня Марфа, которая и стала первой игуменьей. За бедностью монастыря, она уже на следующий год вторично отправилась в Москву и просила царя о вспоможении на строительство обители. Алексей Михайлович повелел из государственных доходов построить вокруг монастыря деревянную ограду, затем были выстроены 22 кельи для монахинь и причетников. Грамотой (1672 г.) Алексей Михайлович повелевал из государственных доходов выдавать ежегодно жалованья игуменье 1 рубль, 44 старицам – по 8 алтын и 2 деньги. Также царь прислал в дар монастырю тафтяные ризы с бархатными зелеными оплечьями для священников и 7 печатных книг. В 1717 г. Указом императора Петра I монастырь из дворцовых земель был вновь наделен землею – Новоприсадным островом, что в Федорогорской волости, где находилось свыше 27 десятин (29 га) покосу. В 1719 г. на колокольне монастыря были установлены часы с боем, ход которых заводился, по древнему обычаю, на два отделения: дневное и ночное. В следующем году граждане города построили около монастыря новую рубленную ограду, крытую на два ската.

http://sobory.ru/article/?object=21352

Список использованных книг и документов 1. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993. 2. Библия . Издание Московской Патриархии. 1986. 3. Псалтирь в русском переводе с греческого текста с введением и примечаниями П. Юнгерова . Казань. 1915. 4. Добротолюбие. Репринтное издание. Сергиев Посад. 1900. 5. Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова) . М. – СПб. 1995. 6. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова) . СПб. 1905. 7. Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец. Одесса. 1903. 8. Лествица преподобного отца нашего Иоанна. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 9. Монашеское делание. М. 1991. 10.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1859 год. Ярославская губерния. СПб. 1865. 11.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1901 год. Ярославская губерния. СПб. 1903. 12.Сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. 13.Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя отца Варнавы, основателя и строителя Иверско-Выксунского женского монастыря. Сергиев Посад. 1907. 14.Описание Иверско-Выксунского женского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с письмами отца Варнавы духовника обители. М. 1895. 15.Иверский-Выксунский женский монастырь. Троице-Сергиева Лавра. 1900. 16. Введенский Д. И. Старец-утешитель Варнава (с портретом). Издание Гефсиманского скита. Троице-Сергиева Лавра. 1907. 17.Архимандрит Георгий (Тертышников). Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. 18.Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. Киев. 1856. 19.Наставления отца нашего преподобного Серафима Саровского чудотворца. Минск. 1992. 20.Жизнь пустынных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 21.Материалы по вопросам пушного дела, издаваемые П.К. Клепиковым. К. Паас. Обзор пушного дела в России. М. 1915. 22.Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах. СПб. Издания с 1890 по 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010