В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете пройдут дни открытых дверей 12 марта 2009 г. 13:13 В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете 15 марта и 5 апреля 2009 г. в 14.30 пройдут дни открытых дверей. Администрация университета и представители факультетов расскажут абитуриентам о правилах поступления, особенностях обучения. Свято-Тихоновский гуманитарный университет — это высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, которое сочетает в себе отечественные традиции как духовного, так и светского образования и науки. Двумя базовыми принципами деятельности университета являются верность Священному Преданию Церкви и открытость современной системе отечественного и зарубежного образования. Университет ставит перед собой в равной мере научную, образовательную и просветительскую задачи. Научная работа строится в соответствии с нуждами церковной жизни и научными направлениями, формирование которых обусловлено общим процессом возрождения богословия и церковно-исторической науки. Богословская проблематика окрашивает научные исследования и на гуманитарных, и на церковно-практических факультетах. ПСТГУ активно взаимодействует с ведущими церковными и государственными вузами и академическими институтами. Налажено международное сотрудничество и обмен студентами с учебными и научными центрами Болгарии, Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Румынии и Франции. Профессорско-преподавательскую корпорацию ПСТГУ возглавляет ректор — профессор, протоиерей Владимир Воробьев . В университете обучаются около 4 тысяч студентов, трудятся более 500 преподавателей и сотрудников. В ПСТГУ действуют факультеты богословский, миссионерский, церковного пения, церковных художеств, исторический, филологический, педагогический, социологический, экономики и права, информатики и прикладной математики, дополнительного образования. Выпускники университета востребованы и как священнослужители, и как сотрудники федеральных и муниципальных администраций, государственных, научных, образовательных и социальных учреждений. В течение учебного года работает подготовительное отделение. По окончании обучения выдается диплом государственного образца. Обучение на дневном отделении бесплатное. Студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от армии. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Дни открытых дверей будут проходить в конференц-зале главного здания университета по адресу: ул. Новокузнецкая, д.23 Б. Телефоны: (495) 951-6784 (приемная комиссия), (495) 953-9253 (подготовительное отделение), (495) 953-2289 (ректорат). Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/581331.htm...

Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " и другие светские и церковные ученые. Со стороны Католической Церкви в конференции принимает участие профессор Роберт Тафт (Орден иезуитов, Папский Восточный институт в Риме). Участники конференции представят результаты своих исследований в области учения о Таинствах — сакраментологии. Богословие церковных Таинств будет рассмотрено как в исторической перспективе (в библейском, патрологическом, литургическом, каноническом аспектах), так и с точки зрения его изложения в системе догматического учения. Особое внимание будет уделено церковно-практическим вопросам, касающимся совершения Таинств. Запланирована работа секции, которая посвящена различным священнодействиям, не являющимся Таинствами в строгом смысле этого термина. В ходе подготовки к конференции состоялась серия научно-богословских семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Семинары проводились на базе учебных заведений Русской Православной Церкви (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Минская духовная академия, Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Нижегородская духовная семинария, Тобольская духовная семинария). По итогам работы семинаров подготовлен сборник докладов, который будут представлен в качестве рабочего материала на конференции. В конференции принимают участие как отечественные, так и зарубежные ученые, специализирующиеся в различных областях научно-богословского знания (таких как библеистика, патрология, историческая литургика, каноническое право, догматическое и сравнительное богословие). На конференцию собрались более 100 ученых из крупнейших научных центров мира: университетов Оксфорда, Йеля, Парижа, Вены, Кембриджа, Милана, Сиены, Неаполя; из Папских Восточного института и Университета св. Ансельма; Свято-Сергиевского Богословского института в Париже; Свято-Владимирской семинарии (США). В программе – выступления представителей Константинопольской, Сербской, Элладской, Американской, Украинской, Православных Церквей, а также Нехалкидонитских Церквей, католических ученых, специалистов, принадлежащих к Англиканской и Лютеранской церквам. На конференции выступят преподаватели и сотрудники Московской и Санкт-Петербургской духовных школ; Православного Свято-Тихоновского университета; региональных духовных школ, а также Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; Издательского совета, ОВЦС МП и ряда академических институтов России.

http://pravoslavie.ru/24827.html

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Ребров Прот. Владимир Воробьев: низкий уровень преподавателей ОПК вызывает нарекания Источник:  Нескучный сад В связи с низким уровнем богословской подготовки учителей, опыт преподавания ОПК в школах вызывает негативные отзывы, – об этом в рамках круглого стола " Теологическое образование в универсуме современной России " , прошедшего 21 декабря в помещении пресс-центра РИА Новости, журналистам сообщил протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Университета – ведущего церковного вуза осуществляющего подготовку светских специалистов в области православного богословия. По мнению отца Владимира, низкий уровень преподавателей связан с тем, что в процессе подготовки педагогических кадров для этого предмета не используются возможности столичных и провинциальбных кафедр теологии. Сегодня система обучения учителей ОПК выглядит следующим образом: преподавателей на местах готовят специальные " тьюторы " , прошедшие 72-часовой курс подготовки в Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в Москве. Как сообщают сотрудники Свято-Тихоновского Университета, из этих 72 часов православию в учебном плане отведены всего два часа, чего явно недостаточно. В то же время, около десяти лет в России существуют кафедры теологии, которые готовят качественных специалистов в области христианского богословия. Сегодня они действуют практически во всех регионах, однако большинство из подготовленных ими специалистов остается невостребованными. " Большинство кафедр влачат жалкое существование и пребывают на грани закрытия, –объясняет отец Владимир. – В первую очередь это связано с недостатком финансирования. Их выпускники не используются для преподавания ОПК, а ведь вводить такой предмет без кадров – это создавать лишнюю проблему " . " Выпускники не работают теологами, потому что просто не существует такой специальности " , – рассказывает отец Владимир. По его мнению, проблема трудоустройства выпускников многочисленных провинциальных теологических кафедр остается нерешенной. Несмотря на то, что учебные планы и стандарты по теологии были утверждены еще в начале 2000-х, до сих пор такой специальности как " теолог " не существует ни в списке рабочих профессий, ни в научной номенклатуре ВАК.

http://religare.ru/2_98781.html

В лицее Российской академии художеств открывается выставка церковного монументального искусства 23 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 13 января в 14.00 в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств открывается выставка преподавателей и выпускников факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Пречистому Образу Твоему поклоняемся, Благий». 13 января в 14.00 в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств открывается выставка преподавателей и выпускников факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Пречистому Образу Твоему поклоняемся, Благий». Выставку проводит кафедра монументального искусства. Будут представлены работы заведующего кафедрой Е. Н. Максимова, действительного члена-корреспондента Российской Академии художеств, а также преподавателей, выпускников и студентов кафедры. В рамках выставки профессор Е. Н. Максимов проведет мастер-класс по фреске. 24 января в 11.00 состоится круглый стол на тему «Проблема профессионализма в современном церковном монументальном искусстве». В обсуждении примут участие протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ; Е. Н. Максимов, академик РАХ; С. А. Гавриляченко, профессор МГХАИ им. Сурикова; А. В. Рындина, член, корреспондент Российской Академии художеств; И. Л. Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского и современного церковного искусства научно – исследовательского института РАХ, доктор искусствоведения; А. М. Лидов, член – корреспондент Российской Академии художеств, историк и теоретик искусства, византолог; игумен Лука (Головков), руководитель иконописной школы при МДА, и другие известные специалисты в области церковного монументального искусства. Храмовая монументальная живопись является значительной областью церковного искусства. Непосредственно связанная с архитектурой, она физически – пространственно окружает созерцающего ее человека, погружает его в мир своих образов. Возрождение прерванной традиции канонического церковного искусства началось в России с конца 40-х годов XX в. К настоящему времени специальность церковного художника преподается в нескольких высших учебных заведениях. Это свидетельствует о том, что область церковного искусства, и в частности монументального, активно развивается в настоящее время.

http://pravmir.ru/v-licee-rossijskoj-aka...

Нужна ли пастырям психиатрия? Часть 1 2 февраля 2021 г. 14:31 В декабре 2020 года Издательство Московской Патриархии выпустило руководство для священнослужителей по пастырской психиатрии доктора медицинских наук, профессора, заместителя директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук, профессора кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В.Г. Каледы. Редакция сайта ПСТГУ попросила В.Г. Каледу рассказать о своей книге, которая явилась плодом многолетнего преподавания курса основ психиатрии студентам богословского факультета ПСТГУ. Где тонкая грань между душой и нервной системой? Мешает ли психическое расстройство спасению души? Как относятся к психиатрии святые отцы и современные старцы? На эти и другие вопросы отвечает В.Г. Каледа в первой части интервью. — Василий Глебович, студенты богословского факультета и Богословского института нашего Свято-Тихоновского университета на определенном этапе помимо основной учебной программы обязаны выбрать несколько спецкурсов. В годы моей учебы складывалось впечатление, что наиболее популярным и посещаемым был курс «Пастырской психиатрии», который уже на протяжении многих лет ведете Вы. Я тогда выбрал суровые дисциплины по догматике, поэтому теперь так хочется восполнить пробелы в знаниях и начать с основного вопроса: чему может научить будущего священника человек, который занимается медициной? — Всем нам постоянно приходится сталкиваться с людьми, у которых есть проблемы. По данным, которые приводит Центр психического здоровья РАН — основное место моей работы, — примерно 14% населения и в нашей стране, и в мире имеют какие-то психические отклонения, психические расстройства. Сюда входят достаточно распространенные различные депрессии, пограничные психические расстройства, так называемые эндогенные заболевания (биполярное аффективное расстройство, шизофрения и др.), расстройства аутистического спектра, входят возрастные отклонения в старческом возрасте, различные формы олигофрении, которые отмечаются с раннего детского возраста, то есть очень широкий спектр расстройств. Но из людей с такими расстройствами только около 6% нуждается в помощи психиатра. При этом, по данным некоторых экспертов Всемирной организации здравоохранения, психическое расстройство имеет чуть ли не 30% населения Земного шара. На мой взгляд, эти цифры излишне завышены. Но в любом случае цифры говорят о том, что расстройства встречаются очень часто.

http://patriarchia.ru/db/text/5765128.ht...

К книге, которая сегодня представлена, я шел очень долго: хотя писалась она довольно быстро, но путь к ней занял, по крайней мере, четверть века, а может быть, и больше. В самом начале 90-х годов, когда был создан Свято-Тихоновский институт (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет прим.), меня пригласили туда читать лекции по Новому Завету. Тогда я впервые соприкоснулся не только с самим Евангелием, которое читал с детства, но и с научной литературой по этой теме. Но моей основной научной специализацией последних лет была патристика, то есть я занимался учением Святых Отцов, писал книги, посвященные им, и специальная литература по Новому Завету не привлекала моего серьезного внимания. Года три назад под эгидой Святейшего Патриарха и Высшего Церковного Совета началась реализация масштабного проекта подготовки учебных пособий для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви. Мы рассмотрели весь имеющийся материал, а потом мне предстояло осуществить ревизию всех наличных научных сил; и так получилось, что начинать писать учебник по Четвероевангелию мне пришлось самому. Но, как вы понимаете, для того, чтобы написать учебник, нужно сначала очень серьезно освоить научную область. И вот я, будучи уже в достаточно зрелом возрасте, начал осваивать, по сути дела, новую для себя область научной литературы по Новому Завету. На этом этапе пришлось столкнуться с тем, что в современной западной новозаветной науке существует огромное количество концепций, по которым выстраивается изучение новозаветных текстов. Все ученые работают с одним и тем же текстом это текст Нового Завета, существуют критические издания, выверенные по рукописям; но у ученых очень разные подходы. Эти подходы я рассматриваю в первой части своей первой книги, в том числе, например, так называемую мифологическую теорию, говорящую о том, что Иисус Христос не был реальным историческим персонажем, что это была мифическая фигура, созданная на основе древнегреческих мифов об умирающих и воскресающих богах. В частности, эта теория развивалась в фашистской Германии в 20-30-е годы, она активно использовалась в Советском Союзе в атеистической пропаганде, а также нашла свое отражение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», по которому многие в нашей стране например, поколения моих родителей, дедушек и бабушек узнавали хоть что-то об Иисусе Христе. Этот роман начинается с того, что два литератора сидят в жаркий день на бульваре и рассуждают об Иисусе Христе, и один из них как раз озвучивает мифологическую теорию, а другой ему поддакивает.

http://patriarchia.ru/db/text/4570925.ht...

Про «дневников» с пастырского факультета Свято-Тихоновского института рассказывают, что к последнему курсу их в группе остается пятеро из двадцати пяти человек. Все такие — лысые, очки у них — как бинокли (потеряли зрение в библиотеках), знают по три-четыре языка… Про «дневников» с пастырского факультета Свято-Тихоновского института рассказывают, что к последнему курсу их в группе остается пятеро из двадцати пяти человек. Все такие — лысые, очки у них — как бинокли (потеряли зрение в библиотеках), знают по три-четыре языка… Им предлагают: — Мы можем снять с вас сочинение… (А сочинение у нас как маленькая диссертация: два месяца читаешь и месяц пишешь). — Мы можем снять с вас сочинение, но для этого нужно выучить еще арабский. Они: — Согласны. (То есть, что только люди не придумают, только бы сочинение не писать). И говорят, если ты к пятому курсу не переводишь бегло с арабского на древнееврейский, то считай, что напрасно провел время в институте. Не знаю, правда это или неправда, но у нас на «вечернем», слава Богу, таких ужасов нет. Супруга моего духовника спрашивает: — А сколько учатся в вашем институте? — Ну, все по-разному, — отвечаю, — кто — четыре месяца, кто — семь, кто — два года (редкая птица долетит до середины реки), кто — пять лет, а кто — десять (наиболее усидчивые, второгодники). У нас есть очень строгий преподаватель. — Батюшка, — объясняем мы, — но так же институт останется без 117-ой группы. Думаем: ну все, срезали его. — Не-ет. — членораздельно поправляет он, — это 117-я группа… останется без института. Тогда я понял, что я как раз из тех, которые учатся в нашем институте четыре месяца. До первой сессии. На первом курсе нас пугали, что нашему отцу Георгию ходят сдавать «Новый завет» по пять раз. На пятый раз он ставит «тройку» и тяжело вздыхает: — Я буду отвечать на страшном суде, что ставлю вам положительную оценку. Ну понятно, он ревнует, чтобы мы знали не хуже протестантов. Объясняет: — Они с утра до вечера «долбят» «Новый завет». Потому что у них кроме него нет других предметов. А у нас кроме него еще много других.

http://pravmir.ru/tajnoe-sredstvo-dlya-s...

Открылась выставка икон из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ Москва, 10 октября 2013 г. 8 октября 2013 г. в выставочном зале Государственного научно-исследовательского институт реставрации (ГосНИИР) открылась выставка икон из собрания Церковно-археологического музея Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На выставке представлено 79 памятников искусства конца XVII – начала XX веков из фондов Церковно-археологического музея (ЦАМ) ПСТГУ, реставрацией которых занимались студенты и выпускники кафедры реставрации факультета Церковных художеств ПСТГУ. Церковно-археологический музей ПСТГУ был создан в 2002 г. Фонды музея пополнялись иконами из разных источников: из КГБ, ФСБ, органов милиции, с таможни, из иконописной мастерской Университета, от частных лиц. Среди поступлений – два крупных пожертвования ветхих икон из действующих московских храмов – Косьмы и Дамиана на Маросейке и мученицы Татианы при МГУ. Некоторые иконы были приобретены на Измайловском художественном рынке. Среди плохо сохранившихся икон были поучительные образцы для будущих реставраторов. Это иконы, которые подверглись непрофессиональной, кустарной «реставрации» и могли служить наглядным пособием для учебного процесса. Так в музее появился «методический фонд», некоторые иконы из которого также представлены на выставке. Открывая выставку, Нина Васильевна Зайцева, заведующая отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИР, обратила внимание на особенный характер мероприятия: «Выставка – это труд выпускников и студентов–реставраторов Свято-Тихоновского университета. Данная выставка молодежная, и это наша традиция. Мы не раз представляли в нашем выставочном зале работы молодых реставраторов–выпускников МГХПА им. С.Г. Строганова, Суздальского художественно-реставрационного училища, Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И.Глазунова. Студенты и музей ПСТГУ представлены у нас впервые. Музей создан недавно, но у него совершенно уникальная коллекция – памятники иконы новейшего времени, конца XIX – начала XX в. Их реставрировали уже нынешние сотрудники нашего музея – шесть выпускников ПСТГУ стали сотрудниками ГосНИИР, в чем и прослеживается связь эпох, событий, имен».

http://pravoslavie.ru/64836.html

Но мне также необоснованной представляется обратная тенденция: стремление представить русских писателей только гуманистами, враждебными Церкви. Те уроки веры, которые получили в детстве Гоголь, Лев Толстой, Достоевский, Чехов, Леонтьев, жили в них всегда, и это церковное христианство значимо проявлялось в их творчестве. В этом и заключается исследовательская перспектива, о которой вы спрашиваете. Богословы и историки Церкви могут оказать литературоведам огромную пользу. Ведь для того, чтобы выявить и проанализировать те или иные религиозные тенденции в творчестве писателя, необходимо адекватное представление о церковной жизни, о религиозных течениях данного периода, об особенностях религиозного воспитания, о характере идейных споров в той среде, в которой формировалось сознание будущих художников. С другой стороны, эти представления должны быть соотнесены с совершенно определенным кругом богословских идей и понятий. Другими словами, здесь нужны специальные исследовательские методы. Кстати, наши западные коллеги осознают это очень хорошо - в прошлом году мне было предложено принять участие в совместном проекте Института славистики Гумбольдт-Университета в Берлине и нашего Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Проект носит характерное название " Религиозные тенденции в русской литературе XIX века " . РГ: Аналогичная международная конференция, связанная с творчеством Достоевского, готовится в недрах Свято-Тихоновского православного университета... Ореханов: Речь идет не об отдельной конференции, а о целом комплексе мероприятий, которые откроются в ПСТГУ 20 января большим пленарным заседанием и секцией, посвященной религиозным аспектам творчества писателя. Затем мы хотим в день смерти Достоевского, 9 февраля, отслужить в университетском Николо-Кузнецком храме литургию и панихиду, в этот же день начнется цикл лекций о Достоевском известной московской исследовательницы, профессора ИМЛИ Татьяны Александровны Касаткиной. А в течение года, как мы ожидаем, состоятся другие мероприятия - конференция в Ясной Поляне " Толстой и Достоевский " , студенческие олимпиады и форумы и т.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Столь длительное забвение труда архимандрита Макария не пошло, очевидно, на пользу российскому миссионерскому делу. Его предложения могли, например, пригодиться в конце 1850 – начале 1860-х годов XIX века, когда в Святейшем Синоде рассматривался вопрос об открытии миссионерского института. Вопрос этот по разным причинам тогда удовлетворительного разрешения не получил. Очевидно, что проект преподобного Макария оправдала история. Некоторые из его положений были вскоре претворены в жизнь, другие – реализованы частично или способствовали тем или иным преобразованиям. Можно сказать, что лучшая оценка этой работе дана теми свершившимися важными событиями в церковной жизни России, которые составляли в «Мыслях» только предмет желаний и надежд. В 1865 году было образовано Православное миссионерское общество, в 1875 году – издана полная Библия на русском языке. Во второй половине XIX века в России появились миссионерские братства, монастыри, благоустроенные миссии для обращения инородцев. Были открыты миссионерские семинарии, училища 95 , курсы. Идею преподобного Макария о миссионерском институте можно считать отчасти осуществленной через учреждение в 1884 году при Казанской духовной академии миссионерских отделений, а впоследствии (в 1889 году) и двухгодичных курсов для будущих миссионеров. В 90-х годах XX века были открыты Православный Свято-Тихоновский Богословский институт в Москве (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и Белгородская духовная семинария – учебные заведения, имеющие миссионерскую специализацию. Проект архимандрита Макария можно назвать его миссионерским завещанием. Некоторые положения этой работы не утратили своей актуальности и в настоящее время: в первую очередь это относится к предложенным им мерам по активизации миссионерской работы и духовному просвещению и воцерковлению народа. 87 Составлять «Мысли» архимандрит Макарий начал после того, как Св. Синод отклонил предложенный им план подготовки к миссионерской деятельности сотрудников Алтайской миссии С. Ландышева и М. Нигрицкого в Москве. В основу учебной программы миссионерского института он положил те же предложения, которые предназначались и для подготовки его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010