ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. В Москве собрались богословы и преподаватели духовных школ C 20 по 24 января в Москве проходила XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Зимняя сессия форума посвящена 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Торжественное открытие конференции возглавил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Перед началом первого пленарного заседания митрополит Кирилл посетил церковь Святителя Николая в Кузнецах, расположенную рядом с главным корпусом Свято-Тихоновского университета, и поклонился храмовым святыням. Затем в актовом зале началась работа зимней сессии XIX Ежегодной богословской конференции. Членами президиума первого пленарного заседания стали ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, епископ Женевский и Западноевропейский Михаил, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, начальница Марфо-Мариинской обители милосердия Наталья Молибога. Открывая форум, протоиерей Владимир Воробьев рассказал собравшимся об истории создания Свято-Тихоновского университета, а также поделился воспоминаниями о том, как в 1992 году прошла первая конференция — тогда чтения были посвящены памяти протоиерея Всеволода Шпиллера. В них принял участие Святейший Патриарх Алексий. В течение семнадцати лет по итогам работы каждой конференции выходит сборник докладов, прозвучавших на форуме. К настоящему времени число докладов достигло нескольких тысяч. В рамках Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета проходят тематические секции, круглые столы, объединяющие творческие усилия богословов, преподавателей и сотрудников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, а также многих представителей гуманитарных наук из академических институтов, университетов, музеев, архивов, библиотек, специалистов по церковному искусству.

http://e-vestnik.ru/reports/sobr_bogoslo...

17 декабря 2007 г. Свято-Тихоновский университет: 15 лет со дня основания Торжественный акт, посвященный 15-летию Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, состоялся 5 декабря в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. На открытии торжественного акта выступил ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев. С поздравительным словом к присутствующим обратился Святейший Патриарх Алексий. Приветственное послание университету направил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.  Поздравить Свято-Тихоновский университет с праздником пришли министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалов, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, ректор МГУ В.А. Садовничий, выпускники университета митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь), епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. Святейший Патриарх Алексий наградил ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева орденом свт. Макария, митрополита Московского (II степени). Орденами и медалями был отмечен труд многих других тружеников ПСТГУ.   Слово ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева на открытии торжественного акта, посвященного 15-летию университета Православный Свято-Тихоновский богословский институт был создан 15 лет назад из катехизаторских курсов. Наша цель была в том, чтобы, воспользовавшись наступившей свободой, выйти из гетто, в которое была загнана Церковь советской властью. Было очевидно, что вернуть православную веру нашему народу трудно. Для этого он должен найти дорогу к Богу. Эту веру нужно ему объяснить, сделать понятной. Значит, Церковь должна идти к людям, лишенным своего прошлого, находить с ними контакт, говорить о вере, о Боге на понятном им языке, развеять советский миф о том, что религия — это удел темных, невежественных людей, не знакомых с наукой, которая будто бы доказала, что Бога нет.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

В семье иерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 14 внуков. Старший сын Филипп — диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. Мы попросили отца Александра рассказать о том, как же воспитать детей верующими. В семье иерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 14 внуков. Старший сын Филипп — диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Все дети живут церковной жизнью, многие получают богословское образование. Мы попросили отца Александра рассказать о том, как же воспитать детей верующими. Как привести детей к вере? Как учить жить по заповедям? о. Александр : Конечно, родители должны постоянно посещать храм. Вне храмовой жизни воспитать детей верующими невозможно. Если речь идет о Москве, то особой проблемы при поиске храма не возникает, так как все зависит исключительно от родительской целеустремленности. Когда-то давно мы жили за городом в деревне. Дороги разбиты, грязь, а до ближайшей церкви идти 3- 4 километра . Дети маленькие, идти тяжело, их нужно везти на тележке. Как-то жена сказала батюшке, что тяжко идти. На что он ответил: «Господь каждый ваш шаг зачтет». Господь все видит и вознаграждает. Поэтому осознанная и наполненная церковная жизнь семьи – это необходимое условие. Дети также должны понимать, зачем они ходят в церковь, что они должны тут найти и что дать. Необходимо объяснять ход и смысл службы, и о праздниках рассказывать, и о житиях святых. И, конечно, важен круг общения: верующие сверстники, возможность выбрать соответствующую школу. Но что касается школы, то скажу, что одного нашего сына мы забрали из православной гимназии и перевели в математическую школу. В гимназии была и атмосфера излишне либеральная, да и самого его мы не смогли к порядку приучить. А в математической школе рабочая атмосфера. Работаешь – хорошо, плохо работаешь – исключат. Подготовка очень хорошая, задания повышенной сложности, ему приходится просто «пахать». И это очень важно. Жизнь должна быть в напряжении. Ребенок должен быть загружен каким-либо трудом, пусть даже не очень интересным. Но все же должен проявлять упорство и настойчивость в достижении целей.

http://pravmir.ru/gospod-kazhdyj-vash-sh...

В.И. Косик Содержание «И на камени веры утверди мя» (из истории русско-сербских связей) Споры, ссоры, истины Водители и ведомые Церковь, общество, политика Война и послевоенные годы Приложение I. Из воспоминаний академика, протоирея Владимира Мошина Приложение II. Из воспоминаний Владыки Василия (Родзянко) Приложение III. Молитва о России Братства Русской правды Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упоминаемых в книге Список сокращений     Искренняя благодарность моему Институту Славяноведения РАН, Православному Свято-Тихоновскому Богословскому Институту, журналу «Педагогика», моим коллегам и друзьям Александру Викторовичу Карасеву, Григорию Борисовичу Кремневу, Владимиру Алексеевичу Тесемникову, оказавших мне неоценимую помощь в книжных разысканиях. Моя специальная благодарность сотруднице Православного Свято-Тихоновского Богословского Института Наталье Александровне Кривошеевой, указавшей мне на целый пласт документов в Государственном архиве России. Особо спешу выразить признательность сотруднице Института Славяноведения РАН Римме Владимировне Булатовой, любезно согласившейся не только ознакомить меня с толстой рукописью воспоминаний известного ученого-протоиерея Владимира Алексеевича Мошина, но и дать «добро» на публикацию сведений в необходимом объеме. Равным образом я благодарен Преосвященному Василию (Родзянко) , который в один из своих приездов в Россию, за год до своей кончины принял меня, поделился для этой книги воспоминаниями из своей жизни, тесно связанной с Сербией, с церковными делами. Я признателен и сыну настоятеля Свято-Троицкого храма в Белграде о. Виталия – профессору Белградского университета Андрею Тарасьеву, чьи воспоминания широко привлекались при работе над книгой. И конечно, благодарю свою семью, особенно жену, за ее терпение и изматывающий труд по «бесконечному» исправлению моих, зачастую самонадеянных строк. И в заключение хочу выразить глубокую благодарность первому читателю моей рукописи ректору Православного Свято-Тихоновского Богословского Института протоиерею Владимиру Воробьеву, с благословения которого началась работа над предлагаемой вниманию читателя книгой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восточного института и Папского университета Грегориана (Рим, Италия). Священник и монах Ордена иезуитов. Оригинальное название представленного доклада: La structure litteraire de la priere eucharistique. Избранные публикации: http://lectioliturgica.splinder.com/ Джонсон Максвелл ( Maxwell E . Johnson ) – Ph. D., профессор Богословского отделения Университета Нотр-Дам (штат Индиана, США). Пастор Евангелической Лютеранской Церкви в Америке. Оригинальное название представленного доклада: Baptism and Chrismation in Third and Fourth-Century Egypt. Список публикаций: Джордж К. М. ( K . M . George ) – Ph. D., профессор и ректор Коттаямской духовной семинарии (Индия). Священник Маланкарской Церкви. Оригинальное название представленного доклада: Sacramentology in the Malankara (Indian) Orthodox Church. Димитрий (Капалин), архиепископ Тобольский и Тюменский – кандидат богословия, ректор Тобольской Православной духовной семинарии. Дионисий (Шленов) , игумен – кандидат богословия, доцент Московской Духовной Академии. Избранные публикации: http://www.bible-mda.ru/info/dionisy.html Дунаев Алексей Георгиевич – кандидат исторических наук, научный редактор-консультант Издательства Московской Патриархии. Список публикаций: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/opera.htm Евгений (Решетников), архиепископ Верейский – кандидат богословия, ректор и профессор Московской Духовной Академии, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Емельянов Николай , священник (ныне протоиерей) – заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Ермилов Павел Владимирович – преподаватель Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Желтов Михаил , диакон (ныне священник) – кандидат богословия, доцент Московской Духовной Академии и Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой Литургического богословия ПСТГУ, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Образование, наука, духовное просвещение См. также: Церковное образование и воспитание 2629–2744). 1069. Воробьев В., прот. Перспективы высшей православной школы//РЧ, 5-е. 1997. С. 57–67. 1070. Тихон (Емельянов), архиеп. Новосибирский и Бердский. Развитие образовательной деятельности Церкви на епархиальном уровне (из опыта работы в Новосибирской епархии)/Тихон, еп. Новосибирский и Бердский//РЧ, 4-е. 1996. С. 239–261. См. также 2764, 2765. Новые учебные заведения Православный Свято-Тихоновский богословский институт См. также: Ежегодная богословская конференция ПСТБИ 1093–1099). 1071. Воробьев В., прот., Постернак А. В., Хайлова О. И. Православный Свято-Тихоновский богословский институт//БСб. 1997. 1. С. 168–178. См. также 2451, 2628. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея 1072. III Андреевские чтения: [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 12–13 дек. 1998 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 635. 1073. V Андреевские чтения [В Доме-музее М. Цветаевой. ББИ, 11–13 дек. 2000 г.]//Страницы. 2000. Т 5. 4. С. 635–636. 1074. Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея: [Издательская программа]//МБ. 1997. Вып. 4. С. 76–78. 1075. Иннокентий (Павлов), игум. Дерево узнается по плоду: Первый выпуск ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 472–475. 1076. Конференция ББИ [, посвящ. дню св. ап. Андрея. 13 дек. 1996 г.]//Страницы. 1996. 4. С. 157. 1077. Научно-методический семинар в ББИ//Страницы. 1996. 2. С. 155–156. 1078. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование»//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 317. 1079. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1998//Страницы. 1998. Т 3. 4. С. 635. 1080. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование». 1999//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 316–317. 1081. Научно-методический семинар ББИ «Богословие, культура, образование» (осенний семестр 2000 г.)//Страницы. 2000. Т. 5. 4. С. 637. 1082. Презентация новых изданий ББИ//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождение православного вуза, или Жизнь священника в эпоху атеизма 16 мин., 03.12.2021 В этом году исполняется 30 лет Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Возникший на базе катехизаторских курсов, он сумел за относительно короткое время стать серьезным высшим учебным заведением, своего рода первенцем православного образования. Мы побеседовали с его ректором протоиереем Владимиром Воробьевым о том, как начинался ПСТГУ, какой в советское время, в эпоху господства атеизма была жизнь служителя Церкви. Корни университета — Отец Владимир, что для Вас как для ректора было самым сложным, когда только начинался Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет?  — Сначала у нас не было буквально ни одного рубля и ни одного метра площади. Все это казалось безумной авантюрой. Первые пять лет мы работали практически бесплатно. Преподавателям приходилось читать лекции по вечерам, после основной работы. Потом появились некоторые деньги, и мы стали преподавателям платить — очень немного, деньги были символические. Студенты наши тоже были подвижниками. Мы их кормили американским пюре из гуманитарной помощи. Некоторые иногородние студенты ночевали на вокзале. Все складывалось трудно, но дух был замечательный. Это время младенчества — очень чистое, светлое и радостное, хотя и очень бедное. Постепенно находились помещения. Очень помог ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Он в течение многих лет бесплатно пускал нас в университетские аудитории. В Первой градской больнице нам тоже давали помещения. А потом Господь послал нам благотворителей, которые стали финансировать нас уже более серьезно. Мы смогли выплачивать зарплату преподавателям — меньшую, чем в иных вузах, но все же соизмеримую с минимальными потребностями. Братство во имя Всемилостивого Спаса. Братство возникло в 1990 году, когда для Церкви открылись новые возможности для активной миссионерской, просветительской и социальной деятельности. Оно объединило духовные общины известных московских протоиереев Владимира Воробьева, Аркадия Шатова, Димитрия Смирнова и др. Братство активно строило и реставрировало храмы, готовило новых священников и просило об их рукоположении. Очень много внимания и сил уделялось делам милосердия и благотворительности: открытие Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, благотворительной столовой, работа в больницах, помощь многодетным семьям и сиротам и многое другое. Другим важнейшим направлением работы была просветительская деятельность братства. Им была создана православная Свято-Петровская школа (изначально называвшаяся Традиционной гимназией 1), которая сформировалась в недрах общеобразовательной школы 91 на Арбате. Священники братства читали лекции во дворцах культуры и клубах. Позже были созданы Катехизаторские курсы. Именно из Катехизаторских курсов, в свою очередь, вырос Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ныне ПСТГУ.

http://foma.ru/rozhdenie-pravoslavnogo-v...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Как правильно обращаться с иконами О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам. Как правильно обращаться с иконами. М., " Центр Благо " , 2000. Содержание: Составители данного сборника выражают сердечную благодарность: Галине Сергеевне Клоковой , заслуженному работнику культуры РФ, художнику-реставратору высшей квалификации, зав. кафедрой реставрации икон, зам. декана факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского института, зав. реставрационным отделением Московского Государственного Академического художественного училища памяти 1905 года, написавшей отзыв на эту книгу; Деминой О.В. , хранителю кафедры реставрации икон Православного Свято-Тихоновского Богословского института, предоставившей нам материалы для ее составления и сделавшей ряд ценных замечаний, а также изложившей советы по сохранению икон. Благодарим всех, кто принял участие в этой работе. ОБ ЭТОЙ КНИГЕ В книге впервые обращено внимание на необходимость и обязательность такого отношения к чтимым иконам, которое обеспечивало бы им долгую жизнь в храмовых условиях. Иконы и церковная утварь часто подвергаются порче или даже уничтожению не по злому умыслу, а от неведения или даже искреннего желания " улучшить " , облагообразить внешний вид иконы, что приводит к самым плачевным результатам. К сожалению, в наших церквах работает слишком мало специалистов, могущих реально оценить состояние той или иной иконы, оклада, старой книги. И, исходя из этих условий, публикуемая работа рассчитана прежде всего на тех, кто не имеет специального образования, но в силу разных причин имеет доступ к иконам и утвари и от кого зависит их сохранность. Это и служащие в церкви, это, в том числе, и простые прихожане, и те, кто имеет иконы в своем доме. В книге два раздела. В первом подробно объясняются причины разрушения икон, причины их " болезней " . Во втором даются советы хранителя-профессионала о правильном уходе за иконами, об условиях их хранения. Приводятся запоминающиеся примеры из практики церковной жизни, рассказывается о случаях " невинной " порчи икон от незнания правил обращения с ними, от неграмотного, варварского " реставрационного " вмешательства. Очень важна последовательно проводимая мысль о необходимости возрождения института ризничих-хранителей в каждом храме, о необходимости в каждом храме иметь своего, штатного, реставратора, который бы знал каждую из своих икон, наблюдал бы за ними вместе с хранителем ежедневно и мог вовремя оказать необходимую помощь. Не следует пренебрегать опытом хранения и ухода за иконами, накопленным музеями. Все достижения науки могут быть использованы в церкви. Конечно, церковь не музей, сохранять иконы в церкви сложнее. Но тем больше внимания следует уделять решению этой проблемы.

http://zavet.ru/a/rss_1299740506.html

1 Флоренский. П., свящ. Столп и утверждение истины. М. Лепта. 2002. с. 98—99. 2 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт. М. 1996)., c. II. 3 Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник. 1998. с.9. 4 Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.90. 5 Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1992, т. 2. с.7. 6 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170. 7 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. – Репринт. Ростов-на-Дону. 1992. с.188. 8 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171. 9 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.207. 10 Слободской С. Прот. Закон Божий. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.125. 11 Слободской С., прот. Закон Божий. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.136. 12 По книге: Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1997. ч.3. с.91—92. 13 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.2. с.129. 14 Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.88. 15 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви М.: Центр «СЭИ». 1991. с.83. 16 Дионисий Ареопагит, св. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб. 1994. с.131. 17 Написано по книге: Катехизис. Киев: Издание УПЦ. 1991. с.112—114. 18 Написана по книге: Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. с.60—65. 19 Давыденков О., иерей. Катехизис. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1998.с.105. 20 Филарет, святитель. Пространный христианский катехизис. Белосток. 1990 (репринт). с.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Archive Пн Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы по комиссиям Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы по комиссиям утвержден решением Священного Синода от 12 марта 2024 года ( журнал 4 ). Комиссия по богословию и богословскому образованию 1. митрополит Будапештский и Венгерский Иларион — председатель 2. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, — секретарь 3. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений 4. митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Синодальной богослужебной комиссии, председатель Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения 5. епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии 6. епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии 7. епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи 8. епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 9. епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 10. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 11. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 12. протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии 13. протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви 14. протоиерей Кирилл Копейкин, доцент Санкт-Петербургской духовной академии 15. протоиерей Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии 16. протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии 17. протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 18. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 19. протоиерей Николай Чернокрак, преподаватель Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010