А. Лебедев, Н. Б. Тихомиров и А. А. Турилов. Экспедиция проводилась под эгидой Археографической комиссии при Президиуме АН. 27 февраля 1984 года в конференц-зале библиотеки Академии Наук в Ленинграде состоялось заседание, на котором архимандрит Иннокентий сделал сообщение о результатах работы научной экспедиции на Афоне и об изучении рукописей Свято-Пантелеймоновского монастыря. В этот же день научные материалы экспедиции были переданы в рукописный отдел БАН, где, согласно ранее принятому решению, организовано хранилище рукописных материалов, связанных с историей Святой Горы. Эта работа отечественных исследователей представляет большую ценность ещё и потому, что рукописи, хранящиеся в святогорских обителях, подвергаются разного рода опасностям. Так, в 1968 г. в Свято-Пантелеймоновском монастыре возник пожар. По свидетельству насельников обители, пламя стало быстро распространяться и уже охватило постройки, прилегающие к библиотеке, в огне была дверь книгохранилища, но именно в этот момент пожар удалось потушить. Это счастливое обстоятельство позволило сохранить бесценные рукописи, в противном случае они разделили бы судьбу манускриптов Андреевского скита. В настоящее время библиотека монастыря содержит более 1320 греческих и около 600 славянских рукописей, написанных как на пергаменте, так и на бумаге67. В библиотеке также имеется более 20 тысяч печатных книг на русском и греческом языках, среди которых встречаются довольно редкие издания... В архивах Свято-Пантелеймоновского монастыря имеется больше всего материалов, связанных с историей многовековых духовных связей святогорских обителей с Русской Православной Церковью. Архимандрит Августин (Никитин), доцент Санкт-Петербургской духовной академии См. Rouillard G., Collomp P. Actes de Lavra, p. 52. Цит. по: Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества. Труды Отдела древнерусской литературы 19. М.-Л., 1967, с. 123. По другим данным — 1142 г. (См. Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

В. Троицкому, в котором сообщил, что в Россию едут наместник обители иеромонах Иакинф и иеромонах Мелитон, которым поручено принести Сергею Викторовичу общебратскую благодарность за его помощь в преодолении смуты . Через несколько недель игумен Мисаил отправил телеграмму обер-прокурору Российского Синода В. К. Саблеру, в которой просил «повергнуть к стопам Его Императорского Величества благодарность за освобождение Пантелеймоновского монастыря о грозившей ему опасности со стороны сектантов». 13 сентября российский посол в Константиноплое М. Н. Гирс сообщил настоятелю, что на соответствующем докладе обер-прокурора император начертал: «Желаю Пантелеймоновскому монастырю мира, тишины и благочестия» . В мае–июле в знак своего согласия с посланием Константинопольского патриарха и постановлением Святейшего Синода поставили подписи почти все насельники подворий, метохов и конаков Свято-Пантелеймоновского монастыря. В их числе были несущие послушание на конаке в Карее антипросоп иеромонах Пимен и три монаха, а также временно пребывавшие на конаке иеродиакон Неарх, схимонах Леон и монах Денасий. Исключение составила братия Одесского подворья . Еще 28 мая некоторые ее представители вступили в дискуссию с архиепископом Никоном, выражая свое открытое сочувствие имяславию и называя владыку «еретиком» . В июне из 75 насельников подворья только 56 подписались под посланием Константинопольского патриарха и постановлением Святейшего Синода, осуждавшими имяславие. В результате некоторые из братии добровольно покинули подворье, а три монаха были с него принудительно удалены . В Свято-Пантелеймоновском монастыре для разъяснения паломникам произошедших событий вскоре был изданы специальные листки, а осенью 1913 г. в Москве вышли написанная игуменом Мисаилом с братией брошюра «Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 г. в Пантелеймоновом монастыре» и листок «Всем благодетелям, почитателям и поклонникам обители св. великомученка и целителя Пантелеимона на Афоне» . Посол России в Константинополе Гирс со ссылкой на генерального консула Шебунина разделил высланных с Афона имяславцев на две категории: «С одной стороны, зачинщики и подстрекатели, с другой – невежественные массы.

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

Отметив, что первый союз обителей окончился вместе с разорением Рыльской обители во время падения Болгарского царства в конце XIV или в начале XV века, архимандрит Леонид так оценивает значение договора от 1466 года: «Долго ли продолжалось условленное этим актом вторичное соединение обоих монастырей под общим управлением, нам неизвестно, но и доныне, при совершенной независимости сих монастырей одного от другого, память их двукратного соединения означается сохранением духовного и дружелюбного общения между братством обоих монастырей»28.Что же касается самой грамоты от 1466 года, то по мнению современного болгарского исследователя, договор был составлен и заключен на Афоне, в Пантелеймоновском монастыре, с которым у братьев Иоасафа, Давида, Феофана были какие-то более ранние связи. О том, что договор был заключен на Афоне, можно судить как по отдельным выражениям, так и по упоминанию имён проигуменов, старцев и других представителей монастырского управления, несомненно, принадлежавших к более многочисленному братству монастыря, каким в то время мог быть Пантелеймоновский монастырь (и не мог быть Рыльский монастырь)29. Договор между Свято-Пантелеймоновским и Рыльским монастырями представляет собой важное свидетельство о достигнутом единении между православными славянами Балканского полуострова: болгарами и сербами с одной стороны, и русскими Пантелеймоновского монастыря и Византией, с другой,— против наступавшего в XIV–XV вв. ислама. Возобновление связей с Россией. В 1453 году пал Константинополь, а в 1459 году турки лишили независимости Сербию. Афон также был подчинён туркам, и для него наступили тяжёлые времена, хотя он и добился у турецкого султана некоторой автономии. В эти же годы восстановилась, наконец, связь Пантелеймоновского монастыря с Россией. Так, имеется известие о том, что в 1497 г. Паисий, игумен монастыря святого Пантелеймона, с тремя старцами был в Москве у Великого князя Ивана III. К сожалению, статейные списки Посольского приказа по сношениям с Востоком за XV столетие утрачены, но в списках, сохранившихся с 1509 года, сразу прослеживаются живые русско-афонские связи, из чего можно сделать вывод о том, что они существовали и до этого года30.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

Дело Варлаама об устроении Пантелеймоновского монастыря продолжал его преемник игумен Киприан, родом из Харькова. В 1720 году он приехал в Москву за помощью для монастыря и, увозя щедрые пожертвования, наряду с церковной утварью вёз пополнение для Свято-Пантелеймоновского книгохранилища.В 1726 году Афон в первый раз посетил Василий Григорович-Барский. Он с чувством радости описывал, как ему было приятно оказаться среди своих соотечественников в монастыре святого Пантелеймона. Но он писал также, что нашел в нём всего четырёх иеромонахов: двух русских и двух болгар (с игуменом болгарином во главе монастыря). Монастырь «ещё же и того ради называется русский, яко от древних царей русских милость и призрение к нему большее показавашеся, нежели к иным, их же и хризовулы тамо видех еще хранимы»,40 — писал В. Г. Барский. Второй раз В. Г. Барский смог посетить Афон только лишь в 1744 году. За это время в Свято-Пантелеймоновском монастыре произошли значительные перемены. Новые войны времён императрицы Анны Иоанновны опять сделали трудным положение русских монахов на Афоне, и в 1735 году монастырь святого Пантелеймона населили греки. Поэтому во время своего вторичного посещения Афона в 1744 году В. Г. Барский не нашёл ни одного русского инока в обители святого Пантелеймона. Он объяснял эту перемену следующими причинами: «егда стало невольно российским монахам выходи-ти из своего отечества в чужие страны (по случаю войны 1734–1739 гг.), взяша его во власть свою греки и до днесь обладают»41. По словам В. Г. Барского, греки «россам же или сербам или болгарам отнюдь в нём жительствовать не попущают, бояшися, да не како его благословно возьмут в свою власть, аки древнюю свою обитель». Богатую славянскими рукописями и печатными книгами Пантелеймоновскую библиотеку греки к этому времени почти всю распродали, о чём также со скорбью писал В. Г. Барский: «Бяху же тамо, якоже слышится, и книги многи, печатныя же и древния рукописныя славянския; в прибытие же мое тамо малочисленныя обретошася, некия точию правильные и отеческия, но и те готовы бяху продати греческие тамо живущие отцы»42.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

А. Дмитриевского, на 1889 год там насчитывалось уже 850 рукописей62, которые, по-видимому, поступили сюда из библиотек других афонских обителей. Реальность и перспективы. Многие невзгоды претерпел Свято-Пантелеймоновский монастырь с началом первой мировой войны. В течение нескольких десятилетий монашеская братия не имела связи с родиной. Об этом периоде времени имеется краткое свидетельство шотландского паломника Сиднея Лоха, который посетил в те годы книгохранилище Свято-Пантелеймоновского монастыря. «В библиотеке (Пантелеймоновской.— Авт.) сохранилось несколько иллюстрированных Евангелий, датируемых XI–XIV вв., несколько фрагментов рукописей, несколько славянских пергаментов, десятки славянских церковных книг, написанных до XIX века, и значительное количество современной богословской литературы»63,- писал С. Лох. В те трудные годы не могло быть и речи о каких-либо изысканиях отечественных исследователей на Афоне. Ещё совсем недавно видный ученый Я. Н. Щапов писал: «Что касается Пантелеймонова монастыря «Руссика», в котором в послевоенные годы был пожар, то новых сведений о русских рукописях, принадлежавших этому монастырю, в нашем распоряжении нет»64. Лишь только в начале 1960-х гг. возобновилось пополнение Свято-Пантелеймоновского монастыря иноками Русской Православной Церкви. Грузинский исследователь и публицист Гурам Патария, побывавший на Афоне в 1977 г. и лично убедившийся в бедственном состоянии ряда святогорских хранилищ, предлагал следующее: «Если по каким-то причинам церковные власти (Афона.— Авт.) не хотят допускать туда учёных (светских специалистов.— Авт.), то, может, можно было бы послать туда представителей наших религиозных организаций, которые вообще могли бы многое сделать для предотвращения утраты ценных памятников христианской культуры за рубежом»65. Но, к счастью, времена меняются, и осенью 1983 года научная экспедиция из нашей страны смогла приступить к работе на Афоне, возобновив, таким образом, после 70-летнего перерыва изучение святогорских рукописей66.В состав этой рабочей группы входили её руководитель архимандрит Иннокентий (Просвирнин) (Издательский отдел Московского Патриархата), а также представители Академии Наук А.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

Схимонах Далмат Загородний, (прожив 27 лет в Пантелеймоновском монастыре, много побоев претерпел за имя Иисус Христово и изгнан из обители). Монах Платон Цаплин, (прожил 15 лет в Пантелеймоновском монастыре, лишен келейного имущества и многие раны претерпел, изгнан из обители). Монах Мартин Пешевонов. Монах Ксенофонт Величко. Монах Полихроний Белых. Монах Афанасий Демидов. Монах Фриментий Легинький. Монах Никифор Чернявский. Монах Симеон Малько. Монах Герасим Романов. Монах Палладий Свищук. Монах Симеон Шевченко. Монах Мардарий Кулаковский. Киево-Печерская, Феодосиевская церковь , квартира афонских иноков Подлинник. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1., Д. 360. Л.1–3 об. Прошение монаха Климента, доверенного Русского на Афоне Свято-Андреевского скита митрополиту Платону, председателю 9-го отдела Священного Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви 15 ноября 1917 года Вследствие ходатайства имябожников в Святейшем Синоде о передаче им подворий афонских обителей в обеспечении их, из общих обительских капиталов, и даже о водворении их, после войны в эти обители, из коих они удалены за пропаганду ереси и за учиненный ими при этом мятеж, мною подано прошение в Святейший Синод от 19-го июня сего года, чтобы ходатайство их не было принято во внимание, как незаконное и вредное для братии, живущей в этих подворьях и обителях. Известно мне, что это прошение (копия его при сем прилагается) внесено Святейшим Синодом в Святейший Поместный Церковный Собор, и что, Священный Собор передал его на рассмотрение своему девятому отделу. В виду сего честь имею, дополнительно к этому прошению, смиреннейше просить Ваше Высокопреосвященство милостивейше обратить внимание девятого отдела Священного Церковного Собора на следующие обстоятельства: Имябожники во главе с иеромонахом Антонием Булатовичем, замыслив сменить игумена Иеронима, оклеветали его и несуществующей «имяборной ереси». Для этого, они, предварительно разбросали по коридорам скита клеветнические про кламации и разослали своих агентов по келлиям привлекать братию лестью и угрозами к подписи бумаги для смешения игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

1024 . Афонская святыня в Москве. М. 1997. 79, ил. 1025 . Афонские современные подвижники. М. 1880. 40; 1883. 32; 1891; 1900. 40; СПб. 1876. 40. Подвижники Святой Горы. Иеромонах Арсений. М. 1904. 39. М. 1996. 1026 . Большаков С. Н. Иеросхимонах Иероним, возобновитесь русского монашества на Афоне в XIX веке//ВРЗПЭ 1963. 41. 52–62. пер.: Hieromonk Ieronim Solomentsev of Mount Athos//ВРЗПЭ 1963. 41. 7–16. [Иероним (Иоанн-Иоанникий Соломенцев), иеросхимонах (1803–1885)]. 1027 . Варсонофий, еп. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX-haчaлe XX в. Саранск 1995. 176. 1028 . [Воинов Н.] Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря иеромонах Арсений. Биографический очерк, посвящаемый почитателям памяти почившего мужа. С приложением слова и речи, сказанных при его погребении//ДЧ 1881. 2. Сент. 414–437; 3. 49–64. изд.: М. 1881. 40. 4 М. 1899. 38. 1029 . Горский А. В. О сношениях Русской Церкви со Святогорскими обителями до XVIII столетия//Приб. к изд. творений св. отцов в рус. переводе. М. 1848. 6. 1030 . Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеймоновского монастыря Священноархимандрита Макария (Сушкина)//Странник. 1892. 1. 291–299, 508–531, 680–701; 2. 82–106, 266–296, 481–502; 3. 75–96, 295–316, 506–518; 1893. 1. 418–433; 2. 64–94; 1894. 2. 298–323, 501–520; 3. 93–120, 304–320, 490–508; 1895. 1. 112–123, 342–355 изд.: СПб. 1895. 422, IV. 1031 . Дмитриевский А. А. Русский самородок на св. Афонской горе. Незабвенной памяти схимонаха Матфея, библиотекаря Русского Пантелеймонова монастыря. СПб. 1912. 2, 20. [Отд. оттиск из Сообщ. Правосл. Палест. Об-ва. 1912. 1]. 1032 . Зайцев Б. К. Афон. Париж 1928. 1033 . Записки о жизни и подвигах в Бозе почившего старца игумена иеросхимонаха Виссариона [Толмачева] и сотрудника его иеросхимонаха Варсонофия [Вавилова], основателей Русского Свято-Андреевского общежительного скита на св. горе Афонской, с воспоминанием и о других сподвижниках их. Одесса 1884. 51. 2 1889. 76. [С расшир. титулом].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Отец Иероним всегда был уверен в правильности изгнания имяславцев, но как человек не смог пересилить страданий своего сердца, тяжело переживавшего разлуку с высланной из скита братией и начавшегося упадка родной обители. 10 января 1920 г. о. Иероним, внешне совершенно здоровый, умер от обширного инфаркта во время колки дров . Изгнанный из Свято-Андреевского скита архимандрит Давид (Мухранов), принеся покаяние перед Константинопольским патриархом, был вынужден навсегда покинуть Святую гору. 14 октября 1913 г. золотых крестов и почетных грамот от Вселенского патриарха Германа «в ознаменования благополучного избавления Святой Афонской горы от ереси имябожничества» удостоились игумен Свято-Пантелеймоновского монастыря архимандрит Мисаил и наместник монастыря иеромонах Иакинф . Отец Мисаил также воспринял случившееся во время смуты как «глубочайшую» сердечную рану, тяжело переживал при каждом воспоминании об этих днях и непрестанно молился «за своих заблудших чад» . В Свято-Пантелеймоновском монастыре 2–4 июля был наложен трехдневный пост, после окончания которого 5 июля совершен крестный ход вокруг стен обители. В день празднования памяти преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского 5 июля архиепископ Никон совершил литургию в Покровском соборе, за которой сказал слово и прочел особую разрешительную молитву над всеми присутствовавшими в храме . После завершения операции по высылке имяславцев архиепископ Никон 7 июля покинул Свято-Пантелеймоновский монастырь и в течение трех дней посещал Свято-Андреевский и Свято-Ильинский скиты. В Андреевском скиту владыка навестил одного из руководитеоей имяславцев игумена Арсения, которого к тому времени неожиданно разбил паралич (он скончался 22 августа 1913 г.). 10 июля архиепископ отбыл с Афона в твердой уверенности в том, что ему удалось покончить с «ересью». 11 июля владыка Никон встретился в Константинополе с патриархом Германом, доложив ему о «водворении мира» в русских обителях Афона. 13 июля экспедиция вернулась в Одессу .

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

К весне 1913 г. имяславцы имели количественный перевес над своими противниками в трех русских обителях Афона – Свято-Пантелеймоновском монастыре, Свято-Андреевском и Фиваидском скитах. Между тем в течение всей первой половины года афонские имяславцы находились под сильнейшим давлением со стороны российской церковной власти в лице Святейшего Синода, российского государства в лице его дипломатических представителей и греческой церковной власти в лице афонского Кинота и Константинопольского патриарха. Российская церковная власть безоговорочно поддерживала противников имяславия. В Святейшем Синоде росла обеспокоенность ситуацией, складывавшейся в русских обителях Афона. В январе 1913 г. в борьбу против имяславцев активно включился еще один влиятельный иерарх, член Синода и Государственного совета епископ Никон (Рождественский), вскоре возведенный в сан архиепископа. 19 января он направил игумену и братии Свято-Пантелеймоновского монастыря в ответ на их послание письмо, в котором призывал святогорцев отказаться от чтения книги «На горах Кавказа», «послужившей причиной разномыслия в великом деле иноческом». Владыка предупреждал русских афонитов, что, если они не подчинятся решению Константинопольского патриарха и Святейшего Синода, «то греки отнимут у русских и монастыри, обвинив их в ереси. А если Греческая Церковь обвинит русских иноков в схизме, то и Русская не в праве будет иметь с ними общение» . Послание епископа Никона носило примирительный характер – Владыка не усматривал ереси в книге «На горах Кавказа» и предлагал признать спор об имяславии недоразумением, причиной которого стало разное понимание учения о. Илариона имяславцами и их противниками. Однако афонские имяславцы считали иначе. В своем ответе епископу Никону они указали на то, что главной причиной спора являются не книга «На горах Кавказа», а статьи иеромонаха Хрисанфа и архиепископа Антония (Храповицкого). Церковная власть в Константинополе следила за развитием событий. Получив доклад Кинота, новоизбранный патриарх Герман V, преемник скончавшегося 13 ноября 1912 г. Иоакима III, 15 февраля направил на Афон грамоту, в которой осуждались события в Свято-Андреевском скиту и указывалось: «Считая иеромонаха Антония Булатовича и архимандрита Давида виновниками произведенного беззаконного восстания, в захвате скита и вообще происходящего в Святой горе... столкновения и смущения между русскими монахами, определяем, согласно решению синодальному: как только получите наше патриаршее послание, известите от имени Церкви вышеуказанных лиц, чтобы немедленно явились в Царствующий град и дали ответ Священному Синоду за распространяемое ими учение о имени " Иисус " , послужившее поводом к этим печальным событиям, иначе Церковью будут приняты строжайшие против них меры» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10034006/

Отчет о расходовании означенных сумм выборными старцами представляется всему братству обителей. При замирении покорнейше просим Св. Синод принять меры к нашему возвращению на Св. Гору. Желательно, чтобы для снесения с Св. Патриархом относительно нашего возвращения было бы послано особое духовное лицо, пользующееся взаимным доверием, и той, и другой стороны. Это же лицо, которое возьмет на себя миссию «Примирителя» и «Третейского судьи» должно будет сопутствовать возвращающимся инокам в их кровные обители. Здесь на месте ему придется решить, лично удостоверившись во взаимном отношении изгнанной и оставшейся братии, возможно ли надеяться, что совместная жизнь под одним кровом будет мирной? Мы лично глубоко уверены, что за исключением враждебных нам игуменов Мисаила и Иеронима и десятка или двух из самых рьяных приверженцев, вся остальная братия примет нас с распростертыми объятиями. Если же мы ошибаемся, и если, наоборот, выясниться невозможность мирного сопребывания под одним кровом, то под председательством сопутствовавшего нам духовного лица должна собраться комиссия в каждой обители из 6 выборных старцев в каждой по три от каждой стороны для раздела братского достояния и для выбора нового места для выделяющейся братии. В этом отношении затруднений предвидеться не может, потому что у Пантелеймоновского монастыря на Афоне, кроме главной обители, имеется целый монастырь на вершине – «Старый Руссик», обширный и прекрасный скит Новая Фиваида, обширный хутор Крумица и еще много других обширных хуторов, из коих каждый может быть обращен в отдельный монастырь. По уполномочию всей изгнанной братии прошение подписали: Ктитор Свято-Андреевского скита и настоятем (в изгнании) архимандрит Давид, Соборный старец монастыря Св. Вел-Муч.и Целителя Пантелеймона (в изгнании) и уполномоченный братии монах Ириней, Соборный старец Свято- Андреевского скита. (в изгнании) и уполномоченный братии иеросхимонах Антоний. Петроград. Типографский экземпляр. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 359. л. 38 об.–40. Прошение монаха Климента, доверенного Русского на Афоне Свято-Андреевского скита, в Святейший Правительствующий Синод

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010