Такая ситуация сохранялась до 80-х гг. XVII в. С воцарением Феодора Алексеевича к Н. В. м. были приписаны 19 муж. мон-рей в 15 уездах: Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Волоцком у., Никольский Пятницкий мон-рь в Дмитровском у. (совр. дер. Пятница Солнечногорского р-на Московской обл.), Покровская Сосновская пуст. в Зарайском у. (совр. с. Сосновка городского округа Озёры Московской обл.), Троицкая Старокадомская пуст. в Темниковском у. (совр. с. Ст. Кадом Кадомского р-на Рязанской обл.), Тихонов Карачевский в честь Воскресения Христова мужской монастырь , Зосимова Сестринская (Успенская Изосимова) Клинская пуст. в Клинском у. (совр. урочище Изосименье близ дер. Степаньково Лотошинского р-на Московской обл.), Курмышский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь (ныне с. Курмыш Пильнинского р-на Нижегородской обл.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь , Успенский Боровенский мон-рь (Ферапонтова пуст.) в Мещовском у. (совр. с. Боровенск Мосальского р-на Калужской обл.), Никольская Бутылицкая пуст. в Муромском у. (совр. с. Бутылицы Меленковского р-на Владимирской обл.), Симеоновский монастырь в Ряжском у. (совр. с. Семион Кораблинского р-на Рязанской обл.), Нищевский Покровский мон-рь в Рязанском у. близ с. Белоомут (совр. рабочий пос. Белоомут городского окр. Луховицы Московской обл.), Жерновский Никитский мон-рь в Рязанском у. (совр. с. Жерновище Спасского р-на Рязанской обл.), Успенский Введенский Астраганский (Строганский) мон-рь в Тверском у. (ныне территория затоплена Иваньковским водохранилищем), Дудин Николаевский мон-рь в Тверском у. (совр. дер. Дудино Калининского р-на Тверской обл.), Савватиева пуст. в Тверском у. (близ совр. дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), тверской Феодоровский мон-рь (в черте г. Твери), Кирилло-Афанасиевский мон-рь в Угличском у. близ г. Мологи (ныне территория затоплена Рыбинским водохранилищем), Успенская Андрианова пуст. в Шацком у. (совр. с. Пустынь Касимовского р-на Рязанской обл.).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Церковь вмч. Георгия мон-ря Нучет. 1840–1848 гг. В 25 км от Тырговиште в с. Мэнэстиря (коммуна Кобия) находится мон-рь Кобия, основанный в 1572 г. стольником Бадей Болосиным. Никольская ц. мон-ря отличается уникальным внешним декором и является единственным памятником, сохранившимся в первоначальном виде. Во время реформ Кузы мон-рь был закрыт, церковь стала приходской. В 2001 г. храм был расписан худож. Р. Андроником. В наст. время ведутся переговоры по восстановлению здесь мон-ря. Мон-рь Нучет в 16 км от Тырговиште, возможно, существовал еще с нач. XV в.: по преданию, он был основан прп. Никодимом Тисманским. Однако 1-м известным ктитором стал жупан Гергина, дядя господаря Раду IV Великого (рубеж XV и XVI вв.). Нучет был впервые упомянут в грамоте св. Нягое I Басараба, где говорится о том, что господарь Влад IV Кэлугэрул (Монах) (1482-1495) пожаловал мон-рю «горы Бучеджи». В 1592 г. Нучет был преклонен мон-рю Дусику близ Пили в Фессалии в юрисдикции К-польской Церкви. Мон-рь пострадал во время австро-турецкой войны (1736-1739) и землетрясения 1738 г. Несмотря на проведенные семейством Вэкэреску реставрационные работы, Георгиевская ц. в 1840-1848 гг. была полностью перестроена. Как и мн. др. обители, Нучет прекратил свое существование после секуляризационных реформ Кузы. Решение о возобновлении мон-ря было принято 15 марта 1994 г., в нояб. 2004 г. отреставрированная Георгиевская ц. и весь комплекс были освящены. В мон-ре подвизаются 10 насельниц, настоятельница - мон. Андрея (Давид). В 5 км от Тырговиште расположен мон-рь Вифорыта, основанный в XV в. Впервые упомянут в источниках в 1530 г. в связи с постройкой здесь господарем Владом V Тынэром (Молодым) ц. во имя вмч. Георгия. Обитель пострадала во время похода трансильванского кн. Габора Батори в 1611 г., восстановлена господарем Раду IX Михней (1611-1616). После землетрясения 1940 г. мон-рь был восстановлен при содействии румын. патриарха Юстиниана (Марины). В 1960 г. в мон-ре был организован приют для вдов священников. До 2000 г. монастырь находился в непосредственном ведении Патриархии, затем перешел в юрисдикцию Тырговиштской архиепископии. В монастыре подвизаются 85 насельниц, настоятельница - ставрофора Михаила (Грэждян).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

В 1585 г. мон-рь стал преклоненным афонскому мон-рю Ксиропотам , Пострадал во время взятия турками Бухареста в 1595 г. и пожара 1614 г. Совр. вид приобрел после значительной перестройки в 1647 г. господарем Матеем Басарабом (Матеем I) по образцу кафоликона мон-ря Дялу. Тогда же в обители были выстроены господарский дом и защитные стены. Колокольня возведена в 1802-1806 гг. игум. Дионисием из Янины. После секуляризации церковного имущества в 60-х гг. XIX в. стал приходской церковью. В 1953-1955 гг. были проведены реставрационные работы, 24 июня 1958 г. мон-рь был открыт. В общине 10 монахов, настоятель - архим. Виссарион (Мэринеску). Мон-рь Кэлдэрушани (с. Грую) с кафоликоном во имя вмч. Димитрия Солунского был основан Матеем I в 1637-1638 гг. Первоначальная живопись поновлялась в 1778, 1817 и 1911 гг. Совр. роспись выполнена в 30-х гг. XX в. Д. Белизарием. В мон-ре подвизаются 35 монахов, настоятель - архим. Лаврентий (Гата). Кафоликон во имя прп. Иоанна Хозевита (Нового Нямецкого) мон-ря Доамна-Кьяжна (с. Кьяжна) был построен господарями Александром Ипсиланти (1774-1782) и Николае Мавроджени (1786-1790) как монастырская церковь, однако мон-рь так и не был открыт из-за того, что вскоре был разрушен турками. Церковь отличается своими размерами (43×18 м). В 2008 г. Бухарестская архиепископия приняла решение возродить мон-рь, настоятелем был назначен иером. Афанасий (Бэдулеску) (братия формируется). Мон-рь Цигэнешти в 35 км от Бухареста в с. Чолпани был основан в нач. XVII в. румын. монахами, прибывшими из афонского скита св. Анны, как скит мон-ря Кэлдэрушани. В 1780 г. Матей Жигэнеску и Параскева Кэплеску построили в мон-ре деревянную церковь. Сохранилась чудотворная икона Божией Матери из старой церкви. В 1805 г. братия перешла в мон-рь Кэлдэрушани, в Цигэнешти была основана жен. обитель и поселились монахини из скитов Турбаци (с. Силиштя-Снаговулуй) и Майчилор (Бухарест). В 1799-1812 гг. бан Георге Флореску и архим. Досифей из Кэлдэрушани на месте старой выстроили каменную церковь, к-рая в 1853 г.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Покинув обитель, они распространили традицию Авраама Кашкарского по всей империи Сасанидов. Устава Великого мон-ря придерживался Раббан Яэкоб (Иаков), основатель мон-ря Бет-Аве (букв.- «Дом отцов», «Лесной монастырь»), располагавшегося в 40 км к востоку от горы Изла и ставшего центром восточносир. М. после кончины Авраама Кашкарского. Здесь начинали свой монашеский путь известные писатели и деятели Церкви Востока католикос Ишояв III , Сахдона (Мартирий) и др., о которых повествует «Книга настоятелей» Фомы Маргского (IX в.). В Бет-Аве был рукоположен во епископа прп. Исаак Сирин, во времена которого (VII-VIII вв.) в этом мон-ре жило ок. 300 монахов, в т. ч. знаменитый сир. писатель и переводчик Ананишо, составитель знаменитого аскетического сб. «Рай отцов». На юге Месопотамии, у побережья Персидского зал., в пров. Бет-Хузайе, традицию Авраама развивал Раббан Шапур (Шабур), к-рый основал мон-рь, носивший его имя. В VIII в. с этим мон-рем была связана жизнь великих восточносир. мистиков прп. Исаака Сирина, Симеона д " Тайбуте, Дадишо Катраи, в сочинениях к-рых заметно сильное влияние Евагрия Понтийского. В Центр. и Юж. Месопотамии первые мон-ри появились уже во 2-й пол. IV в. Нек-рые из них последующая традиция связывает с памятью персид. мучеников, пострадавших во времена гонений шаха Шапура II (309-379). Мон-рь Мартирион (св. Мучеников) близ Киркука, в пров. Бет-Гармай, был основан, вероятно, вскоре после окончания гонений. Примерно в это же время в центральной пров. Бет-Арамайе подвижник Мар Абда основал мон-рь, известный как Дейр-Куни ( Fiey. 1965-1968. Vol. 3. P. 189), а его ученик Авдишо - мон-рь возле г. Хира. В кон. IV в. (376/8) мч. Бадма основал мон-рь в провинции Элам. В нач. V в. возникла обитель Иоанна Кашкарского недалеко от Кашкара (Ibid. P. 157). В Сев. Ираке центральной фигурой восточносир. М. был Хормизд (VI-VII вв.), к-рый начал монашескую жизнь в лавре Бар Эдты недалеко от Мосула, где подвизался ок. 40 лет (в т. ч. 32 года в качестве отшельника). Избегая славы чудотворца, он удалился вместе с группой учеников в мон-рь Реша на горе Маклуб в Сев. Ираке. Вскоре в этом регионе появились новые мон-ри, основанные учениками Хормизда, в частности Мар Йозадаком, основателем обители в Бет-Карду, в к-рой впосл. приняли монашество Иоанн Дальятский и Несторий, еп. Бет-Нухадры. Сам Хормизд перебрался в Алкош, где благодаря финансовой помощи правителя Мосула основал новый мон-рь. Монашеская традиция этого подвижника несколько отличалась от традиции Авраама Кашкарского: в ней особый акцент делался на сверхъестественном мистическом опыте подвижника, его контактах с иным миром и даре чудотворения, так что жизнь самого Хормизда представлена в источниках как жизнь мага.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Одной из ключевых фигур, связанных с леринским монашеством, является прп. Иоанн Кассиан, уроженец Востока, переселившийся на Запад и осевший в Массилии (ныне Марсель). Он известен прежде всего фундаментальными трудами «О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования», в к-рых систематически изложены аскетические наставления и принципы устроения монастырской жизни. Через него в лат. традицию перешло учение Евагрия Понтийского о молитве, борьбе со страстями и созерцательной жизни (подробнее см. в ст. Иоанн Кассиан Римлянин ). Воплощением предписаний прп. Иоанна Кассиана на практике и своеобразным итогом 1-го этапа развития лат. монашеской традиции стало появление общежительного мон-ря Кондадискон, сведения о котором содержатся в «Житиях Юрских отцов Романа, Лупикина, Евгенда». В этом мон-ре впервые на Западе был введен общий дормиторий вместо отдельных келий для каждого монаха (см. в ст. Евгенд ). Несмотря на конфликт леринских монахов с папским престолом, влияние леринской традиции в нач. VI в. было заметно и в Италии. Эннодий, еп. Тицина, написал «Жизнь монаха Антония Леринского». Согласно повествованию, Антоний был учеником странствующего аскета св. Северина, жизнь к-рого описал друг Эннодия Евгиппий . Св. Северин в 3-й четв. V в. основал 2 мон-ря в пров. Норик: в Фавианисе на Дунае (большой мон-рь) и в Бойотро (небольшой мон-рь). Когда монахи бежали от варваров в Италию, мощи Северина были перенесены в поместье Лукуллан под Неаполем, где был основан новый мон-рь, 2-м аббатом к-рого стал Евгиппий. От Леринского мон-ря линия преемственности ведет также к свт. Кесарию Арелатскому, к-рый в юности жил в этой обители, а затем основал женский мон-рь в Арелате для своей сестры Кесарии Старшей. Свт. Кесарий составил «Правила для дев» - один из первых нормативных уставов, которым вводился полный затвор для монахинь (право выхода из мон-ря по необходимости закреплялось только за настоятельницей). Этот устав и зависящие от него «Правила для монахов» впосл. были приняты в ряде мон-рей Галлии, напр. в мон-ре Св. Креста, основанном в Пиктавии св. Радегундой. Эта обитель, один из ранних примеров королевских мон-рей, находилась на попечении королевской фамилии. В меровингскую эпоху мон-ри стали рассматриваться как места, в которых сохраняется память о предках и возносятся молитвы за правящую династию и семьи знатных благотворителей. Мон-ри также стали служить хранилищами родовых богатств и убежищами. В мон-рях стали накапливаться значительные материальные богатства, появились земельные пожертвования. Поэтому в конфликтах между мон-рями и местными епископами правители часто вставали на сторону мон-ря. Вопрос об автономии мон-рей приобрел политическое значение.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

жителей, восстанавливали старые и строили новые церкви и мон-ри (до 1134 в основном греч.). Норманнский кн. Роберт Гвискар в 1063 г. основал близ Мессины греч. мон-рь св. Григория. Рожер I, граф сицилийский, в 1059 г. построил в Мессине небольшую ц. в честь Спасителя. С 1130 г. это был уже большой мон-рь с уставом свт. Василия Великого, просуществовавший до XVI в. Этому мон-рю был подчинен 31 греч. мон-рь в Сицилии и 15 калабрийских греч. мон-рей. В 1-й пол. XII в. почти все сицилийские и нек-рые калабрийские греч. мон-ри были подчинены мон-рю Спасителя. Право назначать игумена этого мон-ря, к-рому был дан сан архимандрита, сицилийские короли сохранили за собой. Возможно, такая централизация греч. мон-рей была следствием влияния Римской курии, с к-рой норманнские правители были связаны вассальными клятвами. Подобное происходило и в Апулии, где при Рожере II большинство греч. мон-рей были подчинены мон-рю св. Николая Казольского близ Отранто, основанного в 1099 г. игум. Иосифом при содействии герц. Боэмунда Тарентского . После разрыва отношений между Церквами Византии и Рима в 1054 г. папы Римские стремились закрепить за собой южно-итал. провинции. В 1080 г., угрожая отлучением в случае посягательств на земельную собственность Римской Церкви, папа обеспечил свободное вмешательство лат. епископов в дела греч. мон-рей в Юж. Италии, поскольку теперь они могли объявить своей собственностью любой греч. мон-рь и подчинить его Риму, изменив строй его жизни. Это, вероятно, и явилось одной из причин того, что в кон. XI в. греч. мон-ри Калабрии были покинуты монахами, к-рые отправились на юг и на Сицилию. К XII и нач. XIII в. большинство греч. мон-рей Апулии, Калабрии и Сицилии были поставлены под управление крупных мон-рей, к-рые в свою очередь подчинялись Риму. Подобная политика централизации, направленная на создание из объединения мон-рей некоего прообраза конгрегации, была характерна для развития зап. монашества. В правление Вильгельма I Злого (1154-1166) начались гонения на греч.

http://pravenc.ru/text/150475.html

После преобразования Варшавского вик-ства в самостоятельную епархию продолжили свою деятельность ранее созданные ДУ в Варшаве и начальное уч-ще в Яблочинском прп . Онуфрия Великого муж. мон-ре . В 1868 г. Варшавское ДУ было изъято из подчинения Волынской ДС и передано в ведение епархиального архиерея, в 1878 г. уч-ще получило новое 2-этажное здание, число учащихся возросло с 40 до 124 чел. В нач. 1875 г. униатские семинария и уч-ще в Холме были обращены в правосл. и переданы в ведение Синода, Холмская ДС была поставлена под надзор Люблинского епископа. В 1882-1887 гг. семинарию и школу причетников при кафедральном соборе в Холме преобразовали по образцу др. семинарий и уч-щ Российской империи. В 1897 г. при Яблочинском мон-ре открылась годичная школа псаломщиков, там же существовало уч-ще рисования для подготовки иконописцев. Во время первой мировой войны часть духовных учебных заведений была эвакуирована, большинство прекратили существование. Церковноприходские школы При архиеп. Иоанникии (Горском) в епархии были открыты многочисленные начальные уч-ща и церковноприходские школы. В 1886 г. начала работу школа при Леснинском жен. мон-ре с обучением по программе 2-классных церковноприходских школ. В 1877 г. в В. е. насчитывалось 33 школы и уч-ща, существовавшие при храмах, из них лишь 2 содержались за счет епархии (в Яблочинском мон-ре и при ц. св. Марии Магдалины в Варшаве), 29 находились в ведении Мин-ва народного просвещения и 2 - в ведении таможенного ведомства. В 1899-1900 гг. в В. е. действовала 81 церковноприходская школа (3 второклассных, 3 двуклассных, 75 одноклассных) и церковно-учительская школа. Монастыри В В. е. (до выделения из нее Холмской епархии) существовали мон-ри Яблочинский Онуфриевский (муж., основан в Седлецкой губ. ок. 1497-1498), Леснинский Богородицкий (жен., основан в Седлецкой губ. в 1884 как община, в 1889 преобразован в мон-рь), Вировский во имя Всемилостивого Спаса (жен., основан в Седлецкой губ. в 1894 как отд-ние Леснинского мон-ря, в дек. 1898 преобразован в самостоятельный мон-рь), Воронцово-Благовещенский (жен., основан в Люблинской губ. в 1903), Радочницкий прп. Антония Печерского (жен., основан в Люблинской губ. в XVII в. как католич. бернардинский мон-рь, с 1869 униатский приходской храм, в 1875 присоединился к РПЦ, с 1885 муж. мон-рь, с 1899 приписная к Леснинскому мон-рю жен. община, в 1901 преобразован в самостоятельный мон-рь), Теолинский в честь Преображения Господня (жен., основан в Сувалкской губ. в 1894). В 1903 г. при церкви в с. Турковицы Грубешовского у. Люблинской губ. была образована жен. община во имя Покрова Пресв. Богородицы, приписанная к Радочницкому мон-рю. После образования в 1905 г. Холмской епархии в В. е. остался Теолинский мон-рь. Архиереи

http://pravenc.ru/text/150457.html

Лит.: Маловский В., свящ. Игуменья Пензенского жен. мон-ря Надежда: (Некр.)//Пензенские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. 22. С. 30-36; Дубасов И. И. Загадочная монахиня//ИВ. 1881. Т. 4. 3. С. 691-694; Киреев А. А. Белая монахиня в Пензе в нач. 1860-х гг.//РС. 1889. Т. 63. 7. С. 193-194; Мешков Г. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Сб. Пензенского губ. стат. комитета. 1893. Вып. 1. С. 1-4 (3-я паг.); Х[вощёв] А. [Л.] Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 1904. Ч. неофиц. 10. С. 349-375; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; М. Игум. Рахиль, настоятельница Пензенского жен. мон-ря: (Некр.)//Пензенские ЕВ. 1909. Ч. неофиц. 6. С. 239-244; Артоболевский С. Таинственная старица: (Из архивных дел XIX в.)//Там же. 1910. 19. С. 752-772; То же//РС. 1910. Т. 141. 3. С. 665-679; Дворжанский А., Шишлов С. Красота и трагедия//Пензенская правда: Газ. 1989. 3 нояб.; Тюстин А. [В.] «Пребывая в безмолвии…»//Мир людей: Газ. Пенза, 1997. 9 янв. С. 4; он же. Игуменьи//Точка зрения: Газ. Пенза, 1998. 12 авг. С. 4; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Дворжанский А. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 1998. 3. С. 3-4, 6; 6. С. 37-47; 8. С. 61-67; он же. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Троицкий жен. мон-рь//Губ. город Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 64-68; То же//Губернский город Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 160-162; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Рус. монастыри: Юж. часть Центр. региона России. Новомосковск; М., 2005. С. 127-143; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь. Пенза, 2015; Дусавицкая В. А. Троицкий жен. мон-рь в Пензе//Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 123-125; Белохвостиков Е. П. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2011. 7. С. 33-40; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы. История пензенских улиц: Ул. Троицкая. М., 2012. С. 153-178; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову/Сост.: А. И. Дворжанский, С. В. Зелёв, прот. В. Клюев. М., 2014; Логинова Т. В. Игумения Митрофания (Перетягина): Очерк. Пенза, 2015; Мешков Г. И. Записки о г. Пензе/Публ.: Е. Е. Жаринова//Пензенское краеведение. 2015. 4(16). С. 9-10, 12-14.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Мон-рь Мэксинени в одноименном селе (жудец Брэила) впервые упомянут в документах от 2 сент. 1637 г. Согласно грамоте от 27 нояб. 1640 г., его основателем был господарь Матей I. В 1750 г. мон-рь стал метохом госпиталя вмч. Пантелеимона в Бухаресте. С 1856 г. функционировал как приходская церковь (закрыта в 1877). Монашеская жизнь восстановлена в 1990 г. В общине 10 монахов, настоятель - протосинкелл Паисий (Агаке). Мон-рь Адам в одноименном селе (жудец Галац) был основан в сер. XVII в. капитаном Адамом. 14 окт. 1652 г. Успенская ц. была освящена. В 1685 г. мон-рь был преклонен мон-рю вмц. Екатерины на Синае, в 1759 г. отошел Ясской митрополии. После землетрясения 1802 г. церковь разрушилась, совр. храм был построен в 1813 г. После секуляризации церковных имуществ мон-рь пришел в упадок, но действовал до 1960 г. Восстановлен в 1991 г. как мужской мон-рь, в 2001 г. стал женским. В общине 9 насельниц, настоятельница - мон. Анастасия (Чимбру). Архангельский мон-рь в Галаце был основан в 1763 г. Совр. здание церкви было построено в 1802-1805 гг. галацским купцом Г. Шишманом. Мон-рь сгорел во время восстания гетеристов в 1821 г. В 1976 г. стал метохом Нижнедунайской епископии и преобразован в скит. В 1994 г. снова получил статус мон-ря. Подвизаются 7 монахов, настоятель - протосинкелл Кесарий (Сампетру). Томисская архиепископия Томисская архиепископия с кафедрой в Констанце является древнейшей церковной орг-цией на румын. землях. Согласно исторической традиции, апостолы Андрей Первозванный и Филипп поставили здесь, в городах рим. провинции Малая Скифия , епископов. Церковный историк Созомен отмечал, что в IV в. эти территории входили в единую епархию, к-рой управлял еп. Томисский. Первый упомянутый им епископ обл. Добруджа был Евангеликус (ок. 303). Также Созомен писал о встрече в 369 г. еп. Томисского Бретаниона с восточнорим. имп. Валентом . В заседаниях II Вселенского Собора (381) участвовал еп. Томисский Геронтий. Считается, что в это время была образована митрополия Скифия с кафедрой в Томисе (Томах).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Среди мон-рей, существовавших в регионе к нач. XVII в.,- мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь , мценский во имя арх. Михаила и Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, болховский Оптин Рождественский муж. мон-рь (см. Оптин болховский во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), болховский в честь Рождества Христова жен. мон-рь, орловский Богоявленский муж. мон-рь (см. в ст. Орловский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), кромской во имя Св. Троицы мужской мон-рь, ливенский во имя прп. Сергия Радонежского муж. мон-рь. К кон. XVII в. в регионе действовало 12 мон-рей. В Смутное время многие храмы и мон-ри региона подверглись разорению или погибли в пожарах. Их постепенное восстановление относится гл. обр. к 20-м гг. XVII в. Значительное каменное церковное строительство развернулось в сер.- 2-й пол. XVII в. Во 2-й пол. XVII в. поднимался вопрос о создании в регионе самостоятельной епархии с центром в Болхове. На Московском Соборе 1681-1682 гг. царь Феодор Алексеевич утвердил это решение, однако из-за недостатка средств планы реализованы не были. В XVIII в. в пределах совр. О. о. действовали духовные правления (Болховское, Ливенское, Мценское, Новосильское, Орловское) как органы церковного управления и суда и контроля денежных доходов церквей. Серьезные изменения церковно-адм. деления в регионе произошли согласно Высочайше утвержденному 14 июня 1764 г. «Росписанию» (ПСЗ. 1830. Т. 44. Ч. 2. С. 40-43). Так, зап. и юго-зап. районы совр. О. о., а также Орёл и Кромы с уездами отошли в подчинение Севского викариатства Московской епархии (Там же. С. 43), из подчинения Крутицкой кафедры в Московскую епархию переданы Болхов, Мценск и Новосиль с уездами (Там же. С. 40), а в Воронежскую епархию - г. Ливны с уездом (Там же. С. 42). После секуляризации церковных имуществ и введения монастырских штатов в 1764 г. в регионе осталось всего 2 штатных мон-ря: орловские мужской в честь Успения Пресв. Богородицы и женский в честь Введения Пресв. Богородицы во храм. Мценский Петропавловский мужской, болховские Оптин Троицкий мужской и Христорождественский женский мон-ри были переведены в заштатные, новосильский Свято-Духов мужской мон-рь был упразднен в 1764 г. и восстановлен в 1767 г., а остальные окончательно упразднены.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010