XVII в., упразднен в 1691), Никольская пуст. (мужская, на р. Сендеге на территории совр. Островского р-на, существовала в нач. XVII в., упразднена в 1764), Макариев мон-рь (мужской, в устье р. Нёмды, основан в нач. XVII в., упразднен в 1708), Спасская Серапионова пуст. (мужская, ныне с. Серапиха Чухломского р-на, существовала уже в нач. XVII в., упразднена, вероятно, в нач. XVIII в.), Вознесенский на Дебре мон-рь (мужской, в Костроме, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в сер. XVII в.), Кривоезерская Троицкая пуст. (мужская, на левом берегу Волги, напротив Юрьевца, основана в 20-х гг. XVII в., закрыта в 1919), Богородицко-Казанский мон-рь на Идском городище (мужской, на территории совр. Чухломского р-на, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., время упразднения неизв.), Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь (мужской, ныне дер. Песочное Костромского р-на, основан в 1624, закрыт в 1919), Словинская Богородицкая пуст. (мужская, ныне с. Словинка Антроповского р-на, основана ок. 1629, упразднена в 1764), Богородицко-Владимирский Сретенский мон-рь (женский, в Нерехте, основан в 1634, упразднен в 1764), Богородицко-Казанская Карпищева пуст. (мужская, ныне с. Бушнево Антроповского р-на, основана в 1643, упразднена в нач. XVIII в.), Анастасиин мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1723, по др. данным - в 1764), Рождественский мон-рь (женский, в Солигаличе, основан в 1663, упразднен в 1764), Крестогорская Тихонова пуст. (мужская, ныне с. Тихон Вохомского р-на, основана в 1-й четв. XVII в., упразднена в 1764), Ильинская Яблонная пуст. (мужская, на правом берегу р. Волги вблизи устья р. Шачи, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Богородицко-Казанская пуст. (мужская, близ Костромы, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Боголюбский мон-рь (женский, в с. Боголюбском Макарьевского у., основан в 1864 в качестве жен. общины при ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери, с 1893 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. ХХ в.), Богородицко-Феодоровский мон-рь (женский, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Церковь вмч. Меркурия мон-ря Плэтэрешти. 1642–1646 гг. Слобозийский Архангельский монастырь основан в 1618 г. постельничим Янаком Караджей. Архангельская ц. была перестроена после монголо-татар. нашествия господарем Матеем I Басарабом в 1634 г. Мон-рь был разрушен во время землетрясения в 1838 г. и заново отстроен в 1840-1842 гг. игум. Гавриилом из Смирны. После секуляризации монастырских владений Архангельская ц. стала приходской. В нач. 90-х гг. XX в. были проведены ремонтно-восстановительные работы, в 1994 г. церковь стала резиденцией епископа Слобозийского и Кэлэрашского. В 1998-2009 гг. мон-рь был женским, с 2009 г.- мужской. В мон-ре 5 монахов, настоятель - протосинкелл Рафаил (Мац). Мон-рь Плэтэрешти в 25 км от Бухареста был основан в 1640 г. господарем Матеем I и его супругой Еленой. Церковь во имя вмч. Меркурия была построена в 1642-1646 гг. В монастырский комплекс также входят кельи, господарский дом, защитные стены. Частично сохранились первоначальные росписи, в т. ч. ктиторская композиция, куда помимо главных ктиторов, Матея I и Елены, были включены «исправник работ» ключарь Албу (захоронен в церкви), жупан Барбу (брат господаря) и др. сановники того времени, а также 1-й игум. Василий. Известны 2 версии, касающиеся причин основания мон-ря: битва 1632 г. с монголо-татарами и битва у с. Ненишори с Василе Лупу. Архидиак. Павел Алеппский в дневниках придерживается 2-й версии, добавляя, что накануне битвы вмч. Меркурий явился Матею I во сне. В результате землетрясения (1802 или 1838) глава над нефом церкви обрушилась. Впосл. на ее месте была возведена глухая глава. Западный фасад претерпел изменения в сер. XIX в. В 1836 г. мон-рь перешел в ведение Департамента веры, здесь была размещена женская тюрьма. В 1844 г. имущество мон-ря было передано Унгро-Влахийской митрополии, в ведении к-рой мон-рь находился до 1863 г., затем его церковь стала приходской. Во время 1-й мировой войны в храме разместили продовольственный склад. В период болгарско-нем. оккупации были сожжены архивы мон-ря. После восстановительных работ румын. патриарх Мирон (Кристя) возобновил мон-рь и открыл здесь свечные мастерские, принадлежавшие Патриархии. В 1960-1989 гг. в мон-ре размещалась психиатрическая клиника, церковь, отделенная специальной оградой, продолжала функционировать как приходская. В 1991-1997 гг. в церкви были проведены реставрационные работы. Мон-рь вновь был открыт в 2000 г. С 2007 г. ведутся реставрационные работы в др. помещениях комплекса. В иконостасе поздней работы сохранились 4 иконы, пожалованные мон-рю Матеем I. Подвизаются 5 насельниц, настоятельница - мон. Варвара (Арнэуту).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Мон-рь Санта-Круш. XII–XVI вв. Мон-рь Санта-Круш. XII–XVI вв. Во 2-й пол. XII в., при аббате Иоанне, крупный скрипторий действовал также в бенедиктинском мон-ре Лорван, где был создан ряд роскошных иллюминированных рукописей (наиболее известны бестиарий «Книга птиц» (1184), комментарии блж. Августина на псалмы и Лорванский Апокалипсис («Беатус») (1189); см.: Egry. 1972). Положение мон-ря изменилось после возвращения на родину инфанты Терезы († 1250), дочери португ. кор. Саншу I (ее брак с кор. Леона Альфонсо IX был аннулирован в 1196). Приняв решение уйти в мон-рь, инфанта настояла на ликвидации общины бенедиктинцев под предлогом недостойного поведения монахов и в 1205 г. основала в Лорване жен. цистерцианский мон-рь Пресв. Девы Марии (создание обители утверждено буллой папы Иннокентия III «Causam que vertebatur» от 15 нояб. 1210). Как правило, монахини этой обители происходили из самых знатных семей королевства. Монастырь возглавила сестра Терезы Санша Португальская († 1229), которая позднее основала близ К. 2-й жен. цистерцианский мон-рь - Санта-Мария-ди-Селаш. Инфанты Санша и Тереза, похороненные в Лорване, были причислены к лику блаженных Римско-католической Церкви (папская булла «Sollicitudo Pastoralis Officii» от 23 дек. 1705). В еп-стве К. существовал также муж. цистерцианский мон-рь Санта-Мария-ди-Сейса, к-рый в 1195 г. стал дочерней обителью аббатства Алкобаса. С XII в. в юж. части диоцеза находились владения духовно-рыцарского ордена тамплиеров (с 1318 орден Христа). Миниатюра из «Беатуса» из мон-ря Лорван. 1189 г. (Archivo Nacional de La Torre do Tombo. 160. Fol. 119v) Миниатюра из «Беатуса» из мон-ря Лорван. 1189 г. (Archivo Nacional de La Torre do Tombo. 160. Fol. 119v) В 1-й пол. XIII в. в еп-ство К. прибыли монахи нищенствующих орденов. В 1217 или 1218 г. был основан францисканский мон-рь св. Антония (Санту-Антониу-душ-Оливайш); в 1221 г. здесь принес монашеские обеты католич. св. Антоний Падуанский , учившийся в школе мон-ря Санта-Круш. В К. францисканцы основали мон-рь Сан-Франсишку-ди-Понти.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Так, постриженик серб. Хиландарского мон-ря прп. Никодим Тисманский основал на валашской земле ок. 1372 г. мон-рь Водица, а при покровительстве Раду I (1377-1383) - мон-рь Тисмана, где устроил жизнь иноков по уставу Св. Горы. В XV в. количество афонских мон-рей, к-рым оказывали покровительство валашские правители, значительно увеличилось. В 1433 г. правитель Александр Алдя (1431-1436) принял при своем дворе в Тырговиште игум. Моисея и даровал по его просьбе мон-рю Зограф 3 тыс. аспр. Братия мон-ря Филофея получила в 1457 г. от господаря Влада Цепеша (1456-1462) пожертвование в сумме 4 тыс. аспр. Одним из видных благотворителей афонских мон-рей в XV в. был господарь Влад Монах (1481-1495). В 1487 г. он даровал Свято-Пантелеимонову мон-рю 6 тыс. аспр, скиту св. Илии, основанному румын. монахом Косьмой,- 1 тыс. аспр. Он же повелел в марте 1490 г. выдать мон-рю Дохиар сумму в 3 тыс. аспр. Влад Монах был также благотворителем мон-ря Хиландар, о чем свидетельствует сохранившаяся грамота 1494 г. Хиландарский мон-рь получил 5 тыс. аспр в нояб. 1493 г. и от его сына, господаря Раду Великого (1495-1508). Последний даровал также Кутлумушскому мон-рю доходы от 2 валашских сел. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. В XVI в. господарь Нягое Басараб (1512-1521) пожаловал неск. сел и большие денежные суммы (10 тыс. аспр) Кутлумушскому мон-рю, благодаря к-рым были возведены новый храм свт. Николая, келлии, трапезная, больница и гостиница для паломников. Было выделено 700 аспр на содержание больницы и 500 аспр на дорожные расходы иноков, собиравших пожертвования на мон-рь. Был перестроен и украшен храм Вел. Лавры. В мон-ре Ватопед был построен храм, где была положена святыня Пояс Пресв. Богородицы. Тесные связи поддерживались с мон-рем св. Дионисия. Здесь был погребен митр. Унгро-Влахийский св. Нифонт (бывш. краткое время К-польским Патриархом под именем Нифонт II), во имя святого господарь возвел в мон-ре церковь.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 9 августа - память великомученика и целителя Пантелеимона 08.08.2016 411 Время на чтение 4 минуты Святой, ныне прославляемый, великомученик Пантелеимон родился в городе Никомидии в третьем веке; при рождении он был назван Пантолеоном, что значит: лев во всем. Впоследствии первое название было заменено другим, Пантелеимон, что значит: всемилостивый. Мы станем называть его этим последним именем, объясняющим, какими добродетелями прославился в особенности святой мученик. Действительно, Церковь ублажает святого Пантелеимона как безвозмездного врача, милосердого целителя недугов душевных и телесных. Пантелеимон был с детства воспитан в христианской вере, ибо мать его была христианка; она объясняла ребенку Заповеди Господни и старалась внушить ему отвращение от язычества. Но, к сожалению, благочестивая мать умерла, когда Пантелеимон был еще ребенком, а отец его был усердный язычник. Он стал заниматься сыном, водил его в идольский храм, и уроки доброй матери, по-видимому, изгладились из памяти дитяти. Отец Пантелеимона, Евсторгий, отдал сына в школу, а потом поручил его знаменитому врачу Евфросину, чтобы он от него научился врачебному искусству. Юноша был очень умен и понятлив, и учитель вскоре так полюбил его, что брал всюду с собою. Он с ним посещал и дворец, ибо Евфросин был царским врачом. Императору Максимиану понравился красивый и умный юноша, и он повелел Евфросину заняться им со всевозможным старанием, потому что он желал иметь впоследствии Пантелеимона при себе. Под руководством славного учителя юноша оказывал быстрые успехи в науке и в скором времени превзошел всех товарищей своих. Пантелеимон ходил каждый день к учителю своему; дорога его шла мимо бедного домика, в котором жил престарелый христианский священник, по имени Ермолай. С ним жили и некоторые другие христиане, скрываясь от язычников, потому что в это время христиан преследовали. Святому старцу полюбился Пантелеимон, и Господь вложил ему в сердце благое желание просветить юношу светом истинной веры. В первой беседе с Пантелеимоном святой Ермолай передал ему кратко учение христианское, возбудил в нем в то же время воспоминание детства, как то же самое некогда говорила ему умершая мать его, бывшая христианка, и как она часто молилась и призывала Христа. Пантелеимон с этого дня каждодневно заходил к Ермолаю наслаждаться его богодухновенными беседами. Идя однажды от своего духовного учителя, Пантелеимон увидел на пути лежащее дитя, от укушения ехидной умершее, и самую ехидну близ лежащую. Пантелеимон воззвал к Иисусу Христу с молитвою, да явит Он силу Свою - и дитя тотчас ожило, а ехидна сделалась мертвою. Этим явлением силы Божией Пантелеимон окончательно утвердился в вере христианской и тотчас же святым Ермолаем был крещен и приобщен святых Таин.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Лит.: Лаврентий [Далматов], архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии мон-ре. М., 1805; ИРИ. 1812. Т. 4. C. 816-864; Молчанов К. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 263-271; Глаголев А. О древних зданиях и святынях Крестного мон-ря на о-ве Кий//ЖМВД. 1841. Ч. 41. 7. Смесь. С. 1-7; Никольский И. Онежский Крестный мон-рь//Архангельские ГВ. 1845. 46/47; Пошман А. П., фон. Описание Архангельской губ. 1802 г. Архангельск, 1866. Т. 1; Онежский Крестный мон-рь//Справочная книжка Архангельской губ. на 1870 г. Архангельск, 1870. Прил. С. 33-34; Макарий [Миролюбов], еп. Записка об Онежском Крестном мон-ре//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 10-18; Суслов В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. СПб., 1888. С. 32, 42, 70, 74; [Легатов И. И., прот.] Ист. описание Крестного второкл. мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1890; Максимов С. В. Год на Севере. М., 18904; Крестный мон-рь, основанный Патриархом Никоном: (В Онежском у. Архангельской губ.). СПб., 1894; Ист. описание Крестного второклассного мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1903; Бугославский Г. К. Пергаменное Евангелие-Апракос Онежского Крестного мон-ря. Архангельск, 1907; Россиев П. А. Светлое Поморье//ИВ. 1907. 10. С. 230-254; Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: Архангельская губ.//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 104-105; Ильин М. А. Крестный мон-рь на Кий-острове//Архит. наследство. М., 1962. Вып. 14. С. 90-104; Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона//Там же. 1969. Вып. 18. С. 30-44; она же. Ансамбль Крестного мон-ря на Кий-острове//Там же. 1976. Вып. 24. С. 83-93; Белоброва О. А. Челобитная иконников Крестного Онежского мон-ря патриарху Никону//Культурное наследие Др. Руси: Истоки становления, традиции: Сб. ст. М., 1976. С. 400-405; Боровой В. Я. Кий-остров: Буклет. Архангельск, 1976; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; она же. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) мон-ря в XVII-XIX вв.: (По письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера: Сб. ст. Архангельск, 1998. С. 266-297; она же. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 34-35, 37, 40-45, 82-87, 107, 129; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-77; Стрельникова Е. Р. Крест на острове патриарха Никона//Никоновские чтения музея «Новый Иерусалим». М., 2002; Бахматов Л. Д. Остров Кий: Сказка посередь моря студеного. Онега, 2004; Кийский Крест Патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2004; Абрамовский В. Н., Кольцова Т. М. Крестный Онежский мон-рь: Святыня на Кий-острове в Белом море//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2009. 2. [Ч. 2: Спец. вып.]. С. 97-115; Крестный Онежский мон-рь: Ист. источники/Сост.: В. Н. Абрамовский. Архангельск, 2011.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Упраздненные: Введенский монастырь (мужской, в 10 км от Красноярского острога, у устья р. Берёзовки, основан в 1639, упразднен после 1764); Знаменский монастырь (женский, в 45 км от Красноярска, основан в 1878, закрыт в 1920); Знаменский скит красноярского Успенского мон-ря (мужской, на территории совр. Дивногорска, основан в 1888, закрыт в 1920); Серафимо-Покровский мон-рь (женский, в Минусинске, основан в 1916, закрыт в 1920); Ачинский Скорбященский мон-рь (женский, в Ачинском у. на оз. Инголь, основан в 1914, закрыт в 1920). Ранее входившие в К. и А. е.: енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь (женский, в Енисейске, основан в 1623, первоначально освящен как Христорождественский, переименован в 1872, в 1920 закрыт и преобразован в сельхозартель, возрожден в 1998); енисейский в честь Преображения Господня мон-рь (мужской, в Енисейске, основан в 1642, первоначально освящен как Спасский, в 1920 закрыт и преобразован в сельхозартель, возрожден в 1990, переименован в 2008); туруханский Мангазейский Свято-Троицкий мон-рь (мужской, в с. Туруханск Туруханского р-на Красноярского края, основан в 1660, 11 дек. 1915 Синод постановил преобразовать его в одноименный жен. мон-рь, жен. монашеская община была создана, но в 1916-1920 продолжала действовать и муж. монашеская община, закрыт в 1920-1921, возрожден в 1996 как мужской); Лосиноборский Спасо-Преображенский мон-рь (Кетская пуст., мужская, совр. с. Лосиноборское Енисейского р-на, основана ок. 1677, упразднена после 1764); Кашино-Шиверский Спасо-Преображенский мон-рь (Спасская пуст., мужская, на правом берегу р. Ангары, близ устья р. Мура, основана в 1696, упразднена после 1764); Матурский мон-рь (женский, на р. Матур в Минусинском у., основан в 1911 (по др. данным, в 1913), закрыт в 1926); Вознесенский мон-рь (жен., в с. Кочаргине, открыт в 2003). Арх.: Архив г. Минусинска. Ф. 147; Ф. 17. Оп. 1. Д. 526, 528; Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 78, 877; Архив Епарх. управления Красноярской епархии. Годовые отчеты. Б/н. 1990-2013 гг.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Последняя папская булла Е. в. м. была дана Урбаном VIII в 1630 г. ( Eckenstein. 1921. P. 178). Подворье Е. в. м. в Мессине существовало до кон. XVII в. Синаиты имели множество метохов в венецианских владениях, особенно на Крите. Разорение этих имений в ходе Кандийской войны сер. XVII в. тяжело сказалось на экономике мон-ря. Судя по всему, зап. финансовая помощь Е. в. м. прекратилась в XVII в. Лат. часовня в мон-ре пришла в запустение и развалилась на рубеже XVII и XVIII вв. Точно так же были заброшены часовни монофизитских исповеданий. Е. в. м. укреплял свои связи в правосл. мире, большая часть к-рого входила, как и Синай, в состав Османской империи. Начиная с 1497 г. валашские и молдав. господари направляли в мон-рь денежные пособия. Придел св. Иоанна Крестителя в соборе был перестроен в 1576 г. на средства валашского господаря Александру II Мирчи. До 1586 г. Е. в. м. была пожертвована гетманом М. Баликэ обитель Фрумоаса под Яссами. В XVII-XVIII вв. правители и бояре Дунайских княжеств продолжали жаловать мон-рю земельные угодья, мон-ри, деревни и др. недвижимость. Среди синайских владений упоминается мон-рь во имя св. Параскевы в Яссах (1610), сожженный крымскими татарами в 1650 г. По завещанию бывш. патриарха К-польского Афанасия III Пателлария , к Е. в. м. в 1654 г. в качестве подворья был приписан мон-рь свт. Николая Чудотворца в Галаце. В 1703 г. валашский господарь св. Константин (Брынковяну) передал во владение синаитов основанный им Рымникский мон-рь (Рымнику-Сэрат) вместе с имениями. Мон-рь Мэрджинени под Бухарестом с приписанными к нему землями и деревнями был подарен Е. в. м. в 1731 г. семействами Кантакузино и Филипеску. В 1-й пол. XVIII в. молдав. господарь М. Раковицэ пожертвовал Синаю мон-рь Фыстыч с 10 деревнями ( P curariu. IBOR. Vol. 1-2. Passim; Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 273-279, 310-312; Чеснокова. 2007. С. 110). Мон-рь вмц. Екатерины. Литография. 1872 г. Мон-рь вмц. Екатерины. Литография. 1872 г. К нач. XIX в. во владении Е.

http://pravenc.ru/text/189637.html

М., 1975. Т. 2. С. 16-17; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 44, 203; Журова Л. И. Повесть о Луке Колочском//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 246-248; она же. Сказание о Колочской иконе Божией Матери. Новосиб., 2000; Чернов С. З. Археологическое исследование Колоцкого мон-ря и с. Колоцкое в Можайском р-не//Макариевские чт.: Можайск, 1995. Вып. 3: Апокалипсис в рус. культуре. Ч. 1. С. 102-126; Семенищева Е. В. Колоцкий мон-рь и его основатели: (К 585-й годовщине со времени основания)//ЕжБК. 1998. С. 126-129; она же. Основание Колоцкого Успенского мон-ря и прп. Кирилл Белозерский//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 52-59; она же. Посещение имп. Александром I города Можайска: По док-там Центр. ист. архива г. Москвы//Можайские краевед. чт. Можайск, 2006. Вып. 1. С. 149-156; Анна (Цалите-Нестерова), инокиня. Колоцкий Успенский мон-рь//Моск. журнал. 1999. 11. С. 26-27; Бубенников А. Н. Истинный свет мон-рей блгв. кн. Андрея Можайского - Лужецкого Ферапонтова и Колоцкого//Макариевские чт. 2000. Вып. 7. С. 501-513; Земцов В. Н. Наполеон в Бородинском сражении//Памятники отечества. М., 2000. Вып. 47: «Славься в век, Бородино!» С. 78-93; Успенский Колоцкий жен. мон-рь//Новая книга России. М., 2000. 11. С. 7-11; Ушаков В. К. Колоцкий мон-рь - памятник Отечественной войны 1812 г.//Макариевские чт. 2000. Вып. 7. С. 548-563; Мельникова Л. В. РПЦ в Отечественной войне 1812 г. М., 2002. С. 158; Успенский Колоцкий жен. мон-рь//Моск. ЕВ. 2002. 9/10. С. 39-42; Волкова Л. П. Девятый Всероссийский патриарх Иоаким (Савелов): (Мат-лы по истории можайского рода Савеловых)//Макариевские чт. 2003. Вып. 10. С. 579-592; Успенский Колоцкий жен. мон-рь: Ист. описание. Можайск, 2005, 20092; Фотиния (Тамулёнок), мон. Успенский Колоцкий жен. мон-рь//ЖМП. 2006. 12. С. 42-53; Алексеева М. Про мон-рь Колоцкий...//Подмосковный летописец. 2007. 3(13). С. 39-44; «В некоем месте наиде икону Пречистыя Богородицы»//Рус. инок. М., 2007. Окт. С. 61-66; Пэнэжко О., прот.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Богородицы мон-рь (мужской, ныне с. Ферапонт Буйского р-на, основан, вероятно, в XV в., по неизв. причине прекратил существование в 1-й пол. XVI в., возобновлен в 80-90-х гг. XVI в., упразднен в 1764), Тихонов мон-рь (мужской, в Костроме, время основания неизвестно, упразднен до 1628), Зачатиевский мон-рь (женский, в Галиче, время возникновения неизв., существовал уже в нач. XVI в., упразднен в 1759), Флоро-Лавровский мон-рь (мужской, на берегу Галичского оз., время возникновения неизв., существовал уже в нач. XVI в., упразднен в 1726), Успенская Жукова пуст. на р. Солде (мужская, ныне дер. Солда Солигаличского р-на, впервые упом. в 1515, упразднена в 1764), Николо-Надеевская пуст. (мужская, близ совр. дер. Паново Антроповского р-на, впервые упом. в 1532, упразднена в 1764 и обращена в приходскую церковь - Никольский погост; в 1826 погост приписан к Кривоезерской Троицкой пуст. Возобновление пустыни начато в 30-х гг. XIX в. С 1856 - самостоятельная обитель. В 1912 из мужской обращена в женскую. Формально закрыта в 1919, фактически закрытие растянулось до 1923), Богоявленский мон-рь (женский, в Галиче, время возникновения неизв., упразднен в 1764), Крестовоздвиженский мон-рь (мужской, в Костромском кремле, упом. в 1580, в 1681 обращен в женский, упразднен в 1773), Успенский мон-рь (мужской, у впадения р. Андобы (Андомы) в р. Кострому (ныне дер. Пустынь Костромского р-на), время основания неизв., упразднен до нач. XVII в.), Рождественский мон-рь, «что на ямах Черного бору на р. Нее» (мужской, ныне с. Парфеньево Парфеньевского р-на, предположительно возник в XVI в., упразднен, вероятно, в нач. XVIII в.), Успенская Княжая пуст. (мужская, на р. Княжей, в 25 км к юго-востоку от Кологрива; время возникновения неизв., существовала уже в кон. XVI в., упразднена, вероятно, в сер. XVIII в.), Спасская Унженская пуст., что на Красной горе (мужская, ныне с. Красногорье Макарьевского р-на, известна с кон. XVI в., в 1620 приписана к Макариево-Унженскому мон-рю, упразднена в 1764), Спасо-Подвязный мон-рь (мужской, в Костроме, время возникновения неизв., существовал уже в нач.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010