В 2015 г. создан Историко-архивный отдел, целями работы которого являются сохранение и публикация исторического наследия М. и У. е., а также сбор и систематизация архивных документов. На территории М. и У. е. действуют правосл. молодежные братства. Вместе с отделом по делам семьи и молодежи они устраивают творческие встречи, концерты, посещения детских домов, больниц, тюрем, организуют работу молодежных лагерей. Богословско-исторический научно-исследовательский центр им. архим. Василия (Пронина) создан по благословению архиеп. Феодора в 2008 г. Сотрудники центра разработали устав и долгосрочную программу научных исследований по изучению богословского наследия закарпатских правосл. деятелей, истории правосл. Церкви на территории области и в смежных регионах. Центр издает книги, сборники статей, «Научные записки», организует научные конференции. Так, 11 сент. 2010 г. епархиальное руководство и научный центр провели Всеукраинскую научно-практическую конференцию, посвященную 650-летию Мукачевского мон-ря,- «Мукачевский Свято-Николаевский монастырь на Чернечьей горе: история и современность». Святыни Основными святынями епархии являются часть десницы прп. Моисея Угрина (Николаевский женский мон-рь в Мукачеве, перенесена архиеп. Мукачевско-Ужгородским Евфимием в 1996 из Киево-Печерской лавры ); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Успенский жен. мон-рь в с. Домбоки Мукачевского р-на; написана на Афоне, передана патриархом Иерусалимским Тимофеем в дар православным Карпатской Руси в 1937); икона Божией Матери «Скоропослушница» (Николаевский жен. мон-рь в Мукачеве), Иверская икона Божией Матери (Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь в с. Дубровка Иршавского р-на); Иерусалимская икона Божией Матери (Воскресенский муж. мон-рь в Ужгороде); икона св. Марии Магдалины (жен. мон-рь во имя равноап. Марии Магдалины в с. Заречеве Перечинского р-на); Казанская икона Божией Матери (муж. мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Тишев Воловецкого р-на); икона Божией Матери «Умиление» (Серафимовский жен. мон-рь в с. Приборжавском Иршавского р-на); икона Божией Матери «Семистрельная» (Введенский жен. мон-рь в с. Кушница Иршавского р-на); Феодоровская икона Божией Матери (Кирилло-Мефодиевский жен. мон-рь в г. Свалява); икона Божией Матери «Неустанная помощь» (р-н Дравцы в черте Ужгорода). Архиереи

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Несмотря на то что по Версальскому договору (28 июня 1919) границы Польской Республики были установлены без Срединной Литвы (с центром в Вильно), к-рая должна была отойти Литовской Республике, польские войска в окт. 1920 г. оккупировали Виленский край. 18 апр. 1922 г. Срединная Литва официально вошла в состав Польши, была образована особая адм. единица - Виленская земля, переименованная 22 дек. 1925 г. в Виленское воеводство. После оккупации начались попытки отрыва Литовско-Виленской епархии от Московского Патриархата как в Срединной, так и в Ковенской Литве. Литов. власти не разрешали владыке Елевферию въезд в Литву. В дек. 1920 г. архиерей послал священника виленской ц. св. Александра Невского прот. Понтия Рупышева посетить приходы Ковенской Литвы. На территории епархии закрывались правосл. мон-ри. В Ковенской Литве покинутый насельниками и разрушенный во время первой мировой войны древний Сурдегский муж. мон-рь власти передали католикам (мон-рь никогда не принадлежал католич. Церкви). Чудотворная Сурдегская икона Божией Матери ранее была вывезена в Россию (24 мая 1921 вернулась в Литву, с 1926 икона полгода находилась в Каунасе, полгода - в Панявежисе). В 1917 г. у православных изъяли Пожомский Успенский муж. мон-рь. Католикам был передан Кронский мон-рь. На землях, отошедших Польше, в 1919 г. был упразднен Борунский Покровский муж. мон-рь в Ошмянском повяте, монастырский собор преобразовали в костел. В 1919 г. римо-католикам был передан почти весь виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, братия к-рого переселилась в виленский Свято-Духов мон-рь. Последним перешел к католикам Рождество-Богородицкий женский мон-рь в мест. Березвечье (ныне в черте г. Глубокое Витебской обл.) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящен в католич. костел. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском жен. мон-ре (см. Вильнюсский во имя равноап. Марии Магдалины монастырь ); в нач. 30-х гг. ХХ в. монахиням бывш. Березвечского мон-ря был передан новопостроенный скит Мариинского мон-ря близ г. Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими являлись 2 мон-ря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с дек. 1937 г. располагавшийся при приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГУМЕНИЯ [ γουμνη, γουμνισσα - управительница, руководительница], настоятельница мон-ря. В древней Церкви наряду с появлением муж. мон-рей стали создаваться и жен. общины, приобретавшие затем статус мон-ря, во главе к-рого стояла настоятельница. О существовании И. в древней Церкви свидетельствуют упоминания у Иоанна Мосха: «...сестра его была настоятельницей (γουμνη) женской обители» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 128//PG. 87. Col. 2992B); эпиграфика, напр. надпись в юж. некрополе Иерусалима: «Θκη διαφρ[ουσα] Θκλα Σεβα[στ] γουμ[ν] μοναστηρου Βε[ν]του Γεωργου» (Гробница, принадлежащая Фекле Августе, игумении монастыря св. Георгия), Фекла, как считают некоторые исследователи (Ш. Ж. М. Вогюэ), была сестрой визант. имп. Михаила III (IX в.) ( Leclercq. Col. 2381). Среди И. были такие, к-рые именовались и архимандритиссами (ρχιμανδρτισσα или ρχιμανδρτις), напр. св. Евпраксия (ActaSS. Mart. T. 2. P. 923). Первый жен. мон-рь основал св. Пахомий Великий для своей сестры Марии. Богатая римлянка прп. Мелания Старшая († 439) основала мон-рь на Масличной горе, римлянка Павла († 404) также учредила мон-рь (блж. Иероним Стридонский перевел для нее расширенные правила св. Пахомия), Мелания Младшая (V в.) прославилась основанием мн. мон-рей. Основательницами мон-рей часто являлись царские особы, князья, богатые женщины, нек-рые из последних вкладывали все свое состояние в мон-рь, становились настоятельницами и впосл. И. Визант. имп. св. Ирина ок. 1114 г. устроила жен. мон-рь во имя Богородицы Благодатной (Κεχαριτωμνης), составив для него подробный устав и определив содержание ( Соколов. С. 159). На Руси первый жен. мон-рь - Ирининский - был основан в 1-й пол. XI в. св. блгв. кн. Ярославом Мудрым; владимирский Успенский жен. мон-рь (Княгинин) был построен в XIII в. вел. кн. Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по обету жены Марии, принявшей в мон-ре постриг с именем Марфа (Русские монастыри. 1995. С. 223). В XIV в. супругой кн. Димитрия Донского был основан Вознесенский мон-рь в Кремле. Усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский женский монастырь , упраздненный и обветшавший, отстроила в 1799 г. «майорская дочь» Н. Фёдорова, к-рая все свое имущество передала обители ( Смолич. С. 298). Основательницей Аносина Борисоглебского женского монастыря (1823) была кнг. Евдокия Мещерская (урожд. Тютчева), свт. Филаретом Московским она была пострижена в монашество (иноческое имя - Евгения ) и поставлена И. мон-ря (Там же. С. 297-298).

http://pravenc.ru/text/293527.html

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

1879 г. (РГБИ) Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1879 г. (РГБИ) Важную роль в епархиальной жизни играл Самарский Пустынно-Николаевский мон-рь, расположенный на острове, к-рый образуют реки Ст. и Нов. Самара, близ Новомосковска. В 1787 г. в обители вместо обветшавшего деревянного храма был возведен новый. В 1791 г. мон-рь был приписан к архиерейскому дому. Широко почитался, в т. ч. старообрядцами Стародубья , в то время входившего в Екатеринославскую епархию, инок Самарского Пустынного монастыря Лаврентий († 1799), погребенный в мон-ре. В 1807 г. Самарской обители был передан из Екатеринослава список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, названный Самарской иконой Пресв. Богородицы. Ежегодно образ крестным ходом носили по епархии (после 1917 местонахождение иконы неизв., сохр. 3 списка: в Новомосковске, в днепропетровском Свято-Троицком соборе и в собрании Художественного музея Днепропетровска). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в епархии было основано неск. монашеских общин, преимущественно жен., со временем преобразованных в мон-ри. В 1877 г. из общины был преобразован днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-рь , в 1886 г. статус монастыря получила основанная в 1873 г. в Новомосковском у. Иосифовская жен. община (см. марьевский во имя св. Иосифа Обручника жен. мон-рь ), при обители действовал общежительный скит. В 1897 г. в с. Ивановка на средства помещика М. И. Фадеева была устроена Трехсвятительская Светловская жен. община. В 1903 г. учреждена жен. община в честь иконы Божией Матери «Знамение», в 1906 г. преобразованная в мон-рь (см. «Знамения», иконы Божией Матери, жен. мон-рь в с. Вербовском). В 1885 г. помещик Р. Н. Вербовский в с. Кохановка Павлоградского у. основал Самарский Свято-Троицкий муж. мон-рь. В 1814 г. был учрежден таганрогский Иерусалимский во имя Св. Троицы, св. кн. Александра Невского и свт. Иоанна Златоуста греч. муж. мон-рь , подворье Иерусалимской Церкви (закрыт в 1923). К 1902 г. в епархии действовали ок.

http://pravenc.ru/text/178625.html

С сер. XVI в. богатства края привлекали новых хозяйственников в лице крупных мон-рей Центра и Севера России (особенно Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и Антониева Сийского в честь Святой Троицы мужского монастыря ). Однако уже к концу столетия основными хозяйственными субъектами края стали Свято-Троицкий мон-рь на Печенге и Преображенский мон-рь на Соловках. В 70-х гг. XVI в. старец Феогност завершил дело прп. Феодорита, крестив лопарей, проживавших на берегах рек Поной и Иоканга (Йоканьга). В 1581 г. в Коле игум. Сергий (Вянзин) создал Петропавловский мон-рь. В 90-х гг. XVI в. на Терском берегу окормлял православных буд. соловецкий игум. прп. Иринарх († 1628). Серьезный удар по Терскому берегу нанес опричный погром 1568 г. (Басаргин правеж), в результате которого полному разорению подверглись основные центры экономической и духовной жизни юга края. Предположительно именно вслед. этих событий пришел в упадок Кокуев мон-рь на р. Порья. Следующим ударом стало разорение края в 1589 г. финно-швед. отрядом Пекки Весайнена. В результате его набегов были полностью уничтожены Кандалакшский и Печенгский мон-ри. Возрождение «Кандалакшской на наволоке» обители произошло за счет переселения иноков Кокуева мон-ря из Порьей Губы (Кандалакшский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь). Печенгская обитель продолжила существование в Коле как Свято-Троицкий Кольско-Печенгский мон-рь. В 1-й пол. XVII в. на землях М. о. активно возрастала хозяйственная роль и влияние мон-рей. Почти все рыболовецкие и охотничьи угодья края попадают под непосредственное управление мон-рей либо находятся под их влиянием. Только владения Трифонова Печенгского мон-ря, подчинившего в 1606 г. Петропавловскую обитель в Коле, выросли почти в 8 раз. Терский берег в основном был под упр. Соловецкой обители, а юго-запад - в ведении Кандалакшского Пречистенского мон-ря. Новой тенденцией стало проникновение в вост. волости патриарших мон-рей. В 1658 г. половина течения рек Поной и Йоканьга и вся р. Лахта были отписаны Крестовому патриаршему мон-рю, а др. часть тех же рек отходила патриаршему Новоиерусалимскому в честь Воскресения Христова монастырю . Патриархи делали значительные вклады в Успенскую патриаршую церковь в с. Поной.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

14. Мон-ри прор. Илии (Хирбат- Мугайфир), близ Иерихона. Известны 2 мон-ря с этим посвящением, находившиеся рядом: 1-й основан в V в. учеником прп. Евфимия, 2-й - в сер. VI в. мон. Антонием. Жизнь насельников 2-го мон-ря подробно описана Иоанном Мосхом. 15. Кафизмы мон-рь . Существовал в V-VIII вв. на месте, где, по преданию, Пресв. Богородица отдыхала на пути из Иерусалима в Вифлеем. Рядом находится ныне действующий Илии Пророка мон-рь (Дайр-Мар-Ильяс), основанный, вероятно, в XII в. 16. Лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба; Великая лавра). Основана ок. 485 или 490 г. По оценкам археологов, в VI в. здесь жили до 150 монахов. Все постройки монастыря реконструированы в XIX-XX вв. 17. Лавра Иеремии (Хирбат-эз-Зараник). Основана в 531 г. учеником прп. Саввы Иеремией. Небольшой комплекс из 15 келий. Был заброшен в VII в. 18. Мон-рь Иоанна Схолария (на горе Эль-Мунтар), киновиный. Основан в сер. V в. имп. Евдокией как ее замок или резиденция в пустыне. После ее смерти (469) преобразован в мон-рь; принадлежал монофизитам до кон. 70-х гг. V в. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 45; Idem. Vita Sabae. S. 127). На рубеже V и VI вв. здесь подвизалась группа монахов-несториан (в Житии прп. Саввы говорится о 2 монахах). После долгого общения с ними прп. Савва убедил несториан в истинности правосл. вероучения. Ок. 509 г. прп. Савва сформировал для мон-ря общину во главе со своим учеником Иоанном, который в прошлом служил в армии в отряде схолариев. Иоанн был игуменом мон-ря до 545 г. Мон-рь заброшен, вероятно, в VII в. 19. Мон-рь Спилеон (Пещерный; Бир-эль-Каттар), киновийный. Основан ок. 508 г. прп. Саввой. В VI в. здесь жили ок. 20 монахов. 20. Мон-рь Кастеллион (Хирбат-эль-Мирд), киновийный. Основан ок. 492 г. прп. Саввой на руинах крепости Ирода Великого. Комплекс был обнесен стеной (30×40 м), община включала не более 15 монахов ( Milik. 1961). 21. Мон-рь Занна (западнее лавры прп. Саввы), киновийный. Основан в 511 г. прп. Саввой ( Corbo. Il Cenobio di Zaunos. 1958). 22. Лавра Гептастом (греч. Επτστομος; Семиустная; Хирбат-Джинджас; в 4 км к северо-западу от лавры прп. Саввы). Основана в 510 г. мон. Иаковом из лавры прп. Саввы близ цистерны под названием Гептастом. В лавре подвизались не более 20 монахов; археологи открыли фрагменты 15 келий. Территория была обнесена хорошо сохранившейся каменной стеной. Кельи делились на юж. и сев. группы; при каждой находилась цистерна для воды. Центральный комплекс состоял из церкви и дополнительных построек, образовавших 2 внутренних двора ( Hirschfeld. 1992. P. 29-30).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 616, 691; Ч. 4. С. 141, 869; 1815. Ч. 6. С. 1000-1001; Описание мон-рей в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 63; Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. СПб., 1819. С. 55; Мельников П. И. События, случившиеся в Н. Новгороде от 1462 до 1600 г.//Новгородские ГВ. 1846. 51. Ч. неофиц. С. 200; Макарий (Миролюбов), архим. Зачатейский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Там же. 1849. 11. Ч. неофиц.; он же. История Нижегородской иерархии// Он же. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 46; Храмцовский Н. И. Нек-рые сведения о состоянии нижегородских церквей и мон-рей в 1-й четв. XVII ст. Н. Новг., 1865. С. 23, 25; он же. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 2005. С. 328-349, 566-570; СИСПРЦ. С. 242; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание нижегородского Печерского Вознесенского муж. мон-ря//Нижегородские ЕВ. 1886. 15. Ч. неофиц. С. 7-8; Соловьёв И., свящ. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь: История и совр. его состояние. Н. Новг., 1887; он же. Больничный храм при Нижегородском Крестовоздвиженском мон-ре//Нижегородские ЕВ. 1905. 2. Ч. неофиц. С. 61-63; Зверинский. Т. 1. 261. С. 168, 396. С. 213; Т. 2. 804. С. 136-137; Т. 3. 1529. С. 48; Добровольский М., свящ. Краткое описание нижегородских церквей, мон-рей и часовен. Н. Новг., 1895. С. 72-75; Денисов. С. 539-441; РБС. Т. 3. С. 219; Православные русские обители. С. 365; Альбицкий П., прот., Мамонтов Н., свящ., Крестовоздвиженский 1-кл. жен. мон-рь в Н. Новгороде: Столетие его существования (1813-1913 гг.). Н. Новг., 1913; Филатов Н. Ф. Н. Новгород: Архитектура XIV - нач. XX в. Н. Новг., 1994. С. 41-42; Галай Ю. Г., Галай О. Ю. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//УЗ Волго-Вятского отд. Междунар. Слав. академии наук, образования, искусств и культуры. Н. Новг., 1998. Вып. 2. С. 80-92; Гациский А. С. Нижегородка// Он же. Нижегородский летописец. Н. Новг., 2001. С. 55. Примеч.; Сойкин И. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//ЖМП. 2006. 9. С. 62-75; Крестовоздвиженский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Рус. мон-ри и храмы: Ист. энцикл. М., 2010. С. 269; Снежницкий А., свящ. Крестовоздвиженская часовня в Нижегородской ярмарке// Он же. Святыни Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2012. С. 272-287; Шумилкин М. С., Шумилкина Т. В. Купольные монастырские храмы 1-й пол. XIX в. Н. Новг., 2012. С. 28-30; Петряев С. В. Теплый свет из глубины веков: К 200-летию перенесения нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря на новое место//Нижегородская коллекция. 2013. 3(7). С. 4-6; Сероглазова Т. Тихое пристанище//Там же. С. 7-11; Шумилкин М. С. Особенности архитектуры нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX в.//Приволжский науч. журнал. Н. Новг., 2012. 3. С. 146-152; он же. Архитектура нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX вв.: Канд. дис. Н. Новг., 2013. Ркп.; Филарета (Гажу), игум., Мацина Л. Е. История нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря. Н. Новг., 2014.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Фактически к правосл. Церкви присоединились только Чонский Успенский мон-рь и 5 семей старообрядцев в Белице. Движение возглавил настоятель Чонского мон-ря иером. Сергий (Юршев) . 10 марта 1799 г. Чонский мон-рь перешел в непосредственное подчинение Могилёвскому епископу, в 1800 г. император пожаловал обители более 110 дес. земли. По указу Могилёвской консистории от 8 мая 1822 г. Чонский монастырь был приведен в «полное соединение с православной Церковью», там перестали совершать богослужения по старопечатным книгам. По решению Синода от 28 сент. 1828 г. Чонский мон-рь был снова утвержден как единоверческий вслед. отказа большинства иноков и прихожан переходить на «новый обряд». В 1839 г. был закрыт Макариевский Добрушский старообрядческий мон-рь в 25 верстах от Гомеля (существовал близ совр. пос. Рассвет Добрушского р-на). Не позднее 1844 г. он был возобновлен как единоверческий. Чонский мон-рь, упраздненный 4 авг. 1845 г., был приписан к Макариевскому. В 1844-1845 гг. при поддержке братии Малиноостровского единоверческого скита предпринималась попытка преобразовать опечатанный в 1839 г. Лаврентиевский старообрядческий мон-рь (существовал в лесном урочище Лаврентьева Дача близ совр. с. Прибор Гомельского р-на) в единоверческую обитель. После неоднократных отказов со стороны насельников принять единоверие Лаврентиевский скит в мае 1845 г. был окончательно упразднен, храм разобран, имущество распределено между единоверческими приходом в с. Добрянка (ныне Поддобрянка Гомельского р-на) и Добрушским Макариевским мон-рем. В 1849 г. была открыта единоверческая часовня в слободе Огородня-Гомельская, в 1869 г. ее прихожане вновь примкнули к старообрядцам. 8 дек. 1850 г. были упразднены старообрядческие Клёнкский Пахомиевский муж. мон-рь и приписной к нему Никольский муж. скит (существовал между дер. Тарасовка совр. Ветковского р-на и дер. Леонтьево совр. Добрушского р-на). В 1852 г. Синод отклонил предложение Могилёвского архиеп. Анатолия преобразовать закрытые мон-ри в скиты или отд-ния Макариевского мон-ря. В 1850 г. был упразднен старообрядческий Спасо-слободской женский мон-рь в Гомеле. 29 июня 1852 г. находившаяся при нем Ильинская ц. была освящена как единоверческая, церковная утварь поступила из Макариевского мон-ря. В 1854 г. к Ильинской ц. приписали 2 церкви в слободе Нов. Крупец, с 1846 г. действовавшие как единоверческие.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

В 1812 г. недалеко от Измаила был основан Никольский муж. мон-рь, в к-ром жили 36 насельников. Иноки построили деревянную церковь, 6 келий, 15 землянок и ветряную мельницу. Мон-рь владел 240 дес. земли, имел ок. 900 голов крупного рогатого скота, более 200 лошадей, сад и виноградник. Никольский мон-рь был посредником между российскими и заграничными старообрядцами, из-за чего и был ликвидирован властями. В нач. XIX в. муж. мон-рь находился около Силистры, в селении Кючук-Гьоль, во время военных действий 1828 г. он был разрушен тур. войсками. В Измаиле при Никольском старообрядческом храме существовал жен. скит. В 1844 г. здесь проживали 27 инокинь, в 1896 г.- 12. В 1868 г. в Измаиле стараниями измаильского 2-й гильдии купца Н. Беляева был возрожден муж. скит, в 1873 г. в нем жили 20 иноков. В 1863 г. между озерами Кугурлуй и Ялпуг, недалеко от Нов. Некрасовки, был основан Кугурлуйский Архангело-Михайловский муж. мон-рь. В 1865 г. этот мон-рь признали румын. власти. На территории обители действовали 2 храма - во имя арх. Михаила и в честь иконы Божией Матери «Знамение». Кугурлуйский мон-рь был пунктом переправки старообрядцев за границу. Зимой приезжие должны были работать в мон-ре, летом уходили на заработки. В зимнее время численность насельников обители составляла до 60 чел., летом - 5-6 чел. В 1893 г. в обители проживали 40 чел., в 1901 г.- 29, в 1946 г.- 5 чел. В 30-х гг. ХХ в. в Кугурлуйском мон-ре находилась резиденция Измаильского еп. Феогена, после смерти к-рого обитель пришла в упадок. В 1940 г. земля и инвентарь мон-ря были отобраны советской властью, во время румын. оккупации имущество вернули. В 1946 г. уполномоченный по делам религ. культов при СНК УССР по Измаильской обл. не утвердил решение совместного собора старообрядческих Петропавловского (недалеко от Вилкова) и Архангело-Михайловского мон-рей об объединении, поскольку считал, что это приведет к усилению позиций старообрядчества в крае. В 1949 г. Архангело-Михайловский мон-рь закрыли, имущество мон-ря передали в сельскую церковь.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010