Невысокий широкий барабан храма словно растворен в ступенчатой композиции и поглощен огромным вытянутым шлемовидным куполом с перехватом у основания. Был установлен лишь один крест - на главном куполе, с полумесяцем и крупным яблоком в основании. При богатстве объемных форм фасадный декор был представлен лишь аркатурным поясом на барабане в основании купола и поясами дентикул на карнизах. На месте традиционного главного входа в храм, в центре западного фасада, был размещен лишь оформленный скромным порталом вход в нижний храм; притворы, ведущие в верхний храм, располагались по сторонам трапезной. Высокие стрелы сводов, выполненные из железобетона, придавали выразительность интерьеру храма, вытянутому по вертикали. Зап. трапециевидные пристройки служили притворами-сенями. Алтарная часть занимала вост. группу из 3 конх. В вост. конхах сев. и юж. групп размещались округлые клиросы. По диагонали, в трапециевидных в плане пристройках между алтарем и клиросами, должны были находиться б-ка и читальня. В структуру этих пристроек были также включены небольшие треугольные в плане исповедальни с отдельными входами с клиросов и из алтаря. Внутреннее убранство предполагалось выполнить в традиц. формах, с 3-ярусным иконостасом. Система конх и полукуполов, расположенных ярусами, восходит к романским храмам (центрическим, а также крестово-купольным базиликам с венцом капелл), в интерьере можно предположить влияние внутреннего пространства к-польского собора Св. Софии (532-537). Но более всего центрическая композиция с безусловным доминированием купольного объема, окруженного апсидами-капеллами, близка к концепциям и проектам мастеров итал. Проторенессанса и Ренессанса (эскизы центрических храмов Леонардо да Винчи). Чередование апсид и пилонов вызывает также более отдаленные ассоциации с композициями алтарных частей готических соборов (в Иоанновском соборе подобная композиция «замкнута» до центричности); в таком случае звонницы и переходы с башнями, примыкающими к пилонам, уподобляются аркбутанам.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1903 и 1905 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Василия Великого и Успения Пресвятой Богородицы при подворье Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря (утрачена) Санкт-Петербург, Красногвардейский район Архитектор: В.И. Баранкеев, Н.Н. Никонов, Н.Н. Никонов мл. Год постройки: Между 1902 и 1908 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Моисея Новгородского при подворье Сковородского Михайловского мужского монастыря Новгородской епархии (утрачена) Санкт-Петербург, Красногвардейский район Архитектор: Н.Н. Никонов, И.Н. Иорс Год постройки: 1897 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Василия Парийского при благотворительных заведениях Мещанского общества (утрачена) Санкт-Петербург, Московский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1888 и 1891 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербург, Невский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1897 и 1903 Архитектурный стиль: Эклектика Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: не ранее 1900 Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Собор Двенадцати апостолов Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1900 и 1902 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Иоанновский женский ставропигиальный монастырь. Часовня Серафима Саровского (утраченная) (утрачена) Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1911 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Домовая церковь-усыпальница Иоанна Кронштадтского Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: между приблизительно 1908 и 1909 Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Домовая церковь Иоанна Рыльского Санкт-Петербург, Петроградский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1900 и 1901 Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

Николу”. (Нестор о Феодосии). В. К. Мстиславом посторен был Феодоровский монастырь. Кроме сего по Летописям и по другим источникам известны монастыри: а) в Киеве Васильев, Воскресенский, Вышнегородский, Кириллов, Кловский, Космодамианский с 1170 г., Лазарев, Самсоновский, Спасский на Берестове. См. выше пр. 261. б) в Новгороде, кроме Юрьева и Антониева, Аркадиев с 1153 г., на Мячине Благовещенский с 1170 г., Богородичный на Городище с 1097 г., Варварин (женский) с 1130 г., Воскресенский (женский) прежде 1135 г., Духов прежде 1162 г., Евфимиин (женский) с 1197 г., Иоанновский Ростеин (женский) ок. 1100 г., Кириллов на Нелезине с 1193 г., Николаевский на Лиине с 1112 г., Николаевский на Острове с 1197 г., Пантелеймонов с 1207 г., Нерыпь (Ирпень) ок. 1020г., Преображенский на Хутыне с 1192 г., Петровский (женский) с 1092 г., Покровский в Зверинце прежде 1148 г., Рождественский на Михалице (женский) с 1199., Рождественский на Щитенках ок. 1160 г., Спасский в Передичале с 1198 г., Софийский 1005 г. Кроме того в Новгородский области: Преображенский в Старой Руси с 1192 г., Борисоглебский в Торжке; в Ладоге Застынский Георгиевский; во Пскове Мирожский Спасский. (Новгор. и Псков. Лет.) в) во Владимире Волынском – Святогорский (не упоминается у Карамз., но о нем Нестор в Житии пр. Феодосия и Киев. Лет. стр. 103.) г) в Муроме Благовещенский, Спасский, Борисоглебский (Лавр. 191). д) в Ростове Авраамиев, Богословский (кар. 3, пр. 300. 5, пр. 125. Лавр. 185). е) во Владимире на Клязме Боголюбов, Рождественский, Успенский (женский) с 1199 г., Георгиевский, Вознесенский. (Лавр. 184. 187. 192. Летоп. Даниловича 78. 79). ж) в Переяславле Залесском Никитинский. з) в Перемышле Спасский. и) в Полоцке Спасский пр. Ефросиньин. й) в Переславле южном Иоанновский, Борисоглебский, Михайловский и Рождественский. к) в Смоленске на Смядыне Борисоглебский, Авраамиев. л) в Рязане Ольгов, Богословский. м) в Ярославле Спасский. н) в Суздале Дмитриевский , Ризоположенский, Ефросиньин с 1207 г., Борисоглебский Кидекийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И Иваницкий или Иванижский Успенский монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился прежде в Тверском, а потом в Старицком уезде, от Твери в 50, от Старицы в 30 вёрстах. Настоятельство в нём было Игуменское. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 385 душ крестьян. Добавление из VI тома Иваницкий монастырь Находился прежде в Тверском, а потом в Старицком уезде, от Твери в 50, от Старицы в 30 вёрстах. Настоятельство в нём было Игуменское. Ивановский монастырь Находился в уезде Юрьевца Поволжского, на левом берегу реки Волги при устье реки Костромы, от Юрьевца к югу около 15 вёрст. Ивановский Покровский монастырь Мужской упразднённый. Находился в Суздальском уезде, в Одорской десятине при селе Иванове. Церковь Соборная в нём была во имя Покрова Божьей Матери, а Настоятельство Игуменское. При сочинении Штатов 1764 года упразднён. Ивановская Покровская пустынь В 1764 году упразднённая мужская. Находилась в Нижегородской Епархии в Алаторском уезде, близ села Порецкого. От неё остались здания: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Преображения Господня с приделами: а) во имя Божьей Матери Владимирская и б) Пр. Онуфрия Великого; 2) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Покрова Божьей Матери. Ивановский Великоустюжский монастырь Вологодской Епархии упразднённый мужской. Находился внутри города Великого Устюга. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за ним 450 душ крестьян. После Штатов обращён в женский 3 класса. См. Иоанно-Предтечевский Устюжский девичий. Ивановский Воздвиженский монастырь Упразднённый девичий. Находился во Владимирской Епархии в Суздальском уезде при селе Иванове. Ивановский Емецкий монастырь См. Емецкий Ивановский. Ивановский Казанский монастырь См. Иоанновский Казанский Предтечев. Ивановский Мстерский монастырь См. Иоанновский Мстерский. Ивановский Московский монастырь См. Иоанновский Московский. Ивановский Новгородский монастырь См. Иоанновский Предтечев Новгородский. Ивановский Предтечев Астраханский монастырь См. Иоаннопредтечев Астраханский. Ивановский Старо-Ладожский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Богородицы (женский, в с. Ожога Воловского р-на; основан в 2005). Упраздненные Добровский Богородице-Тихвинский (женский, в с. Добром совр. Добровского р-на; основан в 1610, упразднен в 1764), Даншина (Донщинская) в честь Преображения Господня пуст. (мужская, приблизительно в 13 км к юго-востоку от Задонска; основана в 1647, разорена и сожжена в сер. XVII в., восстановлена в 1697-1698, упразднена в 1699), Белоколодская Спасо-Преображенская пуст. (мужская, при впадении р. Белоколодец (Белоколодезь) в р. Воронеж, между современными селами Крутогорье и Пады Липецкого р-на; впервые упом. в 1669, упразднена в 1764), Романовский Красногорский в честь Преображения Господня (мужской, в 10,5 км к юго-западу от Липецка, на берегу р. Воронеж, в совр. Липецком р-не; впервые упом. в 1676, упразднен в 1768), усманский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Усмани; основан в 1684, упразднен в 1764), Добровский в честь Вознесения Господня (мужской, в с. Добром совр. Добровского р-на; основан в 1685, упразднен в 1764), усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский (женский, в совр. с. Новоуглянка Усманского р-на; основан в 1801, закрыт в 1924), задонский Тихоновский во имя Св. Троицы ( Скорбященский ; женский, в Задонске; основан как жен. община в 1880, мон-рь с 1888, закрыт в 1920). Действующие монастыри в границах епархии до 2013 г. (в наст. время в Елецкой и Лебедянской епархии) Упраздненные монастыри в границах епархии до 2013 г. Елецкий во имя Св. Троицы (мужской, в Ельце; основан ранее 1592, упразднен в 1775, возобновлен на новом месте в 1836, закрыт в 1919, возобновлен в 2006), лебедянский во имя Св. Троицы (в Лебедяни; основан ок. 1622 как мужской, упразднен в 1764, возобновлен в 1768, закрыт в 1929, вновь возобновлен в 2005 как женский), елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» (женский, в Ельце; основан в 1683 на месте скита елецкого Троицкого мон-ря, существовавшего с 1628-1629, упразднен в 1764, восстановлен в 1822, закрыт в 1929, возобновлен в 2004), Раненбургская Петропавловская пустынь (мужская, в пос. Рощинский Чаплыгинского р-на; основана в 1712, закрыта в 1920, возобновлена в 2003), Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери (женский, в с. Сезёнове Лебедянского р-на; основан как женская община в 1849, мон-рь с 1853, закрыт в 1930, возобновлен в 2010), Троекуровский Иларионовский во имя вмч. Димитрия Солунского (женский, в с. Троекурове Лебедянского р-на; основан как жен. община в 1857, мон-рь с 1871, закрыт в 1930, возобновлен в 2003).

http://pravenc.ru/text/2110526.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Иоанновский женский монастырь в селе Алексеевка Саратовской области 26 октября 2014 г. 19:30 26 октября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иоанновский женский монастырь в селе Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. Святейшего Патриарха сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Саратовский и Вольский Лонгин , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . Также вместе со Святейшим Патриархом прибыли губернатор Саратовской области В.В. Радаев, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам Н.В. Панков, заместитель председателя правительства Саратовской области В.Н. Сараев, министр по делам территориальных образований Саратовской области Л.П. Жуковская. Его Святейшество встречали настоятельница монастыря игумения Еликонида (Лысенко) с сестрами, благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко, глава Хвалынского муниципального района И.В. Кузьмина, глава администрации Хвалынского района С.Ю. Вербин, учащие и учащиеся Хвалынской гимназии святого мученика Александра Медема, прихожане. В храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского игумения Еликонида приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла в дар икону св. Иоанна Кронштадтского. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом. В дар обители Предстоятель передал ковчег с мощами угодников Божиих, в том числе преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, и список Смоленской иконы Божией Матери. Насельницам обители Святейший Владыка вручил молитвословы. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Посещением Иоанновского монастыря завершился Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Саратовскую митрополию .

http://patriarchia.ru/db/text/3812224.ht...

Санкт-Петербург. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1900. Архитектор: Н.Н. Никонов Ссылки:   Адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, д. 45 Координаты: 59.970828, 30.300793 Проезд:до Петроградской стороны, ближайшая ст. метро - " Петроградская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Иоанновский женский монастырь основан в 1900 году выдающимся молитвенником и чудотворцем Земли Русской, протоиереем Кронштадтского собора святого апостола Андрея Первозванного отцом Иоанном Ильичом Сергиевым (нареченным народом Кронштадтским). В 1899 году на своей родине, в селе Сура на реке Пинеге в Архангельской губернии, Иоанн Кронштадтский основал Иоанно-Богословскую общину. Обитель была очень бедна, поэтому для ее поддержки отец Иоанн решил приобрести в столице участок земли и выстроить на нем подворье с храмом и часовней. Небольшой участок земли на берегу Карповки для постройки пожертвовал потомственный почётный гражданин С. Г. Раменский. Закладка подворья состоялась в мае 1900 года. Вскоре была выстроена деревянная часовня. В сентябре началось строительство каменной обители в византийском стиле по проекту Николая Никонова. Монастырский комплекс стал крупнейшим петербургским произведением архитектора. Строительство двинулось так живо, что к концу года обширное главное здание с двухэтажным храмом внутри было доведено до чердачных перекрытий. В следующем году над зданием поднялись округлые шлемовидные " древнерусские " купола на широких барабанах с полуциркульными романскими арками. Строительство большого пятиглавого храма продолжалось до 1902 года. Осенью 1902 года отец Иоанн обратился в Синод с просьбой о переименовании Сурского подворья в самостоятельный женский монастырь во имя Святого Иоанна Рыльского, которая была удовлетворена. В дальнейшем в комплекс вошли пятиэтажный жилой дом, лазарет, иконописная мастерская и хозяйственные постройки. Все строения решены Н.

http://sobory.ru/article/?object=00751

Санкт-Петербург. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Домовая церковь Иоанна Рыльского. /// Епархия неизвестна Домовая церковь. Действует.   Год постройки:Между 1900 и 1901. Архитектор: Н.Н. Никонов Адрес: Санкт-Петербург, наб.р.Карповки, 45 Проезд:метро " Петроградская " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Добавить статью Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Домовая церковь Иоанна Рыльского. Иоанновский монастырь был основан св. прав. о. Иоанном Кронштадтским в самом начале XX века. Здание было построено в 1900-1902 гг. по проекту архитектора Никонова. Нижний храм освящен в честь преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя Дорогого Батюшки, верхний собор — в честь Двенадцати Апостолов. http://imonspb.ru/monastery/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42601

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Дата создания: 1900 г. Описание: Основатель монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге — святой праведный Иоанн Кронштадтский, строительство началось весной 1900 г. по проекту архитектора Никонова, который был рассмотрен императором Николаем II. Определением Святейшего Синода в феврале 1903 г. монастырю придан статус самостоятельного, названного Иоанновским во имя преподобного Иоанна Рыльского, в честь которого был заложен в нижнем этаже здания первый храм обители. В 1924 г. монастырь официально закрыт. В ноябре 1989 г. началось восстановление обители. 25 декабря 1991 г. Иоанновский женский монастырь стал самостоятельным и приобрел статус ставропигиального. В монастыре в храме-усыпальнице покоятся мощи святого Иоанна Кронштадтского. С 1991 г. по 2013 г. настоятельницей монастыря была схиигумения Серафима (Волошина) . Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. ( журнал 162 ) игуменией обители назначена монахиня Людмила (Волошина)  (2 апреля 2014 г. Святейшим Патриархом Кириллом  возведена в сан игумении). Указом Святейшего Патриарха Кирилла собор Двенадцати апостолов Иоанновского монастыря удостоен права совершения в нем Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш». Настоятельница — игумения Людмила (Волошина) . Страна: Россия Город: Санкт-Петербург Адрес: 197022, г. Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 45 Телефон: (812) 234-24-27 Web-caйm: http://imonspb.ru E-mail: i.monn@yandex.ru Настоятельница: Людмила, игумения (Волошина Ольга Константиновна) Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3491882...

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин. 5:19–20 ). В первом послании Иоанна термин «свет» либо применяется по отношению к Богу ( 1Ин. 1:5 ), либо используется как обобщенное понятие, противопоставляемое тьме и греху. Что же касается Евангелия от Иоанна, то в нем термин «свет», начиная с пролога, последовательно применяется к Слову Божию, Которое изначально было у Бога. При этом, как и в послании, свет противопоставляется тьме: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:4–5, 9 ). Учение Иисуса о свете, как оно зафиксировано в писаниях Иоанна, может быть выражено в следующих тезисах: 1) Бог есть свет; 2) Иисус есть свет миру; 3) кто последует за Ним, будет иметь свет жизни; 4) неверие в Него означает духовную слепоту; 5) те, кто не уверовали в Него, возлюбили тьму по причине своих злых дел. В научной литературе по Иоанновскому корпусу это учение приписывается Иоанну, и все богословие света в корпусе его творений воспринимается как его изобретение. Ч. Додд, в частности, относит терминологию света в четвертом Евангелии к числу «ведущих концепций Иоанновской мысли». Широкое употребление термина «свет» в качестве «символического выражения абсолютно и вечно реального» и противопоставление света тьме ученый приписывает возможному влиянию зороастризма; среди других источников влияния он указывает на поклонение солнцу в Римской империи и философию Платона. Параллели к Иоанновской концепции света находят также в Ветхом Завете, у Филона, в гностицизме (мандеизме), в «эллинистическом мистицизме», в Кумранских рукописях. Между тем, сам корпус Иоанновых писаний вполне однозначно представляет Иисуса, а не Иоанна, в качестве автора «богословия света». Иоанн выступает лишь продолжателем и толкователем тех идей, которые прозвучали из уст Иисуса. Именно Иисусу, согласно Иоанну, принадлежит утверждение о том, что Бог есть свет ( 1Ин. 1:5 ). Именно Иисус последовательно применял термин «свет» к Самому Себе ( Ин. 3:19; 8:12; 9:5, 39–41; 12:35–36, 46 ). Именно в Его прямой речи мы встречаем постоянное противопоставление света тьме и зрения слепоте, что подтверждается и многочисленными параллелями из синоптических Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010