Число братии растет, и у монастыря есть необходимость в помещениях. Надо что-то строить. Но, чтобы не возводить новострой, надо воссоздать исторический облик. Это мы и пытаемся сделать. Ищем старинные фотографии и архивные документы с тем, чтобы потом спроектировать и построить новые корпуса по старым образцам. Предполагаю, что священномученик Дамиан жил в одном из утраченных корпусов. Священник Владимир Русин: А сейчас как живет Данилов монастырь? Епископ Феоктист: Сейчас монастырь начинает возрождаться. Не с точки зрения камней и реставрации, а с точки зрения людей. Определяющую роль здесь играет личность игумена. Священник Владимир Русин: То есть пословица «каков поп, таков и приход», и к монастырю применима? Епископ Феоктист: Конечно. Монастырь – это семья. А семья не может развиваться нормально, если отец отсутствует. В мужском монастыре таким отцом должен быть игумен. В женском, разумеется, должна быть мать – игумения. Сейчас Данилов монастырь такого отца обрел в лице игумена Пантелеимона (Королева). Посмотрим, какую страницу истории обители напишет он. Священник Владимир Русин: Иногда монастыри пытаются классифицировать. Какие-то называют «мужицкими», какие-то «интеллигентскими», «просветительскими», «социальными». А Данилов монастырь каков? Епископ Феоктист: Данилов монастырь не может не нести социального служения, потому что это служение положено в фундамент его основателем – преподобным Даниилом. Сейчас, так как игумен Пантелеимон человек образованный (он закончил Московскую духовную академию, кандидат богословия), там начинает развиваться потихоньку и просветительское служение. Поэтому, если говорить о взаимоотношениях Данилова монастыря с внешним миром, можно выделить два направления: социальное и просветительское. Но уж точно монастырь – не «мужицкий». Священник Владимир Русин: Владыка Дамиан вернулся в Переславль из туркменской ссылки в середине 1920-х годов. Объезжая епархию, он видел покосившиеся кресты у дорог, раскрытые настежь часовни, в которых хозяйничали птицы.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/03/nashi_...

Храм сей с 5-ю блестящими позлащенными главами виден издалека со всех почти окрестностей Москвы и со всех концов самого города и поражает своей огромностью и великолепием. Вышина его с крестом более 48 саж., а пространство, занимаемое им, до 1500 квадр. саж. Мысль о сооружении храма Спасителя в благодарность Господу за избавление Москвы и всей России от нашествия французов в 1812 г. принадлежит императору Александру I. По изгнании врагов из России 25-го декабря 1812 г. был издан им Высочайший Манифест о сооружении сего храма. 12-го октября 1817 г., в тот самый день, в который 5 лет тому назад французы оставили Москву, в присутствии государя императора и других особ высочайшей Фамилии, положено основание храма сначала было на берегу Москвы-реки, у Воробьевых гор, но потом, когда это место оказалось не совсем удобным, 10-го сентября в 1839 г. на другом – близ Кремля. Храм снаружи весь выложен белым мрамором с изображениями святых, а внутри украшен разноцветным мрамором и другими разноцветными камнями и золотом. Картины и иконы в нем писаны самыми лучшими художниками. Одним словом, храм Христа Спасителя – это одно из лучших произведений современного искусства. Стоимость его сооружения 15 миллионов. Так как храм сооружен во славу Божию и в память о том, как наши отцы ложились костьми за землю родную, то на беломраморных стенах коридора, окружающего храм, вырезаны золотыми буквами описания каждого сражения во время войны против французов и имена всех раненых и убитых воинов, которые участвовали в этих сражениях 50 . Данилов монастырь Этот монастырь почитается самым древнейшим из московских монастырей. Он основан около 1272 г. при вел. князе Данииле Александровиче, сыне св. князя Александра Невского. В 1380 г. вел. князь Иоанн Данилович Калита перенес Данилов монастырь в Кремль, к церкви Спаса, что на Бору, и назвал Спасским, а прежний Данилов монастырь подчинил сему Спасо-Преображенскому монастырю. Впоследствии времени сей Данилов монастырь сделался независимым. Здесь почивают мощи самого основателя монастыря св. князя Даниила, почему и называется монастырь Даниловым. Новоспасский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

В отличие от Никитского монастыря — популярнейшего среди гостей Переславля-Залесского места, Данилов лежит в стороне от проторенных паломнических дорожек. И вы, наверное, почувствовали, какая у нас особая тишина. Это отмечают многие, кто сюда приходит. Возможно, отчасти это связано с тем, что Данилов был основан на кладбище ( см. справку ). Это особая тишина Великой Субботы, тишина тихого расставания с надеждой на встречу, с упованием на всеобщее воскресение. — Какой бы Вы хотели видеть свою обитель через пять лет? — Мне было бы радостно, если бы чуть-чуть увеличилось количество молодых послушников, которые пришли именно сюда трудиться и развивать обитель. Мне хочется, чтобы хор пополнился новыми голосами, чтобы пение было на два клироса, а монастырь занимался бы просветительской работой и в целом был бы культурным центром, в котором действует музей с экскурсиями, проводятся разные интеллектуальные и ­познавательные встречи, например молодежный киноклуб, читаются интересные лекции. Предпосылки к этому есть. Уже сегодня Данилов монастырь понемногу становится центром для базового богословского образования монашествующих Переславля. После указа Святейшего Патриарха Кирилла об обязательном базовом богословском образовании для монашествующих выяснилось, что у многих насельников мужских монастырей оно есть, а в женских обителях с этим сложнее. Поэтому сестры из Никольского и Федоровского монастырей Переславля приходят в Данилов слушать лекции на богословские темы. Мне кажется важным распространить практику таких занятий и на мирян, чтобы стимулировать их интерес к духовному образованию. Ведь чем глубже мы вникаем в богослужение, в его тексты, священнодействия и догматические смыслы, тем оно становится для нас более понятным и интересным. Вот возьмите, например, некое песнопение и поработайте с ним, разберите, где здесь подлежащее, где сказуемое, где придаточное предложение, в какой форме стоит глагол. Таблички окончаний должны быть у вас назубок, чтобы правильно определить, что это у нас: единственное, множественное число или редкое двойственное. И эти задачки нужно решать постоянно, чтобы выработать необходимые навыки.

http://patriarchia.ru/db/text/5873144.ht...

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Карта и ближайшие объекты Троицкий Данилов монастырь основан в начале XVI в. Данилом, монахом Горицкого монастыря. Данила похоронен на территории монастыря. Над местом погребения основателя поставлена небольшая нарядная церковь с маленькой изящной главкой. Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Внутри каменной ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки, колокольня, миниатюрная Всехсвятская церковь (построена в 1687 г.) с больничными палатами, братский корпус. Две постройки монастыря уникальны: Троицкий собор и трапезная палата с Похваленской церковью. Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына Ивана, будущего царя Грозного. Одноглавый Троицкий собор спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Роспись собора хорошо сохранилась. Фрески XVII в. свидетельствуют о таланте замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в. История Данилова монастыря и его архитектурный ансамбль. Старинный город Переславль-Залесский, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера, известен своими памятниками древнерусской архитектуры XII-XVII веков. Особое место среди них занимает Троицкий собор Данилова монастыря XVI столетия с фресковой росписью, созданной в 1662-1668 годах артелью знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу наиболее значительных произведений мастеров костромской школы монументальной живописи второй половины XVII века, сохранившихся до нашего времени. Троицкий Данилов монастырь – один из древнейших в городе. Его ансамбль, состоящий из храмов и келий XVI – начала XVIII века, хорошо виден с пересекающей Переславль московской дороги. Он был основан в 1508 году известным местным подвижником Даниилом. Сразу за монастырским прудом расположена живописная Сокольская слобода, в которов в XV-XVII веках жили государевы сокольники, выращивавшие хищных птиц для великокняжеской и царской охоты. Тогда эта местность на юго-восточной окраине современного Переславля находилась далеко за городской чертой и считалась глухой, уединенной и далеко не безопасной для одиноких путников. Здесь же на невысоком холме находилось «божедомье» или скудельницы – братские могилы, в которых хоронили умерших без церковного покаяния, бедняков, не имевших родственников и бродяг. Один раз в год, на Троицу, вокруг могил совершался крестных ход, и устраивалось общее отпевание. История появления здесь монастыря изложена в Житии Даниила Переславского.

http://sobory.ru/article/?object=00434

1772 года июля 5 дня. К сему прошению подписал Иерей Василий Петров». На рапорте рукою св. Тихона написано: «подано июля 7 дня 1772 г. Записав, приобщить к делу и послать в правление духовное указ чрез сего же просителя, чтобы правление Черкасское, сыскав иерея Михаила Данилова, взыскало с него со всех, сколько он в отлучке или при нем Василии, по какому-либо упрямству, ни венчал браков, половинную часть, и сему иерею Василию поручило с роспискою, и, если начнет спорить, то запретить ему, Данилову, священнослужение до тех пор, пока он, иерей Михаил Данилов, во всем оного иерея Петрова не удовольствует, и впредь дабы, в отлучках иерея Василия, он, иерей Михаил Данилов, исправляя требы на очереди его, Петрова, кроме браков, отдавал две части ему, Петрову, а себе третью часть взимал бы за труды, а с браков со всех на своей и на его – Петрова – очереди случающихся, завсегда половинную часть отдавал, не утаевая ни одной полденьги, в том его, Данилова, обязать подпискою и оную подписку нам прислать немедленно». В этом смысле послан был из духовной, Тихона епископа Воронежского и Елецкого, консистории указ Черкасскому духовному правлению от 7 июля 1772 года. В ноябре того же года Черкасское духовное правление доносило преосвященному Тихону, епископу Воронежскому и Елецкому, о том, что указ консистории Данилову объявлен, и исполнить его оный священник Данилов обязался подпискою; в подписке, впрочем, Данилов писал, что «за повенчание прежде бывших браков, не помнит теперь, что взято, а для того отдать ничего не хощет, почему и священнослужение ему запрещено, а впредь по тому указу исполнение чинить долженствует, в чем подписался» (следует подпись священника). Затем мы не имеем никаких официальных письменных данных о жизни о. Василия. Приходится довольствоваться уже преданием, которое, благодаря благочестивой жизни о. Василия, сохранило несколько сведений о жизни и трудах его. О. Василий имел свой дом, довольно скромной архитектуры. Построен он был первоначально казаком Гвоздиковом и неизвестно каким путем перешел к о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырьмонастырь Украинской Православной Церкви. Основан в 1998 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Монастырь объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский (зарегистрирован в 2002 году) и женский Свято-Николаевский (зарегистрирован в 2001 году) монастыри. Является самым большим из вновь основанных монастырей на Украине. При обители есть гостиница. Содержание История [ править править код ] Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, здесь откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая гостиница с трапезной. В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году - пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличивалось. Был построен братский корпус, устроена богадельня ( Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми). А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году - зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

С 25 дек. 2013 по 25 дек. 2014 г. существовало Сморгонское вик-ство Новогрудской епархии, Сморгонским епископом был Петр (Карпусюк). 25 дек. 2014 г. от Новогрудской епархии была отделена Лидская и Сморгонская епархия, территория к-рой включила Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский районы Гродненской обл. Архиерею Новогрудской епархии было определено иметь титул «Новогрудский и Слонимский». Титул викарного архиерея был изменен - «епископ Дятловский». Протодиак. Павел Бубнов Святыни Наиболее известными святынями епархии являются местночтимые иконы Божией Матери: Новогрудская Замковая (не сохр.), Мирская-Почаевская (в Свято-Троицком храме в пос. Мир), Подлипская «Достойно есть» (в алтаре храма св. прор. Илии в пос. Любча Новогрудского р-на), Мижевичская-Смоленская (в храме Рождества Пресв. Богородицы в дер. Мижевичи Слонимского р-на), Колпенская (в Свято-Троицком храме в дер. Деревной Слонимского р-на), Вензовецкая (в храме св. апостолов Петра и Павла в дер. Вензовец Дятловского р-на). Монастыри Действующие: Лавришевский (мужской, близ дер. Гнесичи Новогрудского р-на, основан в XIII в., в 1530 разорен, возобновлен ок. 1590 на др. месте - в пределах совр. дер. Лавришево Новогрудского р-на, в нач. XVII в. отпал в унию, закрыт в 1836, существовал в 1913-1915 как подворье Минского архиерейского дома, возрожден в 2007), слонимский Благовещенский (женский, в Слониме, основан в 2003), во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (мужской, в дер. Вел. Кракотка Слонимского р-на, основан в 2009). Упраздненные монастыри на территории современных Новогрудской и Лидской епархий: новогрудский Борисоглебский кафедральный (мужской, известен c XIV в., в 1617 отпал в унию), Дятловичский Преображенский (мужской, основан в 1622 или 1570, до 1786 был приписан к Киево-Печерской лавре, закрыт в 1855), Гольшанский Троицкий (мужской, в мест. Гольшаны, ныне агрогородок Ошмянского р-на, известен с 1556, закрыт униатами в XVII в.), Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный (мужской, в с. Голдове, ныне деревня Лидского р-на, основан в 1633, в 1650 приписан к виленскому Свято-Духову мон-рю), Борунский Покровский (мужской, в мест. Боруны, ныне деревня Ошмянского р-на, основан в 1692 как униатский, в 1833 преобразован в православный, в 1874 упразднен, в 1886 возрожден как скит виленского Свято-Духова мон-ря, в 1919 захвачен римо-католиками).

http://pravenc.ru/text/2577813.html

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь в Алатыре, основан в 1639 г. игуменией Ладинского Прилуцкого монастыря Елизаветой, закрыт в 1920-х гг. В советское время использовался под жилые помещения и склады. В 1993 г. монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Свято-Никольский мужской монастырь на Болоте в Переславле-Залесском, основан в середине XIV в. прп. Дмитрием Прилуцким († 1406г.), в 1408 г. сожжен татарами, в 1609 г. разорен поляками, в 1898 г. преобразован в женский. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории монастыря находилась животноводческая база. В 1993 г. возвращен Русской Православной Церкви. Предтечев-Песоцкий Вознесенский мужской монастырь в Брянске, основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1764 г. Варлаам, хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского в возведением в сан архиепископа 8 октября 1627 г., в январе 1645 г. ушел на покой в великоустюжский Михаило-Архангельский монастырь. Троицко-Никольский Клоновский мужской монастырь (ныне Виноградовский район Архангельской области), известен с XVI в., в 1681 г. приписан к архиерейскому дому Холмогорской епархии. В 1764 г. упразднен. Николо-Волосовский мужской монастырь (ныне Собинский район Владимирской области), известен с XV в., в начале XVII в. упразднен. В 1775 г. возрожден, в 1877 г. приписан к Боголюбовскому монастырю, в 1909 г. обращен в женский. Закрыт в 1920-х гг., в 1993 г. возрожден. Векошник — человек, ведающий посудой; торговец, выносящий свой товар на веке — лубяном столике, коробке, рогоже. Никольский Выксинский мужской монастырь (пустынь) близ города Пошехонье, известен в 1620–1690-х гг. Воскресенский (Семионовский) мужской монастырь в Нижнем Новгороде, основан в XIII в. св. Симоном († 1226 г.), закрыт с 1918 по 1993 гг. в 1574 г. опальными новгородцами, в 1715 г. сильно пострадал от пожара и был упразднен. Воскресенский мужской монастырь в Солигаличе (ныне Костромская область), основан в 1335 г. В 1920-х гг. был закрыт и пришел в запустение. Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь (ныне село Юношеское Грязовецкого района Вологодской области), основан в 1414 г. прп. Павлом Обнорским († 1429 г.), с 1764 г. третьеклассный. В 1924 г. закрыт. В советское время на территории обители располагались опытная педагогическая станция, санаторная школа, детский дом. С 1993 г. возрожден как подворье вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

27. Лужандозерский. мужской сгорел в 1733 г. со всей утварью. В Олонецк. уезде, при озере Лужандозере, от г. Олонца в 250 в. 28. Лисицкий. мужской 2 церк., 4 прест. При р. Малом Волховце, от Новгорода 7 в. 29. Лазарев. девичий 2 церк., 2 прест. От Новгорода в 1 в., близ р. Волхова. 30. Михайловский Сковороцкий. мужской 1 церк., 2 прест. При озере Ильмене, на устье речки Малаго Волховца, от новогорода 4 в. 31. Михайлоцкий. девичий 2 церк, 5 прест. В Новегороде, на торговой стороне, при р. Волхове. 32. Николаевский Вяжицкий. мужской 5 церк., 4 прест. В Новгородск. уезде при копанных прудах, от Новгорода 12 в. 33. Николаевский Развожский. мужской 2 церк., 3 прест. В Новгороде. 34. Николавский-Боровенский, Обонежския пятины. мужской 1 церк., 1 прест. В Новгородск. уезде, от Новогорода в 196 в. 35. Николаевский Перекомский. мужской 2 церк., 2 прест. При озере Ильмене, от Новгорода в 23 в. 36. Николаевский Веседный. мужской 2 церк., 2 прест. В Новгородск. уезде, при верховьях р. Веседной от Новаграда в 203 в. 37. Николаевский Брусенский. девичий 1 церк., 1 прест. В Олонецк. уезде, на острове Брусенском, от Олонца в 150 в. 38. Николаевский Соколницкий. девичий 2 церк., 2 прест. При ручье Тарасове, от Новгорода 1/2 в. 39. Николаевская Теребенская пустынь. мужская 3 церк., 4 прест. В Бежецкой пятине, при р. Мологе, от г. Городецка в 80 в. 40. Николаевская Столбенская пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. В Новгородск. уезде, при большой моск. дороге, при р. Тверце, от Новгорода в 270 в. 41. Окологородный Ильинский. девичий 2 церк., 2 прест. При Новегороде, от С.-Петербурга в 196 верстах. 42. Преображенский Валаамский. мужской 2 церк., 5 прест. В Кексгольмском уезде, на Ладожском озере, на острове Валааме, от Кексгольма в 60 в. 43. Налеостровский. мужской 2 церк., 2 прест. В Олонецк. уезде, при озере Онеге, от г. Олонца в 220 в. 44. Посолотин. мужской 1 церк., 1 прест. В Новгородском уезде, при речке Черной, от Новгорода 170 в. 45. Петропавловский. девичий 2 церк., 2 прест. От Новгорода в 1 вер. в Гончаровском конце, на Синичьей горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Косов; известен с 1424, с 1700 униатский), коломыйский Благовещенский (мужской; известен с 1629, с 1700 униатский), Соколецкий Покровский (мужской, с. Соколец Бучачского р-на; основан в 1609, с 1700 униатский), Бильченский Крестовоздвиженский (мужской, в урочище Монастырёк близ с. Бильче-Золотое Борщёвского р-на; основан в 1600, с 1700 г. униатский), Вицинский Рождество-Богородичный (мужской; до 1703 православный, с 1703 униатский), Струсовский Николаевский (мужской; известен с 1600, с 1700 униатский), Сварычевский Рождество-Богородичный (мужской, в с. Сварычев Рожнятовского р-на; известен с 1650, с 1700 униатский), Болоховский Михайловский (мужской, в с. Болохов Калушского р-на; известен с 1699, с 1743 - как униатский), Гошевский Преображенский (мужской, в урочище Чёрный Дилок; известен с 1570, в 1662 перенесен на Ясную гору близ с. Гошев Долинского р-на), Преображенский (мужской, в урочище Городище близ с. Пшеничники Тысменицкого р-на; известен с 1634, с 1700 униатский), Рукомышский Онуфриевский (мужской, в с. Рукомыш Бучачского р-на; известен с 1691, с 1700 униатский), Скалатский Преображенский (мужской, в с. Ст. Скалат Подволочисского р-на; известен с 1691, с 1700 униатский), Луковецкий Михайловский (мужской, в с. Луковец-Михайловский Рогатинского р-на; известен с 1662, с 1700 униатский), Литвиновский Онуфриевский (мужской, в с. Литвинов Подгаецкого р-на; известен с 1586, с 1700 униатский), Лановецкий Михайловский (мужской, в с. Лановцы Борщёвского р-на; известен с 1690, с 1739 униатский). Ист.: Theiner A. Vetera Monumenta Polonia et Lithuaniae gentiumque finitimarum illustrantia. R., 1861. Vol. 2; 1863. Vol. 3; Akta grodzkie i ziemskie z czasyw Rzeczypospolitej Polskiej z archiwum tak zwanego Bernardycskiego we Lwowie. Lwów, 1884. T. 10; Юбилейное издание в память 300-летнего основания Львовского Ставропигийского братства. Львов, 1886. Т. 1; Zimorowicz J.-B. Opera quibus res gestae urbis Leopolis illustrantur ex mandato senatus eiusdem civitatis/Ed. J. C. Heck. Leopoli, 1899; Лотоцький О.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010