При Петре I обитель прп. Даниила, как и многие другие монастыри России, использовалась в качестве места заключения по епитимии. При Екатерине II монастырь несколько расширился: возглавлял его настоятель-архимандрит, в послушании у которого находились пять иеромонахов, два иеродиакона и три монаха. Известным почитателем памяти святого князя Даниила был знаменитый церковный иерарх екатерининской эпохи митрополит Московский Платон (Левшин) . Он отредактировал и издал первую службу святому князю, отныне читаемую в день памяти святого, 4 марта. Митрополит Платон опубликовал и житие святого князя Даниила. При митрополите Платоне обитель начала свое " социальное " - служение: в ней была устроена богадельня. К этому же времени (1792—1800 годы) относится настоятельство в Даниловом монастыре архиепископа Никифора Феотоки. Уроженец острова Корфу, он был крупным ученым и много потрудился для примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Его могила сохранялась в обители до 1930-х годов. Ныне здесь установлен памятный крест неподалеку от предполагаемого места захоронения архиепископа. В 1812 году наполеоновские солдаты разграбили и осквернили Данилов монастырь. В частности, они ободрали золото с раки, где пребывали мощи святого князя Даниила. В XIX веке Данилов монастырь прославился своими подвижниками. Среди них выделялся иеросхимонах Фома (Шаховцов) (ум. 1859). В 1852 году на монастырском кладбище, где обычно погребали купцов и разночинцев, жителей Замоскворечья, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Затем здесь нашли свое последнее пристанище такие известные деятели русской культуры, как А. С. Хомяков с супругой, А. И. Кошелев, Н. М. Языков, Д. А. Валуев, В. А. Черкасский, Д. Ф. Самарин, Н. С. Тихонравов. Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов, как впоследствии и в Первую мировую войну, в обители действовал госпиталь. В августе 1892 года при монастыре была организована бесплатная церковно-приходская школа, где обучались дети местных жителей. Значение обители в предреволюционные годы значительно выросло. В самом начале XX века в составе ее братии числились девять иеромонахов, шесть иеродиаконов, восемь монахов и два послушника. Теперь монастырем управлял епископ — викарий Московской епархии. На этом посту Данилов видел крупных духовных лиц и замечательных церковных деятелей. В 1904—1906 годах здесь настоятельствовал известный церковный писатель и администратор епископ Никон (Рождественский) . А в предвоенные годы монастырь возглавлял епископ Анастасий (Грибановский) , будущий митрополит, глава Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Наконец, в революционном 1917 году настоятелем Данилова монастыря назначили епископа Феодора (Поздеевского) . При епископе Феодоре Данилов пережил свою самую трудную пору — пору гонений и духовной победы над атеистическим режимом. Монастырь в ХХ веке [ править править код ] Послереволюционные годы [ править править код ] В 1919 году большевики закрыли обитель. Некоторое время в ней была зарегистрирована Даниловская приходская община, которой даже удалось подписать договор с Моссоветом об использовании для богослужений храма Святых Отцов Семи Соборов, Троицкого соборного храма, колокольни с храмом прп. Симеона и часовни. На этот момент собственно в монастыре подвизались шестнадцать монахов, но членов Даниловской общины насчитывалось гораздо больше тысячи человек. «Даниловцы» сыграли значительную роль в истории Русской Церкви. Их община стала центром притяжения для всех «тихоновцев» — последователей Святейшего Патриарха Тихона , который подвергался в то время гонениям как со стороны большевиков, так и со стороны обновленцев, стремившихся «вписать» Православную Церковь к идеологические реалии «нового мира». Так, «даниловцы» отказывались молиться за советскую власть. И большевики этого им не простили. Во времена СССР [ править править код ] К началу 1930-х годов «Покровская община» (так теперь официально име-новался Данилов монастырь) была самой многочисленной группой духовенства в столице. После архиепископа Феодора (Поздеевского), который почти все время пребывал в ссылках, обитель возглавляли архимандрит Герасим (Садковский) (ум. в 1920 г.), архимандриты Поликарп (Соловьев), Стефан (Сафонов) . Последним настоятелем в 1929—1930 годах был архимандрит Тихон (Беляев). Как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий». Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

1930. С. 3-14; Савич А. А. Главнейшие моменты монастырской колонизации Рус. Севера XIV-XVII вв.//Сб. Об-ва ист., филос. и соц. наук при Пермском ун-те. 1929. Вып. 3. С. 75; Ушаков И. Ф. «Философ» из Кандалакши//ВИ. 1976. 3. С. 216-221; он же. Феодорит, креститель лопи//Север. Петрозаводск, 1993. 1. С. 150-160; он же. Избр. произв. Мурманск, 1998. Т. 3. С. 32-51; он же. Кольский Север в досоветское время: Ист.-краевед. словарь. Мурманск, 2001. С. 93; он же. Православие на Кольском Севере в досоветское время. Мурманск, 2002; Митрофан (Баданин), иером. Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; Житие прп. Феодорита, просветителя Кольского/В изложении иером. Митрофана (Баданина). Мурманск, 2006; Иванов В. И. Мон-ри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII вв. СПб., 2007. С. 159-161; Никонов С. А. Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского мон-ря на Мурманском берегу во 2-й пол. XVI - 1-й трети XVIII в.//УЗ Петрозаводского гос. ун-та. Сер.: Обществ. и гуманит. науки. Петрозаводск, 2010. 7(112). С. 14-22; он же. Кандалакшский мон-рь в XVI-XVIII вв.: Исслед. и мат-лы. Мурманск, 2011. Ч. 1. Игум. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " »)

http://pravenc.ru/text/1470189.html

2002. Сб. 8. С. 189-193; Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. (15-16 окт. 2002 г.). Владимир; Суздаль, 2003; Тенеткина А. А. Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России//ДРВМ. 2003. 1(11). С. 130-131; Быкова М. А. Малый золотой киот иконы «Богоматерь Корсунская» XVI в.//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. 2004. Сб. 10. С. 90-96; Волкова М. Н. Сектанты тюрьмы Спасо-Евфимиева мон-ря, 1829-1905 гг.//Там же. С. 23-30; Петина Н. Н. Хозяйство Спасо-Евфимиева мон-ря на рубеже XIX-XX вв.//Там же. С. 14-22; она же. Экономическое положение Спасо-Евфимиева мон-ря во 2-й пол. XVIII в.//Там же. 2005. Сб. 11. С. 22-27; она же. Спасо-Евфимиев мон-рь в 1-й пол. XVIII в.//Там же. 2006. Сб. 12. С. 60-65; Глазков М. Травы аптекарского огорода Спасо-Евфимиева мон-ря. Владимир, 2006; Спасо-Преображенский собор, г. Суздаль. Владимир, Житие старца Стефана. [Суздаль, 2007]; Родина М. Е. Д. М. Пожарский: Вечная память и трава забвения. Владимир, 2007; Евсеева Л. М., Борисенкова Т. Ю., Дьяченко О. А., Антыпко М. И. Иконостас из Преображенского собора Спасо-Евфимиевского мон-ря//Иконы XVII в. в собрании ЦМиАР (в печати). А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " »)

http://pravenc.ru/text/187637.html

27 декабря 2009г. в Москве Данилов мужской монастырь и Добровольческое движение «Даниловцы» проведут «День доброты». В программе «Дня доброты» Благотворительная предпраздничная ярмарка, сбор вещей и подарков для бездомных, сирот и малоимущих людей, волонтёрские акции, игры и занятия с детьми, презентации добровольческих и благотворительных проектов, подготовка своими руками подарков для детей, благотворительный музыкальный концерт… 27 декабря 2009г. в Москве Данилов мужской монастырь   и Добровольческое движение «Даниловцы» проведут «День доброты». В программе «Дня доброты» Благотворительная предпраздничная ярмарка, сбор вещей и подарков для бездомных, сирот и малоимущих людей, волонтёрские акции, игры и занятия с детьми, презентации добровольческих и благотворительных проектов, подготовка своими руками подарков для детей, благотворительный музыкальный концерт… Расписание «Дня Доброты» Что будет, где и когда? 8.00-13.00 Благотворительная предпраздничная ярмарка Площадь у входа в Свято-Данилов мужской монастырь ст.м. Тульская , Даниловский Вал, 22 11.00-13.00 Игры с детьми на площади 13.00-18.00 Продолжение Благотворительной предпраздничной ярмарки в здании напротив монастыря Двухэтажное здание воскресной школы напротив монастыря, Даниловский Вал, 13А, 2 этаж 8.00-18.00 Сбор вещей для бездомных, малоимущих семей, канцтоваров и игр для детей-сирот, подарков для детей и подростков в больницах и сирот в здании напротив монастыря 10.00-12.00 Презентации благотворительных проектов организаторов и участников «Дня Доброты» для потенциальных волонтёров и СМИ 12.00-13.00 Рождественское вертепное выступление 19.00-21.30 Конференц-зал ГК «Даниловский», м. Тульская , Б. Староданиловский пер., дом 5 Акции «Дня Доброты» Попробуй себя в роли волонтера 27 декабря: 13.00 Выезд на помощь в реставрации одного из православных храмов Москвы. Сбор в 13.00. Запись и подробности по телефону: Константин Лобачев, тел .: 8-916-6464695. 14.00 « Эко-десант ». Мастерим кормушки для птиц московского лесопарка. Собираемся в 14.00 по адресу: ст.м. Тульская , Даниловский Вал, 13А, 2 этаж. Подробности у Фёдора Ярмоша тел.: 9-926-5594850

http://pravmir.ru/v-moskve-projdet-den-d...

Накануне 1000-летия Крещения Руси Патриарх Московский и всея Руси Пимен и Свящ. Синод обратились к властям СССР с просьбой о возвращении Церкви одного из московских монастырей для создания духовно-административного центра Русской Православной Церкви. Данилов монастырь первым был возвращен Русской Православной Церкви в 1983 году. За пять лет, к 1988 году, в ознаменование 1000-летия Крещения Руси, полностью разрушенную обитель восстановили и отреставрировали. В монастыре находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его священно-архимандритом (настоятелем) является Патриарх Московский и всея Руси. Реставраторы и строители возвратили Данилову монастырю облик, исторически сложившийся в XVII-XIX веках. Храм Святых Отцов семи Вселенских соборов – древнейший из сооружений, включающий в себя несколько церквей. В храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Самый большой собор монастыря - Троицкий - построен в 1838 году по проекту архитектора О. Бове, интерьер собора старались воссоздать в виде, близком к первоначальному. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения. Воссозданы или построены заново церкви: надвратная преподобного Симеона Столпника (1732 г.), в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобного Серафима Саровского; поминальная и надкладезная часовни. Старейший монастырь Москвы, Данилов, основан первым князем московским Даниилом Александровичем (1261-1303), младшим сыном Александра Ярославовича Невского (1221-1263), около 1282 года (по другим данным - в период между 1298 и 1300 годами). Первоначально здесь была построена только деревянная церковь во имя св. Даниила Столпника - небесного покровителя князя Даниила. Этот храм стал началом Данилова монастыря - " первого на Москве " . Незадолго перед смертью князь Даниил Александрович, принял схиму в основанном им монастыре. Он скончался 4(17) марта 1303 года и, согласно его завещанию, был погребён в Даниловой обители на общем монастырском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=03047

В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь г. Москвы перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля 5 июля 2023 г. 10:21 4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы. Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного. В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице. Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), " каждый должен делать свое дело " . Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Я лежу на холме, На холме стоит крест дубовый. Ой, горе ж мне. Летит ворон надо мною, Говорит мне таковы слова… Ой, горе ж мне. — Тридцать лет ты жил и три года. Так поди, взгляни, что ты заслужил. Ой, горе ж мне. За слова свои — тьму кромешную, За дела свои — муку вечную. Ой, горе ж мне. Что ты каркаешь, птица черная, Что пророчишь мне тьму кромешную? Ой, горе ж мне. Ты б летел себе к мертвечатине, Я хоть и лежу, но пока живой. Ой, горе ж мне. Может, взыщет нас всех Взыскание, Матерь Божия, Богородица. Ой, горе ж мне . Александра Павловна, живя с небольшими перерывами в Почаеве по два и по три месяца, попала в свою стихию. Такими родными показались ей Божьи странники, что ей захотелось стать на них похожей. Она стала проситься у своего батюшки и ее благословить на странствия, тем более что к этому времени она уже оформила пенсию и была свободна от житейских забот. Отец Памва не благословил матушку на странствования, разрешил только в Киев съездить, но монастырское послушание все-таки дал: — У вас в Москве открыли Данилов монастырь, там наверняка нужна помощь. Вернешься из Киева, найди в Москве Данилов монастырь, обратись к наместнику, попросись потрудиться, скажи, что тебя духовник твой, почаевский игумен Памва, благословил. — А что же я буду там, в монастыре, делать? Я монашкой-то быть не хочу, — встрепенулась Александра Павловна. — А кто тебе сказал про монашку? Даниловмужской монастырь, долгие годы он был тюрьмой посреди Москвы. Представляю, в каком там состоянии сейчас храмы, нужна помощь в очищении от «мерзости запустения». Помнишь эти евангельские слова? — Да, батюшка родной, я Евангелие, как вы велели, каждый день читаю. Поняла: значит, нужно грязь выносить. Это я готова, благословите. — Ну так благословляю тебя ехать в Киев, поклониться святыням, а потом трудиться в Данилов в Москве, — напутствовал радостную Александру Павловну ее «родненький батюшка», к этому времени исцеленный заботами и молитвами своей сиротинки от тяжелого недуга. В «Матери городов русских» Александра Павловна пробыла недолго.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

Прп. Авраамия Галичского (Чухломского, Городецкого) хранятся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Покровском Авраамиево-Городецком муж. мон-ре; прп. Макария Писемского - под спудом в храме во имя прп. Макария Писемского Спасо-Преображенского Макариево-Писемского жен. мон-ря; прп. Никиты Костромского - под спудом в подклете Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора; прп. Пахомия Нерехтского - под спудом в Троицком соборе Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского жен. мон-ря; прп. Паисия Галичского - под спудом в Успенском соборе Успенского Паисиево-Галичского жен. мон-ря в Галиче; прп. Макария Унженского и Желтоводского - в раке в Макариевской ц. Свято-Троицкого Макариево-Унженского жен. мон-ря; прп. Тимона Надеевского - в раке в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Кафедральный собор Троицкий собор Ипатиевского мон-ря (1744-1834), Успенский собор (1835-1922), Ильинская ц. (1922-1929), Иоанно-Златоустовская ц. (1929-1964), ц. Воскресения на Дебре (1964-1991), Богоявленско-Анастасиин собор (с 1991). Монастыри Действующие Свято-Троицкий Ипатиевский мон-рь (мужской, в Костроме, основан предположительно в сер. или кон. XIII в., закрыт в 1919, возрожден в 1992), Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мон-рь (мужской, в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в 1350, упразднен в 1919, до 1928 существовал как приходская община, возрожден в 1991), Паисиев Галичский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в с. Успенская Слобода близ Галича, основан во 2-й пол. XIV в. как мужской, в 1919 закрыт, в 1994 возрожден как женский), Пахомиев Нехретский Сыпанов во имя Святой Троицы женский (в с. Троица Нерехтского р-на, основан во 2-й пол. XIV в. как мужской, упразднен в 1764, возрожден как женский в 1992), Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь (мужской, в с. Борок Буйского р-на, основан ок. 1390, официально закрыт в 1919, но под видом сельскохозяйственной артели существовал до 1927, воссоздан в 2004), Спасо-Преображенский Макариево-Писемский мон-рь (в Макарьем Погосте Буйского р-на, основан в кон. XIV в. как мужской, упразднен в 1721, возрожден как женский в 1994), Богоявленско-Анастасиин мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1426, закрыт в 1919, возрожден в 1990), Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь (в Макарьеве, основан в 1439 как мужской, в 1929 закрыт, возрожден как женский в 1993), Знаменский мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1993), Свято-Успенская Тетеринская пуст. (женская, в с. Тетеринском Нерехтского р-на, открыта в 1993), Домнинский мон-рь во имя св. царственных страстотерпцев (женский, в с. Домнине Сусанинского р-на, основан в 2004). Упраздненные

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Колесникова Троицкая пустынь (Костромской уезд), известна в XVII–XVIII вв. Афанасьевский мужской монастырь в Любиме, известен с 1-й половины XVII в., упразднен в начале XVIII в. после пожара. Михаило-Архангельский мужской монастырь в Великом Устюге, основан в начале XIII в. монахом Киприаном, упоминается с начала XVI в., с 1764 г. второклассный, закрыт в 1919 г. Николаевский мужской монастырь в Белгороде, основан в 1599 г. по указу царя Бориса Годунова, с 1764 г. третьеклассный, с 1833 г. второклассный, в 1842 г. упразднен. Троицкий мужской монастырь в Астрахани, основан в 1568 г., закрыт в 1764 г. Свято-Троицкий мужской монастырь в Чебоксарах, основан в середине XVI в. для миссионерских целей. Закрыт в 1924 г. Московский Новодевичий (Богородице-Смоленский) женский монастырь, основан около 1524 г. великим князем Василием III. Являлся местом пострижения представительниц правящей династии и аристократических родов. С 1764 г. лишен земельных владений, первоклассный. Закрыт в 1922 г.; с 1934 г. по настоящее время является филиалом Государственного исторического музея, с 1964 г. при Успенском храме монастыря находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. Зачатьевский девичий монастырь в Нижнем Новгороде, основан во 2-й половине XIV в., в 1814 г. переименован в Крестовоздвиженский, закрыт в 1917 г. Лужецкий Богородицкий Ферапонтов мужской монастырь в Можайске, основан в начале XV в. прп. Ферапонтом Белозерским († 1426 г.) , сильно пострадал в 1812 г., закрыт в 1926 г. В 1994 г. передан Русской Православной Церкви. Троицкий-Тюляфтин мужской монастырь (пустынь) в Осколе (ныне Старый Оскол Белгородской области), основан в начале XVII в., упразднен в конце XVIII в. Сновицкий Благовещенский мужской монастырь (ныне село Сновицы Суздальского район Владимирской области), основан во 2-й половине XVI в., упразднен в 1764 г. Свято-Успенский Иосифо-Волоколамский (Иосифо-Волоцкий) мужской ставропигиальный монастырь, основан в 1479 г. св. прп. Иосифом Волоцким († 1515 г.). С 1764 г. второклассный. Закрыт в 1922 г. В советское время на территории обители располагались детский дом, средняя школа, кинотеатр. В 1989 г. возвращен Русской Православной Церкви, с 1999 г. ставропигиальный.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010