Отрадно было и оттого, что во второй приезд меня приняли как свою. Сестры подходили с какими-то вопросами, недоумениями. Матушка расспрашивала об особо волнующих ее аспектах монашеской жизни. Затем, после общей беседы со всеми насельницами, где были затронуты вопросы, которые игумении, возможно, трудно было донести до их сознания, я услышала от сестер и от самой матушки слова благодарности. Поэтому живой контакт, общение вживую — это дорогого стоит. Точно так же и Орский монастырь не сразу открылся. В первую свою поездку члены Коллегиальной комиссии, познакомившись с укладом жизни сестричества, все же не были до конца уверены в состоятельности этой общины. Тоже прозвучало слово «рановато». Но спустя год духовный настрой общины, ее наставники, мирный дух сестричества произвели на Комиссию благоприятное впечатление. Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) и настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова) побывали там в январе, а уже в апреле, как я упоминала, постановлением Священного Синода этот епархиальный монастырь, находящийся недалеко от реки Урал (третьей по протяженности в Европе), был открыт. Продолжая тему открытия обителей, не могу не сказать о появлении еще одного ставропигиального монастыря — в селе Шостье Рязанской области (Касимовская епархия). Вначале владыка Феогност туда ездил, потом мы с насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Стефаном (Таракановым) — два заместителя председателя СОММ — все посмотрели. И признаюсь, испытали воодушевление во время знакомства с сестрами, которые, полюбив Христа, оставили все и, претерпевая различные трудности, стараются подвизаться на ниве Божией, а самое главное — усердно работают над очищением своих душ. С настоятельницей Никольской Шостьенской обители монахиней Неониллой (Фроловой) у нас установилась прочная духовная связь. Видимся, созваниваемся. Звонят мне и матушки, которые перед назначением на игуменство по благословению Святейшего Патриарха проходили в нашем монастыре стажировку. Думаю, очень ценно, что у «начинающих» появилась возможность обратиться за советом. Я стараюсь, по возможности, подробно и полно ответить на их вопросы, вспоминая при этом себя, когда мы только-только начинали и не знали, к кому обратиться, с кем поделиться своими переживаниями. Если сходу не знаю, как правильнее кому-то ответить, то, посоветовавшись с другими, обязательно перезвоню. Молимся за матушек с их сестрами, чтобы Господь помог управить ситуацию и вразумил, как поступить.

http://patriarchia.ru/db/text/4605989.ht...

22 мая 2020 Доклад епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года). 21 мая 2020 На семинаре «Верования древней Ирландии» Мария Моррис рассказала об именовании монахинь в средневековых ирландских текстах. По ходу доклада сделали вывод об исходном значении слова «cailleach», нашли ошибку в Глоссарии Кормака и вспомнили малоизвестные переводы Нины Юрьевны Живловой. 21 мая 2020 Доклад иеромонаха Пафнутия (Фокина), насельника Свято-Троцкой Сергиевой лавры на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы, 28–29 января 2020 года). 29 апреля 2020 Вышла в свет новая книга краеведа, исследователя владимирской архитектуры Татьяны Тимофеевой, рассказывающая об истории Рождественского, Константино-Еленинского и Федоровского монастырей города Владимира. В исследовании впервые сведены воедино основные данные об этих обителях. В русской истории XVI–XVII столетий Покровский суздальский монастырь снискал себе печальную славу места заточения опальных княгинь и цариц. Монахинями обители были супруги Василия III, царевича Ивана Ивановича, Петра I и других заметных фигур того времени. Возможно, именно поэтому Покровский монастырь пользовался особой заботой и благосклонностью властей, что в свою очередь предопределило стремительный рост его земельных владений и, как следствие, наличие значительного вотчинного архива. По богатству документальных материалов и степени их сохранности Покровский монастырь занимает видное место среди русских обителей. Том содержит публикации около 430 документов монастыря до 1613 г. 11 апреля 2020 В основу публикуемой статьи кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, старшего преподавателя ПСТГУ Олега Алексеевича Родионова положен доклад автора на круглом столе «Монашеская письменность Христианского Востока», состоявшемся в феврале 2020 года в лектории Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

http://bogoslov.ru/tag/Монашество

Наши предки всегда стремились к простоте, которая изначально была присуща христианскому православному сознанию и позволяла акцентировать внимание на главном. «Где просто, там ангелов со сто», говорил своим духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский. Этот же подход оправдан в отношении формулировки названий монашеских обителей. В России было основано много монастырей в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, но Оптина пустынь у нас одна, как одна и Троицкая Сергиева Лавра.  Желательно различать между собой полные официальные названия монастырей и их краткие формы, например: Московский ставропигиальный Данилов мужской монастырь или Данилов монастырь. Иначе на свет появляются сложные гибриды, наподобие современного именования женской обители в городе Болхов, основанной по преданию тем же покаявшимся разбойником Оптой - Болховский Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь. Между тем, в описании православных русских монастырей 1910 года она значилась просто как Троицкий Оптин монастырь,  Очень распространено явление называть храмы и монастыри в честь Рождества, Успения или Покрова Пресвятой Богородицы, а также в честь Ее икон Свято-Богородицкими. Именуя Пречистую Деву Марию Богородицей, мы тем самым свидетельствуем о той величайшей духовной и нравственной высоте, на которую Она взошла, удостоившись стать Матерью Сына Божия. В самом этом именовании уже заключено указание на Ее святость. Если глубже вдуматься в значение слова святость, то станет очевидно, что оно само по себе указывает на особое, неотмирное, благодатное состояние. Например, говоря, святой Сергий, мы уже подразумеваем, что этот Сергий отличается от других людей с подобным именем тем, что духовно совершенен, что на нем почивает Божия благодать. Только в этом случае во имя его может быть воздвигнут храм, и уже совершенно излишним становится добавлять к названию этого храма слово свято. Подобным образом нельзя не признать изначально святым каждый церковный праздник. Всякое торжество, совершаемое Святой Соборной и Апостольской Церковью имеет Божественное происхождение. Может ли, например, не быть святым Воскресение Христово или Успение Божией Матери?

http://pravoslavie.ru/1934.html

Следует обратить внимание на то, что «Украинская православная церковь» поставлена в первую строку вопросника. Понятно, что на проводимом круглом столе и УПЦ МП, и УПЦ (это и есть Украинская Православная Церковь Московского патриархата) представляли одни и те же люди. Ими оказались два человека. Первый - протоиерей Георгий Коваленко (со странным для православного священника титулом «спикер»), известный своим нежеланием поминать за богослужением Святейшего Патриарха Кирилла. Второй - протоиерей Николай Данилевич, секретарь Отдела внешних церковных связей УПЦ МП. Протоиерей Николай Данилевич в своем комментарии под названием «Единство Церкви невозможно восстановить с помощью насилия», опубликованном 17 мая на портале «Православие в Украине», не просто приветствует диалог между «филаретовцами» и православными в рамках созданной не так давно комиссии по объединению, но и приветствует «мирный характер» этого объединения, который могут нарушить только некие провокаторы. Не указывая, что для примирения существует только один канонический путь - покаяние. Храмы, монастыри и духовенство Украинской Православной Церкви Московского патриархата сегодня обыскивает СБУ, ищет террористов, сепаратистов, оружие. Тщетно. Но зато так объявлено. В СМИ развязана настоящая провокационная кампания. Центральные телеканалы и новостные интренет-ресурсы сообщают о якобы раздаче оружия священниками прямо в храмах. «Сегодня», например, запустило такую информационную утку во время одесской трагедии 2 мая. Подобной клевете подверглись Святогорская лавра, Троицкий Ахтырский мужской монастырь в Сумской области и кафедральный Спасо-Преображенский собор г. Сумы, Свято-Троицкий ставропигиальный Корецкий женский монастырь в Ровенской области. Настоящей обструкции в СМИ подверглось духовенство Ковельской епархии УПЦ МП. Спрашивается - кому это выгодно? Ответ последовал от Константинопольского патриарха Варфоломея в его интервью немецкому изданию DW. Он считает по-прежнему актуальной идею объединения украинских православных церквей, напомнил о попытках инициировать сближение православных церквей в Украине во время своего визита в Киев при президентстве Виктора Ющенко, которые, как известно, не имели успеха. А ныне он все-таки надеется на успех: «Но мы не бросаем это дело. Это обязанность всемирного патриархата и всего православия - возобновить единство православного украинского народа».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В завершение работы секции «Духовная жизнь в современном монастыре» иеромонах Пантелеимон (Королев) зачитал доклад игумена Кронида (Карева), настоятеля Свято-Преображенского подворья Данилова ставропигиального мужского монастыря : «Внутреннее делание в условиях новообразованной обители» . Игумен Кронид выделил четыре основных составляющих повседневной монашеской жизни. Во-первых, это молитва, причем особое значение имеет молитва келейная. Во-вторых, взаимоотношения между братиями, основанные на терпении и снисхождении. В-третьих – труд, при организации которого необходимо изначально оценить все возможности монастыря: в обители должны быть организованы такие послушания, которые не станут для братий непосильными и не лишат их духовной жизни. Наконец, большое значение имеет удаленность монастыря от мира. По глубокому убеждению докладчика, основанному на монашеском предании, монастырь должен быть в определенные часы закрыт для посещений, чтобы у каждого монаха было время на пребывание в келье, которая, по словам отца Кронида, должна быть сладка и вожделенна для монаха, должна быть для него крепостью, свидетельницей подвигов и утешением. Таким образом, в процессе обсуждения темы «Древние монашеские традиции в условиях современности» участники выразили согласие в том, что древние монашеские традиции, проникнутые Евангельским духом, полезно вводить и сохранять в современных обителях. Святоотеческие правила и традиции всегда остаются тем немеркнущим идеалом, к которому должны стремиться насельники обителей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 4 февраля, 2016 29 января, 2016 29 января, 2016 28 января, 2016

http://pravmir.ru/drevnie-monasheskie-tr...

Игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря ( Тверская епархия ), в своем выступлении  «Путь служения Христу блаженной старицы Любови Сусанинской»  поделилась личными воспоминаниями и опытом духовного общения с удивительной подвижницей наших дней, которую, вероятно, немалое число участников собрания знало как блаженную Любушку — молитвенницу, заступницу и помощницу в самых трудных жизненных ситуациях. По смирению и чистоте сердца ей была открыта воля Божия о человеке. Блаженную старицу зримо направляла благодать Святого Духа, так что всей своей жизнью она являла собой драгоценное живое Предание Церкви.  О жизненном пути схиархимандрита Иеремии (Алехина), почти четыре десятилетия возглавлявшего братию Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, рассказал насельник московского подворья Пантелеимонова монастыря иеромонах Никита (Смернягин). По слову самого докладчика, целью его сообщения было постараться увидеть Промысл Божий, соединивший личную историю жизни отца Иеремии с историей древней русской афонской обители. Отец Иеремия принял монастырь в 1979 году, когда в нем было всего 14 иноков, а оставил в 2016-м со 114 насельниками. Личный пример, в первую очередь, великого смирения и послушания — вот на чем строил свое управление обителью ее игумен, сказал отец Никита. Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) поделился с участниками собрания воспоминаниями об архимандрите Кирилле (Павлове), духовнике Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Отец Алексий был близким чадом архимандрита Кирилла, он описал многие моменты духовного общения, которые могут послужить примером отеческой любви старца к ученикам. Самоотверженный подвиг молитвы и служения людям в наши дни кажется почти недосягаемым, но жизнь отца Кирилла стала свидетельством продолжения традиции старчества, которую сегодня восприняли и стараются сохранить его духовные чада. Митрополит Астраханский и Камызякский Никон в докладе «У него был дар воспитания монашествующих: духовное наставничество архимандрита Наума (Байбородина)» продолжил тему лаврского духовничества. Его Высокопреосвященство также поделился своим опытом общения со старцем, рассказал о том, насколько значимым было влияние старцев на приходящих к ним людей. Владыка отметил, что отец Наум воспитал целое поколение монахов и монахинь, он видел важное предназначение монастырей в миссионерстве, просвещении людей, живущих в миру. Также архимандрит Наум часто повторял, что монах должен стараться творить Иисусову молитву везде. Для многих пример его жизни остался в памяти как образец, к которому следует стремиться.

http://patriarchia.ru/db/text/5137184.ht...

Честная десница святого Спиридона прибудет в Россию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, одобрению Священного Синода Элладской Церкви и благословению Его Высокопреосвященства митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектария. Организаторами проекта выступают Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь и фонд «Русский предприниматель». И это не случайно. Ведь и нынешняя инициатива родилась у Данилова монастыря и фонда «Русский предприниматель» в ходе подготовки и проведения традиционного общественного форума «Русская неделя на Корфу», который проходит на этом греческом острове уже 5 лет. Православную святыню в России будет сопровождать греческая делегация в составе митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектария, митрополита Кесарьяни, Вироноса и Имиттоса Даниила, перифериарха Ионических островов, г-на Сотириса Восду, губернатора острова Корфу г-на Стефаноса Пулименоса, мэра города Керкира г-на Сотириса Микалефа и других лиц. Первым торжественным мероприятием, запланированным в рамках принесения всегреческой святыни в Россию, станет праздничная служба в кафедральном соборном храме Христа Спасителя вечером 15 апреля. 18 апреля десница Спиридона Тримифунтского будет перенесена в Свято-Данилов ставропигиальный монастырь, где в течение недели православные верующие смогут поклониться мощам святителя. С 26 апреля по 15 мая десницу святителя Спиридона провезут по православным храмам Тулы, Калуги, Брянска, Орла, Липецка, Воронежа, Тамбова и Рязани. Тримифунтский чудотворец Спиридон родился в конце III века на Кипре. За праведный образ жизни и бескорыстную помощь нуждающимся он был награжден Богом даром чудотворения: он исцелял и оживлял людей, изгонял бесов, защищал от стихийных бедствий и нападения врагов. Он сыграл значительную роль в истории христианства, чудотворной силой доказав на I Вселенском Соборе триединую сущность Бога, сжав в деснице простой кирпич. Собравшиеся смогли увидеть вспыхнувший огонь, пролившуюся воду и оставшийся в руке святого кусок глины. Это знамение свидетельствовало о том, что Бог един в трех лицах подобно тому, как кирпич един в трех стихиях. Именно десница святителя и будет принесена в Россию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-831-3583.     8 .         Заявитель: приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Ю. Насветова. Кукла рождественской девочки» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Ю. Насветова. Кукла рождественской девочки». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-831-3584.     9 .         Заявитель: Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «И. М. Концевич. Оптина пустынь и ее время» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «И. М. Концевич. Оптина пустынь и ее время». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-831-3585.     10 .       Заявитель: Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Православный молитвослов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Православный молитвослов». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р19-831-3586.     11 .       Заявитель: издательство «Даниловский благовестник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Молитвослов для самых маленьких/ред. В. Ю. Малягин» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвослов для самых маленьких/ред. В. Ю. Малягин».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

1 . Первым епископом переславской епархии был архиепископ Арсений Могилянский, синодальный член, поставленный из архимандритов Троицко-Сергиевой лавры; почему и именовался «Переславским и Дмитровским и архимандритом Свято-Троицкия лавры». Посвящение его во епископа происходило в придворной церкви 25 июля 1744 года. Так как он состоял членом Синода, то в помощь ему для управления епархиею указом Синода 1745 года марта 30 дан был викарный епископ. Таким был Серапион, посвящённый во епископа из архимандритов Калязинского монастыря. Ему велено было именоваться «епископом Можайским и Волоколамским» и быть коадъютором Переславской архиепископии, и жить в Переславском Никитском монастыре. Можайская епархия при этом была присоединена (1749 года) к переславской. На ектениях при священнослужении определено было возглашать так: «о преосвященнейшем архиепископе нашем Арсении и боголюбивом епископе Серапионе». 1752 года июня 26 архиепископ Арсений за болезнью был уволен от члена Синода, епархии и архимандрита Троицкой лавры и назначен, согласно его прошению, на жительство в Новгород-Северский монастырь черниговской губернии. 2 . Серапион. Поступил он в управление епархиею на место Арсения в 1752 году. По смерти же Арсения, указом 1753 года февраля 28 повелено ему быть настоящим Переславской и Дмитровской епархии всея архиереем. Правил он, впрочем, только до 29 октября того же года и переведён был в вологодскую епархию. Недолгое правление этого архипастыря ознаменовалось весьма важным событием: в 1753 году он учредил в Переславском Даниловом монастыре епаршую семинарию, в которой преподавались науки философские и богословские. 3 . Амвросий. Поступил он на переславскую епархию в 1753 году из архимандритов ставропигиального «Новый Иерусалим» монастыря. Посвящение его во епископа происходило 7 ноября в московском Успенском соборе. В указе святейшего Синода от 29 сентября, между прочим, написано: «и чинить ему как духовным церковнаго клира, так и всякаго звания светским служителем яко пастырю и командиру достодолжное послушание и повиновение». Пребывание ему назначено было иметь в монастыре «Новый Иерусалим», в который переведена и консистория; в Переславле же осталась кафедральная контора консисторских дел; но преосвященный Амвросий заботился и об устроении кафедрального Горицкого монастыря. Он устроил в нём соборную церковь во имя Успения Божией Матери; величие этой церкви поражает каждого и в настоящее время. На освящение её в 1759 году к 25 декабря приглашены были все настоятели мужских монастырей Переславской епархии. Он также застроил по образцу Ново-Иерусалимского монастыря громадное здание, названное Гефсиманиею; но, к сожалению, не привёл его к окончанию за переведением своим в 1701 году (марта 7) в Крутицкую епархию. Начатые им громадные постройки представляют в настоящее время одни грустные развалины. Из Крутицкой епархии преосвященный Амвросий был переведён в Москву, где в 1771 году взбунтовавшимся во время моровой язвы народом был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-823-3434. 4 .         Заявитель: Издательство Московской Патриархии. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист преподобному Серафиму Саровскому» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист преподобному Серафиму Саровскому». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-823-3435. 5 .         Заявитель: Издательство Московской Патриархии. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-823-3436. 6 .         Заявитель: издательство «Даниловский благовестник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Святитель Спиридон Тримифунтский. Житие. Канон. Акафист/ред.-сост. Н. С. Шапошникова» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Святитель Спиридон Тримифунтский. Житие. Канон. Акафист/ред.-сост. Н. С. Шапошникова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-823-3437. 7 .         Заявитель: Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Новый Завет на русском языке» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» при переиздании книги «Новый Завет на русском языке».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010