19 . Никифор II стал киевским митрополитом не позднее 1183 г. и пребывал на кафедре не менее двадцати лет. Первые сведения о его деятельности датируются 29 июля или 5 августа 1183 г., когда Никифор совершил постриг в монашество священника Василия, новоизбранного настоятеля киевского Печерского монастыря. Незадолго до того на ростовскую кафедру, на место скончавшегося Леона, он рукоположил грека Николая, из-за чего испортились его отношения с могущественным владимиро-суздальским князем Всеволодом Большое Гнездо, который требовал от митрополита утвердить избранника от “людей земли нашея”, т.е. одобрить кандидатуру, предложенную князем. Никифор вначале воспротивился этому, но в конце концов уступил нажиму со стороны киевского князя Святослава и 11 марта 1184 г. рукоположил новым ростовским епископом Всеволодова кандидата Луку, игумена монастыря Св. Спаса на Берестове. Лишившийся ростовской кафедры, грек Николай в том же году получил Полоцкую епархию, где как раз скончался епископ Дионисий. Этот опыт помог Никифору разобраться в ситуации в митрополии и установить взаимопонимание с наиболее влиятельными князьями. В 1194 г. Никифор возглавлял церемонию возведения на киевский стол Рюрика Ростиславича, происходившую в Софийском соборе. Никифор умело примирял между собою князей, и в ходе одного такого примирения между Всеволодом и черниговским князем в 1190-е годы ему удалось, при поддержке киевского князя, учредить новое, двенадцатое по счету, епископство в Рязани. В 1189 г. Никифор сумел сплотить русских князей для отпора венгерскому вмешательству в галицкие дела. Кроме того, Никифор, вероятно, был тем русским архипастырем, который, по свидетельству Никиты Хониата , в 1201/1202 г. склонял русских князей к походу против разорявших Византию половцев. По ходатайству Всеволода в 1190 г. Никифор рукоположил ростово-суздальского епископа Иоанна, в 1197 г. – переяславского епископа Павла, а еще ранее, в 1189 г., он хиротонисал белгородского епископа Андриана. Кроме того, Никифором были рукоположены новгородские епископы Гавриил (29 марта 1187 г.), Мартирий (12 декабря 1193 г.) и Митрофан (3 июня 1201 г.). В сообщении об этой последней церемонии митрополит не назван по имени, но, так как Киевской летописью в 1198 г., а Новгородской в 1199 г. Никифор засвидетельствован на киевской кафедре, можно предполагать, что он продолжал ее возглавлять и в 1201 г. Сохранилась большая свинцовая печать, на которой Никифор, как и его предшественники, именует себя “архипастырем всея Руси” (ποιμενρχης " Ρωσας πσης). Ему (или его тезке Никифору I) принадлежит дошедшее до нас пастырское послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

243 «Александр в 1251 году был отчаянно болен в Новгороде, следовательно, не мог ехать в Орду ближе 1252 года, как свидетельствуют летописи. Год тогда начинался мартом месяцем. Александр, следовательно, по случаю весенней распутицы и разлива многих больших рек, лежащих на дороге, не мог выехать из Новгорода раньше конца апреля или начала мая, а от Новгорода до Орды, с объездами, которые должен был делать Александр, чтобы не попасться в руки Андрею, ежели он умышлял против него, было, по крайней мере, две тысячи верст, на проезд которых по тогдашнему бездорожью нужно было употребить около двух месяцев. Следовательно, Александр не мог приехать в Орду ближе конца июня или начала июля, а приехав, не вдруг же явился к хану и не при первом же свидании успел вооружить его против Андрея, для этого ему нужно было прожить в Орде по крайней мере две или три недели. Таким образом. Неврюй мог получить приказ ханский о походе на Владимир не ближе половины июля месяца, по крайней мере еще нужно употребить две недели доя сбора войска; итак, ежели предположить, что Неврюй был послан по проискам Александра, то он мог выступить в поход не раньше конца июля или начала августа. А от Орды до Владимира было, по крайней мере, тысячу верст, на которые для похода с войском, при всей быстроте, нужно было употребить не менее месяца и даже более; следовательно, Неврюй мог прийти ко Владимиру не ближе конца августа. По свидетельству же летописей, он 23 июля бродился через Клязьму, а 24-го уже разбил Андрея, Итак, по всем сим соображениям, Неврюй не мог предпринять похода по проискам Александровым, и даже, очевидно, Александр приехал в Орду уже тогда, когда Неврюй был на походе во Владимир, и, следовательно, не только не был подстрекателем Неврюева похода, но даже не мог остановить его». Беляев. Великий князь Александр Ярославич Невский, 19–20. 246 Соловьев. История России, т. III. 186. Лавр. 202. Святослав-Гавриил Всеволодович считается святым Юрьева Польского. Погребен в Юрьевском соборе. 247 Опровергая взгляд Соловьева, мы вовсе не думаем оскорбить славную память великого труженика русской истории. Errare humanum est... Обвиняющие в наведении Неврюя, впрочем, сами себя опровергают, см. Приложение III.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

7141 (1632) нояб. 24 д., а принесены в л. 7163 (1654) сентяб. 1 д.». 714 Ныне мощи его почивают в серебряной раке. «Приидите, похвалим чудотворца и мученика, законно и победоносно пострадавшего, ныне в славе и радости стоящего пред Христом. Прославим память его песнями любви и воспоем: радуйся защитник и помощник против врагов; радуйся врач больных и прогонитель бесов; радуйся любимец Христов Михаил! Моли за нас святую Троицу, да умирится мир и спасутся души наши». «Поняв мимо ходящую жизнь разумением чистым, за малость считал ты княжение земное и стремясь к небесному царству, покорялся племяннику: но как незлобивого агнца, закололи тебя ножом свирепые. Потому с ангелами веселишься ты, Михаил святой! Моли Христа Бога даровать прощение грехов почитающим память твою». 715 Св. князь Александр невский Благоверный князь Александр невский, 716 сын в. к. Ярослава Всеволодовича, родился в 1220 г., когда отец его был удельным переяславским князем. Род его был замечательный по любви к благочестию: было, от кого научиться добру. Дед его Всеволод умный и помнивший вечность, бабка Мария – с юности благочестивая, отец Ярослав – просветитель корелов, пострадавший от татар; мать – Феодосия, в иночестве Евфросиния, называется в летописях святою, дядя Георгий – мученик, другой дядя Святослав Гавриил – благочестивый, двоюродный брат Василько – мученик, двоюродные племянники также святые. 717 В первый раз говорит летопись о кн. Александре в 1228 г., когда Ярослав оставил его и старшего брата Феодора княжить в Новгороде; в следующем году братья удалились из Новгорода; в 1230 г. опять прибыли сюда. – Первые годы жизни в Новгороде молодой кн. Александр не мог сам управлять делами; за него управляли бояре отца: но с 1236 г. когда отец удалился в Киев, он предоставлен был самому себе. На другом году самостоятельного правления Александра в Новгороде приходилось князю вступить в грозную борьбу с татарами. Батый, опустошив княжества рязанское и Владимирское, быстро шел к Новгороду. В начале 1238 г. разорены были Волоколамск, Тверь и Торжек. Когда Батый был у Торжка, в Новгороде трепетали. Татары были ближе 100 верст от Новгорода: но, говорит летопись, «молитвами новгородских святителей, князей и преподобных Господь защитил от них Новгород, от Игнатова креста (нынешних Крестцов) Батый неожиданно поворотил на Козельск». 718

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

д. Новое имя пред днем крещения всенародно объявлялось в церкви (когда был в силе институт оглашенных), одновременно оно вносится в списки, бывали случаи, что имя давалось и при крещении. Относительно практики русской церкви (ср. А. Дмитревский. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седьмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884, стр. 256–264), следует сказать, что и здесь христианской имя давалось в честь одного из святых, чтимых в русской церкви. Однако на деле до самой реформы Петра Великого многие русские, рядом с христианскими, имели еще имена народные языческие, под которыми и записывались в рядной записи и в кабале, писцовой книге. Также и русские князья нередко имели по два имени: Владимир-Василий, Ярослав-Георгий, Изяслав-Димитрий, в XII веке Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид-Всеславич, Михаил-Олег, Панкратий-Ярослав Святославович, Андрей-Мстислав Всеволодович, Борис-Всеславич, Глеб Мирский. Примеры из простых людей: в Вышнегороде при Ярославе был старейшиною огородников, который «зовом был Ждан по мирську, а в крещении Микула», в Киеве в 1199 году был художник архитектор «в своих с именем Милонег, Петр по крещении». Бояре, что упоминаются в летописях, с такими именами как Жирослав, Жирята, Нездима, Судимир, Яволод и т. д. В актах времени Грозного мы постоянно встречаемся с славяно-языческими именами: Булгак Васильев, Чернец Гаврилов, Путала Серков, Истома Чеглоков, Злоба Федуков,; ср. такие имена как Добрыня, Нерядец, Сновид, Горюк, Славн;, Дорожай и др. Хотя двуименность и порицало русское духовенство, считая это латинским обычаем, однако встречается и это: в ответах Нифонта упоминается Лука-Евдоким, в Никоновой летописи – «сын Тимофей, а нарекоша ему имя Иван», Гавриил-Василий, царевич Дмитрий называется Уаром. Некоторые из суждений о. Иоанна Кронштадтского (Моя жизнь во Христе, 628): Молящийся! Имя Господа или Богоматери, или Ангела, или Святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, или святого...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

342 В Хр. чт. 1852 г. 2, 446 дядя кн. Александра Василий Всеволодович напрасно сочтен за того св. кн. Василия, кот. мощи в Ярославле, точно также и св. Константин Всеволод. – не дядя кн. Александра. – Ом. 3 июля. 343 Собр. л. IV, 33. 34. Здесь сказано, что Татары были «у Игнача креста, – за 100 верст от Новгорода». По шоссейной линии от Крестцов до Новгорода 78 верст: но это – линия без объездов и поворотов, а не таковы были дороги отдаленного от нас времени. 345 Собр. л. 4, 35. Arndt Livland. Chronik. 2, 42. 45. Bonnelt Russiscli – lifländ. Chronologie 1. s. 58. 2.73. 76. 346 Hiärn Lifland. Chronik. in Monum. Livoniæ p. 123. Гиерн относит дело с Шведами к 1245 г., а Гадебуш к 1244 г. В пов. о св. Александре (собр. л. 1, 204–206. 5, 2–6. 176–179) замечен только день победы 15 июня; но и здесь она предшествует Конорск. делу, а победа на Чудск. оз. показана двумя годами позже Невск. победы. В 1 и 4 Новгор. лет. (Собр. л. 352. 53. 4, 35–37) Невск. победа прямо поставлена под 1240 г. и две другие также следуют за нею. Сл. Bonnelt Chronogr. 1. s. 58. 2, 76. 348 О Тесове и Сабле – Сабельском погосте Неволинь в сочинении о пятинах стр. 126. 127 и на карте. 350 Собр. л. 3, 5. 4. 37. 179. 5, 4. 179. О путешествии Александра в орду в 1246 г. и летопись говорит: «езди другое к Батыю» 4, 37. 351 И помнили: Гиэрн Liefländ. Chronik. in monum. Livoniae p. 123. Арндт Liefl. Chronik 2, 45. 46. Кельх hist. Livon. p. 35–39. Bonnelt Chronog. 1, 60. 355 Собр. л. 3, 54. 5, 182. По одной летописи скончалась 5 мая, по другой – 4 мая; но если скончалась «на память св. Ирины», то 5 мая. «Положена бысть по сторону сына своего князя Феодора». Никон. л. 4, 12: «1244 преставися в. кн. Ярослава Всеволодовича Феодосия в Новгороде и положена бысть в Юрьеве монастыре; а во мнишеском чину наречена бысть Евфросиния, понеже тогда даваху имена не с первого слова». 357 О кресте и храме Тихонравов в Владим. губ. вед. 1854 г. 5. О самом Святославе см. ниже прим. 362. 362 Беляев отчетливо опроверг обвинение Татищева против кн. Александра, будто по его просьбе Неврюй опустошил Владимирскую область и выгнал Андрея (врем. общ. ист. 4. 18–20). Прибавим в подкрепление, что о занятии Владимирского престола Андреем в 1250 г. летопись говорит: «прогна Андрей Святослава, а сам седе». Ясно, что оскорбленным считался Святослав (собр. л.4:38). По Суздальск. летописи (собр. л.1:202) осенью в 1250 г. Святослав с сыном отправился в орду и конечно как оскорбленный с жалобою. Смерть Святослава в Соф. лет. внесена под 1251 г. и указано на 3 февраля (5, 187). Но в Суздальской летописи поставлена она под 1252 г. (1, 202); то же и в Троицкой летописи (1, 226). И это без сомнения вернее. В ркп. описании святых: кв. СвятославГавриил Всеволодовичсвятой Юрьева Польского и память его – 3 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

721 Hiärn Lifland. Chronik. in Monum. Livonia p. 123. Гиерн относит дело с Шведами к 1245 г., а Гадебуш в 1244 г. В повести о св. Александре (собр. л. 1, 204–206; 5, 2–6. 176–179) замечен только день победы 15 июня: но и здесь она предшествует копорскому делу, а победа на Чудском озере показана двумя годами позже невской победы. В 1 и 4 новгор. лет. (Собр. л. 3, 52. 53; 4:35–37) невская победа прямо поставлена под 1240 г. и две другие также следуют за нею. Сл. Bonnel Chronogr. 1. s. 58. 2, 76. 723 О Тесове и Сабле – сабельском погосте Неволин в сочинении о пятинах стр. 126. 127 и на карте. 725 Собр. л. 3, 5; 4, 37. 179; 5, 4. 179. О путешествии Александра в орду в 1246 г. и летопись говорит: «езди другое к Батыю» 4, 37. 726 И помнили: Гиэрн Liefländ. Chronik. in monum. Livoniæ р. 123. Арндт Liefl. Chronik. 2, 45. 46. Кельх hist. Livon. р. 35–39. Bonnelt chronog. 1, 60. 730 Собр. л. 3, 54; 5, 182 по одной летописи скончалась 5 мая, по другой – 4 мая: но если скончалась «на память св. Ирины», то 5 мая. «Положена бысть по сторону сына своего князя Феодора». Никон. л. 4, 12 «1244 преставись в. кн. Ярослава Всеволодовича Феодосия в Новгороде и положена бысть в Юрьеве монастыре; а во мнишеском чину изречена бысть Евфросиния, понеже тогда даваху имена не с первого слова». 732 О кресте и храме Тихонравов в владим. губ. вед. 1854 г. 5. О самом Святославе см. ниже прим. 205. 737 Беляев отчетливо опроверг обвинение Татищева против кн. Александра, будто по его просьбе Неврюй опустошил владимирскую область и выгнал Андрея (врем. общ. ист. 4. 18–20). Прибавим в подкрепление, что о занятии владимирского престола Андреем в 1250 г. летопись говорит: «прогна Андрей Святослава, а сам седе». Ясно, что оскорбленным считался Святослав (собр. л. 4:38). По суздальск. летописи (собр. л. 1:202) осенью в 1250 г. Святослав с сыном отправился в орду и, конечно, как оскорбленный с жалобою. Смерть Святослава в сов. лет. внесена под 1251 г. и указано на 3 февраля (5:187). Но в суздальской летописи поставлена она под 1252 г. (1:202); тоже и в троицкой летописи (1:226). И это, без сомнения, вернее. В ркп. описания святых кн. СвятославГавриил Всеволодовичсвятой Юрьева польского и память его – 3 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

927. Михаиловский – Ефремов, мужской, ныне собор Михаила арх. в гор. Переяславе, Полтавской губ. В летописи Нестора под 6597 (1089) году записано: «В се же лето священа бысть церкы святого Михаила Переяславьская, Ефремом митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущу, бе бо прежде в Переяславли митрополья, и пристрои ю великою пристроею, украсив ю всякою красотою, церковными сосуды». Около церкви образовался монастырь, разрушенный Батыем в 1239 г. Возобновлен в 1711 г. еписк. Переяславским Захарием Корниловичем, погребенным в Липлянском-Онуфриев- ском мон., в 1715 г. При издании штатов в 1786 г. монастырь упразднен и бывшие здесь мощи преп. Макария, принесенные сюда в 1688 г. из Овруцкого Каневского мон., перенесены в Вознесенский Переяславский мон. “Полн. собр. лет.», I, 78 (игум. Никола Переяслав. 1072 г.), 89 (основ. церкви св. Михаила 1089 г.), 128 ( церковь Михаила развалилась 1123 г.), 134 (здесь погребен кн. Андрей Владимиров. 1141 г.), 193 (землетрясение 1230 г.); II, 4 (погребен Святослав Владимиров. 1114 г.), 44 (кн. Юрий покланялся св. Михаилу), 300 (погребен кн. Ростислав Юрьевич 1150 г.), 320 (погребен Владим. Глебович 1187 г.); V, 146 (перенес. мощей Бориса и Глеба в 1072 г.; игум. Николай), 159 (погреб. Андрей Владим. в 1140 г.); VII, 5 (освящ. церк. св. Михаила 1090 г.), 23 (в 1114 г. погреб. кн. Святосл. Владим.), 25 (в 1124 г. падеся церк. Михаила), 33 (погреб. в 1141 г. кн. Андрея Влад.), 136 (землетряс. 1230 г.), 144 (в 1239 г. разруш. Батыем при еписк. Симеоне); IX, 100 (перенес. мощей св. Бориса и Гл. 1072 г; игум. Николай), 116 (в 1091 г. освящ. церк. Михаила митр. Ефремом), 152 (в 1123 г. падеся цер. кам. св. Михаила), 169 (в 1146 г. моление в цер. св. Михаила кн. Изяслава Мстислав.), 180 (в 1149 г. Изясл. Мстислав. слушал обедню), 186 (в 1150 г. преставился кн. Ростислав Юрьев. и положен близ дядей его кн. Святосл. Владим. и кн. Андрея Владим.); X, 100 (землетряс. в 1230 г.), 114 (разорен татарами в 1239 г.); XV, 181 (в 1090 г. еписк. Ефрем заложи цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

120 Из Златой Чепи, Тр.-Сер. Лав., 11, XIV в., л. 1. Старославянские начертания некоторых букв рукописи, в этой и следующих статьях из Зл. Ч., мы передаем соответственными им русскими, а именно: е – е, и – й, – о, – ы, – я. 121 Въсхытити – восхищати, возносить (ναρπζειν, rapere): «до третияго небесе блажен Павьл ся въсхыти» (2 Кор., 12:2) – Иоан. Екз. Болг., XI в. (Срез. Мат. для Слов., I, 430). 123 Злат. Чепь. Тр. лав., л. 41–43. В Святосл. Избор., 1076 г (Шимановский, стр. 52) заглавие: «Св. Василия како подобает человекоу быти». Частью в сносках, частью в скобах мы указываем разности нашего списка сравнительно с списком Святосл. Изборника. 174 по вьсемоу и апостольское слово помьнети, яко не достоины страсти сего времене противоу боудоущим глаголатис в нас. 175 Златая Чепь, XIV в. Тр.-Сер. Л. л. 38 и сл. – В сокращении это поучение было издано в Историч. Христоматии рус. яз. Буслаева. 176 У Миклошича слово это переводится латин. levis animus, – нам думается здесь слово это, судя по смыслу, означает – «незлобие». 177 Буслаев к этому месту делает примечание: «замечательно, что молитва называется поклоном», и ссылается на другое место того же поучения (Ист. Хр. 507). Но это верно разве только относительно второго из указанных им мест, где поклоном называется молитва вообще (см. у нас ниже. стр. 27). 178 Хоупав – απαιτσεωσ, mendicus – «просливый» ( Сир. 40:29 ), затем – изысканный, отменный, смелый (Миклошич, Слов.), – в последнем значении слово это встречается и в современном народном рус. языке (см. у Даля: Слов.), – ср. «купава, купавый»; «купавый молодец» (у Даля, s. v.). 179 «Приимшим же покаяние коего-любо и сицю заповедь дат»... «Принимая покаяние от какого-нибудь человека, нужно налагать соответственное (в смысле епитимьи) силам каждого и виновности»... Заповедь, в значении епитимьи, употребляется в канонических вопросах Нифонту (Калайдович, Памятники XII в., стр. 193). О значении этого слова см. в примеч. к настоящему поучению. 180 Ср. в поучении новг. еписк. Луки-Иоанна, «Да не мозите отягчати заповедию, оть вси каются», – также в ответах Нифонта тому же еписк. Илии, на его вопрос: «А еже человек покается, а будут у него греси мнози? – То не повеле ми тогда же опитьмьи дати, нъ что либо мало, да оли тому обучиться, тоже придавати по малу, а не вельми отягчати ему». Калайд. Памятн., 201; Павлов, Памятн. древне-рус. канонич. права, Спб. 1880 г., т. I, стр. 59 (гл. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Между сими Вельможами отличался девяностолетний старец, именем Петр; он служил деду, отцу Государя своего; уже не мог сесть на коня, но следовал за Князем, ибо сей Князь был несчастлив. Георгий, неприятель Ростислава Рязанского, осыпал ласками и дарами его племянника, Владимира, как друга и товарища Святославова. Сие угощение достопамятно: оно происходило в Москве. К сожалению, Летописцы современные не упоминают о любопытном для нас ее начале, ибо не могли предвидеть, что городок бедный и едва известный в отдаленной земле Суздальской будет со временем главою обширнейшей Монархии в свете. По крайней мере знаем, что Москва существовала в 1147 году, Марта 28, и можем верить новейшим Летописцам в том, что Георгий был ее строителем. Они рассказывают, что сей Князь, приехав на берег Москвы-реки, в села зажиточного Боярина Кучка, Степана Ивановича, велел умертвить его за какую-то дерзость и, плененный красотою места, основал там город; а сына своего, Андрея, княжившего в Суздальском Владимире, женил на прелестной дочери казненного Боярина. «Москва есть третий Рим, – говорят сии повествователи, – и четвертого не будет. Капитолий заложен на месте, где найдена окровавленная голова человеческая: Москва также на крови основана и к изумлению врагов наших сделалась Царством знаменитым». Она долгое время именовалась Кучковым. Ободренный Святослав возвратился к берегам Оки. Там соединились с ним Ханы Половецкие, его дяди, и так называемые Бродники, о коих здесь в первый раз упоминается. Сии люди были Христиане, обитали в степях Донских среди варваров, уподоблялись им дикою жизнию и, как вероятно, состояли большею частию из беглецов Русских: они за деньги служили нашим Князьям в их междоусобиях. Разорив многие селения в верховье Угры, в Смоленской области, Святослав завоевал всю страну Вятичей, от Мценска до Северского Удела, и вместе с Глебом, сыном Георгия, шел далее, когда Послы Давидовичей встретили его и сказали именем Князей: «Забудем прошедшее. Дай нам клятву союзника, и возьми свою отчину. Не хотим твоего имения». Успехи ли Ольговича склонили их к миру? Или сын Всеволодов, Святослав, который, в замену Владимиру получив в Удел от Великого Князя Бужск, Меджибож, Котельницу и другие города, держал его сторону, но жалел о дяде и тайно с ним пересылался? Как бы то ни было, Черниговские Князья, Святослав Ольгович и сын Всеволодов заключили союз, чтобы соединенными силами противоборствовать Изяславу Мстиславичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010