Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кочегаров К. А. Новые документы о выезде в Россию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) в 1684 г. Вот уже более 140 лет такие важные события истории Русской Православной Церкви 1684–1686 гг., как избрание Киевским митрополитом Луцкого епископа Гедеона (князя и переход Киевской митрополии под власть Московского Патриарха изучаются главным образом на документах, опубликованных С. Терновским в составе многотомного издания «Архив Юго-Западной России» Начиная с самого издателя, данный корпус источников лег в основу всех более или менее значимых работ по данной тематике вкупе с неопубликованными данными, приведенными в работах С. М. Соловьева и Н. И. Костомарова Между тем в фондах РГАДА хранится еще немало документов, практически неизвестных историкам, которые могли бы помочь исследователю полнее реконструировать указанные события. Среди них – публикуемые ниже современные оригиналам (которые, по всей видимости, не сохранились) переложения писем епископа Гедеона боярину В. В. Голицыну и русским царям, а также соответствующее рекомендательное послание украинского гетмана Ивана Самойловича. За исключением К. В. Харламповича, посвятившего несколько скупых строк письму Гедеона к царям от 25 в научной литературе данные документы не использовались. Как известно, фактически единственный на тот момент православный иерарх Речи Посполитой – Луцкий епископ Гедеон – прибыл в Россию в 1684 г. и поселился недалеко от Батурина, в Свято-Николаевском Крупицком монастыре, где осенью того же года с ним встретился прибывший к гетману думный дьяк Е. И. Украинцев. Основным предметом переговоров была очередная волна гонений, развернувшаяся в отношении православных в Речи Вскоре после этой встречи Гедеон отправил в Москву своего наместника Селиверста Павлова вместе с гетманским гонцом Ильей Сербиным. Посланцы прибыли в русскую столицу в начале О факте приезда С. Павлова кратко упоминает К. В. Харлампович на основе материалов Патриаршего казенного приказа, из чего следует, что посланец Гедеона встречался с Патриархом Московским Иоакимом (что, впрочем, вполне,

http://sedmitza.ru/lib/text/5677357/

Самойлович, не стесняя избрания, под рукой направлял его в пользу проживавшего в Малороссии, вдали от своей епархии, луцкого епископа Гедеона князя Четвертинского. На него указано было и из Москвы, как на желаемого кандидата. А для гетмана были особые побуждения к его возвышению. Сын Четвертинского Юрий женат был на дочери Самойловича и следовательно они были близкие между собой родные. Избрание состоялось 8-го июля 1685 г. Фамилия князей Святополков Четвертинских, давних владельцев на Волыни, с давних же пор была одной из опор православия в этом крае и дала православной церкви двух иерархов –Гедеона, сперва епископа луцкого, потом митрополита киевского, и Сильвестра епископа белорусского (первый назывался в мире Григорием Захарьевичем и был двоюродным братом Сильвестра). Но в том же XVII веке началась измена Четвертинских православию. Первый оставил веру праотцов князь Степан Степанович Четвертинский; за ним – брат Сильвестра, князь Гавриил Вацлавович, за которым последовало все его потомство. Но другие ветви остались верными православной вере. 722 В следующем 1686 г. 6-го мая московским правительством заключен был договор вечного мира с Польшей, по которому восточная сторона Малороссии с Киевом утверждалась навсегда за Россией. В октябре новоизбранный митрополит киевский прибыл в Москву, где принят был с большою честью и 8-го ноября московским патриархом Иоакимом посвящен на престол киевской митрополии. Благословенной грамотой патриарха утверждалось ему именоваться Малыя России митрополитом киевским и галицким и по достоинству киевской митрополии, которая признана между великороссийскими митрополиями первоначальной, занимать место выше всех российских архиереев, носить две панагии и «ради в той стороне обыклости» митру с крестом и в путных шествиях в своей епархии ношение пред ним пречестного креста; а ради единочинства с российскими митрополитами дан ему белый клобук (камилав беловидный), «яко в той стране таковое у митрополитов ношение упразднися». Киевский митрополит обязывался приезжать в Москву, по патриаршему указу, на собор; «в чреду же годового служения с прочими российскими архиереи, ради дальнего пути, да не присутствует».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На кафедру Белорусской епископии избран был в 1704 г. Сильвестр , в мире Сергий Вячеславич, князь Святополк Четвертинский , игумен Четвертинского монастыря. После киевского митрополита Гедеона, это уже другой святитель западнорусской церкви из фамилии Четвертинских. В начале XVIII века это был единственный княжеский род в Южной Руси, которого хотя одна ветвь оставалась верной православию. Избрание его упало на время великой северной войны русских со шведами. Сильвестр прибыл в Могилев только в 1707 г.; но так как чрез этот город постоянно проходили неприятельские войска, то он принужден был оставить кафедру и жил в Четвертне на Волыни. 934 В 1708 г. татары выжгли Могилев. Пожар этот произвел страшные опустошения. Несколько церквей сгорело до основания, другие обгорели. С прекращением военных действий начались опять гонения от поляков и униатов, так что епископ несколько раз подвергался не только оскорблениям, но даже нападениям с вооруженной силой. В 1722 г. Сильвестр был в Москве – бить челом государю о нуждах своих (Опис. дел синод. архива, 1722 г. ч. II, 227). В 1724 г. отняли у Четвертинского загородный дом в с. Мошинках, пожалованный предкам его королем польским, со всем хозяйством на несколько тысяч. (Бант.– Кам. Ист. изв. стр. 247 – 425). Сильвестр скончался в Могилеве 14 февраля 1728 г. По смерти его, в Могилеве произошла смута. Архидиакон Каллист Залевский, управлявший при престарелом Сильвестре епархией, присвоил себе, по смерти его, звание администратора епархии, а наместником, с соумышленниками своими, назначил минского игумена Гедеона Шишку. Св. Синод, не зная настоящего положения дел, утвердил эти назначения; но когда, вследствие заявлений могилевских магистрата и граждан о самовольных действиях и злоупотреблениях Каллиста, открылся его обман, Св. Синод постановил расследовать это дело чрез доверенное лицо, а потом устранил Каллиста из Белоруссии, назначив его архимандритом киевского Межигорского монастыря, настоятель которого определен был епископом в Белоруссию. Но так как Заленский продолжал из Киева возмущать Белорусскую епархию и замышлял передать ее на унию, то, по расследовании всех его проделок, лишен был сана и священства и простым монахом сослан был в Сибирь, где и умер. (Следств. дело о Каллисте в Государств. архиве).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Архим. Лука Белоусович, как только узнал о предпринятом со стороны м. Тимофея Щербацкого ходатайстве, сейчас же начал подготовлять средства к тому, чтобы всячески помешать ему. В лавре была составлена контрчелобитная, которую 16 июля 1752 г. Софроний Тернавиот, бывший тогда уже иеромонахом, подал лично в коллегию иностранных дел. Содержание лаврской контрчелобитной, состоявшей из четырех пунктов, было таково. Упомянув о том, что киевский м. Тимофей Щербацкий 25 января 1752 г. подал государыне челобитную о подтверждении высочайших грамот, жалованных прежним митрополитам киевским – Гедеону Святополк-Четвертинскому, Варлааму Ясинскому и Иоасафу Кроковскому, и всех прав, какие давались митрополитам теми грамотами, «а особливо о устроении его преосвященству в своей епархии типографии для печатания книг» (п. 1), лавра затем переходила прямо к доказательствам неосновательности последнего домогательства м. Тимофея Щербацкого и невозможности удовлетворения его с точки зрения интересов лаврских. Лавра ссылалась, прежде всего, на то, что, несмотря на жалованные грамоты киевским митрополитам, о подтверждении коих просил Тимофей Щербацкий, «в древних, средних и недавно минувших годах в Киевской епархии за всех бывших преосвященных митрополитов киевских типографии не было; а имелась издавна и ныне имеется типография в Киево-Печерской лавре, высокомонаршими жалованными грамотами утвержденная» (п. 2). Вслед затем лавра, переходя на юридическую почву, старалась доказать неосновательность претензий м. Тимофея Щербацкого, желавшего заводить свою типографию, неосведомленность его и его доверенного относительно истории спорного вопроса. «Что же присланный от его преосвященства» – писала лавра, – «архимандрит Пахомий сказкою в государственной коллегии иностранных дел показал, яко де по данной прежде бывшему киевскому митрополиту Гедеону князю Четвертинскому грамоте позволено иметь типографию для печатания книг, и в жалованных де грамотах митрополитам киевским – Ясинскому и Крокоскому все де то подтверждено, и хотя де в Киево-Софийском монастыре особливой типографии в то время не имелось, но такие де типографии находились в бывших под властью и послушанием митрополитанским, по вышеобъявленным же грамотам, Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре; а как де оные Киево-Печерская лавра и Черниговский архиепископ, по данным им грамотам, из власти и послушания митрополитов Киевских исключены, то уже де печатания книг под ведомом митрополитанским не осталось и ныне не имеется, без которого де обойтись митрополии Киевской всячески не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Князе-Владимирский монастырь, в Подольском уезде. Князо-Владимирская обитель находится при сельце Филимонках. Расположен монастырь близ так называемой Патриаршей горы, среди высокого, густого елового леса. Обитель стоит на довольно возвышенном месте и с трех сторон окружена речкой Леновой. Местность, где находится монастырь, принадлежала князьям Святополк-Четвертинским. Учреждена обитель в 1890 году княжной Верой Борисовной Святополк-Четвертинской. По устроении этой княжной общины, сама она была пострижена в иночество и назначена настоятельницей. В 1891 году община была переименована и утверждена монастырем под названием Князе-Владимирского. В обители два храма: каменная двухэтажная церковь , посвященная вверху Пресвятой Троице и внизу – прп. Сергию Радонежскому, – представляет главное и величественное здание обители. Храм этот построен самим князем Святополк-Четвертинским, в угоду своей супруге, нашедшей это место похожим на Гефсиманский скит и просившей его устроить здесь церковь и похоронить ее после смерти. (Княжна преставилась в 18δδ году). Второй каменный храм обители посвящен Успению Пресвятые Богородицы. В соборном Троицком храме находится несколько замечательных икон. Главный образ – икона Божией Матери «Скоропослушница», присланная с Афона. Есть еще икона – дар Иерусалимского патриарха. Для приезжающих в обитель. паломников существует гостиница. Проезд в монастырь до станции «Одинцово» Московско-Брестской железной дороги, в 13 верст от обители, в до станции Бутово Московско-Курской жел. дороги, в 17 верстах от монастыря. Управляет обителью игуменья. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в Подольском уезде. Общежительная Крестовоздвиженская обитель находится при сельце Лукине, в 20 верстах от города Подольска. Основан монастырь в 1837 году, сначала в виде женской богадельни, устроенной при Флоро-Лаврской церкви села Старого Яма. В 1856 г. эта богадельня переименована была в молитвенный богаделенный дом. Впоследствии, в 1865 г., стараниями юродивого Ивана Степановича Саватюгина и с помощью средств, предоставленных Прасковьей Родионовной Саватюгиной, Николаем Гавриловичем Рюминым и сестрой его, женой сенатора Любовью Гавриловной Мороз, этот молитвенный дом разросся в целую женскую общину с именем Флоро-Лаврской. В 1870 году община переведена была в сельцо Лукино, принадлежавшее Александре Петровне Головиной, а в 1887 году здесь учрежден был монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

160 монахинь были выселены, а территорию монастыря занял НКВД. Некоторых приютили местные жители, но большая часть вернулась в Гродно, в Рождество-Богородичный монастырь. До 1934 г. в пустыни действовала надвратная церковь, при которой жили престарелые иером. Пантелеимон и мон. Вера (убита в 1934 г. бежавшим уголовником). В Петропавловской церкви открыли клуб, в котором по вечерам устраивали концерты, а днем заседал народный суд. С 1931 г. в пустыни была тюрьма, преобразованная в 1937 г. в особую политическую тюрьму НКВД (в народе «Сухановка»). Ее организатором являлся нарком Н.И. Ежов, позднее здесь же и расстрелянный. Новым хозяином «дачи пыток» вплоть до 1953 г. стал Л.П. Берия. В Екатерининском соборе был устроен крематорий. С 1953 по 1992 г. здесь находилось учебное заведение МВД. На Пасху 1992 г. в Екатерининском соборе была совершена первая литургия и возобновилась монастырская жизнь. Храмы: Святыни : Храмовый чудотворный образ св. вмц. Екатерины. Подворья : Проезд до подворья : от ст. «Шугарово» Павелецкой ж.д., пешком 5 км до с. Теремец. Настоятель епископ Тихон (Недосекин) Прием паломников ограничен (необходимо наличие паспорта). Адрес : 701708 г. Видное Моск. обл., Свято-Екатерининская пустынь Проезд : до ст. Расторгуево Павелецкой ж.д. Далее авт. 379, 59, 2 до ост. «Школа милиции». КНЯЗЕ-ВЛАДИМИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Князе-Владимирский Монастырь. Собор. Основан в 1890 г. княжной Верой Борисовной Святополк-Четвертинской как женская община, получившая в 1891 г. статус монастыря, в своем имении при с. Филимонки. 17 окт.1888 г. близ ст. Борки Азовско-Харьковской ж.д. потерпел крушение Императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек. В единственном вагоне, который не сошел с рельсов, находилось Августейшее семейство. И хотя вагон оказался изуродованным до неузнаваемости, никто из членов семьи Государя Императора не пострадал. Весть о чудесном спасении разнеслась по всей России. На месте катастрофы, а также во многих городах и селах впоследствии были возведены храмы и часовни в память об этом. Княжна В.Б. Святополк-Четвертинская решила увековечить чудесное событие учреждением женской монашеской общины в своем любимом имении при с. Филимонки. 3 окт. 1890 г. были утверждены устав и штат общины, получившей название Князе-Владимирской в память владельца имения и строителя храма кн. Владимира Борисовича, брата княжны. В 1920-е гг. монастырь был официально закрыт, но до 1931 г. здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 г. храмы были закрыты и использованы в различных сельских нуждах, а келейный корпус отдан под жилье. После войны в перестроенном Успенском храме разместился психоневрологический интернат. В 60-е гг. для нужд интерната (действует и поныне) рядом с храмами возвели кирпичный корпус. Усыпальница князей Святополк-Четвертинских, расположенная в подклети Троицкого храма, в 30-60-е гг. подверглась разорению: могилы вскрыты и опустошены. Все святыни утрачены.

http://pravoslavie.ru/1875.html

Из буклета " Церковь Живоначальной Троицы в Филимонках " . История памятника. 2015г. Недалеко от усадьбы Валуево, на той же реке Ликове, располагается бывшая усадьба Филимонки. Село известно с XVII века; усадьба появилась столетием позже, предположительно, при Голицыных. Потом хозяева часто менялись - одни запускали хозяйство, другие, напротив, брались за него обстоятельно. В начале XIX века Д.В. Измаилов полностью перестроил ветхую усадьбу, возведя не очень большой, но солидного вида ампирный особняк в два этажа. Ходили легенды, будто бы в этом особняке останавливался на ночь, покидая Москву, Наполеон; впрочем, таких легендарных, а скорее мифических " домов Наполеона " к западу от Москвы немало, и подтвердить чем-либо все эти " версии " не представляется возможным... Дом Измаилова получился внушительным - с массивными стенами, широкими фронтонами, мини-колоннадой в два этажа и бельведером. Выглядел он как " вырубленный из скалы " , хотя на самом деле был деревянным. В таком виде имение к середине XIX века досталось Святополк-Четвертинским. Княжеская семья традиционно проводила в Филимонках лето. Старые усадебные постройки не переделывали, но дополняли их чем-то своим. Благодаря Владимиру Борисовичу и Вере Борисовне Святополк-Четвертинским в Филимонках появилась выдающаяся церковь, а затем и монастырь. Не имеющая аналогов Троицкая церковь строилась по проекту знаменитого архитектора П.К. Козиха. Огромный двухэтажный храм замысловатой архитектуры начали строить в 1861 году, а закончили и освятили в 1888-м. В 1891 году, наконец учредили Князь-Владимирскую обитель. В начале 1900-х годов в обители была выстроена вторая церковь - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вера Борисовна приняла монашеский постриг и руководила монастырём до 1893 года, в нём же она была похоронена. Монахини много и щедро занимались благотворительностью, содержали докторов, лечивших людей бесплатно, раздавали пособия нуждающимся. Сёстры В. Б. Святополк-Четвертинской, надо отметить, тоже пошли по стезе благотворительности: Наталья Шаховская основала общину сестёр милосердия " Утоли моя печали " в Лефортове, а Надежда Трубецкая - Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами (позже, когда княгиня, спасая растратчика-сына, распродала всё своё имущество, её общество помогало и ей самой).

http://sobory.ru/article/?object=01252

Как уже говорилось, в 1861 г. была закончена внутренняя отделка нижнего Сергиевского храма. Единственным источником, в котором имеется упоминание об убранстве этого храма, является изданная в 1895 г. брошюра в пользу Князе-Владимирского женского монастыря: «…Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Этот храм помещается под сводами внизу верхней церкви; он устроен над склепом рода князей Святополк-Четвертинских. Предалтарный иконостас, первоначально устроенный в 1861 году, от сырости сделался ветх…Сзади клиросов храм украшен многими св. иконами… Храм этот тёплый: он отапливается двумя голландскими, изразцовыми печами». Данный иконостас, очевидно, был выполнен ещё под наблюдением Ж.Ф. Тибо, очень жаль, что более подробными сведениями о его облике мы не располагаем. В 1888 г. произошло знаменательное событие. 17 октября на Азовско-Харьковской железной дороге между станциями Тарановка и Борки потерпел крушение императорский поезд. Но для членов царской семьи все закончилось благополучно. Из искореженного вагона они вышли невредимыми. В это время многие русские люди испытывали чувство необычайного патриотического подъема. Не осталась в стороне и княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская, которая решила увековечить событие чудесного спасения царской семьи учреждением в своем любимом имении в Филимонках женской монашеской общины. Ее ходатайство было поддержано, и 3 октября 1890 года устав и штат Владимирской женской общины были утверждены. Община была названа «Владимирской», «…в память владельца села Филимонок и первоначального храмоздателя в ней Князя Владимира Борисовича Святополк-Четвертинского…». Приняв иночество, княжна Вера Борисовна была пострижена в рясофор и утверждена настоятельницей Общины. Усадебная Троицкая церковь, к тому времени уже ставшая приписной к соседнему храму в Валуево, получила новое значение соборного храма обители. В течении 1888 г. храм был быстро достроен. Средства на строительство, возможно, были получены от продажи части земель и усадьбы Валуево фабриканту Д.С. Лепёшкину. Работы по окончательной отделке верхней церкви закончились к осени, и большое освящение состоялось 21 сентября. Помещения оштукатурили, появилась несколько суховатая лепнина, в замысле которой чувствуется попытка следовать архитектуре Ж.Ф. Тибо. Была выполнена незаурядная, но достаточно сдержанная академическая живопись в пастельных тонах на сводах и парусах. Помимо сюжетов, она включает орнаментальные элементы в технике «гризайль».

http://sobory.ru/article/?object=01252

Будет воссоздана водная система дворцового парка на период XVIII века, здесь появятся уникальные каскады прудов и фонтанов, задуманные архитектором Растрелли, гроты, беседки, мосты, скульптуры. В Екатерининском дворце обещают создать музей. Все это поможет вернуть неизвестный нам облик Лефортова. В 1990-х годах вновь освящена домовая Петропавловская церковь Военного госпиталя им. Н. Бурденко. Чудом сохранились все три Петропавловских храма «Яузской Москвы» – близ Солянки, на Новой Басманной и в Лефортово. Посетить лефортовский храм стоит ради того, чтобы затеплить свечу и помолиться чтимой иконе Богоматери «Нерушимая Стена». Рейтинг: 6 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии ГКариелло 17 сентября 2010, 01:26 У Святополк -Четвертинских была в Москве и усадьба и особняк, где сейчас находится ЦДЛ. Особняк Князя Б.В. Святополк-Четвертинского - Центральный дом литератора (ЦДЛ) Категория: Памятники архитектуры Адрес: Поварская ул., 50 1887, архитектор П. С. Бойцов Крупный особняк близок по стилистике замковым постройкам французского Ренессанса и барокко. Его объемная композиция обыкновенна — к улице обращен главный вход, заглубленный под сводчатую сень, вмонтированную в выразительную металлическую ограду участка, построенную на мотиве спирального завитка. Сохранилась роскошная отделка интерьеров. С ув. Г Кариелло Галя Кариелло 27 февраля 2010, 22:09 Ув. Елена последние месяцы ищу в инт-те все о Матвеевых. Их так много и разных. Думаю, что главными героями являются Артамон Сергеевич Матвеев, Андрей Артамонович Матвеев и его дочь Мария Андреевна Матвеева (Румянцева), любимица Петра 1, имевшая от него детей. А вторая жена Андрея Артамоновича, Анастасия Ермиловна Матвеева была графиня, обер-гофмейстерина двора герцогини Анны Иоанновны, и даже сопровождала ее в Митаву. Матвееву отозвали из Курляндии в 1718 году. Может быть не Блудова, а просто " блудница " ? Почему дом называют " дом купцов Матвеевых " и кто такой А Н Матвеев? С вопросами и огромным любопытством Галя Кариелло Елена 26 ноября 2009, 01:30 уважаемая Галина! Я только что 25 ноября 2009 года увидела Ваш комментарий.

http://pravoslavie.ru/31124.html

В сложившейся ситуации наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополию оказался Луцкий и Острожский епископ Гедеон (Святополк, князь Четвертинский), представитель древнего рода, который вел свое происхождение от Святополка—Михаила, внука Ярослава I (с этим связано его двойное имя). Рукоположенный митрополитом Дионисием (Балабаном), он в течение двадцати пяти лет занимал Луцкую и Острожскую кафедру и стал главным претендентом на Киевскую кафедру после смерти митрополита (1663). Епископ Гедеон был противником унии. Но его положение осложнялось еще и тем, что Львовский епископ Иосиф (Шумлянский) надеялся после изгнания Гедеона поставить Луцким епископом своего брата Афанасия. Опасаясь преследований, будущий Киевский митрополит был вынужден бежать на восточную сторону Днепра к гетману. Гетман Самойлович мечтал породниться с их древним родом и выдать свою дочь замуж за одного из князей Четвертинских. Наконец, епископ Гедеон был угоден и московскому правительству, которому выказывал свою покорность и расположение . Таким образом, во всех отношениях Луцкий епископ был наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополичью кафедру. В феврале 1685 г. из Москвы в Батурин прибыл окольничий Неплюев, через которого Самойловичу передали пожелание об избрании митрополита, который затем должен был прибыть в Москву для рукоположения . Собор для избрания митрополита назначили на 8 июля. На нем должны были присутствовать представители казацкой старшины и духовенства. Однако претендент на митрополичий престол Лазарь (Баранович), понимая, что митрополитом будет избран Гедеон (Четвертинский), хотя и разослал духовенству универсалы, предписывающие прибыть на Собор, сам на него не явился, равно как и другие представители духовенства Киевской митрополии. Не было на нем и самого Гедеона (Четвертинского) . На Соборе присутствовали только представители гетмана и часть духовенства, стремившегося к соединению с Московским патриархатом; митрополитом был избран Гедеон (Святополк, князь Четвертинский), и к нему были отправлены послы с сообщением об этом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436221/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010