Закрыть itemscope itemtype="" > Православие и геополитика 28.07.2008 848 Время на чтение 24 минут «...Есть некая таинственная цикличность в истории. Последний грузинский царь носил имя Георгий, как бы в знак того, что с его смертью судьба страны вверяется святому Георгию. Последним императором России был Николай II - известно, что русские особенно почитают святителя Николая; последним византийским императором - Константин XII, а святой равноапостольный Константин Великий основал Царьград и Византийское государство; последним болгарским царем - Борис, а при равноапостольном Борисе в IX веке была просвещена Болгария. Чем это объяснить, случайностью и совпадением или тем, что человеческая история имеет свой духовный подтекст? Нередко в своих ритмах и феноменах она разгадывается, как притча, и открывается, как пророческая запись...» Архимандрит Рафаил (Карелин) У каждого события, как говорил Карташев, есть «икона» события. Есть ее тайный духовный подтекст, поучительную картину которого можно попытаться увидеть духовным взором. И у нашей политики внешней, внутренней, межличностных отношений, есть весомая и глубокая мистическая подоплека. И все экономические, личные, причины событий на поверку обычно оказываются только символами божественной драмы, как любили говаривать в средневековье. Такова и геополитика. Под канвой ее внешних факторов - экономических интересов, личных взглядов руководителей государств и их окружения, скрываются куда более серьезные духовные факторы. Сначала несколько слов о степенях апостасии. Церковь всегда различала как степени духовного совершенства, так и степени духовного падения. Есть разные, например, степени падения в плане ересей. Есть ересь католическая, которая все же намного лучше протестантской. Посему, в большинстве случаев, в Русской Православной Церкви католиков принимают через чин миропомазания, протестантов же - в основном через перекрещивание. Есть множество нюансов и в протестантизме: признает ли та, или иная секта Святую Троицу, как относятся к таким явлениям, как содомия, и т.д. Недавно РПЦ прервала свои взаимоотношения с конфессией шведских лютеран, т.к. они начали одобрять «браки» извращенцев. С другой стороны, не только инославные, но и иноверцы имеют разную степень падения: в Российской империи мусульмане пользовались большими правами, им давали даже специальные ордена, не обижающие их чувств, а язычники Сибири были вовсе не столь уважаемы. Почему? Потому что мусульмане, по крайней мере, монотеисты, а язычники - наоборот. С другой стороны, в наше время есть еще и неозячники. И однозначно неоязычники хуже тех, «классических» язычников, потому что там, где раньше был Христос теперь поселяются бесы.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/28/...

Митрополит Иларион: Братские узы русского, украинского и белорусского народов не могут разрушить никакие политические границы и обстоятельства Наша Церковь продолжает делать все для того, чтобы это братство сохранялось. 3 июня, 2014 Наша Церковь продолжает делать все для того, чтобы это братство сохранялось. 31 мая 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стал главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о славянской письменности и культуре. У меня в гостях – главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. Здравствуйте, Валерий Александрович! В. Фадеев: Здравствуйте, Владыка! День славянской письменности, естественно, связывают с равноапостольными святыми Кириллом и Мефодием. Владыка, у меня почти обывательский вопрос: равноапостольные святые – кто они ? Ведь апостолы – это ученики Христа, это те, кто непосредственно соприкасался со Спасителем. Но существует не так много святых равноапостольныхцарь Константин, основатель Византийской христианской империи, князь Владимир, креститель Руси. В лике равноапостольных прославлены также Кирилл и Мефодий. Что это означает для Церкви и для нас? Митрополит Иларион: Для христиан значимость подвига апостолов определяется, прежде всего, тем, что они проповедовали Христа, они шли в новые земли, создавали там Церкви, и обращали людей в христианство. Этот подвиг на разных этапах исторического развития Церкви повторяли отдельные выдающиеся личности. Это могли быть личности, облеченные гражданской властью, как император Константин и князь Владимир, или это могли быть люди, облеченные и епископским саном, хотя и не обязательно. Если говорить о равноапостольных епископах, мы вспоминаем Мефодия, ибо Кирилл не был епископом. Равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была простой женщиной, которая своими трудами обратила в христианство Грузию. Святой равноапостольный Николай Японский был русским миссионером, который в 1860-е годы отправился в Японию, где не было ни одного православного верующего, кроме сотрудников российского консульства. И спустя пятьдесят лет по всей территории Японии было более 200 православных храмов и более 30 тысяч верующих.  Поэтому тех людей,  чье служение уподобляется по значению или характеру апостольскому, мы прославляем как равноапостольных. Причем, если говорить о крестителях целых народов, как, например, князь Владимир, то, конечно, их подвиг имеет особую значимость, потому что они, по сути дела, разворачивали корабль истории целого народа, целой страны.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-bra...

Закрыть itemscope itemtype="" > О значении подвига братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба Ко дню памяти 05.08.2018 1734 Время на чтение 10 минут В 2015 году мы отметили 1000 лет со дня кончины Владимира Святого, при котором произошло Крещение Руси. Но, кроме того, в этом году исполняется 1000 лет после гибели двух его сыновей, Бориса и Глеба, которые тоже прославлены Церковью, как святые. Более того, они были канонизированы ранее Владимира, так что их называют «первые русские святые». Какое значение имел их подвиг и их канонизация для истории Руси? Для начала посмотрим обстоятельства их гибели. 15 июля 1015 года скончался святой кн. Владимир. Борис и Глеб были его любимыми младшими сыновьями. А вот со старшими сыновьями у него отношения явно не сложились. Его старшим сыном был Святополк, которого Владимир незадолго до смерти посадил в острог. Также незадолго до смерти Владимир собирался воевать с другим сыном - Ярославом, который сидел в Новгороде. Ранее у Владимира был конфликт с другим своим сыном - Изяславом, который стал княжить в Полоцке и скончался ранее отца. Как же так получилось, что Владимир конфликтовал как минимум с тремя своими сыновьями? По аналогии вспоминается другой святой - царь Давид, который со своим сыном Авессаломом даже воевал. Еще Давида и Владимира объединяет то, что они оба были многоженцами. И едва ли это случайное совпадение. Почему у правителей-многоженцев часто возникают конфликты с сыновьями? Потому что сложно быть хорошим отцом для всех детей сразу. Хотя жен много, любимая - одна. И соответственно ее дети - любимые дети, а ее старший сын - потенциальный наследник. Сыновья от других жен могут никогда и не видеть своего отца, которому некогда. При этом они знают, что отец не хочет, чтобы они стали его приемниками. В результате отец становится врагом. Все-таки не случайно у христиан моногамия. Но, к сожалению, это не гарантирует отсутствие конфликтов между отцами и сыновьями. И если приглянуться к примерам, то выяснится, что большинство примеров опять же связано с многоженством. Такие конфликты возникают, когда правитель женится повторно. У нас самый известный пример - это Петр I и его сын Алексей. Что-то похожее случилось между равноапостольным Константином и его сыном Криспом.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/06/...

Арий богохульный ересеначальник, родом из Ливии и Александрийской церкве протопресвитер, после триста двадцать первого года от Рождества Христова, начал насеивать на сердцах верующих губительные и смертоносные плевелы еретических и богохульных своих догматов. Тварию, а не истинным Богом единосущным Отцу, богоненавистный, называл он единородного Сына Божия и Слово, Спасителя и Владыку. Поелику же сие Арианское заблуждение и сия тлетворная ересь распространялась и возрастала: то первый христианский царь, равноапостольный Константин, ревностию Божиею движимый, от всея вселенной созвал пастырей Христовой церкви и учителей к защищению бедствующих благочестивых догматов и к утверждению истинной и православной веры. Собрались убо они в знатном граде Никее, числом триста осмьнадесять, кои были архиереи и иереи, и диаконы и монахи. Из архиереев иные были исповедники веры такие, кои носили язвы Господа, то есть раны, напечатленные на теле их от мучителей, как-то: Ираклий Потамский, Пафнутий Фивейский, Павел Неокесарийский и Евстафий Антиохийский ; другие же были чудотворцы и знаменоносцы, как-то: Спиридон Тримифунтский и Иаков Нисивийский. Прочие мужи были боголюбивые и честные, учители Божественного Писания и в догматах православных искусные. Сии, составя собор, все единоустно и единогласно Сына и Слово Божие единосущным Отцу и Богом истинным от Бога истинна исповедали, написав святой веры Символ , зловерного же и злочестивого Ария низложили, предав его анафеме с его богохульными умствованиями. Сих Божественных отец православная Христова Церковь признав вторыми по Богоглаголивых Апостолах проповедниками веры, учителями истинных догматов и благотворителями и спасителями душ наших, учредила, да каждое лето память их Собора, называемого первым вселенским, благоговейно празднуем в славу и благодарение Богу, в похвалу и честь их и во утверждение истинной веры, которую сии Богодухновенные, основываясь на Священном Писании, проповедали и научили. На сей конец и нынешнее Евангелие чтено, понеже заключает в себе прошение и молитву Господа нашего Иисуса Христа к Богу и Отцу. Мир узнал, что сия молитва услышана есть, во первых видя, после Апостольского жития, пример сих Божественных отец: понеже и они, став учениками Христовыми, соблюли слово Божие. Приняли и они словеса Божии, и познали и уверовали, что от Отца рожден Сын, и послан в мир. Имея и они после Апостолов едино сердце и едину душу, проповедали Иисуса Христа быти Сына Божия по естеству, и единоустно научили велией благочестия тайне. Молитва Господа Иисуса исполнена есть Богословия, есть правило и образ истинной и благоприятной Богу молитвы. Послушайте убо толкования оной, да стяжете небесное добродетели сокровище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Христианское воинство Земное воинство всегда было благославляемо Богом. Господь Бог назвал Себя не только Богом мира, но и Господом воинств. Войны были во все времена. Так, Авраам, служащий образцом кроткой веры, воевал за своих родных и за союзных царей. По повелению Божиему избранный народ приобрел войной обетованную землю. Не Дух ли Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, управлял его рукою, когда он победоносно поразил Голиафа? Не Христос ли сказал: «Услышите о войнах и о военных слухах, смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» ( Мф.24:6 ). А святой апостол Павел засвидетельствовал, что древние цари и вожди «верою побеждали царства» ( Евр.11:33 ). Равноапостольный царь Константин прежде всего употребил Крест Христов для войны и победы. По слову апостола, мужество христианина состоит в том, чтобы стоять твердо, во всеоружии Божием, в препоясании истины, в броне правды, со щитом веры, под шлемом упования спасения, с мечом духовным, «который есть слово Божие» ( Еф.6:13–17 ). Итак, в чем же была тайна подвигов и прежних побед? Эта тайна для православной Руси хорошо известна. Она имела разительный пример в святом благоверном князе Александре Невском. Он жил в такое тяжелое время для нашего Отечества, которое нам трудно себе представить. Внутри были раздоры князей, а извне – постоянные нападения татар и западных народов. Западных врагов он поражал войною, надеясь на общие молитвы и помощь Божию, а в татарах видел бич Божий за безнравственную жизнь народа и распри князей и ездил поклоняться хану монгольской Орды, зная по вере, что всякая власть от Бога, но отказывался даже под угрозой смерти поклоняться ханским идолам и богам. Какой пример истинного христианина современным людям, восстающим даже на законную власть?! Надо ли приводить на память таких великих полководцев позднейшего времени, как Суворов, побеждавший малыми силами многочисленного неприятеля и старавшийся всеми мерами развить религиозное чувство в солдатах? Он строил полковые храмы, посещал службы, составлял молитвенники для солдат. «Молитесь Богу, от Него победа, Бог нас водит, Он нам генерал!» – говорил великий Суворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Православные вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос 27 сентября. ПРАВМИР. Православные празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви. В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. С VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629). Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть. Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена. В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя. По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vozd...

Скачать epub pdf БЕСЕДА В ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим». Великий праздник Воздвижения честного и животворящего креста Господня! Вспоминается то светлое явление, когда св. равноапостольная царица Елена, мать св. царя и равноапостола Константина, обрела крест, на нем же распятся Христос Царь и Господь. Не сразу найден был честный крест Христов. Долго искала место распятия Спасителя св. Елена. А когда открыто было место, оказались все три креста. Каков же крест Христов? Приложили первые два к мертвецу и не было чуда. Но после того, как приложили крест Христов и умерший воскрес, – весь народ, собравшийся вместе с Патриархом Иерусалимским Макарием, убедился, что пред ними святой крест Христов. Радости не было границ. Все спешили облобызать св. крест Христов, хотя бы взлянуть. Идя навстречу желанию народа, Патриарх возносил крест вверх, показывая его народу, а народ, в умилении и веселии духовном восклицал: «Господи помилуй»... Так и ныне возносится изображение Креста Господня в святых храмах, и его со страхом и благоговением и умилением целуют верующие люди, испрашивая себе у Христа, распятого Бога, силы для делания добра и спасения своей души. И радостен и велик сей день у верующих. Но не такие чувства были у тех, кто стоял пред крестом, на котором висел Спаситель наш Бог . Много было народа и здесь, на Голгофе, и смотрели они на униженный вид нашего Господа, а Спаситель висел на кресте, поруганный, обнаженный, с каплями крови, которые текли из его пречистых ран... Одни злорадно насмехались над Спасителем: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста. Других спасал, а Себя Самого не можешь спасти. Если Он Царь Иудейский пусть теперь сойдет со креста и уверуем в Него» ( Мф. 27:40–42 ). Иные с презрением смотрели на поруганного Господа нашего и говорили: «Неужели это Христос, Царь Израильский?» ( Мк. 15:32 и др.). И только друзья Спасителя – Его Пречистая Матерь, святые женщины, Иоанн Богослов – сострадали Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня Гонения на христиан прекратились только в начале четвертого века, при римском императоре Константине Великом . Император Константин сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Однажды, накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: «сим побеждай» (по-гречески: НИКА). В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующею (главною). Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, Константин Великий с его матерью Еленою получили название святых царей равноапостольных , то есть равных апостолам. Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена. В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Милосердие святителя было так велико, что он не отказывал в исцелении никому из множества приходящих к нему или встречаемых им на дорогах людей, страждущих телесными недугами и одержимых нечистыми духами. Народ перестал обращаться к врачам, так как все болезни, во Имя Господа Иисуса Христа, безмездно исцелял святой Парфений. 20 февраля, ПРАВМИР. Святитель Парфений, епископ Лампсакийский, был родом из города Мелитополя (Малая Азия), где его отец Христофор служил диаконом. Юноша не был научен грамоте, но хорошо усвоил Божественное Писание, присутствуя в храме при богослужениях. У него было доброе сердце и, занимаясь рыболовством, он вырученные деньги раздавал нищим. Исполненный благодати Божией, святой Парфений с 18-ти лет именем Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил другие чудеса. Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп дал ему образование и посвятил во пресвитера. В 325 году, в царствование Константина ВеликогоЖитие.. Святой равноапостольный царь КонстантинИкона. Император Константин ВеликийМолитвыХрамы, архиепископ Кизический Ахиллий поставил его епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе было множество язычников, и святитель стал усердно распространять веру во Христа, утверждая ее по воле Божией многими чудесами и исцелениями больных. Люди стали отходить от языческих верований, и тогда святитель Парфений отправился к царю Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать идольские капища и строить на их месте христианские храмы. Царь принял святителя с честью, дал ему грамоту на разорение капищ и снабдил средствами для постройки храма. Возвратившись в Лампсак, святитель Парфений приказал разрушить идольские капища и посреди города воздвигнуть прекрасный Божий храм. Найдя на одном из разоренных капищ большой камень, удобный для устроения святого престола в храме, святитель приказал обработать его и отвезти на строительство церкви. По злобе диавола, который возъярился за взятый из капища камень, повозка опрокинулась и камнем убило возничего Евтихиана. Святой Парфений воскресил его своей молитвой, и посрамил диавола, который хотел воспрепятствовать Божьему делу.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Церковь празднует обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме 19 марта, 2019. Новостная служба С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры 19 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй — воздвижение Креста Господня. С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя. Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!» Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117-138 гг.). Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Читайте также: Елена равноапостольная Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-obret...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010