Почему в Церкви Христовой уже с древних времен в Годичном Кругу торжеств существовало календарное чествование только одного из Божиих Имен — Софии, то есть Премудрости Божией, объяснить не могу, но принимаю как исторический факт, что уже в самом начале IV века такой Праздник был, и Святой Царь Константин такому торжеству решил посвятить храмовые престолы по крайней мере в двух городах Империи. Из известных самый ранний храм во Имя Софии Премудрости Божией был возведен при Святом Равноапостольном Императоре Константине в 311–313 годах во Фракии, в городе Сардика. Именно в том храме проводился в 347 году Сардикийский Собор против ариан. Святой Благоверный Император Юстиниан Великий в 537 году Сардикийский Софийский храм перестроил в большой кафедральный собор, существующий и ныне. Позже Фракийская область племени сардов вошла в Болгарское Царство, и город стал именоваться на славянский манер Средец. В XI столетии город перешел во владение Ромейской Империи и стал именоваться Триадица в честь Пресвятой Троицы, но c XIV века болгары стали город именовать в честь здешнего кафедрального собора Софией, он хорошо известен всем нам как современная столица Болгарии . Кафедральный Собор Святой Софии в болгарской Софии В 324–337 годах при том же Святом Императоре Константине был построен Софийский храм в небольшом босфорском порту Виз антии на рыночной площади Августеон. Вскоре город переименовали в Константинополь или Новый Рим. Первоначальный Софийский храм был разрушен пожаром во время восстания «Ника» 532 года и в 537 году он был возобновлен Императором Юстинианом. Император Юстиниан построил самый большой христиански собор в мipe. После по Уставу Великой Церкви 22 Декабря праздновалось воспоминание отверзения её врат, а 23 Декабря праздновалось освящение Святителем Миной, Патриархом Константинопольским, Святой Божьей Великой Церкви . Айя-София в Истамбуле-Константинополе Третий из известных Софийских храмов был построен на рубеже V и VI веков в фракийском городе Менебрия, а ромеи его назвали Месембрия, сейчас это болгарский город Нес ебыр или Нес ебр.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/10/...

Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий — цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом — поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове — императорская корона, в правой руке — скипетр с крестом. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны. Княжна Анна привезла по благословению цареградского Патриарха на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Сестра предержащих власть византийских императоров Василия II и Константина VIII стала единственной законной супругой Владимира. Анне к моменту замужества шел 26-й год — она была несколькими годами моложе Владимира. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви. Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».

http://pravmir.ru/svyatoj-ravnoapostolny...

Первый бо святый собор вселенский, в Никеи стекшийся, на нём же триста осмьнадесят святии и богоноснии отцы благодатию Духа Святого собравшеся, злорадное Ариевы ереси, Единосущного Сына Божьего, Бога истинного тварь быти вредословящего терние, богозданным слова Божьего и истинного богомудрия сечивом богопоспешно посекоша, от кого созван бысть? От благочестивого и равноапостольного царя Великого Константина, яко Руффин свидетельствует 32 . Второй святой собор вселенский, в Константинополе стёкшийся, на нем же сто пятьдесят преподобных и богомудрых отцов благотворным Всесвятого Духа поспешеством собравшись, пагубоносец от суемудрого Македония рассеянный духоборной ереси плевел, небесным истинного благоразумия огнём благолепно сожгоша, – от кого созван бысть? От благочестивого христолюбивого и православного царя Феодосия Великого, яко богомудрый Феодорит свидетельствует 33 . Третий святой собор вселенский, в Эфесе стёкшийся, на нём же двести святых и боговдохновенных отцов благопоспешием Единородного Сына Божьего Христа Спаса нашего мановением собравшихся, адский душевредный Несторовой ереси пламень неботочными истинного правоверия и евангельского учения водами богоугодно погасиша, – от кого собран бысть? От благочестивого христолюбивого и православного царя Феодосия Малого, яко Евагрий свидетельствует 34 . Сим предречённым благочестивым и прочим православным царям христианским, во общую святой соборной апостольской церкви пользу, священные соборы созвавшим, богопоспешно последуя, боговенчанный, благочестивый и православный царь Московский, христолюбивый Алексей Михайлович. Богом данный всея Великой и Малой и Белой России самодержец, иже многоценной благочестия диадемой удобренный, златозарным православия венцом благолепно увенчанный, в дорогую правды порфиру одеянный и честными всяческих богоугодных добродетелей царских бисерами обогащённый, всегда о благочинии церковном печётся, всегда о благолепном православным церкви апостольской благостроении тщится, всегда о благопоспешном православного благочестия возвращении опасно радействует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Город Константинополь или Царь-град основан святыми равноапостольными императором Константином Великим на месте древней Византии, построенной греками в нынешней турецкой части городе Стамбуле, за 2500 лет перед сим. Много великих событий совершилось в нем, много православной святыни хранилось в стенах Византии. После страшных гонений на христианство от языческих императоров Римской монархии, в Византии впервые обрела Церковь Христова мир и тишину. Великие святители церкви восседали здесь на патриарших престолах; здесь утвердилась и воссияла христианская истина; сюда переносились отовсюду и нетленные мощи угодников Божиих. Для нас, русских, Константинополь памятен походами Аскольда, Дира и Олега, повесившего свой щит на вратах Царьграда, и крещением св. благоверной княгини Ольги. Константинополь был для нас и рассадником христианской веры, и многие благочестивые русские люди приходили сюда поклониться его святыням. Но слава Константинополя начала меркнуть с тех пор, когда отовсюду начали надвигаться на него различные враги, наносившие тяжкие удары древнему могуществу греческих императоров. К несчастью, первый наибольший вред нанесли ему крестоносцы, направлявшиеся на Восток для освобождения Святой Земли от мусульманского ига. В 1204 году, забыв свое христианское имя, они разграбили и сожгли город, истребив или похитив хранившиеся в нем святыни. С тех пор греческая империя уже не могла оправиться и, просуществовав еще два столетия, окончательно пала в 1453 году, когда Константинополь был взят и разрушен турецкими ордами. Всё подверглось тогда страшному опустошению, последние святыни погибли, храмы разрушены или превращены в турецкие мечети, и на развалинах Греческой империи возникла империя Турецкая. Самый город переименован турками в Стамбул. В настоящее время, великолепный снаружи, город является внутри грязным и вонючим с узкими улицами и множеством бродячих собак. Только европейская часть города Пера, и отчасти Галата и центральная часть Стамбула у св. Софии сохраняют вполне благообразный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  АФОН В ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ   С древности Афонский полуостров был заселен фракийскими и македонскими племенами, затем колонистами с материка — эллинами и пеласгами. Все морские пути, соединяющие Грецию с Востоком, проходили через Афон. Его двухкилометровый пик служил маяком, видным за десятки миль. На исходе Троянской войны (за 1000 лет до РХ) на месте теперешних больших монастырей язычники основали свои города с народовластием и эллинским многобожием: Олофиксос, где ныне Есфигмен, Дион — где Ватопед, Фиссос — где Пантократор, Клеон — где Ивер, Акроафос у вершины Афона, Харадарий у Дафни, Сколос у Зографской пристани. Могущественный царь Филипп Македонский подчинил себе афонские города. Процветали они и при преемнике и сыне его Александре Великом (336—323 до Р-Х.), направившем свои усилия на завоевание Востока. По преданию, между своими победоносными походами он три дня отдыхал на Афоне — в пределах нынешней Карей. Зодчий Александра Македонского, памятуя, что пик Афона в глазах тогдашней цивилизации был символом вечности, предложил величайшему завоевателю преобразить беломраморную вершину в громадную статую Зевса с городом в левой руке и текущим в море потоком — из правой. Александр благоразумно отказался от тщеславной затеи, сказав, что «жителям такого города нечего будет есть, а из такого источника нечего будет пить». В 168 году до Р.Х. Афон вместе с Македонией подпал под владычество Рима, и поселения его стали быстро приходить в упадок. До времени принесения сюда христианства дожили небольшие деревни, занимавшиеся разведением виноградников и масличных рощ. Свет евангельской истины озарил Афон в числе первопросвещенных мест Римской империи. Сама Божия Матерь избрала его в Свой жребий. Около середины I века христианской эры в Аполлонии Афонской (близ городка Иериссо, стоящего на границе Афона с материком) проповедовал на пути из Амфиополя в Солунь св. апостол Павел (Деян. 17:1). В первые три века, во времена жестоких гонений на христианство, Афон с его густыми лесами, глубокими ущельями и неприступными утесами давал приют спасавшимся от преследований христианам. Тогда же появились и первые отшельники. Равноапостольный Константин Великий (306—337), подобно тому, что сделал в Святой Земле, и Афон украсил христианскими храмами. По преданию, их было три — около поселений, на месте которых теперь Карея, Ватопедский и Иверский монастыри. При этих храмах возникли и первые обители.

http://isihazm.ru/1/?id=2005

В 1653 году пятнадцатилетний пастух, юродивый Тимофей, на Синичьей горе услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришел на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигитрии. Жители близлежащего селения Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой Умиления . Только Тимофей смог снять икону с ветвей дерева. После этого обе иконы поставили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского (Сказания. 1993. 469-471). Икона Одигитрия Святогорская в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря, и летом ее торжественно носили по близлежащим селам, оставляя ее там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты . Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября, на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания, связанные с явленной иконой, не раз видел ее и встречальную икону Умиление в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов . Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А. Осипова, помещица из соседнего Тригорского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божией Матери. С час тому назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики в ожидании прибытия иконы расположилось у подошвы нашей горы; 10 или 12 экипажей, стоявших поблизости, дополняли картину». Иконы, иногда древние и прославленные, Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например у княгини Зинаиды Волконской, салон которой он посещал. Как сообщает А.Н. Муравьев, княгиня любила святую равноапостольную Ольгу, «так как и в ее жилах текла кровь Рюрикова, и род Белозерских особенно благоговел пред сею великою просветительницею Руси. (У них в доме даже хранилась древняя ее икона, писанная, по семейному преданию, живописцем императора Константина Багрянородного в то самое время, когда крестилась Ольга в Царьграде.)» (Воспоминания.

http://pravoslavie.ru/46917.html

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В чём же заключается со стороны Русской Церкви причина такого чествования Святителя и Чудотворца Николая? Слово Божие говорит нам, что Господь избирает для себя друзей в лице святителей, угодивших Ему, особенно приближает их к себе, милостиво внимает их молениям ( Пс.102:5 ; Ин.15:14 ); чрез них являет миру дивную силу и славу свою ( Пс.67:36, 15:3 ); творит ими даже большие чудеса, нежели какие сотворил Сам Богочеловек, по слову Его: «веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и болыша сих сотворит, яко Аз ко Отцу моему гряду» ( Ин.14:12 ). Так особенно возлюбил Господь великого святителя и Чудотворца Николая, который чрез Него «миру всему источает неисчерпаемое чудес море». По воле Божьей ( Деян.9:15 ), святителю Божию угодно оказывать нашему отечеству особенное благоволение и содействие ( Мф.5:13–14 ). Он возлюбил нас и, конечно, за то, что мы сами благоговеем пред ним, любим Его и свою искреннюю преданность выражаем в наших усердных молитвах к нему, а Он, по воле Божьей и своей любви к нам и по нашим прошениям, явил и являет так много милостей и чудотворений, слава о которых передаётся от поколения к поколению при посредстве письмен, а тем более устных рассказов, и в них угодник Божий прославляется как защитник бедствующих и страждущих, утешитель несчастных, постоянный покровитель угнетаемых, как источник исцеления тяжких болезней. Кроме сего, православный русский народ видит в Святителе и Чудотворце Николае такие черты в характере, какие имеет в самом себе – это добродушие, простосердечие, каковые проявляет он ко всякому, обращающемуся к нему с усердной молитвой, – он доступен для всех, как верует православный русский народ, свои блага даёт не избранным только, но без лицезрения наделяет ими в равной мере и царя и раба, богатого и бедного, мощного и слабого (Жития Святых, т.12). Но особенно мы любим угодника Божьего за то, что он на первом Вселенском соборе явился защитником основного и отличительного догмата христианского вероучения. Пресвитер Александрийский Арий, возбуждаемый духом зависти и превозношения, восстал против архипастыря своего св. патриарха Александра и, вопреки его проповеди и Св. Писанию, начал учить, что Сын Божий не есть истинный Бог, совечный Отцу. Такое еретическое учение возмутило спокойствие всего христианского мира и было причиной погибели многих душ человеческих. Святой равноапостольный царь Константин созвал христианских епископов на Собор, на котором в числе первых защитников Божественного достоинства Сына Божия, Господа Иисуса Христа, был св. Чудотворец Николай. Нечестие Ария собором в 325 г. было осуждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Великое значение имеет сегодняшний призыв к покаянию, прозвучавший из уст выдающихся русских людей Владимира Осипова, Олега Платонова, Владимира Крупина, Леонида Болотина, Константина Душенова и ряда других подвижников. Всему нашему народу необходимо принести покаяние в страшном грехе, который лежит на всех нас – грехе цареубийства. Призыв к покаянию опубликован на страницах знаменитого православно-патриотического издания «Русский Вестник» и уже поддержан ведущим информационным рупором русского православного народа – «Русской народной линией». Дай Бог, чтобы этот призыв был услышан русским народом! В покаянии спасется Россия. В покаянии перед Господом мы сможем одержать победу над собственными страстями, над врагами нашей Церкви и Святой Руси. С нашей далекой окраины мы горячо поддерживаем Открытое обращение к православным Пастырям, Архипастырям, монашествующим, ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, ко всем русским людям «О необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом Соборной клятвы 1613 года»! С Праздником святого Равноапостольного князя Владимира! С Днем Крещения Руси! С любовью во Христе, митрополит Вениамин (Пушкарь) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 11. О необходимости всенародного покаяния Сегодня необходимо каяться в сребролюбии,стяжательстве,мшелоимстве и пр. Каяться каждому человеку,вольно. А что значит " всенародное покаяние " ? Это как? Свободную волю имеет человек,а не народ. А народ ...принес уже страшную жертву в годы ВОВ. И Господь принял эту жертву,даровав народу Победу. Сегодня же многие и многие служат мамоне,в том числе и те дураки,которые в прямом смысле " думкою богатеют " ,идиоты,проклиная социализм. Мазохисты))) 10. Интересно получается. Георг Пятый принес в жертву своего брата Николая Второго, высокопоставленного чиновника Британской империи с титулом Царь, на день рожденья Виндзоров. А покаяться должен Русский Народ?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/29/o_...

Возвышению Троицкой обители и ее внутреннему и внешнему украшению много содействовал благочестивый Игумен этой обители Кирилл. Слухи о его святой, добродетельной жизни достигли Царя Алексея Михайловича, и привлекли благоволение Царя на саму обитель. В 1667 году Царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыню, принесенную ему из Афона: персть от гроба Господня, части мощей Апостолов Андрея, Тита, Архидьякона Стефана, мучеников Феодора Тирона, Георгия, Иакова Персиянина, Киприана, Пантелеимона, Меркурия, Акепсимы, Феодора Стратилата, Лукиана, Равноапостольного Царя Константина, Онуфрия Великого, Иоанна Милостивого, Михаила Малеина, Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, Александра Свирского , мучениц Варвары и Феодосии. До этого в Троицкой обители все здания и даже храмы были деревянные. В 1670 году Кирилл испросил благословение у Первосвященного Илариона, Митрополита Рязанского, на сооружение каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. За два года была воздвигнута эта церковь , и освящена в 1672 году. В нижнем этаже Успенской церкви, по благословению Митрополита Илариона от 9 февраля, устроен придел во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В новоустроенный храм Успения в августе 1674 года пожалованы были от Царя Алексея Михайловича книги: Евангелие напрестольное, Апостол, две триоди, Беседы Апостольские, Псалтырь следованный, Минея общая, Шестоднев, Евангелие толковое, Трифолой, шесть месяцев Пролога от Марта до Сентября, Служебник, Скрижаль, о Священстве, два Ирмолога, Часослов, Житие Николая Чудотворца, Житие Саввы Сторожевского, книга Дьяконник. Таким образом обитель по милости Царя обогатилась книгами. В тоже время для обители куплен колокол в 26 пудов. Игумен Кирилл помышлял о построении и новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы, и для этого испросил в 1673 г. у Митрополита Илариона благословенную грамоту. Но неизвестно какие обстоятельства воспрепятствовали ему привести в исполнение свое намерение. Надо думать, что монастырь находился в затруднительном положении; ему грозила даже опасность потерять самостоятельность и поступить в число приписных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010