Византия: новая демократия Святой равноапостольный царь Константин Выход из этого кризиса был предложен святым равноапостольным императором Константином , который римскую классическую модель власти – власть народного монарха – дополнил очень важным религиозно-духовным компонентом, а именно: признанием христианской религии как основного закона, на котором зиждется и законодательная, и вообще в целом гражданская жизнь империи. Таким образом, именно при Константине византийская модель власти обретает свои классические законченные черты. Это, прежде всего, император – как предводитель народа и вождь армии, как блюститель законов – и действующая под его опекой, но в то же время независимая от него Церковь – как хранительница нравственных устоев государства и общества и организация, структура, которая обеспечивает молитвенное обращение к Богу, молитвенную связь с Божественным миром. Создается концепция симфонии, которая при императоре Юстиниане обретает уже свою классическую форму, концепция так называемых «двух начал». Иногда говорят «двух властей», но я хотел бы акцентировать внимание на том, что Церковь властью, в собственном смысле этого слова, в византийском представлении не обладала. Ведь власть – это нечто, связанное с насилием, с принуждением. А эта двухсоставная симфоническая модель управления обществом как раз и отделяет часть, которая связана с насилием, от части, которая связана с убеждением и основана на духовном выборе человека. Именование Res Publica – «общее дело» – сохранялось в Византийской империи до самого ее конца Византийское представление о власти, как это ни удивительно, очень демократично. Император, будучи формально монархом, то есть единовластным правителем, тем не менее, во-первых, действует именно как представитель народа, как высший магистрат республиканского в целом государства, и название Res Publica – «общее дело» – сохранялось в Византийской империи до самых последних дней ее существования – по-гречески это называлось «коина прагмата». И очень важно, что в качестве именно вождя народа император мог претендовать на верховную власть.

http://pravoslavie.ru/96383.html

Город Иераполис сыграл важную роль в распространении Христианства после того, как здесь мученически погиб один из 12 апостолов - святой Филипп. После этого события город стали называть " Святым городом " , а в 395 году он перешел под управление Византии. Равноапостольный царь Константин сделал его столицей области Фригия и одновременно центром епископства. Возведенная здесь церковь во имя святого апостола Филиппа стала одним из важных христианских мест в Малой Азии. Об этом свидетельствуют данные первых раскопок и картографического исследования, произведенного в этих местах с 1887 по 1896 гг. известным немецким археологом и архитектором Карлом Хуманном (Karl Humann; 1839 -1896). Позже здесь работали ученые английского Археологического института(1954-1959 гг.), а также группа ученых Института Археологии Италии под руководством профессора Паоло Верцоне. Кстати, археолого- реставрационные работы здесь продолжаются и по сей день. Исследователям удалось восстановить карту Иераполиса Фригийского III-IV веков (3), где ныне под номером 11 на ней значится " Мартирий святого Филиппа " , находившийся в давние времена за пределами городских стен. Сегодня он представляет собой развалины бывшего каменного храмового сооружения в честь христианского мученика св. апостола Филиппа. Обнаруженные во время археологических раскопок артефакты из камня и мрамора выставлены ныне на выставке в музее бывшего Иераполиса. Согласно информации этого музея, мартириум (мартирий, мартирон) св. апостола Филиппа в форме храма в IV веке был построен на на Холме Мучеников - " месте гибели и захоронения святого апостола " (2, с.11). Имя св. апостола Филиппа упомянуто в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин.1:43—46). В тексте этого Евангелия Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для " множества народа " (Ин.6:5—7); приводит к Иисусу " Еллинов " (Ин.12:20—22); просит Иисуса на Тайной Вечере показать Отца (Ин.14:8—9).

http://pravoslavie.ru/57821.html

Память преподобной Марии Египетской совершается 14 апреля (а также в пятую Неделю Великого поста). Святая жила в VI в. В бытность блудницей, она отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения, но Божьей силой не была допущена в храм. Осознав свои грехи, Мария обратилась с молитвой к Богородице и дала обет покаяния. Она отправилась за Иордан и в постоянной молитве провела в пустыне 47 лет, питаясь кореньями и сражаясь с греховными помыслами. Незадолго до смерти подвижницу встретил преподобный Зосима, от которого и стало известно о ее жизни. Воскрешение праведного Лазаря На 16 апреля в этом году выпадает Лазарева суббота, когда вспоминается воскрешение праведного Лазаря , брата мироносиц Марфы и Марии. Когда Иисус Христос пришел в Вифанию, Лазарь был уже четыре дня как мертв и погребен. Спаситель воскресил Лазаря, после чего он жил еще 30 лет, был епископом острова Крит и много послужил для распространения христианства. Его память отмечается также 30 октября. 17 апреля – великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, или Вербное воскресенье), отмечаемый за шесть дней до Пасхи. В этот день Спасителя, въехавшего в Иерусалим, на осленке, торжественно встречали с пальмовыми ветвями и восклицаниями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Но уже через несколько дней те же самые люди будут кричать: «Распни его!»… 19 апреля совершается память одного из Солунских братьев, учителей Словенских – равноапостольного Мефодия, епископа Моравского . Вместе с братом Константином (в монашестве Кириллом) святой Мефодий перевел на славянский язык богослужебные книги и ввел в Моравии славянское богослужение. Святитель скончался в 885 г. и был похоронен в соборной церкви столицы Моравии Велеграда. Главный христианский праздник, Светлое Христово Воскресение , или Пасха Господня, отмечается в этом году 24 апреля (день Пасхи вычисляется по специальным таблицам – Пасхалиям, это первое воскресенье после весеннего полнолуния и после еврейской Пасхи). В этот день празднуется воскресение Иисуса Христа, распятого на кресте в Страстную Пятницу и погребенного. Когда жены-мироносицы пришли помазать тело Спасителя погребальными благовониями, они обнаружили, что камень у входа в гробницу отвален, а сама гробница пуста. Ангел возвестил мироносицам о воскресении Христа, и это была весть о спасении всего человечества от владычества смерти.

http://pravmir.ru/imeniny-v-aprele/

Эпоха «Тишайшего» царя - любимый исторический период И.Машкова. «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. " Последняя встреча " - дипломная работа художника, связана с трагическим событием - расколом Русской Православной церкви. И конечно фундаментальным трудом является работа И.Г.Машкова над художественно-исторической серией «История русского православного паломничества», написанная по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла - ныне Патриарха Московского и Всея Руси.   Картины этой серии знакомят зрителя с благочестивыми русскими паломниками от Святой равноапостольной княгини Ольги до наших дней. Это картины: «Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь» (2001г.), «Игумен Даниил у Гроба Господня» (2002 г.), «Паломничество преп. Антония Киево-Печерского на Афон в 1015г.» (2003г.), «Паломничество Святейшего Патриарха Алексия II на Валаам. Остров Крестовый (Святой)» (2002г.), «Паломничество Петра I на Соловки» (2007 г.) и др.  Как писал преподобный Варсонофий Оптинский: «У художников в душе есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нём огонёк религиозного мистицизма». К числу несомненных заслуг И.Г.Машкова надо отнести ярко проявившееся в его картинах стремление освободиться от традиционной ограниченности сюжетов, являющих лишь вершину исторического айсберга.  Отсюда выбор сюжетов для исторической серии «Путь ко Граду Небесному», где ключевые в духоносном плане события истории российской выстраиваются в единую линию. Это картины: «Чаша Великого князя Александра Невского (в Золотой Орде у хана Батыя и сына его Сартака)» (2008 г.), «Великая княгиня Ольга и сын её Святослав (проводы из Вышгорода в Новгород)» (2008 г.), «Переселение запорожцев на Кубань в 1792 году» (2007 г.).  Отсюда и непреходящий интерес художника к истории казачества российского, воспетой им в ряде портретов и исторических полотен: «Посольство Ермака к Ивану Грозному» (1988 г.), «Генерал Бакланов на Кавказе» (1995 г.), «Казаки. Походная песня» (1994 - 2001 гг.).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/100...

Отвоевание святынь Иерусалима у иноверцев закончилось политическим и духовным фиаско: реки крови, пролитые у стен Иерусалима; разграбление христианского Константинополя — и конечное поражение. И в противовес всему этому — образ пленницы, пришедшей в страну, где великая христианская святыня также находилась в руках язычников, и просветившей их силой Креста Христова, сплетённого из веток виноградной лозы и перевязанного её собственными волосами. Надо сказать, что хитон Спасителя так и не был найден равноапостольной Ниной, но по преданию ей было открыто место, где он был зарыт и где она подолгу молилась. Присутствие святыни под корнями раскидистого кедра, спиленного ещё при жизни святой, подтверждалось истечением благовонного и целительного мира, которое прекратило истекать в XIII столетии, когда хитон всё же был вырыт из земли. В отличие от крестовых походов, проповедь святой равноапостольной Нины была мирной и ненавязчивой. Обращение людей против их воли противоречило её пониманию христианской миссии. Сначала у неё просто не было возможности действовать иначе. Но затем, когда царь Мириан стал христианином и в её руках оказался “административный ресурс”, святая всё равно была против предложений обратить оставшуюся часть Иверии силой меча. И можно лишь восхищаться тем, насколько она была права! Источники свидетельствуют, что вопреки завету святой равноапостольной Нины царь предпринял попытку обратить силой некоторые горские племена. Однако эта цель по сути не была достигнута: многие горцы, покинув свои селения, перебрались в другие горные области и оставались язычниками вплоть до XIX столетия 10 . Трепетное отношение равноапостольной Нины к проповеди Евангелия определило форму её миссионерства. Называя святую просветительницей Грузии, мы, может быть, воображаем её пламенную проповедь на улицах Мцхеты и других иверийских городов и селений. А между тем она просто жила рядом с иверийцами, исполняя свой христианский долг. Они приходили к ней, расспрашивали о её вере, просили помочь. Строгая христианская жизнь вызывала удивление и восхищение у соседей. Кто-то из них уверовал во Христа, кто-то задумался о Нём, были и такие, что просто проходили мимо. Но несмотря ни на что, за короткий период времени — а проповедь Равноапостольной продолжалась по разным данным от двадцати пяти до тридцати пяти лет — целый народ обратился ко Христу и до сих пор сохраняет Ему верность. Поистине прав был преподобный Серафим Саровский, говоря: “стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся”!

http://pravmir.ru/krusada-iveriyskoy-ple...

Враг рода человеческого возбудил любовь к идолам в сердце царя Мириан, охотившегося в лесах Мухрани и он поклялся, что по возвращении во Мцхета истребит «верующих в Распятого» вместе с царицей Нана, если она не откажется от веры Христовой. Не успел царь докончить свою клятву, как слепота поразила его. Долго взывал Мириан о помощи к идолам. Совершенно отчаявшись, царь взмолился Христу: „Бог Нины, просвети ночь сию и покажи мне путь мой, да признаю имя Твое, воздвигну крест и поклонюсь ему, построю дом для молитв и буду покорен вере Нины”. В тот же миг царю вернулось зрение и Мириан, вознес благодарность Создателю. Вернувшись во дворец, Мириан направился к Святой Нине и громко провозгласил: « Отныне верую, Апостол Господень, что Он есть истинный Бог, которого ты проповедуешь!» По совету Святой Нины Мириан отправил послов к царю Константину с просьбой прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить свой народ. А из кипариса, под которым был по преданию погребен хитон Господа Иисуса, Мириан приказал изготовить столпы для построения церкви. Просветительской деятельностью Святой Нины в Грузии утвердилось Христианство. Как-то царь Мириан поделился со Святой Ниной, что хочет силой меча обратить в истинную веру мтиулцев (горцев), которые еще находились во тьме язычества, на что Равноапостольная ответила: «Не велено нам Господом браться за меч; Евангелием, Честным и Животворящим Крестом покажем им путь истинный» Окончив свое земное служение Богу, Святая Равноапостольная Нина предала дух свой Господу в Бодбе (Кахети). По пожеланию Святой, ее честнейшее тело было погребено в Бодбе. В последствии на ее могиле царь Мириан воздвиг храм в честь Святого Георгия. У ее гроба происходили, и по сей день, происходят бесчисленные чудеса. День памяти Святой Нины празднуется грузинской Церковью два раза в год: 1(19) июня – ее вхождение в Грузию и 27(14) января — упокоение. Житие Святой Нины, по ее же повествованиям были записано Саломеей Уджармской и Перожавром Сивниельским (день памяти 15 января).

http://pravmir.ru/svyataya-nina-gruziyu-...

Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/236150.htm...

Колосков 279 Конашкина А. Т. 136 Кондратов В., крестьянин 250, 283 Кони А. Ф. 69 Константин, царь, равноапостольный 61 Константин, иеромонах 217, 227 Константин Константинович, великий князь 103 Концевич И. М. 6 Корнилий, старец 164 Короленко В. Г. 318 Корчачева E., иоаннитка 261 Костылев, отрок 129 Косма, бессребреник и чудотворец 234 Кофлин Ч. 314 Кочубей B. C. 157 Крез, царь Лидии 214 Кристиан У. 12 Кропоткины 145 Крыжановский С. Е. 286 Ксантиппа 45 Ксения Петербургская, блаженная 337, 341 Куломзины 145 Кутузовы 145 Кэнворти С. 8 Ланские 145 Ланской Г., чиновник особых поручений 270 Лебедева А. М. 195 Левин И. 124 Ленин В. И. 331 Лермонтов М. Ю. 114 Лесков Н. С. 119, 126, 188, 227, 228, 229, 237, 238, 243, 314 Ливен, баронесса 143 Липатов Г. 317 Лисовой Н. 216 Литвинцев П. 133 Литвинцева Е. 133 Лобановы-Ростовские 145 Лободин Ф., крестьянин 279 Логачева А. 282 Лоло, графиня 307 Ломоносов М. В. 215 Лотман Ю. М. 124 Лука, апостол и евангелист 123 Лукуллиан 164 Львов А. Ф. 75 Любимов А., священник 313, 320 Маитов А. 170 Макарий Великий , Египетский, преподобный 52 Макарий Оптинский , преподобный 115 Макеева М. 88, 89, 237 Максим Исповедник , преподобный 50 Максим, странник 250 Макушинский А. 325 Малкова Е. В., миссионерка 283 Манчестер Л. 165 Маргарита 210 Мария 184 Мария, Пресвятая Владычица Богородица и Приснодева 154, 225, 306 Мария Магдалина, мироносица равноапостольная 262 Мария Федоровна, императрица 146, 155 Марк, апостол и евангелист 95, 120 Маркиан, святой 53 Маркс А. Ф. 228 Матфей, апостол и евангелист 59, 91, 186, 218 Мейендорф И. Ф., протопресвитер 6 Мейсснер, чиновник МВД 164 Мейсснер, вдова чиновника МВД 165 Мелания Римляныня, преподобная 53 Мелетина 129 Менделеев Д. И. 326 Меншиков М. О. 200, 238, 310, 311 Меркуров А., священник 285 Мешков Е. М. 171 Милица Николаевна, княжна Черногорская 147 Миронов К., рабочий 319 Митрофан, епископ Воронежский, святитель 143 Михаил, архимандрит 232 Михаил Михайлович, великий князь 102 Моисей, пророк 59, 66, 87, 304, 308, 317

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Первомученица равноапостольная Фекла (24 сентября) «Мучитель, не познав силы Божией, захотел иным способом погубить Феклу: он приказал вырыть глубокую яму, наполнить ее различными гадами, змеями и ехиднами и бросить туда Святую. Но Тот, Кто некогда заградил пасть львов, и теперь притупил жала змей, укротил их ярость и уничтожил их яд: Святая вышла из ямы невредимой, так что все изумлялись такому чуду » 1, с. 475 . Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября) «Бесы пытались устрашить его, являясь ему под видом змей и других гадов , но Господь даровал ему власть над нечистыми духами, и они больше не смели приблизиться к нему» с. 530]. Священномученик Григорий, епископ Великой Армении (30 сентября) «Царь приказал связать Григория по рукам и ногам и бросить его в городе Артаксате в глубокий ров. Этот ров был страшен всякому даже при одной мысли о нем. Выкопанный для осужденных на казнь лютой смертью , он был наполнен болотной тиной, змеями, скорпионами и различного рода ядовитыми гадами . Брошенный в этот ров, святой Григорий пробыл там четырнадцать лет, оставаясь невредимым от гадов » с. 659]. Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор и Афоний (2 ноября) «Царь мучился сердцем от ярости, думая о том, как бы и Святых погубить и вельможам отомстить. Поутру он повелел бросить святых мучеников в яму, наполненную ядовитыми гадами ; но и там они остались невредимыми , утешены были явлением ангелов и выведены оттуда целыми» с. 27]. Преподобный Фома Дефуркин (10 декабря) «Зная, что человеку, от создания почтенному образом Божиим, присуще по природе отвращение к змее, как орудию первого греха, коварник, чтобы разрушить душевный мир Преподобного и вселить в его сердце чувство озлобления, равно как и у его сподвижников, наслал на него множество змей . Это многим может показаться невероятным, но то не было каким-либо только привидением. Змеи являлись не в воображении преподобного Фомы, но на самом деле подползали, окружали его, и не однажды, или дважды, а постоянно. И не один год, или два года, но целых одиннадцать лет Святой окружаем был ими, и ни разу не произнес он ропота. От змей не свободно было и ложе его, они гнездились и там во время его отдыха. Но, охраняемый промышлением Божиим, Преподобный оставался невредим от них » с. 289].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Тайн. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. “Не кощунствуй, – сказал ему святой Филипп, – а делай то, зачем пришел”. Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23-го декабря 1569 г.). Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига. Тропарь: Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою. Темже яко имея дерзновение ко Христу, моли за православныя люди чтущия достойно святую память твою. Святитель Андрей епископ острова Крита 17 июля (4 июля по церк.кал.) Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14-ом году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя. В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II-oм святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 712-ом году. Святой Андрей известен как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом (“Андреево стояние”). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипесцы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресенья и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010