В конце концов Андроник II лишился власти и претерпел скорби под конец жизни не за измену национальным интересам, а именно за попытку сохранить централизацию власти, обеспечить правопорядок и уникальную политическую систему византийского общества. Даже когда встал вопрос о выборе между интересами членов его семьи и Римского государства, Андроник II нисколько не колебался. Хранитель древних Римско-христианских традиций, он пал от рук аристократии, стремившейся жить по западным лекалам. Современник писал по поводу смерти Андроника II Палеолога: «Солнце земли, куда ты скрылось, оставив нас умирать от холода бедствий? Душа римлян, куда ты улетела?..» 558 Приложение 14 «Культ императора в поздней Византии и преемственность царской власти» I. Культ императора Прошло тысячелетие после того, как святой и равноапостольный Константин I Великий привел Римскую империю в Церковь . Многое, очень многое изменилось с тех пор в мире. Римская империя стала совсем иной по рисунку границ, а территория Константинопольского патриархата многократно превысила территорию Византийского государства. Но мы вновь слышим те же славословия в адрес царской власти, какие слетали с уст Отцов Вселенских Соборов. При развивающемся «восточном папизме» и новых эллинистических тенденциях в высшем обществе, расколотой на части Кафолической Церкви, в условиях, когда само существование Византии висело на волоске, казна была пуста, и василевс вынужден прибегать к помощи турок-мусульман, чтобы защитить рубежи Империи, императорское достоинство ничуть не пострадало в глазах византийцев. Царская власть по-прежнему находит замечательных идеологов, способных разглядеть в ее существе многоцветные грани Божьего промысла. Одним из них по праву считается св. Григорий Палама . В молитве о царях, которую он по традиции должен был произнести после епископской хиротонии в качестве своего рода присяги на верность василевсу, выражается христоцентрическое мировоззрение святого подвижника. Христос – «Царь царствующих», Им «цари царствуют». Он – «единственный подобающий нам архиерей и царь, будучи воистину единственным пастырем и епископом телес и душ наших». И священство, и царство происходят от Христа, и носители этих служений симметрически подчиняются Христу. Но, тем не менее, тут возникает своего рода «асимметрия», связанная с царственным положением императора в Церкви. В своей молитве он, обращаясь к Христу, говорит: «Ты судил им царствовать над жребием Твоим и над земной Церковью Твоею». Эти мысли созвучны с идеями св. Симеона, другого Фессалоникийского архиепископа, но там они выражены менее определенно: «Ты судил им (царям) начальствовать над святым Твоим народом и над царственным священством».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ктитором и основателем Воскресенского монастыря, «начальным фундатором» предстаёт патриарх Никон на портрете, где он облачён в зелёную мантию и белый клобук; на хартии, которую держит в поднятой левой руке патриарх, слова из ирмоса 9-й песни Пасхального канона: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия»; этот портрет, известный по фото и литографиям конца XIX – начала XX в., написан не ранее 1656 г. 1005 . Ктиторский характер носят изображения патриарха Никона на колоколах 1006 . Образ патриарха Никона – человека артистичного, изысканного по натуре запечатлён на тафтяной парсуне начала 1680-х годов, созданной по царскому заказу художниками-живописцами Оружейной палаты. На парсуне «личное» написано красками, «доличное» исполнено с применением дорогих текстильных материалов. Лицо и фигура патриарха выполнены в реалистичной манере: пастозные мазки передают взгляд уставших, но строгих глаз, пальцы тонкие с удлинёнными фалангами, резкие иконописные пробела делают лицо патриарха моложе 1007 . Молитвенный образ патриарха Никона запечатлён на иконе «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом митрополитом и патриархом Никоном в саккосах» и на одной из двух икон, стоявших по сторонам Креста с резным изображением Распятия Христова. Икона с изображением двух первоиерархов, припадающих к ногам Спасителя, по чеканной надписи на окладе датируется 1657 г. 1008 и была написана «повелением и мздою смиреннаго Никона...» 1009 . Сегодня икона хранится в музее «Новый Иерусалим» (дерево, темпера, см). Иконографический тип, представляющий патриарха Никона на втором изображении, – ктиторский в молении. На иконах, писавшихся по обе стороны от Животворящего Креста, в первом варианте композиции изображались слева в рост в повороте ко Кресту святой равноапостольный царь Константин, царь Алексей Михайлович и коленопреклонённый патриарх Никон ; справа – святая равноапостольная царица Елена, царица Мария Ильинична. Такие иконы вместе в Крестом в меру Креста Господня были посланы патриархом Никоном в 1656 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу II b. относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины. Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноапостольной Нины, родом из Каппадокии. Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову. Прибыв в Грузию, св. Нина вскоре обратила на себя внимание народа своей святой жизнью, а также многими чудесами, в частности исцелением царицы от болезни. Царь Мириан (+342) принял христианство и сам стал проповедником учения Христова среди своего народа, а в 326 г. христианство было провозглашено государственной религией. Царь Мириан построил храм во имя Спаса в столице государства — Мцхете, и по совету св. Нины отправил послов к св. Константину Великому, прося прислать епископа и клир. Присланный императором епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин. При преемнике Мириана царе Бакаре (342–364) были переведены на грузинский язык некоторые богослужебные книги и основана Цилканская епархия. Известно, что в конце IV — начале V b. в Абхазии находился в ссылке святитель Иоанн Златоуст. Грузия достигла своего высшего расцвета в политическом и церковном отношении в V b. при царе Вахтанге I Горгаслане, управлявшем страной на протяжении 446–499 г.г. При нем был перестроен обрушившийся в начале V b. Мцхетский храм, посвященный Двенадцати Апостолам. С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого Сионского собора. При нем было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сандухты около 440 г. впервые были переведены на грузинский язык книги Св. Писания Нового Завета. В середине VI b. в Грузии был построен ряд церквей и в Пицунде учреждена архиепископская кафедра. Относительно вопроса о времени получении автокефалии Грузинской Церковью сейчас не существует единого мнения. В разных источниках оно датируется V–XI в.в.:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Ввиду большой важности этого дела император просил католикоса поспешить, дабы смерть или другое обстоятельство не послужили препятствием к осуществлению его и «оба они не лишились предстоящей награды». «Мы, – писал в заключение Исаак Григорию, – устранили всякое препятствие с твоего пути и уведомили благороднейших султанов Иконии и Египта, чтобы страна твоя охранялась в целости и ты благополучно прибыл со спутниками к нам. С этой целью мы и отправили к тебе нашего вестиарита Константина Амасиана, который хорошо устроит все и вместе с тобой возвратится к нам. И если ты так сделаешь, то будет тебе от нас честь и польза временная, от Бога же вечная». 170 Представленный документ ярко характеризует церковную политику императора Исаака Ангела. Василевс представляется здесь верующим сыном Церкви, горячо преданным ее интересам, готовым в меру своих сил и власти содействовать ее торжеству и величию. Центральный предмет царского питтакия – церковное единение византийцев и армян – справедливо признается делом крупного исторического значения, которое составит эпоху в истории Церкви, покроет славой главных его участников, создаст великое торжество на земле и на небе. Поэтому царь просит католикоса Григория не откладывать этого великого дела, поспешить в Византию для непосредственной беседы с царем и византийскими богословами и возможно скорее закончить предстоящую церковно-историческую миссию. Трогательное впечатление производят заключительные строки питтакия царя, принявшего все меры к тому, чтобы путь католикоса Григория в Византию был благополучен... Так мог писать только истинно православный царь, «святой и равноапостольный», стремящийся к водворению Царства Божия на земле. Примечательно и то, что василевс имел правильный взгляд на условия церковного единения с армянами и отличал главное от второстепенного: не придавая существенного значения разностям в обычаях и обрядах, Исаак центр тяжести церковного союза усматривал в догматическом соглашении, без которого и все дело теряло свой смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Однако, каким именно предстает народному сознанию этот мессианский царь? Согласно описаниям, которые встречаются в дошедших до нас памятниках хрисмологической письменности, он описывается как бедный, тихий и кроткий человек, никому неизвестный до самого своего воцарения, или как некий знатный муж, друг святого равноапостольного Константина 48 . Его находит и поставляет на царство ангел. После воцарения своего в храме Святой Софии он становится воинственным правителем, грозным для врагов веры 49 , умелым устроителем жизни греческого народа 50 . В его достойном возвышении от бедности к царской власти нет ничего эгоистического и произвольного, тем же путем предстоит пройти и всему порабощенному народу, чтобы вкусить, хоть и на краткое время, от полноты земного благобытия. Согласно «Житию Андрея Юродивого» царство его продлится 32 года 51 . Последний царь должен появиться накануне воцарения антихриста и второго Пришествия Христа. Согласно «Откровению» Мефодия Патарского , во время воцарения антихриста он, находясь в Иерусалиме 52 , взойдет на Голгофу, возложит свой царский венец на Честной и Животворящий Крест, который вознесется тогда на небо 53 . В связи с его безвестным происхождением имя его не указывается или скрывается до времени 54 , оно зашифровывается или же он именуется Иоанном 55 . Имя Иоанн в последующей хрисмологической письменности станет хрестоматийным. Удивительно, насколько устойчивым оказался образ последнего царя, он и поныне живет в народном сознании простых греков. Казалось, что за продолжительное время турецкого владычества греки должны были отвыкнуть от мысли о вечном царстве. Однако надежды на восстановление царства и пришествие последнего царя пережили все исторические треволнения, и оказались неискоренимыми. Для греческого народного сознания Второй Рим вовсе не пал, но как бы погрузился в сон. Третий Рим, Москва, столица «белого рода» россов, при всем своем внешнем и внутреннем могуществе мог иметь с такой точки зрения лишь вспомогательное значение, его задача прежде всего в том, чтобы освободить столичный град Константинополь от турецкого ига и его передать исконным обитателям. Все эсхатологические чаяния продолжают у греков связываться с судьбами поверженной Византии и эллинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Греческое слово νικα (лат. транслитерация – nika) означает «побеждает». Святой равноапостольный Константин Великий после чудесного явления на небе креста и одержанной им победы над Максентием сугубо почитал изображения креста. Он распорядился установить в Константинополе в центральных местах города три креста с золотой надписью по-гречески «IC.XC.NIKA» – «Иисус Христос побеждает» (IC.XC – аббревиатура имени Господа Иисуса Христа, образованная первыми и последними буквами ΙΗΣΟΥΣ. Буквы «К» и «Т» означают Копие (копье) воина ( Ин.19:34 ) и Трость с губкой ( Ин.19:29 ), изображаемые вдоль Креста. «М.Л.Р.Б.» – имеет 2 варианта прочтения. 1. Место Лобное Рай Бысть , в переводе с церковнославянского – Место Лобное стало Раем . Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Это выражено в церковном песнопении: « Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный » (Октоих, глас 5. В среду утра). 2. Место Лобное Распят Бысть, в переводе с церковнославянского – На Месте Лобном был Распят. См. Подлинник иконописный/Издание Большакова под ред. А. И. Успенского . «Г.Г.» – Гора Голгофа . «Г.А.» – Глава (голова) Адама . Череп под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста является символическим изображением головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе, где был распят Христос. Если изображены кости рук, лежащие перед головой, то правая на левой, как при погребении или причащении. Надписание над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» – Царь Славы. Царь Славы – одно из имён Господа Иисуса Христа. См.  Пс.23:7-10 ; 1Кор.2:8 . Другие акронимы 1 Левая сторона креста для зрителя: Правая сторона креста для зрителя: Акроним Раскрытие Акроним Раскрытие Древо Добро Досада диаволу Древо Дарует Древнее Достояние Белег (или «бич») Божий Бьет бесы Всем Верным Возвращение в рай Христова Хоругвь Христианам Хвала Паки Подает по роду Покланяющимся Честная Честь Чтущим Тя Человеком Крест Крепок Константину к вере

http://azbyka.ru/krest

В двенадцать лет святая вместе с родителями пришла в Иерусалим. Здесь по общему семейному согласию Завулон стал пустынножителем, Сусанна была поставлена диакониссой в храме Гроба Господня, а Нина передана на воспитание благочестивой старице Ниофоре, которая обучала отроковиц из христианских семей основам веры и готовила их к тому, чтобы служить при храме. Во время гонений императора Диоклетиана (245–313) и кесаря Галерия (250–311) Нина вместе с другими женщинами-христи­анками покинула Иерусалим и отправилась в Иверию. Из житийной литературы известно, что её спутницы приняли мученическую смерть в Армении 2 . Сама равноапостольная Нина чудом избежала смерти и ок. 310 года достигла города Мцхеты — столицы Иверийского царства. Источники указывают на то, что святая стала пленницей иверийцев 3 . Возможно, её захватили в плен по прибытии в иверийскую столицу, а возможно пленили ранее, во время пребывания в Армении, а после доставили в Мцхету. Некоторые исследователи полагают, что наименование “пленница” — всего лишь формальность 4 . В пользу данного утверждения говорит тот факт, что святая жила в уединении в маленькой хижине, построенной специально для неё. Необычный распорядок жизни пленницы-христианки удивлял иверийцев: она была воздержанной, каждую ночь возносила молитвы Богу. Соседи часто приходили к ней с вопросом: для чего всё это? И равноапостольная Нина рассказывала им о своей вере, о Том, к Кому она обращалась в ночных молитвах. Так совершалась её проповедь. Её просили о молитвенной помощи, и по молитвам святой происходили чудеса. Они привлекали внимание множества людей. Послушать о Христе приходили с разных концов Иверии, и многие приходящие крестились. В 324 году иверийский царь Мириан гг.), потрясённый чудесами, совершавшимися по молитвам равноапостольной Нины, принял христианство. Летописи часто сравнивают его с императором Константином и называют апостолом Иверии. При нём новооснованная Иверийская Церковь вошла в Антиохийский Патриархат, были приглашены священники, началось строительство церквей.

http://pravmir.ru/krusada-iveriyskoy-ple...

( < < back) Нина была родом из местечка Каластри Каппадокийского в Сирии. Отец ее Завулон был римским воеводою и родственником святого великомученика Георгия, а мать ее Сусанна была сестрою иерусалимского епископа. Когда Нине было 12 лет, родители ее прибыли в Иерусалим. Завулон ушел в пустыни Иорданские для иноческих подвигов, а Сусанна диакониссою при иерусалимском храме служила бедным и немощным женщинам. Дочь их Нина, посвященная на служение Богу и воспитанная при храме в строгом благочестии, решилась на подвиг проповеди Христа Спасителя в Иверии, где, по преданию, обретался хитон Господа Иисуса Христа. Подробн. в «Истории Грузинской церкви» Иосселиана. Изд. 1843 г., с. 8–19. Житие св. равноапост. Нины, просветительницы Грузии, изд. 5-е, 1900 г. ( < < back) прибытие в Иверию-Грузию именно епископа Евстафия Антиохийского не упоминается писателями греческими, но оно несомненно удостоверено, как всеобщим преданием в Грузии, так и письменными грамотами, жалованными Константинопольскими Императорами и царями Грузинскими Иверскому монастырю на горе Афонской, где они и сохранены до ныне. (Краткая История Грузинской Церкви. Составл. П. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Пб., 1843 г., с. 13. Житие св. равноапостольной Нины, изд. Афонск. монаст. 1900 г.) . ( < < back) святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузин. Изд. 5 1900 г., с. 23–25, Краткая история Грузинской Церкви, составл. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Пб., 1843 г., с. 12–14 и 20. По прошествии нескольких лет царь Мириан послал к императору Константину второе посольство с просьбой прислать в Грузию еще больше священников и искусных храмоздателей. Исполняя эту просьбу, Константин Великий послал много золота, серебра и подножие животворящего древа Креста Христова с одним из гвоздей, которыми был пригвожден ко кресту Господь Иисус Христос. Подарены были грузинам еще много икон Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы и мощи святых мучеников в основание храмов. Тогда же и сын Мириана и наследник царства, который находился заложником в Риме, был отпущен к отцу своему; он был ревностным распространителем христианства, воздвигая везде храмы и утверждая веру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С деятельностью святой равноапостольной княгини Ольги (945 -969) связан второй этап христианизации нашего Отечества. Как известно из Повести Временных Лет, Ольга в бытность свою язычницей, была не только мудрой, но и жестокой правительницей. Впрочем, таковы были нравы эпохи. Ужасная расправа, учиненная Ольгой над древлянами в порядке кровной мести за убитого ими Игоря, свидетельствует о ее первоначальном типично языческом мировоззрении. Хотя уже были на Руси первые христиане, и даже князь Игорь симпатизировал им, но проповедь Евангелия судя по всему до Ольги дошла далеко не сразу. И все же, можно думать, что голос совести заговорил в душе Ольги после ее злодеяния. О ее некоторых не вполне обычных для язычницы чертах свидетельствует и тот факт, что Ольга категорически отказалась от повторного брака после смерти Игоря. По-видимому, в душе княгини произошел перелом, который от этих кровавых и жестоких деяний повлек ее к покаянию и обращению в христианство. Вероятно, личные моменты смешивались в ее сознании и с государственно-политической проблематикой. Быть может, этот первоначальный порыв Ольги был замечен киевскими христианами, и в дальнейшем они оказали на нее определенное влияние. Известно, в частности, что в Константинополь с ней прибыл какой-то священник по имени Григорий. Некоторые на основании этого факта полагают, что Ольга была крещена на Руси еще до своей поездки в Константинополь. Но это вполне мог быть священник, который готовил княгиню к крещению - оглашал, наставлял в истинах веры. Крещение Ольги произошло скорее всего в Константинополе, о чем сообщают византийские историки Иоанн Скилица (XI в.) и Иоанн Зонара (кон. XII в.). О том, что княгиня крестилась в столице империи, может косвенно свидетельствовать и вклад св. Ольги в храм св. Софии в Царь-граде - серебряная тарель, позднее похищенная при разграблении города крестоносцами и попавшая в собор св. Марка в Венеции. Крещение равноапостольной княгини состоялось, вероятно, в 957 г. Хотя высказывались предположения о том, что это могло произойти и раньше. Академик Литаврин пришел к выводу, что первый визит Ольги в Константинополь имел место еще в 946 г. Если Ольга была крещена уже тогда, то не будет выглядеть противоречивым сообщение Степенной Книги о том, что в 947 г. Ольга обходила русские земли, проповедуя Евангелие, сокрушая идолов и воздвигая кресты. Об этом же говорит и Иаков Мних. А Татищев, ссылавшийся на Иоакимовскую летопись, писал, что уже Ольга основала Софийский собор в Киеве. Это подтверждается свидетельством источника XIV в. о том, что Софийский собор в Киеве был освящен в 952 г., что было возможно лишь в том случае, если Ольга действительно была крещена ранее указанного " Повестью временных лет " года.

http://sedmitza.ru/lib/text/436230/

Пред крещением умирающий царь произнес такую речь: – Пришло желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь, как о времени спасения. Пора и нам принять печать бессмертия, приобщиться спасительной благодати. Я думал сделать это в водах реки Иордана, где, в образ нам, принял крещение Сам Спаситель; но Бог, ведающий Полезное, удостаивает меня этого здесь. Приняв Святое крещение, Константин «ликовал духом, сердце его было полно живой радости. Облеченный при крещении в белую одежду, блиставшую подобно свету, он не снимал ее уже до смерти. Опочил он на ложе, покрытом белыми покрывалами, багряницы же – этого царского отличия – «раб Божий» уже не восхотел и касаться. Свою последнюю благодарственную молитву, «возвысив голос», царь заключил такими словами: – Теперь я сознаю себя истинно блаженным, ибо имею несомненную веру, что я приобщился Божественного света и удостоился жизни бессмертной. Великий и равноапостольный Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в самый день Пятидесятницы 337 года, на тридцать втором году своего царствования, имея шестьдесят пять лет от рождения. Тело его с великим торжеством перенесено было в созданный им град Константинополь и положено согласно его завету в церкви святых Апостолов в гробнице, им самим уготованной. Ныне же он живет бесконечною жизнью в вечном Царстве Христа Бога нашего, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 8: Креста твоего образ на небеси видев и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой Господи, царствующий град в руце твоей положи: егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, едине человеколюбче. Кондак, глас 3: Константин днесь с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оруже же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие, и во бранех грозное. 3344 Указом императора Диоклетиана – 23 февраля 303 года – приказывалось искоренить христианство со всеми его учреждениями и храмами. Жестокое гонение тогда началось с разграбления и разрушения военною силою христианского храма в Никомидии, столице Восточной Римской империи, где в один раз было сожжено до 20 000 верующих; а затем ужасы гонений охватили Сирию, Палестину, Малую Азию и Египет с Италиею. О жестокости гонений Лактанций («О смерти гонителей», XV и XVI) сообщает: «если бы я имел сотню уст и железный язык, то и тогда я не мог бы исчислить всех мучений, какие переносили верующие:... железо притуплялось и ломалось; убийцы утомлялись и работали посменно, поочереди....»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010