Вопрос: Добрый день. Меня зовут Лидия,я живу в Торонто. Я и еще 4 человека стали сведетелями такого явления. На протяжении 30 мин мы видели на небе огромный крест с распятием. Это явление оставалось там пока не стемнело. Очень хотелось бы знать ваше мнение, что это означает? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Крест – знамение  победы над диаволом и врагами Христовой веры. Его чудесное явление всегда вызывало чувства благоговения и радости. Известно, что в IV веке по Р.Х. крест дважды являлся  на небе. В 312 году св. царь Константин Великий шел против гонителя христиан Максенция. Когда войско приближалось к Риму, царь и все воины увидели на небе крест. Сам равноапостольный Константин так рассказал об этом в беседе с церковным историком Евсевием: «Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, я собственными глазами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью «сим побеждай» (touto nika)». По словам Евсевия: «Э то зрелище объяло ужасом как самого царя, так и все войско, которое само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: «что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь, Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе употреблять его для защиты от нападения врагов» (Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина, 2-е изд., М.,1998, с.44). Царь повелел мастерам сделать изображение виденного креста. С этим знамением войско св. Константина у Мульвиева моста одержало победу над Максенцием.      В 351 году было явление креста над Иерусалимом. Видение это описал святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, в письме к императору Констанцию: «Во святые сии дни Святой Пятидесятницы, седьмого числа мая, около третьего часа, явился превеликий Крест из света составившийся, на небе над святою Голгофою, и протяженный даже до святой горы Елеонской; показавшийся весьма явственно не одному или двоим, но всем многочисленным жителям града и не так, как бы иной подумал, скоро протекший в мечтании: но чрез многие часы над землею очами видимый, и светозарным блистанием превосходящий лучи солнца» (Поучения огласительные и тайноводственные, М.,1991, с.354-55).     Виденный Вами над Торонто явление также надо воспринимать как знамением, которое Господь явил для укрепления в людях веры во всепобеждающую силу креста. 30 октября 2003 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6222.html

Многими чудесами и знамениями Бог утверждал истину благовестия св. Нины. Слух о чудной страннице дошёл до царя. В это время сильно занемогла жена его Нонна. Не получая никакой помощи от лечивших её врачей, она обратилась к прославившейся исцелениями больных св. Нине. Именем Иисуса Христа исцелила её Нина, царица уверовала в силу учения Христова; вскоре обратился к истинному Богу и царь Мириан. По совету Нины, он послал просить царя Константина прислать епископа и священников для совершения таинства крещения над народом. Прибывшаго в столицу епископа с иереями и диаконами царь и весь народ – по сильному желанию принять крещение – встретили с великим почётом и радостью, и вскоре началось совершение св. крещения (326 г.). Прежде всех принял св. крещение царь, за ним царица с детьми. После этого, приготовив крещальню у моста, на р. Куре, там, где стоял дом первосвященника Елиоза, епископ совершил водо- освящение и крестил всю знать царскую, – место это до сих пор носит название «купели вельмож», а несколько ниже купели вельмож два иерея и диаконы крестили в то же время весь народ, который принимал св. крещение так усердно и стремился к тому с такою поспешностью, что в исполнении таинственнаго обряда было немало замешательств. Такое усердие происходило от того, что народ хорошо помнил наставление святой Нины, говорившей им, что кто не примет крещения, тот не может найти вечного света. Таким образом, почти вся Карталиния приняла св. крещение, за исключением Кавказских горцев, оставшихся во тьме язычества» 185 . Вслед за тем царь отправил послов в Константинополь с просьбой к императору прислать в Иверию архитекторов для постройки храмов. Император хорошо принял послов, исполнил их просьбу и вместе с ними отправил в новопросвещённый край много архитекторов и иереев, вручив в распоряжение епископа большую сумму денег для постройки церквей. Побуждаемая святым усердием, Нина продолжала проповедо вать Евангелие. Она старалась распространять слово Божие между горцами и наконец отправилась в Кахетию, находящуюся в другой части Иверии. Здесь поселилась она в ущелье Бодбийском и обратила к познанию Бога множество народа и самую царицу Кахетинскую Софию, и после 33-летнего своего равноапостольного подвига мирно скончалась 14 января 335 г., на 67-м году от рождения, устроив много храмов во имя св. великомученика Геория, который был ей родственником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Нину об исцелении его, говоря: " Призри, госпоже моя, на сына моего, приблизившегося уже к смерти; знаю, что Бог твой, Которому ты служишь и Которого проповедуешь нам, есть единый Истинный Бог " . Тогда св. Нина приложила руку свою к столпу, а потом возложила ее на отрока и сказала матери: " Если веруешь во Иисуса Христа, Сына Божия, принявшего плоть для спасения мира, то ныне сила Его исцелит сына твоего " . Когда же мать сказала: " Верую во Иисуса Христа, Сына Божия " , - отрок встал с постели совершенно здоровым. Приходило также множество других страждущих разными болезнями, и все получали исцеление. Огромное стечение народа к столпу вынудило царя обнести это место оградой и закрыть от глаз приходящих людей основание столпа. Наконец царь велел немедленно приступить к возведению храма, и внешняя постройка его скоро была окончена. Между тем, когда послы царя Мириана, явившись к Константину Великому, рассказали ему о всем случившемся, император и мать его Елена исполнились неописуемой радости. Они радовались, что благодать Божия просветила и соседние страны, что вся Грузия принимает от них св. Крешение, и что в царе Грузинском Мириане они находят верного союзника в защите от частых нападений персов на границы империи. Союз духовный скреплялся взаимной любовью и помошью. Св. равноапостольный царь послал в Иверию епископа Иоанна, мужа духовно опытного, в сопровождении двух иереев и трех диаконов. С ними император Константин передал царю Мириану письмо, в котором, после молитвенных призываний благословения Божия на царя, его семейство и весь народ, благодарил Господа за ниспосланные Им благодеяния. Кроме того, послал св. крест, икону Спасителя и Божией Матери и богатые дары. Св. Елена написала также похвальное и утешительное письмо святой Нине. Прибывшего в столицу епископа с иереями и диаконами царь и весь народ, сильно желавшие принять св. Крещение, встретили с великим почетом и сердечной радостью. Царь немедленно разослал всем эриставам (воеводам или представителям областей), военачальникам и всем царским особам, числящимся заочно на службе при его дворе, приказания, чтоб они как можно скорее предстали пред ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Когда святого провели в царские палаты, он поклонился венценосцу, произнес краткое приветствие, сотворил молитву о нем и благословил его. Царь, увидев ангелоподобное лицо блаженного и подивившись красноречию его, сказал Патриарху, стоявшему подле: " Благодарю Бога и царя Баграта Севастоса, что он послал нам сего подобного Ангелам мужа. Хотя он родом и грузин, однако хорошо знает православное учение и уставы нашей Церкви " . Императору подали письмо от царя Баграта Севастоса, и он прочитал вслух следующее: " Радуйся, о боголюбезный государь! Посылаю твоему величеству человека, подобного бесплотным, наставника всего нашего царства, Прими его, как подобает твоему величеству. Молитвами его Господь Вседержитель да утвердит царство твое " . Между вельможами, окружавшими императора, когда тот беседовал с Георгием, было много знатных латинян и армян. Среди них был и царь армянский Гагик, бежавший в Царьград из своей столицы Ани. покоренной сарацинами. Вероятно, для того, чтобы рассеять ложное мнение некоторых греков, считающих грузин невежественными и не вполне православными, и для того, чтобы все увидели мудрость старца, а также и для общего назидания, император Константин начал при всех расспрашивать святого о различии между верой православной и другими исповеданиями, а затем о причине разделения двух Церквей. Святой дал мудрый и обстоятельный ответ. Царь спросил еще преподобного, в чем разница между Грузинской Церковью и армянской, и нет ли в первой каких-либо отступлений от правил и постановлений Церкви Греческой. Блаженный, услышав это, громко, от лица всей Церкви Грузинской произнес Символ веры. Затем он подробно изложил по порядку православное вероучение и мудрыми словами в защиту веры своего народа удивил императора и всех его вельмож. Затем святой сказал государю: " Вот вера, которую исповедует наш народ от времен святых апостолов и святой равноапостольной Нины до наших дней. Один раз приняли мы ее и уже никогда не изменяли и не изменим ей. И. если Богу будет угодно, наш народ будет содержать ее до скончания века " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

На грани I—II веков, по свидетельству историка Барония, отправленный императором Траяном в ссылку в Херсонес Таврический святитель Климент, епископ Римский, «привел к евангельской истине и спасению» местных жителей  . «Немного позже этого времени, — добавляет к сему историк Грузинской Церкви Платон Иосселиан, — возникли в Колхидской Церкви уроженцы колхидские Палм, епископ Понтийский, и сын его — еретик Маркион, против заблуждений коего вооружился Тертуллиан»  . В последующие годы христианство поддерживалось «во–первых… христианскими миссионерами, выходившими из пограничных христианских провинций… во–вторых… частое столкновение грузин с греками–христианами благоприятствовало и знакомило язычников грузин с учением христианским»  . Массовое крещение грузин состоялось в начале IV века благодаря равноапостольным трудам святой Нины (родилась в Каппадокии), которой в сонном видении явилась Божия Матерь, вручила крест из виноградных лоз и сказала: «Иди в Иверскую страну и благовествуй Евангелие; Я буду тебе Покровительницей»  . Проснувшись, святая Нина поцеловала чудесно полученный крест и перевязала его своими волосами. Прибыв в Грузию, святая Нина вскоре обратила на себя внимание народа своей святой жизнью, а также многими чудесами, в частности исцелением царицы от болезни. Когда же царь Мириан (f342), подвергшись опасности на охоте, призвал на помощь христианского Бога и получил эту помощь, то, благополучно вернувшись домой, принял христианство со всем своим домом и сам сделался проповедником учения Христова среди своего народа. В 326 году христианство было провозглашено государственной религией. Царь Мириан построил храм во имя Спаса в столице государства — Мцхете, и по совету святой Нины отправил послов к святому Константину Великому, прося прислать епископа и клир. Присланный святым Константином епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин. Много на этом поприще потрудился и преемник прославленного во святых царя Мириана — царь Бакар (342—364). При нем некоторые богослужебные книги были переведены с греческого языка на грузинский. С его именем связывается основание Цилканской епархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства. Тогда супруги восславили Христа и стали учениками святой девы. К святой Нино потянулись последователи христианской веры, а вскоре она так прославилась, что многие язычники стали обращаться к ней за помощью и, получив её, уверовали в Христа. Святая перешла в уединенное место у северной черты города, где поселилась в шалаше в кустах ежевики (и где затем возникла обитель Самтавро ), и оттуда продолжала свою проповедь. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану , которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Но, несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан III , внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. Однажды, во время царской охоты на Тхотской горе, в то время, как он замышлял казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Мириан внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. " Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило все своими лучами " . Это событие совершилось 6 мая 319 года. Равноап. Нина Грузинская. Грузинская икона кон. ХХ-нач. XXI вв. Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в 324 году Христианство окончательно утвердилось в Грузии. Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень , и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм - вначале деревянный, а ныне каменный собор во имя 12-ти святых Апостолов, Светицховели . К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306-337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия , двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию и поселилась в селении Бодбе , в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

http://drevo-info.ru/articles/8645.html

Так, однажды, по совершении полуночных молитв, святая Нина видела: вот из всех окрестных стран слетались к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагве 566 и омывались в водах ее. Спустя немного они поднялись вверх, но – уже белыми как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, они огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь истинного Бога, и в сем храме имя Господне будет славимо вовеки. Еще видела святая Нина, что будто горы, стоявшие одна против другой, Армаза и Задена, потряслись и пали. Слышала она также звуки битвы и вопли бесовских полчищ, как будто бы вторгшихся, в образе персидских воинов, в столичный город, и страшный голос, подобный голосу царя Хозроя, повелевающий предать все уничтожению. Но все сие страшное видение исчезло, лишь только святая Нина, подняв крест, начертала им в воздухе знамение креста и сказала: – Умолкните, бесы! Настал конец вашей власти: ибо вот Победитель! Будучи уверяема сими знамениями, что близко Царство Божье и спасение иверийского народа, святая Нина непрестанно проповедовала народу слово Божье. Вместе с нею трудились в благовести Христовом и ученики ее, – особенно же Сидония и отец ее Авиафар. Последний настолько ревностно и настойчиво спорил с прежними своими единоверцами-иудеями об Иисусе Христе, что потерпел от них даже гонение и был осужден на побиение камнями; только царь Мириан спас его от смерти. И сам царь начал размышлять в своем сердце о Христовой вере, ибо он знал, что эта вера не только распространилась в соседнем Армянском царстве, но что и в Римской Империи царь Константин победил именем Христа и силою креста Его всех своих врагов, сделался христианином и покровителем христиан 567 . Иверия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана, Бакар, был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная почитательница бездушных идолов, которая поставила в Иверии статую богини Венеры 568 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Царский Деисус. Роспись ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории. 1383/84 г. Фрески сохранились полностью. Традиционно живопись поделена на 3 регистра: в широком нижнем ярусе помещены фигуры святых в рост, в более узком среднем - образы в медальонах, в верхнем - сцены евангельского цикла. В конхе изображена Пресв. Богородица «Платитера» с архангелами, ниже - «Причащение апостолов» и «Служба св. отцов». Над конхой сохранились фрагменты композиции «Вознесение Господне». Евангельский цикл начинается с «Благовещения Пресв. Богородицы» (по сторонам апсиды), с необыкновенно сложной архитектурой на фоне. В жертвеннике в нижнем ярусе изображено «Видение сщмч. Петра Александрийского», над ним в конхе жертвенника - первомч. Стефан архидиакон, рядом - прп. Симеон Столпник. В юж. части вост. стены представлен свт. Кирилл Александрийский, на юж. стене - особо чтимые в этом регионе святители Климент Охридский и Ахиллий Ларисский. Рядом с темплоном в расписном рельефном арочном обрамлении изображен в более крупном масштабе свт. Афанасий Великий. Далее - свт. Николай Чудотворец, великомученики Димитрий Солунский, Феодор Стратилат и Феодор Тирон, Прокопий и Меркурий. На западной стене - равноапостольные Константин и Елена, арх. Михаил и вмц. Варвара. На северной стене - чтимые в Сев. Греции прмч. Николай Вуненский (пам. греч. 9 мая) и сщмч. Александр Пиднский (пам. 13 марта). В нижнем регистре предпочтение отдано воинам и местночтимым святым. В вост. части сев. стены в тройной рельефной арке представлен 5-фигурный Деисус: в центре Спаситель на престоле, по сторонам Богоматерь и св. Иоанн Предтеча, вмч. Георгий Победоносец и неотождествленный святой. Рядом с образом Иисуса Христа имеются надпись: «Царь Славы» - и неполная цитата из Евангелия от Матфея: «Тогда скажет Царь… приидите, благословенные Отца Моего» (Мф 25. 34), что объясняет царские одежды Спасителя с высокой митрой и лором. В поствизант. время эта иконография, называемая «Царь царствующих и первосвященник», получила широкое распространение. Изображение Пресв. Богородицы в царских одеждах вдохновлено словами псалма: «Предста царица одесную Тебе…» (Пс 45. 10). Вмч. Георгий Победоносец и неизвестный святой, стоящие рядом с Пресв. Богородицей, изображены как вельможи в богатых одеждах и головных уборах. Композиция Деисуса имеет триумфально-эсхатологический смысл.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Слава чудес, совершившихся от Креста Господня, быстро распространилась по городу и привлекла к Голгофе множество народа. Многие, за теснотою, не имея возможности приблизиться и облобызать честное древо, просили, чтобы оно было показано им издали. Тогда патриарх, став на возвышенном месте и воздвигая Честный Крест, показывал его и в отдалении стоящим, и весь народ в радостном восторге взывал: «Господи, помилуй!» Святой равноапостольный царь Константин, обрадованный открытием мест распятия и воскресения Господа, повелел построить над Голгофою великолепный храм, который превосходил бы богатством украшений «все где-либо существующие» 311 . Виновница открытия, святая царица Елена большую часть животворящего древа Креста Господня оставила в Иерусалиме, где она впоследствии, по сооружении храма, и была поставлена в серебряном ковчеге для поклонения верным, а другую, вместе с гвоздями, найденными в святом гробе, послала сыну своему Константину в Константинополь. Приняв эту часть, царь, по свидетельству церковного историка Сократа, «скрыл ее в своей статуе», находившейся на площади города на высокой порфировой колонне 312 . Часть крестного древа, находившаяся в Иерусалимском храме Воскресения, ежегодно, в память первоначального обретения, была торжественно воздвизаема и предлагаема для поклонения народу, стекавшемуся во множестве из разных стран. Для многих единственною и самою высшею наградою за труд пути из отдаленных стран служили частицы Животворящего Древа, которые они, облагая златом и сребром, носили на груди, так что святой Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что в его время, хотя «святое Древо Креста и было видимо» в храме, но «розданное отсюда по частям целой вселенной, наполнило собою почти уже всю вселенную» 313 . В начале VII века, в царствование императора Фоки, Хозрой, царь персидский, овладел Иерусалимом, древо Креста Господня сделалось добычею победителей и отнесено было в Персию. Скорбь христиан, лишившихся священного сокровища, была неизъяснима. Но Господь благословил оружие преемника Фоки, императора Ираклия, который, после неоднократных поражений на поле брани сына и преемника Хозроя – Сироя, принудил его заключить мир и возвратить из плена, вместе с крестным древом, патриарха Иерусалимского Захария и других иерусалимлян. Победитель желал сам внести в город и поставить на прежнее место в храме Воскресения Животворящее Древо Креста Господня. Во всех царственных знаках, в порфире и царском венце, Ираклий взял в руки Животворящий Крест, но у врат храма был остановлен невидимою силою, и уже на другой день, сняв с себя знаки царского величия, в простом одеянии и босыми ногами, беспрепятственно вступил в храм Воскресения и положил Честное Древо Креста на прежнее место. Святая Церковь , обрадованная возвращением священного сокровища, положила усугубить праздник Воздвижения Креста Господня, присоединив к нему воспоминание о возвращении святыни из Персии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Константин равноап. Описания иконы Константин равноап. - житие Святой равноапостольный царь Константин (память 21 мая по старому стилю) Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией) и святой равноапостольной Елены. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором. К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Константин равноап. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Дечани. Ок. 1350.] Равноапостольные Константин и Елена. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года. Файл 7529.jpg:   Размер: 1169x1200, 1.4 MPix, 242 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (242) , (5) . Описание: [Афон. XV.] Св. Константин. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 7531.jpg:   Размер: 758x1200, 0.91 MPix, 164 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (151) , (3) . Описание: [Санкт-Петербург. 2002.] Свв. Константин и Елена с житием. Н.Г. и Н.А. Богдановы. Икона. Санкт-Петербург. 2002 год. Храм св. царицы Елены (МАПО). Санкт-Петербург. Файл 7533.jpg:   Размер: 1296x1800, 2.33 MPix, 556 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (423) , (10) . Описание: Александр Невский, Константин Великий и Мария Магдалина. Нижний Тагил (?) 1861–1881 гг. Дерево, шпонки врезные. Левкас, темпера, золочение. 89х7х3 см Файл 14503.jpg:   Размер: 800x998, 0.8 MPix, 127 Kb. Дата: 2011-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (176) , (6) .

http://pravicon.com/icon-2199

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010