Царю Давиду удивлялись: почему ему удается все? Но не удивлялся этому он сам, зная, что побеждал не он, царь Давид Агмашенебели, а Животворящий Крест, предносимый перед его войсками. Поэтому каждую свободную минуту он молился или погружался в чтение какой-нибудь духовной книги, чаще всего Священного Писания. Власть, данную ему от Бога, царь Давид всегда употреблял на благо своего народа и был истинным отцом для своих подданных, таким отцом, который следит не только за тем, чтобы чада были здоровы и сыты, но чтобы подвизались они и в деле спасения своей души. И никогда не забывал, что и он человек, а значит, и не без греха. Предузнав о своей кончине, святой царь Давид призвал своего сына царевича Димитрия, уже давно бывшего его верным соратником и умелым полководцем, и при огромном стечении народа венчал его на царство, возложив на главу его корону, а на плечи тканый орлами оксамит, препоясал его своим мечом и посадил на престол предков. Тридцать четыре года царствовал великий Давид. – Ныне, – сказал он, – Промыслом правосудного Бога отзываюсь я в жизнь иную, а на царство наследственное призывается сын мой Димитрий. Я поручаю ему чад и царицу и, призывая посредником на это Самого Бога, отдаю ему младшего брата его Константина для воспитания, и, если угодно будет Господу и окажет он способности, да поставит его царем после себя. Все, что совершил я, совершил силою Честного и Животворящего Древа. Он завещал сыну подать вклады в монастыри на поминовение его души, жемчуг и драгоценные камни на украшение Хахульской иконы Божией Матери. Монастырь Гаэнатский завещал достроить, сказав, что в нем находится «погребальное место для костей моих». В субботу 24 января 1125 года, на пятьдесят третьем году от рождения, предал свою душу Господу великий государь грузинский, и Ангелы с пением вознесли ее на небо к райским вратам. Плач и рыдание его подданных огласили весь Кавказ. Честные его останки в сопровождении духовенства и народа перевезены были Арсением Икальтским в Гаэнатскую обитель и временно преданы земле под порогом привратной церкви монастырской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но это была далеко не одиночная новация. В самой политической области учение Христа вызвало целую революцию, выразившуюся в первую очередь в сакрализации статуса императора и изменении его восприятия в глазах подданных. Вместо главного, но все же только государственного чиновника, нередко диктатора, занесенного на вершину власти волей судеб (а точнее, сената, армии, группы заговорщиков), на византийский трон восходит царь волей Божией, император – викарий Христа на земле. Легендарный ветхозаветный Мелхиседек, царь Салимский, «священник Бога Всевышнего» (Быт. 14: 18; Евр. 7: 1–3) – священник, царь и пророк как первообраз Христа на земле, а затем уже непосредственно и Сам Христос становятся тем идеалом государя, к которому стремились цари и под образ которого оценивали монарха византийцы. Примечательно, что принадлежность Спасителя к колену ветхозаветного царя Давида навевала современникам святого Константина Великого соответствующие мысли о царственном статусе Самого Христа. В евангельских текстах, особенно в Евангелии от Матфея, уделяется явно повышенное внимание царской родословной Спасителя. «Имена всех без исключения иудейских царей, – пишет современный автор, – содержавшихся в генеалогии Христа, должны были привести читателей первого Евангелия к вполне определенным выводам» . Для христиан император, конечно, не являлся священником, тем более первосвященником. Но как особый слуга Бога на земле, наделенный уникальными полномочиями, он не был рядовым мирянином. В этой связи императорский образ нуждался в каком-то определенном и понятном статусном облачении. В XII веке подходящий термин был подобран, и император стал именоваться епистимонархом, то есть «опытнейшим правителем Церкви», «благочинным Церкви» . Однако еще вначале воцерковления империи, исходя из заслуг первого христианского царя перед Церковью, его признали равноапостольным. Уже сам по себе этот факт являлся уникальным для IV века. Впервые после апостола Павла в число равноапостольных включен человек, не входивший в число учеников Христа – было от чего впасть в изумление. Тем более когда речь шла о преемнике вождей самых яростных гонителей христиан, императоре, верховном языческом жреце, каким «по должности» являлся еще сам святой Константин Великий .

http://pravoslavie.ru/44941.html

Когда в лице святого равноапостольного императора Константина великого христианство воцарилось в древней римской вселенной, тогда равноапостольная мать Константина, святая царица Елена отправилась на восток во святую землю поклониться местам освященным стопами Христа Спасителя, и по возможности разыскать памятники, бывшие свидетелями земной Его жнзни. Первыми предметами поклонения и благоговейных расследований благочестивой царицы были Иерусалим, гора Голгофа, пещера гроба Господня и животворящий крест, на котором Христос Господь пролил свою животворящую кровь. К этим расследованиям о кресте и о прочем приступили предварительно посредством распросов у Иерусалимских старожилов: так как древний, современный Христу Иерусалим, по двукратном разрушении его римлянами, при императорах Веспасиане, Тите и Адриане, находился в развалинах, так что не осталось камня на камне от древних построек, все было разгромлено и превращено в массивную груду мусора и щебня. Приходилось, как и до настоящего времени по местам приходится, дорываться до настоящей почвы, на которой стоял старый Иерусалим, по которой ступали стопы Господа Иисуса Христа и современников Его. О месте, где засыпан был крест, спрашивали не только у христиан, но и у евреев более сведущих. Один старый еврей, по имени Иуда, впоследствии принявший св. крещение и нареченный Кириаком, по старому преданию, указал место, где следовало искать креста Христова. Когда на указанном месте приступлено было к раскопкам, то обретены три креста, один Христов, а два, на которых распяты были два разбойника. Подлинный крест Христов узнан был по находившейся при нем дщице с надписью: Иисус Назарянин, царь Иудейский, и по целому ряду чудес, которые исторически засвидетельствованы, по исцелению больных, даже по воскрешению умершего. Обретение житворящего креста совершилось при патриархе Иерусалимском Макарии. Конечно, с соизволения святой царицы Елены, крест Христов, по вынутии из земли и по удостоверении его подлинности, на вершине горы Голгофы, в присутствии самой императрицы, при огромном стечении народа, святым патриархом Макарием был воздвизаем вверх и вниз для показания великой святыни всему народу, стекшемуся во множестве, и народ при этом в молитвенном восторге и умилении восклицал едиными усты и единым сердцем: Господи помилуй, Господи помилуй, многократно. Значит, вот еще где начало соблюдаемого в церкви обряда воздвижения честного и животворящего креста. При подлинном кресте Христовом обретены самые гвозди, которыми пригвождено было к нему пречистое тело нашего Спасителя. Эти гвозди и часть самого животворящего древа равноапостольная царица препроводила своему сыну св. Константину, который некоторые из гвоздей вбил в свой шлем, а другие вковал в свое боевое вооружение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В Смутное время XVII в. народ, оказавшийся предоставленным самому себе, закончил тем, что вручил Самодержавную власть новому Царю. И по праву поэтому мог в 1488 г. ответствовать Иоанн III императору Фридриху III, предлагавшему Великому Князю через посла Попеля королевский титул: «Государь, Великий Князь, Божией милостью наследовал державу русскую от своих предков и поставление имеет от Бога и молит Бога да сохранит оную ему и детям его вовеки; а поставления от иной власти никогда не хотел и не хочет». Справедливо над немецким изображением Василия III того времени имеется такая надпись на немецком языке: «Я по праву отцовской крови – Царь и Государь Руссов; почетных названий своей власти не покупал я ни у кого какими-либо просьбами или ценою; не подчинен я никаким законам другого властелина, но верую в Единого Христа, презираю почет, выпрошенный у других». М. В. Зызыкин в своей книге «Царская власть и закон о Престолонаследии в России» приводит послание 120-летнего Патриарха Александрийского Иоакима, отправленное в 1558 г. Царю Иоанну IV. Обращаясь к Грозному, как к «боговенчанному, возвеличенному победами от Бога, великому поборнику Православия, святейшему Царю богоутвержденной земли православной великой России», Патриарх называл его не только русским, но и своим Государем, «вторым солнцем, надеждой благих времен». «Яви нам, – писал он, – в нынешния времена новаго кормителя и промыслителя о нас, добраго поборника, избраннаго и Богом наставляемаго Ктитора святой обители сей, каковым был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин... Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними бывшими прежде Царями». В 1561 г. Константинопольский Патриарх, совместно с Собором 31 митрополита, отправил Иоанну IV послания, в коих он признавался увенчанным законно Царем и во всех православных церквах устанавливалось поминание его. «Будем молить Бога о имени твоем, да будешь и ты, как равноапостольный и приснославный Константин...» Надлом русской жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Равноапостольный царь Константин Великий , перенесши престол свой из Рима в Византию, обновил, или освятил эту новую столицу. Св. отцы Первого Вселенского Собора нарекли ее Константинополем, по имени ее создателя, и Новым Римом, и освятив, поручили Пресв. Деве Богородице. Обновление своей столицы Константин Великий праздновал после двадцатипятилетия своего царствования, в 330 году, 11 мая 1955 ; торжество продолжалось не менее 40 дней и навсегда установлено 11 мая. Сказание древних историков о благословенном от Бога создании Царьграда во имя Богоматери подтверждает древняя мозаика в храме Св. Софии. На этой мозаике изображена «Божия Матерь Влахернская, или, по-нашему, Печерская, Которая восседает с Младенцем на троне, a по сторонам Ее стоят два императора в лиловых далматиках и золотых нарамниках, облаченные, подобно архиереям. Они изображены в багряных сандалиях царских, и на главах их – жемчужные диадемы, или стеммы, т. е. низкие повязки с крестом наверху. Один подносит с правой стороны Божией Матери созданный им зубчатый город, на двойных вратах коего два креста и сбоку надпись: “ Константин, иже во святых великий царь (Βασιλες)”. С другой – подносит ей сооруженный им храм Св. Софии, и надпись гласит: “Юстиниан приснопамятный государь”» 1956 . Память сего обновления Церковь навсегда сохранила в Святцах своих под этим числом. Подобно Константину Великому , великий князь Российский Ярополк Владимирович «славный город свой Киев обложил величием, как венцем, и предал народ свой и город Святой Всеславной, скорой Помощнице христиан – Богородице, во имя Которой создал и церковь на великих вратах, в честь первого праздника Господня – святого Благовещения, так что приветствие Архангела Деве можно приложить и к сему городу. Деве сказано было: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою ( Лк.1:28 ), а граду можно сказать: радуйся. благоверный граде, Господь с тобою» 1957 . Дни нового лета Подобно ветхозаветной Церкви, имевшей в году два дня, в кои начинался ее год гражданский и священный, Прав. Кафолическая Церковь сохраняет в году два дня, в кои бывает начало индикта – 1 (14) сентября, и день Нового года – 1 (14) января. Начало индикта

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Будучи сам щедр и человеколюбив, Константин строго обличал любостяжателей и хищников; узаконил отказывать по смерти имущество в пользу Церкви. Утверждая всех в вере и благочестии, Равноапостольный старался воспитать и детей своих в духе святой и спасительной веры Христовой. Константин обратил ко Христу весьма многих язычников; иные приняли христианство по сознанию неосновательности и ничтожности своих древних суеверий; другие по желанию пользоваться благоволением царя, который очень почитал и любил христиан, иные, прилежно вникая в учение Христово, привлечены были ко Христу чудесами и видениями. В это время вступили в лоно Церкви Христовой целые города и народы, сами разрушали языческие капища и созидали храмы Господу. По основании Константинополя в 330 году благочестивый царь украсил и освятил и этот новый Рим многими христианскими храмами. Желая отличить соимённый себе город, он украсил его многими молельнями, великолепными церквами мученикам и величественными зданиями и, этим почтив память святых, вместе посвятил Богу их и сам свой город. Константин признал справедливым – город, украшенный его именем, очистить от всякого идолопоклонства, чтобы в нём нигде не поражали зрения не только мнимые изображения богов, но и сами жертвенники, обагрённые кровью животных. В новой своей столице он создал и освятил храм вечной Премудрости Божией, отчего храм получил имя Софии; в честь святых 12-ти Апостолов, в котором царь завещал похоронить себя, чтобы по смерти быть участником в молитвах, которые будут приносимы в этом храме; смежный с Софией храм мира во имя св. Ирины (18-го сент.); во имя св. мученицы Евфимии (16-го сентября) в Халкидоне; Мокия (11-го мая) на месте храма Геркулесова; св. Прокопия (8-го июля); св. Акакия (7-го мая); св. Агафоника (22-го авг.); храм св. Иоанна Богослова, названный Евдомом (βδομος – седьмой), потому что он в 7 верстах от города, на Европейском берегу моря, названном анапл (у пристани); церковь св. Архангела Михаила, прославившуюся впоследствии многими благодатными знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первомученица равноапостольная Фекла (24 сентября) «Долго злой мучитель не знал, что бы еще предпринять; наконец он велел привести двух сильных быков , привязать Феклу между ними за ноги и разожженными железными прутьями колоть быков, дабы они, разбежавшись в разные стороны, растерзали ее. «Святая равноапостольная Фекла». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ». Но и после этого Святая осталась цела, ибо когда ее крепкими веревками привязали к быкам и начали колоть быков раскаленным железом, то веревки разорвались, как паутина, быки убежали, а Святая осталась на том же месте, не испытав никакого вреда» с. 476]. Мученица Асклиада (15 сентября) « Бык , к которому привязали Асклиаду, остановился как бы связанный и не двинулся с места» с. 307]. Мученики Дада, Гаведдай и Каздой (29 сентября) «Царь Сапор велел вывести святого мученика Гаведдая и связать ему руки и ноги, а затем бросить его среди конского ристалища, чтобы в течение ночи Святой был растоптан конями . Но, благодатью Божией, святой мученик был сохранен невредимым от них и благословлял Бога за то. Увидев на другой день, что Святой развязан и совершенно здоров, все дивились этому чуду» с. 649]. Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий (15 ноября) «Святого Елпидия вместе с Евстохием и Маркеллом привязали к диким коням , чтобы они их растерзали. Однако кони не причинили им никакого вреда » с. 433]. Священномученик Никон (23 марта) «Прекратив мучение, игемон велел привязать Святого к борзым коням , чтобы влачить по земле и растерзать его; но Святой, привязанный к коням, простер на них правую руку и осенил их крестным знамением, и кони тотчас сделались кроткими , как овцы, и стояли, как вкопанные, не двигаясь с места, сколько слуги ни били их и ни понуждали вожжами и уздой» с. 441]. Мученицы Перпетуя и Филикитата (1 февраля) «На святых жен Перпетую и Филикитату выпустили дикую и бешеную корову , дабы она забодала их рогами. Но звери не растерзали святых мучеников» с. 18]. Великомученица Ирина (5 мая) «Князь приказал связать девицу и бросить ее под копыта свирепым коням ... Кони вели себя кротко, как агнцы, и не коснулись святой Ирины» с. 194–195].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Архистратиг небесных воинств Архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне, находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним. Навстречу конному и пешему войскам летят ангелы, которые несут воинам венцы, благословленные Богомладенцем Христом и Пречистой Девой. Вслед за Архангелом Михаилом впереди войска скачет молодой воин в алом плаще со стягом в руках. Всадник со стягом, как и архангел Михаил, обращает свой взгляд к остальным воинам, тем самым призывая их следовать за собой. Над его головой изображены три ангела, держащие в руках один венец. Историки считают, что молодой воин в алом плаще – сам Государь Иоанн Васильевич. Три ангела, как ангелы трёх царств, над которыми властвует Русский царь, а венец в их руках – шапка Мономаха.  В центре среднего полка изображён величественный всадник  на вороном коне в царском одеянии с крестом в руках. Некоторые исследователи считают, что всадник с крестом в руках – святой равноапостольный император Константин Великий. Другие полагают, что это Владимир Мономах, которого Грозный царь считал первым русским царем. Вслед за царем с крестом изображены три всадника в княжеских одеждах: святой князь Владимир Святославич со своими сыновьями святыми Борисом и Глебом.  Верхний ряд воинов возглавляют князь Димитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский. Предводителями нижнего ряда выступают воин без нимба с алым стягом, святые Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них, в воинах верхнего и нижнего рядов изображены святые Феодор Стратилат, Андрей Стратилат и русские благоверные князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской, Всеволод-Гавриил Псковский, Довмонт-Тимофей Псковский, Феодор, Давид и Константин Ярославские. Святые покровители русских воинов ведут свои полки в Небесный Иерусалим.  Смысл иконы отражает мученичен 9-й песни утреннего канона среды: « Полк богособран, воинство небесное, собор избранный, святая сень явистеся, вы всехвальнии мученицы Спаса, лукавого грады разрушающе Божественною благодатию ».

http://radonezh.ru/2021/02/19/hram-bessm...

В ветвях, которые исходят из основания креста: Слева – шесть поясных образов ветхозаветных пророков . Они держат свитки, которые символизируют произнесённые ими пророчества, посвящённые чуду воплощения Христа и Его крестной смерти: «Глаголы прияша конец ныне Божественных пророков, Кресте священнейше: всех бо Господь на тебе возвысися, вся от тли избавляя» (служба в день предпразднства Воздвижения Креста) Справа – пять поясных образов святых ветхозаветных царей со свитками и один образ спящего пророка , без свитка. это, видимо, пророк Исаия. Исайе было видение, как от царского рода Давида, «от корня Иессеева» ( Ис. 11:1 ) – отца Давила, произойдёт Мессия: «и ветвь произрастёт от корня его». Иосиф Обручник и Дева Мария происходили из этого рода. Церковь именует Христа «жезлом из корня Иессеева и цветом от него» (канон праздника Рождества Христова). Пророк, говоря о царском и пророческом служении Мессии, называет «корнем Иессеевым» и самого Спасителя ( Ис. 11:10 ). В бутоне слева помещён символ евангелиста Марка: крылатый лев с Книгой , в бутоне справа – символ евангелиста Луки: крылатый телец (бык) с Книгой . В двух бутонах, соединяющих крест с ветвями: Слева – равноапостольный царь Константин , справа равноапостольная царица Елена , с большими крестами в руках. Образы поясные. Святой Константин – первый римский император (306–337 годы), который прекратил гонения на христиан и сам принял крещение. Ему был явлен на небе звёздный крест в знамение воинской победы над врагом, после этого царь послал свою мать царицу Елену в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Иисус Христос. В 326 году Животворящий Крест Господень был найден. При его обретении происходили чудеса исцелений, а когда Крест возложили на усопшего, тот ожил и встал из гроба. В праздник Воздвижения Креста поётся стих: «Радуйся, слепых наставнице, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю падшия, Кресте честный: имже разрушися клятва, и процвете нетление...». Между крестом и рукоятью: святитель Спиридон Тримифунтский (IV век), старец с длинной бородой. В житиях святых, составленных Димитрием Ростовским , говорится, что святой Спиридон «вёл чистую и богоугодную жизнь, подражая Давилу в кротости, Иакову в сердечной простоте и Аврааму – в любви к странникам», за что был удостоен от Бога дара чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/236150.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010