В качестве благочинного Туруханского благочиния, объехав много сельских поселений и маленьких деревень, укрепился в мысли о том, что первоочередными задачами, которые предстоит решить новой епархии, должно стать созидание крепких приходских общин на сельских приходах. Одной из особенностей территории Крайнего Севера Сибири является то, что помимо потомков первопроходцев, сохранивших в годы церковных гонений в той или иной степени элементы христианского сознания и бытового уклада, на ней проживает большое количество представителей малых коренных народов, своими духовными корнями связанных с язычеством. Населяют Сибирь и те, кто эти края воспринимает как место временного заработка и случайного пребывания. С подобными группами населения нам также предстоит вступить в общение, в них увидеть свою паству. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой» (Ин. 10:16). На Крайнем Севере Сибири, с тех пор, как четыре столетия назад над ее бескрайними просторами воссиял свет евангельской истины, несли свое служение многие архипастыри и пастыри, пламенели любовью к Господу благочестивые миряне. Имена одних — в Соборе Сибирских святых: первый сибирский святой мученик Василий Мангазейский, принявший мученический венец в 1602 году, и святитель Лука Симферопольский, проповеди которого укрепляли веру жителей Туруханска в период его первой сибирской ссылки. Имена других, подтвердивших любовь к Христу верностью Его заповедям, вошли в летопись церковной истории. Но еще больше безвестных служителей, чьи имена знает только премудрый Создатель. Сегодня мы, скромные преемники их дела, стремимся принять в свое сердце бесценный опыт служения Святой Церкви, «дабы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес. 3:1). В эти незабываемые дни, когда для меня, недостойного, настало время принять идущий от святых апостолов высочайший жребий епископского служения, я молитвенно прошу их благословения и помощи. Смиренно уповаю иметь мудрых и любвеобильных наставников, прежде всего, в Вашем лице, Ваше Святейшество, а также в лице главы Красноярской митрополии Преосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского.

http://patriarchia.ru/db/text/3668971.ht...

инокиня Наталья -- Наталье 6 апреля 2020, 10:05 Вопрос того, почему со временем в житии сгладили острые углы - вопрос специального исследования. Возможно, простым людям уже и знать было ни к чему, что существуют такие грехи - в целом по Руси они были изжиты после татаро-монгольского ига. А возможно, сработали те механизмы, которые подробно описаны в материале: " О святом Себастьяне, старице Херувиме и Т-34 " . Но не только ранние списки жития говорят нам, что мученик пострадал за целомудрие, - это же утверждение содержится и в богослужебных текстах. Не то чтобы где-то как-то невнятно, нет - во многих текстах, в том числе главных - в двух из трех тропарей, в кондаке... Наталья 6 апреля 2020, 00:35 Я читала житие на этом же сайте, и там было сказано, что купец из-за сребролюбия так взбеленился. Что он несколько раз пытался вызвать юношу со службы, но тот не шёл, и купец решил, что он причастен к краже. Никакого " голубого следа " там не было. Почему такое расхождение? Валентин-83 4 апреля 2020, 14:34 Мать Наталья низкий поклон вам и тому месту где вы спасаетесь, да оградит Господь это место святыми ангелами, молитвами Богородицы и св. мч. Василия от всякого зла. Спасибо за знакомство с житием мч. Василия Мангазейского. Пример для всех христиан нынешних, когда от умножения беззакония вокруг ослабевает любовь. Моли Бога о нас, святой мученик Василий. Тамара 4 апреля 2020, 14:12 Ещё один наш святой и наш защитник перед Богом. Хорошее изложение жития святого Василия Мангазейского. Святой Василий, моли Бога о нас грешных. Татиана 4 апреля 2020, 10:29 В храме Рождества Христова в Нижневартовске имя святого отрока Василия Мангазейского вспоминается на всех службах вместе с именем св.пр.Симеона Верхотурского. Но житие его прочитала только сейчас. Можно сказать: " О, времена, о, нравы! " - А можно подумать о том, что ни времена, ни нравы, по большому счёту, не изменились с тех пор... Господи, как ты нас терпишь? Прости и помилуй! Алла 3 апреля 2020, 22:00 Спаси Господи, вас, инокиня Наталья! Статья получилась богодухновенная. Пронзительные строки тронули душу... Мученик Василий, моли Бога о нас.

http://pravoslavie.ru/129917.html

Инородцы – упрямые и недоверчивые – тысячами принимали Крещение от чудес, творимых святым отроком. Он спасал заблудившихся, ослабевших от голода, обмороженных, утопающих, искалеченных зверями, больных... Ибо сказано: «Да уразумеют все, яко сильнее всего есть благочестие; и никогда не превозможет злоба премудрости». Рейтинг: 10 Голосов: 2342 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Инокиня Наталья для Читатель 5 апреля 2023 8 марта 2024, 10:11 Прямо о домогательствах хозяина упоминается в житии XVII века. Читатель 5 апреля 2023, 07:45 Перечитал житие Василия на других сайтах, а также акафист, тропари и кондаки, но нигде нет упоминания о домогательствах со стороны его хозяина. Везде речь идет только о подозрениях в краже. Разве что присутствует упоминание о «хранении целомудрия» святым Василием, но это, на мой взгляд, не всегда можно трактовать только как хранение девства. Целомудрие — довольно широкое понятие. В словаре Ожегова «целомудрие» трактуется не только как девственность, а также строгая нравственность, чистота. Фаина 4 апреля 2022, 22:52 Святой мученик Василий Мангазейский! Помоги своим предстательством перед Спасителем нашим! Вымоли для нас спасение от всякого зла, помоги нашей стране и людям, испроси спасения у Господа нашего Иисуса Христа! Аминь! юрий 6 апреля 2021, 07:40 Святый мученик Василий,моли Бога о нас. инокиня Наталья -- Юлии 17 апреля 2020, 08:30 Прочтите предыдущих 2-3 комментария - этот вопрос уже задавали, и я ответила. инокиня Наталья -- Юлии 14 апреля 2020, 09:02 Прочтите комментарий чуть ниже своего. И это не была " нетрадиционная ориентация " , это была развращенность, которой человек просто не мог дать выхода обычным путем. Юлия 13 апреля 2020, 11:04 Была статья на этом же сайте, Там про нетрадиционную ориентацию ничего не говорилось. Откуда материалы для статьи, если не секрет? Наталья -- инокине Наталье 11 апреля 2020, 13:28 Ясно, спасибо большое за объяснение. В основном просто читаю жития святых, буду теперь и тропари с кондаками, если возникнет недоумение, это очень хороший способ вы мне подсказали.

http://pravoslavie.ru/129917.html

Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта» 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель Митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в Галиции, в городе Самборе. С раннего детства отличаясь добронравием, незлобием и прилежанием, юный Петр резко выделялся из среды своих сверстников и, одаренный богатыми умственными способностями и пытливым умом, очень рано изучил грамоту. Родители Петра, видя в своем сыне несомненные дарования и способности и имея намерение приготовить из него в будущем высокого и знатного государственного мужа, определили его в 1715 году в Киевскую академию, и вскоре юноша своими быстрыми успехами в науках и замечательной кротостью нрава обратил на себя внимание академического начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Енисейская епархия 24 грудня 2011 р. 13:25 Епархия сегодня Православные храмы и монастыри на канонической территории Енисейской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII века, одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — святой мученик Василий Мангазейский. В 1618 году заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск. Здесь были основаны Свято-Спасский мужской и Свято-Иверский женский монастыри, мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества, ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы земле честные останки местночтимого сибирского святого, праведного Даниила Ачинского. Значительную роль в православном миссионерском освоении северных территорий Енисейской губернии играл Свято-Троицкий мужской монастырь (быв. сел. Монастырское, ныне — Туруханск), место паломничества к святым мощам мученика Василия Мангазейского (в 20-е гг. ХХ века временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным). Учредить Енисейскую епархию положено было еще на московском Соборе 1681 года, но епархия учреждена только в 1861 году, а до этого времени ее территория принадлежала сначала к епархиям Тобольской и Иркутской, потом к Иркутской и наконец к Томской . В 1861-1934 гг. Красноярская епархия именовалась Енисейской и Красноярской. Позднее — Красноярской и Енисейской. Пространство епархии 2246627 кв. верст, население 623494 человек; приходов 222, монастырей 7, в том числе 1 архиерейский дом и 1 скит; церковных библиотек 207, церковно-приходских попечительств 37; церковно-приходских школ 203 (7 двухклассных и 196 одноклассных). В Красноярске — духовная семинария, духовное училище и епархиальное женское училище. Первый енисейский правящий архиерей — Преосвященный Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории приенисейского края, в том числе — о святом мученике Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 году в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2225639...

Архив Пн Слово архимандрита Никанора (Анфилатова) при наречении во епископа Енисейского и Лесосибирского 7 июня 2014 г. 21:25 7 июня 2014 года в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского. При наречении архимандрит Никанор обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, определен быть епископом на древней Енисейской земле, которая прославлена сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Лука, архиепископ Симферопольский, священномученик Амфилохий, епископ Енисейский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своими подвигами благодатный Енисейский край. Благоговейный страх наполняет мое сердце и трепещет душа перед будущим, ибо я промыслом Божиим призываюсь к архиерейскому служению. Огромная ответственность ложится на мои плечи, но евангельский призыв «жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10:2), вселяет в меня надежду, что Господь не оставит меня без Своей благодатной помощи. Окидывая мысленным взором всю свою жизнь, вижу, что Господь, как любящий Отец, вел меня, проявляя ко мне Свою милость. Я вспоминаю, как молодым человеком пришел в храм, как на моем пути встретились добрые пастыри Церкви Божией, которые наставляли меня в началах христианской жизни. Помню, как мое сердце загорелось желанием посвятить всего себя на служение Матери-Церкви без остатка. Милостью Божией я принял монашество, был рукоположен в священный сан. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (Ин. 15:16). Вникая в эти слова, я осознаю, что ныне Господь призывает меня на новое, неизмеримо высокое служение, и теперь, как и много лет назад, я надеюсь на отеческие наставления мудрых архипастырей и, в первую очередь, Вашего Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/3668957.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Мангазейский, прав. - житие Святой мученик Василий Мангазейский (Память: 23 марта, 10 мая, 23мая(Собор Ростово-Ярославских святых), 6 июня(местночтимый), 10 июня (Собор Сибирских святых) по старому стилю) Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1600 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом. Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора, родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил приказчиком к одному богатому купцу. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме. Едва Василию исполнилось девятнадцать лет, как Всевышний, видя его добродетели, призвал его к следованию за Собой узким и прискорбным путем. Как свидетельствует церковное предание, однажды блаженный Василий молился за Пасхальной заутреней, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на то, что хозяин несколько раз звал его, праведный Василий остался в храме до конца богослужения. Купец, заподозрив его в краже, подверг его в воеводской избе пыткам и истязаниям и наконец убил, ударив в висок связкой ключей. Боясь наказания, тело несчастного зарыли без погребения, но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. Сохранившиеся списки жития Василия Мангазейского свидетельствуют о многих чудотворениях, бывших по молитвам к этому святому. Первым гроб святого обрел в 1642 году житель Мангазеи Степан Ширяев, а стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.

http://pravicon.com/info-1936

Архив Пн Слово архимандрита Филарета (Гусева) при наречении во епископа Канского и Богучанского 23 марта 2012 г. 18:10 23 марта 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского. При наречении архимандрит Филарет обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Ныне искусом и Вашим избранием Промыслитель и Создатель человеческого рода Всещедрый Господь призывает меня воспринять благодать архиерейского служения. Ступая на путь архипастырского послушания, я с трепетом внимаю словам Спасителя, обращенным к ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел Вам…» (Мф. 28:19-20). Сегодня Господь определяет мне служение на святой земле Сибири, которая прославлена целым сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Нектарий, архиепископ Тобольский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своей молитвой благодатный Сибирский край. Они явили истинную любовь к Богу подвигом своей жизни, их молитвенный покров по сей день ощущает каждый вопрошающий о помощи. Моя родина — древняя Тверская земля, а малая родина — Удомельский край. Этот дивный край имеет прекрасную историю. Я благодарен тем поистине исповедникам веры, которые, несмотря на сложности советской эпохи, делились со мной плодами своей духовной жизни. Благодаря им я с юных лет осознал, что без Бога жизнь теряет смысл и Церковь является тем спасительным институтом, который открывает дверь в вечность. Именно тогда я принял решение стремиться стать в будущем служителем Алтаря Господня, откликнувшись на слова Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). Это способствовало моему поступлению в Московскую духовную семинарию, под благодатный покров преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/2099505.ht...

Святой мученик Василий Мангазейский В Уставе есть приятная пометочка: если во Святую Четыредесятницу выпадет престольный праздник, то людям, которые молились на службе престола, в этот день дозволяется на трапезе рыба. Так-то Великим постом лишь два раза: на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим... Кто постится без рыбы, тот понимает. А кто постится без рыбы в нашем месте пересечения 62-й параллели с 74-м меридианом, тот трижды понимает. И у нас в монастыре как раз такой случай – один из престолов Успенского собора освящен в честь мученика Василия Мангазейского, «егоже память» 4 апреля нового стиля, а значит, выпадает на Четыредесятницу очень часто. В годы, когда Пасха ранняя, Великим постом у нас еще болезненно мало солнца, пугающе много мороза, а всё «рыбоядение» смещается к концу поста. И прихожане, после работы добравшиеся до всенощной престола, стоят с такими умильными лицами... сразу видно, что силы их на исходе, и это уставное указание не просто позволяет им подкрепиться рыбой, а дарит надежду вообще – как таковую. И есть что-то особенно удивительное в том, что святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды. Иногда даже вот так, совсем прозаично – через Устав. Святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды Житие мученика Василия беспощадно пронзительно. И, думается, весьма важно для нашего времени, когда люди рассуждают, что, вот, на Святой Руси жизнь была приспособлена для цветения святости, как хорошие теплицы. А нынче они не работают – так что, мол, извините. История. Самое начало XVII века. Город-фактория Мангазея недалеко от Обской губы привлекает множество торговцев «мягкой рухлядью» – пушниной, дающей баснословные прибыли. Сюда едут, невзирая на опасный и изнурительный путь. Но город не только географически отдален от благоустроенных земель, он к тому же расположен в климатически тяжелом районе. Жизнь в нем не менее трудна, чем дорога сюда. Провиант и товары первой необходимости доставляются с неимоверными сложностями; их не хватает, и они д о роги. Самые убийственные формы авитаминозов развиваются не столько из-за нехватки продуктов, сколько из-за нехватки солнца и тепла...

http://pravoslavie.ru/129917.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Василий Мангазейский, прав. Описания иконы Василий Мангазейский, прав. - житие Святой мученик Василий Мангазейский (Память: 23 марта, 10 мая, 23мая(Собор Ростово-Ярославских святых), 6 июня(местночтимый), 10 июня (Собор Сибирских святых) по старому стилю) Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1600 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом. Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора, родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил приказчиком к одному богатому купцу. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме. Едва Василию исполнилось девятнадцать лет, как Всевышний, в[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XIX.] Абалацкая икона с прав. Симеоном Верхотурским, мч. Василием Мангазейским, свт. Николаем и прп. Марией Египетской на полях (фрагмент). Икона. Россия. XIX в. Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Москва. Файл 4658.jpg:   Размер: 575x1073, 0.62 MPix, 74 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (181) , (3) . Описание: Хромолитография. Святой мученик Василий Мангазейский. Период создания: 1907 г. Материал, техника: бумага, цветная хромолитография Размер: 13,8 х 11,4 см Место создания: Российская империя, г. Одесса. Местонахождение Краевое государственное учреждение культуры " Красноярский краевой краеведческий музей " Файл 33545.jpg:   Размер: 678x800, 0.54 MPix, 147 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (92) , (1) . Описание: Икона " Свв. Василий Великий и Василий Мангазейский " (в окладе). Около 1788 г. Материал, техника: дерево, латунь, левкас, паволока, темпера, чеканка, золочение. Размер: икона: 30,5 х 25,6 х 2,8 см; оклад: 31 х 26 х 3 см. Место создания: Красноярский край, г. Енисейск. Красноярский краевой краеведческий музей. Файл 34809.jpg:   Размер: 668x800, 0.53 MPix, 297 Kb. Дата: 2020-05-30, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (68) , (1) . Описание: Василий Мангазейский. Около 1805 г. Материал, техника: дерево, масло. Размер: 91,5 х 77,2 х 2,4 см. Место создания: Красноярский край, г. Енисейск. Красноярский краевой краеведческий музей. Файл 34810.jpg:   Размер: 665x800, 0.53 MPix, 148 Kb. Дата: 2020-05-30, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (74) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1391

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010