Инородцы – упрямые и недоверчивые – тысячами принимали Крещение от чудес, творимых святым отроком. Он спасал заблудившихся, ослабевших от голода, обмороженных, утопающих, искалеченных зверями, больных... Ибо сказано: «Да уразумеют все, яко сильнее всего есть благочестие; и никогда не превозможет злоба премудрости». Рейтинг: 10 Голосов: 2342 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Инокиня Наталья для Читатель 5 апреля 2023 8 марта 2024, 10:11 Прямо о домогательствах хозяина упоминается в житии XVII века. Читатель 5 апреля 2023, 07:45 Перечитал житие Василия на других сайтах, а также акафист, тропари и кондаки, но нигде нет упоминания о домогательствах со стороны его хозяина. Везде речь идет только о подозрениях в краже. Разве что присутствует упоминание о «хранении целомудрия» святым Василием, но это, на мой взгляд, не всегда можно трактовать только как хранение девства. Целомудрие — довольно широкое понятие. В словаре Ожегова «целомудрие» трактуется не только как девственность, а также строгая нравственность, чистота. Фаина 4 апреля 2022, 22:52 Святой мученик Василий Мангазейский! Помоги своим предстательством перед Спасителем нашим! Вымоли для нас спасение от всякого зла, помоги нашей стране и людям, испроси спасения у Господа нашего Иисуса Христа! Аминь! юрий 6 апреля 2021, 07:40 Святый мученик Василий,моли Бога о нас. инокиня Наталья -- Юлии 17 апреля 2020, 08:30 Прочтите предыдущих 2-3 комментария - этот вопрос уже задавали, и я ответила. инокиня Наталья -- Юлии 14 апреля 2020, 09:02 Прочтите комментарий чуть ниже своего. И это не была " нетрадиционная ориентация " , это была развращенность, которой человек просто не мог дать выхода обычным путем. Юлия 13 апреля 2020, 11:04 Была статья на этом же сайте, Там про нетрадиционную ориентацию ничего не говорилось. Откуда материалы для статьи, если не секрет? Наталья -- инокине Наталье 11 апреля 2020, 13:28 Ясно, спасибо большое за объяснение. В основном просто читаю жития святых, буду теперь и тропари с кондаками, если возникнет недоумение, это очень хороший способ вы мне подсказали.

http://pravoslavie.ru/129917.html

Прошу принять на память это скромное приношение Вам, дорогой Владыка. Хочу успеть, пока ходят пароходы, побывать в местах, куда не доберешься в другое время года. Один путь из Новосибирска на теплоходе чрез Томск в Тогур. Второй путь очень дальний – от Красноярска по Енисею в Енисейск и др[гие] приходы. Там тоже не был архиерей. К Святейшему ранее осени не попаду. Погода в Новосибирске все лето дождливое, пасмурное. Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем 938 , т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька 939 пишет сейчас для Вас преподобного муч[еника] Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 г. как преподобный. За нынешний 1958 г. он совершенно не упоминается. У Булгакова 940 упоминается как святой местночтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее св[ятой] мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномученик, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о[тец] иерод[иакон] Сергий и семья Карауловых просят Вашего Святительского благословения и все мы – Ваших св[ятых] молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М[итрополит] Нестор. 5/VIII–58 г. Д. 34. Л. 94–95. Подлинник. Автограф. 31. 4 ноября 1958 г. 22/Х–58 г. Иконы Казанской Божией Матери, св[ятого] равноапостольного Аверкия

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Архив Пн Слово архимандрита Филарета (Гусева) при наречении во епископа Канского и Богучанского 23 марта 2012 г. 18:10 23 марта 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского. При наречении архимандрит Филарет обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Ныне искусом и Вашим избранием Промыслитель и Создатель человеческого рода Всещедрый Господь призывает меня воспринять благодать архиерейского служения. Ступая на путь архипастырского послушания, я с трепетом внимаю словам Спасителя, обращенным к ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел Вам…» (Мф. 28:19-20). Сегодня Господь определяет мне служение на святой земле Сибири, которая прославлена целым сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Нектарий, архиепископ Тобольский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своей молитвой благодатный Сибирский край. Они явили истинную любовь к Богу подвигом своей жизни, их молитвенный покров по сей день ощущает каждый вопрошающий о помощи. Моя родина — древняя Тверская земля, а малая родина — Удомельский край. Этот дивный край имеет прекрасную историю. Я благодарен тем поистине исповедникам веры, которые, несмотря на сложности советской эпохи, делились со мной плодами своей духовной жизни. Благодаря им я с юных лет осознал, что без Бога жизнь теряет смысл и Церковь является тем спасительным институтом, который открывает дверь в вечность. Именно тогда я принял решение стремиться стать в будущем служителем Алтаря Господня, откликнувшись на слова Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). Это способствовало моему поступлению в Московскую духовную семинарию, под благодатный покров преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/2099505.ht...

Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем, т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька пишет сейчас для Вас преподобного мученика Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 год как преподобный. За нынешний, 1958 год он совершенно не упоминается. У Булгакова 223 упоминается как святой местно-чтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее святой мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномучеником, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя, с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о. иеродиакон Сергий и семья Карауловых просят Вашего святительского благословения и все мы – Ваших св. молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М. Нестор 5/VIII-58 г. 114 224 Епископу Афанасию (Сахарову) 4 ноября 1958 г. [г. Одесса] 22/Х Иконы Казанской Божией Матери св. равноап. Аверкия Ваше Преосвященство, дорогой, добрый друже и собрат во Христе Святитель Афанасий. Спаси Вас Господи за сердечное молитвенное поздравление в день, Божией Милостию, 42 года Архиерейской хиротонии моего недостоинства. Столько прослужил и ничего доброго и полезного не соделал, а грехами оброс, как ракушками. Но молитва Ваша и сердечность облегчают мое убожество. Знаю, что и 27/X-9/XI Вы помолитесь, и заранее благодарю. Так же я, Бог даст, служа Божественную литургию в Успенском монастыре, многажды раз с молитвой помяну Ваше святое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Архив Пн Слово архимандрита Никанора (Анфилатова) при наречении во епископа Енисейского и Лесосибирского 7 июня 2014 г. 21:25 7 июня 2014 года в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского. При наречении архимандрит Никанор обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, определен быть епископом на древней Енисейской земле, которая прославлена сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Лука, архиепископ Симферопольский, священномученик Амфилохий, епископ Енисейский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своими подвигами благодатный Енисейский край. Благоговейный страх наполняет мое сердце и трепещет душа перед будущим, ибо я промыслом Божиим призываюсь к архиерейскому служению. Огромная ответственность ложится на мои плечи, но евангельский призыв «жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10:2), вселяет в меня надежду, что Господь не оставит меня без Своей благодатной помощи. Окидывая мысленным взором всю свою жизнь, вижу, что Господь, как любящий Отец, вел меня, проявляя ко мне Свою милость. Я вспоминаю, как молодым человеком пришел в храм, как на моем пути встретились добрые пастыри Церкви Божией, которые наставляли меня в началах христианской жизни. Помню, как мое сердце загорелось желанием посвятить всего себя на служение Матери-Церкви без остатка. Милостью Божией я принял монашество, был рукоположен в священный сан. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (Ин. 15:16). Вникая в эти слова, я осознаю, что ныне Господь призывает меня на новое, неизмеримо высокое служение, и теперь, как и много лет назад, я надеюсь на отеческие наставления мудрых архипастырей и, в первую очередь, Вашего Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/3668957.ht...

Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта» 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель Митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в Галиции, в городе Самборе. С раннего детства отличаясь добронравием, незлобием и прилежанием, юный Петр резко выделялся из среды своих сверстников и, одаренный богатыми умственными способностями и пытливым умом, очень рано изучил грамоту. Родители Петра, видя в своем сыне несомненные дарования и способности и имея намерение приготовить из него в будущем высокого и знатного государственного мужа, определили его в 1715 году в Киевскую академию, и вскоре юноша своими быстрыми успехами в науках и замечательной кротостью нрава обратил на себя внимание академического начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

От Уруля до Берели 18 верст, дорога в горах и вдоль реки Бухтармы очень живописная: глыбами, или террасами, лежат камни, на которых есть по местам и деревья; долина узкая и лесистая, пересекаемая потоками реки Бухтармы. Переправились бродом через притоки, главную матеру (главное русло) реки переезжали на пароме, доехали скоро. Перед самой Берелью деревянный мост через реку Берель, правее, около села, соединяется с Берелью река Бухтарма. Селение Берель небольшое – домов 40–50, на склоне горы церковь небольшая во имя мучеников Кирика и Иулитты. Местный священник отец А. Подгорнов в приветственной речи говорил, что здесь, в Берели, как и в других местах Бухтарминского края, жили старообрядцы, и они обращены были в православие трудами священника села Сенного отца Андрея Рыбкина. Прихожане заботятся о храме, и только в последнее время частая смена священников и война помешали им кончить украшение храма. Сразу же началось вечернее богослужение, и на завтра, 5 июля, назначена была Божественная литургия. «Ныне, – говорил владыка в поучении за литургией, – Святая Церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Наша родина имеет великих святых подвижников: на юге духовными родоначальниками подвижников были преподобные Антоний и Феодосий, и там, в Киеве, в пещерах находится около двухсот нетленных святых мощей, их большей частью учеников. Для другой части нашего отечества, северной, таким Духовным родоначальником был преподобный Сергий. Есть дивное сказание: когда преподобный Сергий Молился о своих учениках и вышел наружу, то увидел великую стаю птиц, наполнявших воздух чудным пением. Прекрасные птицы были образом достойных учеников его. Молитва его была услышана: как птицы, ученики его впоследствии действительно наполнили чудным пением его обитель и весь Север нашего отечества. Преподобные Никон, Михей, Савва, Александр Свирский и другие подвижники – всё это ученики преподобного и покровители нашей северной страны. Есть ли у нас в отдаленной Сибири подвижники и небесные покровители? Есть. Вот недавно, 10-го минувшего июня, только что Господь прославил в Тобольске святителя Иоанна. Наша страна сравнительно недавно, двести лет, приняла христианство , но и здесь везде сияют честными крестами святые храмы и есть угодники Божии. Святой Иннокентий Иркутский, святой праведный Симеон Верхотурский, мученик Василий Мангазейский – всё это наши явленные небесные покровители. Ждут прославления святители Софроний Иркутский и Павел, митрополит Тобольский, почивающий в Киеве. Есть неведомые и местночтимые подвижники, и Господь, веруем, еще явит рабов Своих... Мы же, вознося молитвы к угодникам, сами должны подражать им применительно к нашим обстоятельствам и положению. Мирские люди должны явить мирское доброделание: любовь к Богу, молитву, милостыню, христианское воспитание детей и вообще добродетельную жизнь. Недалеко спасение и от нас, и Господь хочет всем спастися. Будем усердствовать, подвизаться в деле спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В качестве благочинного Туруханского благочиния, объехав много сельских поселений и маленьких деревень, укрепился в мысли о том, что первоочередными задачами, которые предстоит решить новой епархии, должно стать созидание крепких приходских общин на сельских приходах. Одной из особенностей территории Крайнего Севера Сибири является то, что помимо потомков первопроходцев, сохранивших в годы церковных гонений в той или иной степени элементы христианского сознания и бытового уклада, на ней проживает большое количество представителей малых коренных народов, своими духовными корнями связанных с язычеством. Населяют Сибирь и те, кто эти края воспринимает как место временного заработка и случайного пребывания. С подобными группами населения нам также предстоит вступить в общение, в них увидеть свою паству. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой» (Ин. 10:16). На Крайнем Севере Сибири, с тех пор, как четыре столетия назад над ее бескрайними просторами воссиял свет евангельской истины, несли свое служение многие архипастыри и пастыри, пламенели любовью к Господу благочестивые миряне. Имена одних — в Соборе Сибирских святых: первый сибирский святой мученик Василий Мангазейский, принявший мученический венец в 1602 году, и святитель Лука Симферопольский, проповеди которого укрепляли веру жителей Туруханска в период его первой сибирской ссылки. Имена других, подтвердивших любовь к Христу верностью Его заповедям, вошли в летопись церковной истории. Но еще больше безвестных служителей, чьи имена знает только премудрый Создатель. Сегодня мы, скромные преемники их дела, стремимся принять в свое сердце бесценный опыт служения Святой Церкви, «дабы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес. 3:1). В эти незабываемые дни, когда для меня, недостойного, настало время принять идущий от святых апостолов высочайший жребий епископского служения, я молитвенно прошу их благословения и помощи. Смиренно уповаю иметь мудрых и любвеобильных наставников, прежде всего, в Вашем лице, Ваше Святейшество, а также в лице главы Красноярской митрополии Преосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского.

http://patriarchia.ru/db/text/3668971.ht...

Святой мученик Василий Мангазейский В Уставе есть приятная пометочка: если во Святую Четыредесятницу выпадет престольный праздник, то людям, которые молились на службе престола, в этот день дозволяется на трапезе рыба. Так-то Великим постом лишь два раза: на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим... Кто постится без рыбы, тот понимает. А кто постится без рыбы в нашем месте пересечения 62-й параллели с 74-м меридианом, тот трижды понимает. И у нас в монастыре как раз такой случай – один из престолов Успенского собора освящен в честь мученика Василия Мангазейского, «егоже память» 4 апреля нового стиля, а значит, выпадает на Четыредесятницу очень часто. В годы, когда Пасха ранняя, Великим постом у нас еще болезненно мало солнца, пугающе много мороза, а всё «рыбоядение» смещается к концу поста. И прихожане, после работы добравшиеся до всенощной престола, стоят с такими умильными лицами... сразу видно, что силы их на исходе, и это уставное указание не просто позволяет им подкрепиться рыбой, а дарит надежду вообще – как таковую. И есть что-то особенно удивительное в том, что святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды. Иногда даже вот так, совсем прозаично – через Устав. Святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды Житие мученика Василия беспощадно пронзительно. И, думается, весьма важно для нашего времени, когда люди рассуждают, что, вот, на Святой Руси жизнь была приспособлена для цветения святости, как хорошие теплицы. А нынче они не работают – так что, мол, извините. История. Самое начало XVII века. Город-фактория Мангазея недалеко от Обской губы привлекает множество торговцев «мягкой рухлядью» – пушниной, дающей баснословные прибыли. Сюда едут, невзирая на опасный и изнурительный путь. Но город не только географически отдален от благоустроенных земель, он к тому же расположен в климатически тяжелом районе. Жизнь в нем не менее трудна, чем дорога сюда. Провиант и товары первой необходимости доставляются с неимоверными сложностями; их не хватает, и они д о роги. Самые убийственные формы авитаминозов развиваются не столько из-за нехватки продуктов, сколько из-за нехватки солнца и тепла...

http://pravoslavie.ru/129917.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010