стр. 62, 93, 113. Еще в 1640 г. были составлены чертежи и маршруты от Енисейского острога вверх до Ленского волока и от Куты, верхнего притока реки Лены, вверх по Лене реке и по её притокам. В половине XVIII века в Мангазейском уезде были следующие ясачные зимовья: Байшинское при р. Турухане, Тазовское – на р. Тазе, где был город Старая Мангазея, Подкаменное при Енисее, Старое Инбацкое при той же реке, Новое или Нижнее Инбацкое, Красинское, Хантайское, Авамское – все при Енисее, Хатанский погост при реке Хатанке, впадающей в Ледовитое море, Летнее Гаралинское при Нижней Тунгузке, Илимпейское, Турижское, при р. Туриге, притоке Нижней Тунгузки, Кондогирское – при р. Нижней Тунгузке, Курейское при той же реке – от Мангазеи в 1912 верстах, Ченагирское при реке Подкаменной Тунгузке и Чунское при той же реке. 397 Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. III, 1346, П. Семенов. Географический словарь, II, стр. 322; Щеглов. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири... стр. 103–104. 398 Щеглов. Хронологический перечень, стр. 93, 96–98, 101, 105, 119. Чтен. в Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1909 г. IV, смесь, стр. 9. 400 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. VII, До 350. Щеглов. Хронологический перечень…стр. 157; П. Семенов. Географический -словарь, III, 44; V, 260, 716. 402 Там же VIII, 5268, XI, 8833 Щеглов. Хронологический перечень… стр. 187–188. Нынешняя новая станица Цурухайту, уступающая по торговле Кяхте, стоит в 26 верстах выше Старого Цурухайту на том же берегу Аргуни. (П. Семенов. Географический словарь, V, стр. 579–580). До постройки Кяхтинского гостинного двора торговля с Джунгарией, Тибетом и китайскими городами, установившаяся с 1726 г., имела своим средоточием Ямышевскую крепость (Пол. Собр. 3. Р. И. VI, 3716). 405 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. X, 81; В. Крылов. Материалы для истории камчатских церквей. Казань 1909 г., стр. 25. Щеглов. Хронологический перечень... стр 215. П. Семенов, Географический Словарь. III, 731. 406 П. А. Словцов. Историческое обозрение Сибири, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 1 мин., 01.12.2018 М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. — 442, с. — (Новый Алексей Иванов) Те, кто читал роман Алексея Иванова «Тобол», помнят, какой заварил писатель густой супчик из исторических фактов, остро приправленных авантюрно-мелодраматическими сюжетными изысками. Отделить то, что было в действительности, от авторской фантазии поможет эта книга — «роман о романе», в основе которого строго документальные сведения. Начинается книга с событий, следующих за разгромом войска Ермака: «на исконно татарской земле опять обосновались упрямые русские», заложили Тобольск, «ключ к Сибири». Величественные строки посвящены Ермаку, «атланту, держащему русское небо над языческой тайгой». Уважительные — землепроходцам, героям «сибирской конкисты». Трогательные — святому Василию Мангазейскому, первому покровителю Сибири. О сибирском шаманизме, о тех, кто жил на этой территории до освоения ее русскими — сибирских и бухарских татарах. О сибирских подвижниках Православия — митрополитах Филофее, Иоанне, Антонии. О ссыльных шведах, плененных под Полтавой, которые совершили «благо поневоле»: в своих воспоминаниях и научных трудах «рассказали миру о Сибири гораздо больше, чем сами русские». О талантливом архитекторе, краеведе Семене Ремезове, авторе «Истории Сибирской». О предприимчивых покорителях Сибири Ерофее Хабарове, Семене Дежнёве и других, чьи судьбы напоминают захватывающие квесты. От страниц этой книги веет спокойной гордостью за великую сибирскую землю и за русский Север, и за Урал, — а в общем, за всю Россию. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/debri.html

В феврале 1636 года игумен Нектарий был хиротонисан патриархом Иоасафом во епископа Сибирского и Тобольского с последующим возведением в сан архиепископа. Ехать в Сибирь не хотелось, но, предав себя Божьей воле и не смея ослушаться царева слова, отправился епископ Нектарий в Тобольск. Тяжело было ему, привыкшему к пустынному безмолвию, нести среди разноплеменного беспокойного населения бремя управления обширной епархией. На новом месте столкнулся он с необузданными дикими нравами тех, кто лишь числился христианином, но по образу жизни был хуже язычника. Пытаясь противостоять разбушевавшейся стихии пьянства, он хотел личным примером учить людей целомудренной жизни. По нормам того времени в пользу архиерейского дома воевода должен был выставлять сто ведер водки. Святитель обратился к царю с просьбой заменить этот оброк пятьюдесятью пудами меда, и царь разрешил эту замену. Пьющее население с раздражением восприняло столь благочестивое поведение архиерея. Непросто складывались у святителя и отношения с местными воеводами, жившими по принципам казацкой вольницы. Так, без указа царя и разрешения местного архиерея, мангазейский воевода Б. Пушкин отпустил священника в Россию, поставив тем самым в очень трудное положение не только владыку, но и всех православных Мангазеи. «И ныне, государь, — писал святитель Нектарий царю, — в Мангазее попа нет, богомолье стоит без службы, люди умирают без покаяния и без причастия, а младенцы без крещения. В Сибири попами скудно и послать в Мангазею некого». Рачительным хозяином проявил себя архиепископ на Сибирской земле. В годы бескормицы писал он царю: «Государь, смилуйся, пожалей, чтобы от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, вконец не погибнуть и врозь не разбрестись, и твое царское богомолье без службы не стало бы». Через четыре года святитель Нектарий испросил разрешения вернуться в столицу. Разрешение было получено 28 декабря 1639 года, и преосвященный Нектарий, отслужив на Крещение 1640 года последнюю литургию, простился с паствой. 7 января он выехал в Москву.

http://pravicon.com/info-3004

IX. На южной и восточной окраинах На южной и восточной окраинах Московского государства успешно шла прежняя работа и при царе Борисе. Наша пограничная линия постепенно отодвигалась вглубь владений разных кочевников и расширялась полоса Московской земли. На новых местах пригодные земли заселялись русскими людьми и укреплялись новыми городами и крепостями, которые усиленно строил Борис и на пути в Крым, и по Волге, и в Сибири. Естественно, что этот рост и это укрепление Московского государства не нравились кочевникам, но кочевники были бессильны остановить их. Крымский хан Казы-Гирей, когда Борис вступил на престол, прислал ему грамоту, в которой убеждал его не строить городов в степи. Свои пожелания хан подкреплял такими доводами: до сих пор он отговаривал турецкого султана посылать войска на Московское государство дальностью расстояния. „Турский государь, писал хан, на ваше государство как ни помыслит рать послать, так я ему отговариваю тем, что место дальнее и пешей его рати до вашего государства не дойти, тем ему и запрещаю». Теперь же, при построении новых городов, есть опасность, что турецкий султан пошлёт рать, узнав, что московские города подошли близко и до них дойти можно. Да и татар теперь трудно удержать от набегов на московские владения: „татарские князья, – писал хан, – и лучшие люди нам говорят: русские города к нам близко поставлены, и если между нами будет недалеко, то нашим людям с русскими людьми нельзя не задираться». Казы-Гирею ответили, что турецкая рать Москве не страшна: „великий государь может стоять против всех своих недругов, а рати нашего государя несчётно», и дипломатично указали, что города поставлены в поле против воров черкас и донских казаков, которые грабили и крымских послов и гонцов. В Сибири воевода Воейков быстрым и решительным натиском сломил последние силы Кучума и тем упрочил приобщение всего Сибирского царства к государству Московскому. И здесь, по пути постепенного расширения границ, шла усиленная постройка крепостей и городов. Построены были: Верхотурье, Мангазейский острог, Туринск, Томск. Для заселения новых мест вызывали „молодцов молодых, добрых, которые бы стрелять умели давали льготы разные и пособия. Приглашались туда же служилые, пашенные люди, торговцы, ямские охотники, плотники для постройки судов, так как имелось в виду развить и усилить водные пути. Заботились и о дорогах сухопутных, и проложили дорогу между Соликамском и Верхотурьем. Старались примирить выгоды туземцев и русских переселенцев. На новых местах строили храмы и снабжали их утварью и книгами. Эти и подобные им полезные мероприятия значительно подвинули вперёд как расширение границ государства на юге и востоке, так и упрочение на новых местах русского владычества и русской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Новосибирск. Церковь Василия Мангазейского. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Василия Мангазейского Год постройки:Между 2022 и 2023. Архитектор:П.А. Чернобровцев Ссылки:     Адрес: Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Жуковского, около д. 98 (Дом ветеранов) Координаты: 55.063318, 82.891627 Проезд:наземным транспортом: автобус 98, троллейбус маршрутное такси 28 до остановки «Ж/м Ботанический», далее пешком 300 м. Ближайшая станция метро «Заельцовская», далее пешком 15 мин. в сторону Ботанического ж/м. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В Новосибирске на первой линии улицы Жуковского, рядом с зоопарком и дендропарком, ведётся строительство храма в честь сибирского мученика Василия Мангазейского. Мэрия выдала региональной епархии РПЦ разрешение на его возведение, под православный храм выделен участок площадью 2655 кв. м, в Заельцовском районе Новосибирска на улице Жуковского, 98. Храм Василия Мангазейского деревянный, однопрестольный с шатровой колокольней строится по проекту, разработанному московским бюро «Генинж-Консалт», главный архитектор проекта П.А. Чернобровцев. Согласно проектной документации, церковное здание будет иметь два этажа - наземный и подземный, общая площадь его составит 272 кв.м, высота - 22 м. Храм рассчитан на одновременное пребывание до 50 человек. Рядом с основным храмом уже построили церковную лавку, в которой на время строительства обустроена молельная комната. Планируется строительство котельной с подсобными помещениями, обустройство зоны отдыха на прилегающей территории. Православный приход храма святого мученика Василия Мангазейского зарегистрирован 22 января 2020 г. 31 июля 2023 г. были установлены кровельные шатры и купола с надкупольными крестами в навершие строящегося храма во имя святого Василия Мангазейского. Накануне, по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима, настоятель храма иерей Димитрий Полинкевич совершил чин освящения куполов и надкупольных крестов. По окончании чина освящения отец Димитрий сказал прихожанам слово о святости Креста Господня, о значении воздвижения креста над куполом храма и о призвании к служению Богу каждого христианина. Настоятель также поблагодарил всех жертвователей и благоустроителей храма. Новосибирская митрополия, http://nskmi.ru/metropole/news/9314/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59801

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Василий Мангазейский Мч. Василий Мангазейский И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия. С той поры день перенесения мощей ( 10 мая ) стал в Туруханском монастыре праздничным. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский) , распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и обнаружился гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Но в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину ее туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были заново сокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. Народ возроптал. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде». Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей (Лещинский) , тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

http://drevo-info.ru/articles/12556.html

Арх.: РГАДА. Сибир. приказ. Стб. 348. Л. 542-572. Ист.: Сборник Едомского/Сообщ. Н. Барсуков. СПб., 1989. (ПДПИ; Т. 79); Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; Житие Василия Мангазейского и повествование о начале Туруханского Троицкого мон-ря/Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910; Описание о Российских святых. С. 174; Житие св. прав. Василия Мангазейского/Публ. прот. Б. Пивоварова//ЖМП. 1977. 11. С. 59-74; Ромодановская Е. К. Легенда о Василии Мангазейском//Новые мат-лы по истории Сибири досоветского периода. Новосиб., 1986. С. 190-210; Житие Василия Мангазейского//Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в./Изд. подгот. Е. К. Ромодановская и О. Д. Журавель. Новосиб., 2001. С. 345-352; Отписка царю Алексею Михайловичу о посылке списка чудес Василия Мангазейского//Там же. С. 303-304; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 138-144; Май. Ч. 1. С. 404; Май. Ч. 3. С. 37; Июнь. Ч. 1. С. 333, 336. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 123-127; Пестов И. Записки об Енисейской губ. Вост. Сибири, 1831 г. М., 1833. С. 209-210, 211-222; Абрамов Н. Блж. мч. Василий Мангазейский//Странник. 1866. Т. 4. Дек.; Барсуков. Источники агиографии. СПб., 1882. Стб. 88-89; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 83; Оглоблин Н. Н. Мангазейский чудотворец Василий: (К рус. агиографии)//ЧОИДР. 1890. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-8; Буцинский П. Н. Мангазея и Мангазейский уезд (1601-1645). Х., 1893; Голубинский. Канонизация святых. С. 319, 460, 582; Никодим [Казанцев], еп. Мое путешествие из Красноярска в Туруханск и обратно//Енисейские ЕВ. 1908. 2; Богоявленский С. , свящ. Нечто о Василии Мангазейском//Енисейские ЕВ. 1908. 7; Бахрушин С. В. Легенда о Василии Мангазейском// он же. Науч. труды. М., 1955. Т. 3. Ч. 1. С. 331-354; Ромодановская Е. К. Житие Василия Мангазейского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 335-336; Кротов М. Г. Актовые источники Повести о Василии Мангазейском//Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосиб., 1988. С. 127-140; Афанасий (Сахаров), иером. О внесении в церковные месяцесловы всех рус. памятей//БТ. 1998. Сб. 34. С. 357-358; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 71. 87; Жития Сибирских святых: Сибир. патерик. Новосиб., 1999. С. 7-12.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Жители Мангазеи не знали имени нового святого, в течение мн. лет его называли «новоявленный чудотворец, что в Мангазейском городе выходит гробница». Мангазейский воевода С. Корсаков послал Сибирскому и Тобольскому архиеп. Симеону списки чудес нового чудотворца. Не позднее дек. 1653 г. архиепископ отправил царю Алексею Михайловичу челобитную и описание чудес с вопросом: «Для свидетельства тех Мангазейских новых чудотворцев в Мангазею ехать мне ль?» (Лит. памятники Тобольского архиерейского дома. С. 304). В Москве эти списки сдали в архив Сибирского приказа, оставив без ответа. Однако в Мангазее ширилось почитание святого. 11 февр. 1653 г. мангазейский охотник Г. Коротаев (по нек-рым спискам, Сиротаев) после нек-рых колебаний рассказал жителям Мангазеи, что во сне ему было открыто имя святого. Согласно др. редакции жития, святой явился дворовому человеку боярина С. Л. Стрешнева Ивану и назвал свое имя - Василий Фёдоров. В часовне совершались молебны святому. В апр. 1653 г. некий Г. Давыдов, находясь на зимовье в тайге, ослеп. Скорбя о случившемся, он «обещался на гробнице во граде новопроявленному чюдотворцу молебен отпети». Дав обещание, он прозрел. Вернувшись в Мангазею, 9 мая он служил молебен над гробом святого. Священник мангазейской Троицкой ц. Димитрий вторично отправил архиеп. Симеону донесение о чудесах В. М., и в авг. 1659 г. состоялось освидетельствование мощей святого. Оно показало, что святой был отроком «дву аршин без чети, чаять лет пятнадцати или меньши», к-рый умер от пыток - его «положили... мучена с наруганием, всего скорчена, и глава... преклонена в углу от полуденныя страны к левому плещу». С этого времени «священницы прихождаху, и совершаху молебныя пения... молящеся новоявленному чудотворцу» (Иркутские ЕВ. 1864. 8. С. 136; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома. С. 347). Наличие службы святому позволяет предположить, что она была составлена раньше и что местная канонизация В. М. совершилась в 1653 г. 22 марта 1670 г. в Мангазею приехал настоятель Туруханского мон-ря иером. Тихон. 24 марта, когда он молился в часовне, ему явился В. М., повелел переложить свои мощи в новый гроб и с крестным ходом перенести их в Туруханский мон-рь, а ветхий гроб оставить в часовне. 2 апр. иером. Тихон вместе со своим духовным сыном Н. Смирновым, совершив водосвятный молебен, освидетельствовал мощи святого, после чего их крестным ходом перенесли из часовни в соборную церковь. 1 мая мощи В. М. перевезли в Туруханский мон-рь и поставили в Троицкой ц., справа от царских врат. Перенос мощей совпал по времени с полным запустением Мангазеи, в 1672 г. город покинули последние жители, что стало следствием закрытия в 1619 г. морского пути в Мангазею.

http://pravenc.ru/text/150815.html

В 1921 г. Туруханский мон-рь был закрыт, незадолго до этого В. М. явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел сокрыть свои мощи в тайге. (Это предание было записано автором данной статьи в 1977 в Туруханске от горожанки, помнившей время, когда мощи В. М. почивали в Туруханском мон-ре; от мощей мученика некогда получил исцеление ее сын-младенец; саму же женщину в свое время оперировал живший в Туруханске в ссылке свт. Лука (Войно-Ясенецкий) ). В 1997 г. возобновилась иноческая жизнь в туруханском Свято-Троицком мон-ре (ранее, в 1990, начали совершаться богослужения в Троицком храме, действовавшем как приходской). По благословению Красноярского и Енисейского архиеп. Антония (Черемисова) в 1997 г. было проведено освидетельствование места в Троицкой ц., где прежде хранились мощи В. М., и были найдены фрагменты св. останков. Для обретенной святыни сделали раку, к-рая в наст. время находится в монастырском храме. Св. прав. Василий Мангазейский (крайний справа). Икона «Собор Сибирских святых» Ок. 1918 г. (ц. во имя Всех святых, на земле Российской просиявших. Новосибирск) Св. прав. Василий Мангазейский (крайний справа). Икона «Собор Сибирских святых» Ок. 1918 г. (ц. во имя Всех святых, на земле Российской просиявших. Новосибирск) Имя В. М. входит в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) , и в Собор Сибирских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по инициативе Омского и Тюменского еп. Максима (Крохи) . Иконография В XIX в. в Сибири были распространены иконы В. М., где он представлен юношей лет 19, в белой рубашке, на полях изображены сцены его мученической кончины (Пестов. С. 221-222). В Филимоновском иконописном подлиннике (XVIII в.) святой назван Сибирским чудотворцем, его память и описание облика даны под 16 марта: «Подобием млад, в рубашке; нецыи пишут в двух ризах, верхняя киноварная, исподняя голубая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 48). Также под 16 марта отмечен юный возраст В. М., его написания в мученических ризах или в рубашке в др. иконописных подлинниках (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 135 об., 30-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 126, 20-е гг. XIX в.). Иногда представлен молящимся на горе, над Туруханским мон-рем. Известны изображения святого в киевском Князь-Владимирском соборе, в храмах Вел. Новгорода, Москвы, Красноярска. В московском храме Воскресения Словущего хранится Абалакская икона Божией Матери с предстоящими прав. Симеоном Верхотурским, свт. Николаем Мирликийским, прп. Марией Египетской и В. М. Праведный отрок изображен также на иконе Собора Сибирских святых, написанной к первому празднованию Собора в 1984 г.

http://pravenc.ru/text/150815.html

При следующем митрополите Сибирском и Тобольском Антонии (Стаховском; 1721–1740) мощи святого Василия были сокрыты под спудом, в земле, в пределах монастырской ограды, над этим местом устроили часовню. В 1788 году гроб святого вновь показался из земли наружу. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес его во вновь построенный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и устроил особое надгробие. Все это время местное почитание святого Василия практически не прекращалось: верующий народ по-прежнему прибегал к его молитвенному предстательству и по вере своей получал облегчение в болезнях и исцеления. Почитание святого Василия Мангазейского немало способствовало обращению из язычества в Православие различных местных народностей Севера: тунгусы, эвенки и юраки молились святому как покровителю охотников-промысловиков. В конце 1802 — начале 1803 гг. Туруханский край охватила эпидемия. Жители Туруханска усмотрели причину бедствия в том, что иконы святого Василия вынесены из Троицкого монастыря, мощи его находятся под спудом, а службы в его честь прекращены. Архиепископ Тобольский Амвросий (1806–1822) предписал игумену Туруханского Троицкого монастыря внести в соборный храм образ святого Василия и не чинить препятствий к его почитанию. В 1907 году по благословению Святейшего Синода было отпечатано цветное литографическое изображение святого Василия Мангазейского. На иконах святого Василия изображают «лицом млада, мала возрастом, образом священнолепна, очи имуща светли, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы». На некоторых иконах изображается Троицкий Туруханский монастырь, а над ним на горе молящийся святой Василий, в одной рубашке и без обуви. Иногда на иконах изображались и страдания его при купце и воеводе. Известны изображения святого Василия Мангазейского во Владимирском соборе города Киева, в Новгороде, в Москве. Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что некогда святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010