12 (25) апреля Икона Богоматери, именуемая Муромскою, принесена в Муром св. князем Константином Муромским, пришедшим туда из Киева в начале XII века 551 . Константин долго старался любовию и убеждением склонить народ к христианству; успеха не было. Друзья старины составили заговор и поклялись убить или выгнать князя. Константин, узнав о том, вышел к злоумышленникам с иконою Богоматери, и они смутились, переменили свое намерение и сами просили Крещения 552 . В конце XIII века в Муроме был епископом святой Василий. Народ, ложно подозревая его в жизни порочной, хотел его умертвить. Василий просил отсрочить смерть до утра, до третьего часа дня. Всю ночь молился он во храме св. страстотерпцев Бориса и Глеба; совершив литургию, он пошел в храм Благовещения и там пред образом Пресвятой Девы Марии, принесенным некогда из Киева благоверным князем Константином, отслужил молебен. Возложив надежду спасения на Небесную Заступницу, Василий взял св. икону и с ней пошел из церкви до Оки. Сняв с себя мантию, он распростер ее по воде, стал на нее с образом Богоматери и сильным ветром понесен был против течения. В девятый час дня он доплыл уже до места, называемого Старая Рязань, где обитали князья Феодор и Константин. Князь и народ и весь освященный клир вышли со крестами навстречу чудному пловцу. С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме, учредилась в Рязани новая, где осталась и чудотворная икона Муромская, принесенная святителем, и называется «Молением св. Василия». Три года спустя после пришествия своего в Старую Рязань святитель Василий избрал для жительства своего более защищенное место от монголов – нынешнюю новую Рязань, где стоял тогда Переяславль-Рязанский, и там утвердил в 1291 году свою кафедру; туда перенес и икону Муромскую. Празднество сей иконе установлено в 12-й день апреля указом Синода 1819 года по прошению жителей Мурома 553 . День Виленской иконы Богоматери 14 (27) апреля По сказанию местных преданий, Виленская икона написана ев. Лукою, привезена в Вильну, как знамение родительского благословения, Еленой, дочерью собирателя России Uoahha III Васильевича, при вступлении ее в супружество с Александром, князем Литовским, в 1495 году 554 . По смерти Елены образ поставлен был в Пречистенском храме, где она погребена. В 1569 году Иоанн IV Васильевич предлагал за образ королю Сигизмунду-Августу 50 знатнейшнх литовских пленных, но мена не состоялась. После образ перенесен в виленский Троицкий собор, где он и теперь находится 555 . День Ильинской-Черниговской иконы Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В древних летописях 22 повествуется, что благоверный князь особенно заботился о церквах Божиих в Ярославле. Чувство глубокого благоговения к дому Божию, любви и ревности к благолепию храма Божия побуждали благочестивого князя воздвигать и благоукрашать величественные храмы. Феодор Ростиславич построил в Ярославле несколько церквей, наделил их священными и богослужебными книгами и дорогой утварью, святые иконы украсил драгоценными камнями и жемчугом. Среди забот и попечений о делах княжества своего чтение Священного Писания , благоговейное размышление о Боге и Спасителе были любимым занятием князя Феодора. Он любил весьма часто присутствовать при богослужениях, и щедрые руки его всегда были простерты к бедным и требующим помощи. Особенно любил он с благоверными супругой и детьми своими посещать ярославский Преображенский монастырь. Об этой любви князя Феодора к монастырю Спасителя свидетельствует и благочестивый внук его Василий Давидович: в грамоте своей он, согласно с грамотой своего деда, определяет инокам Спасского монастыря жалованье по два рубля и дает многие преимущества 23 . Благоверный князь Феодор много заботился и о благосостоянии города Ярославля, который он распространил и обвел земляным валом. Отягчаемый неусыпной заботливостью по управлению своим княжеством и между тем никогда не оставляя мысли о спасении своей души, князь Феодор мало-помалу приблизился к маститой старости и стал чувствовать близость смерти. В сентябре 1299 года он лежал уже больным. Тогда последним его желанием было принять иноческий образ и в нем отойти к Богу. Чувствуя истощение сил и близость кончины, Феодор призвал жену и детей, старшего из которых Давида благословил родовой иконой Богоматери (называемой Тихвинской, впрочем лишь по сходству изображения ликов Богоматери и Младенца), затем завещал им всегда иметь в сердце страх Божий, законы Господни сохранять, жить в мире и любви, творить милость и правду и быть защитниками и помощниками сирых и убогих. В пятницу, 18 дня сентября, рано утром ударили в колокола на дворе храма [Пре]святой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Отсюда видно, что житие написано между 1471 годом, когда умер князь Александр, и 1473 годом, когда умер митрополит Филипп (Ключевский, «Жития святых как исторический источник», стр. 71). 8 В том же 1277 году умер князь Василий Ярославич в городе Костроме; в числе других князей для торжественных похорон сюда прибыл и князь ярославский Феодор («История…» Карамзина, том 4, примечание 152). 13 В то же время дочь императора Евфросиния уже была в супружестве за Ногаем, ханом Ногайской Орды, см. Pachymer histor. lib. 3 o. 26 p. 149 . 14 Полное собрание [русских] летописей, VII, 174 – упоминается о посольстве Феогноста в 1279 году, ср.: Летописец русский, часть 2, стр. 50. 18 О походе Димитрия на тверского князя Михаила Ярославича в 1288 году см. «Историю…» Соловьева, том 3, стр. 244. 25 По рукописному подлиннику святой Феодор «по летам старый, по виду седой, с седой нераздвоенной бородой, телом высокий и красивый, со взором умным; на главе схима». Сахаров об иконопис[ании,] стр. 45. Санкт-Петербург, 1849 год. 26 Есть некоторые основания думать, что княгиня последовала примеру своего супруга, также приняла иноческий чин. В 1692 году производилось дело о мощах княгинь Анастасии, Ксении и князя Михаила, обретенных по случаю построения нового Петропавловского храма – бывшего монастырского. Одни называли тогда Анастасию супругой святого князя Феодора, другие же говорили, что у князя Феодора не было супруги Анастасии. Но всего вероятнее, что имя Анастасии было иноческим именем княгини Анны (см. «Русские святые» [архиепископа] Филарета, том 3, стр. 85). 27 В 1314 году 8 дня августа при князе Давиде епископу Прохору, в схиме Трифону, епископу Ростовскому, чудесно явился образ Божией Матери с Предвечным на Ее руках Младенцем, названный по месту явления Толгским. 30 Гроб или, точнее, колода, в которой положено честное тело князя Феодора, с 1299 года и по сие время сохраняется невредимым в церкви Преображения в дубовом футляре. Колода имеет 3 аршина 8 1/8 вершка длины, 13 1/8 вершка ширины в комле; ширина в вершине 11 вершков; внутри гроба длина 3 аршина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Что касается Руси северо-восточной, московской, то, не имея возможности тут действовать насилием, как это было при введении унии на юге, представители католического Рима многократно пытались действовать здесь лестью и хитростью, улавливая наиболее к тому удобные исторические моменты. Но, благодаря твердости православных убеждений и мудрой проницательности русских государей, русских архипастырей, а также благодаря непоколебимой стойкости в своем Православии и всего народа русского, никогда не удавались поборникам католичества их мирные происки здесь, на северо-востоке России, как не удались им и открытые насилия там, на юго-западе России. Православная Русь свято исполнила свое историческое призвание и предназначение: она неуклонно и свято всегда хранила свое единое для всего мира истинное и единственно в мире спасающее Православие. Она сохранила его например тогда, когда святой благоверный князь Александр Невский отвечал к вкрадчиво предлагавшим ему свои услуги и свое католичество папистам: «мы знаем истинное учение церкви, а вашего не приемлем и знать, не хотим». Она спасла свое Православие, когда великий князь Василий Ианнович решительно отверг флорентийскую унию, вместе со столь хитро увлеченным в сети иезуитские даже самим митрополитом московским Исидором. Россия спасла свое Православие, когда великий князь Иоанн Васильевич, после некоторых дипломатических одолжений ему со стороны папы, отвечал на льстивые речи тотчас же при этом удобном случае подосланного к нему искуснейшего иезуита Поссевина, что он отнюдь не намерен изменять Православной вере, в которой родился, – когда на заманчивые обещания этого иезуита за перемену Православия на католичество возвратить Иоанну все захваченные поляками русские земли, сделать его царем даже Царь-града и т. д., царь отвечал, что он верует не в католичество и не в греков, а только во Христа и что других царств, кроме своего, никаких он не хочет, – когда на тонкие намеки иезуита о главенстве папы, Иоанн с обычной ему резкостью повел «раздорные» и далеко не безобидные слова о папе, а в конце концов потащил было за собою своего непрошенного просветителя в Успенский собор, посмотреть на митрополичье богослужение – не соблазнится ли сам этот проповедник католичества Православием?!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Составители приносят благодарность за помощь в подготовке указателя A.A. Наумову, М.П. Савельевой, П.И. Сорокину, С. А. Голубцову , Т.В. Смирновой и Л.А. Головковой. Указатель подготовлен составителями и Ε.Η. Хрущевой. А Аарон (Казанский Александр, 1818?1890) – архимандрит, регент Троице-Сергиевой Лавры (XIX в.) Абендрот Герман (18831956) – немецкий дирижер Августин ( Беляев Александр Александрович, 18861937) – священномученик, архиепископ Калужский и Боровский Августин Аврелий Блаженный (354430) – богослов, Отец Церкви христианского Запада Авраамий (ум. после 1927) – иеромонах Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (конец XIXhaчaлo XX в.), впоследствии иеромонах Иркутской епархии Агния – насельница Петропавловского монастыря в Юрьеве-Польском (1920-е) Азеев Евстафий Степанович (18311918) – композитор, хоровой дирижер Акимов Василий Иванович – собиратель книг (Юрьев-Польской, 1930-е) Аксаков Иван Сергеевич (18231886) – писатель, идеолог славянофильства Александр ( Ельчанинов Александр Викторович, 18811934) – священник и педагог Александр (Константиновский Александр Петрович, ум. 1923) – протоиерей Рождественской церкви в Сергиевом Посаде (начало ХХ в.) Александр (Кохомский Александр Михайлович , р. 1893)– священник ивановского Введенского храма (1920-е) Александр (Кумачев Александр Ильич, 1885середина XX в.) – звонарь Троице-Сергиевой Лавры Александр Васильевич (ум. 1332) – князь Суздальский Александр (Мезенц Александр) – старец, знаток церковного пения (середина XVII в.) Александр Невский (12201263) – святой благоверный князь Александров Анатолий Александрович (18611930) – профессор, журналист, поэт, коллекционер Александров Ф. (см. Феофан (Александров)) Александров Александр Васильевич (18831946) – композитор, хоровой дирижер, автор гимна СССР Александрова-Дольник, Татьяна Николаевна (1892после 1934) –реставратор древнерусского шитья Алексеев Петр Иванович (18921960) домрист и дирижер, руководитель оркестра народных инструментов Алексей (см. Трубачев А.З.)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Сын Ивана III – великий князь Василий III – не столь почитал благоверных князей Петра и Февронию. Но, уважая память своего отца, до конца дней своих сохранявшего благодарную память о Муроме, пожаловал муромскому соборному храму, где тогда находилась гробница святых Петра и Февронии, участок пахотной земли в честь этих святых. Большим почитателем муромской княжеской четы был митрополит Московский, святитель Макарий. Готовя общероссийское прославление этих святых, он тщательно изучал местное предание и службу, составленную святым Петру и Февронии, муромскими уроженцами Пахомием и монахом Михаилом. Как известно, именно святитель Макарий поручил священнику Ермолаю – будущему иеромонаху Еразму – составить официальное житие святых благоверных князей Петра и Февронии. К сожалению, из этого благословения святителя Макария ничего не вышло – о. Ермолай, изучив все местные предания и легенды, написал «Повесть о Петре и Февронии» – произведение лирическое и романтическое. Впоследствии оно пользовалось огромной популярностью, но было совершенно непригодно для «Четьих-Миней» – официального житийного сборника, который предполагалось читать в Церкви. Неудача с официальным составлением жития не охладила любви святителя Макария к муромским чудотворцам Петру и Февронии. Именно по его совету и благословению паломничество к гробнице святой четы накануне решительного штурма Казани совершил царь Иван Васильевич Грозный. Молясь у мощей святых Петра и Февронии, царь дал обет в случае победы выстроить над их гробницей новый храм. Свое обещание царь Иван Грозный исполнил – после победы он сделал большое пожертвование для строительства каменного храма над гробницей святых Петра и Февронии. Более того, жертвуя на строительство православных храмов в Казани, царь распорядился, чтобы в одном из построенных храмов был придел во имя святых муромских чудотворцев. Сын Ивана Грозного – царь Федор Иоаннович – и его супруга Ирина также весьма почитали святых Петра и Февронию. Считая муромских чудотворцев идеалом семейной жизни, они стремились подражать этому идеалу. В 1593 году царица Ирина прислала в Муром, на гробницу святых, покров, шитый в мастерской царицы. Этот покров считается настоящим произведением искусства, исполненным с необыкновенной теплотой и любовью. Царица молила Петра и Февронию о даровании детей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В 1330 году, через 27 лет после кончины князя Даниила, его младший сын – князь Иоанн Калита (1325–1340), унаследовавший Москву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским. (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место, расположившись в Крутицах, а монастырь получил наименование Ново-Спасского.) Между тем древние постройки самого Данилова монастыря постепенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель. «Степенная книга» повествует о трех напоминаниях благоверного князя о себе. Во время правления Uoahha III святой Даниил явился одному придворному юноше, проезжавшему мимо монастыря, и сказал ему: «Рцы великому князю Иоанну – се убо сам всячески себя утешаеши, меня же почто забвению предал еси?» Иоанн Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о своих почивших родственниках. При Василии Иоанновиче (сыне Uoahha III ) проходил мимо монастырского кладбища боярин Василий Шуйский. Некий человек, видя, что Шуйский намеревался сесть на своего коня с могильного камня, предупредил, что под этим камнем лежит великий князь Даниил. Шуйский же, видя худость и запустение этого места, ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним вздыбился и Шуйский упал на землю, чуть живой. Раскаявшись в своей дерзости, он повелел отслужить панихиду о благоверном князе Данииле. При Иоанне Грозном умирающий сын одного купца получил исцеление у могилы святого князя Даниила. Царь, удивленный чудесами, возобновил древний Данилов монастырь, собрал иноков и построил в 1550–1560 годах каменную церковь во имя святых отец Седми Вселенских Соборов взамен ветхой деревянной. 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, по откровению явившегося ему святого князя Даниила, прибыл вместе с Патриархом Никоном и священным Собором в Данилов монастырь. Обретенные мощи благоверного князя оказались нетленными. Впоследствии они были положены в серебряную раку, от которой происходило немало исцелений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Замечателен и другой литературный труд Макария в бытность его архиепископом в Новгороде – это продолжение составления так называемой Степенной книги, в которой изложены царственные деяния, церковные события и помещены жития святых в новых редакциях, например святой Благоверной княгини Ольги, святого князя Владимира, повесть о святых мучениках Борисе и Глебе, о святом князе Александре Невском, о Всеволоде Псковском и др. Над продолжением и дополнением Степенной книги Макарий в сане митрополита так же усердно трудился, как и над продолжением составления житий для своих Чети-Миней. Доказательством сему служит то, что в сохранившемся списке Степенной книги, писанном в его время и продолженном до самой его кончины, есть статьи, писанные им самим, например описание первых 26 лет правления царя Иоанна Васильевича, и есть статьи, составленные по его благословению и тогда же, а не после, занесенные в Степенную книгу. Вообще владыка Макарий оставил по себе бессмертную память своими литературными трудами, которых большая часть принадлежит именно времени святительства его в Новгороде. С особенною энергиею занимаясь делами церковного управления, архиепископ Макарий своим умом, деятельностью и мудрою распорядительностию на пользу своей паствы, церкви и государства, умел заслужить расположение и державных. В декабре 1527 г. великий князь Василий Иванович, прибыв в Тихвин помолиться Пречистой Богородице о своем здравии и спасении и «чтобы Господь Бог даровал ему плод чрева», вызвал туда для совокупной молитвы и архиепископа Макария, который пел молебны «соборне с игумены и священники и божественную литургию совершал о государском здравии и всего православного христианства» и затем с честью был отпущен в свою архиепископию. Неоднократно и после того великим князем давались архиепископу Макарию важные государственные поручения, и оказывалось ему со стороны великого князя внимание. Так, в 1530 г. великий князь, назначив в Новгородский Юрьев монастырь настоятелем своего архидиакона инока Силуана и в 1532 г. в Хутынский – «старца из Осифовы пустыни, инока Феодосия, клирика чином», для возведения первого в сан архимандрита, а второго в сан игумена отправил в Новгород к архиепископу Макарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И никогда не тот, кто, привычно прячась за спинами своих подчинённых, списывает на них все неудачи общего дела. Не забывая при случае отметить собственные «выдающиеся достоинства». Для автора этих строк удивительными русскими начальниками на все времена были и остаются, прежде всего, святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской. Вспомним, князь Димитрий, герой великой Куликовской битвы, находился в авангарде своего войска и получил множество тяжёлых ранений. А потому и по прошествии восьми с небольшим лет отошёл к Богу на тридцать восьмом году жизни по причине тяжёлых ранений, полученных им в кровавой сече при Непрядве. Подлинные русские начальники, которых мы называем военачальниками, — это Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, адмиралы Нахимов и Фёдор Ушаков, прославленный ныне Церковью, Барклай-де-Толли и князь Багратион и многие, многие другие, знакомые нам по истории или не являющиеся таковыми (что случается чаще), но хорошо известные Господу. А ещё при упоминании слова начальник всё чаще вспоминается один эпизод Святого Евангелия: «Когда вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» ( Мф. 8:5-6 ). Как много проблем, непростых и порой казалось бы неразрешимых у каждого из нас. Наверняка были они и у этого римского воинского начальника. Но он предпочёл отчего-то попросить не за себя лично, а за своего слугу, человека, подчинённого ему. Поступил же так наверняка потому, что был настоящим начальником… Автор этих строк глубоко чтит одного русского начальника, служившего некогда генерал-губернатором Москвы, великого князя Сергея Александровича, много сделавшего за свою небольшую жизнь для нашей столицы и так безвременно погибшего от бомбы, брошенной в него террористом Каляевым, настолько мощной, что сердце его было найдено на кровле одного из соседних домов. Этого удивительного приснопоминаемого благороднейшего супруга великой княгини, пришедшей в тюремную камеру к убийце мужа и простившей (!) его, прославленной ныне русской святой, преподобномученицы Елисаветы, заживо погребённой большевиками в шахте под Алапаевском.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Но не это смущает в рассказе о княжеском изгнании. Петр принимает решение не сам - он отсылает распоясавшихся вельмож к своей супруге: дескать, спросите у нее, что она об этом думает. Могло ли такое быть в XIII веке, да еще в семье князя? Нет, конечно. Для русского средневековья такая ситуация совершенно невероятна. Думаю, именно по этой причине, а не из-за его фольклорности этот эпизод не включили в житие и святитель Димитрий Ростовский , и святитель Филарет (Гумилевский). Можно предположить, что такой не очень правдоподобный вариант рассказа об изгнании благоверных князей попал в «Повесть...» потому, что писалась она по устным народным преданиям о святой чете: главным автором ее был простой русский народ. Поэтому и крестьянка Феврония предстает как самый главный ее персонаж. И князь, преклоняясь перед ее мудростью, советуется с ней во всем. Филаретовский вариант беседы князя с боярами мне нравится куда больше, чем тот же диалог в «Повести...». Петр твердо помнит слова Евангелия о нерасторжимости брака и, верный христианскому супружескому долгу, предпочитает отказаться от княжества. А ведь древнерусские князья нередко забывали о своем семейном долге. Иван Васильевич Грозный, при котором и были канонизированы благоверные Петр и Феврония, двух своих жен заточил в монастырь. Его отец, Василий III, постриг в монахини свою законную супругу Соломонию Сабурову за ее бесплодие и женился на Елене Глинской. Не нужно также забывать, что в XIII веке родные братья убивали друг друга, чтобы присоединить к своим землям еще один надел. Так что отказаться от княжения ради сохранения семьи и любви к жене - это величайший подвиг для правителя того времени. А еще говорят, что в житии Петра и Февронии нигде не говорится об их любви. Вот она, настоящая любовь! И за этот подвиг любви Господь возвращает Петру княжество. Святитель Филарет, как бы в подтверждение истории изгнания Петра, приводит еще один пример его смирения. Он, опираясь на летописи, рассказывает, что благоверный муромский князь помогает восстановить справедливость великому князю Всеволоду и участвует с ним в борьбе против пронских и рязанских князей. В награду за это Петр получил от Всеволода богатое Пронское княжество. Когда же бывшие пронские князья пошли на него войной, кроткий Петр «послал сказать им: " Братья! Я не сам собою занял Пронск: меня посадил тут Всеволод. Пронск ваш " . И спокойно возвратился в Муром. Какое высокое бескорыстие! Какое глубокое уважение к долгу любви и чести!» - восклицает святитель Филарет. Такое бескорыстие было, действительно, большой редкостью во времена княжеских междоусобиц. А ведь Петр вовсе не был каким-то пацифистом. Согласно летописям, он был храбрым воином, принимал участие в нескольких военных операциях. А в 1220 году его войска были в славном походе против волжских булгар.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/18/a_by...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010