Останки князя Изяслава положили в мраморную гробницу и с честью похоронили в одном из храмов Киева. После смерти Изяслава великокняжеский стол занял Всеволод Ярославич. Добрый князь поспешил наградить племянника за его верную службу: он дал Ярополку в том же 1078 году Владимиро-Волынское княжество, присоединив к нему и Туров. Более пяти лет благоверный князь мирно правил своим княжеством. Мир нарушили принятые и облагодетельствованные Ярополком князья – изгои Ростиславичи. Сыновья его, двоюродные братья Ростислава Владимировича – Володарь, Рюрик и Василько, не имевшие никакой волости, не знали даже, где приклонить голову, и нашли приют у доброго князя Ярополка во Владимире Волынском. Но Володарь вскоре убежал от него искать счастья в чужой земле, а Рюрик и Василько отплатили своему доброму дяде черной неблагодарностью. В 1084 году благоверный князь Ярополк отправился на Пасху в Киев, чтобы провести светлый праздник у дяди своего, великого князя. Отсутствием Ярополка и воспользовались Ростиславичи. Они убежали из Владимира, собрали дружины и, когда Ярополк вернулся, выгнали его. Права изгнанного князя восстановил великий князь Всеволод. Он послал Мономаха, который прогнал Ростиславичей и посадил Ярополка на Владимиро-Волынский стол. Но борьба с Ростиславичами еще не кончилась. По крайней мере, Владимир Мономах не раз ходил с войском на Волынь и заключил тесный дружественный союз с Ярополком. К сожалению, дружба эта была вскоре нарушена опять благодаря князьям изгоям. Побуждаемый постоянными требованиями безземельных и беспокойных князей, особенно Давида Игоревича, который грабил купеческие караваны, идущие в Киев из Константинополя, и тем пресекал торговлю Руси с Византией, и двух Ростиславичей, великий князь, желая усмирить их, роздал им города в западной части Волынского княжества: Давиду – Дорогобуж, а Ростиславичам – Перемышль и Теребовль. Но так как города эти с давних пор входили в состав Владимиро-Волынского княжества и составляли с ним одно целое, то Ярополк Изяславич был обижен захватом своих земель. Под влиянием этой обиды, да к тому же побуждаемый злыми советниками, Ярополк стал готовиться в поход на великого князя. Но Всеволод предупредил его. Он послал против Ярополка свои войска под начальством Владимира Мономаха , и волынский князь бежал в Польшу, оставив свою мать, жену Ирину и дружину в Луцке. Мономах захватил их в плен и отвел в Киев, взял его имение, а стол Владимиро-Волынский отдал Давиду Игоревичу. Это случилось в 1085 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Василько князь Ростовский, попал в плен. Князь этот был красив лицом, имел светлый и грозный взор, был чрезвычайно храбр, но с добрым сердцем и боголюбив, отец сирых и нищих, приятен и ласков в обращении с подчиненными до того, что слуги его не могли уже переходить на службу к другому князю. Татары, удивляясь его красоте и дородству, его мужеству и неустрашимости, хотели привлечь его на свою сторону, предлагали ему и почести и удовольствия жизни, если он переменит веру и будет с ними заодно. Боголюбивый князь, с великой твердостью, отверг гнусное предложение, проклиная своих злодеев и предрекая им гнев Божий и конечную погибель. Проклятые Татары заскрежетали на него зубами; томили его разными муками и голодом, и с великой свирепостью умертвили его 4-го Марта в четверток четвертой недели Великого поста. С исповеданием имени Христа Спасителя, и молитвою, св. мученик предал дух свой Богу. Подобно сему, пострадал и Роман Олегович, князь Рязанский. Когда он был в Орде, злоумышленники оклеветали его перед ханом Менгу-Темиром, будто он хулит царя и ругается над суеверием Татарским. Хан предал оклеветанного в волю клеветников, чтобы они истязали его самыми жестокими муками. Татары принуждали его отречься от веры во Христа, и принять веру Татарскую. Роман начал исповедовать и славить Христа, и на самом деле, поносить идолослужение и суеверие безбожников, называя его гнусным и богомерзким; Татары воспламенились яростью. Они схватили исповедника и начали бить его без милосердия. Чтобы не слышать от него исповедания веры Христовой, вырезали у него язык, рот его заткнули платком, и начали мучить самым свирепейшим образом. Злодеи начали резать по суставам тело мученика: сначала отрезали персты рук, потомъ-ног, и прочие члены тела его раздробляли и бросали в разные стороны;– оставался один труп. Кровопийцы содрали кожу с головы мученика и воткнули ее на копье; потом уже отрубили святую главу его. Так пострадал многотерпеливый мученик Христов, страданиями уподобившись Иакову Персиянину, 19 июня 1270 года. Взгляд на политику князей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь он должен был работать как для настоящего облегчения подданных, так и для будущей возможности восстановить самостоятельность и независимость государства. От его тогдашних соображений и уменья вести дела с татарами почти решительно зависела будущая судьба России» 308 . Не пренебрег он воспользоваться хорошо ему известною жадностью варваров: и он сам, и по его поручению русские князья, особенно сыновья Василька Константиновича, Борис и Глеб, часто путешествовали с богатыми дарами то в Кипчакскую Орду, то в Великую Монголию к верховному хану и его министрам, то к Улавчию 309 . Один из братьев, Глеб Василькович, даже женился в Монголии, вероятно на какой-нибудь монгольской княжне, принявшей христианство, надеясь «сим брачным союзом доставить некоторые выгоды утесненному отечеству» 310 . Главное внимание Александра, кажется, было устремлено на то, чтобы как можно более расположить в свою пользу тех лиц, которым было поручено исполнение ханских указов, но, судя по продолжительности и трудности хлопот, по многочисленности поездок в Орду, можно полагать, что монголы долго не сдавались, настаивая на строгом применении ханских указов. Предварительные переговоры, по словам наших летописей, тянулись в течение двух лет, а по монгольским известиям – четыре года, от 1253–1257 годов, что гораздо вероятнее. Каждый шаг вперед в разрешении поднятых вопросов стоил дорого. Уступки делались постепенно. Не зная содержания самых переговоров, мы можем делать только более или менее вероятные догадки. Рассчитывая на корыстолюбие монголов, Александр мог внушать им, что естественные богатства России велики, трудолюбивое население может воспользоваться ими, чтобы угодить своим повелителям и богатыми данями заслужить их милостивое покровительство. Но для этого не следует доводить народ до отчаяния, не следует нарушать привычного течения его жизни какими бы то ни было нововведениями, оскорблять его веру, необходимо оставить управление в руках князей, которые сжились с народом и которым он привык повиноваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Святой благоверный князь Александр венчался в храме святого Георгия в Торопце. О князе Брячиславе Полоцком известно очень мало. Князь Брячислав Василькович происходил, судя по всему, из витебской линии полоцких князей . Его отцом, вероятно, был Василько Брячиславич , князь Витебский , а матерью — дочь Давыда Ростиславича , князя Смоленского . С. В. Максимов называет его первым христианским князем в земле кривичей, упоминая о строительстве им в 1203 году в Полоцке трёх храмов: Софии, Бориса и Пятницы . Около 1232 года он стал князем в Полоцке. Дочь — Александра Брячиславна, очевидно, в крещении получила имя Параскева (Местночтимая во Владимирской епархии и святая (в иночестве, предположительно, Васса. Погребена в соборе Успения Богородицы Успенского Княгинина монастыря во Владимире ) . Поэтому не случайно на обратной стороне Феодоровской иконы находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), которая всегда на Руси считалась покровительницей невест и свадеб, хранительницей семейного очага. Возможно, что этот образ был написан ко дню свадьбы святого благоверного князя Александра Невского на обратной стороне Феодоровской иконы. Князь Ярослав - Феодор Всеволодович оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого благоверного князя Андрея Боголюбского и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожжённая и разграбленная в 1237 - 1238 гг. армией хана Батыя. Он поднял её из пепла, отстроил и украсил , святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные монголо-татарами города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаный им в честь своего Ангела. (Он носил название Богородице-Феодоровский монастырь). Феодоровский Городецкий монастырь в наши дни. Феодоровский собор - главный храм монастыря. Представляет из себя точную копию собора 1765 года, который стоял здесь до 1927 года и уничтоженного советской властью.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

С особой любовью и вниманием относился к иконе Минской Божией Матери епископ Митрофан (Краснопольский), занимавший местную кафедру с 1912 по 1916 (в 1919 г. принявший мученическую смерть от гонителей Церкви). По его благословению в день чудесного обретения иконы ее стали выносить раз в год из кафедрального собора, ставить на специально устроенный аналой и служить молебны. Весной 1922 г., во время компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «...содрали и саму ризу с иконы Божией Матери». До 1935 г. икона пребывала в Петропавловском соборе. К тому времени храм захватили обновленцы, ратовавшие за отмену важнейших канонических правил жизни Церкви. Ночью лета 1936 г. Петропавловский собор был взорван. Икону Божией Матери власти забрали в краеведческий музей. В запасниках этого музея чудотворная икона пролежала до начала Великой Отечественной войны. В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне Частица святых мощей святого благоверного Петра (в иночестве Давида) Муромского доступна для поклонения в храме святого благоверного князя Александра Невского в Минске. Рака с мощами Св.Петра и Февронии находится в Троицком храме города Мурома. Петр (в иночестве Давид) и Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромские (+ 1228), чудотворцы, святые благоверные. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.

http://elitsy.ru/holy/temple/24953/

Илии против городища, заграждая торговую сторону, где жили главным образом меньшие люди. В испуге мятежники воображали уже, что разгневанный старый князь немедленно ударит на город и предаст их жилища пламени. У св. Николы собралось вече. В сердцах всех царил страх. – Братья, – говорили на вече, – а что если князь скажет: выдайте моих врагов!? Что тогда делать? – Что делать? Умирать, так умирать всем! На людях и смерть красна. Не выдавать никого! – Правда! Всем целовать Пресвятую Богородицу на том, что всем стоять заодно, друг за друга, «либо живот, либо смерть» за свою отчину, за всю правду новгородскую! 328 Общее смятение усилилось еще более, когда сын прежнего посадника Михаил Степанович, посоветовавшись с «лучшими» людьми, собрав полки своих приверженцев, вышел из города и стал у Юрьева монастыря, ожидая своей очереди ударить на мятежников 329 . Между тем как прямодушный ревнитель старины Анания решился разделить с народом грозившую ему участь, сообразительный Михаил своим поступком очевидно хотел угодить сильнейшей стороне и при помощи князя сделаться посадником, свергнув Ананию. Но его поступок вызвал страшную ярость народа. Забыв о своем критическом положении, народ готов был броситься на Михаила и жестоко отмстить за измену общему делу. Только того еще недоставало, чтобы в виду грозного войска Александра новгородцы принялись избивать друг друга... Анания поспешил предупредить Михаила о грозившей ему опасности и бросился к бушевавшей толпе с словами: «Братья! если хотите убить Михаила, убейте прежде меня!» Не подозревал, видно, Анания замыслов Михаила 330 . В то время как обезумевшие от мятежа новгородцы готовы были броситься друг на друга, Александр, спокойно расположив свое войско вокруг городища, своей старой резиденции, вовсе не думал нападать на город и сам сделал первый шаг к примирению. Он отправил к ним в качестве посредника своего племянника Бориса Васильковича. Собрав вече, он предъявил требования великого князя: – Выдайте посадника Ананию! Если же не выдадите, я вам не князь: иду на город войной! 331 Требование князя было знаменательно: Анания был самый видный представитель стремлений, клонившихся к независимости Новгорода, его старой обособленности от остальной Руси в политическом отношении, ревнитель вечевых порядков. В лице Анании Александр явно для всех осуждал бесповоротно эти стремления. Граждане должны были понять, что мир может быть дарован им только под условием полной покорности Новгорода. После долгих рассуждений новгородцы послали Александру следующий уклончивый ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Подобным образом, в царствовании Иоанна Васильевича Грозного, в 1571 году, – когда России угрожала опасность от крымского хана Девлет-Гирея, но враги внезапно отступили, – благоговейный инок Антоний видел Св. Великого Князя Александра и с ним других Благоверных Великих Князей Владимирских, возставших на защиту отечества. Многочисленные исцеления прославили также Св. мощи Благоверного Великого Князя Александра. Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые получали исцеления при его гробе. Все от простецов и до Князей и Царей чтили память Св. Александра. Более 450 лет честные мощи Св. Александра Невского пребывали во Владимире в обители Рождественской, но Император Петр I, построив на реке Неве новую столицу РоссииСанкт-Петербург, и в нем священную Лавру, исполненный особенного благоговения к святому защитнику Русской земли, повелел в 1723 году в сию Лавру Санкт-Петербургскую, наименованную Александро-Невскою, перенести Св. мощи Великого Князя Александра, чтобы Св. Князь, одержавший некогда победу над шведами на берегах Невы, защищал новый царственный град от шведов, которые и при Петре I тревожили Русскую землю. Из жития Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, братие, мы видим, что сей Св. Князь был доблестным защитником нашего отечества и Святой Православной Церкви и во всю свою жизнь, был ревностным исполнителем учения Христова, истинно проповедуемого св. Церковью . Будем молиться Св. Благоверному Великому Князю Александру, да научит он и нас любить наше дорогое славное отечество – Русскую землю, да научит нас служить нашему отечеству и Государю нашему со всем усердием, верой и правдой, да научит также нас быть и верными истинными сынами Святой Православной Церкви нашей, повиноваться ее уставам, слушать ее пастырей, не колебаться никаким ветром учения, противного Церкви нашей, и во всей своей жизни быть исполнителями учения Христова, возвещаемого Святою Православной Церковью. Тропарь Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому, в день его памяти 23 ноября, глас 4-й

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Епископ Кирилл II Ростовский , придя на поле сражения, предал погребению погибших православных воинов, отыскал тело святого князя Юрия (только отрубленной его головы не сумели сыскать в грудах поверженных тел), перенес честные останки в Ростовский Успенский собор . Тело святого Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Там супруга князя, дети, епископ Кирилл и весь народ Ростовский встретили с горьким плачем тело любимого князя и погребли его под сводами соборной церкви. Описывая погребение князя Василька, летописец так характеризовал его: " Рыдало народа множество православного, зряще отходящим отца и кормителя сирым, печальным утешение великое, омраченным - звезду светоносную зашедшую. На весь бо церковный чин отверз ему Бог очи сердечные, и всем людям церковным, и нищим, и печальным яко возлюбленный был отец... Кровью мученической омыл прегрешения свои с братьями " . Знак особой Божией милости народ видел в том, что князья-соратники похоронены были рядом в ростовском кафедральном соборе: " Се бо и чудно бысть, ибо и по смерти совокупи Бог телеса их " . Позже мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор . Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев -подвижников, героических защитников Русской Земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Наиболее подробный рассказ о жизни и подвигах святых князей Василька и Юрия сохранила Лаврентьевская летопись, писанная иноком Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского , в 1377 году - за три года до Куликовской битвы. Использованные материалы " Святой благоверный князь Василий (Василько) "http://Сайт Издательства Московской Патриархии http://calendar.rop.ru/?svt=mar04-vasilij Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Редакция текста от: 17.02.2019 16:13:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/12430.html

В числе первых стоит св. Александр Невский. «По благословению этого же самого собора, семнадцатилетний государь Иоанн Васильевич обратился с просьбою ко всем святителям русской земли, чтобы они позаботились, каждый в пределах своей епархии, «известно пытати и обыскивати о великих новых чудотворцах» в городах, весях, монастырях и пустынях, пользуясь показаниями князей, бояр, иноков и вообще богобоязненных людей. Святители отозвались на предложение государя с сердечною радостию и вскоре, каждый в своем пределе, собрали «каноны, жития и чудеса» новых чудотворцев на самых местах, где каждый из них просиял добрыми делами и чудесами, по свидетельству местных жителей всякого рода и звания. В 1549 году, по воле государя и митрополита Макария, состоялся новый собор в Москве, пред которым святители и «положили» собранные ими сведения. Собор «свидетельствовал» все эти каноны, жития и чудеса и «предал Божиим церквам петь и славить и праздновать новым чудотворцам, как то совершалось прочим святым, Богу угодившим, во дни их преставления и открытия мощей их " » (Преосвящ. Макария. История русской церкви, т. VI, 215–218). Из времени митрополита Макария известны следующие три редакции: 1) Начало: «Преблагий человеколюбивый Господь изрядно свою благостыню на согрешающих показует». В костромском Ипатьевском монастыре XVI века, начало: «Кыми похвалными венцы». См. в «Библиологическом Словаре» П.М. Строева. В Минеях-Чет., написанных старцем Германом Тулуповым и хранящихся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры, 671, 1629 года, под 23-м ноября. В московском Чудовском монастыре под 23 ноября. В рукописях Троицкой Сергиевой Лавры, 199, 692, XVI века. О рукописях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры см. в «Описании рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» Арсения. Москва. 1879 г. В Спасо-Прилуцком монастыре 10/4, XVI века. Начало: «Кыми похвалными венцы». См. в «Библиолог. Слов.» Строева, с. 211. В рукописях И.Н. Царского, 135, XVII века. Описаны П.М. Строевым. М., 1848 г. 2) Начало: «Св. благоверный и благородный Богом преудобренный и хвалами достойный великий князь Александр Ярославич, иже бысть осмый степень». В собрании рукописей кн. Павла Петр. Вяземского, XVII века. В собрании рукоп. кн. М.А. Оболенского, 74, XVII века – в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. В рукописях московской Синодальной библиотеки, 277. В рукоп. П.М. Строева 115, XVIII века, в Императорск. публ. библиотеке. В рукоп. гр. Ф.А. Толстого. 183, XVII в. Описаны К.Ф. Калайдовичем и П.М. Строевым. М. 1825. В библиотеке СПб. духовной академии 435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Мы можем также вспомнить из истории России, где не было традиции принимать противоядие, что Святой Благоверный Князь Ярослав Всеволодович, местночтимый Святой Владимирской епархии отец Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в 1246 году совершил долгое путешествие в столицу империи Чингиз-хана Каракорум. Получив уже ярлык на Великое Княжение от хана Гуюка, наследника Чингиз-хана, он по боярским интригам оказался не мил ханше Туракине, которая, пригласив его на трапезу, дала испить из своих рук питье с ядом, после чего Ярослав Всеволодович почувствовал себя плохо и вскоре умер. Тело его все посинело, из чего сопровождавшим его боярам стало ясно, что он умер от отравления. Надо сказать, что его сын, Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский умер так же, во время возвращения из Орды от хана Берке, выполнив свою дипломатическую миссию и защитив Русь от ханской немилости. Он скончался в 1263 году около города Городца на Волге, и многие считают, что его кончина последовала от того, что в Орде ему дали отравленную или недоброкачественную пищу или питье. Царь Иоанн Васильевич много раз, по слову Спасителя, оставался в живых, даже будучи отравленным. Необходимо вспомнить его тяжелую болезнь, «горячку» 1553 года, весьма похожую на отравление, в результате которой он чуть не умер, отравление его первой супруги Царицы Анастасии в 1560 году, отравление его второй супруги Марии Темрюковны в 1569 году. Царь с Царицей ели и пили вместе, одно и то же, но обе Царицы, видимо, по своей женской немощи, не смогли противостоять яду и умерли от него, а Царь, по Милости Божией, справился с отравлением. Видимо, эти три случая все же нанесли серьезный удар по его телесному здоровью, и когда Царя начали тайно травить четвертый, пятый или десятый раз, его организм уже не смог противостоять совершаемому злодейству. В отличие от описанных случаев из житий святых, где яд давался открыто, демонстративно, поэтому и противостояние яду имело такой сильное вразумляющее действие, Царя травили «ближние», яд предательски давали руки приближенных, и судя по многократным попыткам отравления, вразумить их было непросто. Надо также иметь в виду, что наряду с отравлением, злодеи порой использовали и другой метод - неправильное лечение, когда одновременно с ядом давались лекарства, не способствующие излечению болезни, а наоборот, ускоряющие развитие заболевания.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/18/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010