Сиявшие духовной красотой Муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника), Феврония, в монашестве Евфросиния († 1228. Память обоих 25 июня). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству, святые князья: Феодор Юрьевич Рязанский († 1237); Василько Константинович Ростовский († 1238. 4 марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским; Михаил Всеволодович Черниговский († 1246. 20 сентября); Роман Ольгович Рязанский († 1270. 19 июля); святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской († 1319. 22 ноября)... Благочестивые Государи: Великий Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), именовавшийся летописцами «миродержцем», и его полная смирения и веры супруга ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; Новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 г. иноком в Киево-Печерской Лавре; Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 г. в Орде вместе с сыном Феодором. «Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть». Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его Евдокия, в монашестве Евфросиния († 1407. 7 июля), причисленная к лику святых. Великий Князь Василий II (1425–1462), Великий Князь Василий III (1505–1533), Царь Феодор Иоаннович (1584–1593)... Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин († 1150. 5 июня), Максим (1282–1305. 6 декабря), Петр (1308–1326. 21 декабря), Феогност (1326–1353. 14 марта), Алексий (1353–1378. 12 февраля и 20 мая), Киприан († 1406. 16 сентября), Фотий (1409–1431. 2 июля), Иона (1441–1461. 31 марта и 15 июня), Иоасаф († 1542. 27 июля), Филипп († 1569. 9 января), Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1606–1612. 12 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280), укрепивший веру в разгромленной татарами Земле. Благочестивый митрополит Феодосий (1461–1467), по удалении своем взявший к себе в келлию в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве... Митрополит Макарий (1542–1563), составитель Больших Четьих-Миней (житий святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех Русских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Так, на западной стене представлены в два ряда изображения 14 святых. Верхний ряд: святитель Василий Великий , преподобный Феодор Великий (надписание на иконе не имеет аналогов в литургических источниках; предположительно, изображен преподобный Феодор Освященный), святой благоверный князь Александр Невский, святой Михаил, митрополит Киевский, святой благоверный князь Михаил Муромский, преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий. Нижний ряд: святой Василий Блаженный, преподобная Мария Египетская, святые равноапостольные княгиня Ольга и Мария Магдалина, святая мученица София, праведная Елизавета, мать Иоанна Предтечи, и святой мученик Леонид. Известно, что Александр Невский и Мария Магдалина – это небесные покровители царской четы Александра III и Марии Федоровны; Сергий Радонежский и праведная Елизавета – покровители великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Федоровны; Василий Блаженный и мученица София – секретаря ИППО Василия Николаевича Хитрово и его жены Софии Доминиковны. Очевидно, мученик Леонид – святой, имя которого носил в монашестве архимандрит Леонид (Кавелин) , митрополит Михаил Киевский – ангел помощника Председателя ИППО Михаила Петровича Степанова, Феодор Освященный – небесный покровитель вице-председателя ИППО Федора Петровича Корнилова, Димитрий Прилуцкий – Дмитрия Дмитриевича Смышляева, создателя Александровского и Сергиевского подворий в Иерусалиме. Святитель Василий Великий был небесным покровителем члена Совета ИППО великого русского ученого-византиниста, академика Василия Григорьевича Васильевского , а малоизвестный князь Михаил Муромский празднуется в день рождения Палестинского Общества 21 мая (церковного стиля). Иконы святых подвижниц Православия: Марии Египетской и княгини Ольги связаны, видимо, с памятью выдающихся благотворительниц ИППО: пензенской подвижницы Марии Михайловны Киселевой и графини Ольги Евфимьевны Путятиной. Другие 16 икон В.Ф. Пасхина распределены поровну в оконных проемах северной и южной стен. Это святые Предтеча и Креститель Господень Иоанн и апостол Андрей Первозванный, великомученик Георгий Победоносец и преподобный Харитон Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Порфирий, архиепископ Газский, преподобные Варсонофий Великий и Антонин Пустынник, Евфимий Великий и его спостник Феоктист, Герасим Иорданский и Иларион Великий, Феодосий Великий и Савва Освященный, Иоанн Хозевит и равноапостольные Константин и Елена. Все названные угодники связаны исторически со Святой Землей – апостольской проповедью, подвигом мученичества и испо ведничества, основанием великих палестинских обителей. Некоторые из них соименны известным деятелям Русской Палестины: епископу Порфирию (Успенскому) , архимандриту Антонину (Капустину) , адмиралу Ев фимию Путятину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Память св. Романа всегда была почитаема на Руси. До нас дошло описание его древних иконных изображений. Князь не старых лет, русые кудрявые волосы падают на плечи тонкой волной. На нем накинута соболья шуба, под нею бархатная поддевка. Левою рукой он держит город с церковью, а правая поднята на молитву. Где находятся мощи св. Романа, о том не сохранилось сведений. Предание говорит, что они были тайно унесены в Рязань и преданы земле в неизвестном месте. В том же веке несколько благоверных князей прославились тихими подвигами благочестия. Внук незабвенного и праведного великого князя Константина Всеволодовича, святой князь Роман Владимирович Углицкий — был добрым отцом своего княжества. В его обладании находились города: Углич, Кашин, Бежецк, Устюжск, Дмитров, Звенигород. Кроме того, он на высоком берегу Волги построил новый город Романов (против слободы Борисоглебской, почему он теперь Романов-Борисоглебский). Мудрый хозяин, он в разных местах своего княжества воздвиг до 15 храмов, устроил странноприимные дома и богадельни. Ведя жизнь строгую, праведный князь ежедневно слушал церковную службу, любил беседы с иноками и чтение божественных книг. Оставшись одиноким, вдовый и бездетный, он последние годы жизни весь ушел в подвиги молитвы, поста и милосердия и среди них тихо почил 3 февраля 1285 г. В I486 r. при копании рвов для фундамента Угличского собора, где был схоронен князь Роман, его мощи обретены нетленными. Он обгорели в 1609 г., когда ляхи зажгли собор. Останки св. мощей хранятся в соборе. На юге России в это время сияли благочестием Василий Романович, князь Волынский, и его сын. Василий Романович был братом и верным сподвижником знаменитого Даниила, короля Галицкаго, славного столько же воинскими и государственными заслугами, сколько великодушием, милосердием, твердостью. По смерти брата Василий — или, как звали его, Василько — остался усердным и опытным руководителем его сыновей. Этот храбрый воин и добрый князь окончил (около 1270 г.) дни свои иноком. Он удалился в дикую, заросшую кустарником пещеру и здесь, посвятив себя суровым подвигам, оплакивал то, что было грешного в его былом мирском властолюбии и в его бранной жизни.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

И вы б ныне и впредь молили Бога и Пречистую Богородицу и великих Чюдотворцев Петра, Алексия и Ионы и Преподобных и Богоносных Отець наших Сергия и Варлаама и Кирилла и всех Святых о многолетном здравии и спасении Господина и Сына нашего смирения Боговенчаннаго Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Росии Самодержца, по Его Благородной и Христолюбивой Царице Анастасии Романовной, чтоб Им Бог умножил лет живота Их и устроил бы Царство Их мирно и вечно в род и род, и на веки. И дал бы Им Господь Бог видети на Своем Царстве Сыны Сынов Своих и возвысил бы Господь Бог Царскую десницу православного Царя надо всеми его недруги и враги. Так же бы есте молили о Его Брате Князь Георгие Васильевиче и о Их болярех и о христолюбивом воинстве и о всех православных христианех от безсерменства и от латинства и помощь и крепость Господь Свою послал православному нашему Царю и всему христолюбивому воинству на наши враги на безсерменства и латынство да пожаловали бы есте и наше смирение поминали во святых своих молитвах» . Почитался святым отец Иоанна Грозного - Великий князь Василий III, его изображение на иконе св. Василия Парийского (XVI в., собрание Государственного исторического музея) было обнаружено в процессе реставрации во второй половине 90-х гг. XX столетия. Великий князь изображен в монашеской одежде, справа от его фигуры надпись: «благоверный князь великий Василий Иоаннович самодержец...» Сомневаться в этом не приходится, так как портрет отца Иоанна Грозного сопровождает подробная надпись с упоминанием его титула и имени . Кроме того, еще в XVII веке существовала и икона святого Царя Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, который почитался и официально почитается сейчас, как местночтимый московский святой. Будучи первым Помазанником Божиим на русском престоле, Иоанн IV, без сомнения, так же почитался в народе после своей кончины, как местночтимый святой благоверный Царь. Не стоит забывать, что перед смертью он принял великую схиму с именем Иона. Это почитание и отражают нимбы на нескольких известных ныне изображениях Государя. До 1917 года на гробницу Иоанна Васильевича в Московском Кремле проходили верующие просить Царя о заступничестве в суде, как небесного предстоятеля перед Праведным Судией .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

А был князь Василько, как летописец сообщает, красив лицом и выше меры храбр, был он боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим — кормитель, о неимущих непрерывное имел попечение, печальным всегда подавал утешения; любовно и ласково он поступал с своими вельможами и с служащими ему, и кто бы из бояр ни служил у князя Василия, никогда не оставлял его для другого князя; в нем обитало мужество и светлый ум, истина и правда были его спутниками. Посему и хвалим был князь Василий от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетленный от Христа Бога нашего. Март, 5 Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин, благоверные князья Ярославские Святой благоверный князь Феодор по прозванию Черный, внук Владимира Мономаха, сын Ростислава Мстиславича, князя смоленского, родился в грозную для Руси годину польского нашествия, около 1237–1239 гг., и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8/21 февраля), особо почитаемого русскими князьями-воинами. С юных лет он отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. И св. князю Феодору суждено было Богом прославиться в Русской земле воинскими подвигами. В 1239 г., когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября/7 декабря) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава Смоленского и Киевского († 1168; память 14/27 марта). Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему — отроку Феодору — маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3/16 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Выше, меж окон, размещены иконы петербургского художника-иконописца В. Ф. Пасхина: 30 больших золотофонных икон одного размера. Не сохранилось сведений о том, кто и по каким соображениям определял программу заказанных образов. Очевидно, что большинство из них духовно связаны с главными деятелями Православного Палестинского Общества и Русской Палестины 1880–1890-х гг. Так, на западной стене представлены в два ряда изображения 14 святых. Верхний ряд: свт. Василий Великий , преп. Феодор Великий (надписание на иконе не имеет аналогов в литургических источниках; предположительно, изображен преп. Феодор Освященный), св. благоверный князь Александр Невский, св. Михаил, митр. Киевский, св. благоверный князь Михаил Муромский, препп. Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий. Нижний ряд: св. Василий Блаженный, преп. Мария Египетская, свв. равноапостольные княгиня Ольга и Мария Магдалина, св. мученица София, праведная Елизавета, мать Иоанна Предтечи, и св. мученик Леонид. Известно, что свв. Александр Невский и Мария Магдалина – это небесные покровители царской четы Александра III и Марии Федоровны; преп. Сергий Радонежский и праведная Елизавета – покровители великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Федоровны; Василий Блаженный и мученица София – Секретаря ИППО Василия Николаевича Хитрово и его жены Софии Доминиковны. Очевидно, мученик Леонид – святой, имя которого носил в монашестве архимандрит Леонид (Кавелин) , митрополит Михаил Киевский – ангел помощника Председателя ИППО Михаила Петровича Степанова, Феодор Освященный – небесный покровитель вице-председателя ИППО Федора Петровича Корнилова, св. Димитрий Прилуцкий – Дмитрия Дмитриевича Смышляева, создателя Александровского и Сергиевского подворий в Иерусалиме. Свт. Василий Великий был небесным покровителем члена Совета ИППО великого русского ученого-византиниста, академика Василия Григорьевича Васильевского , а малоизвестный князь Михаил Муромский празднуется в день рождения Палестинского Общества 21 мая (церковного стиля). Иконы св. подвижниц Православия: Марии Египетской и княгини Ольги связаны с памятью выдающихся благотворительниц ИППО: пензенской подвижницы Марии Михайловны Киселевой и графини Ольги Евфимьевны Путятиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В ту же зиму, первого февраля, поставили в Москве епископа на Рязань Давида, казначея Ионы. В ту же весну, в Великий пост на Федоровой неделе, пришла весть князю великому, что князя Василия Ярославича дети боярские и иные дворяне хитростью некоей хотели своего государя князя высвободить в Угличе из заключения, и обнаружился замысел их, и повелел князь великий схватить их: Володьку Давыдова, Парфена Бреина, Луку Посивьева и иных многих, – казнить, пороть и пытать, и конями волочить по всему городу и по всем площадям, а после всего повелел им головы отрубить. Множество же людей, видя все это, из бояр, и из купцов знатных, и из священников, и из простых людей, в великом были ужасе и изумлении, и жалостно видеть, как очи всех были слезами залиты, ибо никогда до того о таком и не слыхивали, не то чтоб видели, чтобы так у русских князей бывало; ведь к тому же и недостойно православному великому государю, единственному во всей вселенной, подобными казнями казнить и кровь проливать в святой Великий пост. Той же весною, немного спустя, в тот же Святой пост князь великий повелел у себя на спине трут попалить из-за сухотной болезни; великая же княгиня его и бояре его все воспрещали ему, он же их не послушал и с тех пор разболелся. В тот же год, месяца марта двадцать седьмого, скончался благоверный и христолюбивый князь Василий Васильевич, а княжение великое, престол свой, завещал сыну своему, князю великому Ивану Васильевичу. А князю Юрию дал город Дмитров, да Можайск, да Серпухов, да Хотунь, да бабки села и волости, великой княгини Софьи. А князю Андрею Старшему город Угличе Поле, да Бежецкий Верх, да Звенигород, да и мать его, великая княгиня Мария, после великого князя кончины добавила ему Романов-городок на Волге, а до того это принадлежало Ярославскому княжеству. А князю Борису дал город Волок на Ламе, да Ржев, да Рузу, да и после князь великий Иван добавил ему Вышгород на Протве да и села Марьи Голтяевой, бабки его, ему же отдал. А сыну своему князю Андрею Младшему дал город Вологду да Заозерье на Кубенском озере, да князь великий Иван после добавил ему городок Тарусу да Городец на Протве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам царевич остался мирянином, но был молчалив, всегда занимаясь в душе то молитвою, то размышлением о вечности. Святой Игнатий и князь, опасаясь, как бы царевич не удалился в Орду, предложили ему вступить в брачную жизнь, и Петр согласился. Невестою себе он выбрал дочь ордынского вельможи, поселившегося в Ростове. Святой Игнатий сам венчал его; а князь побратался с ним, и святитель укрепил это душевное братство их церковною молитвою. На земли, предоставленные храму и царевичу, князь Борис выдал грамоты. 38 Петр прожил в супружестве много лет, имел детей, оставаясь отцом всех бедных и несчастных, пережил и князя, нареченного брата, и святого Игнатия. 39 В глубокой старости, овдовев, он принял монашество в основанной им обители и мирно перешел ко Господу, Которого возлюбил, и погребен в построенной им церкви. Это было, вероятно, около 1290 года. 40 Между князьями русскими, современными преподобному царевичу Петру, были также замечательные подвижники благочестия. Благоверный князь Роман Угличский был сыном князя Владимира, получившего Угличский удел от родителя – великого князя Константина Всеволодовича – в то же время, когда братья его, святые Василько и Всеволод, получили Ростов и Ярославль. Блаженный Роман вступил в управление княжеством в 1261 году и был попечительным отцом народа. В уделе его были города Углич, Кашин, Бежецкий Верх, Устюжна, Дмитров, Звенигород, и он еще построил на высоком берегу Волги напротив слободы Борисоглебской новый город Романов, соорудил до 15 храмов в разных местах своего княжества, устроил богадельни и странноприимные дома. Каждый день он слушал службу Божию, часто беседовал с опытными иноками и любил читать божественные книги. Осиротевший, вдовый и бездетный блаженный Роман посвятил последние дни жизни своей подвигам молитвы, поста и благотворительности. Он мирно почил 3 февраля 1285 года и погребен в соборном храме города Углича. 41 Между князьями южными славился особенно благочестием в последние годы жизни своей Волынский князь Василий Романович, родной брат короля Даниила Галицкого. Храбрый и неутомимый воин, дожив до старости, он скончался монахом и тружеником в окрестностях Львова (Лемберга), в дикой, заросшей кустарником пещере, под горою Георгиевского монастыря, 42 оплакивая грехи мирского властолюбия и кровавой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Память святого Иоакима Опочского По рукописным святцам, «преподобный отец Иоаким, игумен Опочского монастыря святого пророка Илии на реке Шеломе, преставися месяца сентября в 9 день». По другим памятникам, преподобный Иоаким называется основателем монастыря в Опочском погосте, что ныне в Порховском уезде, в 20 верстах от Порхова. По писцовой книге видим в Опочском монастыре игумена Нафанаила с несколькими братьями 403 , и следовательно, кончина преподобного Иоакима последовала около 1550 года, если только он жил, как полагают, в XVI веке 404 . Мощи его почивают в приходском, прежнем монастырском, храме пророка Илии, и память его местно чтится 9 сентября в день его кончины 405 . День десятый Преставление преподобного Иоасафа, в миру князя Андрея Вологодского Жизнь преподобного князя длилась недолго, но она вся была прекрасна 406 . Князь Андрей был сын князя Заозерского Димитрия Васильевича, потомка святого князя Феодора Ярославского 407 . Князь Димитрий жил в городке близ устья реки Кубенки, где ныне село Устье; при деревне Чериковой доныне стоит часовня – памятник о дворах и теремах князя Заозерского 408 . Благоверный князь Димитрий оказывал пособия преподобному Дионисию Глушицкому при построении Глушицкого монастыря и был убит татарами. Мать князя Андрея благоговейно чтила преподобного Александра Куштского и присылала подаяние в обитель его. Сын благочестивых родителей, испрошенный у Бога молитвами, с первых дней развития души воспитанный в страхе Божием, оставшись сиротою, почувствовал суетность мирской жизни, столько печальной для него по неожиданной смерти отца и по судьбе княжества Заозерского. За родство князя Шемяки с князем Димитрием, которого дочь (и сестра князя Андрея) была за Шемякою, великий князь Василий в 1447 году отдал половину Заозерья Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану 409 . Таким образом сыновья Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими 410 . Князь Андрей и по расположениям сердца не принадлежал к миру; а когда мир гнал его от себя, он пришел к Спасу на Каменный остров и просил игумена облечь его в иноческие одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но есть еще святые, имена которых особенно близки сердцу каждого русского православного человека – это благоверные Петр и Феврония Муромские. Их житие можно назвать учебником супружеской любви. Память их Церковь чтит 25 июня по старому стилю, что соответствует 8 июлю по новому стилю. Слава Богу, мы дожили до такого времени, когда в день их памяти был учереждён государственный праздник – «День семьи, любви и верности». И этот праздник стал очень хорошей альтернативой весьма сомнительного «Дня Св.Валентина или дня всех влюбленных», который упорно навязывается нам западом. Благоверный Петр вступил на Муромский престол в 1203г. Князь за несколько дней до этого заболел проказой. Ему было видение, что он может получить исцеление от дочери простого пчеловода, девицы Февронии. Когда князь увидел Февронию, он так полюбил её за красоту, благочестие и мудрость, что дал обещание жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Но бояре города Мурома стали гнушаться княгиней из простого сословия и потребовали чтобы Петр отпустил её. Но святой Петр предпочел любовь и семейное счастье земному богатству и славе. На лодке они отплывают по Оке из города. Вскоре гнев Божий постиг бояр. В Муроме произошел мятеж и противники князя поубивали друг друга. Выбор св. Петра это поистине подвиг любви. В истории, в том числе российской, мы наблюдаем порой совсем противоположные примеры, когда правители, преследуя политические цели или прельщенные похотью плоти, оставляли своих законных жен. Как, например, Великий князь Василий III, когда сослал свою красавицу жену Саломонию Собурову в Суздальский монастырь по причине бесплодия, (кстати, в житии Петра и Февронии нигде нет упоминания о том, что эта пара имела детей) и женился на Елене Глинской. Василий III отправил в заточение и преп. Максима Грека , обличавшего его за безнравственный поступок. А от брака с Еленой родился Иван Васильевич Грозный. Но не так поступил св. благоверный князь Петр, он понял, что без любви и верности любимой жене, он никогда не будет счастлив.

http://azbyka.ru/semya/on-i-ona-svjashh-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010