Косово: уроки смирения от отца Иустина В течение всего Великого поста прихожане вологодской Лазаревской церкви собирали деньги для косовских сербов — следовательно, передать их нужно тем, кто в них действительно нуждается. Во-вторых, как передать эту помощь так, чтобы не обидеть людей. Мол, приехали какие-то богатые русские и передают бедным сербам деньги — какая же это братская помощь? Тут такт нужен и подлинное братство, а не улыбки-конвертики. 4 июля, 2013 В течение всего Великого поста прихожане вологодской Лазаревской церкви собирали деньги для косовских сербов — следовательно, передать их нужно тем, кто в них действительно нуждается. Во-вторых, как передать эту помощь так, чтобы не обидеть людей. Мол, приехали какие-то богатые русские и передают бедным сербам деньги — какая же это братская помощь? Тут такт нужен и подлинное братство, а не улыбки-конвертики. Как вологжане помогают косовским сербам, а сербы — вологжанам. Обычно въезд в Косово сопровождается некоторым нервным потрясением: даже если бывал здесь уже не раз, даже если ты здесь не чужой, даже если друзей у тебя здесь много, всё равно напряжение какое-то чувствуешь. Это как у нас во времена перестроек, талонов, путчей и приватизаций — витало же что-то такое в воздухе. Но, пересекая границу с Косово, понимаешь, что здесь это самое напряжение не в воздухе витает, а вязко и просто физически ощутимо. И дело даже не в паспортном контроле — к нему уж привыкли все давно. Нет, дело тут в другом чем-то. Но в этот раз въезжали мы в Косово не просто без напряжения, а радостно, весело и чувствуя себя освобожденными: слишком устали от константинопольских переживаний. Оккупированный город, который за сотни лет так и не привык к новым хозяевам. Намеревались увидеть, а будет случай, и поклониться местам, связанным с равноапостольным Константином Великим: поехать в Косово через Константинополь, пусть и оккупированный, и через сербский Ниш, где святой родился. От уныния спас храм Святой Софии и выученный сценарий фильма «Гибель империи», в Болгарии — Рыльский монастырь и церкви Софии, в Сербии — гостеприимный Ниш с великолепной крепостью. На душе полегчало.

http://pravmir.ru/kosovo-uroki-smireniya...

Том 1 Том 2 Том 3 Содержание Предисловие Общие понятия о русской иконописи 1. Сравнительный взгляд на историю искусства в России и на Западе 2. Русский иконописный подлинник 3. Метод изучения русской иконописи. – Источники иконописного предания 4. Изящество иконописного предания. – Природа и идеальность. – Иконописные типы 5. Отличие искусства русского от западного по способу представления иконописных предметов Отзывы иностранцев о русском национальном искусстве Мнение Г. В. Шульца о позднейшей византийской иконописи Жития русских угодников, как один из главных источников для истории русского церковного искусства Краткое обозрение истории византийского искусства «Жизнь Иисуса Христа» Ренана и современное церковное искусство на Западе Сравнение одного рельефа на портале Пармского баптистерия с миниатюрой Углицкой Псалтири XV века Московские молельни Для характеристики Древнерусского иконописца Символика христианского искусства в русских рукописных сборниках Современный вопрос о значении христианского музея в народном просвещении Новые иконы академика и профессора Е. С. Сорокина Сказание о создании церкви Св. Софии Сказание о создании великой Божией церкви святой Софии, еже в Константине граде. Юже создал благоверны царь Иустиан в лето 6060 ста на царство и быс всего царства его лет 34 Приложения О русских народных книгах и лубочных изданиях О народах на Страшном суде Образцы иконописи в Публичном Музее. В собрании П. И. Севастьянова Картины Русской школы живописи, находившиеся на Лондонской Всемирной выставке. (Выставлены для Московской публики в зале 1-й Гимназии, у Пречистенских ворот) Иконописное братство Издания Московского Публичного Музея Домашний быт Русских Царей в XVI и XVII столетиях Заметки из истории Чешской живописи Археологическая драгоценность Догадки и мечтания о первобытном человечестве Клинообразные надписи Ахеменидов в издании профессора К.А. Коссовича     Предисловие Издание сочинений покойного академика Ф.И. Буслаева , предпринятое Отделением русского языка и словесности, открывается трудами незабвенного ученого по русской археологии и истории искусства, хотя эти труды в его научной деятельности стояли несомненно на втором плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (3.10.1877, Москва - 5.10.1954, Женева), рус. философ. В 1899 г. окончил юридический фак-т Московского ун-та, занимался адвокатурой. В 1902 г. вошел в кружок П. И. Новгородцева . После сдачи магистерских экзаменов был направлен на 2-годичную стажировку в Германию и продолжал образование в Марбурге у П. Наторпа и Г. Когена. С 1906 г. читал после Новгородцева курс истории политических учений, преподавал в московском Коммерческом ин-те и Народном ун-те им. А. Л. Шанявского; к этому же периоду относятся первые сочинения В., написанные не без влияния учения об «общественном идеале» Новгородцева: «Несколько слов о миросозерцании Чичерина» (1906) и «Обоснование социализма у Фихте» (1908). Наиболее крупной работой В. до эмиграции является магист. дис. «Этика Фихте: Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (1914), вызвавшая интерес и отклики в печати. В янв. 1917 г. В. был избран экстраординарным профессором юридического фак-та Московского ун-та, но в должности не был утвержден из-за политических событий. В 1922 г. выслан за границу; в Берлине становится активным участником Русской религиозно-философской академии (РРФА). Темы прочитанных лекций и докладов - «Мировой кризис религии», «Русская стихия у Достоевского», «Христианство и социализм», «О консерватизме и радикализме истинном и ложном», «Религиозно-исторический путь еврейства» - легли в основу ряда последующих публикаций В. В сер. 1924 г. В. вошел в состав Софии Святой братства ; в 1925-1926 гг. совмещал участие в парижских заседаниях братства с публичными выступлениями в Берлине (лекция «О Достоевском») и чтением курсов лекций на тему «Социальная философия христианства» в берлинской РРФА (весенний семестр 1926). Окончательно В. перебрался в Париж летом - осенью 1926 г. и совместно с Н. А. Бердяевым читал в РРФА курс лекций «Христианство и государство. Христианство и социальный вопрос», а с 1927 по 1943 г. исполнял обязанности профессора нравственного богословия в Православном Богословском институте прп. Сергия Радонежского в Париже .

http://pravenc.ru/text/Вышеславцев.html

Бобруйська 7 березня 2013 р. 17:38 Епархия сегодня Первые летописные упоминания История Православия в Бобруйске начинается с появлением первых летописных свидетельств. В 1387 году правитель Великого княжества Литовского Ягайло, в числе других селений, передаваемых в управление своему брату Скиргайло, упоминает и Бобруйск. В конце XV века в городе было три церкви: Николаевская, Ильинская и Успенская. С середины XVI века уже достоверно известно о существовании в городе братства в честь святителя Николая, православного казачества, при кафедральном соборе г. Бобруйска. Борьба с унией После Брестской унии 1596 года и последовавшего насильственного окатоличивания Великого княжества Литовского православное казачество встало на защиту интересов православного населения. За свою верность Православию в 1649 году Бобруйск был подвергнут разгрому войсками короля Яна Казимира. Подлинное духовное пробуждение начинается в XIX веке, после того, как город входит в состав Российской империи (1792 г.). В городе создается поветовая школа, в программу преподавания которой входят такие предметы как риторика, история, катехизис. Со строительством в 1812 году Бобруйской крепости в ее пределах устраивается еще семь храмов (включая домовые), среди них — Петропавловский, в честь Казанской иконы Божией Матери и собор святого Александра Невского. В 1829 году на городском кладбище, по особому ходатайству церковным властям полковника Розенмарка и на его средства, строится храм в честь святой мученицы Софии. Всего к началу XX века в городе уже было 10 православных храмов, среди них три собора: Никольский, Александро-Невский и Георгиевский. Работало пять церковно-приходских школ. Советские годы Гонения, воздвигнутые на Церковь советской властью, в короткие сроки перечеркнули былое благолепие. К 1925 году в городе осталось лишь два православных храма: Свято-Никольский собор и Свято-Софийская церковь на Минских кладбищах. Духовенство и прихожане подвергаются гонениям. Тем не менее, духовная жизнь в городе не угасает. Преосвященный Филарет (Раменский), епископ Бобруйский, викарий Минской епархии , служил в минских и бобруйских храмах в нелегкие времена гонений на Церковь. 28 июля 1937 года епископ Филарет, ряд священников и прихожан были арестованы и 1 ноября 1937 года расстреляны.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3150666...

По характеру и настроению этот Съезд 159 куда был выше и лучше майского Съезда 160 , который вернее назвать митингом. Несколько омрачился этот Съезд хулиганскими выходками каких-то смутьянов, из так называемой партии обновления, или Бабкинской, по имени водителя ее священника Бабкина 161 . Потерпев крушение на первом Съезде в своих попытках возбудить против меня епархию, они теперь вздумали было агитировать в том же направлении. Но, не смея действовать открыто, они прибегнули к подлым анонимам и в печатном виде раздавали их членам Собрания 162 . Обвиняли меня, конечно, в самодержавии, «подобном самодержавию Николая II», следовательно, и в том, что я не утвердил Консистории с мирянами 163 , раздела братских доходов, – хотя все это было решено Синодом для всей России, и разного рода другие инсинуации. В другой прокламации были инсинуации против преподавателей Семинарии, которых-де не нужно выбирать, так как они архиерейские прислужники. Но эти гадости достигли как раз противоположных результатов. Ответом на них был единодушный взрыв негодования против анонимных пасквилянтов и такое же единодушное проявление любви и сочувствия ко мне, а вместе и доверия. Таким образом за короткое время я, говоря по-модному в настоящее время, дважды избран своею паствою. 11-го в пятницу, в два часа дня, помолившись в Святой Софии 164 , я выехал через Петроград в Москву. Прибыл в Петроград в одиннадцать вечера и остановился у архиепископа Вениамина. 12-го в субботу никуда не выезжал и не выходил. С двенадцати до трех происходило здесь же в зале под моим председательством собрание Всероссийского Александро-Невского братства трезвости 165 . Все умирает оно и никак не может умереть. В девять вечера выехали мы с архиепископом Вениамином в Москву, куда прибыли в десять утра. Никто нас не встретил. Пришлось самим носить вещи за отсутствием носильщиков. Извозчики запрашивали неимоверные цены. С большим трудом удалось нанять извозчика за шесть рублей до Заиконоспасского монастыря 166 , в котором назначено было местопребывание архиепископу Вениамину, а мне – в Епархиальном доме 167 . На пути обогнал нас бывший Обер 168 на таком же «ваньке» 169 с радостным приветом: «Здравствуйте, владыки, здравствуйте», высоко подымая шляпу. Не могу сказать, чтобы такая встреча с «историческим» Обером, сделавшим столько зла Церкви, была приятною.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Святые отцы о рождестве Пресвятой Богородицы Святитель Андрей Критский. Две гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы Святитель Андрей Критский (около 660, Дамаск – 740, остров Лесбос) – великий византийский гимнограф, автор знаменитого Великого Покаянного канона, иных богослужебных текстов (в том числе канонов на важнейшие церковные праздники), а также целого ряда ярких и богословски глубоких проповедей. Святитель Андрей родился в Дамаске, в христианской семье. До семи лет мальчик был немым и заговорил лишь после того, как впервые причастился Святых Христовых Таин. Получив хорошее образование, Андрей в возрасте 15 лет поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где и принял монашеский постриг. В 685 году прибыл в Константинополь, где был посвящен в сан диакона и прослужил около 20 лет в храме Святой Софии. При Константинопольском патриархе Кире (706–712) был рукоположен в епископский сан и стал архиепископом Критским с кафедрой в городе Гортина. Вскоре по неосторожности подписал еретическую анафему VI Вселенскому Собору, но затем горько раскаялся в этом грехе и вернулся к чистоте православного исповедания; по преданию, именно такое его глубокое раскаяние и стало причиной создания знаменитого Великого Покаянного канона. Святитель Андрей был мудрым пастырем, строил многочисленные храмы, организовывал приюты и богадельни. Из «Жития» святителя известны случаи совершенных им силой Божественной благодати чудотворений. Святитель Андрей почил 4 июля 740 года. Случилось это на острове Лесбос, по пути на Крит из Константинополя. Среди проповедей святителя Андрея Критского сохранились 4 гомилии, посвященные празднику Рождества Пресвятой Богородицы, произнесенные святителем в годы его епископства на острове Крит. В этой книге публикуются 1-я и 4-я гомилии данного цикла. Текст обеих гомилий святителя Андрея Критского на Рождество Богородицы печатается по изданию: Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. Перевод публикуется с небольшими уточнениями. Гомилия первая на Рождество Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Успенский собор Успенский собор первоначально основан был в 1326 году св. Петром Митрополитом Московским, при Великом Князе Иоанне Даниловиче Калите. Святой Пётр родился в земле Волынской от благочестивых родителей. Пришедши в отроческие лета, он почувствовал в себе призвание к духовной жизни. С этим намерением он пришёл в один из близких к месту его рождения монастырей. Игумен принял его в число братства. Здесь юный Пётр начал исполнять все монастырские послушания: носил воду для братии, мыл для них власяницы; по первому удару колокола первый являлся в церковь и во время богослужения всегда стоял с благоговением. Игумен монастыря скоро полюбил юного инока Петра и удостоил его священной степени пресвитера. После этого он ещё более начал упражняться в подвигах духовной жизни. К этому он присоединил еще другое благочестивое занятие – начал писать иконы. Спустя немного времени, Пётр нашёл себе одно безмолвное место на реке Рате, где начал провождать самую строгую жизнь. Окрестные жители, узнавши подвижническую жизнь Петра, начали приходить к нему для духовного наставления. Духовный подвижник никому ни в чём не отказывал; если у него нечего было дать нуждающемуся, он отдавал и последнюю свою власяницу. Дивясь равноангельному житию Петра, сам Великий Князь в любовию приходил слушать его наставления. В то время скончался Владимирский святитель Максим, известный своею добродетельною жизнью. Великий Князь, знавший духовную жизнь Петра, возымел желание поставить его на святительскую кафедру. Для сего он отправил его в Константинополь к Патриарху. В то время в Константинополе занимал Патриаршую кафедру Афанасий, муж дивный по добродетелям. Когда Пётр явился в церковь св. Софии, как говорят, храм наполнился благоуханием. Патриарх пророчески сказал: «Повелением Божиим пришёл к нам дивный муж, который благодатию Божиею упасёт вверенное ему стадо.» Итак, Пётр был рукоположен в сан святителя на кафедру митрополии всей России. Говорят, когда происходило посвящение св. Петра, лице его просияло, так, что все служившие с Патриархом, изумились.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Статистика Георгий Флоровский, прот. Георгий Васильевич Флоровский (28 августа (9 сентября) 1893 Елисаветград, Российская Империя — 11 августа 1979 Принстон, США) — православный священник русского происхождения, протоиерей; религиозный мыслитель, богослов, философ и историк; деятель экуменического движения и один из основателей Всемирного совета церквей. Рождение, ранние годы, юность Родился 28 августа (9 сентября) 1893 года в Елисаветграде, в семье православного священника. В 1894 году семья переехала в Одессу, где родитель получил место настоятеля кафедрального собора и ректора Одесской семинарии. Ещё будучи школьником, он изучает английский, немецкий, французский, латынь, греческий и иврит. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета, где изучал также историю философии и естествознание. Будучи студентом, он, как многие его современники, в годы войны и революции искал осмысления реальности на путях философии. «Прошлая судьба русского богословия была для меня всегда историей творимой современности, в которой нужно было найти самого себя» — напишет он уже много позже в предисловии к своим «Путям русского богословия». Эмиграция, годы в Праге В 1920 году Флоровский был утверждён в звании приват-доцента, но тогда же эмигрировал, вначале в Болгарию, а затем — в Прагу, где в те годы нашли приют многие представители русской интеллигенции. В 1922 году, всё ещё находясь в Праге, он женится на Ксении Ивановне Симоновой. С того же года преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета и в Высшем коммерческом институте, где читал курс истории русской литературы. В 1923 году Георгий Васильевич защищает магистерскую диссертацию по теме «Историческая философия Герцена». Любопытно, что в Праге Флоровский состоял в «Братстве святой Софии», основанном прот. Сергием Булгаковым, с которым он впоследствии радикально разойдётся во взглядах. Там же он, наряду с Н. С. Трубецким, П. Н. Савицким, П. П. Сувчинским и др., становится одним из основателей евразийского движения и участвует в сборнике-манифесте «Исход к Востоку» (1921). Впрочем, его связь с этим учением продлится недолго: он примет участие ещё в двух евразийских сборниках («На путях», Берлин, 1922; «Россия и латинство», Берлин, 1923), после чего, войдя в идейный конфликт с лидерами движения, окончательно порвёт с ним после публикации в 1928 году его статьи «Евразийский соблазн». В 1923 году принимает участие в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в мест. Пшеров (Чехословакия).

http://lib.cerkov.ru/authors/112

Статистика Карсавин Лев Платонович Лев Платонович Карсавин (1 (13) декабря 1882, Санкт-Петербург, Российская империя — 12 июля 1952, Абезь, Коми АССР, СССР) — русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт. Ранние годы Родился в семье актёра балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урождённой Хомяковой, дочери двоюродного брата (то есть внучатой племянницы) известного славянофила А. С. Хомякова. Брат балерины Тамары Карсавиной. Ученик И. М. Гревса, окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета (1906). С 1909 преподавал в Историко-филологическом институте (профессор с 1912) и на Высших женских (Бестужевских) курсах; приват-доцент Петербургского университета (с 1912), затем профессор (с 1916). Магистерская диссертация — монография «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков» (1912; защитил в 1913). Инспектор Историко-филологического института (1914). Докторская диссертация — «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915; защитил в 1916). Участник петроградского «Братства Святой Софии» (1918—1922). В 1920 один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения. В августе 1922 был арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения. Освобождён незадолго до высылки. Эмиграция Выслан в ноябре 1922 вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, И. Ильин и др.) и членами их семей в Германию. В Берлине был избран товарищем председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудник Русского научного института, соучредитель (вместе с Н. А. Котляревским) издательства «Обелиск». С 1926 жил в Кламаре под Парижем. Примкнул к евразийскому движению: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия» (1928—1929) и её ведущим автором, участвовал в евразийских сборниках.

http://lib.cerkov.ru/authors/1020

Закрыть itemscope itemtype="" > С крестом против папы римского 11.05.2002 168 Вчера в Киеве прошел крестный ход под лозунгом " Православные Украины - не сироты! Нам чужого папочки не надо! " По всему маршруту от Киево-Печерской лавры, по данным киевской милиции, более двух тысяч священников, монахов, монахинь и верующих Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ - МП) из всех епархий страны по очереди пикетировали здания парламента, президентской администрации, киевской мэрии и все основные исторические памятники и собор Святой Софии Киевской. Ход возглавлял предстоятель УПЦ - МП митрополит Киевский и всей Украины Владимир (Сабодан), а организатором выступил Союз православных братств УПЦ. Мероприятия были направлены против визита на Украину папы Римского Иоанна Павла II. Приезд понтифика участники акции считают актом, " презирающим нашу историю, культуру, менталитет, православную церковь " . Как заявил корреспонденту нашей газеты схиигумен Киево-Печерской лавры отец Геронтий, " папа Римский приходит на Украину, как вор православных человеческих душ " . По мнению отца Геронтия, папа воспользуется общей нищетой украинских граждан и, раздавая подарки, постарается обратить представителей молодого поколения в католичество, как это делают и многие представители других церквей и сект. При этом священник заявил, что православные верующие протестуют только против посещения папой собора Святой Софии, являющегося " не только музеем, но и нашей святыней " , и спокойно относятся к тому, что он как глава Ватикана и всех католиков посетит католические храмы. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010