Софии, Премудрости Божией» с резолюцией митр. Евлогия (от 14/27 февр. 1924 г.) со следующим текстом: «Обещаюсь перед Всемогущим Богом, что, вступая в Братство, не ищу своего, но желаю послужить святой Православной Церкви и, в общении с Братством, укрепляться в вере, надежде и любви христианской. Все послушания, возлагающиеся на меня от Братства через его обязуюсь исполнять, а также соблюдать все установления и правила Братства. В сем пути да утвердит меня и да поможет Св. София, Премудрость Божия (целует крест и Евангелие). Подпись» (Архив «YMCA-Press», cм. воспроизводимый автограф — фотодокумент 3). 16 7. Обсуждается вопрос о ближайшей деятельности Братства. После обсуждения принимается следующий план: 1) организация закрытых заседаний Братства (в составе всех его членов) для обсуждения основных вопросов православного сознания, 2) организация аналогичных открытых заседаний Братства с приглашением лиц, проникнутых духом церковности; при организации открытых собраний необходимо предварительное обсуждение их в Совете Братства, 3) организация общей церковно-просветительной работы от имени Братства в форме лекций, издания записок Братства и т.п. 8. Ввиду предстоящего отъезда о. С. Булгакова в Берлин поручается ему вести переговоры от имени Братства об издании записок Братства, сборников и т. п. 9. При обсуждении вопроса о беседах с лицами, желательными для привлечения в состав Братства, признается необходимым условием вступления: а) солидарность в церковно-религиозном устремлении связать свою деятельность со служением церкви, в) доверие к руководителям Братства и с) любовное подчинение Братству как духовному целому. 10. Оглашается проект внутреннего Устава для членов Братства, посылаемый главой Братства на утверждение митрополиту Евлогию. Проект Устава Православного Братства во имя св. Софии-Премудрости Божией 1 1. Главная задача Братства состоит в обращении на служение православной церкви преимущественно мирянских культурных сил двумя путями: 1) путем собирания во единый братский союз активных работников церковно-богословского просвещения и церковно-общественного делания и 2) путем объединения и организации их труда на церковно-общественной ниве.

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

Братство св. Софии возникло еще в России по благословению патриарха Тихона и было возрождено в эмиграции. В него входили (или участвовали, официально не входя) крупнейшие русские мыслители: Булгаков, Бердяев, Флоровский, Зеньковский, Н. Лосский, Вышеславцев, Афанасьев, Карташев, Франк, Скобцова и пр. В эту книгу вошли: статья о Братстве, протоколы заседаний Братства (с интереснейшими дискуссиями и пр.), протоколы семинаров Булгакова, переписка членов Братства. Группа Вконтакте Facebook группа Братство св. Софии. Материалы и документы 1923–1939 Введите сюда краткую аннотацию Братство св.Софии. Материалы и документы 1923–1939 ББК 87.3(2)6     ISBN 5-85887-077-5 Б87 Составитель Н.А. Струве Подготовка текста и примечания Н.А. Струве, Т.В. Емельяновой © Н.А. Струве, составление, примечания, 2000 © Т.В. Емельянова, примечания, 2000 © И.И. Антонова, оформление, 2000 Братство Святой Софии, созданное еще в России по благословению Святейшего Патриарха Тихона, возобновило свою деятельность в эмиграции. Благодаря случайно найденным протоколам, читатель присутствует при обсуждении животрепещущих вопросов корифеями русской религиозно-философской мысли. Протоколы дополнены обширной перепиской между членами Братства (о. Сергием Булгаковым, Н.А. Бердяевым, С.Л. Франком, П.Б. Струве, Г.Н. Трубецким, А.В. Карташевым и др.). Книга обращена к широкому кругу читателей, интересующихся русским религиозным возрождением XX столетия. Примечания к тексту, данные в конце книги, нами приводятся снизу страниц.  Примечания к Письмам — в конце каждого соответствующего письма (сайт Ивашек.сот) БРАТСТВО СВЯТОЙ СОФИИ МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ 1923–1939 МОСКВА - ПАРИЖ РУССКИЙ ПУТЬ - YMCA-Press 2000 Вчера, 26-го, в день апостола Иоанна Богослова, собравшиеся у меня А.В. Карташев, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, В.В. Зеньковский, С.С. Безобразов и Г.В. Флоровский постановили учредить православное братство имени Божественной Софии и признать это собрание учредительным (при условии утверждения церковной властью), на мою долю выпадает быть главою этого братства. Да благословит Господь, и да наставит нас сама Божественная София, Премудрость Божия. Странно думать человеческой мыслью о свершившемся начинании. Если есть на то воля Божия, то это есть историческое, даже всемирноисторическое событие…

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

Споры вылились в раздоры, и Братство крупнейших русских мыслителей оказалось вскоре в тупике. Одни ушли из Братства по соображениям принципиальным (Г.В. Вернадский, Н.А. Бердяев), другие отошли по обстоятельствам скорее бытового, географического характера (П.Б. Струве переехал в Белград, С.Л. Франк оставался в Берлине и т.д.). Но в более скромном и молодом составе профессоров Парижского Богословского института, вокруг о. Сергия Булгакова, Братство продолжало жить, как о том свидетельствуют записи парижских семинаров, сохранившиеся в архиве Л.А. Зандера и печатающиеся здесь также впервые. Однако, связь между корифеями русской мысли продолжалась и вне Братства, что побудило нас опубликовать сохранившуюся между ними переписку, по крайней мере ту ее часть, которую удалось нам разыскать в различных хранилищах. Приносим искреннюю благодарность Бахметьевскому архиву (Нью-Йорк), предоставившему нам письма протоиерея С.Н. Булгакова к Н.А. Бердяеву и к С.Л. Франку, 3 Сергиевскому Подворью (Париж), давшему доступ к архиву прот. С.Н. Булгакова, а так же Государственному Архиву Российской Федерации (Москва). Особую благодарность выражаем Т.В. Емельяновой за ее помощь в розысках и прочтении писем Н.А. Бердяева к П.Б. Струве и в составлении примечаний. В публикуемых документах сохранена орфография и пунктуация оригиналов. Никита Струве 4 Прот. ВАСИЛИЙ ЗЕНЬКОВСКИЙ. О БРАТСТВЕ СВЯТОЙ СОФИИ В О Братстве во имя св. Софии ходили и вероятно до сих пор ходят самые невероятные легенды и рассказы. Как один из участников этого Братства, считаю уместным закрепить в настоящих мемуарах главные факты. 1. Братство во имя св. Софии возникло еще в России, если не ошибаюсь, в конце 1919 года. Оно не было по существу связано с доктриной о св. Софии, как ее строил Вл. Соловьев, Трубецкие, Флоренский, Булгаков, но главные его деятели все же состояли из лиц, или разделявших эту доктрину, или относившихся к ней с симпатией. Судя по рассказам некоторых членов Братства (я сам лишь в эмиграции вошел в него), оно получило благословение патриарха Тихона. В него входили различные религиозные мыслители, церковно настроенные (Булгаков, Карташев, Тернавцев, 1  Лосский, Аскольдов 2  и др.), а задачей его было развитие и распространение православного мировоззрения в его «современной» форме. Насколько я знаю, практически деятельность Братства в России не успела развиться благодаря революции.

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

Тихона. …Еп. Тихон, чувствуя трудность или даже невозможность защищать решение Собора чисто формально-канонически, пускает в ход дикую версию, подхваченную доверчивыми и темными людьми, что весь раскол по существу вызван фактом, что митр. Евлогий находится под влиянием братства св. Софии, в руках которого находится и академия, а братство это - безспорно еретическое, свободомыслящее, масонское и т. д. Утверждают даже, что по уставу Братства члены его обязаны слепо повиноваться Вам, как его главе, а так как митр. Евлогий тоже состоит членом Братства, то и он повинуется Вам (!!!), а Вы уже не веруете в Св. Троицу, так как провозгласили четвертую ипостась - Св. Софию» (Братство Святой Софии: Материалы и документы. С. 236-237; здесь оно приводится по автографу, находящемуся в архиве Православного богословского ин-та в Париже). Дальнейшая последовательность событий реконструирована следующим образом: 1. Окружное послание Архиерейского Синода Карловацкого Собора и письмо митр. Антония к митр. Евлогию от 31 марта 1927 г. с указанием на «модернизм» парижского Богословского ин-та и прот. С. Булгакова в частности. 2. Первая реакция со стороны «карловчан»: брошюры Ю. Граббе «Корни церковной смуты: Парижское братство св. Софии и Розенкрейцеры» (Белград, 1927), иером. Иоанна Максимовича (буд. архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского) «Учение о Софии Премудрости Божией» (Варшава, 1930). 3. Докладная записка Б. (см.: О Софии Премудрости Божией. Указ Московской Патриархии и Докладные записки прот. Сергия Булгакова Митрополиту Евлогию. П., 1935. С. 54-64). 4. Записка с рефератом кн. «Агнец Божий», составленная по поручению митр. Елевферия, канонически окормляющего европ. приходы РПЦ, А. В. Ставровским, студентом Православного богословского ин-та прп. Сергия (курса не кончил), активным корреспондентом Б. в сер. 20-х гг., в прошлом начальником братства св. Фотия, и предварительный отзыв зам. начальника того же братства В. Н. Лосского. 5. Указы Московской Патриархии преосв. Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию 1651 от 7 сент.

http://pravenc.ru/text/153629.html

Булгаков обращается к учению свт. Григория Паламы, во-первых, в отделе «Света Невечернего», посвящённом Божественному ничто, обсуждая в этом контексте различение между Божественной сущностью и энергиями , во-вторых, в отделе «Человек», обсуждая различие между человеческим и ангельским существом и развивая своё учение о стремлении (не могущим быть реализованном в полноте) человека к абсолютному творчеству по образу божественного творения из ничто . И в-третьих, он обращается к учению Паламы в отделе своего сочинения, посвящённом Софии. Здесь Булгаков развивает учение о Софии как мировой душе, обладающей собственным лицом, или ипостасью, — Булгаков называет её «четвёртая ипостась», каковая, однако, по Булгакову, не превращает божественную триипостасность в четыреипостасность и Троицу в четверицу . В контексте понимаемой так софиологии Булгаков ведёт речь о платонических и святоотеческих основаниях учения о мировой душе. Согласно Булгакову, учение о мировой душе широко, но имплицитно представлено в святоотеческой литературе, при том что в ней имеется и полемика с этим учением в его языческом изводе, представленная, например, у Григория Паламы, который, по Булгакову, однако, учит о присутствии мировой души в конкретном человеке . То есть Булгаков упоминает здесь учение Паламы в связи со своей доктриной Софии как мировой души, отсылая — хотя это и расходится с его целью утвердить в церковном сознании учение о Софии — к полемике Паламы с «языческим» астрологическим учением о мировой душе, проводимой свт. Григорием в 4-й главке «Ста пятидесяти глав» . Таким образом, в «Свете Невечернем» (сочинении, изданном, напомню, в 1917 г.) Булгаков уже обращается к учению Паламы, однако паламитская доктрина в этом сочинении ещё предстаёт отделённой от его софиологии (отождествляющей Софию с мировой душой) и чуждой по отношению к ней. Ситуация меняется в 1920-х гг. Софиологический паламизм Булгакова — 1: гипостазирование энергии-Софии Напомню, что в 1922 г. Булгаков эмигрирует из советской России и, после недолгого пребывания в Константинополе, в 1923 г. поселяется в Праге. Там воссоздаётся образованное в России в 1919 г. Братство святой Софии, в числе учредителей которого выступили протоиерей Сергий Булгаков и Г.В. Флоровский. В 1925 г. Булгаков переезжает в Париж в связи с образованием там Свято-Сергиевского православного богословского института. В Париже в рамках Братства святой Софии Булгаков проводил семинары, посвящённые Софии, Премудрости Божией.

http://bogoslov.ru/article/6171225

«По собственному признанию А. В. Карташева , хотя он и был под сильным впечатлением книги о. Павла Флоренского „Столп и Утверждение Истины“, и особенно приведенного в ней иконографического материала, однако с именем Святой Софии он не соединял никакой богословской спекуляции. Он думал о церковном благословении науки и разума. Потому – и только потому – и хотел он поставить свое начинание под знак Премудрости Божией. Весною 1918 года инициаторы Братства посетили Митрополита Петроградского Вениамина и получили его благословение. Таким образом, истоки Братства Св. Софии восходят к Петрограду. Летом того же года к почину петербуржцев были привлечены и московские церковно-общественные круги. В этот момент Братство Св. Софии не получило осуществление в жизни. Оно родилось два года спустя, весной 1920 года, в том же Петрограде. А. В. Карташева уже давно не было в России. Из старой инициативной группы деятельным членом был И. М. Гревс. Бывал, насколько припоминаю, Л. П. Карсавин. Был близок к Братству и Н. О. Лосский, но я не помню его ни на одном собрании. До самой своей смерти, в июле 1920 года, неизменно посещал собрания Братства Б. А. Тураев . Участвовали и некоторые видные Петроградские священники: недавно умерший прот. Н. В. Чепурин и др. Но душою Братства были не они, а бывший преподаватель Петроградской духовной семинарии И. П. Щербов, бывший ректор Олонецкой духовной семинарии прот. Н. К. Чуков (ныне Митрополит Ленинградский Григорий) и бывший доцент Московской Духовной Академии Ф. К. Андреев Собиралось Братство на квартире Николая Чукова. Меня привлек в Братство человек, которого я до этого времени едва знал, но дружбу с которым я ценю, как одно из величайших благодеяний, какие даны мне были в жизни – проф. Ю. П. Новицкий. Он тоже был одною из движущих сил Братства. Из сказанного вытекает, что люди были в большинстве новые. Но, рождаясь весною 1920 года, Братство Св. Софии мыслило себя, как осуществление замысла 1918 года. Присутствие в нем людей, как Б. А. Тураев , Л. П. Карсавин и, особенно, И. М. Гревс, наглядно свидетельствовало, что оно было близко к той духовно-культурной среде, которую представлял в предвоенные годы Петербургский Университет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

65-й и 66-й алфавитные тома «Православной энциклопедии» поступили в продажу Тома содержат статьи на букву «С» МОСКВА. Появились в продаже 65-й и 66-й алфавитные тома «Православной энциклопедии». 65-й том продолжает публикацию статей на букву «С». Открывает издание статья о выдающемся педагоге Дмитрии Николаевиче Соловьеве и завершает публикации 65-го тома материал о ставротеке, ковчеге-хранилище для частиц Животворящего Креста Господнего. Особое место в томе принадлежит «софийской» и «спасской» темам. Одна из важнейших статей тома рассказывает о Софии, Премудрости Божией, мироустроительной и промыслительной Божественной мудрости, благости и мощи. В книгах Нового Завета представления о Софии тесно связаны с Личностью и Благовестием Иисуса Христа. В статье подробно рассматривается понятие «София» в античной философии, гностицизме и особенно в восточной патристике и литературе Древней Руси. Софиология имела большое значение для русской религиозной философии, в частности в метафизике единства Вл. С. Соловьева. Том содержит подробную статью о братстве святой Софии, православном религиозном объединении русской эмигрантской интеллигенции в 20-е-40-е 20 в. Все его представители испытывали влияние софиологии, варианта учения о Софии Премудрости Божией. В число учредителей братства вошли такие известные мыслители, как Н. Бердяев, С. Франк, Г. Вернадский и многие другие. Братство сыграло значительную роль в открытии в Париже Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского, в котором преподавали С. Булгаков, А. Карташев, Г. Флоровский, В. Зеньковский и другие философы и историки. Подробная статья посвящена собору святой Софии в Великом Новгороде, старейшему сохранившемуся храму на территории РФ. Описывается не только история собора, но и его архитектура, строительная техника и архитектурная декорация. В отдельном разделе рассказывается о граффити на стенах собора, являющихся неоценимым по значению для истории Древней Руси источником. Не менее значимым представляется материал о Соборе св. Софии в Киеве, старейшем сохранившемся храме Древней Руси. Подробно рассказывается о закладке, завершении строительства и освящении Собора, его истории и истории его изучения, архитектуре, и внутреннем убранстве. В статье можно также подробно ознакомиться с фресками и мозаиками Собора.

http://sedmitza.ru/text/10172875.html

С. Булгаков. В этих семинарах разбирались чисто богословские вопросы; кроме нас, профессоров Богословского института, участвовали некоторые лица по личному приглашению о. Сергия. Семинары собирали, таким образом, много народа; были они на редкость интересны и остры, это была свободная богословская трибуна, где, в порядке чистых изысканий, трактовались все актуальные вопросы богословия. Лига Православной Культуры была занята преимущественно религиозно-философскими вопросами, а в семинаре о. Сергия Булгакова трактовались очередные богословские вопросы; если прибавить к этому открытые собрания Религиозно-Философской Академии, собиравшие всегда очень много народа и опиравшиеся в выступлениях почти на тех же людей, то нечего удивляться, что на долю Братства естественно стали оставаться лишь вопросы церковно-общественного характера. 11 Братство явно вырождалось именно в церковно-общественный закрытый центр, некоторая значительность которого была связана лишь с личной значительностью лиц, принимавших в Братстве участие. 7. Ко времени войны 1939-1941 годов, заседания Братства собирались не чаще двух раз в год, а во время войны они совсем затихли. Еще до окончания войны скончался о. Сергий Булгаков, и жизнь Братства естественно замерла. Однако, с возвращением архимандрита Касьяна с Афона в Париж и с поставлением его во епископы, епископ Касьян сделал попытку возобновить собрания Братства — уже исключительно для обсуждения вопросов церковно-общественного характера. На этих собраниях участвовало два новых лица (в Братстве они не принимали раньше участия, но участвовали в семинаре о. Сергия Булгакова), о. Киприан (Керн) и о. Николай Афанасьев, оба профессора Богословского института. Собрания эти, имевшие место в течение двух лет, вскоре прекратились. Ныне (уже в течение двух лет) собраний этих, по ряду причин, нет, и можно с достаточной определенностью сказать, что Братство св. Софии не замерло, а умерло. 12 ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ БРАТСТВА СВЯТОЙ СОФИИ, ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ Протокол 1-го собрания учредителей Православного Братства во имя св.

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

II. Святоотеческие толкования Премудрости Божией (св.Афанасий Великий, Василий Великий, св. Григорий Богослов). III. Софиология. Сопоставление и взаимная критика богословов: 1. Немецкий католический автор Штайдермайер 1840 г. " Идея Премудрости " – род христианского платонизма. 2. Постановка вопроса о Софии у Якова Бёме и его учеников. 3. Английский масон XVIII в. Пордидж, " Божественная метафизика " , изданная по-русски в haчaлeXIX в. 4. Популяризация идеи Бёме у Баадера и у Классера. 5. Современные русские философы:  1) Влад. Соловьев " О Богочеловечестве " и " Россия и Вселенская Церковь " .  2) Отец Павел Флоренский " Столп и утверждение Истины " .  3) Отец Сергий Булгаков " Свет Невечерний " (вопрос о Софии в мире). _______________________ 1  Зандер (урожд. Калашникова) Валентина Александровна (1894, Санкт-Петербург — 1989, Париж) — член РСХД, руководитель библейского кружка, вместе с мужем Л.А. Зандером работала секретарем Движения в Латвии и Эстонии (1929-1931). Секретарь женских богословских курсов в Париже. Участница экуменического движения. 115 Изучение Софиологии поставит ряд вопросов: 1. О познавании Бога. Откровение Бога в твари. Учение Дионисия Ареопагита об именах и о познаваемости Бога (что может и что не может быть познано). Учение о сущности Божией и об энергиях ее у Григория Паламы. 2. Учение о Святой Троице. Отношение Софии к Св. Троице. Различия между богословием о.Сергия Булгакова, Влад. Соловьева и о.Павла Флоренского и прежнее богословие о.Сергия в " Свете Невечернем " . Статьи о.Сергия " Ипостась и Ипостасность " и о " Св. Троице " . 3. София и мир. Миротворение. София тварная. Влад. Соловьев и о.П. Флоренский. 4. София и человек. О творении человека. Есть ли человек тварная София? 5. Софиология в учении о церкви. О природе и сущности церкви. Церковь как один из аспектов Софии в творении. Мариология. Иоаннология. Ангелология. Церковь как Богоматерь. Иоанн Предтеча как высший человек в церкви. Ангелы. 6. Софиология и Христология. Учение о Боговоплощении в связи с Софиологией.

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

Развивая здесь концепцию Софии на основе категории «ипостасности», Булгаков в «Ипостаси и ипостасности» наконец делает ход, который ещё не был сделан им в «Свете Невечернем»: решает обратиться к паламитскому языку для обоснования своей софиологии. Немного позднее, в 1928 г., Булгаков будет делать это также на своих семинарах, посвящённых Софии, которые он проводил в Париже в Братстве святой Софии . Итак, в «Ипостаси и ипостасности» Булгаков связывает представление о Божестве в Себе и в Откровении с паламитским различением между недоступной сущностью и являемыми энергиями в Божестве. Согласно нему, София — это и есть Откровение Божества, то есть божественная энергия в паламитском смысле . А поскольку энергии в паламизме относятся не к какой-либо одной ипостаси Троицы, но являют Бога-Троицу как такового, то и Софию, утверждает Булгаков, нельзя понимать лишь как свойство ипостаси Логоса . Булгаков встраивает в свой софиологический паламизм, развиваемый в «Ипостаси и ипостасности», и темы, связанные с паламитским богословием, затронутые мыслителем ранее в «Свете Невечернем». Он вкратце касается темы абсолютного творчества . Также он рассматривает Софию-мировую душу по отношению к тварному миру, но здесь мировая душа выступает уже не только в её внешне-причинном по отношению к твари аспекте, но и в аспекте человеческой интроспекции, как то, что человек может, углубясь в себя, в себе обнаружить как основу собственного бытия. В этом смысле, по Булгакову, мировой душой является сам человек. Так в «Ипостаси и ипостасности» Булгаков переосмысливает рассмотренное им в «Свете Невечернем» место из 4-й главки «Ста пятидесяти глав», где Палама полемизирует с концептом языческой мировой души . Заканчивает своё сочинение Булгаков кратким экскурсом в византийскую и древнерусскую литургику, в смысле храмовых праздников, и иконографию о Софии (здесь чувствуется влияние Флоренского). Вывод Булгакова таков, что в этом отношении на Руси в фигуре Софии более проступает богородичный и ангельский лик, тогда как в Византии — лик Логоса, Христа. Это, по Булгакову, говорит о том, что в церковном предании София не связывается с каким-то одним элементом бытия, но представляет собой некий принцип, «живое и личное существо», находящее своё воплощение в иконографии различным образом .

http://bogoslov.ru/article/6171225

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010