125 Далее, о Премудрости говорится b I-м Послании к Коринфянам (1,24). В греческом языке слова " сила " и " премудрость " стоят без члена, в смысле эссенциальном, а не свойства. Но для решения вопроса о Премудрости этот текст не может рассматриваться как ключевой и решающий, и подтверждением этому могут служить слова св. Иоанна Дамаскина: " Отец есть Премудрость, Сын есть Премудрость, и Дух Святой есть Премудрость " . Здесь Христологическое явление может рассматриваться и как предвечность в Божеском естестве Христа, и как начало тварное в Его человеческом естестве. 19 ноября 1928 г. 5-й Семинар Премудрость Божия в литургике и иконографии Со времени императора Юстиниана в Византии строятся храмы " Софии Премудрости Божией " . Какое происхождение этих храмов – неизвестно. Противники учения о Софии Премудрости Божией ссылаются на то, что были храмы и " Ирины " (мир Божий). Была и мученица Ирина, были и мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Но никто в то время не смешивал мученицу Софию с Софией Премудростию Божией. Праздник Софии Премудрости Божией был Господский. Обычай посвящать храмы Премудрости Божией был перенесен в Россию. Кондаков говорит, что это было влиянием позднего, упадочного византинизма XIV и XV веков, когда появляется тип догматической иконы, имеющей аллегорическое содержание. Но если рассматривать церковное предание как богодухновенное, то время, к которому оно относится, не имеет значения, и то, что в России икона Премудрости относится к XVI веку, нисколько не уничтожает и не ослабляет богодухновенности предания. 126 Икона Премудрости новгородского извода изображает огненного ангела, и это показывает, что под Премудростию разумелось не только свойство, но существо, отличное от Богоматери и Христа, но близкое им, а также непосредственно близкое Святой Троице. Другой извод, киевский, изображает храм о семи столбах, внутри которого стоит Божия Матерь, имеющая Предвечного Младенца в лоне Своем. На некоторых иконах нимб вокруг огненного ангела имеет начертание О-ОН – сущий, сближающее Софию с Христом.

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

Выступали против учения митрополита Антония епископы РПЦЗ Леонтий (Филиппович) Нектарий (Концевич), Савва (Сарачевич), иеромонах Серафим (Роуз) 287 . Преодоление спорных моментов в учении митрополита Антония нельзя считать победой над отвлеченной и далекой от жизни теорией. В Русской Зарубежной Церкви бывали случаи, когда противники нравственной теории искупления подвергались нападкам, как приверженцы «западных влияний». Случилось на этой почве и временное разделение, когда братство преподобного Германа Аляскинского, отказалось подчиняться Архиерейскому Синоду 288 . Полемика по этому вопросу, периодически затихая, продолжается до сих пор. «Спор о его [митрополита Антония] работах, – писала газета «Успенский листок» в 1999 году, – ведется уже не первый десяток лет и на какое-то согласие надежды не видно. Вообще, Русская Зарубежная Церковь характерна тем, что в ней, на протяжении довольно долгого времени, сосуществуют полярные точки зрения па разные вопросы» 289 . Таким образом, нет необходимости доказывать, что труды архиепископа Серафима в этом направлении принесли большую пользу. Не исключено, что в будущем они еще будут востребованы. ПОЗИЦИЯ АРХИЕПИСКОПА СЕРАФИМА В ОТНОШЕНИИ МНЕНИЙ ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ БУЛГАКОВА Другим соблазном для Церкви стало учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии. Вопрос о том, что подразумевается под, упоминаемой в Писании, Божественной Премудростью, или Софией, волновал мыслителей задолго до протоиерея С. Булгакова . Идея о Софии, как «мировой душе» также появилась независимо от отца Сергия и была близка еще Владимиру Соловьеву. Впоследствии, этой темы касались священник Павел Флоренский , а также В.Ф. Эрн, С.Л. Франк , Л.П. Карсавин. Такое понимание Софии было близко и протоиерею Сергию Булгакову , который пронес идею софийности через свои сочинения догматического характера. Итак, по мнению протоиерея Сергия, между Богом и сотворенным миром существует, некий, «Ангел твари», или София, которая, не являясь Богом, все же, допускается в замкнутый внутритроичный мир. София, по словам протоиерея С. Булгакова допускается внутрь Троицы «по неизреченному снисхождению любви Божьей, и, благодаря тому, она открывает тайны Божества и Его глубины, и радуется, “играет» этими дарами пред лицом Божиим» 290 . София, таким образом, является, некоей, «четвертой ипостасью» 291 . Хотя, эта ипостась, по словам протоиерея С. Булгакова , и отличается от ипостасей Святой Троицы, она, как следует из его сочинений, своими свойствами фактически не отличается от Бога. Природу Софии, по о. С. Булгакову , нельзя выразить в обычных философских категориях, она есть Образ Бога, имя Бога, идея Бога 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Рецепция богословской системы о. Сергия не была легкой. С самого начала своего эмигрантского бытия Б. как священник - член церковной иерархии, как преподаватель, и, наконец, как человек, достаточно известный в среде образованных русских, оказался втянут сразу в неск. больших дискуссий, в определенном смысле связанных между собой. Эти дискуссии касались самого главного для эмигрантов, т. е. лиц, вынужденных строить свои отношения, во-первых, с зап. культурой, к-рая их приняла, и, во-вторых, с деформированной в результате революции культурой рус.; ясно, что сохранить свою целостность, национальную, культурную и интеллектуальную, вне четкого определения этих отношений - с Западом и Россией - эмигранты не могли. Возникавшие сложности были связаны и с широким спектром возможных стратегий и тактик поведения в этой культурной ситуации, и с различной оценкой своей собственной роли в ней. Дискуссии о церковной юрисдикции и взаимоотношении зарубежных приходов и Московского Патриархата, о студенческих движениях и братствах (самым известным, но отнюдь не единственным было Софии Святой братство , возглавляемое Б.) и мн. др. предшествовали одному из наиболее драматических моментов в биографии о. Сергия - спору о Софии. Хронологическая канва спора о Софии детально реконструирована в брошюре игум. Геннадия (Эйкаловича) «Дело прот. Сергия Булгакова: (Историческая канва спора о Софии)» и в статье А. Е. Климова «Г. В. Флоровский и С. Н. Булгаков: История взаимоотношений в свете споров о софиологии». Началом к нему послужила статья митр. Антония (Храповицкого) , опубликованная в «Новом времени» в 1924 г., в ней содержалось обвинение о. Сергия в учетверении Троичности. Эта статья, отражающая частное мнение и не являющаяся офиц. документом, вызвала общественный резонанс, причиной к-рого была скорее сама фигура Б., нежели его теоретические построения. Из письма С. Л. Франка Б. от 7 сент. 1926 г.: «…у нас приход раскололся на два прихода, из к-рых один, больший, на стороне митр. Евлогия, а другой, меньший, на стороне Собора и еп.

http://pravenc.ru/text/153629.html

278 учебного года. От Вас же я надеюсь получить к Пасхальной неделе Ваши воспоминания для прочтения здесь (примерно, в получасовой срок). Вообще, сам я не пишу bocnoмuhahuй quand même, и не собираюсь этого делать, — это не мое дело. Но в 1918 г., живя под большевиками в Kpымy, faume de mieux, я начинал писать не столько автобиографию личную, сколько именно свою жизнь в ее духовном и культурном окружении, — там было отведено должное место и П. Б-чу. Довел я это до — примерно — 30-35-летнего своего возраста. При высылке своей я все это оставил, казалось, в верных руках, которые однако — в минуты паники после угрозы большевистских обысков — выпустили эту большую толстую тетрадь в земельный банк, зарыли в землю, и там она погибла безвозвратно и невосстановимо. Теперь я потерял всякий вкус и даже духовную возможность такого предприятия. Итак, я все-таки надеюсь, что мне удастся устроить такое собрание братства (с допущением немногих избранных и студентов), посвященное памяти П.Б., но имейте в виду, что получение Ваших воспоминаний явится для этой инициативы немалой поддержкой. Что же касается привлечения к этому каких-либо «учеников» П.Б., которых, наверное, много, то эту задачу я от себя решительно отклоняю. Да у меня, ведь, вследствие моего уродства, теперь и вообще почти нет связи с внешним миром. Судя по Вашим умолчаниям, очевидно, у Вас нет вестей о своих, в частности о Наташе. Призываю Божие благословение на Вас и жену Вашу. С любовью Ваш пр. С. Бул[гаков] 279 ПРИЛОЖЕНИЕ Краткие сведения о членах и гостях Братства Святой Софии, Премудрости Божией Булгаков Сергий, протоиерей (1871, Ливны — 1944, Париж) — крупнейший философ, богослов и церковно-общественный деятель. Участник сб. «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), член Братства еще в России, председатель Братства в эмиграции, вдохновитель Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД), создатель и декан Парижского Богословского института. Евлогий, митрополит (Георгиевский Василий Семенович) (1868, Тульская губ. — 1946, Париж) — митрополит Западно-Европейских Русских Церквей, в Братстве не состоял, но благословил его Устав и деятельность.

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

Э. Керном (впосл. архим. Киприан ), проф. В. В. Зеньковским и Н. Н. Афанасьевым . Весной 1923 г. вместе с Зеньковским и С. М. Зёрновой участвовал в качестве наблюдателя в работе конференции Христианской студенческой федерации в Будапеште, организованной Всемирной христианской студенческой федерацией (Там же. С. 34-35). С этой конференции для С. С. Безобразова началось многолетнее участие во мн. межконфессиональных встречах на самом разном уровне. Был участником I учредительного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД), проходившего с 1 по 8 окт. 1923 г. в г. Пшерове в Чехословакии (Там же. С. 97), где впервые была публично оглашена идея создания в эмиграции Богословского ин-та ( Яшвиль М. Из прошлого Сергиевского Подворья//ВРСХД. 1927. 11. С. 22). 9 окт. 1923 г. в Праге вместе с прот. Сергием Булгаковым , П. И. Новгородцевым, П. Б. Струве , В. В. Зеньковским, прот. Г. В. Флоровским , А. В. Карташёвым принял участие в неофиц. учредительном собрании по воссозданию правосл. братства Св. Софии Премудрости Божией ( Булгаков С. Н., прот. Из памяти сердца. Прага//Исследования по истории рус. мысли: Ежег. за 1998 г. М., 1998. С. 165). В янв. 1924 г. на 1-м собрании братства Св. Софии в Праге С. С. Безобразов был избран его членом-учредителем от Белграда (Братство святой Софии. 2000. С. 15), до 1926 г. регулярно принимал участие в заседаниях братства. 15 февр. 1924 г., на праздник Сретения Господня, в рус. Свято-Троицкой ц. в Белграде был посвящен в чтеца митр. Антонием (Храповицким) ( Koulomzine. 1966. P. 111). С. С. Безобразов был участником съезда РСХД, состоявшегося 26-30 июля 1924 г. в замке Аржерон (Франция), и II общего съезда движения с 8 по 14 сент. в Пшерове, на к-ром представлял кружок им. Серафима Саровского вместе с буд. о. Киприаном (Керном), Марией и Николаем Зёрновыми (За рубежом. 1973. С. 109). В февр. 1925 г. переехал в Париж по приглашению митр. Евлогия (Георгиевского) , деятельно участвовал в организации Богословского ин-та и был назначен его секретарем.

http://pravenc.ru/text/1681269.html

Ратовали за православие сильные тогда князья Острожские; но двигателем их был именитый архимандрит Лавры, Никифор Тур, ревнитель православия на Соборе Брестском. Его преемники сделались единственными воителями за Церковь русскую, доколе не обновилась её иерархия благословением Патриарха Иерусалимского. Но и тогда Лавра Печерская оставалась сердцем и средоточием, одна отразившая на юге, весь неприязненный напор унии: туда стекались все молитвенники, оттуда истекала помощь духовная и даже вещественная, по обилию её средств. Когда же настало время действовать просвещением духовным, чтобы преодолеть козни иезуитов, которые повсюду домогались распространить своё учение, то не из Лавры ли опять возник сильнейший им отпор? Братское училище было поистине чадом Лавры, ибо её великий архимандрит Пётр Могила, восшедши на кафедру Святой Софии, сделался не только благодетелем, но и обновителем сего братства, которое пролило столько просвещения духовного на всю русскую землю и доселе процветает, как старшая Академия наша. Итак, смиренные отшельники Антоний и Феодосий, более сделали для Киева, нежели самые князья его, и даже до сих пор Лаврою их дышит Киев, привлекая толпы богомольцев к заветной её святыне. Отнимите Лавру, и изменится весь религиозный характер Киева; заключите врата Святой Софии, как было во дни унии, и утратится предание древнейшей иерархии нашей; если только опустеет Златоверхая обитель, куда зовёт великомученица одних лишь православных богомольцев, хотя она пострадала за Христа в то время, когда ещё не было разделения Церквей, – и опустеет Старый Киев, ибо на сих трёх священных местах: в Лавре, в Святой Софии и в обители Михайловской сосредоточена вся его жизненная сила; там – его душа, его сердце. Без них останется один лишь торговый город, каких много на Руси, но утратится его церковное значение, а чрез это оскудеет и самый город. – Не тоже ли будет и с Римом, когда он перестанет быть столицею западного христианства? Тогда только могут усвоить себе Киев иноверцы, если нарушится жизненная его связь с Россией, т. е. православие, которое издревле пропитало собою весь его внутренний церковный быт. Но доколе теплится тихая лампада над гробом преподобного Антония в ближних пещерах, доколе спускается, при торжественных гимнах, чудная икона Успения в Царских вратах Великой церкви, доколе стоит нерушимая стена Софийская, с ликом Богоматери, осеняющей престол, на котором уже восемь веков приносится бескровная жертва православных, – до тех пор не поколеблется древний град Владимира и Ольги, на его заветных горах, благословенных Первозванным апостолом. «Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих», по выражению псаломному о Сионе, граде Царя великого, а Киев – наш родной Сион!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русскую Православную Церковь на торжествах в Софии представлял епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. 28 июля в Патриаршей резиденции в Софии Святейший Патриарх Болгарский Неофит принял делегацию Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, доставившую в Болгарию честную главу святого великомученика Пантелеимона. В тот же день игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Евлогий (Иванов) был принят председателем Национального Собрания Болгарии Димитаром Главчевым. Утром 29 июля святыня была торжественно перенесена в кафедральный собор Софийской митрополии — собор Святой Недели (Святого Воскресения), расположенный в центре столицы Болгарии, где ее встретил протосингел Софийской митрополии архимандрит Василий (Савов). Был отслужен молебен великомученику и целителю Пантелеимону. В тот же день делегация святогорского братства в сопровождении епископа Мелнишского Герасима посетила Рыльский монастырь. 30 июля праздничную Божественную литургию в храме Святой Недели возглавил епископ Мелнишский Герасим. За Литургией молился Святейший Патриарх Болгарский Неофит. 31 июля ковчег с мощами великомученика и целителя Пантелеимона был доставлен на подворье Русской Православной Церкви в Болгарии — храм святителя Николая Чудотворца в Софии. Накануне прибытия честной главы святого великомученика Пантелеимона в Никольском храме-подворье была совершена вечерня с акафистом этому святому. На следующий день святыню в Никольском храме торжественно встретил Святейший Патриарх Болгарский Неофит. По благословению Предстоятеля Болгарской Церкви Божественную литургию на подворье возглавил митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний в сослужении представителя Румынской Православной Церкви при Болгарском Патриаршем престоле ставрофорного священноэконома Нелуца Опри, братии русского афонского Пантелеимонова монастыря, а также собора духовенства Болгарской Православной Церкви. После сугубой ектении митрополит Антоний вознес молитву о мире на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/4977730.ht...

Авторами журнала были профессор В. В. Зеньковский, С. С. Безобразов, В. Ф. Марцинковский. Публиковались также подборки отрывков из святоотеческой литературы. В третьем и четвертом номерах журнала увидели свет " Протоколы семинария протоиерея С. Н. Булгакова " Новозаветное учение о Царстве Божием " " . Просматривая журнал, нельзя не заметить, что он развивался от номера к номеру. Так, первый номер состоял из 24 страниц, второй - из 32, третий - из 72, четвертый - из 78. К сожалению, в свет вышло лишь четыре номера (три - в 1923 и один - в 1924 году). После переезда отца Сергия в Париж издание было прекращено. Говоря о деятельности протоиерея Сергия Булгакова в Чехословакии, нельзя не вспомнить и о воссоздании Братства Святой Софии. Оно существовало в России с конца 1919 года. Однако после начала массовой эмиграции, большинство его членов оказалось за пределами России. С 1 по 8 октября в моравском городке Пршеров проходил первый съезд Русского студенческого христианского движения, на котором присутствовало множество русских профессоров. Значительная часть собравшихся, как вспоминал, протоиерей В. В. Зеньковский, принадлежала к Братству Святой Софии еще в России. Во время их встречи была высказана идея возрождения Братства в эмиграции. " Мысль эта была принята, решено было пригласить всех русских религиозных мыслителей и писателей " . В воссозданное Братство вошли А. В. Карташев, кн. Гр. Трубецкой, А. Ельчанинов, протоиерей С. Булгаков, П. И. Новгородцев, Г. В. Вернадский, П. Б. Струве, П. А. Остроухов, И. И. Лаппо, С. С. Безобразов, Л. А. Загдер, М. В. Шахматов, В. В. Зеньковский, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Б. П. Вышеславцев. Братство получило благословение митрополита Евлогия, который утвердил Устав организации. Первый пункт этого документа гласил, что задачей Братства является обращение " на служение Православной Церкви преимущественно мирянских культурных сил двумя путями: 1) путем собирания во единый братский союз активных работников церковно-богословского просвещения и церковно-общественного делания и 2) путем объединения и организации их труда на церковно-общественной ниве " .

http://pravoslavie.ru/5240.html

Источники Антоний (Булатович), иеросхимон. Апология веры во имя Божие и во имя Иисус. М.: Религиозно-философская библиотека, 1913. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1898. Булгаков С. Философия хозяйства. Ч. I: Мир как хозяйство. М.: Путь, 1912. Булгаков С. Ипостась и ипостасность. (Scholia к «Свету Невечернему»)//Сборник, посвящённый Петру Бернгардовичу Струве ко дню 35-летия его научно-публицистической деятельности, 30 января (1890–1925). Прага: [б. и.], 1925. С. 353–371. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. Булгаков С., прот. Из памяти сердца. Прага Из архива Свято-Сергиевского богословского института в Париже/публ., коммент. А. Козырева, Н. Голубковой; при уч. М. Колерова//Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 1998/ред. М.А. Колеров. М.: ОГИ, 1998. С. 112–256. Булгаков С.Н. Первообраз и образ. Сочинения. В 2 т. Т. 2: Философия имени. Икона и иконопочитание/сост., вступ. И.Б. Роднянской. М.; СПб: Искусство; Инапресс, 1999. Булгаков С.Н. Ипостась и ипостасность. (Scholia к «Свету Невечернему»)// Булгаков С.Н. Труды о Троичности/сост., примеч. А. Резниченко. М.: ОГИ, 2001. (Исследования по истории русской мысли; т. 6). С. 19–38. Василий (Кривошеин), мон. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы//Seminarium Kondakovianum. 1936. Т. 8. С. 99–154. Евтухова Е. С.Н. Булгаков. Письма к Г.В. Флоровскому (1923—1938)//Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 2001–2002/ред. М.А. Колеров. М.: Три квадрата, 2002. С. 175–226. Зандер В.А. Протоколы семинаров отца Сергия Булгакова о Софии, Премудрости Божией. 9-й и 10-й семинары, 24 и 31 декабря 1928 г.//Братство Святой Софии. Материалы и документы. 1923–1939/сост. Н.А. Струве. М.; Париж: Русский путь; YMCA-Press, 2000. С. 113–143. Лосский В.Н. Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита//Seminarium Kondakovianum. 1929. Т. 3. С. 138–144. Лосский В.Н. Спор о Софии. Париж: Братство св. Фотия, 1936.

http://bogoslov.ru/article/6171225

Ратовали за Православие сильные тогда князья Острожские; но двигателем их был именитый архимандрит Лавры, Никифор Тур, ревнитель Православия на соборе Брестском. Его преемники сделались единственными воителями за церковь русскую, доколе не обновилась ее иерархия благословением патриарха Иерусалимского. Но и тогда Лавра Печерская оставалась сердцем и средоточием, одна отразившая на юге весь неприязненный напор Унии: туда стекались все молитвенники, оттуда истекала помощь духовная и даже вещественная, по обилию ее средств. Когда же настало время действовать просвещением духовным, чтобы преодолеть козни иезуитов, которые повсюду домогались распространить свое учение, то не из Лавры ли опять возник сильнейший им отпор? Братское училище было поистине чадом Лавры, ибо ее великий архимандрит Петр Могила , восшедший на кафедру Святой Софии, сделался не только благодетелем, но и обновителем сего братства, которое пролило столько просвещения духовного на всю русскую землю и доселе процветает, как старшая академия наша. И так смиренные отшельники, Антоний и Феодосий, более сделали для Киева, нежели сами князья его, и даже до сих пор Лаврой их дышит Киев, привлекая толпы богомольцев к заветной ее святыне. Отнимите Лавру, и изменится весь религиозный характер Киева; заключите врата Святой Софии, как было во дни Унии, и утратится предание древнейшей иерархии нашей; если только опустеет Златоверхая обитель, куда зовет Великомученица одних лишь православных богомольцев, хотя она пострадала за Христа в то время, когда еще не было разделения Церквей, – и опустеет старый Киев, ибо на сих трех священных местах: в Лавре, в Святой Софии и в обители Михайловской сосредоточена вся его жизненная сила; там его душа, его сердце. Без них останется один лишь торговый город, каких много на Руси, но утратится его церковное значение, и чрез это оскудеет и сам город. Не тоже ли будет и с Римом, когда он перестанет быть столицей западного христианства? Тогда только могут усвоить себе Киев иноверцы, если нарушится жизненная его связь с Россией, т. е. Православие, которое издревле пропитало собой весь его внутренний церковный быт. Но доколе теплится тихая лампада над гробом преподобного Антония в ближних пещерах, доколе спускается, при торжественных гимнах, чудная икона Успения в Царских вратах Великой церкви, доколе стоит нерушимая стена Софийская, с ликом Богоматери, осеняющей престол, на котором уже восемь веков приносится бескровная жертва православных, – до тех пор не поколеблется древний град Владимира и Ольги, на его заветных горах, благословенных Первозванным Апостолом. «Горы окрест его и Господь окрест людей своих», по выражению псаломному о Сионе, граде царя великого, а Киев – наш родной Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010