третьим игуменом Николаем «по преданию», как сказано в заглавии, «св. и богоносных отец Саввы и Студита и наиболее по уставу св. горы и отчасти на основании предания пр. отца нашего Иосифа» первого игумена обители † 1125 г., правившего ею 26 л.; Типикон по местам ссылается на «последование патриаршего Типикона» (св. Софии), на «Типикон Иоанна Постника». В основе старой редакции лежит Типикон Богородичного монастыря на р. Мили в Сицилии в 7 м. к югу от Мессины, существующего и ныне, основанного в 1089 г. Рожером, вел. графом Калабрии и Сицилии, в память победы над сарацинами и населенного выходцами из Византии во главе с игум. Михаилом; Типикон этот в некоторых рукописях надписывается: «Типикон. содержащий все последования церковного чина Феодора Студита и прочих», и замечает о себе, что он «собран от восточных»; в нем есть ссылки на уставы Студийский, Иерусалимский, Константинопольский, Афонский, какой-то Олимпийский, на ответы какого-то «архиерея Антония» (которыми пользовался и Евергетидский устав) . 4) Евергетидский Типикон, т.е. монастыря Богородица Евергетиды (Благодетельницы) в предместии Константинополя, (с. 403) основанного в 1048 г. иноком Павлом († 1054 г.); преемник его Тимофей увеличил монастырь и дал ему устав, который в синаксарной части переделан и дополнен ок. 1150 г., и в таком виде дошел до нас, что видно из памяти в нем Лазаря Галисийского † 1053 г., впервые встречающейся в месяцесловах с XII в. (Коаленевом), и из памяти самих ктиторов Павла и Тимофея (служба им 16 апр. вместе и как преподобными и заупокойная); в Типиконе часто ссылки на практику Великой церкви (что и естественно для К-польского мон.), но в общем строй службы Студийский с наклоном к Иерусалимскому. Вечерня по ктиторскому Студийскому Типикону В унаследованный от Святогробского храма и палестинских монастырей и переданный им Ипотипосисом и Диатипосисом чин суточного богослужения все эти Типиконы внесли некоторые особенности, хотя из-за неполноты предыдущих памятников и отсутствия современных этим уставам палестинских Типиконов трудно установить, какие из этих особенностей получены ими и общи с современным им палестинским уставом и какое принадлежат исключительно им. |
Древние календари Иерусалимской Церкви, ориентированные на Святогробский Типикон, и восходящие к данной традиции груз. и арм. литургические памятники (VII-XI вв.) отмечают память А. 20 апр., 1 и 4 окт. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 135, 276; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 61, 94-95; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. P. 42). О почитании А. на Руси свидетельствуют упоминания о нем в рукописях XI в.: память А. отмечена в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 234об.), служба А. с каноном Феофана содержится в Минее 1096 г. (РГАДА. Тип. 89 - Ягич. Служебные Минеи. С. 168-174). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 163)). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Пространное житие А. было переведено на слав. язык не позднее XII в., сохранилось в версиях, восходящих к одному переводу. Старшие южнослав. (серб.) списки - Загреб. Архив ХАЗУ. IIIa 47; София. НБКМ. 1039 (оба посл. четв. XIV в.), один из старших русских - РГБ. Вол. 591, посл. четв. XV в. Существует и древнегруз. перевод памятника. В ВМЧ помещены пространное житие (BHG, N 166) и оба кратких проложных жития А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 113-114 (1-я паг.)). Часть мощей А. перевезли из К-поля в Киево-Печерский мон-рь в 1073 г. (Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 6). Согласно надписи на иконе-мощевике кн. Константина Дмитриевича (нач. XV в.), в ней содержались частицы мощей А. (Христианские реликвии. С. 56-57). Гимнография. Различные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 291), Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 43-44), Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 299-300) - указывают в день памяти А. пение его последования с чтением жития на утрене. Среди памятников Иерусалимского устава память А. содержится уже в ранних его редакциях (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 224-225), предписывает совершение А. службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). |
Печать на двери Гроба Господня В отличие от бдения, где древняя иерусалимская система евангельских чтений заменена новой и к к-рому присоединена (в сокращенном виде) к-польская служба дневных часов со своей паремией (к-польские паремии, Апостол, Евангелие использованы в Святогробском Типиконе, также и на вечерне В. п.), на дневной службе (часах) по Святогробскому Типикону сохранена древняя иерусалимская система дневных чтений В. п.: не считая неск. мелких отличий, паремии, апостольские и евангельские зачала на часах те же, что и в арм. и груз. переводах Лекционария, причем сохранен даже порядок чтений. Однако чтения распределены по последованию, состоящему не из 8 (как в арм. Лекционарии) или 12 (как в груз. Лекционарии), а из 4 блоков, порядок каждого приближен к порядку обычного дневного часа по палестинскому Часослову (1, 3, 6 и 9-го). Чтения дополнены особой гимнографией. Порядок каждого часа В. п. следующий: псалом (один из обычных псалмов вседневных часов), тропарь В. п., 3 особых тропаря со стихами (так что на всех 4 часах таких тропарей 12), прокимен, паремия, Апостол, паремия, Апостол, прокимен, Евангелие, стихи часа и проч. После прочтения Евангелия на 9-м часе указано петь особую стихиру, а после стихов часа и Трисвятого - совершать литию в часовне Воскресения с пением кондака В. п., т. к. в кувуклии Патриарх благословляет св. закваску (ζμη) - специально приготовленное тесто, символизирующее печать, наложенную по приказу Пилата на пещеру Гроба. Вечерня, совершаемая по монастырскому чину, имеет следующий порядок: Пс 103, «Господи, воззвах» и стихиры, «Свете тихий», 3 паремии (Исх 33. 1-23, Иов 42. 12-17d, Ис 52. 13-53. 12), каждая предваряемая прокимном (из Пс 34, 21, 87), Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2), аллилуиарий и Евангелие, «Сподоби, Господи», стиховные стихиры, «Ныне отпущаеши» , тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), просительная ектения и отпуст. Особенные элементы службы - обряд раздачи св. закваски после стиховных стихир, а также чтение посвященной Страстям молитвы (нач.: «Κριε Ιησο Χριστ Θες μν, σωτρ το κσμου, καταξισας ν τ ρ τατ» - Господи Иисусе Христе Боже наш, Спасе мира, сподобивый в час сей) перед отпустом. Чтения на вечерне те же, что и в к-польских Типиконе Великой ц. и др. послеиконоборческих памятниках, но не древние иерусалимские (что, в частности, заставляет заключить что Евангелие вечерни - составное (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43; Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), как и в Типиконе Великой ц., хотя в Святогробском Типиконе указаны лишь 1-й и последний стихи). |
Софии ( νλεκτα, II, 212=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 2) и другие. Указав примеры сходств и аналогий в чинах Типиконов Святогробского и Великой Константинопольской церкви, проф. А.А. Дмитриевский в заключении сравнения говорит, что «со временем, когда будут найдены и обнародованы цельные или, по крайней мере, более обстоятельные по изложению Типиконы Великой церкви, бесспорно, число подобных примеров возрастет, и мысль наша о зависимости Типикона Великой церкви от Святогробского Типикона начальной поры его существования получит большую прочность и несомненную устойчивость». Но со времени императора Юстиниана, после постройки знаменитого Софийского храма и учреждения новых многочисленных штатов при византийском патриархе, богослужение константинопольское приобрело необыкновенную пышность и великолепие, а Типикон Великой церкви далеко разошелся со своим первоисточником. Далее автор и обозревает особенности служб страстной и пасхальной седмиц по Типикону Великой церкви, чтобы показать рост и развитие его с эпохи Юстиниана. В частности, указав на обряд омовения и переоблачения престола в Софийском храме, совершавшийся в великий четверг патриархом при участии митрополитов и членов патриаршего клира, 3 проф. Дмитриевский подробно описывает чин оглашения готовящихся ко крещению, происходивший, по уставу Великой церкви, в храме св. Ирины, в страстную пятницу, при чем автор руководится Дрезденской рукописью 140 (л. 131), дополняя ее Евхологием Гоара. Святогробский Типикон 1122 г. в службе великой пятницы совершенно не упоминает об оглашенных, а Peregrinatio ad loca sancta (р. 73–75) содержит лишь некоторые сведения об этом чине, так что Типикон Великой церкви представляет в этом отношении особенность сравнительно с обычаями Сионской церкви. Крупную особенность устава Великой церкви составлял и обряд облачения престола в новую индитию ( παλλαγ τς νδυτς), происходивший в великую субботу, при участии византийского императора. Проф. А.А. Дмитриевский излагает его в параллельных греческих текстах известного придворного устава императора Константина Порфирородного «De cerimoniis aulae byzantinae» (Migne, P. |
Наконец, проф. А. А. Дмитриевский представил длинный список corrigenda, в котором исправил и восполнил и многие другие недочеты в издании г. Пападопуло-Керамевса. Вообще, вся первая глава исследования г. Дмитриевского, посвященная критике издания Святогробского Типикона 1122 г., опубликованного на иждивении Палестинского Общества, потребовала от автора весьма кропотливого и большого труда, который мог быть исполнен лишь потому, что проф. А. А. Дмитриевский непосредственно изучил рукопись памятника и тщательно проверил все издание по оригиналу. Для специалистов литургики весь критический аппарат нашего автора должен представлять большой научный интерес. Во второй главе исследования определяется «время, когда сформировался Святогробский Типикон и когда он вышел из богослужебной практики Сионской церкви». В приписке к оригинальной рукописи Святогробского Типикона время ее происхождения датируется совершенно определенно: она была переписана рукою Василия святоградца, писца и чтеца храма Воскресения Христова, и «закончена в понедельник, в третьем часу дня 27-го числа месяца февраля, от сотворения мира в лето 6630=1122, индиктиона 15». Однако, – по мнению проф. А. А. Дмитриевского , – внутренние признаки памятника и топография св. мест, здесь указанных, заставляют с несомненностью относить его к эпохе более древней, чем 1122 год. И далее автор анализирует содержание памятника, с целью определить время сформирования Святогробского Типикона и проследить дальнейшую его судьбу. Автор оперирует следующими данными. Описания служб и литаний в недели страстную и пасхальную, находящиеся в «Peregrinatio ad loca sancta», в общих чертах имеют поразительное сходство с аналогичными описаниями Типикона 1122 г. Строй каждой службы в отдельности, вся сумма чинов и последований в службах повседневных и годичных с торжественными обрядами, совершаемыми патриархом и многочисленным штатом клириков и монахов, литании внутренней (из храма Воскресения в базилику Константина, в гроб Господень, на Голгофу и пр.) и внешней (на Сион, Елеон, в Гефсиманию) – все это в одинаковой степени присуще обоим памятникам и убедительно свидетельствует, что святогробский чин богослужения в общих чертах вырабатывался на пространстве первых трех веков существования Иерусалимской церкви. |
gr., t. 112, col. 425–428) и рукописи Дрезденской королевской библиотеки 140 (л. 131 об. – 132). В чине литургии великой субботы по Типикону Великой церкви дается много места обрядам крещения оглашенных, которые также подробно описаны нашим автором по Дрезденской рукописи 140 (л. 132–133), – тогда как Святогробский устав 1122 г. лишь кратко говорит о крещении оглашенных ( νλεκτα, II, 186), а Peregrinatio ad loca sancta (р. 66–67) содержит небольшие к нему дополнения. Святогробский Типикон 1122 г. кратко отметил и обряд христосования патриарха на утрени в первый день Пасхи ( νλεκτα, II, 200), но в Типиконе Великой церкви этот обряд описан очень подробно, как это и видно из представленного профессором Дмитриевским извлечения из Дрезденской рукописи, снабженного и русским переводом. Далее, в Типиконе Великой церкви содержится описание торжественного выхода императора к пасхальной литургии во св. Софию, имеющее большое сходство с описанием того же обряда в придворном уставе императора Константина Порфирородного (ркп. Дрезденской корол. библ. 140, л. 2=De cerimoniis, Migne, t. 112, c. 254). В константинопольском уставе имеется особенность и в чтении евангелия на пасхальной литургии патриархом и архидиаконом (ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 2), неизвестная Святогробскому Типикону. Равным образом, в отличие от последнего, устав константинопольской церкви описывает торжественную патриаршую службу в понедельник пасхальной недели, совершавшуюся в храме Апостолов, с литанией на форум ко храму св. Константина и с выходом императора из дворца (ркп. Дрезденской корол. библ. 140, л. 2 об. – 3; сравн.: De cerimoniis, Migne, t. 119, c. 271–288), и богослужение в четверг на пасхальной неделе, происходившее в придворном храме апостола Иоанна Богослова и Иакова; по окончании этого богослужения патриарх шел с духовенством к императору для христосования и торжественного обеда (ркп. Дрезденской корол. библ. 140, л. 4). Отметив особенности Типикона Великой церкви сравнительно с Святогробским, автор кратко указывает свыше одиннадцати особенностей древнейшего Святогробского Типикона, которые, составляя его исключительную принадлежность, нашли потом некоторое отражение и в монастырском иерусалимском Типиконе обители св. |
Что представлял собой их устав в целом неизвестно, так как записей его не сохранилось. Мы можем установить лишь отдельные его особенности, правда, принципиального характера, отличавшие его от устава, которым руководствовался в храме Воскресения патриарх и его клир. Первой такой особенностью устава спудеев было наличие в нем чина всенощного бдения. Патриарх не отправлял всенощного бдения. Как видно из изложения службы в Неделю ваий, он отправлял вечерню и оставлял храм, затем снова приходил в него к утрене. Спудеи же приходили в храм по окончании в нем патриархом вечерни и совершали всенощное бдение до прихода к утрене патриарха. С приходом последнего они оставляли храм, переходили в свой монастырский храм Богородицы и там заканчивали чин всенощного бдения 240 . Святогробский типикон называет совершаемое спудеями бдение в Неделю ваий всенощным бдением по уставу недельной агрипнии ( καθς о τπος κατ κυριακς αγρυπνας), давая этим понять, что данный порядок богослужения имел место не только в Неделю ваий, но и на каждый воскресный день 241 . В изложении службы Великой Субботы Типикон также предписывает спудеям совершать с вечера Великого Пятка всенощное бдение, тогда как патриарх с клиром совершает в самую Субботу утреню 242 . Итак, чин всенощного бдения составлял одну из особенностей устава святогробских монахов-спудеев. Другую особенность этого устава составляла скромность и простота отправления богослужения, лишенная той помпезности, какую имело святогробское патриаршее богослужение. Святогробский типикон упоминает участвующими в сослужении с патриархом: митрополитов 243 , первого и второго 244 , третьего и четвертого священников 245 , второго (священника) святой Голгофы 246 , второго [священника] святого гроба Богородицы в Геф-симании 247 , протодиакона и архидиакона 248 , второго диакона 249 , третьего диакона 250 , особое лицо, помогавшее патриарху при его облачении в священные одежды и заведовавшее фимиамом, ароматами и розовой водой, употребляемыми при его служении, – канстрисия 251 , наблюдателя патриарших церквей, монастырей, а равно его облачений – сакеллария 252 , пономаря 253 , лиц, на обязанности которых было сопровождение патриарха в храм, очищение его пути от скопления народа и прислуживание за богослужением, – депотатов 254 , лицо, ведающее порядком в храме во время богослужения, – базиликарха 255 , диаконисс и иподиаконов 256 , чтецов 257 и особый институт мироносиц 258 , на обязанности которых было омовение лампад на Святом Гробе и зажигание их, помазание Святого Гроба миром и ароматами, каждение его, каждение патриарху и его приветствование. Многие из этих должностных лиц в силу своей многочисленности, делились на ранги: двенадцать архиереев или архонтов 259 , двенадцать диаконов, других двенадцать диаконов, еще других двенадцать диаконов 260 , четырнадцать рядовых иподиаконов и двенадцать носящих подсвечники 261 . |
В IV веке, как можно судить по описанию Peregrinatio, чин более или менее сформировался и сложился, так что производил из паломников сильное впечатление своей стройностью и величием. Последующие обстоятельства в судьбе Сионской церкви, как благоприятные, так и тяжелые, не прошли бесследно для ее ритуала и всецело отразились на нем. Так, например, Peregrinatio, при описании литаний страстной седмицы, ничего не говорит ни о базилике апостола Петра на месте его раскаяния, ни о Св. Софии на месте лифостротона, ни о храме на месте Овчей купели, о которых, однако, неоднократно упоминает Типикон 1122 года. Ясно, что эти храмы появились в Иерусалиме позднее IV века. И действительно, Св. София или базилика Св. Марии на месте лифостротона была построена в 530–542 годах, при материальной поддержке византийского императора Юстиниана, а также к этому времени следует относить, по свидетельству паломнической литературы, и базилику св. Петра на месте его раскаяния и церковь Владычицы Марии близ Овчей купели (Tobler, Itiner. hierosolym., I, 59, 65). Значит, Святогробский Типикон в том виде, в каком он сделался известен в науке, мог сформироваться не раньше половины VI века. В это же время он достиг и высшего своего развития, и полного практического применения в иерусалимском богослужении, так как все шестое столетие было периодом спокойного и благополучного во всех отношениях состояния Сионской церкви. В 614 году совершилось грозное нашествие на Палестину персидского царя Хозроя, который произвел страшный погром в св. местах Иерусалима, отразившийся и на богослужении Сионской церкви. Правда, патриарх Модест (614–634), преемник Захарии, взятого Хозроем в плен, усердно заботился о реставрации разрушенных иерусалимских храмов, но он не мог не придать постройкам прежнюю красоту и величие, ни восстановить святогробское богослужение в пышности и великолепии предшествующего времени. Касаясь, затем, дальнейшей судьбы Типикона, проф. А. А. Дмитриевский говорит, что «не разделяет того преувеличенного пессимизма, ни на чем не основанного», что в пору мусульманского владычества в Палестине «православные греки св. |
1218 Ср. Скабалланович, Толк. Тип. I, 301. Иной взгляд по этому вопросу развивает проф. Дмитриевский в исследовании «Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробской иерусалимской и Великой константинопольской церкви». Киев 1907. Греческий текст по рукописи 1122 года, издан Пападопуло-Керамевсом в Ανλεκτα ‘Ιεροσολυμυτυκς – Σταχυολογα, т. II (СПБ. 1894), стр. 4–5, 6. Греческий текст по копии 1804 г., но с русским переводом см. в кн. Дмитриевского, Богослужение страстной и пасхальной седмиц в Иерусалиме по Уставу IX–X века. Казань 1888 г. О характере последнего издания см. рецензию проф. Красносельцева в Византийском Временнике, т. II в. 4. (СПБ. 1895), стр. 632–655. 1222 Указано в Алексеевском и Евергетидском Уставах, см. у нас выше, стр. 44, прим. 3. ’Ανλεκτα, стр. 53. Дмитриевский, стр. 55. 1229 ’Ανλικτα, стр. 139. У Дмитриевского, на стр. 142, 143. иначе, но см. там же. стр. 392 прим. 85, и его же «Древнейшие патриаршие Типиконы», стр. 53. 1234 ’Ανλικτα, стр. 3. Дмитриевский, Богослужение, стр. 3. Относящееся сюда примечание почтенного литургиста (там же, стр. 220, прим. 7), утверждающее, что обычай Иерусалимского Устава последовательного чтения посланий апостольских за всенощным бдением по шестопсалмии «в последнее время вытеснялся другим – читать не самые послания ап. Павла, а толкования на них св. Иоанна Златоуста и других отцев», – конечно, совершенно неправильно: оно смешивает «великое» чтение после шестопсалмия (послание) со чтениями утрени (толкование), из которых первое всегда указывалось и указывается в Иерусалимском Уставе независимо от последних. 1237 Сведения о нем дают: Дмитриевский в исследовании – Древнейшие патриаршие Типиконы, особ. стр. 218–254; Д. Ф. Беляев в статье – Новый список древнего устава константинопольских церквей (Византийский Временник т. III (1896) стр. 427–460); Летопись историко-филологич. общества при новороссийском университете, Византийский отдел т. VI, стр. 329–344. 1238 Сведения о нем даны в исследовании Дмитриевского «Древнейшие патриаршие Типиконы», стр. |
Наконец, вечером в день П.- стациональное богослужение, начинавшееся на Елеонской горе с прокимна из Пс 119, после чего пели гимн «Воскресением Христовым разорися ад» и еще один прокимен, из Пс 64, и читали Евангелие - Лк 24. 13-35. Выслушав этот отрывок, в к-ром рассказано о явлении Воскресшего Христа двум путникам, молящиеся отправлялись на Сион (о посещении ротонды Воскресения в отличие от арм. перевода Лекционария в груз. переводе не сообщается), с пением прокимна из Пс 64 и тропарей. На Сионе совершали вечерню (в Иадгари приведены в т. ч. стихиры для этой вечерни) и после прокимна из Пс 149 читали Евангелие Ин 20. 19-25, что соответствует более ранней иерусалимской традиции, не считая упоминания о вечерне (в одной из груз. рукописей Лекционария также переставлены местами чтения Евангелия на Елеонской горе и на Сионе - возможно, ошибочно). Дальнейшее развитие богослужения П. в традиции древнего иерусалимского богослужения отражено в т. н. Святогробском Типиконе , рукопись к-рого - Hieros. S. Crucis. 43 - была написана в 1122 г., но отражает практику предположительно X в. (см.: Дмитриевский. 1894; Он же. 1907; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 179-205). Древнее бдение здесь предписано начинать «в 9-м часу дня», это еще более раннее время, чем было указано в груз. переводе иерусалимского Лекционария. В службе присутствуют как заимствования из литургической традиции К-поля (см. в ст. Византийское богослужение ), так и значительный объем гимнографии нового типа, основанной на сформировавшихся в Палестине в VII-VIII вв. моделях и к кон. I тыс. по Р. Х. распространившейся по всему правосл. миру. Совершенно особый вес в службе приобрели священнодействия, связанные с возжжением свечей от лампад на Гробе Господнем. Это соответствует традиции получения благодатного огня от Св. Гроба, фиксируемой с IX в. (впервые - в «Паломничестве» лат. мон. Бернарда, датируемом примерно 870 г.: «В святую субботу, которая является навечерием Пасхи, в той церкви [Воскресения] начинается утренняя служба, и по завершении службы поют «Господи, помилуй» до тех пор, пока не прибудет ангел, чтобы возжечь огонь в лампадах, висящих над упомянутым выше Гробом [Господним], от которых патриарх подает [огонь] епископам и остальному народу» (Itineraria Hierosolymitana/Ed. T. Tobler, A. Molinier. Gen., 1879. P. 315; см. ряд др. свидетельств IX-XII вв.: Bertoni è re. 1972. P. 40-45). Получению благодатного огня, или «святого света», как он назван в Святогробском Типиконе, предшествовал следующий чин: во 2-м часу дня ко Св. Гробу приходили «мироносицы» (представлявшие особый церковный чин в Иерусалимской Церкви того времени), патриарх и клирики и готовили лампады к предстоящей службе; в это время пели канон и часы «поскору». Когда лампады на Гробе Господнем были подготовлены, пели стихиру Τν σμερον μυστικς, произносилась ектения и совершался отпуст, после чего патриарх запирал кувуклию, а в храме гасили весь свет. |
| |