Досифей не говорит, откуда проистекала вражда перечисленных им лиц к патриарху Герману, и кто они были по своему общественному положению, и почему именно от них можно было ожидать оставлявшему свой престол Герману и обвинений, и оскорблений, от которых требовалось оградить его формальным актом. Не трудно, однако, видеть, что указанные лица были не греки, а туземцы сиро-арабы, принадлежавшие или к святогробскому братству или к туземскому клиру, и что их противление Герману относилось не к факту его удаления с кафедры, а к факту ее замещения избранником Германа – пришельцем Софронием. Это соображение как нельзя более подтверждается следующим рассказом Досифея о патриархе Паисии. «Приняв патриаршеский сан (в Яссах), Паисий с царским чиновником отправился через Константинополь в Иерусалим сухим путем. Синод и отцы приняли его как своего и как законного патриарха. Но клирики не хотели принять его по той причине, что когда Иерусалимом владели правители египетские, то в патриархи избираемы были не греки, а арабы. В то время и туземцы начали иметь большую силу в управлении делами церковными, потому что арабы вели себя крайне низко, и своим всегда чрез меру благоприятствовали, п поэтому-то патриархи из арабов безразлично начали разделять власть с еди­ноплеменниками своими и туземцами. А после и патриархи из греков, имея неприятности с языческими народами, оставляли во власти арабов то, что дано им было временем, так что всеми доходами патриаршеского престола преимущественно заведовали туземные арабы, и они же главным образом распоряжались и необходимым для содержания, имея, впрочем, в виду только свою пользу. А так как Феофан ограничил несколько прежнюю дер­зость туземцев, то вот они, когда прибыл новопоставленный патриарх Паисий, сговорившись, вышли вон из святого града и наметали кучу камней, делая все это с той целью, чтобы показать противление патриарху. Но Паисий, как сказано выше, был человек твердого духа. Он тайно переговорил с судьями, дал им несколько денег с тем, чтобы они не оказывали благоволения к тому из туземцев, кто дерзнул бы отказывать в почтении к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Настоящий преемник Иерофея (нечего, разумеется, и считать калифа на час, Фотия) блаженный Никодим, человек полный сил и энергии, трезвого ума, поживший довольно в России и сильный ее могущественною поддержкою, обязанный ей всецело своим избранием, по-видимому, понял задачу, налагаемую на него высоким саном, и принял крепко бразды правления, но едва ли ему, русскому ставленнику, уже обвиненному в пристрастии к русским и подкупе ими, сокрушить гидру Святогробского братства, Иерусалимского синода и поправить ошибку нескольких веков, хотя бы ему и покровительствовала самая Россия, потому что в старых прорвавшихся мехах не может держаться новое вино, и чем более его вольется, тем скорее прорвутся даже починенные, но заплатанные меха. Греки стали уже не в силах быть носителями православия, оно выскользает из их рук в Палестине; они стали бессильными уже потому одному, что не имеют никакой политической роли. Русская дипломатия, при всем своем внимании к судьбам православия на Востоке вообще и на Святой Земле в особенности, сделала большую ошибку, если бы стала поддерживать современный status quo Палестинских дел. Между тем дипломатическая поддержка в делах религии более, чем где-либо, нужна в Палестине, где столкнулись на почве религии представители различных христианских вероисповеданий, прикрывая часто знаменем веры свои политические проделки. Пропагандисты католицизма и протестантизма «идут, поэтому, рука об руку с правительствами западных держав, опираясь друг на друга», по выражению В.Н. Хитрово . Православие, увы! не сильно даже этою поддержкою, потому что могучая сила России, даже если бы и прилагалась к рычагу православия на Святой Земле, которое представляет Иерусалимский патриархат, то она парализировалась бы в десять и даже во сто раз уже по тому одному, что падала бы на короткое плечо рычага, коим нельзя приподнять огромной тяжести грехов, накопившихся веками, лежащих на его длинном плече. Если Патриархату даже, как центру тяжести православия в Палестине, не помочь этому последнему, то нечего возлагать надежд и на весь строй греческой теократии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для Иерусалимского Патриархата значительно более серьезной проблемой, чем конфликты внутри иерархии, было давнее противостояние малочисленного греч. духовенства и араб. паствы, добивавшейся большего участия в церковных делах. Национальные чувства арабов Палестины подогревал пример соседнего Антиохийского Патриархата, где в 1899 г. Главой Церкви был избран Патриарх араб. происхождения. Младотур. революция в Стамбуле в июле 1908 г. стимулировала подъем национальных движений и политической активности в араб. землях Османской империи. Патриарх Д. отнесся к революции весьма сдержанно и увещевал паству не злоупотреблять дарованной свободой. Осенью 1908 г. в Палестине начались выступления араб. правосл. населения с требованиями уравнения в правах арабов и греков, допуска местных уроженцев на ответственные церковные посты и создания Смешанного совета из духовенства и мирян для управления делами правосл. общины. Иерусалимский Синод отклонил все эти предложения. Напряженность в арабо-греч. отношениях нарастала. Члены Синода заподозрили Патриарха в соглашательстве с арабами и 13 дек. низложили его. Местоблюстителем был избран 70-летний архиеп. Тивериадский Мелетий. Д. отказался признать низложение и продолжал считать себя Патриархом. Арабы сразу же сделали его знаменем своей борьбы. В городах Палестины проходили бурные манифестации с требованиями вернуть Патриарха к власти. Греч. духовенство было изгнано из Яффы и Назарета. Российский консул в Иерусалиме А. Ф. Круглов также демонстративно поддерживал Д. Тур. правительство долго колебалось, не зная, на чью сторону встать. На него оказывали давление как греч. Патриархи К-поля и Александрии, так и араб. депутаты парламента. Признание Портой Местоблюстителя Мелетия (2 янв. 1909) привело к резкому обострению обстановки в Иерусалиме, когда святогробцы оказались фактически осажденными в патриаршем мон-ре толпами араб. демонстрантов. Власти бездействовали, не решаясь силой подавлять выступления арабов. В кон. января османское правительство направило в Палестину специальную комиссию для изучения обстановки. Под впечатлением массовых выступлений арабов комиссия 30 янв. постановила, что низложение Д. является незаконным. Синод протестовал против вмешательства комиссии во внутрицерковные дела. 7 февр. власти выслали из Палестины самых непримиримых противников Д.- секретаря Патриархии Мелетия (Метаксакиса) (впосл. Патриарх Мелетий IV К-польский) и ректора Богословской школы Хризостома (Пападопулоса) (впосл. архиеп. Элладский). 10 февр. Местоблюститель Мелетий, архиеп. Тивериадский, скончался от сердечного приступа. Его смерть и непрекращающиеся демонстрации арабов деморализовали Святогробское братство. 16 февр. под давлением османского губернатора Иерусалима Синод обратился к Д. с просьбой о прощении и примирении. К-польский и Александрийский Патриархи некоторое время отказывались признавать возвращение Д. на престол и примирились с ним только летом 1909 г.

http://pravenc.ru/text/168768.html

В России быстро нарастало разочарование в деятельности Н., к-рый сразу же по прибытии на Восток дезавуировал свои публичные пророссийские заявления. Патриарх не обладал сильным характером и ясным представлением о стоявших перед ним целях. Корпоративная греч. солидарность и собственные властные амбиции привели к тому, что он крайне болезненно воспринимал любые попытки России закрепиться в Палестине, особенно стремление добиться разрешения на регулярное русское богослужение в храме Св. Гроба. Начало Патриаршества Н. совпало с первыми годами существования Палестинского православного общества (ППО), основанного в 1882 г. под патронажем российской имп. фамилии с целью укрепления рус. присутствия на Ближ. Востоке. Святогробское братство увидело в ППО опасного конкурента, способного вытеснить греч. духовенство из Палестины. Кампания ППО по открытию рус. школ для православных арабов вызвала явное недовольство со стороны Иерусалимского Синода. Переговоры Н. с секретарем ППО В. Н. Хитрово в 1884 г. закончились соглашением о том, что Патриархия будет осуществлять надзор за школами. Во избежание дальнейших трений с Синодом школьное дело решено было развивать не в окрестностях Иерусалима, а в Галилее. Именно там, в Назарете, в сент. 1886 г. была открыта 1-я учительская семинария ППО, готовившая кадры преподавателей для рус. школ на араб. Востоке. Еще одним камнем преткновения в отношениях России с Патриархией стало строительство рус. церквей в Палестине. Зависимость Н. от российской финансовой и политической поддержки вынуждала патриарха внешне сохранять лояльность к С.-Петербургу. Так, 1 окт. 1888 г. Н. лично возглавил освящение рус. храма равноап. Марии Магдалины на Елеонской горе в присутствии вел. кн. Сергея Александровича , председателя ППО. В то же время конфиденциальные архивные документы сохраняют свидетельства серьезных разногласий между патриархом и российскими представителями (Хитрово, архим. Антонином (Капустиным) ) по вопросам расширения рус. присутствия на Св. земле.

http://pravenc.ru/text/2565572.html

Все волнения в среде русских людей в Иерусалиме, возмущение членов Русской Духовной Миссии, препирательства с Духовною Миссиею и недоразумения архимандрита Леонида с Патриархом Кириллом и членами Святогробского братства в преувеличенном и одностороннем освещении А. Н. Карцева не могли не волновать нашего посла в Константинополе Н. П. Игнатьева. В письме от 25 марта на имя архимандрита Леонида он со свойственною ему прямотою и решительностью, «не зная о которых, по словам самого отца архимандрита Леонида, он бы никогда не решился променять своё уединение на тяжёлый крест Иерусалимской службы, службу Единому Богу на службу не одному, а многим господам», поставил отцу архимандриту Леониду «с благородным негодованием» вопрос: «Неужели не для прославления Православной Церкви, не для утверждения доброго мнения о русских, о представителях её за границей, о русском духовенстве, о единодушии русских людей, ужели не для водворения мира, тишины, согласия и любви заехали Вы во Святой Град, а для явной ссоры». «С искренностью и доверием к тем благородным побуждениям, которые Вам внушили этот вопрос, отвечаю: «Да, Бог мне свидетель, что с этими благими намерениями, для достижения этих самых добрых целей решился я, – откровенно заявил в своём ответе архимандрит Леонид, – поднять на свои слабые плечи столь важное дело, но в то же время не скрывал ведь ни от себя, ни от Вас всю трудность предлежащей задачи, потому что, как не безызвестно и Вам: 1) первоначальное предположение моё о самом существенном преобразовании Миссии, то есть о придании ей монастырского устройства для ограждения раз навсегда прочности её внутреннего порядка, – оставлен без исполнения; 2) с водворением новой Миссии в Иерусалиме и «Иерусалимское дело» вошло в новый фазис своего существования, вследствие чего не замедлили явиться и новые недоразумения и неудобства, которых прежде не было и нельзя было предусмотреть; 3) прошу, наконец, милостиво припомнить, что ведь мне не пришлось продолжать дело, благоустроенное сколько-нибудь моими предместниками: хозяйства какого-нибудь не было и следов, и мне пришлось чуть не со дна добывать или выспрашивать как милости самого необходимого для материального (обор.) устройства Миссии, что и вооружило на меня ещё в Петербурге тех, чьё косвенное влияние и при нынешнем устройстве странноприимных заведений ещё не лишилось своей силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

постоянно встречаются угрозы наказания за взаимные раздоры. 694 Но как бы там ни было, святогробцам удавалось по возможности «не выносить сор из избы» и, за редким исключением, не втягивать в свои внутренние распри османские власти. В отличие от чехарды столичных патриархов, возводившихся и свергавшихся чуть ли не каждый год в результате интриг собственного клира и османских сановников, на иерусалимском престоле за 350 лет сменилось всего 17 патриархов. Палестинские летописи и труды позднейших историков 695 дают представление об основных правилах замещения опустевшей патриаршей кафедры. До середины XVII века патриархов избирали в Иерусалиме архиереи и монахи, а начиная с Паисия (1645 г.) сами выборы стали происходить под контролем вселенских патриархов, как правило, в Стамбуле. В церемонии участвовали константинопольский патриарх и его Синод (в соответствующих документах они все время подчеркивали свое право покровительствовать остальным восточным церквям), влиятельные фанариоты-миряне, в том числе великий драгоман и господари Молдавии и Валахии, а также находившиеся в тот момент в столице клирики Святогробского братства. Сделанный выбор иногда утверждался палестинским духовенством. Конфликтов на этой почве между Иерусалимом и Константинополем не возникало, потому что почти каждый патриарх заранее подбирал себе преемника, и воля патриарха всегда соблюдалась. Никаких свидетельств об османском вмешательстве в замещение иерусалимской кафедры на протяжении XVI – первой половины XIX в. не встречается. Каждое избрание патриарха подтверждалось соответствующим султанским бератом, но это во многом была чисто канцелярская формальность, закреплявшая уже произведенный выбор. 696 Что касается свержений архиереев, столь частых в столице, то в Палестине подобных примеров не наблюдалось. Из 17 иерусалимских первосвятителей 9 правили пожизненно, 1 (Софроний, 1770–1774 гг.) был переведен на константинопольский престол, 7 отреклись от власти, причем о большинстве из них точно известно, что отречение состоялось по причине дряхлости и сделано было добровольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

472 Герасим (Протопапа Константин; 1839–1897) – видный церковный деятель греческого Востока. Родом из Греции, закончил Богословскую школу Святого Креста в Иерусалиме и математический факультет Афинского университета (1866). Член Святогробского братства: архимандрит (1870), митрополит Филадельфийский (1877), митрополит Скифопольский (1881), кандидат на Иерусалимский патриарший престол после смерти Патриарха Иерофея (1882–1883), Патриарх Антиохийский (1885–1891). Наконец, Патриарх Иерусалимский (1891–1897). 473 Шишкин Николай Павлович (1830–1902) – государственный деятель, дипломат. С апреля 1853 г. – на службе в Азиатском департаменте МИД. В 1859–1875 гг. служил в консульствах России в Румынии, Турции и Сербии. Чрезвычайный посланник и полномочный министр в Северо-Американских Штатах (1875–1880), в Греции (1880–1884), в Швеции и Норвегии (1884–1891). Товарищ министра иностранных дел (1891–1896), неоднократно в эти же годы исполнял обязанности временно управляющего МИД. Управляющий Министерством иностранных дел (1896–1897). Член Государственного Совета (1897). 474 «Чихачев» – товарно-пассажирский пароход, построенный по заказу Русского Общества Пароходства и Торговли в 1867 г. в Ньюкасле (Англия). С 1887 г. приписан к одесскому порту. В ночь с 11 на 12 февраля 1891 г. во время рейса Александрия-Одесса выскочил на камни во время шторма у Яффы, переломился и затонул. 475 Горненское «скиталище» (от слова ‘скит’), как называл свое детище архимандрит Антонин, будет признано женской общиной лишь в 1898 г., после кончины и Патриарха Герасима, и Антонина. 476 Гапанович Полиевкт Иоаннович, священник. Окончил Волынскую ДС. Законоучитель Холмского Мариинского 6-классного женского училища. Священствовал в с. Бусьно. Совершил паломничество в Святую Землю в июле 1884 г., сопровождая епископа Волынского Модеста (Стрельбицкого) . 477 Капустин Михаил Иванович (1837–1904) – младший брат архимандрита Антонина, пермский краевед, общественный деятель. Окончил Пермскую ДС (1858) и Московскую ДА (1862). С 1862 г. преподаватель Пермской ДС. В 1873 г. был избран мировым судьей, впоследствии занимал разные общественные должности. Магистр богословия (1876). Сыграл важную роль в организации работы «Пермских епархиальных ведомостей» (член редакционного комитета в 1868–1873 гг.). Член комиссии по разбору архивных дел Пермской духовной консистории (1870), член Пермской ученой архивной комиссии (1894). Автор биографических заметок о своем брате (см.: Капустин М.И. Стихотворения покойного о. архимандрита Антонина. Екатеринбург, 1900; Поэзия и проза в старой Пермской семинарии (ко дню 100-летия семинарии). Пермь, 1900; Биографическая заметка об архимандрите Антонине (Капустине) //Святая Земля. Историко-культурный иллюстрированный альманах. Ч. 1. Иерусалим, 2012. С. 132–134).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В то же время по всему православному востоку начались сборы милостыни на уплату долгов иерусалимской патриархии. В пределах Турции все православные общины добровольно обложили себя поголовным сбором для Иерусалима. Сербы внесли в святогробскую кассу более десяти тысяч червонцев, австрийские славяне собрали около 80 тысяч рублей. Но больше всего помогла иерусалимской церкви единоверная Россия. Патриарх Афанасий обратился в Св. Синод с просьбой разрешить ему сбор милостыни по всей России. Получив это разрешение, он послал сюда, в качестве сборщика милостыни, своего предполагаемого преемника по патриаршей кафедре, фаворского архиепископа Иерофея, который прожил в России пять лет и собрал более 800 тысяч рублей. Кроме того, во всех русских церквах, по ходатайству патриарха Афанасия, были заведены особые кружки для сбора доброхотных подаяний в пользу палестинской церкви, и этот, так называемый кружечный, сбор ежегодно стал отсылаться в Иерусалим. В правление патриарха Афанасия местная светская и духовная власть на Кавказе захотела отобрать имения Св. Гроба, издавна существовавшие в Грузии и Имеретии, ввиду тех беспорядков, какие допускались в управлении этими имениями со стороны архимандритов-греков, присылаемых из Иерусалима. Патриарх Афанасий восстал против этого, нашёл себе решительную поддержку в нашем Св. Синоде, и дело со святогробскими имениями в Грузии оставлено было в прежнем виде, как того желал кир-Афанасий. В 1885 году армяне выхлопотали у Порты фирман, в силу которого отняли у греков некоторые принадлежавшие им в Иерусалиме св. места. Патриарх Афанасий и всё святогробское братство обратились к русскому Государю и в Св. Синод с просьбой защитить их от нападения армян и возвратить отнятые у них армянами св. места. По Высочайшему повелению, русскому послу в Константинополе было приказано сделать Порте представление о незаконном захвате армянами св. мест. Вследствие этого, новым султанским фирманом грекам были возвращены в Иерусалиме все св. места, а вместе с тем были восстановлены и подтверждены старинные их права и преимущества, в том числе право починять свои священные здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

что иерусалимские патриархи не законно усвоили себе власть заживо назначать себе преемников, потому что сия власть принадлежать одному султану; с. что архиепископ фаворский участвовал с покойным патриархом во всех злоупотреблениях по Палестинской церкви и что он есть враг Турции, как человек облагодетельствованный и ласкаемый Россиею; d. что ежели фаворского утвердит патриархом, то Турция будет иметь двух неприятелей в лице двух патриархов: иерусалимского и вселенского, которого недавно поддержала Россия против общего желания сменить его. Наконец, враги подослали к турецкому министру благовидное и вероятное известие, будто архиепископ фаворский обещает ему 200000 пиастров, лишь бы он поддержал его сторону. Министр взбесился и склонился на сторону сильной партии и древний престол иерусалимский утратил бы свою независимость, если бы не спасла его ваша миссия. Наша миссия в свой час, и в час добрый, вступилась за древние права иерусалимского престола: за право независимости и право избрания патриарха из среды святогробского братства. Она поставила на вид турецкому министру, что Иерусалимский патриарх есть патриарх не одной церкви Палестинской, но и всего христианского мира, и потому если дать право константинопольскому синоду избирать сего патриарха, то и российскому синоду надобно будет уступить подобное же право, – тем более, что Иерусалимское патриаршество содержится имениями Молдавии и Валахии, кои находятся под покровительством России. Министр струсил и уверил нашу миссию, что Порта не нарушит древних прав Иерусалимского патриаршества, но присовокупил, что святогробское братство пусть изберет в патриарха из среды своей кого угодно, только не архиепископа фаворского, потому что султан имеет свои резоны, по которым сей архиепископ не может быть утвержден им. Таким образом, одни шаг выиграли, а другой шаг проиграли. Но проигравшие не теряли присутствия духа и действовали сильно; они решились уничтожить архиепископа фаворского и выиграть хотя половину дела ускорением оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

ИЮНЬ 23. Утром я посетил митрополита и после обычных приветствий начал разговор. – Владыка святый! Я пришел поговорить с вами наедине об одном важном деле. Прощу вас удостоить меня вашим вниманием. – И телесный, и духовный слух мой открыт для вас, – отвечал ласково митрополит. – Без сомнения, вам известно печальное происшествие, случившееся вчера в доме православного араба. – Дауда? Знаем, знаем. Э, пустое дело, семейная ссора...; подобные случаи не редки между арабами; они варвары, батюшка, варвары! – Пустое дело, владыка, да следствия его печальны. От искры загорается пожар. Ведь, Дауд со всею роднею своею хочет принять унию под покровительством французского консула. – Кто вам сказал это? – Я слышал об этом от достоверных людей. – Наши говорили вам? Не верьте им и между ними есть лжебратия. – Я давно не видал ни одного из ваших старцев и прошу вас не подозревать никого из них. Я умею напиться воды из ближайшего источника. – Будьте спокойны, о. архимандрит, и верьте мне, что пожара не будет. Я заметил, что митрополит хотел отделаться пустыми отрицаниями и скрытностью, и потому решился заставить его быть искренним и склонить его в пользу Дауда. – Приятно верить вашему проречению, продолжал я. Но горестно слышать, что искры семейного раздора брошены из монастыря Св. Гроба. Весь мир оправдывает Дауда и обвиняет преосвященного Кирилла и его герондиссу. – Арабы злодеи! закричал митрополит, покраснев. Они ненавидят нас и поносят. Вы им верите, а нас обвиняете. – Что вы говорите, владыка! Я обвиняю вас? Я, отрок малый пред вами? Я пришел только сказать вам то, что слышал, и, если это правда, просить вас потушить дело, которое чернит все святогробское братство, и удержать в православии несколько душ христианских. Честь вашего братства дорога для меня так же, как и моя собственная; и мне больно думать, что не завтра, так послезавтра уменьшится стадо Христово, и без того малое и слабое. – Да не верьте слухам. Они преувеличены. – Положим, что они даже не справедливы. Но, кажется, благоразумие заставляет устранять и ложные, вредные слухи, и особенно, когда многочисленные враги наши готовы воспользоваться ими ко вреду нашему, Вы знаете, что теперь Иерусалим сделался местом европейским. Думаете ли вы, что консулы и попы латинские и английские не знают вчерашнего происшествия? И можно ли надеяться, что они пощадят вас и скроют разнесшийся по всему городу слух, что монахиня, герондисса наместника патриарха, мешается в семейное дело, заводит ссоры, гонит невинных и голубицу отдает на растерзание лютому ястребу!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010