Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεον τν Ιεροσολμων; араб.          ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее Блаженство Патриарх Святого Града Иерусалима и Всей Палестины (греч. Η Ατο Θειοττη Μακαριτης, Πατριρχης τς Αϒας Πλεως Ιερουσαλμ κα Πσης Παλαιστνης; араб.              ). Торжественный титул патриарха ИПЦ - «Блаженнейший и Всесвятейший Патриарх Святого Града Иерусалима и Всей Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона». Богослужение совершается на греч. и араб. языках. Патриаршая резиденция располагается в Христианском квартале Старого города Иерусалима при храме Гроба Господня (Воскресения Христова). Она представляет собой обширный комплекс зданий, храмов и дворов, где находятся покои патриарха и помещения различных учреждений Церкви. Под председательством патриарха действует Свящ. Синод, постоянными членами к-рого в наст. время (2009) являются 5 митрополитов, 4 архиепископа и 7 архимандритов. Свящ. Синод осуществляет высшую власть в ИПЦ в вопросах вероисповедания, законодательства и управления. Патриаршая канцелярия состоит из 5 основных управлений (эпитропий), заведующих вопросами состояния св. мест, экономики, юридических дел и собственности, структур образования, погребения и поминовения усопших. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с востока Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с востока Большое значение в жизни ИПЦ имеет Святогробское братство - монашеское сообщество, объединяющее монашествующих сотрудников управленческого аппарата Патриархата, а также насельников неск. наиболее важных мон-рей при святынях Палестины; глава братства - Иерусалимский Патриарх; главной обителью братства является монастырь святых Константина и Елены при Патриаршей резиденции. Святогробское братство - хранитель правосл. св. мест и собственник земельных участков, на которых расположены святыни; по офиц. данным, в 2009 г. в составе братства было 105 чел. (в т. ч. 10 митрополитов, 9 архиепископов и 52 архимандрита). По традиции в ИПЦ только члены братства могут быть удостоены архиерейского рукоположения.

http://pravenc.ru/text/293788.html

  разделы   рассылка  распечатать Встреча Патриарха Иерусалимского Фeoфuлa III с российскими журналистами стенограмма 11 апреля в Иерусалиме делегация российских журналистов встретилась с патриархом Иерусалимским Фeoфuлoм III. Встреча была организована Фондом Андрея Первозванного. Портал " Религия и СМИ " публикует стенограмму встречи. Патриарх Иерусалимский Феофил: Прежде всего, добро пожаловать в наш Патриархат. Мы рады приветствовать вас здесь в Иерусалиме и в Патриархате. Мы рады принять журналистов, приехавших со всей России. Потому что сегодня, благодарение Богу, русские люди как из России, так и из Украины и других бывших республик Советского Союза, в большом числе приезжают сюда в Святую Землю в качестве паломников, и мы их принимаем и делаем все, чтобы их приветствовать здесь и позаботиться о них, и помочь всем, чем можем. Как вы знаете, Иерусалимский Патриархат является самым древним религиозным церковным православным институтом на Святой Земле, и он обладает непрерывной исторической преемственностью от самых основателей Церкви. Мы считаем себя скорее хозяевами, чем гостями Святой Земли – в духовном смысле. Именно благодаря присутствию здесь Патриархата и Святогробского Братства святые места, к которым вы приходите поклониться и которые вы почитаете, к которым у вас есть доступ, до сих пор являются местами поклонения, освящения и благословения. Все это именно благодаря присутствию здесь Святогробского Братства, которому удалось с Божией помощью, через жертвы своей кровью, деньгами и многие другие жертвы, сохранить и поддерживать эти святые места в качестве мест поклонения. В противном случае все эти места исчезли бы, их бы уничтожили, как это часто бывало. Это признается всеми, не обязательно только христианами, но и местным населением и властями. Кровь некоторых наших братьев все еще свежа – кровь, которой пожертвовали ради защиты святых мест. Важность и значимость Святой Земли, и в особенности Иерусалима, заключается в том факте, что это самое место, именно эта часть земли была благословлена и освящена жертвенной кровью Господа нашего Иисуса Христа.

http://religare.ru/2_53524.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ II [греч. Κριλλος] (в миру Константин Критикос; между 1790 и 1795, Хора, о-в Самос - 18.08.1877, К-поль), патриарх Иерусалимский (28 марта 1845 - 7 нояб. 1872). Род. в простой греч. семье на о-ве Самос; его отец, Николай, происходил с Крита, из-за чего и получил фамилию Критикос, т. е. критянин. В источниках существуют разногласия относительно даты рождения Константина: 1790 г. ( Антонин (Капустин). 2010. С. 380), 1792 г. ( Κωνσταντινδης Ι. Χ. Κριλλος. Ο Β. Πατριρχης Ιεροσολμων//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1205), 1795 г. (автор биографического очерка из газ. «Самос» (Σμος. 1877. 31 Αγοστου, N 716)). Как и большинство Иерусалимских патриархов османского периода, не имел ни светского, ни церковного высшего образования, окончил только местную начальную школу, основанную митр. Самосским Даниилом. В 1814 г. (по др. источникам, в 1816) был пострижен в монашество и рукоположен во диакона Самосским архиеп. Кириллом. Год спустя рукоположен во иерея еп. Стагийским Амвросием и по инициативе протосинкелла Св. Гроба Матфея назначен настоятелем в принадлежащий Святогробскому братству храм Благовещения Пресв. Богородицы в Митилиньи на о-ве Самос. В 1819 г., после того как в очередной раз его ходатайство о паломничестве в Иерусалим было отклонено, К. самовольно отправился в К-поль, где был благосклонно принят Иерусалимским патриархом Поликарпом (1808-1827), постоянно проживавшим в столице Османской империи. В 1820 г. К. был принят в члены Святогробского братства в Иерусалиме и в течение 12 лет исполнял различные послушания: служил в храме Воскресения Христова, потом стал игуменом мон-ря свт. Николая Чудотворца в Иерусалиме, а затем настоятелем Успенского храма в Гефсимании. В 1830 г. К. был хиротонисан во архиепископа Севастийского и назначен членом Свящ. Синода Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ), а через 8 лет стал архиепископом Лиддским и патриаршим эпитропом (наместником) - Иерусалимский патриарх Афанасий V (1827-1844), как и его предшественник, постоянно находился в К-поле. Историк И. И. Соколов утверждал, что при переводе на Лиддскую кафедру К. «по-прежнему остался во главе высшего церковного управления в Святой Земле, сосредоточив в своих руках почти всю власть патриаршей епитропии. Своей энергией и опытностью в управлении он приобрел общее уважение не только христиан, но и мусульман Иерусалима и являлся в представлении и инославных деятелей в Святой Земле наиболее авторитетным членом Святогробского братства» ( Соколов. 1914. Вып. 1. С. 33).

http://pravenc.ru/text/1840397.html

П.В. Безобразов Записка от 6 Января 1845 г., поданная в Константинополь В.П. Титову 57 1 . В Иерусалиме учреждается духовное посольство церкви российской к церквам палестинской, александрийской и антиохийской, или российский общежительный, свято-поклонный монастырь первого класса 58 . Самое название сего монастыря уже определяет свойство посылаемых лиц и образ их жизни. Все они должны быть монахи и обязаны соблюдать устав общежития. Дабы сей монастырь иноверцам казался учреждением богоугодным, а не политическим, для сего пребывающие в нём монахи объявляются поклонниками и переменяются в определённые времена. Согласно с сим даётся ему и название свято-поклонного. Он есть такое придворье в святом Граде, в которое русские иноки приходят на короткое время для поклонения святым местам и из которого возвращаются назад, сменяясь другими. Кратковременное пребывание их там одобряется ещё и потому, что оно избавит их от скуки, устранит от монастыря нравственную возможную порчу, и, давая место новым инокам, поддержит в нём всегдашнюю свежесть сил и горячность покаяния. А кто в России не захочет покаяться и послужить при гробе Господнем? 2 . Святейший Синод уведомляет патриарха иерусалимского о водворении русского братства в святом Граде и поручает оное молитвам и любви его, изъясняя, что оно водворяется: а) для теснейшего единения церквей российской и палестинской; б) для непрерывного моления о богоспасаемой России и о царствующем в ней доме; в) для передачи милостынь российской церкви в казну святого Гроба и тайных пожертвований частных лиц в пользу беднейших христиан Палестины; г) для нравственного надзора за русскими поклонниками, но не для совершения над ними таинств и обрядов церковных, что предоставляется греческому духовенству; д) для защиты их в случаях надобных, совместно с ходатайством за них монастыря Святогробского пред местным начальством, и наконец, е) для учёных занятий 59 . От Святейшего Синода посылается братское извещение к патриархам александрийскому и антиохийскому о водворении русского братства в Иерусалиме, с поручением оного молитвам и любви их 60 . (Так поступило английское духовное начальство при водворении своей миссии в святом Граде). После этой общительности наши старцы иерусалимские станут ближе к сим патриархам и будут лучше узнавать состояние и нужды церквей египетской и сирийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В Иерусалиме прошел торжественный акт, посвященный 160-летию Русской духовной миссии 27 октября 2007 г. 22:27 26 октября 2007 года в гостинице «Давидова крепость» («David Citadel») в Иерусалиме прошел торжественный акт, посвященный 160-летию Русской духовной миссии . Мероприятие почтил своим присутствием Блаженнейший Патриарх града Иерусалима и всей Палестины Феофил III . Его сопровождали члены Святогробского братства. Вел заседание глава делегации Русской Православной Церкви  председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский Калининградский Кирилл . Среди участников — митрополит Ижевский и Удмурсткий Николай , архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон , епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан , епископ Балтийский Серафим , епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий , епископ Егорьевский Марк , епископ Якутский и Ленский Зосима , епископ Богородский Елисей, от Русской Зарубежной Церкви – архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк . На заседании присутствовали директор департамента Министерства иностранных дел России по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями А.К. Орлов, Посол Российской Федерации в Израиле П.В. Стегний, Посол России в Иордании А.М. Калугин,  Посол Молдавии в Израиле Л. Микулец, ученый секретарь Императорского православного палестинского общества А.В. Охоткин, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Н.Н. Лисовой. «160 лет — это большой период, за это время многое изменилось как на Святой Земле, так и во всем мире. Но одно остается всегда неизменным — Божественное присутствие через великую благодать, которая дана этому месту. Через соприкосновение с этими святыми местами мы соединяемся с библейской историей, именно поэтому они окружены почитанием. Мы верим, что эти места отмечены особой благодатью. Вот почему с самого начала христианской эпохи люди стремились в этот уголок земного шара — здесь совершилось самое главное событие человеческой истории, эта земля отмечена присутствием ветхозаветных пророков, святых апостолов и первых христианских мучеников», — сказал владыка Кирилл, открывая торжественный акт.

http://patriarchia.ru/db/text/314115.htm...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III 2 декабря 2017 года 2 декабря 2017 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом . Высокого гостя сопровождали архиепископ Константинский Аристарх, архиепископ Иорданский Феофилакт, представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), архидиакон Марк (Хендерсон). Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , управляющий  Венско-Австрийской  и  Венгерской  епархиями  епископ Подольский Тихон , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   епископ Звенигородский Антоний , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. В ходе встречи обсуждался ряд вопросов, в частности, положение на Святой Земле и в целом на Ближнем Востоке. В Русской Церкви высоко оценивают усилия  Иерусалимской Православной Церкви  по сохранению святынь Святой Земли, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. «Мы воспринимаем роль Иерусалимского Патриархата очень серьезно. Когда мы говорим, что вы — хранители святых мест, то мы не просто употребляем какое-то фольклорное историческое понятие. Благодаря мужеству Святогробского братства, и, может быть, благодаря природному таланту греческого народа удается сохранять статус-кво и неповрежденные святые места для юрисдикции Иерусалимского Патриархата», — свидетельствовал Его Святейшество. «Трудно себе представить, что было бы со святыми местами, если бы иерусалимское братство на протяжении веков не стояло на защите православных святынь, — далее подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. — Не знаю, остались ли бы даже камни, не говоря о святынях. Поэтому мы с огромной признательностью относимся к вашей миссии, очень сложной, требующей мужества, мудрости и способности обороняться».

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

К.А. Панченко Глава V. Монастыри и монашество В трапезе чтения не чтут, разве при гостях, понеже суть вси прости и не разумеют не токмо книжного писания, но многи суть, иже греческаго простаго языка не умеют, кроме турецкаго; сии суть от Анатолии, все по турецкому беседуют, аще же и греческие книги в церкви чтут, но не разумеют, тако бо токмо изучаются чтения ради церковнаго, да христианская вера не исчезает; прочии же, аще и знают по греческу... то суть или глухи, или слепи, или зело стари, таковых бо там патриарх оставляет жити, де не много глаголюще, пребывают в молчании. Григорович-Барский В. 1726 год. Вехи истории ближневосточного монашества. Монастыри Иерусалима: вырождение? Монастыри Иерусалима: сколько их было? Лавра св. Саввы. Крестный монастырь. Прочие палестинские обители: хроника агонии. Святогробское братство: структура и устав. Моральный облик святогробцев. Кадровые резервы и центры силы в Братстве. Сирийские монастыри: источники. Сайданайская обитель. Другие обители Внутренней Сирии. Дейр аль-Баламанд. Горные монастыри над Бейрутом. Триполийская группа. Хаматура. Рас Баальбек и монастырь св. Георгия Хумейр. Прочие горные монастыри. Монастыри Антиохийского патриархата: ритмы развития. Сирийское монашество как социальная группа. Вехи истории ближневосточного монашества Монастыри играли выдающуюся роль в истории Христианской цивилизации, настолько огромную, что здесь мы не беремся анализировать все ее аспекты. Монашеское движение было каналом выхода религиозной энергии, переполнявшей в те или иные эпохи различные области христианской ойкумены; это был способ ухода от жестокого мира для людей с тонкой психикой; в рамках монашеской аскезы реализовывался мистический путь Богопознания. Мы оставим в стороне все эти сюжеты, мало доступные понятийному аппарату позитивистской науки. Но наряду со всем прочим, монастыри играли важную социальную, экономическую и культурную роль. Они были центрами экономического производства и хозяйственного освоения земель, особенно в пограничных и редко заселенных областях. Экономические ресурсы и моральный авторитет подчас позволяли монастырям активно участвовать в политике, выступать в роли посредника или покровителя в отношении различных социальных групп. В годы смут или в районах, слабо контролируемых государственной властью, монастыри брали на себя многие функции этой власти. Культурное творчество в Средневековье тоже, в значительной степени, концентрировалось в стенах монастырей, особенно в периоды упадка городов, альтернативных очагов культурного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (ок. 1793, Хора, ныне Хошкёй, иль Текирдаг, Турция - 18.03.1885, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 9 окт. 1850). Церковную карьеру начал в иерусалимском Святогробском братстве , пользовался особым покровительством секретаря Иерусалимского Синода, известного историка и книжника Анфима Анхиальского . В 1823 г. рукоположен во диакона, в 1828 г.- во иерея. По свидетельству находившегося тогда в Иерусалиме рус. инока Серапиона, 8 марта 1831 г. в храме Воскресения Христова И., игумен Гефсиманской ц., был хиротонисан во епископа ( Румановская. 2006. С. 64). В апр. 1832 г. Иерусалимская Церковь, обремененная непосильными долгами, обратилась к России с просьбой об оказании финансовой помощи. 2 дек. 1832 г. Святейший Синод принял решение «допустить в России сбор доброхотных пожертвований в пользу Иерусалимского храма» и «дозволить Иерусалимскому Патриарху отправить для сбора в Россию кого-либо из благонадежных духовных лиц» (Мат-лы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 295). Патриарх Афанасий V (1827-1844) поспешил не только воспользоваться этим разрешением, но и повысить иерархический статус Иерусалимского подворья в Москве, назначив его настоятелем архиерея, а именно И., архиеп. Фаворского. Однако Синод в мае 1833 г. разрешил архиерею находиться в Москве для сбора милостыни только 1 год. И., со слов А. Н. Муравьёва , ко времени приезда в Россию знал русский язык, что свидетельствует о том, что он заранее готовился к предстоявшей ему миссии. После прибытия в Москву в окт. 1833 г. И. направился в столицу. 20 дек. он был торжественно принят в Святейшем Синоде, где произнес речь, вручил грамоты и дары патриарха - Крест с частицей Животворящего Древа и часть мощей св. ап. Андрея Первозванного. В С.-Петербурге И. пробыл ок. 6 месяцев. Срок сбора милостыни был увеличен на 3 года, впосл. он продлевался еще раз. Оставив по рекомендации Святейшего Синода сбор милостыни, не подобающий сану архиепископа, И. возложил эту обязанность на 2 прибывших с ним архимандритов, после чего занялся книгоиздательской деятельностью - готовил к печати литографии св. мест, молитвословы на греч. и слав. языках, богословские труды живших и работавших в России греч. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) .

http://pravenc.ru/text/293750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мелетий IV, патриарх К-польский. Фотография. Кон. XIX в. (Метаксакис; 21.09. 1871, с. Парсас, ныне Метаксохори, Крит - 28.07.1935, Александрия, Египет), предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ; 28 февр. 1918 - 16 нояб. 1920), К-польской Православной Церкви (КПЦ, 25 нояб. 1921 - 20 сент. 1923), Александрийской Православной Церкви (АПЦ, 20 мая 1926 - 28 июля 1935). Род. в горном местечке недалеко от Иерапетры, мирское имя Эммануил. Обучался в местной начальной школе, затем в средней школе в Иерапетре, к-рую не окончил и вернулся домой. В 1889 г. в возрасте 18 лет прибыл в Иерусалим, где временно служил его дядя свящ. Стефан Проватакис, и вскоре стал келейником архим. Вениамина, игумена греч. мон-ря свт. Николая Чудотворца, который в 1892 г. был возведен в сан митрополита Амидского в Антиохийской Церкви. Эммануил последовал за ним в Дамаск, и 10 марта 1892 г. митр. Вениамин постриг юношу в монашество с именем Мелетий и рукоположил во диакона. После избрания на Антиохийский престол патриарха-араба Мелетия II (Думани) и последовавшего затем разрыва канонических отношений греч. Патриархатов с Антиохийской Православной Церковью, М. в 1899 г. покинул Сирию и возвратился в Иерусалим, где вступил в Святогробское братство . Здесь в 1900 г. М. окончил богословскую школу Честного Креста, стал секретарем в Патриаршей канцелярии, начал публиковать статьи в греч. прессе. В 1902 г. М. был назначен секретарем Свящ. Кинота и членом Свящ. Синода с титулом геронта. В 1903 г. в Неделю ваий М. был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита. Кроме работы в Синоде М. курировал образовательную деятельность Иерусалимской Патриархии и считал, что его задачей является противодействие активной работе русских в Палестине. Он увеличил число патриарших школ для арабских детей с 50 до 75, поощрял издание арабоязычной учебной лит-ры, открыл реальное училище в Яффе (1905). При участии М. Иерусалимская Патриархия в 1904 г.

http://pravenc.ru/text/2562854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ [Греч. Μελτιος] (2-я пол. XVII в., Энос, Вост. Фракия (ныне Энез, Турция) - после марта 1737), патриарх Иерусалимский (ок. нач. февр. 1731 - март 1737). Вступление М. на Патриаршество ознаменовало конец 200-летней гегемонии в Иерусалимском Патриархате пелопоннесских кланов, из к-рых выдвигались патриархи и их ближайшее окружение. Эта перегруппировка сил в Святогробском братстве , монашеской корпорации Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ), сопровождалась внутренними конфликтами. Так, известно обращение 1714 г. палестинских святогробцев к патриарху Хрисанфу Нотаре , пребывавшему большей частью в К-поле или в Дунайских княжествах, с протестом против стремления патриарха ставить на архиерейские кафедры настоятелей молдовалашских метохов Св. Гроба в обход братии, к-рая ценой больших усилий удерживала св. места в Палестине. Протест увенчался успехом ( Соколов. 1906. С. 21-22). Возможно, возвышение М. было связано с этими изменениями в высшей иерархии ИПЦ. С 1698 г. М. был одним из эпитропов (наместников) Иерусалимского патриарха на Св. земле сначала при Досифее II Нотаре , затем при Хрисанфе Нотаре. Последний заранее готовил его себе в преемники, возведя в сан митрополита Кесарии Палестинской (эта кафедра традиционно предназначалась наследнику патриарха). Дата этого поставления неизвестна, но можно предположить, что оно произошло не позже лета 1725 г., когда Хрисанф в последний раз посещал Палестину. Паломник В. Г. Григорович-Барский , находившийся на Св. земле осенью 1726 - весной 1727 г., много раз упоминает митрополита - патриаршего эпитропа, не называя его имени: описывает его богослужения, рукоположение им в Великий пост 1727 г. архиепископов Лиддского и Газского, обряд получения Благодатного огня накануне Пасхи 2 апр. 1727 г. ( Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока. СПб., 1885. Ч. 1. С. 309, 371, 379, 380, 388-390). В условиях усиления влияния Фанара на ближневост.

http://pravenc.ru/text/2629635.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010