Воистину с таким составом Синода и братства патриарху Никодиму делать нечего. Между тем Святогробское братство, в случае разлада с патриархом, всегда скоро сумеет отделаться от него. Поэтому-то блаж. патриарх выразил искреннее желание выйти в отставку и просить у Св. Синода позволения поселиться на покой в Киеве. Об этом он мне и поручил просить владык Исидора и Иоанникия. При таких-то стеснениях обстоятельствах, блаж. патриарх видит величайшую опасность православию в Палестине собственно в скудости патриаршей казны, сравнительно с громадными средствами иноверной пропаганды. Действительно, я сам знаю, что в настоящее время действуют 15 хорошо организованных католических общин в одном Иерусалиме и его окрестностях. А в последние два месяца, май и июнь, по словам патриарха, образовалось в пользу католичества из местных Иерусалимских арабок ещё две общины: одна называемая общиною Св. Иосифа, а другая община Св. Сердца. И эти туземки-женщины увлекают православных женщин-матерей и чад их. И не мудрено: «Враг посеет плевелы в пшеницу нам спящим». Патриарх и говорил, что Православие от такого натиска все уменьшается и уменьшается, а может и совсем исчезнуть. «Чтобы бороться с врагами, – сказал он, – нужны особенно обильные средства. А где их взять? Я было думал, что Православное Палестинское Общество будет мне выдавать собираемые деньги для просвещения и упрочения православия во Св. Земле, а оно отвлекло жертвователей к себе, уменьшило наши доходы Св. Гроба и патриархии, завело свои школы, устраивает роскошные здания – и для кого? для простых поклонниц, у нас же денег нет…» Возражать блаженнейшему я не хотел. А ясное дело, что прочность Православия в Палестине зависит не от средств патриаршей казны, не от сотен тысяч русских денег, уже перешедших в греческие руки, а от людей, от лиц с верою. Слово Господне не мимо идет о враге, сеющем зло при крепкой спячке стражей дома Божия. Среди нашего разговора пришёл проститься и о. Гавриил Сретенский, причем разговор опять шел о бедности патриархии. После прихода о. Гавриила, лишь только патриарх записал наши имена и фамилии с мыслью чем-то нас на память наградить, как вошли два архиерея, один из которых был преосв. Епифаний. Оба владыки, сказавши патриарху при входе издалека: «Благослови владыко», сели от него через стол – и при нас не проявили никакого братского взаимообщения в роде лобзания или рукопожатия. Да, не чувствуется, что патриарх в Иерусалиме есть глава или отец, а все остальные чада его....

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Земельное владение и русская школа в Бейт-Джале, таковое же владение и женская монашеская русская община в Горней, место у дуба Мамврийского с русскими на нем постройками и другие многие приобретения, а еще того более приобретение и усиление нравственного влияния русского имени в Палестине суть несомненные и великие заслуги отца Антонина. Конечно, если Россия и православие с утешением все это и подобное могли видеть, то главным образом благодаря тому, что имели в Палестине такого человека, каков был отец Антонин, который и по отличному знанию греческого языка и местных наречий и по личным высоким достоинствам и способностям, к тому же изощренным долговременным опытом (с 1850 г.) пребывания и трудов на востоке, наиболее пригоден был к занятию своего важного поста. Однако нельзя же было отнять способностей, понимания дела и проч. и у его предшественников; но многое ли сделано до того? Если что и делалось тогда, то парализовалось часто, не говоря о святогробском Братстве и чуждых православию стихиях, влиянием, даже противодействием своих же (светских). А все это к чему же приводит? – К признанию необходимости вожделенного единодушия и единомыслия всех православных – и восточных и русских – во имя пра- —288— вославия, всем нам дорогого. Чт в 1866 году за год до своей кончины, говорил в Бозе почивший святитель Филарет, митрополит Московский, обращая слово к находившимся тогда во взаимной распре православным грекам и болгарам, а именно 1625 : «возлюбленные соправославные братия, эллины и болгары, не ослабляйте себя и друг друга ослаблением единства; укрепляйте себя охранением единства: не давайте вашим разделением случая чуждым расхищать ваше духовное стадо; равно да чтят общее священноначалие, эллин и болгар; равно да печется общее священноначалие о эллине и болгаре»: то же самое, ближе всего, применимо к местному православному священноначалию и населению Палестины, как мы уже замечали, далеко не вполне согласно живущему (особенно греки и арабы), а затем – и к призванному действовать там русскому – духовному и светскому представительству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, например, за каждой Литургией мы молимся в одном из прошений ее — «о священниках, священно-монахах и всем во Христе братстве нашем». Прошение это пришло и укоренилось в Литургии из Иерусалима, есть местное прошение о членах Иерусалимского Святогробского Братства. Вполне уместное в Иерусалиме, оно непонятно для подавляющего большинства верующих в других местах. Но даже и при этой «фиксации» сугубая ектенья остается в какой-то мере — открытой: в нее и сейчас вставляются особые прошения — о болящих, путешествующих, празднующих то или иное семейное событие и т. д Практику эту нужно объяснять и углублять. Ибо потому-то и отделились от Литургии, от общего дела, частные панихиды, молебны и стали частными требами, что ослабла в самом церковном сознании сопряженность общего и личного, что перестали мы саму Литургию воспринимать как одновременно космическое таинство спасения мipa и приношение Богу — «скорбей людей, плененных воздыханий, страданий убогих, нужд путешествующих, немощных скорбей, старых немощей, рыданий младенцев, обетов дев, молитв вдов и умиления сирот…» По поводу отделения от Литургии частных треб архимандрит Киприан пишет: «…Служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения… Литургическим противоречием является служение молебна после Литургии». В том-то, однако, и все дело, что правильное по существу обличение это остается бесплодным, пока внутри самой Литургии не восстановлено равновесие между общим и частным, пока, иными словами, все личное и частное не будет снова включено, возвращено в общее, в единую и нераздельную любовь Христову, таинство которой мы совершаем в Евхаристии. II За «прилежным молением» произносится ектенья об оглашенных, читается относящаяся к ней молитва и совершается «отпуст» оглашенных. Оглашенными (по-гречески «катихумены») назывались в древности христиане, готовившиеся к крещению, которое в то время совершалось не как теперь — в любой день и притом как частная треба, — а в пасхальную ночь. Оглашение, то есть подготовка к крещению, как мы уже знаем, длилась иногда довольно долго — год или два, и состояла как в обучении новообращенных истинам веры, так и в постепенном введении их в литургическую жизнь Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Процесс совершенно закончился в 1887 году. С того времени святогробское братство стало пользоваться доходами с имений, которые сначала были не велики, а потом, когда в имениях были произведены некоторые хозяйственные улучшения, поднялись до 2.000 рублей ежегодно. Въ1904 году скончался совладелец этих имений барон Мустаца, и доходы с них еще повысились, так как Святой Гроб остался единственным их собственником. Еще в 1895 г. один румынский паломник, приезжавший в Иерусалим, обращался к патриарху Герасиму († 1897 г.) с предложением купить бессарабские имения и предлагал за них 800 тысяч флоринов, но патриарх Герасим и внимания не обратил на это предложение, так как не считал себя в праве отчуждать имение, преклоненное Гробу Господню на вечные времена по мотивам религиозным. И в первые —451— годы патриаршества блаженнейшего Дамиана были подобные предложения, но и они отвергались. Однако в июле 1905 г. патриарх Дамиан и святогробское братство сделали постановление о продаже буковинских имений и поручили это дело бывшему неапольскому архиепископу Арсению, надеясь таким путем улучшить финансовое положение патриархии. 1976 Но прежде чем постановление было исполнено, в греческой печати и обществе возник сильный протест против отчуждения святогробских владений. Авторитетный голос по этому поводу раздался из Константинополя, от лица вселенского патриарха Иоакима III, который резко осудил предполагаемое мероприятие святогробского братства, указав на то, что церковное имущество не отчуждаемо, в частности, по воле жертвователей, преклонивших их Святому Гробу на вечные времена, что отчуждение является нарушением прежних постановлений церкви иерусалимской, не улучшит существенным образом ее финансового положения, неблагоприятно повлияет на решение вопроса вообще о заграничных имениях, принадлежащих святым местам востока и произведет неприятное впечатление на благочестивых жертвователей. В таком же роде высказался против отчуждения и бывший иерусалимский патриарх Никодим. Священный синод константинопольской церкви и народный смешанный совет также не одобрили намерения иерусалимской патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Studies published by the faculty of   . by the Haverford College 1, 1889, и нек. др. Но за исключением трудов Цагарелли, Красносельцева и Rendel –Hariss " а, все остальные, равно как и имевшиеся в самой патриаршей библиотеки греческие каталоги рукописей её 4 или слишком кратки, или касаются только каких-либо отдельных частей этой библиотеки и вообще неудовлетворительны в библиологическом отношении. По этому настояла необходимость в более полном и обстоятельном описании всех рукописей патриаршей библиотеки. И эта надобность сознавалась давно. Между прочим уже в 1859 году посетивший Палестину Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич, ныне в Бозе почивший, обратил на это внимание и дал поручение одному русскому учёному заняться сим делом; но поручение, по разным причинам, осталось не выполненным. Более энергически взялся за это дело бывший до августа 1890 года Иерусалимским патриархом блаженнейший Никодим, некогда управлявший Иерусалимским патриаршим подворьем в Москве и довольно долгое время живший в России. Ему первому принадлежит мысль – соединить все палестинские библиотеки рукописей в одну Иерусалимскую патриаршую и сделать совокупное их описание. Для самого же описания их он, по рекомендации подчинённого ему архимандрита Дамиана, управляющего Иерусалимским патриаршим подворьем в Константинополе, пригласил уже составившего себе известность в учёном мире, своими палеографическими и учёно-литературными трудами, грека А. И. Пападопуло-Керамевса 5 . В 1887 г. П.–Керамевс прибыл в Иерусалим и приступил к делу описания рукописей. Блаженнейший Никодим, который и сам является большим любителем книжного дела, весьма деятельно помогал ему в его трудах. Он распорядился собранием в Иерусалимскую патриаршую библиотеку всех рукописей, рассеянных по разным местам Палестины; увеличил самое помещение библиотеки; откомандировал в его распоряжение несколько лиц из членов святогробского братства, как-то: иеродьяконов – Ювеналия, Иустина, Гликерия и Венедикта, а в 1888 году, – только что окончившего курс в Иерусалимской школе Константина, в монашестве Каллиста, ныне иеродьякона, обучающагося в Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

763 . К 50-летию воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью//Церков. ведомости. – 1889. – 13. – С. 356–366; 17. – С. 456–463. 764 . Как понимать изречение Исайи 25, 15 : «Приложи им зла. Господи, приложи зла сильным Земли», читаемое на великопостной утрени: (Из посмертных бумаг)//Богослов, вестник. – 1902. – Нояб. – С. 359–364. 765 . Критическое рассмотрение особенных более важных случаев новозаветной цитации и толкования, в опровержение воззрений теории аккомодации//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1879. 766 . Кудрявцев Виктор Дмитриевич: Некролог. – М.: Унив. тип., 1892. – 33 с. – Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей/И.Ф. Масанов – М., 1957. -Т. 2. – С. 29. 767 . Магистерский диспут в Московской Духовной Академии 2 апр. 1880 г. – М.: Тип. Снегирева, 1880. – 27 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. 768 . Наместник Сергиевой Лавры архимандрит Леонид: (Некролог). – М.: Унив. тип., 1892. – 30 с. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1891–1892. 769 . Наречение и хиротония ректора Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии//Богослов. вестник – 1899. – Март. – С. 471–495. 770 . Новая реформа крестьянского самоуправления. – М.: Тип. Снегиревой, 1891. – 26 с. 771 . Новозаветное толкование Ветхого Завета. – М.: Тип. Снегирева, 1885. – III. 327 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1879–1884. 772 . Новые труды в области Палестиноведения: (По описанию Иерусалимской Патриаршей библиотеки). – М.: Тип. Снегиревой, 1892. – 19 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1892. 773 . Отношение в Бозе почившего отца архимандрита Леонида (Кавелина) к Святогробскому братству. – М.: Унив. тип., – 8 с. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1891. 774 . Отчет о докторском диспуте, происходившем в Московской Духовной Академии 16 дек. 1880 г. – М.: Тип. Снегирева, – 21с. – Отт. из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. 775 . Памяти П.А. Мухановой. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, Ценз. 1895. – 9 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтение“, 1868 г., ноябрь, стр. 698–732, декабрь, стр. 871–899), где описывается самый момент прискорбного события, и критический этюд об „Истории восточной церкви Газеманна» (там же, 1869, июль, стр. 34–62), священника В. Левицкого–исторический очерк „Бо­гомильство–болгарская ересь X–XIV века“ (– 1870, январь, стр. 26– 62, март, стр. 368–431, апрель, стр. 645–683), с обзором судьбы этого еретического движения и на территории Византии, – В. Голубкова –„ Фотий, патриарх константинопольский », по поводу сочинения Гергенрётера (–1867, март, стр. 473–482), „Византийские питриархи до Фотия“ (–1868, август, 243–340), по поводу первой части того же сочинения. 14 Биография о. Герасима очень любопытна. Он родился в 1840 году в Сирии, в арабской семье простого звания, учился сперва в Дамаске в греческой школе, при антиохийской патриархии, а потом в патриаршей школе в Константинополе, где и был пострижен в мона­шество. В 1862 году он прибыл в Россию и поступил, для продолжения учения в Московскую духовную семинарию, по окончании курса которой был принят в число студентов С.-Петербургской ду­ховной академии, где прекрасно и окончил образование в 1869 году. Затем он состоял преподавателем греческого языка в С.-Петер­бургской духовной семинарии, а в октябре 1870 года вошел в Совет академии с прошением допустить его, в звании приват-доцента, к чтению лекций по истории Византии. Церковно-историческое отделение академии, со своей стороны, признало вполне желательным и полезным для академического образования учреждение новой кафедры. 0. Герасим защитил диссертацию pro venia Iegendi на тему „О составных частях государственного строя византийской империи“, прочитал две пробные лекции „О царствовании Юстиниана“ и „О политических принципах иконоборческой партии“ и открыл в академии курс лекций по византийской истории. С 1877 года он, уже в сане архимандрита, последовательно состоял ректором духовных семинарий в Пскове и Риге. Оставив службу в России, о. Герасим в 1883 году уехал в Иерусалим, некоторое время состоял членом Святогробского Братства, а в 1889 году получил селевкийскую митрополичью кафедру в антиохийском патриархате.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

Таким образом, против «несчастных наций, исповедывавших православие и находившихся под руководством иноязычной иерархии, – говорит преосв. Кирилл, – была не только сила внешних прав, но и сила утончившегося в лукавстве ума в людях, державших кормило правления в своих руках». Неутешительное зрелище представляла для наблюдателя другая половина православного населения Востока, которую преосв. Кирилл называет «угнетенною, подавленною». Вражда всеобщая, ожесточенная и упорная, которая «опьяняла» тогда угнетенные национальности, и в одних, особенно в Болгарии, пробуждала преждевременные и безрассудные вопли, а в других, по преимуществу на дальнем Востоке, развивала тайную решимость перебегать от иерархии иноязычной, но единоверной, к иерархии иноверной, – эта вражда, по наблюдению преосв. Кирилла, служила скорее признаком слабости угнетенных, чем противодействия их угнетающим, и составляла единственный признак внутренней самостоятельной жизни паств, управлявшихся пастырями, чуждыми им по языку и нравам. Сами угнетенные национальности инстинктивно чувствовали, что они не имели еще в себе залогов благоустройства, и обращали свои робкие надежды к единоверной России, так как, действительно, собственных средств к благоустройству внутренней жизни в этих народностях было крайне мало: одни из жизненных начал уже были истощены, другие еще не были сознаны. Та же самая борьба и разделение между двумя противоположными элементами – греческим – господствующим и негреческим – подчиненным, который составляли основу церковной жизни на всем православном Востоке, проявлялись во всей своей силе и в патриархатах – иерусалимском и антиохийском, которые с особенным удобством мог наблюдать начальник нашей духовной миссии в Иерусалиме. Иерархия иерусалимского патриархата, по отзыву преосв. Кирилла, слагалась в его время из трех элементов: 1) патриарха, который тогда, завладев всеми суммами святогробского братства, издали управлял своим синодом с неограниченным самовластием; 2) синода, состоявшего из архиереев и некоторых других чинов, исключительно греков, и находившегося в безусловной зависимости от произвола патриаршего, чему содействовало и то обстоятельство, что все архиереи, кроме двух (не говоря уже о других чинах), безвыходно сидели в патриархии на скудном содержании от патриарха, дававшего им только изредка какую-нибудь денежную помощь, постоянно же квартиру, пищу, одежду и право – отслужить иногда заказную литургию, или сходить к поклонникам для совершения над ними елеосвящения; и 3) белого духовенства исключительно из арабов, в Иерусалиме состоявшего на содержании патриархии и находившегося в положении худшем последнего прислужника греческого монастыря, а в других местах бедствовавшего от скудости и крайней нужды, безграмотного, безгласного, беспомощного.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Со стороны светского и духовного местного правления Кавказа возникло было стремление отобрать имения Святого Гроба, существовавшие издавна в Грузии и Имеретии, ввиду тех беспорядков, какие в управлении этими имениями допускали присылаемые патриархом архимандриты-греки. Патриарх Афанасий восстал против этого, нашел себе решительную поддержку в нашем Святейшем Синоде, и дело со святогробскими имениями в Грузии оставлено было в прежнем виде, как того желал патриарх Афанасий. Когда в 1835 году армяне выхлопотали у Порты фирман, в силу которого отняли у греков некоторые принадлежащие им в Иерусалиме Святые Места, то патриарх Афанасий и все святогробское братство обратились с просьбой к государю и в Святейший Синод защитить их от нападок армян и возвратить им отнятые у них армянами Святые Места. По Высочайшему повелению, нашему послу в Константинополе приказано было сделать представление турецкому правительству о незаконном захвате Святых Мест армянами, вследствие чего новым султанским фирманом грекам возвращены были в Иерусалиме все Святые Места и вместе с тем восстановлены были и вновь подтверждены старинные их права и преимущества и даже дано было новое право – починивать свои священные здания. В конце патриаршества Афанасия совершилась решительная, коренная перемена в характере наших отношений к Иерусалимскому Патриархату. Доселе все наши сношения с Иерусалимскими патриархами имели главным образом в виду оказать или денежную помощь бедствующей, постоянно крайне задолженной Иерусалимской патриархии, или помощь политическую, когда наше правительство выступало перед Оттоманскою Портою на защиту православных иерусалимских греков, которых обижали и теснили иноверцы – католики и армяне, причем наше правительство вовсе даже не подозревало, что в Иерусалиме и в целой Палестине, кроме пришлых греков, существовала туземная православная народность – сирийцы, презираемые и притесняемые пришельцами-греками. Оказывая денежную помощь Иерусалимской патриархии или защищая тамошних греков от притеснений иноверцев, наше правительство до конца патриаршества Афанасия как-то мало интересовалось действительным положением дел в Палестине, на все происходящее там оно в большинстве случаев смотрело только глазами тамошних греков и не заботилось приобрести сведения о действительном положении дел в Палестине путем непосредственного изучения их на месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Явление это тем более прискорбно, что разлад высшего духовенства иерусалимского патриархата с местным православным населением принимает не только с каждым годом, но с каждым днем, все более острый характер. С конца XVI столетия, туземные духовенство и население не раз уже порывались возвратить себе права, отнятые у них константинопольскими пришельцами, и каждый раз безуспешно. Между тем времена изменились, отношения протестантского и латинского духовенства к своим туземным паствам, заступничество за них религиозное и в особенности политическое, с каждым днем нагляднее, указывают православному населению, оставленному без всякого призора, его угнетенное положение и заставляют его делать далеко не утешительные для себя сравнения. В особенности разлад этот стал ощутительнее, когда после низложения Кирилла, с избранием Прокопия, восторжествовала, если так можно выразиться, константинопольская партия. В 1875 г. православное население Святой земли подало турецкому правительству просьбу, в которой просило только, чтоб: 1 . Патриарх и архиереи жили в своих епархиях. 2 . Народное образование ведалось особым при патриархате советом, состоящим поровну из высшего духовенства, низшего туземного духовенства и местных православных жителей, и 1 . Доступ в святогробское братство был бы открыт туземцам. Конечно ни турецкое правительство, ни константинопольский и иерусалимский патриархи не сочли нужным даже отвечать на эту просьбу. В конце 1879 г., через графа Е. В. Путятина, те же православные туземцы представили в Бозе почивающему Государю Императору просьбу, почти такого же содержания, с ходатайством о заступничестве. Просьба эта была переслана министерством иностранных дел нашему послу в Константинополе, а сим последним нашему консулу в Иерусалиме г. Илларионову, который ее в подлиннике, со всеми подписями, на ней находившимися, передал на заключение иерусалимского патриархата, конечно не поблагодарившего жаловавшихся на него. В конце 1880 г. мне лично пришлось проехать Святую землю и вот общий результат: от бир-Себа до Дана, от Средиземного моря до Иордана; в пределах иерусалимского патриархата не существует ни одной православной школы, что же касается до положения туземных храмов и духовенства, то мы имеем ныне для них сравнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010