Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Зимненский монастырь и Почаевскую лавру 11 января 2015 г. 18:39 10 января 2015 года в рамках поездки по западным епархиям Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий посетил Святогорский Успенский Зимненский монастырь, расположенный в Волынской области. По прибытии в обитель Предстоятель Украинской Православной Церкви побывал в Успенском соборе, где помолился перед чудотворной Зимненской иконой Божией Матери. Вечером Блаженнейший владыка возглавил в Успенском соборе всенощное бдение. Его Блаженству сослужили наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир , духовенство Волынской епархии . Поздравляя всех присутствующих с Рождеством Христовым, Предстоятель пожелал благословения Рожденного в Вифлееме Христа каждой волынской семье и всей Украине. 11 января, в Неделю по Рождестве Христовом, Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Успенской Почаевской лавры (Тернопольская область). Его Блаженству сослужили митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор , митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , наместник обители митрополит Почаевский Владимир , архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, братия Лавры в священном сане. После чтения Евангелия митрополит Онуфрий обратился к участникам богослужения с проповедью. Напомнив, что в этот день Церковь чтит память праведного царя Давида, апостола Иакова, брата Господня, праведного Иосифа Обручника и 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных, Блаженнейший владыка отметил, что эти святые «уже освобождены от земного бремени борьбы с грехом, и торжествуют со Христом на небесах», и призвал верующих неустанно бороться со своими грехами. Блаженнейший владыка поздравил многочисленную паству с Рождеством Христовым и пожелал всесильной помощи Божией каждому в борьбе с грехом и злом. «Пусть мир Божий, который Господь принес с собой на землю, будет в наших сердцах, в наших домах и во всей Украине. Пусть Божие благоволение, которое пришло к нам через Рождество Христово, охраняет нас на всех путях нашей земной жизни», — сказал в завершение Блаженнейший митрополит Онуфрий. По материалам  официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3922546.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ основана в древнерус. время с центром в г. Владимире-Волынском на р. Луге, правом притоке Зап. Буга. XI(X?)-XIII вв. Традиц. дата учреждения епархии - 992/93 г., вскоре после основания равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем г. Владимира-Волынского, к-рая считалась общепринятой в науке XIX в. (митр. Макарий , А. М. Андрияшев, Е. Е. Голубинский , М. С. Грушевский и др.), основывается на показании поздней (XVI в.) Никоновской летописи о поставлении в 992/93 г. первых епископов в Чернигов (Неофит), Ростов (Феодор), Владимир-Волынский (Стефан) и в Белгород под Киевом (Никита) (ПСРЛ. Т. 9. С. 65). Источник этого дополнения к тексту Повести временных лет неясен. Список имен архиереев повторяет имена наиболее ранних достоверно зафиксированных источниками епископов соответствующих кафедр в XI в.: Неофита Черниговского и Никиты Белгородского (упом. в 1072), Феодора Ростовского (одного из предшественников свт. Леонтия Ростовского, согласно житию свт. Леонтия XII в.) и свт. Стефана Владимиро-Волынского. Поэтому вряд ли сведения Никоновской летописи вполне достоверны, хотя сам факт учреждения Белгородской и Черниговской епархий в правление Владимира Святославича вероятен, а Ростовской епархии не исключен. Поскольку в кон. X - 1-й пол. XI в. во Владимире-Волынском по крайней мере в отдельные периоды существовал княжеский стол (при Владимире его занимал один из 4 старейших Владимировичей Всеволод, при Ярославе (Георгии) Владимиродовиче Мудром - его 3-й по старшинству сын св. Святослав (Николай) ), то исключать возможность существования здесь епископской кафедры (быть может, периодами вдовствовавшей) уже в то время нельзя. Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв.Богородицы мон-рь. Гравюра. XIX в. Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв.Богородицы мон-рь. Гравюра. XIX в. В науке ХХ в. возобладало мнение, что В.-В. е. возникла в посл.

http://pravenc.ru/text/159136.html

Зимнее. Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1465 и 1475. Адрес: Украина, Волынская обл., Владимир-Волынский р-н, с. Зимнее Координаты: 50.801725, 24.327119 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Расположена вне оборонительной стены, к северу от Успенского собора, на уступе холма. Это небольшой по размерам (11х6,5 м) кирпичный двудольный храм состоит из квадратной в плане нави и полуциркульной апсиды с миниатюрным выступом ризницы. Оба объема перекрыты куполами с повышением в центре – скуфией. Кроме того, в конструкциях бань применен уникальный прием: они опираются на сомкнутый срезанный свод – своеобразно трансформированную в кирпиче деревянную конструкцию излома, благодаря чему Троицкая церковь занимает особое место в истории архитектуры Украины. Годованюк О.М. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского. В 1465–1475 г.г. в Зимненском монастыре была построена маленькая Троицкая церковь. Состояла она из квадратного помещения и полукруглой апсиды, повторяя, как своим планом, так и пространственной организацией волынские деревянные двудольные храмы. Главное ее помещение перекрыто куполом вполне оригинальное: барабан купола опирался не на подпружные арки, а на замкнутые срезанные своды, подобно залома в деревянной архитектуре. Этот прием открыл путь выкристаллизовывания оригинальной конструкции, что сыграло решающую роль в создании в XVII–XVIII в.в. настоящих архитектурных шедевров - Покровского собора в Харькове, Георгиевского собора Выдубицкого монастыря в Киеве и других. «История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского. Надпещерная Троицкая церковь в плане однонефная, с полукруглой апсидой с востока и маленькой ризницей в виде небольшого выступа с юга. Длина храма по внешнему промеру - 10,4 м, высота интерьера до зенита купола - 8,4 м. Кровля на церкви первоначально была гонтовая, ныне - железная. Неф и апсида перекрыты куполами с возвышением – скуфьей. Они покоятся на сомкнутых срезанных сводах – на своеобразно транспонированной в камне деревянной конструкции залома. Эта конструкция открыла путь развитию типов храмов, у которых высотное раскрытие внутреннего пространства доведено до наивысшего совершенства. Благодаря этому маленькая Троицкая церковь занимает особое место в истории украинской архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=29198

Источник: сайт монастыря Свято-Успенский Зимненский монастырь основал креститель Киевской Руси равноапостольный князь Владимир Святославич вскоре после своего крещения. Из летописи известно, что в 987 году, во время завоевания Корсуни, великий князь ослеп. В 988 году царевна Анна, будущая супруга князя Владимира, привезла по благословению константинопольского патриарха Николая II Хрисоверга на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Предание повествует также, что князь Владимир во время крещения в купели Херсонеса увидел сильное и необычное свечение от иконы, после чего прозрел. Это чудесное прозрение можно сравнить с прозрением апостола Павла, который до этого пребывал во тьме неверия. В те далёкие времена, в нескольких километрах от Владимира-Волынского, располагалось языческое капище. Это беспокоило как самого князя Владимира, так и православных горожан столичного града Волынского княжества. В 1001 году по велению князя Владимира на высоком берегу реки были сооружены первые деревянные храмы и возведён княжеский " зимний " дворец, ставший его загородной резиденцией. Князь Владимир воздвиг на этом чудном месте деревянный терем, в котором он подолгу бывал в зимнее время года, от которого якобы и пошло название местности Зимнее. Возле дворца по указанию князя строится в 1001 году деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а ниже, у подножия холма - возводится деревянная Троицкая церковь. С того времени за горой на долгие столетия закрепилось название " Святая " . Как и многие древние монастыри, Святогорский начинался как пещерный. В давние времена его даже именовали " Печёрским монастырём на Волыни " . В недрах горы были выкопаны пещеры, которые использовались в качестве келий и была устроена небольшая пещерная церковь. Уже в 1006 году на освящении здесь мужского монастыря князь даровал обители свою семейную икону Божией Матери " Одигитрия " , написанную на кипарисовой доске: Богородица левой рукой держит маленького Иисуса, а правой указывает на Него как на путь ко спасению. Этот образ - не только великая святыня, но и бесценное достояние культуры, поскольку представляет собой художественный образец классической византийской иконописи.

http://sobory.ru/article/?object=26566

В 1724 году местечко Зимнее приобрёл у Чарторыйских ревностный католик, волынский староста Михаил Чацкий. Он приказал переоборудовать храм в костёл, из пяти куполов оставил два, присвоил все церковные богатства, разорил усыпальницу, забрал драгоценности у умерших монахов, снял украшения с Зимненской чудотворной иконы Богородицы. Глумясь над образом, он выкрикнул: " Ну, что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты спасти свой православный монастырь! " В следующее мгновение он ослеп, а через три года умер, после чего все потомки Чацкого по мужской линии теряли зрение за три года до смерти. Постепенно обитель обеднела настолько, что в 1790 году её закрыли, а монахи разбрелись по другим монастырям и храмам. С 1796 года местечко Зимнее в составе Волынской губернии, которая пополнила ряды губерний и областей Российской империи. Успенский собор стал действовать в качестве приходского православного храма. Перед этим он был переосвящён и распахнул двери перед православными прихожанами. В 1892 году здесь вновь открывается Святогорский Свято-Успенский Зимненский, но уже женский монастырь. Указом Святейшего Синода от 28 февраля 1893 года женская обитель была приписана к Корецкому монастырю. В 1899-1900 гг. была проведена реставрация и капитальный ремонт зданий обители, которые должны были придать монастырю " канонический православный вид " . Так, в частности, монастырская колокольня по проекту губернского архитектора была украшена кокошниками с вытянутым шатром, а маковки на храмах спроектированы в духе архитектуры конца XIX века, господствовавшей во всей Российской империи. В 1914 году в Зимненской Успенском женском монастыре проживало 16 монахинь и 103 послушницы. При нём работала женская двухлетняя школа. Монастырь имел 544 десятины земли и получал от казны ежегодно 1500 рублей. В начале Первой мировой войны по распоряжении из Духовной консистории изуиенья с 40 сёстрами перехала из Успенского монастыря в житомирское предместье Павлюковцы, подальше от линни фронта, эвакуировав с собой святыню - Зимненскую икону Божией Матери. Остальные сёстры выразили готовность умереть в этой обители. Во время боевых действии монастырю был нанесён значительный ущерб, но в нём по прежнему теплилась монашеская жизнь. В 1939 году, после того как западные земли были присоединены к УССР, местная власть обитель закрыла, а уже в 1940 году на её территории разместилась воинская часть.

http://sobory.ru/article/?object=26566

В последующих попытках заключения церковной унии (в 1476 и 1500) ни Владимиро-Волынские архиереи, ни правосл. князья и паны Волыни участия не приняли. После того как эти попытки окончились неудачей, именно Владимиро-Волынский еп. Иона по ходатайству правосл. князей в 1502-1503 гг. был возведен на Киевский митрополичий стол (см. ст. Западнорусская митрополия ). Положение Владимиро-Волынских епископов укрепилось в годы правления на Волыни сына Ольгерда Свидригайло , к-рый в борьбе за власть над Великим княжеством Литовским опирался на поддержку правосл. князей и панов. В 1444 г. Свидригайло подтвердил права кафедры на земли, пожалованные ей Романом Мстиславичем и Любартом, а также право епископов судить подчиненных им духовных лиц, взимать с них подати в епископскую казну, судить правосл. мирян по семейным делам. Грамоты Свидригайло были подтверждены кор. Сигизмундом I в 1511 г. После смерти Свидригайло в 1452 г. Волынь вошла в состав Великого княжества Литовского. По выданному жителям Волыни привилею «церковные» люди наравне с княжескими и панскими были освобождены от работ на великокняжеских дворах. Хотя в отличие от католич. епископов правосл. Волынские архиереи (Владимирский и Луцкий) не вошли в состав великокняжеской рады, они заняли почетные первые места в «сойме» Волынской земли - собрании местных князей и шляхты, вершившем суд, устанавливавшем местные нормы права, проводившем разверстку налогов в великокняжескую казну, регулировавшем др. вопросы местной жизни. В сохранившихся свидетельствах о Владимиро-Волынских епископах во 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в. они упоминаются либо как участники «соймов», либо как свидетели земельных сделок в числе др. свидетелей. Лишь о еп. Вассиане (1487-1497) сохранилось известие, что он окружил кафедральный собор стенами, украсил его иконами, богослужебными сосудами, облачениями и книгами. Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 80-е гг. XX в. Святогорский Зимненский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 80-е гг. XX в. Владимиро-Волынские архиереи владели достаточно обширными земельными угодьями на Волыни. Кроме участков в самом городе и мельниц в городской округе епископу в 1593 г. принадлежали 11 сел в Кулечовской волости и 16 сел во Владимирском и Луцком поветах. В брестской части епархии им принадлежали двор в Бресте с каменной церковью свт. Николая, участки земли в городе и 2 села.

http://pravenc.ru/text/159136.html

Зимнее. Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы Церковь Троицы Живоначальной Церковь Иулиании Ольшанской Пещерная церковь Варлаама Печерского Водосвятная часовня Надкладезная часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По местному преданию, св. равноап. кн. Владимир построил здесь зимний терем и храм, которому подарил образ Пресвятой Богородицы, полученный от патриарха Константинопольского в благословение на брак с византийской царевной Анной. В некоторых изданиях строительство храма отнесено к 1001 г.: основанием к тому послужила одна из гипотетических (документальная отсутствует) дат возведения (1000) каменной церкви «Старая кафедра» в 1 км к западу от Владимира-Волынского (X-XIII вв.). Во 2-й пол. XI в. прп. Варлаам Печерский, заболев в пути из Константинополя на Русь и «достигнув города Владимира, вошел в монастырь, тут сущий близ города, носящий название Святой горы, и здесь почил с миром», завещав, чтобы спутники отвезли его тело в Киево-Печерскую Лавру, что и было исполнено («Житие прп. Феодосия Печерского»). В литературе встречается мнение, что в кон. XI в. Зимно посетил прп. Нестор Летописец, а в 1-й пол. XII в. здесь игуменствовал будущий свт. Нифонт Новгородский; оно восходит к известиям «Истории Российской» Василия Татищева, не имеющим подтверждения в дошедших до нас летописных текстах. Под 1097 г. (датой, которая входит в хронологический диапазон Несторовой редакции «Повести временных лет») Татищев приводит слова летописца: «Случилось мне быть тогда во Владимире смотрения ради училищ и наставления учителей» (для сравнения – в Ипатьевском списке «Повести» автор этих строк назван Василием и не говорит об училищах, отмечая только: «Я был тогда во Владимире»). Относительно же свт. Нифонта, Татищев, уже без прямой ссылки на летописца, утверждает, что будущий Новгородский владыка игуменствовал на Волыни. Под 1223 г. Ипатьевская летопись говорит о Волынской земле: «Были Владимирские епископы… Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а потом был Василий из Святой горы».

http://sobory.ru/article/?object=26566

Зимнее. Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1495 и 1550. Адрес: Украина, Волынская обл., Владимир-Волынский р-н, с. Зимнее Координаты: 50.801515, 24.32703 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Зимнем построен в конце XVI ст., вместительный, украшен ценными иконами и дорогим иконостасом. В храме имеется благодатная икона Божией Матери, очень древняя. По преданию, этой иконой Константинопольский патриарх благословил царевну Анну на замужество со св. Владимиром. Прихожан 1457 душ. Причт: 2 священника – приходской и монастырский и псаломщик. Причтовые помещения вблизи церкви, построены в 1904 г. на средства, отпущенные Духовной консисторией, поместительные, но зимой холодные. Из надворных построек у священника имеется лишь сарай для дров; есть огород. Причтовой земли нет. Приписные деревни: Горичев и Вулька в 1 – 2 ½ верстах. В приходе имеются школы: второклассная женская с образцовой школой и церковно-приходская одноклассная, здание второклассной школы каменное, двухэтажное, удобное, а здание церковно-приходской школы ветхое. Приписное село Фалемичи в 3 верстах; в селе церковь Покровская, богослужения совершаются поочередно, а также во все великие праздники. Имеется одноклассное министерское училище. Кроме того есть приписные церкви Троицкая в селе Зимнем и Варлаамская пещерная. «Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г. В 1724 г. здание приобрело облик, сходный с католическим костелом: разобраны две башни на востоке, на западе воздвигнут аттик с фронтоном. Реконструкция здания произведена по проекту архит. Н.П. Козлова в 1898-1900 г.г. Разобрана западная стена в границах контрфорсов, и вместо нее возведена новая с большим арочным окном, над образовавшимся выступом возведен аттик с завершением в псевдомосковском стиле, состоящим из декорированного тремя рядами кокошников цоколя, круглого барабана с луковичной главой. Аналогичные, но меньших размеров кокошники расположены над северо-западным и юго-западным углами здания. Перед входом устроен тамбур с высоким щипцом, окна получили обрамление в псевдорусском стиле, более развитым стал венчающий карниз. Повреждения, нанесенные зданию и подземной церкви во время первой мировой войны, устранены в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны были разрушены завершения и крыша (1943 г.).

http://sobory.ru/article/?object=29197

Митр. Владимир (Сабодан) освящает часовню, построенную в память 1000-летия Успенского Святогорского Зимненского мон-ря. Май 2001 г. Митр. Владимир (Сабодан) освящает часовню, построенную в память 1000-летия Успенского Святогорского Зимненского мон-ря. Май 2001 г. Позиция гос. власти была диаметрально противоположной настроениям правосл. верующих. Президиум Верховной рады Украины по воле президента Л. М. Кравчука и по инициативе депутата Д. Павлычка сделал заявление о непризнании решений Харьковского Собора, чем нарушил принятый в нач. 1992 г. закон Украины о свободе совести и религ. орг-циях, запрещающий любые формы вмешательства Церкви и гос-ва в дела друг друга. Кравчук отказывался встречаться с В. В подконтрольных президенту СМИ развернулась масштабная кампания по шельмованию УПЦ, ее Предстоятеля и клира, пресекались попытки журналистов объективно освещать деятельность УПЦ. Все это вызвало активное возмущение как укр., так и зарубежной правосл. общественности, принявшее такие крупные масштабы, что президент был вынужден встретиться с В. и объявить о признании его Предстоятелем УПЦ. Несмотря на это, на протяжении всего периода президентского правления Кравчука его отношение к УПЦ продолжало оставаться резко отрицательным. В 1992 г. межрелиг. противостояние на Украине достигло своего апогея. На западе страны к 1992 г. униаты и раскольники при попустительстве местных властей практически полностью разгромили правосл. Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую епархии. Тяжелейшие испытания постигли также Луцкую и Ровенскую епархии. Правосл. архиереи, духовенство и верующие в разных регионах страны подвергались физическим нападениям, осквернялись и насильственно отбирались храмы. И тем не менее благодаря тому курсу, к-рый задал своей пастве В., православные ни разу не ответили насилием на претерпеваемое зло, религ. конфликты не переросли в гражданское противостояние. Предстоятель Украинской Церкви неоднократно заявлял, что «не допустит кровопролития между единоверными и единокровными братьями».

http://pravenc.ru/text/159072.html

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зимненском Святогорском Успенском монастыре 3 августа 2009 г. 21:46 Программа восьмого дня пастырского и паломнического визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину завершилась посещением Зимненского Святогорского Успенского женского монастыря . Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, братья, досточтимая матушка игумения, дорогие сестры! С большим душевным трепетом и волнением я ступаю на эту святую землю, овеянную славой, украшенную духовным подвигом, благочестивыми деяниями многих, многих наших предков. Изволением Поместного Собора и по милости Божией став Патриархом Московским и всея Руси, я почувствовал горячее желание сердца своего прибыть в Киев — мать городов русских — в день празднования памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, прикоснуться к древним святыням Церкви нашей и посетить сей исторический Зимненский монастырь. Действительно, обитель была создана по повелению князя Владимира, это одна из древнейших, если не самая древняя обитель нашей Церкви. Зимненский монастырь, хранящий на страницах своей летописи тысячелетнюю историю Церкви нашей, является особым местом — местом молитвы и паломничества. Паломничая по Украине, молясь в святых ее местах, я особенно желал посетить эту святую обитель, где хранится древний образ, являющийся нашей общецерковной святыней. Хотел бы от всего сердца поблагодарить Блаженнейшего митрополита Владимира за поддержку, благословения, помощь и мудрость, благодаря которым ныне сияет своей красотой эта обитель. Особое слово благодарности — к Вам, матушка игумения, за Ваши труды. Господь Вас одарил многими талантами и духовными силами. Еще будучи совсем молоденькой, обучаясь в Ленинградской духовной семинарии в Регентском классе, Вы проявили многие свои дарования; было видно, что Господь дает Вам все эти силы для того, чтобы в будущем Вы смогли принести большой плод. Я своими глазами могу видеть теперь этот плод и порадоваться за свою ученицу. Вы сказали, что это были лучшие годы Вашей жизни; я согласен — может быть, и у меня это были самые лучшие годы жизни, ибо то, что в тогдашнем безбожном Ленинграде происходило под сенью святого благоверного князя Александра Невского в его Лавре , в Духовной семинарии, было Божиим чудом: мы все тогда переживали радость общения, ощущали взаимную поддержку, чувствовали силу молитвы. Хотя время то было трудным из-за внешних обстоятельств, но оно было радостным и благодатным.

http://patriarchia.ru/db/text/711678.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010