С.В. Шумило «Малороссийский» Ильинский скит и другие обитатели на Афоне в XIX в. Зографские проэстосы рассказывали в 1847 г. иеросхимонаху Сергию, что населявшие «Черный Выр» 30 иноков-малороссиян оставили его около 1830 г. в связи с событиями греческой национально-освободительной борьбы 164 . Этот факт находит подтверждение у еп. Порфирия (Успенского) в описании Зографа за 1858 г. 165 , в «Путеводителе по Афону» за 1895 г. 166 , а также – в годовом отчете Свято-Ильинского скита Протату Святой Горы за 1930 г. 167 Следует заметить, что именно после 1830 г. братство восстанавливаемого Афонского Ильинского скита, основанного в свое время выходцем из семьи казачьих священников с Полтавщины прп. Паисием Величковским , существенно пополнилось украинскими монахами. Возможно, часть из них были бывшими насельниками «Черного Выра». В 1845 г. Ильинский скит посетил Великий князь Константин Николаевич Романов, где и остановился на ночлег. Согласно свидетельству иеросхим. Сергия (Веснина), обитель поразила высокопоставленного гостя «своей малороссийской опрятностью» 168 . А молдавский князь Александр Дабижа, описывая в 1892 г. святогорскую «малороссийскую обитель», называет ее «живым уголком далекой Украины» на Афоне 169 . По его словам, после периода десятилетнего запустения во времена русско-турецкой войны, «любовь малороссиян к родной обители подняла ее из развалин, и ее обновленные стены стали опять наполняться казацкими выходцами с придунайских и черноморских берегов. Но не прекратились внутренние неурядицы в скиту» 170 . Несмотря на то что «малороссиян» в скиту было большинство, в 1837 г. их изгнали из обители «великороссы». Распря на национальной почве длилась два года, пока в 1839 г. Протат не занял сторону «малороссийского большинства», окончательно передав обитель в руки украинских монахов и выселив из нее россиян во главе с настоятелем иеромонахом Павлом, выходцем из Калужской губернии 171 . Подлинные причины затяжной распри в Ильинском скиту между «малороссами» и «великороссами» неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Девятова Скачать epub pdf Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874 –1937) Священномученик Арсений (Жадановский) , епископ Серпуховский  ( в миру Александр Иванович Жадановский) родился 6 марта 1874 года в семье в селе Писаревка (Волчанский уезд. Харьковская губ) Иван Андреевич Жадановский (1836–1904) с 1877  –  священник Рождество-Богородичной церкви города Чугуева. В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (Иван, отец), а затем отец Алексий (Алексей, брат).) 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он оказался самым малым по росту.  Однажды в училище приехал владыка Амвросий (архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) (1820– 1901)), он заметил Александра, вывел его на середину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Этому предсказанию суждено было сбыться. (О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим). В 1888 году после окончания училища Александр  поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был принят  на должность надзирателя-репетитора в духовное училище, позже преподавал в Осиновской  церковно-приходской школе. Когда внезапно заболел отец, Александр решил стать священником в своем родном крае. Но Господь судил иначе. Он послал письмо о. Иоанну Кронштадтскому (ныне прославленному) с просьбой помолиться о болящем отце и просил совета – какой ему избрать жизненный путь. В ответном письме великий пастырь пожелал доброго здравия священнику Иоанну Жадановскому, а его сына благословил на монашеский путь. По молитвам подвижника  отец Иоанн быстро  поправился, а Александр в 1899 был пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии, затем был рукоположен во иеродиакона. В 1899 году он поступил в Московскую Духовную Академию. В 1902 году он был рукоположен во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Саевич (Исаевич); † после 1733, Святогорский Успенский мон-рь (ныне в пос. Пушкинские Горы, Псковская обл.)), игум., борец против Брестской унии 1596 г. К 1693 г. И. занимал пост наместника Почаевского монастыря (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ), с его именем связано антиуниатское восстание братии в авг. 1693 г. К нач. 1693 г. почаевский игум. Вениамин (Рыбчинский) открыто склонялся к принятию унии, восхвалял в проповедях католичество, действуя по согласованию с тайным сторонником унии Луцким и Острожским еп. Афанасием (Шумлянским) , в юрисдикции к-рого состоял Почаевский мон-рь. И. воспротивился униат. планам. По его требованию Вениамин (Рыбчинский) был смещен с поста, 23 авг. 1693 г. новым настоятелем был избран Иннокентий (Ягельницкий). В связи с нежеланием еп. Афанасия (Шумлянского) утвердить это решение большая часть братии во главе с И. и игум. Иннокентием (Ягельницким) вышла из подчинения архиерею. Монахи требовали предоставить обители ставропигию (по-видимому, они предполагали перейти в непосредственное подчинение Московскому патриарху), отказались допускать в мон-рь представителей еп. Афанасия и арестовали пятерых сторонников унии в мон-ре. Для усмирения братии еп. Афанасий направил в Почаев архидиакона Луцкой кафедры Иакинфа (Жуковского) и настоятеля Четвертинского монастыря игум. Феодосия (Стояновского), поручив последнему вступить во временное управление Почаевской обителью. В результате вооруженного столкновения прибывших с братией игум. Иннокентий и неск. монахов были арестованы и отправлены в Рожище, где находились резиденция Луцкого архиерея и духовная консистория. 24 февр. 1694 г. Луцкий консисторский суд обвинил руководителей восстания игум. Иннокентия (Ягельницкого), И. и мон. Евфимия (Муравского) в нарушении канонов, учинении бунта, неповиновении епископу и проч. и приговорил к лишению сана, расстрижению и отлучению от Церкви. В отличие от 2 др. подсудимых, доставленных в Луцк, И. не присутствовал на суде, т. к. ему удалось при помощи руководителя кременецкого Богоявленского братства С. Жабокрицкого уехать из монастыря. Вероятно, антиуниат. восстание почаевских монахов было поднято при поддержке Кременецкого братства. Решение о расстрижении и об отлучении И. было отменено после смерти Афанасия (Шумлянского) Львовским еп. Иосифом (Шумлянским) , временно управлявшим Луцкой епархией. Еп. Иосиф, желая иметь на Волыни репутацию защитника Православия, в сент. 1694 г. восстановил И. в должности наместника Почаевского мон-ря, сняв с него все канонические прещения.

http://pravenc.ru/text/578545.html

Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Успенской Святогорской лавре 30 июля 2009 г. 18:17 30 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий пастырское посещение епархий Украинской Православной Церкви , возглавил торжественное богослужение в Успенской Святогорской лавре . Множество людей еще с вечера собирались в обители и ко времени начала Божественной литургии заполнили Успенский собор и площадь Лавры. Люди выложили живыми цветами приветствия Святейшему Патриарху Кириллу. За Божественной литургией Святейшему Владыке сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир с собором архипастырей, духовенство Киевской, Донецкой, Харьковской, Луганской, Горловской и других епархий Украинской Православной Церкви. В богослужении участвовали сопровождающие Святейшего Патриарха Кирилла в ходе пастырского визита на Украину архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии; архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии. Святейшему Патриарху Кириллу также сослужили иерархи Украинской Православной Церкви: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий; митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион; архиепископ Вышгородский Павел, наместник Успенской Киево-Печерской лавры; архиепископ Изюмский Онуфрий; архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, управляющий делами Украинской Православной Церкви; архиепископ Конотопский и Глуховский Лука; архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевских духовных академии и семинарии; епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит; епископ Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры; епископ Белгород-Днестровский Алексий; епископ Макеевский Варнава; епископ Горловский и Славянский Митрофан; епископ Бердянский и Приморский Елисей; епископ Переяслав-Хмельницкий Александр; пребывающие на покое епископы Алипий (Погребняк) и Иннокентий (Шестопаль).

http://patriarchia.ru/db/text/707493.htm...

Схиархимандрит Зосима: «Держитесь Москвы…» (О пользе паломнических поездок. Записки литератора) Источник: Одна Родина И времени-то жаль – от работы отрываться, и денег лишних нет, да и дела семейно-бытовые… Но вдруг всё суетное остаётся у тебя за спиной, ты – в автобусе, впереди на лобовом стекле икона Пресвятой Богородицы. Ты – паломник. Середина Великого поста (ах, как быстро пролетает Пост – лучшее время года, когда всё успеваешь; самое-самое время ехать!) Отъезжаем в ночь на субботу 28-е марта. Путь наш лежит в страну мне неведомую – в Донецкий край, в «депрессивный регион»… Автобус ныряет в мучительно полубессонную ночь, выныривает – мутное утро; за окнами Святогорская лавра!.. Много раз я видел на репродукциях это чудо – на белых меловых скалах храмы святые, да и не раз описано, вон как здорово у Тютчева: И громадою отвесной, В белизне своей чудесной, Над Донцом утёс стоит, К небу крест свой возвышая... У Фёдора Ивановича – лето. А с нашим приездом просыпался на Святые Горы снег пушистый холодный; вершина мелового кряжа и кресты оказались в рвущемся тумане, это как знак тайны, образ суровой монашеской жизни. А на газонах под ногами – действительно прямо из-под снега! – цветы подснежники– синие, белые, жёлтые и фиолетовая сон-трава. В громадном Успенском соборе людно, завершается Литургия; звучит проповедь; прикладываемся к святыням обители; нас благословляют разместиться в гостинце… Не сразу я понял, но из шести десятков приехавших большинство как бы «туристы выходного дня». Им вскоре станет скучно; жаль, но никто и дивных пещер в меловой горе не увидел… Остальная, малая часть, каким-то образом попадает в ритм монастырской жизни. Некоторых и на вершину горы проведут – через вырубленный в меловой горе километровый туннель; они и отоспятся, и побывают на всех службах; да и скит удалённый увидят, и окрестности. Если присмотреться и подумать – Лавра словно в осаде. На противоположной стороне Северского Донца обилие затейных заведений и торговых «точек», как бы целые улицы, вывески «Баня». Лишь кризис и непогода, кажется, несколько усмирили буйство их разрастания. Слева, на соседней с Лаврой горе возвышается (выше крестов!) некая гигантская белая статуя – сотворённый кумир, внешне – словно б альбинос Кинг-Конг взобрался на вершину и, торжествуя, мощными кулаками бьёт себя в грудь. Это скульптура революционного вождя, имевшего британское подданство, который в Австралии носил кличку «Большой Том», а в родимых пенатах «Артём». Что ж, стоит и стоит. Ну, а вот уже как десант – прямо на территории Лавры, правда, за прутьями, немалое здание с красновато-оранжевой картонкой: «Музей истории религии». Какой такой религии? Неужто про ислам, буддизм и иудаизм решено тут народу рассказывать? Или нечто о Православии? Похоже на музей атеизма. Но не узнать, заперто.

http://pravoslavie.ru/37387.html

Я. Н. Рабинович. О начальной истории Святогорского Успенского монастыря     Святогорский Успенский монастырь находится в Псковской области, в 4 км от древнего городища Вороноча, в 40 км от города Опочки и в 120 км к югу от Пскова. В различных справочниках и путеводителях говорится, что монастырь построен по повелению царя Ивана IV Грозного в 1569 г. на месте прежней часовни по случаю явления икон Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление». Монастырь находится на живописном холме, в старину называвшемся Синичьей, а после устроения обители – Святой горой. Начальная история Святогорского монастыря, хорошо известного поклонникам творчества А. С. Пушкина, практически не изучалась. Пожар в Святогорском монастыре 5 марта 1784 г., когда сгорела Никольская церковь, уничтожил все монастырские документы, старинные грамоты, указы, поэтому исследователям приходилось по крупицам собирать материал, случайно сохранившийся в других архивах. Первым историком Святогорского монастыря можно назвать митрополита Евгения (Болховитинова), который в 1821 г., будучи архиепископом Псковским и Изборским, кратко написал о первых чудотворениях на Синичьей горе, которые привели в дальнейшем к основанию обители. Из письма архиерея тогдашнему игумену Святогорского монастыря Ионе известно, что первоначально о. Евгений попросил настоятеля представить сведения об обители, однако они его не удовлетворили: «Вместо присланного Вами в консисторию необстоятельного описания вашего монастыря я сочинил обстоятельнейшее» . В своем произведении историк ссылался на древнюю монастырскую летопись, которая хранилась здесь в начале XIX в. Позднее эта рукопись затерялась, но сохранились несколько поздних рукописных повестей различных редакций, протографом которых, вероятно, она являлась. Название их видоизменялось. Одно из таких названий: «Повесть и сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии во Псковской области, в Вороначе, иже на Синичьи горе». Обычно исследователи приводят сокращенное назание: «Повесть о явлении икон на Синичьей горе».

http://sedmitza.ru/lib/text/10015260/

Заступница Лавра Маленький городок, еще недавно поселок Святогорск, в котором по переписи проживает немногим больше двух тысяч человек, принял переселенцев в десять раз больше, чем в нем самом его жителей. И первой это сделала Святогорская лавра, чьи храмы и корпуса раскинулись на правом берегу Донца. 23 октября, 2014 Маленький городок, еще недавно поселок Святогорск, в котором по переписи проживает немногим больше двух тысяч человек, принял переселенцев в десять раз больше, чем в нем самом его жителей. И первой это сделала Святогорская лавра, чьи храмы и корпуса раскинулись на правом берегу Донца. По записям в журнале гостиницы Святогорской Свято-Успенской лавры можно изучать карту боевых действий в Донбассе. Вот снаряды начали рваться в Славянске, и люди потянулись в святую обитель, жарким августом начали приходить в нее жители Горловки — значит, и туда пришла война, а дальше Марьинка, Донецк, Дебальцево. Блокпост один, другой, третий… С нехитрым скарбом, часто в чем застали взрывы за окном, с детьми и стариками на руках люди спешили в Святые Горы. Маленький городок, еще недавно поселок Святогорск, в котором по переписи проживает немногим больше двух тысяч человек, принял переселенцев в десять раз больше, чем в нем самом его жителей. И первой это сделала Святогорская лавра, чьи храмы и корпуса раскинулись на правом берегу Донца. Однако переселенец переселенцу — рознь. Кто помоложе, да поздоровее, кто мог снять жилье, поселились в городке. Самых «тяжелых», с немощными стариками, с костылями и колясками, с малыми детьми, с отблесками пожаров в напуганных глазах и всем горем горьким, принял островок милосердия — Святогорская Свято-Успенская лавра. Были дни, под ее покровом находилось по восемьсот и больше человек. Святая обитель дала людям крышу, накормила, успокоила надеждой на скорое возвращение. В особом утешении нуждалась женская половина переселенцев, чьи горькие слезы плескались в глазах, как плещется меж пожелтевших сегодня лесов, седой Донец. Кому за восемьдесят и больше, кто на носилках, кто подвержен недугам и кто с малышами, прячущимися за маминой спиной, — всех приняла заступница лавра, отдав им свою гостиницу — отдельный корпус на входе в святую обитель.

http://pravmir.ru/zastupnitsa-lavra/

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто же бомбил Святогорскую Лавру? На Украине уже обвинили Россию, но наступающие войска не взрывают мосты 14.03.2022 15324 Время на чтение 5 минут Фото: spzh.news 12 марта по окончании Всенощного бдения в 22-00 по Свято-Успенской Святогорской лавре был нанесен авиационный удар, сообщил наместник лавры митрополит Арсений. В своем видеообращении, опубликованном на сайте обители, Владыка рассказал, что «бомба упала возле моста, который соединяет правый и левый берег Северского Донца, Лавру с городом Святогорском». В результате взрыва были выбиты окна в Успенском соборе, в Покровском храме, а также в гостинице Лавры, в которой на тот момент проживало 520 беженцев, в основном из Харькова и Изюма. Из них 200 человек – это были дети, некоторые получили ранения осколками стекла, потому что были выбиты окна и вылетели двери во всех трёх этажах гостиницы. В настоящее время, сообщил Владыка, люди находятся в лаврских подвалах, в стрессовой ситуации – у детей истерика. Когда произошёл авиаудар, в городе Святогорске проживало вместе с местными жителями и с беженцами около 10 тысяч мирных людей. Никаких воинских соединений на территории города Святогорска и на территории Свято-Успенской Святогорской лавры не было. То есть удар был нанесен по мирному городу и по одной из трёх святынь Украины – Свято-Успенской Святогорской лавре, подчеркнул архиерей. «Мы – братья, паломники и беженцы – обращаемся ко всем, от кого зависят подобные действия, что это безумие наносить авиаудары по мирным жителям и по людям, которые убежали от войны из-под обстрелов. История Святогорской лавры уже имеет такой опыт, 2014-15гг., когда жители Славянска, Крамоторска, Дебальцева находились здесь в убежище. Но не было никогда такого, чтобы по мирному Святогорску и по Лавре был нанесен тем более авиаудар», – сказал митрополит Арсений. «Последовало сообщение, что надо готовиться к еще одному авиаудару. Я не понимаю, кому это и зачем нужно. Призываю всех, кто меня слышит как наместника Свято-Успенской Святогорской лавры, кто имеет возможности повлиять на данную ситуацию, прекратить такие бездумные бомбёжки и удары по абсолютно мирным городам и мирным людям», - заключил наместник обители.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/14/kt...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Древние города Афона. По еп. Порфирию Успенскому Древние города Афона. По еп. Порфирию Успенскому   Если сказать кратко, то на Афоне в дервности было пять больших городов. На месте Керасьи был город Акрофой, по русски, Вышгород - город на высоте. О четырех других мы точно не знаем, какой город как назывался, хотя места их мы знаем точно по развалинам и капищам.    Позднее уже Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона ), позднее на вершине горы стоял храм Зевса , который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон).    Интересно, что изначально на Афоне жили не греки, а этруски-итальянцы, впоследствии слившиеся с римлянами. Впрочем, многонациональное население Афона удивительным образом сохраняется уже тысячи лет. - Святая Гора Афон Керасъя, или Кераша — по выговору соотчичей. Эта самая высшая по местоположению обитель афонская. Нам нужны были покой, теплота и хлеб. Все это в избытке мы нашли у убогих келлиотов. Отдохнувши и обсохши, я вышел взглянуть на древности керасийские - остатки времен еще языческих. Их описывали мне в виде огромных стен так называемой киклопской постройки, простирающихся уступами по скату горы на большое пространство.  Я мог видеть их только издали. Это были серые груды камней е геометрическими очертаниями, обнаруживающими несомненно участие в них труда человеческого. Впрочем, вид их мало отличался от естественных обрывов скалы, чудъ ли не составляющей наибольшую часть древних построек. Видно, что иродотовские афонцы старались по возможности довольствоваться тем, что доставляла им природа, и о зданиях вековечных мало помышляли. Такова была издревле задача Св. Горы Афон ! У меня с собой была выписка об Афоне из Страбона. Давно хотелось мне взглянуть на любезную Гору из древности более глубокой, чем все святогорские свидетельства, преданья и поверья о ней. Настоящая минута благоприятствовала тому. Место, на котором я стоял, без сомнения, принадлежало одному из давно исчезнувших пяти городов афонских, и именно Акрдфою, т. е. афонскому Вышгороду. Вот что сообщает Страбон об Афонском полуострове:

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=1...

ОВЦС считает необходимым вернуться к теме канонических и пастырских последствий унии на следующей пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу 2 августа. ПРАВМИР. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата опубликовал официальное заявление о реакции руководства Украинской Греко-Католической Церкви на Всеукраинский крестный ход. 27 июля 2016 года в Киеве завершилось беспрецедентное по своему духовному и гражданскому значению событие — Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, организованный по инициативе Украинской Православной Церкви. По разным оценкам более 80 тысяч православных верующих приняли участие в молитвенном шествии одновременно с запада, из Свято-Успенской Почаевской Лавры, и с востока, из Свято-Успенской Святогорской Лавры, чтобы в день празднования Крещения Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира соединиться с многочисленными киевлянами в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре за Божественной литургией. Преодолевая сотни и тысячи километров, встречая на своем пути трудности из-за продолжающегося гражданского конфликта в стране, верующие с молитвой шли навстречу друг другу, чтобы вместе просить Господа и Пресвятую Богородицу о прекращении междоусобной брани, о торжестве любви, мира, добра и межконфессионального согласия на многострадальной украинской земле. Однако даже такое благое дело, призванное преодолеть разделения в украинском обществе, встретило циничные нападки и несправедливые обвинения со стороны руководства Украинской Греко-Католической Церкви, которое воспользовалось этим событием как поводом для новых злобных и циничных обвинений в адрес канонической Украинской Православной Церкви. Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук 24 июля дал интервью Департаменту информации УГКЦ, в котором заявил, что Всеукраинский крестный ход — это политическая пророссийская акция. «Московский Патриархат», по словам архиепископа, «часто использовался как инструмент в руках агрессора». Глава УГКЦ сравнил крестный ход с «живым щитом из гражданских лиц» и предупредил, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского Патриархата на Украине». Не остановился архиепископ и перед утверждением, что среди духовенства Московского Патриархата «очень много фактов поведения, не совместимых со званием гражданина Украины, и Служба безопасности Украины должна ими заняться».

http://pravmir.ru/ovtss-uniya-napominaet...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010