Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть I В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви Патриарх Иоасаф I скончался 28 ноября 1640 г. Однако его преемник на Патриаршестве был избран только спустя почти полтора года. Причина такого промедления не вполне ясна. Избрание нового Патриарха было довольно необычным для Русской Церкви: на сей раз его действительно, а не формально избирали из 6 кандидатов, предложенных царем Михаилом Феодоровичем. Избрание нового Предстоятеля Русской Церкви происходило 20 марта 1642 г. Собравшиеся в Москве русские архиереи по приказу царя написали 6 жребиев. Кандидатами, которых назвал сам государь, стали два архиепископа – Серапион Суздальский и Пахомий Астраханский, архимандрит Московского Симонова монастыря Иосиф и три игумена – Соловецкий Спасо-Преображенский Маркелл, Московский Богоявленский Иона и Псковский Святогорский Макарий. Жребии были опечатаны и отправлены в Успенский собор. Сначала три из них были положены в панагию перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. После молебна один из них был вынут. Затем то же самое повторили еще с тремя жребиями. Затем два вынутых жребия были вновь положены перед иконой, и после третьего молебна вынут один, который нераспечатанным отнесли к государю. Михаил Феодорович распечатал его и возвестил имя нового Патриарха. Им стал Симоновский архимандрит Иосиф. Позже, в 1917 г. практически тем же самым образом будет избран на Патриаршество и св. Тихон (Беллавин). После Патриаршества кроткого и мудрого Иоасафа I и стабилизации нового типа взаимоотношений Церкви и государства, с усилением последнего, царь Михаил уже не опасался чрезмерного усиления Предстоятеля Церкви, подобного тому, которое имело место при Филарете. Вероятно, именно по этой причине и было допущено реальное избрание нового Патриарха, а не его традиционное назначение по указу государя, как бывало прежде. И тем не менее, на всякий случай Михаил Феодорович продемонстрировал новому Патриарху, что он хотя и Предстоятель Русской Церкви, но все же является подданным царя: государь не стал после интронизации Иосифа целовать его руку и клобук, как это делалось ранее.

http://sedmitza.ru/lib/text/436317/

В нынешнем году тиражом в тысячу экземпляров вышла книга «Крест иноческой жизни (по книге святителя Феофана Затворника " Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество " )». Ее автор-составительигумения Вера (РОВЧАН) восемь лет подвизается в Успенском Вышенском монастыре и чуть более трех лет является его настоятельницей. Наша беседа с ней была посвящена этому современному труду, в основу которого легли проповеди святителя Феофана Затворника к насельницам женских обителей. – Матушка Вера, из переписки настоятеля Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне отца Андрея (Веревкина) со святителем Феофаном известно, что именно он, святогорский игумен, подсказал епископу-затворнику идею взяться за такую актуальную для всех времен книгу. Отец Андрей писал Преосвященному святителю в Вышу: «Кажется, не мешало бы собрать все поучения Ваши, произнесенные в женских обителях, и издать особой брошюрой для инокинь». Интересно, а как Вы отважились на столь непростой труд, как сумели выкроить для него время? – На самом деле это была моя дипломная работа. Я писала ее по ночам, заканчивая факультет теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Митрополит Рязанский и Михайловский Павел (сейчас он – митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси) благословил меня облечь ее в форму книги. Почему я выбрала именно эту тему? Она мне очень близка, поскольку в качестве настоятельницы обители я сразу почувствовала, что возникает много вопросов. В их ряду: как организовать духовную жизнь сестер? как наладить их быт? как добиться от насельниц единомыслия, единодушия, объединяющих и цементирующих иноческое житье? И многие-многие другие. В повседневной жизни мы прибегали к названному труду святителя, но получали оттуда разрозненную информацию. Вот и родилась мысль обобщить ее, систематизировать все по главам: об Уставе монастыря, о терпении, борьбе со страстями, уповании на Господа... В общей сложности получилось двадцать четыре главы, основой которых стали двадцать проповедей святителя Феофана Затворника, произнесенных им в Тамбовской и Владимирской епархиях в те годы, когда он был там правящим архиереем. В книге три основных раздела: духовный смысл иноческой жизни, монашеская жизнь внешняя и монашеская жизнь внутренняя. Так ее легче читать и получать ответы на свои вопросы.

http://pravoslavie.ru/75021.html

Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане ( к 600-летию преставления святителя ) Свт. Киприан у ног Христа Давние связи Руси со Святой горой, как в первый раз и официально был назван Афон в уставе императора Константина Мономаха 1046 г., имеют прочное начало, заложенное еще прп. Антонием Печерским († 1073), но их особенное развитие пришлось на время управления всероссийской митрополией святителем Киприаном († 1406). Сохранилось известие, датированное не ранее 1379 г., о приходе в Новгород с Афона старцев, вероятно, сопровождавших на Русь митрополита Киприана. В это же время на Афоне подвизается игумен новгородского монастыря на Лисьей горе Иларион. Он принес с Афона список известного сочинения игумена Никона Черногорца «Тактикон», с которого уже в 1397 г. по благословению архиепископа Иоанна «два калугера, Яков да Пимин» делают новый список в новгородском Лисицком монастыре при игумене Варлааме (РНБ, F. п. I. 41). Другой постриженник Лисицкого монастыря - прп. Арсений Коневский († 1447) был принят в 1390 г. игуменом Иоанном на Святой Горе, где подвизался три года. По возвращении в 1393 г. в Новгород он принес икону Богоматери в благословение со Святой Горы, а также общежительный афонский устав, согласно которому была построена жизнь в обители на острове Коневец, расположенном на Ладожском озере. Следует отметить, что в новгородских пределах первые насельники с Афона появляются в середине XIV века, когда к прп. Лазарю Муромскому († 1391), пришедшему на Русь из римской обители Санта Прасседе и основавшему Свято-Успенский Муромский монастырь на Онежском озере, присоединяется его спосник и сподвижник святогорский старец Феодосий. Еще одним оплотом святогорского иноческого предания на Руси в эпоху митрополита Киприана стал в 1389 г. вологодский Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, куда св. блгв. кн. Димитрий Донской направил настоятелем прибывшего с Афона Дионисия Святогорца, ставшего в 1418 г. архиепископом Ростовским. От него приняли пострижение и благословение Святой Горы прпп. Дионисий Глушицкий († 1437) и Александр Куштский († 1439). Учеником Дионисия Святогорца и прп. Дионисия Глушицкого был прп. Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец († 1442). Афонские традиции в Спасо-Каменном монастыре сохранялись вплоть до старца Паисия Ярославова и его ученика – преп. Нила Сорского.

http://pravoslavie.ru/2577.html

Вступление Предлагаем вниманию читателей русский перевод письма, написанного св. Григорием Паламой , впоследствии архиепископом Фессалоникийским, его будущему противнику, Григорию Акиндину, до начала между ними богословского спора. Это письмо, по сей день неизданное, содержится в многочисленных рукописях: предлагаемый текст переведен на основании двух рукописей Парижской Национальной Библиотеки (Parisinus graecus 1238, ff. 262v – 266v и Coislinus 99, ff. 102 – 109v), – XV-ro века. Греческий текст письма и более подробное введение напечатано нами в журнале Афинского Бог . Факультета «Феология» (1953. IV). Не имея возможности дать здесь полный анализ письма, ограничиваемся краткими заметками: Время написания: – начало 1341 года. Эта дата вытекает из заглавия письма, указывающего на собор, состоявшийся в июне-августе 1341 года, и из упоминания об этом письме в докладной записке поданной впоследствии Акиндином патриарху Иоанну Калеке, частично изданной Ф. Успенским («Синодик в неделю Православия», Одесса, 1893, стр. 87–88, р. пер. «Очерки по истории византийской образованности» СПб. 1892, стр. 327–331). Это письмо является третьим по счету сохранившимся письмом Паламы к Акиндину, с которым у него первоначально были самые дружественные отношения. Содержание. – В историческом отношении, интересно указание на составление Святогорского Томоса самим Паламой, а не его учеником Филофеем Коккином, как думают некоторые историки. В богословском отношении, особенно важно, что подлинный текст письма опровергает обвинение возводимое на Паламу его противниками, ссылающимися именно на это письмо и неправильно его цитирующими, будто бы он, в своем учении о божественных «действиях» или «энергиях» употреблял выражения как «божества» (в мн. ч.) или «вышележащее Божество», противополагая его «нисходящему Божеству»: св. Григорий никогда не употреблял слово «Божество» в множественном числе, и противополагал только «вышележащую Сущность» – «нисходящим действиям», прилагая и к тому и к другому наименование «Божество», так как Бог – один. В этом он точно следует общепринятой тогда терминологии псевдо-Дионисия (см. § 10). Для перевода греческого слова νργεια мы сохраняем термин «энергия», за исключением тех мест (напр., §2), когда осмысление русского текста выигрывает от употребления русского слова «действие».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2016 года 20 июля, 2016. Новостная служба 20 июля 2016 года на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 24 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о Всеукраинском крестном ходе – ходе мира, любви и молитвы за Украину, который проходит с 3 по 27 июля 2016 года. Справка: По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, с 3 июля из Свято-Успенской Святогорской Лавры на востоке Украины и с 9 июля из Свято-Успенской Почаевской Лавры на западе Украины начался многотысячный Всеукраинский крестный ход с молитвой за Украину. Крестные ходы, которые сопровождают одни из самых уважаемых чудотворных икон Божией Матери – «Почаевская» и «Святогорская», проходят по территории Донецкой, Харьковской, Полтавской, Черкасской, Тернопольской, Ровенской, Хмельницкой, Житомирской и Киевской областей. 27 июля в канун празднования дня Крещения Киевской Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира крестные ходы встретятся в г. Киеве на Владимирской горке, откуда, после традиционного ежегодного молебна, вместе отправятся в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где будут совершены торжественные богослужения. 28 июля на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры состоится торжественная Божественная литургия. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 25 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о ситуации, сложившейся в связи с нерегистрацией Министерством культуры Украины уставов религиозных организаций Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Крестном ходе в Киеве приняло участие 100 тысяч человек Шествие верующих от Владимирской горки в Киево-Печерскую Лавру завершилось торжественным молебном 27.07.2016 1714 27 июля, в преддверии празднования Крещения Руси, в Киеве, на Владимирской горке у памятника равноапостольному князю Владимиру, в 12.30 встретились два крыла (западное и восточное) Всеукраинского Крестного хода за мир, сообщает сайт « Украина Православная». После чего был отслужен молебен равноапостольному князю Владимиру. Соединение двух колонн, насчитывающих около полутора тысяч паломников, состоялось на Европейской площади, отмечает РИА Новости. Ранее большинство верующих привезли на Владимирскую горку на автобусах. По данным полиции, там собрались около 10 тысяч человек. Богослужение возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в сослужении епископата и духовенства УПЦ МП. Во время богослужения были вознесены особые молитвы о даровании мира на украинскую землю. В честь праздника в ходе Всеукраинского Крестного хода встолицу были пренсены чудотворные образы Божьей Матери: «Почаевская», «Святогорская» и «Межирическая». В завершении Его Блаженство сердечно поздравил всех верующих с предстоящим праздником, обратил внимание на содержание особых молитв, в которых Церковь просит Господа даровать мир на нашу землю и братолюбие, после чего Крестный ход возглавленный священноначалием успешно проследовал в Успенскую Киево-Печерскую Лавру, куда прибыл в 14.15. Процессия растянулась более чем на три километра. По центральным улицам в Крестном ходу от Владимирской горки к стенам Лавры приняло участие около 100 тысяч верующих. Как передает корреспондент РИА Новости, в центре города усилена охрана, участникам молебна пришлось проходить через рамки-металлоискатели. Движение транспорта по центральным улицам украинской столицы ограничено. Порядок обеспечивают около шести тысяч правоохранителей. В полиции заявили, что все проходит в штатном режиме, никаких провокаций нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/27/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > На Украине богомольцев обсервируют Украинские чиновники, возмущённые многолюдьем на пасхальных Богослужениях в Почаевской и Святогорской Лаврах, перекрыли Донецкую область и Почаев и завели пять дел на клириков УПЦ МП 22.04.2020 1510 Время на чтение 5 минут Торжественные богослужения праздничной Пасхальной ночи возглавил в Святогорской Лавре наместник обители, викарий Донецко й епархии митрополит Святогорский Арсений, сообщается на сайте Лавры . Накануне, 18 апреля, в 20:00 в Успенском соборе обители началось чтение Деяний апостольских, которое совершали попеременно братия монастыря. В 22:45 состоялась встреча митрополита Святогорского Арсения и были совершены входные молитвы. В 23:00 началась полунощница. Её возглавил благочинный обители архимандрит Галактион (Вуйченко). По 9-й песни канона Плащаница Спасителя была внесена духовенство в алтарь и положена на престоле. Ровно в полночь 19 апреля начался пасхальный крестный ход, который возглавил митрополит Арсений в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и всего лаврского духовенства. По троекратном обхождении Успенского собора у главного его входа митрополит Арсений возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во векивеков» начал пасхальную утреню. По совершении утрени были пропеты часы и состоялась встреча Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Затем была отслужена Божественная литургия. Под утро, по окончании Литургии, митрополит Арсений возглавил крестный ход, во время которого священнослужители освятили приношения паломников. Богослужебные песнопения исполняли два братских хора Святогорской Лавры. Трансляция пасхальной службы осуществлялась информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры на канале YouTube и на странице Facebook, а также украинскими телевизионными каналами «NEWSONE» и «ОРБИТА». Опубликованные на сайте Святогорской Лавры фотографии свидетельствуют о том, что даже коронавирус не помешал богомольцам в большом количестве собраться в обители в пасхальную ночь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Пришло время проявить свое Православие» По Украине шествует Всеукраинский крестный ход во имя мира, любви и молитвы за прекращение междоусобицы 06.07.2016 936 Время на чтение 7 минут В воскресенье, 3 июля, из Успенской Святогорской лавры стартовал Всеукраинский крестный ход — шествие мира, любви и молитвы за Украину, сообщает Патриархия.ru. Возглавляет многолюдное молитвенное шествие наместник Лавры митрополит Святогорский Арсений. Крестный ход с Востока Украины проходит через Горловскую, Изюмскую, Харьковскую, Полтавскую, Кременчугскую, Бориспольскую и Киевскую епархии. Святыней шествия станет Святогорская икона Божией Матери. Крестный ход с Запада Украины начнется 9 июля от Почаевской лавры и пройдет через Тернопольскую, Ровенскую, Шепетовскую, Житомирскую, Овруцкую и Киевскую епархии. Святыней шествия станет Почаевская икона Божией Матери. Ориентировочное время выхода из лавры – 8:00. 27 июля участники крестных ходов встретятся в Киеве на Владимирской горке и вместе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви, архиереями и духовенством пройдут в Киево-Печерскую лавру, где 27–28 июля состоятся торжественные богослужения. Ответственными за проведение Всеукраинского крестного хода назначены архимандрит Иоасаф (Ковецкий) – маршрут из Святогорской лавры, и протоиерей Виктор Земляной – маршрут из Почаевской лавры. Накануне в Киево-Печерской лавре блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил всех участников шествия. Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата призвал принять деятельное участие в этом особом шествии ради мира и Божиего благословения Украинской земле. По словам Его Блаженства, крестный ход, одновременно идя с запада и с востока, объединит всю Украину. Для всех желающих присоединиться к крестному ходу работает «горячая линия». Телефон для тех, кто идет по маршруту Святогорск — Киев: +380957299859; по маршруту Почаев — Киев: +380670097733. Подробные карты маршрутов можно найти по ссылке .

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/06/pr...

Иеромонах Василий (Бурков) – наместник Святогорского Свято-Успенского монастыря в Пушкинских горах. Святогорский монастырь широко известен как место погребения Александра Сергеевича Пушкина (похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 году). О своем пути к монашеству и духовных наставниках – старцах архимандрите Кенсорине (Федорове), схиархимандрите Илии (Ноздрине), протоиерее Николае Гурьянове… – его рассказ, подготовленный издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» . О приходе к вере Для меня самого это некая тайна, потому что я родился в самый разгар советских атеистических времен и про Бога нам ничего не говорили. Родился я в Хабаровске. Хотя там и была одна церковь, я туда не ходил, конечно. Я даже помню: как-то в детстве или уже в отрочестве проходил мимо церкви – и увидел на окне вентиляторы; я тогда подумал: «Как они странно в Бога верят… И зачем им вентиляторы?» Потом я попал в Псков… Друг мой иногда заходил в церковь, но и то, думаю, не по религиозной необходимости, а так, перед делом свечку поставить, – и я у него раз спросил как и зачем. А он: «Ты-то сам крещенный?» А я даже не знаю, крещенный я или нет. Позвонили мы домой в Хабаровск маме, мама мне сказала: нет, тебя не крестили. И друг говорит: «Давай тебя покрестим». Я: «Давай покрестим, ничего такого страшного не произойдет». И вот меня в Пскове – мне было тогда 25 лет – покрестили на квартире. Каких-то особых эмоциональных впечатлений не было. Но помню чувство – и теперь я понимаю, что это Божие было чувство. Я его тогда не понимал. Когда мне крестик надели и у меня висел крестик, мне было радостно, какая-то была тихая радость, и мысль была такая, что вот, у меня появился такой друг, который меня никогда не предаст, не оставит. Я очень любил крестик. Хотя занимался тем, чем и до этого занимался, всё было в суете, но вот это чувство я помню, до сих пор вспоминаю с благодарностью. Понимаю, что Бог дал мне такое. Но потом Божиим Промыслом у меня была ситуация, где я остался совсем один. То есть я мог делать какие-то дела, мог не делать. И, опять же, я полагаю, Бог так устроил… Я тогда не понимал своего состояния. Умом я рвался, думал: время уходит, надо что-то сделать великое, гениальное, а я ничего не делаю. А на сердце было спокойно и мирно. Я помню это состояние хорошо. И как-то зашел в храм – в Пскове тогда восстанавливался храм Александра Невского. Отец Олег Тэор, настоятель, он такой колоритный был… Тогда для меня это было что-то необычное. Мне всё это стало интересно, я стал ходить в храм, тем более всё восстанавливалось – мы сами своими руками делали это. Службы были такие: если дождь идет, то ряд людей стоит, ряд чашек, в которые капает. Ряд людей – ряд чашек.

http://pravoslavie.ru/134496.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 20.09.1795, Курск - 11.08.1867, Святогорская Успенская пуст.), прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых), иеросхим., затворник Святогорский. Первое жизнеописание И. было составлено и опубликовано в 1874 г. А. Ф. Ковалевским на основе рассказов самого затворника, а также свидетельств близко знавших его святогорских насельников, в т. ч. иером. Софрония (Смирнова; 1828-1921). В 1876 г. прот. Григорий Дюков дополнил книгу Ковалевского своими материалами. Род. в небогатой мещанской семье. В детстве дружил с Семеном Мошниным (племянником прп. Серафима Саровского ), рассказы к-рого о подвижнической жизни дяди повлияли на стремление мальчика к монашеской жизни. В 1804 г. был отдан мастеру для обучения изготовлению печных изразцов. Кротко терпел от печника суровое обращение и побои. В 1810 г. Крюков перешел к др. мастеру, затем служил приказчиком у торговцев. По настоянию родителей женился. Поступив в большую артель к мастеру изразцового ремесла, вскоре стал одним из лучших специалистов, получал в год 600 р. Через 8 лет Крюков открыл свою фабрику изразцовых лепных печей и др. подобных изделий; исполнял значительные подряды, имел хороший доход, владел постоялыми дворами, гостиницей. После кончины супруги и отца, будучи бездетным, решил принять постриг. Мать, поселившаяся у замужней дочери, благословила сына медным литым крестом, к-рый он всю жизнь носил на груди на тяжелой железной цепи. Из толстого «шинного» железа изготовил вериги (пояс и наплечники). Получив в Курском мещанском об-ве увольнительную бумагу и простив прежних заказчиков-должников, в кон. июня 1833 г. Крюков отправился в Киево-Печерскую лавру , а затем вместе с неск. курскими богомольцами и родной сестрой - в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь 26 авг. 1833 г. по благословению игум. прп. Филарета (Данилевского) поступил в обитель, нес послушание помощника гостинника, помогал перекладывать печи в зимней церкви пустыни, клал печи в кельях братии, служил в братской трапезной.

http://pravenc.ru/text/469023.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010