В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского; † 1690) митрополитом Киевским и в том же году вместе с игуменом Георгиевского Переяславского монастыря Иеронимом (Дубиною) был послан в Москву с известием об этом избрании. В 1688 году игумен Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведённой в разорение иезуитами и доминиканцами. Благодаря уважению, которым святитель Феодосий пользовался среди населения, он сумел привлечь щедрые пожертвования в монастырь, и в течение двух лет обитель достигла благосостояния, вполне обеспечивающего её существование. Назначение игуменом Елецкой обители состоялось главным образом по желанию преосвященного Лазаря (Барановича), для которого святитель Феодосий стал ближайшим помощником. Святитель Феодосий помогал владыке Лазарю во всех трудах по управлению и благоустроению епархии. Так, он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому патриарху Иоакиму (Савелову; † 1690) по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нём вопроса о времени преложения Святых Даров. В начале 1689 года святитель Феодосий вместе с Батуринским игуменом Димитрием (Туптало; † 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), будущим митрополитом Ростовским, ездил в Москву по тому же делу к патриарху Иоакиму. В годы управления Елецкой обителью Феодосий несколько раз был представляем на различные духовные должности. После смерти митрополита Гедеона был представлен третьим кандидатом на кафедру Киевской митрополии. Когда же митрополитом Киевским стал Варлаам (Ясинский; † 1709), архимандрит Киево-Печерского монастыря, Феодосий предназначался на место Печерского архимандрита. В 1692 году, по предложению преосвященного Лазаря (Барановича), было назначено собрание, состоявшее из малороссийского гетмана И.С. Мазепы, духовенства Малороссии и представителей народа, на котором единогласно был избран на Черниговскую кафедру архимандрит Феодосий.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также о первом новгородском архиерее Феодора (XI век); первом епископе города Владимир-на-Клязьме Феодоре, сподвижнике князя Андрея Боголюбского; волоколамском архиепископе Феодоре (Поздеевском), ректоре  Московской духовной академии , расстрелянном в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правил в 1676-1682 гг.), старшем брате Петра Великого, активно способствовавшем развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правил в 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается, в частности, об истории его почитания как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет ознакомиться со статьями о митрополите всея Руси Феодосии (1461-1464 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Архиепископа Лазаря святитель Димитрий Ростовский называл «великим столпом Церкви»; таким образом, Черниговская епархия стала сразу управляться двумя столпами Церкви. Отношения их, полные любви и доверия друг к другу, были отношениями отца и сына. Через 2 года архиепископ Лазарь умер, и святитель Феодосий стал самостоятельным архипастырем Черниговской епархии. Он тщательно подбирал себе сотрудников из лиц духовенства, усилил его пастырскую и просветительскую деятельность, устраивал монастыри, боролся с униатским влиянием и умел успокаивать горячие вспышки своевольных казаков. К бедным он был милосерд и сострадателен. Предчувствуя свою близкую кончину, святитель Феодосий посвятил иеромонаха Иоанна (Максимовича) в сан архимандрита, готовя в нем достойного преемника себе. Скончался святитель Феодосий 5 февраля 1696 г. и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе. Проявления благодати Божией по молитвенному предстательству святителя Феодосия нередко сопровождались явлениями его во сне. Начались они с исцеления преемника его по кафедре — архиепископа Иоанна (память его 10 июня). В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров». К изумлению окружающих, преосвященный Иоанн велел отслужить в покоях своих вечерню, прочитать для него правило и наутро приготовить все для его служения в соборе и на другой день, совершенно здоровый, служил Божественную литургию. «Иди в собор, отправь молебен — и будешь здоров», — сказал святитель Феодосий во сне немому. На другой день немой заговорил, а в портрете святителя узнал своего исцелителя. «Прощаю и разрешаю», — сказал он священнику, исповедовавшему ему во сне грехи, и обещал ему исцеление больного сына, и на другой же день младенец выздоровел. «Ты не говела, это нехорошо, — сказал во сне святитель Феодосий больной, молившейся ему Великим постом, — ты недостойна будешь вкусить Пасху. Постарайся причаститься в Великую Субботу». «Не плачь, я умолю Бога, и муж твой выздоровеет», — сказал он другой женщине. И муж ее выздоровел. Одним словом «Успокойся» прекратил он нравственные страдания одной больной.

http://sedmitza.ru/lib/text/436904/

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также про первого новгородского архиерея Феодора (11 век); первого епископа города Владимир-на-Клязьме Феодора, сподвижника князя Андрея Боголюбского; волоколамского архиепископа Феодора (Поздеевского), ректора МДА, расстрелянного в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правление 1676-82), старшем братом Петра Великого, активно способствовавшим развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правление 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается в частности об истории его почитания, как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и особенно первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет прочитать статьи о митрополите всея Руси Феодосии (1461-64 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://pravenc.ru/shop/2778960/

27 ноября 1962 года в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Игорь Процюк пострижен в монашество с именем Феодосий, а через день возведен в сан архимандрита. 2 декабря 1962 года состоялась его хиротония во епископа Черниговского и Нежинского. В течение последующих десяти лет владыка Феодосий — епископ Полтавский и Кременчугский (с 30 марта 1964 года), затем — Черновицкий и Буковинский (с 7 октября 1967 года), а с 2 февраля 1972 года — Смоленский и Вяземский. 9 сентября 1978 года Преосвященный Феодосий возведен в сан архиепископа, а с конца декабря 1984-го в течение года — Патриарший Экзарх в Средней Европе и архиепископ Берлинский и Среднеевропейский. А 29 июля 1986 года владыка получает назначение на Омскую кафедру. Он ехал в далекий и неведомый ему Омск, представляя его холодным и заснеженным городом, местом ссылки Достоевского, втайне лелея надежду, что пробудет в нем недолго, года три... Но три года растянулись на двадцать пять, каждый из которых был ярким, насыщенным и плодотворным в духовной жизни Омского Прииртышья. Позднее сам владыка Феодосий вспоминал, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня, приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири». Уже в 1987 году в своем отчете в Москву уполномоченный по делам религии по Омской области О.П. Осипов сообщал: «В связи с назначением в область архиепископа Феодосия повсеместно отмечается значительный рост активности всех религиозных православных объединений. Феодосий под личный контроль взял художественную роспись омских храмов, комплектование хоров... Архиерейские служения, особенно в дни религиозных праздников, привлекают, по оценке, больше посетителей в омские церкви, чем это было при бывшем архиерее Максиме…» Прибыв в Сибирь, владыка сразу же включился в работу. Тюменская земля, сохранившая за годы советской власти в различном состоянии 94 храма, стала благодатным поприщем для первых деятельных шагов владыки Феодосия на Омско-Тюменской кафедре. Тобольск, форпост христианской цивилизации, духовный и миссионерский центр Сибири, место служения и упокоения святителя Иоанна Тобольского, вдохновлял архипастыря на активные труды по возрождению Православия на этой древней земле.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Радуйся, иноков пресветлая красото; радуйся, постников преславная похвало. Радуйся, святителей благоговейных любимый собеседниче; радуйся, послушания нелицемерный рачителю. Радуйся, подвижниче смиренный, на Господа все упование возложивый; радуйся, уединеннаго жития добрый ревнителю. Радуйся, избранниче Христов преблаженный; радуйся, Богом данный нам заступниче непреоборимый. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 3 Сила Божия осени тя, отче Феодосие, егда во иерея посвящен был еси от святителя Дионисия и во игумена обители Корсунския от него поставлен, да пасеши Христово стадо и руководиши иноки ко спасению, воспевая купно с ними хвалебную песнь в Троице славимому Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея смирение нелицемерное, прах и пепел себе именовал еси, преблаженне Феодосие, и запрещение от архиерея, неповинен сый, безропотно понесл еси; темже и мы, ублажающе таковое, воистину христоподражательное, незлобие твое, воспеваем тебе сице: Радуйся, агнче незлобивый, никомуже зла за зло воздавый; радуйся, яко запрещение архиерейское нося, послушание великое явил еси. Радуйся, яко тогда и епитрахили коснутися не дерзал еси; радуйся, смирением и преданием себе в волю Божию врага победивый. Радуйся, иноче боголюбезный, преподобием и кротостию благоукрашенный; радуйся, постническим житием, яко безкровным мученичеством увенчанный. Радуйся, монашествующим отец и наставник богомудрый; радуйся, обителей иноческих многоопытный руководителю. Радуйся, Престола Божия верный и благоговейный служителю; радуйся, пред Богом теплый о нас ходатаю. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 4 Бурю гонений на Церковь Божию во граде Киеве воздвиже мудрование латинское; ты же, богомудре Феодосие, во игумена обители Выдубецкия тогда поставлен быв, сию от лжеучения оградил еси, утверждая братию свою в православней вере непорочно воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышав богоугодное житие твое, отче Феодосие, святитель Божий Лазарь, призва тя от Киева в Чернигов и, поставив во архимандрита пречестныя обители Елецкия, сотвори помощника себе во управлении церковнем; ты же с любовию сыновнею послужил еси ему и воистину достоин явился еси, да воспеваем ти сицевая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Сохранились два больших и два малых колокола. Под столбами тяга. Материал - известняковая плита. Высота звонницы 18 м. Вокруг церкви кладбище, обнесенное каменной оградой. Необычны единственные в своем роде, с оригинальным волнистым объёмом, ворота кладбищенской ограды второй половины XVIII в. Они имеют два проема - большой и малый, Большой - с высокой и широкой аркой, над которой килевидное завершение. Более узкий и меньший по высоте - боковой арочный проем. Над ним прямоугольная, с чуть углубленной рамкой, ниша для иконы, и под ней двойная полочка, идущая до края ворот. Плавная, как бы нарисованная от руки, барочная кривая бескарнизного абриса верха, делает объем ворот крайне необычным. Сложены ворота из местного камня - известняковой плиты, оштукатурены и побелены. По материалам сайтов: pskovgrad.ru В 1898 году заложен с южной стороны придел в честь Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, в 1899 году окончен, а в 1900 году 8 октября освящен. Построен означенный придел старанием крестьян-прихожан оной церкви и других благотворителей. Устроен ввиду холода и тесности существующей Георгиевской. Употреблено на его построение и устройство иконостаса 11499 рублей 10 копеек. Престолов два: главный во имя Святого Георгия, холодный, придельный во имя Святителя Феодосия, Архиепископа Черниговского, теплый. Церковь во имя Святого Великомученика Георгия и придел в честь Святителя Феодосия построены из камня. Колокольня каменная, находится в 7 саженях от церкви. Колокола висят между трех каменных столбов, расположенных параллельно. Всех колоколов пять, два больших и три подзвонка, вес колоколов не известен. Кладбище при церкви. В оном приходе 10 часовен: каменные в деревнях Коломне, Висках и Барке во имя Святителя и Чудотворца Николая; деревянные при деревнях Тешевицах во имя Смоленской Божией Матери, Больших Речках во имя Преподобного Никандра, Подграмье во имя Пророка Илии, Луках во имя Святых Апостолов Петра и Павла, Верхних Копаницах и Нижних Копаницах - во имя Иоанна Предтечи, близ деревни Луков во имя Пророка Илии. Все часовни построены во имя тех святых, в честь которых празднуют селения. Относительно того, когда и кем они построены, ни устных, ни письменных преданий не сохранилось. Выписки из клировых ведомостей церквей и погостов Псковского уезда//Святыни и древности Псковского уезда. По дореволюционным источникам. Сост. Н. Ф. Левин. Псков, 2006 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05829

Желая в лице Феодосия приготовить достойного по себе преемника, архиепископ Лазарь Баранович в 1687 году вызвал его в Чернигов и определил архимандритом тамошнего Елецкого монастыря. Старец святитель поручал ему на рассмотрение дела по епархии и, увидев в нём хорошего помощника себе, с согласия гетмана Малороссии в 1691 г. отправил его в Москву к Патриарху Адриану с просьбою назначить его помощником ему в управлении епархией. Патриарх Адриан исполнил желание преосвященного Лазаря и святительскою грамотою своею уведомил гетмана Малороссии в таких знаменательных выражениях: «Мы слышали о добродетельной жизни архимандрита Феодосия, о том, что по управлению епархией Черниговской он способный и послушный помощник преосвященному архиепископу Лазарю, уже исполненному дней, опытный в делах и в отношении к нашей мерности возлюбленный сын. Потому мерность наша благословляет его, архимандрита, иметь попечение о том, дабы все дела, поручаемые ему архиепископом, исполнять благочестиво о имени Господа и угождать архиепископу, как старцу в духе послушания Христова. Если, творя доброе, окажется он терпелив в перенесении скорбей случайных и в исполнении должности явится непорочным, то, когда угодно будет Богу, получит и высшее достоинство архиепископа.» Престарелый архиепископ Лазарь, исполненный признательности к своему помощнику за ревностное участие Феодосия по управлению паствою, пожелал еще при жизни своей видеть архимандрита Феодосия в сане святительском. В 1692 году архиепископ Лазарь и гетман Малороссии Мазепа писали о сем прошение к царю и Патриарху, при чем свидетельствовали, что «пречестный архимандрит Феодосий – муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни», которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещён, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою. Ходатайство это было уважено, и архимандрит Феодосий летом 1692 года путешествовал в Москву, где 11 сентября было совершенно наречение его в епископа, а 13-го того же сентября он был рукоположен в архиепископа Всероссийским Патриархом Адрианом. Возвратившись из Москвы в Чернигов, архиепископ Феодосий и в новом сане продолжал оставаться послушным помощником преосвященного Лазаря, оказывая ему сыновное послушание и любовь и ничего не предпринимая без согласия и воли его. Но не долго было суждено Господом черниговской пастве с духовной радостью видеть двух архиереев предстоящими у престола Божия. Не истекло еще года по возвращении Феодосия, как не стало святителя Лазаря, – 3-го сентября 1693 года он отошёл ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, старцу святителю с любовию послуживый; радуйся, яко сын отцу во всем ему послушен бывый. Радуйся, старость его упокоивый; радуйся, труды святительския ему облегчивый. Радуйся, благолепия церковнаго усердный рачителю; радуйся, преданий апостольских верный хранителю. Радуйся, правды ревностный блюстителю; радуйся, долга пастырска непоколебимый исполнителю. Радуйся, алтаря Господня служителю непорочный; радуйся, пастырем светлый образе. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 5 Боготечную звезду, к горнему Иерусалиму путеводящую и добродетельми светло сияющую, зряще тя, предивный Феодосие, иноцы же и мирстии с любовию последоваху тебе, внимающе твоему учению душеполезному и взирающе на образ чистаго жития твоего, поучахуся взывати с тобою Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа. Икос 5 Видев себе святитель Лазарь старостию преутруждена и в силах телесных изнемогша, возжела имети тя, Феодосие, преемника по себе во святительстве и проси Святейшаго Патриарха Московскаго посвятити тя во архиепископа. Мы же в сем Божие звание, еже на тебе, уразумевающе, любовию прославляем тя сице: Радуйся, архиерею Божий, от Предвечнаго Архиерея дивно предызбранный; радуйся, Апостолов достойный преемниче и усердный ревнителю. Радуйся, святителю Христов, от собора святителей российских освященный; радуйся, иерарше благий и нищелюбивый. Радуйся, архипастырю милостивый и сострадательный; радуйся, святителем Митрофану и Димитрию собеседниче и сопрестольниче. Радуйся, архиереев православных красото; радуйся, пастырю добрый, душу твою за овцы положити готовый. Радуйся, учителю златословесный; радуйся, богосветлый светильниче Церкве Христовы, во тьме века сего возсиявший. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 6 Проповедник не словом точию, но и делом явился еси Христова учения, святителю Феодосие, яко пастырь добрый, по образу Пастыреначальника Христа всех с любовию наставляя ко спасению, всем образ жития по заповедем Христовым подавая и всех поучая взывати присно Богу: Аллилуиа. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, блюститель киевской митрополии, еще в 1674 году в письме своем пророчески передавал Феодосию желание свое, чтобы »имя его написано было на небесах«. Когда тот же архиепископ Лазарь Баранович сблизился с Феодосием и узнал его высокие нравственные качества, то пожелал иметь его своим постоянным помощником. Самый добрый отзыв дал об архимандрите Феодосии патриарху Адриану архиепископ Лазарь, когда вместе с гетманом Малороссии просил патриарха назначить Феодосия помощником ему, Лазарю, в управлении черниговскою епархиею. Вместе с гетманом преосвященный Лазарь Баранович засвидетельствовал, что «пречестный архимандрит Феодосий муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею черниговскою». За свои высокие нравственные качества Феодосий и был возведен в Москве патриархом Адрианом 13 сентября 1692 года в сан архиепископа; до самой кончины преосвященного Лазаря († 3 сентября 1693 года) был у него ревностным помощником, а после смерти Лазаря Барановича «с отрадою и утешением» для паствы (как говорится в одном донесении от гетмана Малороссии из Батурина) «восприял архиерейский черниговский престол преосвященный Феодосий Углицкий, который (сказано в том же документе) своими добротами может украсить церковь и благорассмотрением устроить дел правление». До какой высокой степени нравственного совершенства святитель Феодосий достиг в своем святительском звании, – видно из того, что Господу Богу было угодно сохранить нетленными его мощи после погребения его тела в Борисоглебском соборе. Так по истине нужно сказать о свитителе Феодосии: исполнил он в совершенстве завет святого апостола Павла, был «образец для верных в вере и в житии», и доселе остается тем же «образцем» для верных чад Церкви Православной. в) На основании приведенных в тексте слов святого апостола Павла (из его 1-го послания к Тимофею) нужно восполнить образ святителя Феодосия углицкого еще некоторыми высокими нравственными чертами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010