Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный чудотворче, великий угодниче Христов, святителю отче Феодосие, нетлением мощей твоих и множеством чудес от Бога прославленный, в песнех радостных ублажаем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Икос 1 Ангел во плоти явился еси, богомудре Феодосие, ангельскими нравы измлада себе украшая; темже и Ангел церкве Черниговския достойне поставлен был еси от Бога, всех наставляя ко спасению и всем являя в себе правило веры и образ кротости, воздержания же и любве. Сего ради, чада твоя суще, любовию вопием ти сице: Радуйся, Ангеле земный и человече небесный; радуйся, небесных сил собеседниче и сослужителю. Радуйся, в житии твоем безплотным поревновавый; радуйся, и по смерти с ними водворивыйся. Радуйся, от юности Христа всем сердцем твоим возлюбивый; радуйся, от утра жизни твоея Тому единому поработавый. Радуйся, вся заповеди Господни верно и непорочно сохранивый; радуйся, мног плод духовный о Христе сотворивый. Радуйся, усердною молитвою дух твой окриливый; радуйся, чтущих любовию память твою от бед покрывающий. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 2 Видев суету мира сего скорогибнущую, всем сердцем возжелал еси, отче Феодосие, мир сей оставити и во иночестве Богу послужити. Темже иго Христово благое и легкое усердие восприяв, инок святыя обители Киево-Печерския смирен и послушлив был еси, воспевая всех Творцу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 2 Разум богопросвещенный твой видев, святитель Киевский Дионисий постави тя, Феодосие, архидиакона соборныя церкве Софии Премудрости Божией, да служиши алтарю Господню при совершении Таин Божиих. Мы же, в тебе избранный сосуд Духа Святаго ведуще, со умилением зовем ти сицевая: Радуйся, под кровом чудотворцев Печерских начало подвигов твоих положивый; радуйся, от юности добродетельми монашескаго жития преизрядно себе украсивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Неблагосклонность патр. Адриана, к Барановичу сказалась, как было отмечено выше, в решении спора о протопопиях в пользу митр. Варлаама, чем патриарх давал Лазарю почувствовать, насколько невыгодно неверноподданническое, центробежное отношение черниговского архиепископа к московскому святителю. Такая расплата п. Адриана с Лазарем за уклонение от приветствия со вступлением на п. кафедру была отрезвляющим воздействием на свободолюбивого черниговского маститого архипастыря. После архиеп. Лазарь стал почтительнее к п. Адриану, вследствие чего и со стороны патриарха последовало более благосклонное к нему отношение и удовлетворение его других ходатайств. В ноябре 1691 г. п. Адриан дал утверждение архим. Елецкого монастыря св. Феодосию Углицкому, еще при п. Иоакиме получившему позволение помогать престарелому Барановичу в епархиальном управлении, в должности помощника Лазарю, причем даже обещал Углицкому Черниговскую кафедру по смерти престарелого архиепископа. «Ащеже благотворя в терпении здешних всяких приключимых скорбий благодушней явится и во исполнении должности сея непорочен пребудет, убо возимеет, Богу хотящу, и вящшее достоинство и по нем, архиепископе Лазаре, степене архиерейства наследство» 281 ... Ласковое отношение патр. Адриана к Феодосию прокладывало путь для добрых, полных сыновней преданности отношений будущего предстоятеля Черниговской кафедры к патриарху московскому. Патр. Адриан личным воздействием делал более, чем грамотами и указами. В данном случае в лице Феодосия Углицкого он приобретал в Черниговской епархии сторонника Московской церковной власти более искреннего, чем Лазарь Баранович. Это сказывается и в дальнейших отношениях п. Адриана к Феодосию. Мы видели, как долго тянул п. Адриан нежелательное для него дело восстановления викарной Переяславской кафедры в Киевской епархии. М. Варлаам, друг п. Адриана, при жизни его так и не достиг осуществления своего желания. Иные результаты имело ходатайство в 1692 г. Черниговского архиепископа о поставлении ему, в помощь, в епископы Феодосия Углицкого 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на постройку церковно-приходской школы, а прихожане с. Деречинковского, того же уезда, постановили устроить у себя церковь-школу, для чего отвели 1 1 / 2 десятины земли и ужена первых порах собрали до 800 руб. – Почетный попечитель Николаевской богадельни в г. Туле Попов пожертвовал капитал на постройку при богадельне двухэтажного корпуса на 20 кроватей, в котором 10 человек будут призреваться на средства жертвователя. В ознаменование и в память священного Коронования Ваших Императорских Величеств за оба отчетные года по одному только ведомству православного исповедания сооружено: 23 церкви, 5 приделов, 8 молитвенных домов, 2 колокольни, 194 колокола, 22 церковных ограды, 32 иконостаса, 480 киотов, икон и риз к ним, 73 запрестольных и выносных креста, 308 хоругвей, 56 паникадил, 89 лампад, 46 плащаниц и гробниц для них, открыто или выстроено помещений для 95 церковно-приходских школ и школ грамоты, учреждено 3 общества трезвости и 6 богаделен и приютов. Открытие мощей св. Феодосия Углицкого 9-го сентября 1896 г. совершилось великое и глубоко радостное для отечественной Церкви торжество – открытие многоцелебных мощей архиепископа Феодосия Углицкого, Черниговского чудотворца. Православный русский народ, почитая память почившего святителя Феодосия со дня его преставления, во множестве стекался к его могиле для принесения молитв о упокоении души его, с упованием на молитвенную помощь его пред Богом. К почитанию святителя влекли верующих и воспоминания о высокой подвижнической жизни его, и исцеления различных недугов, совершавшиеся при его гробе. Ряд чудесных проявлений благодати Божией при гробе святителя Феодосия открылся исцелением от тяжкой болезни преемника его по Черниговской кафедре, архиепископа Иоанна Максимовича , впоследствии митрополита Тобольского. Уверенность в святости почившего Феодосия, чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления, в православном народе возрастала и утверждалась. Святейший Синод поручил преосвященному Черниговскому собрать и доставить сведения о жизни и подвигах святителя Феодосия Углицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1269 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источники: Тарасенко А. Ф . Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. Полное житие святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Житие святого отца нашего Феодосия, архиепископа. Славко М . Святитель Феодосий, ангел Церкви Черниговской. Жития святителя Феодосия Черниговского. Дорога жизни//  http://www.hram-feodosy.kiev.ua/icon_col_25.htm скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Николай 20 февраля 2024, 00:20 " Еще одно важное событие произошло в 1665-м году, когда был освящен Троицкий собор на Болдиной горе, впоследствии получивший статус кафедрального собора Чернигова " . В 1665 году Троицкий собор в Чернигове еще не существовал. Его строительство было начато в 1679 году, а освящен он был в 1695 году, то есть на тридцать лет позже, чем указано в статье. Ирина 8 января 2022, 12:41 В Черниговской области люди также верят, что во время Чернобыльской катастрофы Феодосий защитил область от радиации. Припять хоть и относится к Киевской области, но территориально находится в Черниговской. 26 апреля 1986 г. был юго-восточный ветер и вся радиация ушла на северо-запад. Черниговская область практически не пострадала в отличие от Житомирской, Ровенской и западной Белорусси. рБЛюбовь 18 февраля 2021, 13:15 Св.Феодосий, моли Бога о нас! Подай помощь твою во все дни...! Полная статья о житии Св.Феодосия и о факте помощи Святителя во время Блокады. Спаси Господи! М 18 февраля 2020, 18:22 Святитель Феодосий!помолись Господу о мире между нашими державами!!!! Татиана 10 ноября 2018, 12:13 Святитель Феодосий, помоги нам спасти души, будь милостив! Наталья 29 сентября 2018, 14:05 Слава Богу за таких святых,которые своим святыми молитвами и сейчас помогают нам устоять в вере при таких безумствах в отношениях России и Украины!!!Я, родившаяся в России,а проживающая долгое время в Украине особо воспринимаю такое.Да лучше бы нам благодарить Господа, что нам суждено жить на святой земле и беречь ее!.Украина-рай,а Россия-матушка.Как можно разделить их? Они одно целое,любящее нас!

http://pravoslavie.ru/115885.html

Вслед затем, по благословению святителя, основан был еще другой монастырь, в двух верстах от города Любеча 1229 . В то же время, наравне с заботами о развитии подвижничества и устроении иноческих обителей в черниговской епархии, святитель Феодосий ревностно заботился о созидании и благоукрашении храмов Божиих 1230 . Заботясь о нравственном благосостоянии своей епархии, он главное внимание обращал на духовенство, стараясь выбирать на священнослужительские места лиц достойных и способных и всеми мерами усиливать пастырски-просветительную деятельность приходского духовенства. Много также потрудился святитель Феодосий за время своего управления черниговской епархией и для дела православия в Малороссии, для отпора в ней пагубному польскому униато-католическому влиянию и укреплению здесь русской народности. Немало также принес он русскому государству пользы тем, что всегда умел, благодаря своему нравственному влиянию, красноречию и христианскому миролюбию, успокаивать вспышки горячих своевольных украинцев и тем охранять государство от вредных и опасных волнений. Но недолго сиял святитель Феодосий на кафедре Черниговской. Только около 8 лет прожил он в Чернигове: до 5 лет архимандритом Елецким, 3 года 4 месяца архиепископом, причем самостоятельно управлял паствою, по кончине преосвященного Лазаря Барановича, около двух лет. Предчувствуя свою близкую кончину, святитель вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, иеромонаха Иоанна Максимовича 1231 , и в половине 1695 года посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым до того времени не переставал управлять сам, готовя в новом архимандрите достойного преемника себе по кафедре. Вскоре после этого великий светильник церкви Русской угас. Кончина святителя Феодосия последовала 5 февраля 1696 года. Горько оплакиваемый осиротевшею паствою, святитель Феодосий был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском монастыре за правым клиросом. Окончив чреду своего земного служения, святитель Феодосий не оставил своей паствы, возлегши нетленным своим телом в кафедральном храме, и с самых первых дней по своем преставлении не оставил своим благословением всех, прибегавших к его помощи, низводя благодать Божию в обильных чудесных исцелениях ищущим его молитвенного пред Богом предстательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

отец, а не силлогизмами и аргументами токмо упражняющегося». В Москву был послан Димитрий Туптало, бывший в то время Батуринским игуменом, не столько для переговоров, сколько для выслушания патриаршего нравоучения и наставления. Вместе с ним в качестве представителя от Черниговского архиепископа Лазаря Барановича в начале 1689 года лично путешествовал к патриарху Иоакиму Черниговский архимандрит Феодосий Углицкий. Ему поручено было Лазарем Барановичем доставить патриарху ответное письмо по вопросу о пресуществлении Св. Даров и о книге «Выклад о Церкви». Возложение этого поручения на св. Феодосия весьма красноречиво говорит о том высоком уважении, каким он пользовался в южнорусской церкви, так как в данном случае он являлся пред лицом всероссийского патриарха представителем православия всей южнорусской церкви и выразителем ее мнений о важных предметах веры. Св. Феодосий должен был выяснить те недоразумения, которые существовали между Москвой и Малороссией по спорному вопросу о пресуществлении Св. Даров, между прочим и по некоторым другим вопросам. Вместе с тем поручение, возложенное на Святителя, должно было указать на него, как на лицо, заслуживающее особого внимания патриарха и Московского правительства. Архиепископ Лазарь намеренно выдвигает своего достойного сотрудника, как самого достойного кандидата для занятия высшей духовной должности. Подвижническая жизнь Елецкого архимандрита вместе с его умною и тактичною деятельностью доставили ему широкую известность и глубокое уважение не только в Черниговской епархии, но и во всей южнорусской церкви; высшее духовенство и паства ценили его теперь еще больше, чем в прежнее время. В годы своего управления Черниговским Елецким монастырем святитель Феодосий несколько раз был представляем кандидатом на высшие должности. В 1690 г. по смерти Киевского митрополита Гедеона, св. Феодосий был выставлен третьим кандидатом на кафедру Киевской митрополии, вслед за архиепископом Лазарем Барановичем и Киево-Печерским архимандритом Варлаамом Ясинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Синода и Черниговский губернатор послали в Бальмораль (Шотландия) Государю Императору совместную телеграмму следующего содержания: «Собравшиеся в Чернигов на открытие честных мощей святителя Феодосия вознесли горячил молитвы к Господу Богу о здравии и благоденствии Вашего Императорского Величества и Августейшей Супруги Вашей. Торжество совершилось вполне благополучно. Тысячи народа благословляли имя Вашего Величества и благодарили Господа, что благополучное царствование Ваше ознаменовалось столь для православной России радостным событием. На эту телеграмму Государь Император соизволил ответить на имя высокопреосвященного Иоанникия следующее: «Сердечно благодарю всех собравшихся на открытие мощей святителя Феодосия за молитвы: благодать Господа Бога да пребудет над нашей дорогой Россиею». «Николай». Рака и гроб со св. мощами святителя Феодосия Получены были также телеграммы с выражением духовной радости: от ее Императорского Высочества Великой Княгини Александры Петровны, архиепископов, епископов, ректоров духовных академий, духовенства городов, протоиереев кафедральных соборов, корпораций духовных училищ, предводителей дворянства и прочих лиц. В последующие же дни преосвященный Антоний, архиеп. Черниговский, получил множество писем того же содержания, что и телеграммы, от лиц духовного и светского сословия, занимающих выдающиеся служебные посты или пользующихся особым общественным положением. Празднество продолжалось три дня, и все три дня соборная площадь была полна пародом, который, дабы попасть в собор и поклониться святым честным мощам, не покидал ее даже ночью. Житель Чернигова и тот, кто прибыл на эти дни торжества открытия св. мощей чудотворца Феодосия, никогда не забудет того священного восторга, в какой приходили подъезжавшие и подходившие к Чернигову богомольцы: при виде этого града они устремляли на него свои взоры, крестились, иные плакали, бросались на колена и молились; не забудет тот и благоговейных лиц, прикладывавшихся к мощам святителя, их горячих слез, глубоких вздохов и всхлипываний, – в которых выражалось то горе безысходное, то горячая любовь к угоднику Божию, то вера в его помощь; не забудет и соборной площади, днем и ночью покрытой народом, благоговейно настроенным; не забудет и массы больных различными болезнями, привезенных сюда из разных мест России, к которым всегда так отзывчиво состраданием доброе сердце Русского человека: многие из богомольцев помогали им прикладываться ко св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Радуйся, иноков пресветлая красото; радуйся, постников преславная похвало. Радуйся, святителей благоговейных любимый собеседниче; радуйся, послушания нелицемерный рачителю. Радуйся, подвижниче смиренный, на Господа все упование возложивый; радуйся, уединеннаго жития добрый ревнителю. Радуйся, избранниче Христов преблаженный; радуйся, Богом данный нам заступниче непреоборимый. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 3 Сила Божия осени тя, отче Феодосие, егда во иерея посвящен был еси от святителя Дионисия и во игумена обители Корсунския от него поставлен, да пасеши Христово стадо и руководиши иноки ко спасению, воспевая купно с ними хвалебную песнь в Троице славимому Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея смирение нелицемерное, прах и пепел себе именовал еси, преблаженне Феодосие, и запрещение от архиерея, неповинен сый, безропотно понесл еси; темже и мы, ублажающе таковое, воистину христоподражательное, незлобие твое, воспеваем тебе сице: Радуйся, агнче незлобивый, никомуже зла за зло воздавый; радуйся, яко запрещение архиерейское нося, послушание великое явил еси. Радуйся, яко тогда и епитрахили коснутися не дерзал еси; радуйся, смирением и преданием себе в волю Божию врага победивый. Радуйся, иноче боголюбезный, преподобием и кротостию благоукрашенный; радуйся, постническим житием, яко безкровным мученичеством увенчанный. Радуйся, монашествующим отец и наставник богомудрый; радуйся, обителей иноческих многоопытный руководителю. Радуйся, Престола Божия верный и благоговейный служителю; радуйся, пред Богом теплый о нас ходатаю. Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный. Кондак 4 Бурю гонений на Церковь Божию во граде Киеве воздвиже мудрование латинское; ты же, богомудре Феодосие, во игумена обители Выдубецкия тогда поставлен быв, сию от лжеучения оградил еси, утверждая братию свою в православней вере непорочно воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышав богоугодное житие твое, отче Феодосие, святитель Божий Лазарь, призва тя от Киева в Чернигов и, поставив во архимандрита пречестныя обители Елецкия, сотвори помощника себе во управлении церковнем; ты же с любовию сыновнею послужил еси ему и воистину достоин явился еси, да воспеваем ти сицевая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Сохранились два больших и два малых колокола. Под столбами тяга. Материал - известняковая плита. Высота звонницы 18 м. Вокруг церкви кладбище, обнесенное каменной оградой. Необычны единственные в своем роде, с оригинальным волнистым объёмом, ворота кладбищенской ограды второй половины XVIII в. Они имеют два проема - большой и малый, Большой - с высокой и широкой аркой, над которой килевидное завершение. Более узкий и меньший по высоте - боковой арочный проем. Над ним прямоугольная, с чуть углубленной рамкой, ниша для иконы, и под ней двойная полочка, идущая до края ворот. Плавная, как бы нарисованная от руки, барочная кривая бескарнизного абриса верха, делает объем ворот крайне необычным. Сложены ворота из местного камня - известняковой плиты, оштукатурены и побелены. По материалам сайтов: pskovgrad.ru В 1898 году заложен с южной стороны придел в честь Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, в 1899 году окончен, а в 1900 году 8 октября освящен. Построен означенный придел старанием крестьян-прихожан оной церкви и других благотворителей. Устроен ввиду холода и тесности существующей Георгиевской. Употреблено на его построение и устройство иконостаса 11499 рублей 10 копеек. Престолов два: главный во имя Святого Георгия, холодный, придельный во имя Святителя Феодосия, Архиепископа Черниговского, теплый. Церковь во имя Святого Великомученика Георгия и придел в честь Святителя Феодосия построены из камня. Колокольня каменная, находится в 7 саженях от церкви. Колокола висят между трех каменных столбов, расположенных параллельно. Всех колоколов пять, два больших и три подзвонка, вес колоколов не известен. Кладбище при церкви. В оном приходе 10 часовен: каменные в деревнях Коломне, Висках и Барке во имя Святителя и Чудотворца Николая; деревянные при деревнях Тешевицах во имя Смоленской Божией Матери, Больших Речках во имя Преподобного Никандра, Подграмье во имя Пророка Илии, Луках во имя Святых Апостолов Петра и Павла, Верхних Копаницах и Нижних Копаницах - во имя Иоанна Предтечи, близ деревни Луков во имя Пророка Илии. Все часовни построены во имя тех святых, в честь которых празднуют селения. Относительно того, когда и кем они построены, ни устных, ни письменных преданий не сохранилось. Выписки из клировых ведомостей церквей и погостов Псковского уезда//Святыни и древности Псковского уезда. По дореволюционным источникам. Сост. Н. Ф. Левин. Псков, 2006 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05829

Согласное и мирное правление двух архиепископов было весьма приятно и радостно для всей Черниговской паствы. Рукоположение св. Феодосия Углицкого при жизни архиепископа Лазаря Барановича есть едва ли не единственное событие в истории российской иерархии ΧVΙΙ в., по крайней мере, оно единственное в истории иерархии Черниговской. Неоднократно Черниговская паства по кончине одного иерарха долгое время оставалась без пастырей: теперь же она в одно и то же время увидела у себя двух архиепископов. И паства Черниговская только радовалась теперь, видя двух иерархов, правящих епархией в полном согласии и любви между собою, служащих вместе у престола Господня и единодушно молящихся о мире всего мира. Кто из присутствовавших в то время в храме не приходил в особое сердечное умиление, взирая, как два архиепископа, украшенные христианскими добродетелями и глубоко всеми чтимые, воздевают руки горе и воссылают пламенные молитвы к живущему во свете неприступном – Царю царствующих и Господу господствующих!.. И это было не в столице какой-либо и не в многолюдном городе, а в убогом и малолюдном Чернигове, разоренном свирепыми неприятелями, которые не раз, влекомые жаждою добычи, из края в край проходили всю Черниговскую епархию с огнем и мечем, истребляя и опустошая все, что ни попадалось им на пути... По истине величественна и трогательна была для Черниговской паствы картина двух служащих архиепископов. Об этом чувстве умиления, охватившем православных Черниговцев по случаю совместного служения двух архиепископов 28-го января 1693 года в день рождения царевны Анны Иоанновны, черниговские воеводы даже доносили в Москву. Но недолго судил Господь двум святителям – Лазарю и Феодосию вместе стоять на страже паствы Черниговской. Великий светильник Церкви русской, маститый архипастырь Лазарь, ослабленный глубокою старостью и болезнями, постепенно угасал. Наконец, 3-го сентября 1693 г. Черниговская паства должна была лишиться одного из своих любимых архипастырей: престарелый архиепископ Лазарь, этот «великий столп церковный», по выражению св. Димитрия Ростовского , после 36-летнего управления епархией, тихо и мирно скончался. Горько оплакивала почившего архипастыря вся Черниговская паства во главе с оставшимся святителем Феодосием. Св. Феодосий, глубоко опечаленный потерею своего собрата и покровителя, совместно с Черниговским и из других мест прибывшим многочисленным духовенством, совершил над ним трогательный чин погребения в Черниговском Борисо-Глебском кафедральном соборе. Надгробная доска с надписью «Лазарь Баранович», находящаяся за левым клиросом, и теперь указывает место блаженного упокоения знаменитого иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010