сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Вы не испытываете жажды причащения Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. ( Иер. 2:13 ). Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. ( Ин. 6:53 ). Обычную пищу и питие никто не отказывается есть каждый день, а если и не поест – чрезвычайно огорчается. Что же касается не обыкновенного хлеба, но Хлеба жизни, и не обычного питья, но Чаши бессмертия, то мы относимся к ним как к вещи неважной и не абсолютно необходимой… Если же мы будем равнодушны к Приобщению, то как избежим того, чтобы работать страстям? Преподобный Феодор Студит († 826). Не приобщаться этой Таинственной Вечери есть голод и смерть. Она есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Это Таинство делает для тебя землю небом… Одна только у нас должна быть скорбь та, что мы не приобщились сей пищи... Сия трапеза есть та же самая, которую предложил Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту устрояет Христос, а сию человек, но ту и другую Сам Христос. Сие место есть та самая горница, где Он был с учениками... Святитель Иоанн Златоуст († 407). Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется. Преподобный Серафим Саровский († 1833). Не по одному только настроению, состоящему в душевном расположении, будет пребывать в нас Христос, как говорит Он ( Ин. 6, 56 ), но и по Причастию, конечно, природному. Как если кто, соединив один воск с другим и расплавив на огне, делает из обоих нечто единое, так через приобщение Тела Христова и Честной Крови Он Сам в нас и мы, со своей стороны, в Нем соединяемся. Ведь иначе было бы невозможно, чтобы подвергшееся тлению стало способным к оживотворению, если бы оно не сочеталось телесно с телом Того, Кто есть жизнь по природе, то есть Единородного.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Сам Бог дал людям возможность наслаждаться…» Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. ( 1Кор. 6:15–20 ). Никаким грехом не гнушается так Бог как непотребством. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Дух Святой… подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). Блуд есть ложь, а целомудрие есть истина и истинное удовольствие. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Мы приятною считаем похотную сласть, а она воистину есть смертоносная болезнь. Преподобный Феодор Студит († 826). Если пожелает кто исследовать дело в точности, то ни прежде смешения, ни во время него, ни после не видно удовольствия, а напротив того, до смешения бывает очевидное бешенство, во время же него – явное безумие и неукротимое волнение, да и то, что бывает после него, вернее назвать освобождением от безумия, нежели вкушением удовольствия. Ибо кто удовлетворил похоть, тот прекратил удовольствие. А кто еще в похоти, тот не в веселье, но в волнении, в неистовом смятении. Преподобный Исидор Пелусиот (V век). После нескольких минут наслаждения предстоит вечность мучений. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар! И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление сего великого дара и что злоупотребителей не постигнет правосудие Божие? Действие сего правосудия не всегда явно, не всегда скоро, но для внимательно наблюдающих пути Божии несомненно. Давид имел сильную веру в истинного Бога, ревностно действовал для распространения ее в народе; но и при таких, можно сказать, заслугах пред Богом, когда позволил себе нарушение закона супружества, даже и после покаяния подвержен был тяжким бедствиям не только семейственным, но и государственным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" Царствие Божие стяжать покаянными трудами " января 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Николая Чудотворца на улице Лебедева В канун Недели 33-й по Пятидесятнице, пред Богоявлением, 16 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варосонофий совершил Всенощное бдение в храме святителя Николая Чудотворца на улице Лебедева . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Калининского округа протоиерей Николай Брындин, настоятель иерей Феодор Кузнецов с клиром и другие священнослужители. После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с проповедью. " В завтрашнем евангельском чтении (Мк., 1:1-8) мы услышим о событиях, предшествовавших Крещению Господню, - сказал владыка. - Это - выход на проповедь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы знаем, что Иоанн Предтеча отличается от других людей, окружавших Иисуса Христа, от Его учеников. Это был необычайный человек, если принять во внимание, как он родился, как жил в пустыне, как крестил народ на Иордане и как совершил свою главную миссию, то, для чего он пришел на землю, - крещение Господа нашего Иисуса Христа. Необычно было и его отшествие из этого мира. Он отличался и от пророков Ветхого Завета - те указывали на Мессию, но ни один из них не дожил до Его пришествия. А Иоанн Предтеча имел счастливую возможность видеть Спасителя, возложить на Него руки, свидетельствовать о Нем. Иоанн Предтеча - это ангел пустыни. Он воспитывался в пустыне, без людей, не просил у людей ни хлеба, ни одежды. Он отдал тело свое и душу на волю Божию, поэтому не боялся ни холода, ни голода, ни диких зверей в этой пещере, где он жил. Когда мы посещаем Горненский монастырь на Святой земле, нам показывают пещеру, где Иоанн Предтеча подвизался. Он был руководим только Богом. Он не по своей воле пришел на Иордан - был глагол Божий к нему. По гласу Божию он пошел на Иордан навстречу идущему туда безгрешному Христу Спасителю. " И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий " . (Ин. 1:32-34).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Этому христиане чрезвычайно радовались, сарацины же и евреи истаивали от великой зависти. Среди последних был один еврей, начальник над еврейским обществом и законоучитель. Он внушил вельможам персидским и сарацинским, чтобы они предложили царю издать повеление о назначении открытого прения о вере между христианами и евреями. Царь, зная, что рабы Христовы побеждены не будут, согласился с их предложением. Назначен был день для прения и собралось великое множество персов, сарацин, евреев и христиан, а потом со всем своим советом явился на собрание и сам царь. Когда царь сел на высоком месте, еврейский законоучитель выступил как представитель всех евреев один против христианских учителей и святителей, митрополита Вавилонского и епископа Едесского: так был красноречив тот еврей и так гордился он своими знаниями! Но когда он начал говорить не от Писания, а вымышлял разные нелепости и хулы на Христа, нашего Господа, то святой Феодор, исполнившись божественною ревностью и дав знак рукою к молчанию, сказал еврею: — Если бы ты что из закона Моисеева или из других святых пророков предложил нашему вниманию, то мы стали бы отвечать тебе. Но так как ты отверз велеречивые уста свои для хуления и лжи и говоришь не то, что возвещено святыми пророками, а что внушено тебе отцом твоим, сатаною, «о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды» (Деян.13:10), то против всех твоих хульных и лживых речей я тебе скажу только одно Давидово слово: «да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем» (Пс.30:19). И тотчас тот велеречивый еврей замолчал и его хульный язык онемел, так что он ничего не мог сказать. Тогда иудеи были посрамлены, а христиане возрадовались, персы же и сарацины удивились, и радовался в душе царь, что христиане победили и сила Иисуса Христа прославлялась. Потом царь повелел того законоучителя еврейского, пораженного немотою от Бога, бить нещадно воловьими жилами и потом посадить в темницу. Также были наказаны и другие еврейские начальники и с позором были прогнаны из собрания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Является ли отречение царя Николая Александровича от престола в пользу наследника препятствием к канонизации его именно как царя-страстотерпца? Нет. Из библейской истории мы знаем, что царь Давид, находясь в старческой немощи, еще при жизни поставил вместо себя царем сына Соломона, однако все равно он остался в истории святым царем Давидом: И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды (3 Цар.1, 33 – 35). О связи между отречением от царя и отступлением от Православия – Скажите, батюшка, а есть ли прямая связь между народным отречением от царя и отречением народа от Церкви, которое последовало совсем скоро после ареста Николая II, и потом – после расстрела в доме Ипатьева? – Связь между отречением от царя и отступлением от Православия, веры и Церкви несомненна. Со святого равноапостольного Константина начинается христианская государственность. Преподобный Феодор Студит писал в 806 году императору Никифору: «Бог даровал христианам эти два дара – священство и царское достоинство; ими врачуется, ими украшается земное, как на небе. Поэтому, если одно из них будет недостойно, то и все вместе с тем неизбежно подвергается опасности» (Послание 16-е). При венчании на царство (коронации) православному царю торжественно вручаются символы его власти. Над ним также совершается таинство миропомазания, в котором государь получает дары Святого Духа. Поэтому цареубийство – не только тяжкое уголовное злодеяние, но и духовное преступление, которое, как правило, навлекает большие бедствия на страну. Тяжесть и продолжительность их зависит от отношения всего народа к этому преступлению, ибо можно быть причастным к этому тяжкому греху не только прямым участием, но и моральным соучастием. Последствия зависят и от того, на каких началах строится дальнейшая жизнь общества: на тех же духовно-нравственных принципах, по которым жил благочестивый христианский царь, или на тех, которые вводят в стране убийцы помазанника Божия? Святитель Иоанн (Максимович) так говорит о связи цареубийства с отступлением от веры и Церкви:

http://pravoslavie.ru/105167.html

Во отправлении богослужения о. Феодор был положительно великолепен, как по осанистой своей, серозной натуре, так и по особенному благоговейно и безусловно аккуратному выполнению уставов церковных. Когда положено было совершать напр. литургию с вечернею, то о. Феодор выходил из церкви не иначе, как вечером, а в Великую Субботу положительно оканчивал литургию при свечах. Такому позднему окончанию Велико-Субботней службы между прочим содействовал обычай, свято соблюдаемый о. Феодором в течении всей жизни, – в этот день прочитывал всю Псалтирь до конца в возмещение тех пропусков, которые иногда допускаемы были в церкви в течении Великого поста. Накануне всякой литургии о. Феодор почти никогда не ужинал; церковное же правило пред литургией всякий раз вычитывал, стоя на коленях в своем кабинете пред семейною иконою. С таким же вниманием относился о. Феодор и ко прочим, так называемыми церковными требам, готовый денно и нощно служить спасению духовных чади своих. За браки, похороны т. п. он никогда с прихожанами не торговался, получая, что дадут, а случалось, что по старинному обычаю, целую литургию служил за 20 коп., полагая в том числе 7, коп. на прочих членов причта. За то с своей стороны о. Феодор строго относился к жизни и поведению прихожан. Тогда еще было в обычай, что невеста, потерявшая девство, предавалась на суд духовный, и о. Феодор бывало поставит провинившуюся на колени на большом камне у паперти церковной, а сам в это время ляжет отдохнуть, чтобы дать почувствовать провинившейся всю тяжесть ее проступка. Случалось, что виновной при этом подсыпали гречу под колени, или прямо наказывали ее тут же на погосте церковном так называемыми «посторонками», т. е. веревками, снятыми от колоколов, и никто не восставал против этого, считая суд о. Феодор не подлежащим ни малейшему противоречию. Иное дело было просить о помиловании виновной; тогда если были уважительные причины, о. Феодор преклонялся на милость, ограничивая все дело соответствующим выговором. Не менее того о. Феодор преследовал в своем приходе разные языческие игры, в роде Купайла, так называемое колдовство, разные бабские нашептывания и т. п., убеждая вместо этого нуждающихся притекать к помощи угодников Божиих, из числа коих особенно уважали Святителя Митрофана, и других научали обращаться к нему. Вследствие этого уважение к святителю в приходе о. Феодора дошло до того, что день его памяти, 23 ноября, сделался приходским праздником и часто не только днем, но и ночью, многие приходили просить служить ему молебны с акафистом в горе – злосчастии. Другой праздник, заведенный о. Феодором в его приходе, был праздник в чест Преподобного Иова Почаевского 28 октября и в особенности 28 августа. В этот последний день, по наставлению о. Феодора, крестьяне нарочито устрояли так называемые «обеды», т. е. складочные столы для кормления нищих, соединяемые всегда с поминовением покойников, какой обычай между прочим содержится в Полонном и до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В то время император Ликиний (307–324) начал жестокое гонение на христиан. Желая разрушить новую веру, он обрушил свои преследования не на простой народ, а на благородных и просвещенных поборников христианства, в которых видел серьезную угрозу для отмиравшего язычества. В числе последних оказался и святой Феодор. Произошло это так. Прослышав о храбрости и красоте святого, император захотел его видеть и послал за ним своих приближенных. Святой Феодор принял послов с честью, но решил пострадать в своем городе. Поэтому он ответил императору, что не может сейчас покинуть Гераклею и просит его пожаловать к нему. Император приехал, захватив с собой золотых и серебряных идолов. Он обласкал святого, очень хвалил его управление городом и, чтобы еще более улучшить положение, повелел ему принести перед народом жертвы идолам. Святой Феодор обещал выполнить повеление, но просил сначала перенести идолов на ночь в свой дом. Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого Феодора. Однако его ожидания были обмануты. Завладев многоценными истуканами, святой Феодор разбил их на куски и роздал нищим. За это он был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Нотарий (писец) святого Феодора, святой Уар, едва находил в себе силы записывать, каким тяжелым мучениям подвергали его господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор обратился к Богу с молитвой: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей». Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора, как и вся его жизнь, принесла благие плоды для ближних. Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым. Убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился «яко день светозарен» для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души «светлыми своего страдания лучами».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во-вторых, он намекает на кое-какие исторические реалии, позволяющие приблизительно установить дату написания сочинения. И в-третьих, излагая причины, побудившие его взяться за перо, автор достаточно четко формулирует свою мировоззренческую позицию. На последней следует остановиться. Помимо опровержения идейных противников, Феодор видит одну из главных задач своего труда в том, чтобы «и сами мы познали и удостоверились, на какой вере мы воздвигнулись и каковой верой хвалимся, открыто и свободно исповедуя ее» (186,12–14). Согласно Феодору, «во время воздаяния и награда будет большей, и похвала обильнее тем, кто прочно и непоколебимо придерживается Православия ( τς εσεβεας), в полном соответствии со знанием, чем тем, кто просто и как придется верует, привычно наследуя это от отцов. Одни оказываются верующими только случайно, другие – разумно и сознательно» (186, 15–20). Ссылаясь на Прем. 3, 11 , Феодор заявляет: «...любящий наставление обретает знание вместе с праведностью» (186, 24–25). В этих тезисах хорошо видна основная мировоззренческая установка автора: он заявляет себя сторонником веры разумной, подкрепляемой и защищаемой рациональными аргументами. Данная установка определяет весь ход развития мыслей автора и придает его сочинению философскую окрашенность. За предисловием следует ересеологический раздел. Не останавливаясь на нем специально, отметим только композицию его. Феодор не ставит своей целью дать полное изложение всех ересей: он либо избирает ереси чисто христологические, либо акцентирует внимание на христологическом аспекте прочих ересей. В первую очередь им избираются шесть ересей, которые представляются по принципу антитезы: Мани – Павел Самосатский, Аполлинарий Лаодикийский – Феодор Мопсуестийский, Несторий – Евтихий. С другой стороны, подобную «горизонтальную антитетичность» Феодор соединяет как бы с «вертикальной генетичностью». Он выделяет две цепи преемственности: Мани – Аполлинарий – Евтихий и Павел Самосатский – Феодор Мопсуестийский – Несторий, то есть четко разграничивает линию монофизитскую и линию несторианско-дифизитскую в сложном развитии христологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В 1854 г. архимандрит Феодор перемещен в Казанскую духовную академию профессором нравственного и догматического богословия, а в следующем году назначен также инспектором академии, т. е. ответственным за дисциплину и воспитание студентов. Он стремится заменить дух фарисейского и законнического формального послушания духом сыновнего послушания. По воспоминаниям студентов, «о. Феодор всегда стремился видеть в человеке живую икону Христа; он понимал послушание как восхождение во Христе к Отцу Небесному» (Архимандрит Феодор: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997. С. 651). Автор воспоминаний передает гармоничный духовный облик о. Феодора: «Жизнь и наука, учение Христово, вера христианская, которую все мы себе приписываем, и поведение, поступки в тех или других обстоятельствах, составляют для него одно – связаны неразрывно. Оттого у него не может наука, преподавание идти своим порядком по программе учебника, – так, чтобы мысли и чувства, занимающие его душу, не претворялись, не восходили в те отделы науки, которыми он занимается в классе, как вообще у него нет дел маловажных, но всякое дело он делает, как дело Божие, – так, в особенности дела по инспекции имеют для него самый живой, сердечный интерес». В своем письме родителям тогдашний студент писал так: «Кажется, и для учения, и для всей жизни о. Феодора можно выбрать эпиграфом: живу не к тому же аз, но живет во мне Христос, – он все видит во Христе, объясняет через Христа, все относит ко Христу – и в мире, и в действиях христианина» (Архимандрит Феодор ( А.М. Бухарев ): pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997. С. 652–653). Здесь важно то, что студенты чувствовали цельность религиозной личности Бухарева. Он не разделял занятия на духовные и недуховные. И пастырскую беседу, и беседу по административной должности, и молитву, и богомыслие, и даже приготовление еды – все до последней мелочи он основывал на Христе, понимал как служение Христу. К сожалению, большинство не принимало такой стиль воспитания. Увы, до сыновнего послушания многим студентам было далеко, а каждый их проступок архимандрит Феодор переживал как проступок, наносимый Христовой истине, переживал болезненно, заболевал в буквальном смысле слова. Он неоднократно просил об увольнении, но его не отпускали. Лишь в 1858 г. прошение было удовлетворено и архимандрит Феодор был назначен в Петербург членом комитета духовной цензуры, в учреждение, подведомственное Св. Синоду. Оно должно было цензурировать «все сочинения, относящиеся к основаниям христианской веры или религии вообще». И философские, и исторические сочинения, погрешающие «недостатками в основательности мыслей, чистоте христианских чувств, доброте слога, ясности и правильности изложения» (Устав 1828 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Спасский 2005 – Спасский А. А. Аполлинарий Лаодикийский. Историческая судьба сочинений Аполлинария с крактим очерком его жизни. Сергиев Посад, 1895 (СПб., р 2005). [Spassky A. A. Apollinarii Laodikiiskii. Istoricheskaia sud ba sochinenii Apollinariia s kraktim ocherkom ego zhizni (Apollinaris of Laodicea. The historical fate of the works of Apollinarius with a brief outline of his life). Sergiev Posad, 1895 (Saint Petersurg, 2005).] Феодор (Юлаев) , иером. 2010 – Феодор (Юлаев) , иером. Защита свт. Кириллом Александрийским выражения «одна природа Бога Слова воплощенная» с точки зрения православных полемистов V–VIII вв.//БВ. 2010. 10. С. 235–292. [Theodor (Yulaev), hieromonk. Zashchita sviatitelem Kirillom Aleksandriiskim vyrazheniia “odna priroda Boga Slova voploshchennaia” s tochki zreniia pravoslavnykh polemistov V-VIII vekakh (St. Cyrils of Alexandria apology of the expression “one nature of God the Word incarnate” from the point of view of Orthodox polemicists of the V-VIII centuries)//Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2010. 10. P. 235–292.] Феодор (Юлаев) , иером. 2010 – Феодор (Юлаев) , иером. Защита свт. Кириллом Александрийским выражения «одна природа Бога Слова воплощенная» с точки зрения православных полемистов V–VIII вв.//БВ. 2010. 10. С. 235–292. [Theodor (Yulaev), hieromonk. Zashchita sviatitelem Kirillom Aleksandriiskim vyrazheniia “odna priroda Boga Slova voploshchennaia” s tochki zreniia pravoslavnykh polemistov V-VIII vekakh (St. Cyrils of Alexandria apology of the expression “one nature of God the Word incarnate” from the point of view of Orthodox polemicists of the V-VIII centuries)//Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2010. 10. P. 235–292.] Феодор (Юлаев) , иером. 2014 – Феодор (Юлаев) , иером. и др. Кирилл, свт., архиеп. Александрийский//ПЭ. 2014. Т. 34. С. 225–291. [Theodor (Yulaev), hieromonk and others Kirill, sviatitel’, arkhiepiskop Aleksandriiskii (St. Cyril, archbishop of Alexandria//Pravoslavnaia entsiklopedia (Orthodox Encyclopedia). 2014. Tom 34. P. 225–291.]

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010