949 Пасхалия на 70 лет с окружною грамотою, где предложены и правила, как вычислять пасхалию на все будущие времена (Устав//Московский архив иностранных дел; у Толстого 2. 195, 254; 1. 63). 951 Старший список собрания ветхозаветных книг написан в 1499 г. «в великом Новгороде, в дворе архиепископле, повелением архиепископля архидиакона, при архиеп. Геннадиы» (Горский А.В., Невоструев К.И. Описание рукописей Синодальной библиотеки. Отд. 1). 952 Геннадий в послании к архиепископу Иоасафу: «да есть ли у вас – Пророчества да Бытия, да Царство, да Притчи, – да Иисус Сирахов, да Менандр, да книга Сильвестр Римский?» 964 Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1. 383. В летописях (Собр. л. 3, 144. 184; 4, 491) ошибочно отнесено это определение к сентябрю 1503 г. Виленский собор 1509 г. также постановил не ставить в священники неженатых. Собор 1667 г. сказал: «издревле священными правилы не имеющие жен клири не за- прещахуся». Потому отменил определение 1501 г. о вдовых священниках. 966 Книга степенная. Ч. 2. По одним показаниям, «пребысть в монастыре у Михайлова чуда полтретья году» (Собр. л. 6, 49. 244; Руский времянник); по другим, «был на Москве два года не полны» (Собр. л. 3, 147. 284); по третьим, «преставися 7014 декабря 4 дня» (Собр. л. 3, 146. 184. 244); и это согласно с временем посвящения преемника его. Итак, верно показание второе, а не первое, о летах покоя, хотя и то не точно. Святитель Геннадий в числе святых по ркп. святцам (б-ка общ. истории, 231) и отенским (1718 г.). 968 Пасхалия Соловецкого монастыря, 479. Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. 1, § 107. 970 Битель, так ныне называют болгары (Georgii Cedreni. Synopsis historiarum. An. 1014). Бутел, у Араба Эдриси (Tafel. Constantinus Porphyrogenitus). Бутили был столицею Болгарского царя Гавриила (Cedrenus 2/ed. Bonn.). 972 Никон. л. 3, 76. 77. Полоцкий епископ Иаков писал в Ригу: «был есмь не дома, во отца своего митрополита. Любовь ваша правая с сыном моим, с Витеном» (На- пиерский К.Э. Грамоты, касающиеся до сношений Северо-Западной России с Ригою и Ганзейскими городами в XII, XIII и XIV веке. СПб.,1857. 6). Это без сомнения было в 1284 г., тем более что Витен заступил место Тройдена с 1282 г. ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Т. 2, прим. 56). Потому и грамота напрасно отнесена к 1300 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Динамисты считали, что Иисус достиг такой степени единства с Логосом, что о Нём можно говорить как о Сыне Божием. Монархиане–динамисты для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин «единосущный». Таким образом этот термин, который впоследствии сыграл огромную роль в развитии догматического учения, оказался скомпрометирован. Это учение в лице епископа Павла Самосатского было осуждено на двух Антиохийских Соборах – 264–265 и 269 гг. Модализм (савелианство) Название происходит от латинского слова «модус» – «способ», «проявление». Главным выразителем этого учения стал Савелий (родоначальники ереси – Праскей и Ноэт). Согласно этому учению, «Бог – безликая сущность, различным образом являющая себя миру. Три Лица суть лишь три последовательных модуса действий, три проявления в мире одной и той же Монады, которая в себе всегда проста» 205 . Бог в представлении модалистов предстает миру в трех модусах: от сотворения мира до Воплощения Иисуса Христа – в модусе Отца; от Воплощения до Вознесения – в модусе Сына; от Вознесения до конца мира – в модусе Святого Духа. У модалистов фактически единый Бог не является Троицей: Лица представляют собой лишь некие маски, под которыми Бог открывается тварному миру. В III в. учение Савелия было дважды осуждено на Поместных Соборах. В 261 г. его осудил Александрийский Собор под председательством святителя Дионисия Александрийского , и через год, в 262 г., – Римский Собор под председательством папы Дионисия Римского. Арианство В концепции Ария 206 Бог извечно обладает всеми совершенствами. Когда же Он захотел сотворить мир, Он сначала сотворил Логос, который стал орудием–посредником при творении мира. Поэтому ни в коем случае нельзя говорить о совечности Логоса Богу Отцу. Таким образом, поставив в прямую взаимосвязь существование Логоса и творение мира, Арий пришел к утверждению, что было время, когда Логоса не было (Логос из несущих). Логос, как творение, ограничен и потому не может знать Бога и ведать Божественную сущность. При этом Арий утверждал, что Логос всё же радикально отличается от прочих творений своим совершенством. Логос же создал Духа Святого. То есть его Троица – некая убывающая троица лиц, не единосущных между собой. Святитель Григорий Богослов так характеризует учение Ария: «Единого не делим на три (сущности), разнородные и чуждые друг другу, чтобы не дойти до Ариева безумия» 207 . Для ариан рождение Сына–Логоса обозначает возникновение, а всё, что возникло, – тварно. А всё, что тварно, существует во времени, то есть и Сын подлежит категории времени. Таким образом, в концепции Ария Сын представлен сотворенным посредником, необходимым Богу Отцу для творения мира. В свою очередь, Святой Дух является творением Сына, созданным для прославления Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В VIII веке и в начале § 144 Этой строго-церковной точки зрения, как на все вероучение церковное, так и в особенности на учение об исхождении Святого Духа, римские епископы, как должно полагать, держались и в течение всего восьмого века. Нет, по крайней мере, никаких исторических данных, которые бы давали основание подозревать их в противном. Только с начала девятого века их воззрение на этот предмет начинает изменяться, вместо руководствования одним древнецерковным и вселенским преданием они находят возможным руководиться в делах веры и другим началом, авторитетом личных мнений или соображений, чем и приготовляют в римской церкви удобную почву для возникновения здесь всякого рода нововведений – даже и в области древнецерковной веры. На этой почве полный простор нашло себе не имевшее доселе большой силы давнее мнение Filioque, здесь оно свободно возросло в догмат, а затем впоследствии времени нашло себе место и в символе веры . Замечательно, что обстоятельства, при которых совершилось привитие и закрепление Filioque в римской церкви, заключают в себе много схожего с теми обстоятельствами, какие сопровождали возникновение и утверждение того же Filioque в церкви испанской. Там инициатива дела шла от государственного лица, и здесь она находилась в руках такого же лица, с той только разницей, что в первом случае являлся государь (Рекаред) в качестве оглашенного, ищущего единения с церковью, а в последнем выступал государь (Карл великий) в качестве исследователя и судьи в вопросах веры. Там путем к введению Filioque послужили собор (3-й толедский), а затем употребление на литургиях символа цареградского с прибавкой Filioque, и здесь для той же цели употреблен тот же способ, с той только разницей, что сперва введен был в употребление в церквах (галльских) символ с Filioque, а после уже вопрос об этом был обсужден и разрешен на соборе (ахенском). Как там, при внимании и снисхождении к авторитету государственной власти, не могло быть полной свободы в обсуждении вопросов веры, так точно и здесь. Правда, тогда как Рекаредово исповедание веры с Filioque не вызвало никаких возражений со стороны епископов, присутствовавших на третьем соборе толедском, мнение Карла великого на соборе ахенском не всеми здесь присутствовавшими было принято, но все же на стороне его оказалось большинство, к которому, как сейчас увидим, присоединился и римский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

876 Геннадий в послании к архиепископу Иоасафу «да есть ли у вас – Пророчество да Бытия, да Царство, да Притчи, – да Иисус Сирахов, да Менандр, да книга Сильвестр римский»? 877 Опис. рукоп. синод. 1. 127. 138. Здесь же подробно показано, какие книги, частью все, частью в частях переведены были тогда с латинского языка. 888 Ак. э. 1 383. В летописях (собр. л. 3, 144. 184; 6:491) ошибочно отнесено это определение к сент. 1503 г. Виленский собор 1509 г. также постановил не ставить в священники не женатых. Собор 1667 г. сказал: «издревле священными правила не имеющие жен клирики не запрещахуся». Потому отменил определение 1501 г. о вдовых священниках. 890 Степ. кн. 2, 155. По одним показаниям, «пребысть в монастыре у Михайлова чуда полтретья году» (собр. л. 6, 49. 244. Русск. врем. 2:199), по другим, «был на Москве два года не полны» (Собр. л. 3, 147. 284); по третьим, «преставился 7014 дек. 4 д.» (Собр. л. 3, 147. 184. 244) и это согласно с временем посвящения преемника его. – Итак, верно показание второе, а не первое, о летах покоя, хотя и то не точно. Святитель Геннадий в числе святых по ркп. святцам б. общ. ист. 231 и отенским – 1718 г. 894 Никон. л. 3, 76. 77. Полоцкий епископ Иаков писал в Ригу: «был есмь не дома, во отца своего митрополита. – Любовь ваша правая с сыном моим, с Витеном». (Грам. о снош. Рос. с Ригою 6). Это без сомнения было в 1284 г. тем более, что Витен заступил место Тройдена с 1282 г. (Ист. рус. ц. 2, пр. 56). Потому и грамота напрасно отнесена к 1300 г. 901 Слава Богоматери 3, 40. 41. М. 1853. Талыча ограбил Владимир в 1410 г. при св. Фотии. См. 1 июля. Максимовская икона Богоматери прославлена чудесами. См. слава Богоматери 3, 2 стр. 41. В степ. кн. 1, 378. днем прибытия блаж. Максима во Владимир показано 18 апр. 1299 г. т. е. в Пасху. След. в 18 д. апр. было и явление Богоматери. 902 Собр. л. 1, 288; 2, 345; 3, 221. Никон. л. 3, 96. У Доброхотова (древ. Владимира стр. 118. Μ. 1849 г.) сказано, что м. Максим «взял в управление епархию владимирскую. Суздаль же, принадлежавший Владимиру, и Нижний Новгород составили особую епархию». Нет, летопись говорит: «и сяде во Владимире и в Суздале, и в Новгороде Нижнем и прочие тамо прилежащие места». Никон. л. 3, 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но обратимся к самому их учению о Лице Господа нашего Иисуса Христа. §88. б) В Писаниях мужей Апостольских,а также последующих Учителей и Пастырей церковных – до IV века Уже ап. Варнава совершенно ясно представляет во Христе Богочеловека в своем послании, где он изображает Его, то истинным Богом, то истинным человеком, и, в то же время, одним и тем же Лицом, а, именно, Божеским. По его словам, Иисус Христос до Своего воплощения был предвечным Сыном Божиим, к Которому еще при сотворении человека Бог говорил: сотворим по образу и по подобию Нашему человека ( Быт. 1:26 ) 51 ; и Господом всей вселенной, но, хотя был Господом вселенной, Он восхотел пострадать за нашу душу. А? так как для этого необходимо было явиться во плоти, то Он и явился в ней 52 , ставши человеком 53 , а, именно, Сыном Давида, но, не перестав быть, по слову Господа же, и Господом 54 . Потому-то Он не как человек только страдал, пролил за нас Свою кровь и предал тело Свое на смерть, а, как Господь и Сын Божий, имеющий судить живых и мертвых 55 . Был Он, следовательно, понятно, не только истинным Богом и истинным человеком, но и истинным Богочеловеком. Такое же точно представление о Лице Иисуса Христа имел и св. Климент Римский , который, признавая Иисуса Христа Сыном Божиим 56 , Господом 57 и Богом 58 , а также сыном Иакова 59 , или истинным человеком, состоящим из тела и души 60 , в то же время усвоял Ему, как Господу, самоуничиженное явление в мир 61 и предание плоти Своей за плоть нашу и души Своей за души наши 62 , а также Его страдания называл страданиями Божиими 63 , равно, как пролитую Им кровь – кровью Господа 64 . Точно так же учил об Иисусе Христе и св. Поликарп Смирнский , с одной стороны, признавая Его Сыном Божиим и Господом 65 , а с другой – поистине, пришедшим во плоти, т. е. истинным человеком 66 , и, в то же время, усвояя Ему, не только, как человеку, но и, как Господу, страдания и смерть 67 . Но особенное внимание обращает на себя своей ясностью и определенностью учение о Лице Иисуса Христа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ VIII Климент VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (24.02.1536, Фано, пров. Пезаро-э-Урбино - 3.03.1605, Рим; до избрания папой - Ипполито Альдобрандини), папа Римский (с 30 янв. 1592). Род. в патрицианской семье из Флоренции; его отец Сильвестро Альдобрандини был известным юристом. В 1531 г. семью Альдобрандини изгнали из Флоренции по политическим причинам. В 1548 г. благодаря покровительству могущественного кард. Алессандро Фарнезе С. Альдобрандини получил должность консисториального адвоката в Римской курии. И. Альдобрандини, вероятно при поддержке кард. А. Фарнезе, изучал право в ун-тах Падуи и Болоньи, возможно также в Перудже и Ферраре; в 1556 г. он получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque jure). Как и отец, Альдобрандини исполнял сначала должность консисториального адвоката в Римской курии, в 1568 г. был назначен аудитором кардинала-камерленго, в 1569 г.- аудитором Римской Роты (см. Rota Romana ). В 1571-1572 гг. сопровождал кардинала-непота Микеле Бонелли, назначенного легатом a latere в Испании, в Португалии и во Франции. При папе Римском Григории XIII (1572-1585) Альдобрандини оставался на должности аудитора Римской Роты. В этот период он находился под влиянием католич. св. Филиппа Нери , основателя конгрегации ораториан (позднее, уже став папой Римским, К. выбирал духовников из священников, принадлежавших к этой конгрегации,- Джованни Франческо Бордини и Цезаря Барония ). 31 дек. 1580 г. Алессандро Оттавиано Медичи, архиеп. Флоренции (впосл. папа Римский Лев XI ), рукоположил Альдобрандини в сан пресвитера. В мае 1585 г. папа Сикст V (1585-1590) назначил Альдобрандини датарием. 18 дек. папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Панкрацио, а 12 июня 1586 г. назначил великим пенитенциарием (в этой должности Альдобрандини с 1589 участвовал в работе комиссии, занимавшейся подготовкой нового издания папских декреталий ). В мае 1588 г. назначен легатом a latere в Польшу. Кард. И. Альдобрандини, пользовавшийся доверием папы и не вовлеченный в противостояние различных группировок, казался подходящим кандидатом для установления мира (после смерти польского кор. Стефана Батория в Польше началась борьба за трон между Сигизмундом III Вазой и Максимилианом Габсбургом). 9 марта 1589 г. соперники подписали мирное соглашение. Деятельность кард. И. Альдобрандини, проявившего себя талантливым дипломатом, получила одобрение папы Сикста V.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

В 1747 году патриарх Сильвестр, находясь в Дамаске, созвал к себе в патриархию всё духовенство и почётных христиан и долго поучал их православию и необходимости хранить церковные заповеди, и наконец, назвав себя несчастным оттого, что принуждён делать снисхождение касательно браков и дозволять причащение нарушающим посты, разрешил и благословил есть рыбу по средам и пяткам, впрочем, тогда только, когда в эти дни по уставу случится память святого со славословием. По окончании поучения патриарх заплакал. А священники и христиане обещались хранить его заповедь и соблюдали её несколько дней. Но когда патриарх выехал из Дамаска для обозрения некоторых епархий, тогда священник Моисей, эконом дамасской церкви, с согласия некоторых бессовестных христиан, начал петь славословие в каждую середу и пятницу, чтобы иметь предлог есть рыбу по заповеди патриарха. Когда Сильвестр возвратился в Дамаск и узнал о бесчинии сего эконома, то позвал его к себе и хотел усовестить его. Но о. Моисей непрестанно противоречил ему, говоря слова Спасителя: «Не входящее во уста, а исходящее из уст сквернит человека». Сильвестр, разгневавшись, выгнал его из патриархии; а в следующее воскресенье, по окончании Евангелия, с патриаршего трона долго поучал народ о посте и в заключение сказал: «Как орган Духа Святого глаголю вам: всякий не постящийся в середу и пяток, кроме Господских и Богородичных праздников и кроме болезни, кто бы он ни был, да будет отлучён от Св. Таин, и священник, причастивший такового, да будет запрещён. И ныне же я лишаю священства эконома Моисея, как виновника соблазна в церкви, благословившего многие незаконные браки и не повинующегося моему недостоинству». После сего сделалось смятение и большой шум в церкви. Эконом Моисей в ярости устремился на патриарха, и Бог знает, что сделал бы с ним, если бы не удержали его христиане. А родственники Моисея, столпившись среди церкви, поносили патриарха и кричали, что они не признают его пастырем, что патриарх их есть папа римский и проч. После литургии патриарх призывал почётных христиан и эконома на суд; но Моисей не только не явился к нему, но в тот же час пошёл в дом одного родственника своего и служил там обедню, вспоминая в молитвах римского папу. Алеппские купцы-униаты и римские монахи, узнав о сем происшествии, ободрили Моисея и обещали ему защиту, лишь бы он не мирился с патриархом. С сих пор уния ещё более распространилась в Дамаске и в окрестностях; ибо все отлучённые от церкви за четвероженство или незаконность браков, все привыкшие нарушать посты, все священники и монахи, запрещённые за разные вины, прибегали к Моисею и к униатскому патриарху Кириллу и, нося греческие рясы и камилавки, обходили деревни и обманывали простые души.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

обр. на древнейшую версию «Деяний Сильвестра» (версия А 1), но использовал и более позднюю редакцию (В 1), предположительно созданную в VI в. ( Levison. 1924. P. 458-464; Fuhrmann. 1959; о «Деяниях Сильвестра» см.: Pohlkamp W. Textfassungen, literarische Formen und geschichtliche Funktionen der römischen Silvester-Akten//Francia. Sigmaringen, 1992. Bd. 19. N 1. S. 115-196; Canella T. Gli «Actus Silvestri»: Genesi di una leggenda su Costantino imperatore. Spoleto, 2006). «Постановление Константина» представлено как рим. законодательный акт, хотя обладает признаками, характерными для раннесредневековых грамот (дипломов) ( Gandino. 2009. P. 1-2). В связи с этим высказывалось мнение, что идея этого сочинения была заимствована из «Деяний Сильвестра», где говорится, что имп. Константин, приняв христианство, издал ряд законов в пользу Церкви, в т. ч. «даровал Римской Церкви и ее понтифику привилегию: чтобы во всей Римской империи духовенство признавало его главой, как судьи признают своим главой царя» (priuilegium ecclesiae Romanae pontificique contulit, ut in toto orbe Romano sacerdotes ita hunc caput habeant sicut omnes iudices regem - Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 19102. T. 2. P. 513). По-видимому, «Постановление Константина» являлось своего рода «реконструкцией» имп. закона, о существовании к-рого упоминалось в «Деяниях Сильвестра» ( Loenertz. 1974. P. 240-244). Папа Римский Сильвестр I слева от трона Богоматери. Декорация оратория Сан-Никола в комплексе Латеранского дворца. Гравюра с утраченной росписи. 1130–1134 гг. Папа Римский Сильвестр I слева от трона Богоматери. Декорация оратория Сан-Никола в комплексе Латеранского дворца. Гравюра с утраченной росписи. 1130–1134 гг. В кон. XIX-XX в. большинство исследователей в целом придерживались гипотезы П. Шеффера-Бойхорста, поддержанной и уточненной Левисоном, Э. Каспаром и Фурманном ( Scheffer-Boichorst. 1889; Caspar. 1914; Idem. 1935; Levison. 1924; Fuhrmann. 1973), в соответствии с которой создание «Постановления Константина» было вызвано необходимостью легитимировать формирование суверенного Папского гос-ва (Римской республики) в сложных политических условиях (разрыв отношений Папского престола с Византией, конфликты с лангобардами, стремление установить прочные связи с франк.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Характерной чертой лит-ры К. А. следует считать то, что мн. авторы наряду с лит. деятельностью были вовлечены и в политическую жизнь К. А.: занимали положение при дворе, были дипломатами и т. п. Более того, члены королевских семей К. А. нередко становились литераторами или принимали активное участие в культурной жизни страны, заказывая и спонсируя те или иные произведения. Напр., по поручению кор. Хетума I Вардан Аревелци написал до сих пор не изданные «Комментарии к Св. Книгам», более известные под названием «Жхланк» (Разное, Стромата). Написанное простым, народным языком, это сочинение также содержит интересные сведения из различных областей знания, в т. ч. философии, музыки, грамматики, астрономии, ботаники, зоологии и др. Кор. Левон III написал четверостишия по подобию айренов, посвященные мон-рю Татев. Его дочь принцесса Алиса Тарсская была поэтессой и известной каллиграфисткой: она разработала неск. шрифтов арм. письма, была автором стихотворений, высеченных на дарственных чашах. Лит-ра К. А. очень политизирована, т. к. мн. творения этого времени описывали сложные взаимоотношения зап. и вост. гос-в. Подобные интересы арм. интеллектуалов отражает, напр., рукопись арм. Библии, выполненная Геворгом Скевраци для кор. Хетума II (XIII в.). В ее колофоне, написанном самим королем, говорится о том, что текст Свящ. Писания был сличен с лат. Вульгатой и что лат. оглавление введено для всех книг. В конце колофона добавлено: «Я, Хетум, осуществил сей тяжкий труд, сделал заметки (на полях) и поменял оглавление, дабы в обоих текстах легче было найти параллели» ( Гарегин I (Овсепян). 1951. С. 248). Политические события эпохи отражены и в «Элегии на взятие Эдессы», написанной в 1145 г. Нерсесом Шнорали (буд. католикосом) - зачинателем жанра эпической поэмы в арм. лит-ре. В том же политическом ключе следует воспринимать и поэму католикоса Григора IV Тха «Плач по Иерусалиму» (1189). В киликийской лит-ре появляются подложные произведения, в т. ч. составленное в кон. XII - нач. XIII в. «Письмо любви и согласия между великим императором Константином и св. папой Сильвестром и Трдатом, царем армян, и св. Григорием, Просветителем армян». Уже из заглавия очевидны источники этого документа: Житие св. Сильвестра (переведено на арм. яз. в 678 Григором Дзорапореци по заказу кн. Нерсе) и «Константинов дар», к-рые в свою очередь были фальсификациями, утверждавшими первенство Римского престола и служившими источниками для папских притязаний. Согласно этому «Письму...», папа Римский имел неограниченную власть на земле и на небе от Запада до Востока, а арм. католикосу предоставлялась огромная власть на Востоке. В эдикте описаны легендарные путешествие царя Трдата и св. Григория Просветителя в Рим и совместное «хождение» в Иерусалим, перечислены дары и фантастические привилегии, якобы полученные арм. царем и католикосом от имп. Константина и св. папы Сильвестра.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Письмо сообщает даже, что император собственноручно хотел возложить свою корону на папскую главу, но «папа не захотел употреблять короны из золота, и потому император положил на него собственными руками свой фригийский венец (phrygium), блистающий болезною и обозначающий воскресение Христово» 415 . По словам папы Льва, император Константин, украсив царскими регалиями папу, в соответствие с этим хотел поставить наравне с царскими придворными и клириков, составлявших свиту папы. Грамота, по словам письма, на этот раз, узаконяла вот что: «почтеннейших клириков всякого чина, состоящих в служении Римской церкви мы возводим на такую же высоту власти и блеска, на какой находится наш сенат, и определяем, чтобы они украшались, как украшаются наши патриции и консулы. Словом, как украшена императорская свита, так – и клир Римской церкви. И как при императорском достоинстве состоят различного рода прислужники – постельничьи, придверники и стража, тоже должно быть и в св. Римской церкви. И еще: для несравненно большей блистательности папского достоинства, пусть клирики ездят на лошадях, украшенных чапраками и белейшими тканями, и пусть носят точно такую же обувь, какую употребляют сенаторы. И таким образом небесная (т.е. папская) власть, подобно земной (т.е. императорской) власти, да украсится во славу Божию» 416 . Озаботившись касательно личности папы и его приближенных, Константин, по словам письма папского, дарует папе Сильвестру, а с ним и его наследникам обширную фактическую царственную власть над целым полцарством Римским: первосвященник Римский становится и императором Римским. Грамота, по словам папы, на этот счет определяла: «Дабы первосвященническая власть не оскудевала, но процветала более самой власти императорской, мы определили передать отцу нашему Сильвестру кроме дворца Латеранского, – город Рим, провинции Италии и всех западных стран, и все места и города в них – в полное распоряжение и власть» 417 . После таких доказательств величия Римского первосвященника, патриарх Константинопольский, по желанию папы, должен был бы прийти к сознанию, как незначительна его роль в мире христианском, с каким уважением и покорностью должен относиться он при всяком случае к предстоятелю церкви Римской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010