Сношения старого Рима с новым были холодны, потому что престарелый император Анастасий потворствовал ереси Евтихиевой, и после Халкидонского Собора много было смятений на Востоке. Но как только воцарился Иустин, родом из славян, и водворил с собою православие, взоры римлян обратились к прежним своим властителям. Папа Ормизд несколько раз пересылался послами с императором и, до времени, король готов не препятствовал дружеским сношениям обеих столиц, по делам веры ему чуждой. Он допустил даже на Соборе римском отменить старое правило, уцелевшее при Одоакре, по которому епископ римский не мог быть назначен без совета королевского, 2 и предоставил полную свободу в выборе своего пастыря сенату и народу римскому, которые обратили прежнюю свою политическую деятельность на сии церковные выборы, как бы для того чтобы утешить себя в утраченном влиянии на вселенную. Часто доходило до кровопролития между горожанами, разделенными на партии. Когда по случаю избрания Симмаха, преемника папы Анастасия, произошло несогласие и дело отнесено на суд короля, Феодорик благоразумно согласился с большинством голосов. Он воспользовался даже благоприятным расположением императоров к святителям римским, чтобы чрез их посредство приобрести некоторые преимущества собственным единоверцам. Весьма странно было, в 524 году, вынужденное посольство папы Иоанна, которые по воле короля готов отправился в Царьград ходатайствовать, пред правоверным императором, за ариан, и в случае неуступчивости угрожать ему, от имени арианского короля, опустошением целой Италии. Никогда, со времен великого Константина и блаженного папы Сильвестра, замечает библиотекарь римский Анастасий, описатель жития пап, 3 не было такого почетного приема преемникам кафедры верховных апостолов. Далеко за вратами города все духовенство и сам император встретили со свечами святителя; Иустин, воздавая почесть Богу, смирил себя, поклонившись до земли блаженному Иоанну. Но это самое расположение византийского двора послужило к гибели Иоанна и ко вреду римлян. Король Феодорик, возбужденный клеветами, возымел подозрение против высших сановников Рима и самого папы, за их тайную будто бы преданность империи, и святитель ввержен был в темницу, где скончался, почти в одно время с королем готов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Преподобный Роман Сладкопевец (VI в.) родился в еврейской семье в г. Эмесса, (Сирия), в молодости крестился, позднее принял диаконский сан. Прославился как гимнограф, составитель многих богослужебных текстов. Святитель Иулиан Толедский (VII в.), по происхождению еврей, был первым православным архиепископом (в Испании арианство держалось до середины VII в.), его духовная власть распространилось на весь Пиренейский полуостров. Преподобный Константин Синадский (VIII в.) родился в г. Синад в иудейской семье. В молодости стал христианином, за свой выбор не раз подвергался от единоплеменников нападениям, однако мужественно продолжал проповедовать иудеям Иисуса Христа. По своим аскетическим подвигам был так велик, что современники уподобляли его древним славным подвижникам. Много позже, уже в ХХ веке, просиял новомученик иерей Александр Якобсон, прославленный Русской Зарубежной Церковью. Сам будучи обратившимся из иудаизма, отец Александр и после коммунистического переворота продолжал проповедовать Христа евреям и в первый раз был арестован именно за это. Принял мученическую смерть в Соловецком лагере в 1930 году. Проповедью среди иудеев в большей или меньшей степени занимались многие святые отцы. На Западе святой папа Римский Сильвестр († 335) обратил многих иудеев в христианство после своего диспута с раввином Замврием и совершенного при этом чуда именем Иисуса Христа. В 581 году святитель Григорий Турский также вступил в публичный диспут с еврейским купцом Приском, диспут этот состоялся по инициативе и в присутствии короля Хильперика. На Востоке святитель Василий Великий обратил ко Христу своего врача-иудея; также и святой Константин-Кирилл Философ († 869) обратил одного знакомого ему иудея. В IX веке преподобный Евфимий Новый в Фессалониках по благословению местного архиерея вступил в диспут с иудеем. И аргументы преподобного Евфимия, и явленное в конце диспута чудо послужили к тому, что и сам спорщик, и присутствующие на диспуте евреи обратились в Православие. В VII веке в Испании упомянутый IV Толедский Собор постановил принять следующие меры к проповеди среди иудеев: во всех городах, где имелись иудейские общины, три раза в год в церквях должны были читаться специальные проповеди для них, в которых на основе Священного Писания объяснялось бы, что Мессия уже пришел и это Иисус Христос. Все взрослые иудеи должны были присутствовать на этих проповедях, после чего могли свободно возвращаться к своим делам – принимать крещение их не принуждали. Подобные проповеди приносили свои плоды, пусть не такие значительные, как в иных случаях, но зато принятие евреями крещения после них было сознательное и по убеждению.

http://pravoslavie.ru/28793.html

Православная сторона была представлена на Соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях. Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский. Он был святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. Константин, входя в залу при парадном открытии Собора, демонстративно приветствовал, обнимал и целовал в выколотые очи этих исповедников. Так как арианские споры нарушали спокойствие только в восточной части Римской Империи, то западная церковь не посчитала нужным послать многих своих представителей на этот Собор. Римский папа Сильвестр своими заместителями делегировал двух пресвитеров: Викентия и Витона Помимо этого из латиноговорящих провинций прибыли только святитель Осия Кордувийский из Испании (по некоторым сообщениям - председатель Собора), Марк Калабрийский и Евстафий Миланский из Италии, Кекилиан Карфагенский из Африки, Никасий Дижонский из Галии, и Домн Стридонский из Далмации. Из-за пределов Римской Империи на Собор прибыли делегаты из Питиунта на Кавказе, из Воспорского (Босфорского) царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один - Иаков Низибийский - из Персии. Ход Собора Согласно Сократу, Собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие Собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало Собора. Акты Халкидонского Собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня. А. Карташев, предлагает согласовать эти даты следующим образом:

http://pravicon.com/info-3110

В XV веке у пап в Риме дела шли также не самым лучшим образом: латинские епископы, оппозиционно настроенные по отношению к папству, собрали собор в Базеле , который провозгласили Вселенским и более авторитетным, чем папский. Тогдашний Римский понтифик Евгений IV попытался его закрыть, но на стороне отцов Базельского собора оказалось большинство европейских монархов, включая немецкого императора Сигизмунда. В 1433 году базельские послы начали переговоры с греками об участии последних в своем соборе, пообещав помощь западных государей, и папа Евгений, также желавший проведения совместного с греками собора, но у себя, а не в Базеле, пошёл на известные уступки. После долгих колебаний Император Иоанн VIII склонился на сторону папы и с многочисленной делегацией отправился в Италию. Более подробно обо всех перипетиях злосчастного собора и царивших на нем интригах можно прочитать в воспоминаниях непосредственного участника собора архидиакона Сильвестра Сиропула . Доводы латинян к существованию очистительного огня и Чистилища Данте Алигьери на фоне Чистилища. Фреска Целых 4 месяца после приезда в Феррару греки не могли договориться о том, какой пункт разделения с латинянами обсудить вначале. Иоанн VIII желал заключения Унии в туманных формулировках и потому как огня боялся дискуссий о Filioque и папском примате. Латинское учение о Чистилище было практически незнакомо ромеям. Рассудив, что этот вопрос «наиболее легок», Император благословил начать споры именно с него. На 4-м заседании смешанной комиссии святитель Марк попросил латинян изложить их учение о Чистилище, и уже на следующем заседании кардинал Джулиано Цезарини прочитал доклад о загробной участи «средних». Вкратце учение латинян о Чистилище и загробной жизни сводится к следующему: Обосновать латинское учение Цезарини пытался следующими положениями: 1. Церковь всегда молилась и молится за усопших. Священное Писание свидетельствует о том, что эта молитва не может быть напрасной. Так, во 2-й Маккавейской книге рассказано, как Иуда Маккавей «принёс за умерших умилостивительную жертву», чтобы те «разрешились от греха» (2Макк., 12:45). И, говоря о грехе хулы на Духа Святого, Спаситель засвидетельствовал, что «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф., 12:32). А значит, есть такие грехи, которые могут быть разрешены и после смерти. При этом, по мысли латинян, «нет нужды молиться за тех, которые находятся в раю, ибо они не имеют никакой нужды в этом, ни за тех, которые в аду, так как они не могут освободиться или очиститься от грехов» . Следовательно, должно существовать некое отличное от Рая и Ада место, где молитвы Церкви имеют силу.

http://pravoslavie.ru/100660.html

Грешник самый мудрый не знает смерти праведника Искуснейший врач – еврей Иосиф всех уверял в том, что тяжко больной св. Василий не доживет до утра, – в противном случае он примет христианскую веру; но, после молитвы, св. Василий не только дожил до утра, но и Божественную литургию совершил и того еврея окрестил. 2. Святой Сильвестр, Папа Римский Святой знает час смерти грешника Тарквиний, градоправитель Римский, требовал от св. Сильвестра имение епископа Тимофея, им обезглавленного и при этом грозил ему муками. Св. Сильвестр на это сказал ему: «в сию нощь душу твою истяжут от тебя ( Лук. 12,2 ); а чем хвалишься, то не исполнится». Заключив св. Сильвестра в узы, Тарквиний сам сел обедать, но рыбья кость, увязшая в его гортани, прекратила жизнь его. 5. Святые мученики – Феопемпт и Феона Чудеса ложные побеждаются истинными Волхв Феона, призванный к преодолению чудесной силы св. Феопемпта, пред очами Диоклитиана, одним словом разорвал пополам вола, потом дал св. Феопемпту съесть две лепешки, смешанные с сильным ядом, – наконец, испить весьма ядовитую воду; но святитель принял яд и выпил воду без всякого для себя вреда; пораженный ужасом, волхв Феона обратился в христианство . Предсказание мертвой руки В Антиохии, в день Воздвижения честнаго и животворящего Креста, когда архиерей вместе с крестом воздвигал и руку Крестителя, то она, при поднятии, иногда разгибалась, а иногда сжималась, что служило предзнаменованием обильного или скудного урожая в хлебе. 8. Святые мученики Иулиан и Василиса Девственники видят Господа на земле После брака, свв. Иулиан и Василиса, согласившись жить целомудренно, видели в доме, в котором молились, Сына Божия, Деву Марию, лики святых и дев, и книгу, в которой были вписаны те, кои от жен не осквернились. Сознание демонов в бессилии Св. Иулиана, после увещаний, бичевали; при этом один из бичующих, прободенный осколком жезла, потерял глаз. Все жрецы созваны были к призыванию богов и богинь для уврачевания ока, но после многих жертв, бесы прорекли: «отойдите от нас, ибо мы преданы вечному огню и окружены тьмою; как мы можем дать зрение слепому, сами будучи слепы? а Иулианова молитва столь сильна, что с того дня, в который взяли его на мучение, наше мучение сторицею увеличено».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Два саккоса св. Фотия, Всероссийского Митрополита (1408–1431). Первый из них украшен священными изображениями праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотом и обнизаны жемчугом с самым высоким искусством греческой работы. Как изображения, так и надписи размещены на нём по плану и в порядке, что придаёт сему облачению самый благолепный вид. На одной стороне саккоса: Благовещение Божией Матери, Распятие Господне, Вход во Иерусалим, положение во гроб, Тайная вечеря, сошествие во ад; Царь Соломон, и пророки: Давид, Исаия, Иеремия, Осия, Софония, Иов, Аввакум, Царь Константин и лена; мученики: Иоанн, Евстафий и Антоний; святые: Петр Александрийский , Иоанн Златоуст , Вавила, Кирилл, Тарасий, Климент, папа Римский, Григорий Богослов , Игнатий Богоносец , Афанасий Великий , Николай Чудотворец, Амфилохий Иконийский , Григорий Декаполит , Андрей Критский , Григорий Нисский , Трифиллий, Григорий Двоеслов , Спиридон, Епифаний Кипрский , Григорий Акрагантийский; мученики: Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Мина, Нестор, Евстафий и Лупп. Внизу саккоса: жертвоприношение Авраама, Лествица Иакова и, между прочим, изображены: греческий император Иоанн Палеолог и супруга его Анна; русский Великий Князь Василий Дмитриевич и супруга его София, и сам Фотий Митрополит, которому принадлежит это облачение. На другой стороне саккоса вышиты: Святая Троица, Вознесение Господне, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Сошествие Св. Духа на Апостолов, Рождество Христово, Бегство во Египет, Сретение Господне, Моление о чаше, Предание Иисуса Христа, Крещение Господне, воскресение Лазаря; пророки: Малахия, Михей, Даниил, Гедеон, св. Феофан, Иосиф, Козьма Сладкопевец, Иоанн Дамаскин , Иерофей, Анфим Никомидийский, Ипатий, Климент Анкирский, Аивросий, Поликарп Смирнский , Анания Дамасский, Дионисий, Аверкий, Елевферий, Сильвестр, Василий, Никифор, Мелетий Антиохийский , Иоанн, Власий, Иаков Алфеев, Митрофан, Павел Исповедник, Иоанн Милостивый; мучч. Прокопий, Феодор, Никита, Фотий, Никита и Меркурий. На оплечьях саккоса вышиты: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Богослов и Ангелы. Все лики святых изображены – одни в рост, а другие – оплечными, в греческом характере, с постническими лицами, в которых выражается святая и богоугодная их жизнь. Но самое благолепное украшение сего святительского облачения составляет вышитый посередине его греческими словами Символ веры , который служит драгоценным памятником греческого правоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Монахиня на тракторе расчищает дорожки      - Говорят, что «Запад загнивает». Там возможно христианское возрождение? - Так называемый Запад не однороден. Это видно на примере Германии. Буквально в двух часах езды от нас начинается федеральная земля Баден-Вюртемберг, где большей частью живут протестанты, а дальше, на север, их ещё больше. И когда мы туда приезжаем, то чувствуем иной дух, какую-то пустоту для нас. А Бавария, где мы живём, богата традициями, и немцы их хранят. Пусть у них короткие богослужения, но народ-то ходит. Рядом с нашим монастырём стоит католическая деревенская церковь, и прихожане, кто приезжает на воскресное богослужение, паркуются у нас во дворе. И мы видим, сколько там людей собирается. Фактически на эти полчаса является вся деревня - и это радует. И они тоже радуются нам. Когда мы только здесь поселились, был канун западного Христова Рождества. И мы пошли по деревне с мелкими сувенирами, чтобы познакомиться и поприветствовать своих соседей. Встретили очень хорошо! Они не только не отрицают православие, но даже приветствуют его. Обычная картина: идёт сельчанин по улице, встречает нашу монахиню - и кланяется, снимая шляпу в знак почтения. Часто к нам обращаются не по фамилии, а Schwester такая-то (то есть сестра такая-то). В целом традиционные немцы весьма благочестивы. Например, Новый год у них не светский праздник, а Silvesterabend - день святого исповедника Сильвестра, память которого у католиков отмечается 31 декабря. У нас, православных, он, кстати, отмечается сразу после Старого Нового года, 15 января. Но тут есть особенность. Для нас образ святителя Сильвестра, Папы Римского, связан с известным диспутом, устроенным иудеями, на котором присутствовали равноапостольный царь Константин и мать его, святая царица Елена. На нём Папа Римский Сильвестр победил раввина, который пытался пустить в ход и своё чародейство. А немцы в связи со святителем вспоминают другое. По одной красивой легенде, в 314 году нашей эры Сильвестр изловил ветхозаветное чудовище, морского змея Левиафана, и тем спас мир от предстоящего конца света. По предсказаниям, этот библейский зверь должен был вырваться на свободу в 1000 году и погубить мир. И в Новый год немцы празднуют как бы дарованное продлённое время. То есть в их благочестии много такого народного элемента.

http://pravoslavie.ru/78352.html

Мирликийский, и свт. Сильвестр, папа Римский. Парное изображение этих святителей - участников Вселенского I Собора , а также композиция, представляющая этот Собор в зап. части храма (на вост. склоне зап. свода; сохр. абрисы), придают росписи антиеретическую направленность, что было обусловлено исторической обстановкой в Византийской империи и в Грузии того времени. На стенах вимы помещена 2-частная сцена «Причащение апостолов». В самом нижнем регистре (стены апсиды и вимы) - чин святителей (начиная с сев. части вимы: сщмч. Петр I, еп. Александрийский, Григорий Чудотворец, Кирилл, патриарх Александрийский, Николай Чудотворец, Власий (?) (Харалампий (?)), Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Баер (?) (Багр(ат) (?)), Василий Великий, Афанасий I Великий, Григорий Нисский и Митрофан I, патриарх К-польский). В полуциркульной нише - поясное изображение Христа Пантократора, в проемах окон - 6 фигур архидиаконов (Тимона, Тимофея, Тита, Стефана, Пармения, Прохора). Своеобразно решено расположение евангельских сюжетов, включающих праздничный и Страстной циклы. Их последовательность основана на принципе антифона: сцены расположены на неск. пространственных осях, переходя из одного рукава в противоположный и обратно. Начало цикла помещено в вост. части юж. свода и открывается сценами «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Рождество Христово». Затем праздничные сцены переходят в сев. рукав, где помещены «Сретение» (плохо сохр.), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Жены-мироносицы у гроба Господня», «Сошествие во ад». Цикл продолжается в юж. рукаве, где находятся сцены «Вознесение Господне», «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресв. Богородицы», «Уверение ап. Фомы», «Тайная вечеря». Сошествие во ад. Роспись кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. Сошествие во ад. Роспись кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. В кафоликоне представлен самый ранний из сохранившихся в груз.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

Заслуги святителей Афанасия и Кирилла в защите Православия, тесный союз Александрии с Римом, установившийся со времени святителя Афанасия, высокий авторитет александрийской богословской школы, превосходившей по своему научному уровню все остальные христианские школы империи – все это питало амбиции Александрийских пап. Но осуждение и низложение главы Александрийской школы Диоскора Халкидонским собором положило конец этим несостоявшимся притязаниям. С конца IV века на первое место на Востоке выдвигается Константинопольский патриарх. Благодаря политическому значению столицы, Константинопольский патриарх, к которому первому из всех епископов обращался император, приобрел существенные преимущества. Он получил статус посредника между императором и другими патриархами. Являясь в столицу, Александрийский, Антиохийский или Иерусалимский патриархи могли представляться царю только после предварительного доклада у патриарха Константинополя. В конце VI века, со времени святителя Иоанна Постника, Константинопольские первоиерархи усваивают себе титул Вселенских патриархов, против чего тщетно протестовал святой папа Римский Григорий Великий. Еще более отчетливо значение Константинопольских патриархов как первоиерархов греческого Востока, подобных Римским патриархам латинского Запада, проявилось после того, как область Иллирика (занимавшая западную часть Балканского полуострова), в которой преобладало греческое население, вместе с грекоязычными по преимуществу в ту эпоху Сицилией и Южной Италией, императором-иконоборцем Львом Исавром были изъяты из юрисдикции Рима и переведены в состав Константинопольского Патриархата. Значение остальных восточных патриархов было подорвано христологическими ересями, когда большая часть населения Египта и Сирии отпала от Православной Церкви, а потом и арабским завоеванием этих стран. В поддержку притязаний Константинопольских иерархов на главенство в Церкви во второй половине XI века был выполнен греческий перевод подложной дарственной грамоты Константина Великого папе Сильвестру – так называемый «Дар Константина» («Donatio Constantini»); на самом деле эта грамота была составлена в Риме не ранее начала IX века.

http://pravoslavie.ru/46687.html

Н. м. Григорию Було (Булко), получившему звание протоигумена. С этого времени существовала отдельная монашеская провинция, объединившая мон-ри ордена василиан в пределах Закарпатья (офиц. название до 20-х гг. XX в.- провинция Угорской Руси), с посвящением свт. Николаю. Следующим протоигуменом провинции свт. Николая и настоятелем М. Н. м. стал протоигум. Гедеон Пазина, присоединивший к своей юрисдикции остальные мелкие закарпатские обители, сохранявшие относительную самостоятельность. Последний стал оспаривать полномочия униат. Мукачевского еп. Мануила Ольшавского, обвиняя его в незаконном вмешательстве во внутренние дела мон-рей. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1804 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1804 гг. Фотография. 2016 г. В сер. XVIII в. монашеская провинция Угорской Руси с центром в Мукачеве включала более 20 обителей, в к-рых подвизалось более 100 монахов. 17 мая 1738 г. папа Римский Климент XII предоставил М. Н. м. право отпускать насельников из мон-ря на праздники свт. Николая Чудотворца и Успения Пресв. Богородицы. Еще с нач. XVIII в. в обители существовала иконописная школа. В 1744-1747 гг. на средства Мукачевской епархии на основе монастырской школы построили и открыли богословскую семинарию. Еп. Мукачевский Михаил (Мануил) Ольшавский активно отстаивал независимость Мукачевской епархии от Эгерских епископов, обращаясь как в Вену, так и в Рим. Однако кор. Венгрии Мария Терезия в 1766 г. вынудила его покинуть М. Н. м. и поселиться при приходском храме в Мукачеве. Мукачевская епархия стала самостоятельной только в 1771 г. при еп. Иоанне Брадаче. 1 июня 1770 г. сын Марии Терезии имп. Свящ. Римской империи Иосиф II посетил школу в М. Н. м. Во время визита присутствовали еп. Иоанн Брадач и протоигум. василиан Сильвестр Ковейчак. На 3-й день пребывания буд. император даже посетил богослужение, которое возглавил епископ. В 1766-1772 гг. под рук. архит. Д. Раца ( 1782) в мон-ре были перестроены нек-рые здания, в 1798 г. началось возведение 4-ярусной башни-колокольни и сохранившегося собора свт.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010