Православная сторона была представлена на Соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях. Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский. Он был святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. Константин, входя в залу при парадном открытии Собора, демонстративно приветствовал, обнимал и целовал в выколотые очи этих исповедников. Так как арианские споры нарушали спокойствие только в восточной части Римской Империи, то западная церковь не посчитала нужным послать многих своих представителей на этот Собор. Римский папа Сильвестр своими заместителями делегировал двух пресвитеров: Викентия и Витона Помимо этого из латиноговорящих провинций прибыли только святитель Осия Кордувийский из Испании (по некоторым сообщениям - председатель Собора), Марк Калабрийский и Евстафий Миланский из Италии, Кекилиан Карфагенский из Африки, Никасий Дижонский из Галии, и Домн Стридонский из Далмации. Из-за пределов Римской Империи на Собор прибыли делегаты из Питиунта на Кавказе, из Воспорского (Босфорского) царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один - Иаков Низибийский - из Персии. Ход Собора Согласно Сократу, Собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие Собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало Собора. Акты Халкидонского Собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня. А. Карташев, предлагает согласовать эти даты следующим образом:

http://pravicon.com/info-3110

119 Собр. л. 3, 24. 25. 218. 5,171. Св. Мартирий архиепископ изображен на столбе в алтаре собора. Опис. Новгор. Соф. соб. стр. 94. Спб. 1858. 121 Собр. л. 3, 31. 128. 180. 219. 7,118. В последней сказано: «пришел бяше из Царягорода Добрыня Андрейкович и привезе с собою гроба Господня и постригся на Хутыне у св. Спаса». В Софийском соборе поныне хранится мера гроба Господня, т. е. то самое, что привезено Добрынею.– Опис. Новг. Соф. соб. 115. 124 Он был митрополитом после Никифора 2 († 1197 г.) и скончался 26 августа 1220. Собр. л. 1, 184. 188. 3, 25. 4, 19. 128 Собр. л. 3, 42. 48.180. 181. 219. 4, 29. Никонов. л. 2, 368. Почти везде повторено: «бысть в болезни, онемев, не глаголя, лет 6 и 7 месяцев и дний 9». Но этот счет неверен, несогласен с показаниями самых летописей. – Здесь сказано: «в том же (6740 л.) преставися архиепископ Антоний». По ркп. святцам нреставидся 17 января. Опис. Соф. соб. стр. 115. 130 Послание о рае. «Самовидец есмь сему, брате, егда Христос, идый в Иерусалим на страсть вольную, затвори Своима рукама врата градная и до сего дни не отворимы суть; а егда поствся Христос над Ерданом, своима очима видел есмь постницу Его, и сто финик Христос посадил, недвижимы суть, и до ныне не погибли, не погнилн». Собр. л. 6, 88. 134 Собр. л. 3, 77. 131. 225. 4, 53. Медные двери ныне находятся в Успенском соборе г. Александрова, бывшей Александровской слободы; они увезены сюда по воле грозного царя. Описание Нов. собор. 141. 142. Спб. 1858 г. Владимир. сборник, стр. 101. 1857 г. Описание дверей в VI отд. древн. Рос. госуд. стр. 72–84. 141 По позднему списку завещания пр. Лазаря (см. март. 8), белый клобук доставлен Василию от патриарха в 1347 г. и след. прислан п. Исидором Бухирою. Во 2 Новгор. л. под 9952 г. (стр. 140) сказано: «клобук белый дал патриарх Иерусалимский владыке Василию, а патриарху дал папа Римский, и с тех мест клобук белый в Новгороде». Но Василий был архиепископом с 1331 г. Относительно патриарха известие Лазаря, доставленного клобук, конечно, должно быть предпочтено всякому другому известию. В 3 Новгор. л. под 6843 г. (стр. 225) сказано: «При сем архиеп. Василие принесен бысть белый клобук от царя Константина и папы Сильвестра в вел. Новгород, иже и доныне Новгородские митрополиты на главах своих подобием носят». – Год доставления клобука здесь также не показан, а прочее взято из повести о белом клобуке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ист. 1826 г. г. 3, 29. 62 Ркп. писание Гермогена о житии св. Гурия и Варсонофия. Ркп. святцы: «преп. отцы Иона и Нектарий, боляре, ученицы св. Гурия архиепископа, с ним же и мощи их обретены в л. 7104 (1595) м. окт. 4 д.». 69 Пахомиево житие свят. Алексия с прибавлениями времени м. Макария. Степ. кн. 1. 475. 477. Пролог 20 мая: «сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше». Снегирева памятники Моск. древн., стр. 135. 136. Его же старина 3, 83. 100. В степ. кн. 4. стр. 470. 473. 475, печатали с рукописи, в которой перебиты были листы. После слов на стр. 470 «благодатию всемогущаго Бога и молитвами угодника» должно было печатать слова стр. 473 «вси невредимы сохранени быша». Теперь же там и здесь – бессмыслица. 71 Обыск и донесение до нас не дошли, но дошла грамота митрополита к Геннадию от 15 февр. 1488 г. (Ист. акт. 1. 286), где читаем: «писал еси к нам свои грамоты, к господину, сыну моему, к в. князю, да и ко мне, что прозябают ереси в Новгороде, хулы и поруганья от священников и от диаконов и от дьяков и от простых людей, да и списки еси на тех еретиков прислал к нам, почему еси обыскивал, как они хулили Сына Божия и Пречистую Его Богоматерь и ругались св. иконам; а величают жидовскую веру, а нашу православную христианскую веру хулят». О том же в писании к Зосиме, древн. вивл. 14, 479. 73 Геннадий в письме к архиепископу Иоасафу и в послании к Зосиме, стр. 479–481. Собр. л. VI, 238, кн. 1. Степ. 471, 476. 74 Ист. Русск. Ц. 3, 108–111. В 1489 г. дьяк Ф. Курицын привёз с собой из Венгрии повесть о Дракуле Воложском, вероятно им же переведённую (Карамз. 6, пр. 273) и распространившуюся в списках (Востокова опис. муз. 512). Он же перевёл апокрифическое послание Лаодикийцам (Руднева ист. ерес. и раск. прим. 93). По письму блаженного Геннадия к Иосифу видим, что у Курицына и ему подобных наравне стояли пророчество и бытия с Менандром, логикою и баснословной книгой: Сильвестр папа Римский. 75 Степ. кн. 1, 476. 477. Собр. л. 3, 143. 4, 158. 159. 6, 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Софии. 313 Собр. л. 3, 24, 25, 258; 5, 171. Св. Мартирий архиепископ изображен на столбе в алтаре собора. Опис. новгор. соф. соб. стр. 94. Спб., 1858. См. пр. 52. 315 Собр. л. 3, 31, 128, 180, 219; 7, 118. В последней сказано: «пришел, бяше из Царягорода Добрыня Андрейкович и принесе с собой гроба Господня и постригся на Хутыне у св. Спаса». В софийском соборе по ныне хранится мера гроба Господня, т.е. то самое, что привезено Добрыней. – Опис. новг. соф. соб. 115. 318 Он был митрополитом после Никифора 2. († 1197 г.) и скончался 26 августа 1220. Собр. л. 1, 184, 188; 3, 25; 4, 19. 322 Собр. л. 3, 42, 48, 180, 181, 219; 4, 29. Никон. л. 2, 368. Почти везде повторено: «бысть в болезни, онемев, не глаголя, лет 6 и 7 месяц и дней 9». Но этот счет неверен, не согласен с показаниями самых летописей. – Здесь сказано: «в том же (6740 л.) преставился архиепископ Антоний». По ркп. святцам преставился 17 января Опис. Соф. соб. стр. 115. 324 Послание о рае. «Самовидец есмь сему, брате, егда Христос идый в Иерусалим на страсть вольную, затвори своими руками врата градные и до сего дня не отворимы суть, а егда постися Христос над Иорданом, своими очами видел есмь постницу его, и сто фиников Христос посадил, недвижимы суть, и до ныне не погибли, не погнили». Собр. л. 6, 88. 328 Собр. л. 3, 77, 131, 225; 4, 53. Медные двери ныне находятся в Успенском соборе г. Александрова, бывшей Александровской слободы, они увезены сюда по воле грозного царя. Описание нов. собр. 141, 142. Спб., 1858 г. Владимир. сборник стр. 101, 1857 г. Описание дверей в VI отд. древн. рос. гссуд. стр. 72–84. 335 По позднему списку завещания пр. Лазаря (см. март 8), белый клобук доставлен Василию от патриарха в 1347 г. и след. прислан и. Исидором Бухирою. Во 2 новгор. л. под 6952 (стр. 140) сказано: «клобук белый дал патриарх Иерусалимский владыке Василию, а патриарху дал папа римский, и с тех мест клобук белый в Новгороде. Но Василий был архиепископом с 1331 г. Относительно патриарха известие Лазаря, доставлявшего клобук, конечно, должно быть предпочтено всякому другому известию. В 3 новгор. л. под 6843 г. (стр. 225) сказано: «При сем архиеп. Василие принесен бысть белый клобук от царя Константина и папы Сильвестра в вел. Новгород, яже и доныне новгородские митрополиты на главах своих подобием носит». – Год доставления клобука здесь также не показан, а прочее взято из повести о белом клобуке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У вас в Греции, также и у валахов, не сыщешь ни одного человека, крещенного правым крещением, и вы мало не соединяетесь с римлянами. Да вы и лета от Рождества Христова потеряли; пишете: в нынешнем во 7158, а от Рождества Христова 1650 г., тогда как ваши же греческие летописцы все свидетельствуют, что Христос родился в 5500 г. (а не в 5508). Это вы заняли от римлян, ибо школ еллинского учения не имеете, и книги вам печатают в Венеции, и учиться ходите в Рим и в Венецию, и дидаскалы у вас все оттуда, навыкшие там еретическим обычаям, а каковы дидаскалы ваши, тому и вас учат, а вы во всем их слушаете. Все доброе, бывшее у вас, перешло благодатию Христовою к нам в Москву». И архимандриты говорили: «Что от нас к вам перешло, скажи явно». Арсений: «Первое, был у вас царь благочестивый, а ныне нет, и вместо его воздвиг Бог на Москве благочестивого царя, и ныне у нас государь царь православный один сияет благочестием во всей подсолнечной и Христову Церковь от всяких ересей защищает. И еще скажу вам: на Втором Вселенском Соборе было положено считаться Константинопольскому патриарху вторым по Римском ради царствующего града, а ныне чем величаться вашему патриарху? Не может патриарх ваш по городу со крестами ходить и на своей главе креста носить, также и на церкви креста иметь или на осляти ездить и даже в колокола звонить. Ныне ему не только против Римского, но и против Московского епископа невозможно величаться. Вместо того у нас ныне на Москве патриарх не только как второй по Римском, но как первый епископ Римский, как древний благочестивый папа, украшается, нося на главе своей белый клобук Сильвестра, папы Римского... и весь святительский, и священнический, и иноческий чин в Московском государстве красится, как прежде было в Риме... В прежнее время много было у вас монастырей и преподобных, а ныне и церквей нет: бусурманы ими завладели и построили из них мечети; много было у вас и св. мощей, и вы их разносили по разным землям, а ныне у вас мощей святых нет. У нас же древних св.

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

В таком же точно смысле учил об искупительном значении страданий Христовых и св. Климент Римский , по словам которого, Господь наш Иисус Христос, несмотря на то, что был жезлом 235 и сиянием величия Божия и, настолько превосходнее ангелов, насколько славнейшее пред ними наследовал имя 236 , по любви, какую Он имел к нам, по воле Божией дал кровь Свою за нас и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши 237 . И эта Его пролитая, для нашего спасения, кровь 238 , как кровь Господа 239 , так была драгоценна пред Богом, что всему миру принесла благодать покаяния 240 и искупление всем верующим и уповающим на Бога 241 . Совместно же с сим, Климент, подобно Варнаве, почитает плодом страданий Христовых и все, относящееся к освящению людей, из чего им, между прочим, указывается на то, что во Христе мы обретаем первосвященника наших приношений, заступника и помощника в немощи нашей, что, посредством Его, взираем мы на высоту неба, и через Него, как бы, в зеркале, видим чистое и пресветлое лицо Бога 242 , но о всем этом, подобно же Варнаве, учит, вовсе ничего не говоря, как о причинах столь великой плодотворности страданий Христовых и Его смерти, так и о причине необходимости этих самых страданий и смерти. Между тем, Ерм , столь же ясно уча о том, что Сын Божий для того, чтобы очистить грехи людей, поставил Себя в рабское положение и весьма много потрудился, равно, как и весьма много пострадал 243 , к этому присовокупляет стоющую внимания мысль о безусловной необходимости того и другого для спасения людей, хотя она у него больше предполагается, чем прямо высказывается. Объяснив Ерму , что древний камень в башне есть Сын Божий, древнейший всякой твари, а новая в ней дверь есть тот же Сын Божий, только явившийся (во плоти) в последние дни и сделавшийся новой дверью для желающих войти в царствие Божие, Пастырь следующее говорит ему об этой двери: «Никто не войдет в царствие Божие, если не приимет имени Сына Божия... Ибо, как в город (огражденный стеной) нельзя войти иначе, как только через ворота его, так и в царствие Божие не может человек войти иначе, как только через имя возлюбленного Сына Божия...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

3. Св. Геновефа (Женевьева) , защитница града Парижа. Постом, молитвой и милостыней удостоилась Божия Царства и упокоилась 3 января 512 года на 89-м году своей жизни. Рассуждение Унижение и разорение попускает Господь гордому человеку, когда тот думает, что его могущество навеки обеспечено. Когда злобный римский епарх Тарквиний отрубил голову блаженному Тимофею, то подозвал к себе святого Сильвестра и пригрозил ему смертью , если тот не поведает ему о наследстве казненного и не принесет немедленно жертву идолам. Без страха и трепета прозорливый святой ответил ему евангельскими словами: В сию ночь душу твою возьмут у тебя, и то, что похваляешься ты причинить мне (то есть смерть), приключится с тобой. Надменный епарх заковал Сильвестра в кандалы и вверг в темницу, намереваясь вскоре его казнить. Сделав это, он сел обедать. Но рыбья кость застряла у него в горле. От полудня до полуночи врачи упорно пытались спасти ему жизнь, но всё было тщетно. В полночь Тарквиний испустил свою гордую душу в величайших муках. Так исполнилось проречение святого Сильвестра, а также библейское слово: Погибели предшествует гордость ( Притч. 16:18 ). Созерцание Да созерцаю Ангела Хранителя, а именно: 1) как стоит он справа от меня, поддерживая и укрепляя меня, если не оставляю я закона Божия; 2) как неоднократно оскорблял я его и отгонял от себя, согрешая против Божия закона. Проповедь о том, что Царство Божие приобретается сердцем, а не языком Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное. Мф. 7:21 Не языком, братья, приобретается Царство Божие, а сердцем. Сердце – шкатулка тех добродетелей, которыми покупается это Царство; сердце, а не язык. Если эта сокровищница полна Божиих благ, а именно: крепкой веры, доброй надежды, светлой любви и благих дел, то и вестник этих благ, язык, верен и приятен. Если же сокровищница пуста и нет в ней ничего из этих драгоценностей, то и вестник ее лжив и дерзок. Каково сердце, таковы и слова. Каково сердце, таковы и дела. Всё, всё зависит от сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не явится вновь ни один клеветник, пытаясь обвинить достопамятного мужа, и не сможет причинить вред тому, кого укрепляет его невиновность. Однако благочестию будет нанесен ущерб причиняемыми служителям мучениями. 11 . Помните также, что святой муж желает больше принести пользу вашему благочестию, чем получить ее, не отнимать у кого-то, но предоставляя правителям. Он стремится не к чему-то новому, но следует примерам древних и хочет, чтобы римский епископ защищал себя на императорском совете 496 , если его судебное дело не доверяют собору 497 . Так, Сильвестр 498 , обвиненный в Риме нечестивцами, обратился со своим судебным делом к предку вашему Константину 499 . В Писании достаточно подобных примеров. Например, святой апостол, подвергаясь несправедливости со стороны наместника, потребовал суда кесаря и был послан в Рим 500 . Несомненно, ваша милость прежде тщательно исследует тяжбу и, если возникнет вопрос, решит, следует ли провести расследование. Первым вы должны решать, от судьи же требуется принятие во внимание фактов, а не произвол в вынесении приговора. Пусть ни одному бесчестному или опороченному человеку не будет доступна незаконная возможность выступать с обвинением против высшего священнослужителя или свидетельствовать против него, так как Священное Писание предписывает, чтобы не принимались обвинения с легкостью не только против епископа, но и против священника 501 , если нет заслуживающих веры свидетелей. Ни врагу, ни клеветнику, ни тем людям, о которых стало известно, чтο они выступали ложными обвинителями, ни тем, чья жизнь не заслуживает доверия, нельзя давать власть, а святость священнослужителя не должна подвергаться пыткам 502 . 8 (Maur. 14). Блаженнейшему императору и всемилостивейшему. принцепсу Феодосию Амвросий и другие епископы Италии 503 1 . Слава о твоей вере распространилась по всему миру и пробудила сокровенное желание нашей души, чтобы твоя власть была украшена еще одной заслугой и ты вернул единство Церквам и западным, и восточным. Сочли мы, тишайший и вернейший император, что должны в своих письмах не только обращаться с прошениями к твоей милости, но и наставлять ее в церковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Учение церковно-отеческое . § 165. В первые три века христианства Согласно же с ветхозаветным и новозаветным откровением, учили о загробном мздовоздаянии душ и древнейшие мужи апостольские, а, также, следовавшие за ними, отцы и пастыри Церкви, к учению которых мы и переходим, заметив при сем, что они, большей частью, не входят ни в какие подробности, относительно сего сокровенного и таинственного предмета, а только, придерживаясь откровения, ограничиваются краткими указаниями на двоякое состояние за гробом душ праведных и грешных, с допущением, при этом, одних степенных разностей. Уже ап. Варнава, ярко изобразил два в здешней жизни пути, один путь добродетели и света, ведущей к царствию, и другой путь порока и тьмы, ведущий к вечной смерти и наказанию 249 , так, вкратце, обозначает двоякое мздовоздаяние в будущей жизни людей: «Каждый получит мзду по своим делам; если он был добр, то благость его предходит ему, а, если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним» 250 . Хотя здесь Варнавой прямо и не указывается, что он разумеет под, изображенным им мздовоздаянием, и частное загробное мздовоздаяние, но, тем не менее, как мы недавно замечали, без всякого насилия можно предполагать здесь и таковое мздовоздаяние, особенно, если принять во внимание, указанные Варнавой непосредственные последствия шествия в сей жизни или по пути света, или по пути тьмы. Должно полагать, что и св. Ерм имел эти же мысли в виду, когда, подобно Варнаве, также, изображал только два жизненных пути, – один – правый и прямой, а другой – неправый и кривой, из коих, первый, под руководством ангела доброго, приводит человека к Богу, а последний, под водительством ангела злого, приводит его к погибели 251 . Климент же Римский, с совершенной ясностью, учил, относительно душ праведных, что они, тотчас, после смерти сподобляются блаженной участи. Так, об апостоле Петре, говорит, что он, «претерпевши мученичество, отошел в подобающее место славы» 252 , а об ап. Павле, что он, мученически засвидетельствовав истину, «переселился из мира и перешел в место святое» 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Так, напр., ученик ап. Павла, св. Климент Римский , располагая коринфян к покаянию, ввиду ожидающих нераскаянных, за гробом, мучений, между прочим, пишет: «итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в рук художника. Как горчешник, когда делает сосуд, и он в руках его искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны покаяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо, по отшествии нашем из мира, мы уже не можем там исповедаться или покаяться» 184 . Здесь, что не трудно видеть, не только с полною ясностью утверждается то, что душа только в настоящей жизни может совершенствоваться и легко изменять себя от худшего к лучшему, тогда как, по ее окончании, ничего подобного не в состоянии будет сделать, но, отчасти, уясняется и самая причина этого, весьма важного обстоятельства. Причина же эта, по мысли св. Климента, заключается, с одной стороны, в самой душе, которая призвана к тому, чтобы в настоящей жизни, совместно с телом и, при посредстве его, постепенно развиваться и усовершаться, а с другой – в данных ей вовне, вполне приспособленных для сей же цели, условиях и пособиях. Благодаря этому, душа, в течение всей настоящей временной жизни, подобно приготовляемой горшечником, для известного сосуда, мягкой, еще не отвердевшей глине, может, так или иначе, видоизменять себя, принимая такое или иное направлении. Но, со смертью тела и окончанием сей жизни, прекращаются для души условия прежние и наступают совершенно иные, только способствующие к закреплению того, с чем она перешла в загробный мир. А потому, она уже навсегда остается здесь неизменною, в окончательно принятом ею, прежде, направлении, наподобие того, как и, принявшая известную форму в горшечном сосуде глина, уже после прохождения ее через горнило, не может изменить своего вида, и навсегда должна с ним остаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010