Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В тот же день состоялось третье заседание Поместного Собора. Оно было посвящено прославлению новоканонизуемых святых Русской Православной Церкви. После общей молитвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил Собору доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», являющийся плодом семилетних ученых изысканий Историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии и активной помощи представителей духовных школ Московского Патриархата. Для прославления в лике святых были предложены: благоверный князь Московский Димитрий Донской, преп. Андрей Рублев, преп. Максим Грек, святитель Макарий Московский, преп. Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий (Брянчанинов), преп. Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник. По решению Поместного Собора чин канонизации был совершен.  Это событие стало одним из важнейших в современной жизни Церкви. За канонизацией новоявленных угодников Божиих последует длительный процесс подготовки к канонизации и самой канонизации новомучеников ХХ в. В заключительной части соборного Деяния о канонизации святых Собор повелел: 1. Честные их останки считать св. мощами. 2. Составить особые службы новым святым. 3. Память им  праздновать: благоверному князю Димитрию Донскому – 19 мая, преп. Андрею Рублеву – 4 июля,  преп. Максиму Греку – 21 января, святителю Макарию – 30 декабря, преп. Паисию (Величковскому) – 15 ноября, блаженной Ксении Петербургской – 24 января, святителю Игнатию (Брянчанинову) – 30 апреля, преп. Амвросию Оптинскому – 10 октября, святителю Феофану Затворнику – 10 января (все даты – по старому стилю). 1990 год – В Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор. Предстояло обсудить программу Поместного Собора. Были избраны три кандидата на патриарший престол и постановлено, что Поместный Собор может увеличить их число. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви патриархом могли быть выбраны 75: Устав не допускал избрания епископа моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трех архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (37 голосов), митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский и Галицкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в один голос (34 против 33) получил митрополит Филарет.

http://pravoslavie.ru/5474.html

Интересно отметить, что другие расположенные к аскетизму люди, с которыми святитель Феофан так или иначе общался и был близок, в разное время посещали Святую Гору. Одним из них был духовный писатель и духовник Вышенской обители – игумен Тихон (Ципляковский), который провел на Афоне три года и в 1871 г. возвратился на Вышу. Также, ещё находясь в Русской духовной миссии в Иерусалиме, святитель познакомился с будущим игуменом Пантелеимонова монастыря архимандритом Макарием (Сушкиным), когда тот, будучи мирянином, совершал паломничество по святым местам. Об этом епископ Феофан упоминал в одном из поздних писем: «Письмо с Афона – предоброе. Там не пресекается мудрость духовная. О. арх. Макарий – сын богача – купца московского или с.-петербургского... Поехал Богу помолиться, был в Иерусалиме, когда и я там жил, был на Синае, заехал на Афон, и заболел очень тяжко». Однако сам святитель ни в 1850-х, ни в последующие годы, хотя о желании побывать на Афоне неоднократно говорил в своих письмах, но сам на Афоне все-таки не был, а природу желания посетить Афон считал искушением. Систематическая переписка с монахами Святой Горы началась почти двадцатью годами позже, когда епископ Феофан удалился в Вышенский монастырь на покой. Начало многолетнему письменному общению с афонитами было положено, можно считать, в 1868 году 1 , когда постоянным адресатом святителя стал иеромонах Арсений (Минин) . Знакомство с ним, по-видимому, заочное, состоялось немногим ранее, в период служения епископа Феофана на Владимирской кафедре. Их переписка продолжалась до кончины иеромонаха Арсения. В своих письмах святитель назвал его «святым человеком». Сотрудничество с Русским Пантелеимоновым монастыре наиболее ярко выразилось в сфере издательской деятельности. Достаточно упомянуть тот факт, что из 135 сочинений епископа Феофана, вышедших до 1917 года, 50 принадлежало этому монастырю и не более 15 – его племяннику А. Г. Говорову. Иными словами, монастырское издательство опубликовало более трети трудов Вышенского затворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В X веке византиец Симеон Метафраст составил большой сборник Житий, послуживший образцом для последующих составителей. В XVII веке митрополит Макарий составляет «Великие Четьи-Минеи» (12 томов). В начале XVIII века закончил свои «Жития Святых» Святитель Димитрий Ростовский . В конце XIX – начале XX веков эти Жития научно проверены, дополнены многими историками, в том числе В.О. Ключевским , и переизданы. Были и другие издания Житий. В 1977–1979 гг. Московская Патриархия издала Жития Святых в календарном порядке в своей «Настольной книге священнослужителя» (том 2 и 3). Святые древнего Крыма Кто посещал Бахчисарай и поднимался вверх по долине Чуруксу, тот видел на отвесных скалах яркие фрески. Там находится пещерный храм Успенского монастыря. Успенский монастырь – естественный центр так называемых «пещерных городов» Крыма, интенсивно населяемых христианами – почитателями икон, которые бежали на периферию Византийской империи, в частности в Крым, во время господства ереси иконоборства (VIII век). «Уничтожив высокую культуру местных племен, поработив население, татаро-турецкие феодалы превратили полуостров в свое разбойничье гнездо – Крымское ханство» (1). Но и тогда, в XVI веке, Успенский монастырь продолжал оставаться центром Православной Церкви в Крыму и резиденцией митрополита (2). Успенский монастырь основан около VIII века и существовал до 1921 года (1). На фресках изображена Пресвятая Богородица, по обеим сторонам Которой предстоят Херсонесские святители: Ефрем, Еферий, Евгений. Затем идет углубление, обрамленное небольшими витыми колоннами. В этом углублении, в масштабе вдвое меньшем, – образ Богоматери с Христом на руках и два ангела по сторонам Ее. Затем, слева направо, крупные изображения святителей Херсонесских: Василия, Елпидия, Агафодора, Капитона (память святителей 7/20 марта). Таким образом, посетитель Успенского монастыря в лице святителей Херсонесских видит эпоху первоначального христианства в Крыму, а рассматривая сам монастырь понимает, что христианство представляло собою в последующее время – до прихода русских в Крым. Наконец, посещая города: Симферополь, Ялту, Феодосию, Керчь и другие – наблюдатель может составить себе представление о состоянии современного христианства в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но продолжим прерванную нить главного рассказа. После свидания с сестрой своей Варварою Николаевной старец был в Воронеже и Белграде Курской губернии на поклонении св. мощам святителя Митрофана и еще не прославленного в то время святителя Иоасафа Горленки; также в Борисовской женской пустыни и в г. Курске у посетившего несколько лет тому назад Оптинский скит архиепископа Илиодора; а квартиру имел в доме почетного потомственного гражданина Ивана Васильевича Антимонова, родителя взятого им с собой послушника Ивана Ивановича Антимонова, где они прожили пять дней. К сему понудило старца следующее обстоятельство. Иван Иванович уехал из дома и поступил в Оптину Пустынь вопреки воле своего родителя, даже не сказавши ему о сем; почему отец недоволен был сыном за его своеволие. Нужно было потому примирить их. Пробывши же известное время в доме Ивана Васильевича, старец, при помощи Божией, достиг сей цели. Отсюда чрез Севск старец Макарий со своим проводником 18 июня прибыли в Киево-Печерскую лавру и приняты были с любовию и с особенным почтением к старцу екклисиархом лавры иеромонахом Мелетием, родным братом Ивана Ивановича Антимонова, и другими монахами, полагавшими в свое время начало иноческой жизни в Оптиной Пустыни. В лавре пребывали они в келлиях о. екклисиарха в продолжение десяти дней. В это время они неоднократно сподоблялись прикладываться к святой чудотворной иконе Успения Божией Матери и к мощам почивающих в пещерах угодников Божиих и св. великомученицы Варвары в Михайловском монастыре. Были на благословении у высокопреосвященнейшего митрополита Филарета, основателя Оптинского скита, и приняты им были отечески благосклонно. Посетили расположенных к Оптиной Пустыни инспектора Киевской академии иеромонаха Даниила и ректора семинарии архимандрита Антония (Амфитеатрова) . Пред отъездом же из Киева были в Голосеевском скиту, где слушали Литургию и приняли на возвратный путь благословение от находившегося там владыки митрополита, который еще оставлял было гостей на несколько дней; но по краткости срока паспорта нельзя им было долее в Киеве оставаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

29 июня 2002 г. мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Успенский храм возобновленного Вышенского женского монастыря, где их встречал Патриарх Алексий II. 28 лет потребовалось, чтобы святитель Феофан смог снова вернуться под своды любимой обители, о которой говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное», «нет ничего на свете краше Вышенской пустыни». Вспомним, как частица мощей святителя Феофана Затворника в течение двух недель - с 6 по 20 августа 2011 г. - пребывала в Киево-Печерской лавре по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом «возвращении» и «посещении» был особый смысл, поскольку становление святителя как священнослужителя прошло именно в стенах этой древней обители 170 лет назад по отличном окончании Орловской семинарии. Здесь он принял постриг в 1840 г. в дни празднования Покрова Богородицы с именем Феофан, что значит «Богом явленный», получив небесным покровителем преподобного Феофана, исповедника Сигрианского. Тогда Киевским митрополитом был Филарет (Амфитеатров). Монахиня Иулиания (Муравьева), насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря, сопровождавшая вышенские святыни по Украине, сотрудница музея в честь известного подвижника и богослова, созданного во флигеле, который некогда служил келией затворнику, рассказала, что ковчежец с частицей мощей свт. Феофана и Вышенская икона Пресвятой Богородицы Казанской посетили города, в которых святитель нес послушание и к которым имел биографическое отношение: сначала Тамбов и Владимир (Россия), а после Киева - Донецк , Запорожье, Тернополь, Почаев и Винницу. Будущий святитель родился в семье священника Василия Говорова в с. Чернавское Орловской губернии, при крещении был назван Георгием. Кроме него, у Василия Тимофеевича и его супруги Татианы Ивановны были еще три сына и три дочери. Учился мальчик сначала в Ливнах, затем в Орле, был направлен в Киевскую духовную академию, где сблизился со слушателем-курянином Михаилом Булгаковым, впоследствии также известным русским духовным просветителем. В 1841 г. оба приняли монашеский постриг - с именами Феофан и Макарий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В монастыре преподобного Паисия Галичского (+ 1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV—haчaлe XVI вв., память 7/20 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (+ 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (+ 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским (+ 1445; память 11/24 июня) — основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский (+ 1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собою русских удельных князей. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461; память 15/28 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский (+ 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой Троицы. Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.

http://pravicon.com/info-2725

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большое собрание древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея. За время существования обители её посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский) . В Гуслицком монастыре в свою бытность благочинным монастырей Московкой епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья. После закрытия монастыря его братия оставалась в обители, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано. Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов). В советский период, в монастыре разместилась колония малолетних преступников, в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. В 1994 году при монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. 9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы. Несколько лет понадобилось для восстановления главного храма монастыря — Спасо-Преображенского собора. В 2008 году он был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Вскоре после пожара для Соловецкого монастыря в Великом Новгороде были сделаны башенные часы, механизм которых хранится ныне в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Надпись на большом колесе-шестерне в часах гласит: «В лета 7047-го (1539) благословение(м) и повеление(м) архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыке Макаръи и при игумени Алексии зделаны бы(ша) сии часы на Словки, а делал архиепископлъ мастер Семен часовник» 7 . Часы названы в монастырской вкладной книге: «Митрополит Макарей дал 50 рублей, да книгу Никон в пятнацать рублев, да зделал часы болшия» 8 . Имя Митрополита Макария было внесено в монастырский Соловецкий синодик и возносилось в последующее время в обители на заупокойных молитвах. В Соловецком монастыре в то время подвизался старец Иона (Шамин), духовный друг и сопостник преподобного Александра Свирского († 1533, память 30 августа), который был канонизован святителем Макарием в 1547 году 9 . Старцу Ионе был вручен во время монашеского пострига для духовного руководства новоначальный инок Филипп (Колычев), впоследствии Предстоятель Русской Церкви (1566–1568; † 1569; память 9 января) 10 . Начало личных отношений игумена Филиппа со святителем Макарием можно отнести к 1551 году, когда в Москве проходил Стоглавый Собор, в работе которого участвовал Соловецкий игумен 11 . Затем, по окончании Собора, в мае 1551 года, в Москве был принят Соборный приговор о земельных приобретениях Церкви: «...царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии приговорил с отцом своим с Макарьем с Митрополитом всеа Русии, и с архиепискупы, и с епискупы, и со всем Собором, что вперед архиепискупом, и епискупом, и монастырем вотчин без царева и великого князя ведома и без докладу не покупати ни у кого; а князем, и детем боярским, и всяким [людем] вотчин без докладу им не продавати же; а хто купит или продаст вотчину без докладу, и у тех, хто купит, денги пропали, а у продавца вотчина взяти на государя царя и великого князя безденежно» 12 . Заканчивается Соборный приговор аналогичным предписанием на будущее время и о вотчинах, даваемых на молитвенную память «по душе» вкладчика 13 . Поэтому, когда И. В. Полев решил дать по своей духовной грамоте вкладом в Соловки село Пузырево, то это было сделано «по повеленью Макарья Митрополита всеа Русии» 14 . Данное первосвятительское «повеленье», очевидно, явилось результатом переписки игумена Филиппа со святителем Макарием. После осуждения в Москве в конце 1553 года распространившейся ереси на Соловки был сослан бывший Троицкий игумен Артемий, и в связи с этим игумену Филиппу 24 января 1554 года была направлена Соборная грамота. В ней говорилось о заблуждениях, осужденных на Соборе и были даны предписания о содержании в монастыре старца Артемия 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Официальные биографии Патриарха Пимена называют местом его рождения город Богородск (ныне Ногинск) Московской губернии. По воспоминаниям епископа Сергия (Соколова), Патриарх Пимен своей родиной считал село Воскресенское вблизи Богородска. Однако, как указывает преподаватель нашей Духовной академии Дмитрий Владимирович Сафонов, место рождения будущего Патриарха точно указано в хранящемся в музее московского Свято-Данилова монастыря студенческом билете Сергея Михайловича Извекова, выданном в 1940 году и заверенном его подписью, — село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии. Это родина его отца, именно здесь в 1867 году родился Михаил Карпович Извеков. Как полагает Дмитрий Владимирович: «Очевидно Пелагея Афанасьевна уехала на летние месяцы на родину мужа в деревню, там и родился будущий Патриарх». Вместе со своей благочестивой матерью Сергей Извеков совершал паломничества по святым местам. Особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре . Вспоминая в речи при наречении в епископа свое первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру, будущий Патриарх говорил: «Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры». Бывали они также и в Зосимовой пустыни. Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца, преподобного Алексия (Соловьева). Подросши, Сергей Извеков стал ездить по православным монастырям один или в сопровождении друзей. Он побывал в Николо-Угрешском монастыре, где в это время пребывал на покое бывший Московский митрополит святитель Макарий (Невский). Святитель сказал ему: «Помолись за меня — у тебя великий, но тяжелый путь». Был и у блаженной Марии Ивановны Дивеевской, которая, увидев юношу, вскочила со словами: «Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел». В богородской средней школе имени В.Г. Короленко Сергей Извеков был одним из лучших учеников. Мальчик рос творчески одаренным, музыкальным, брал уроки вокала у профессора Александра Воронцова. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. Он сам писал стихи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010