Да будет этот храм вечным памятником о благочестивой строительнице его, предавшей Господу и Его Пречистой Матери не только свое имущество, но и себя саму и избравшей местом пребывания своего скромную келлию этой обители, устроенной ее средствами. А в отношении к храму сему насельницы обители да сохраняют всегда в памяти своей и в мыслях своих, что здесь место святое – дом Божий, и сия врата небесная ( Быт.28:17 ), а потому стояще в сем храме славы Божией – на небеси стояти да мнят. Охраняя святыню сего храма, да блюдут святость и чистоту храма своих душ и телес. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор.3:17 ). Архипастырское слово при освящении храма в Томском епархиальном женском училище Слава Богу, благоизволившему устроить этот храм! Не мы, люди, начали, не мы и кончили это дело, но Тот, Кто сказал: Без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии ( Пс.126:1 ). А что созидающие этот дом трудились не всуе, об этом свидетельствует все дело постройки от начала до конца. Если же не суетен их труд, то, значит, их дело было делом Божиим, делом Его благодатной помощи трудившимся в созидании. Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови 62 . Но Господь не Сам создает храмы и жилища человеческие. Он действует чрез поставленных на это людей, которым дает Свою благодать, силу, мудрость и все потребное для строения. Зиждущие обычно думают, что они во всем действуют по своему желанию, по своему разумению. Для поверхностного взгляда действующая здесь рука Божия бывает невидима. Но когда отнимается у строителей благодатная помощь, тогда явно обнаруживается их бессилие, их недостаток разумения. Они силятся строить, а за ними как бы кто идет и разрушает их дело. Они видят, что всуе трудятся, и оставляют свою работу, как сделали это строители башни Вавилонской. Этого нельзя сказать о нашем доме: он явился вполне благоустроенным. Значит, на труде строителей его было Божие благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Да наконец, от имения ли зависит счастье человека? Отнюдь нет. Не слышали ли мы, как один великий богач лишил себя жизни вследствие недовольства жизнью от одного неудавшегося предприятия? Вероятно, многие также слышали, как в одной богатой и знатной семье мать лишила себя жизни потому, что врачи предрекли скорую смерть любимой ее дочери. Итак, не во множестве имений счастье человека ( Лк.12:15 ). В чем же? Счастье человека в уменье трудиться и довольствоваться тем, что у него есть. Счастье человека в чистой, спокойной совести. Счастье человека в уменье жить не для себя, а для других, всех любить и от всех быть любимым. Счастье человека в Боге: Он один может насытить ничем земным не насыщающееся наше сердце, Он один знает, что нужно сердцу нашему, и может подать ему, что ему нужно. Полного равенства нет нигде – ни на небе, ни на земле. На небе иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе ( 1Кор.15:41 ). И на земле есть исполинские дубы, есть и колеблющиеся тростники; есть львы, есть и овцы; среди птиц есть орлы, есть и воробьи; иной рост у мужчины, иной для женщины; есть разность в умах, разница в сердцах, разность во всем. Не может быть равенства в имениях. Бог дал богатому богатство, чтобы он милостыней приобретал себе небесное наследие. Бедному дал бедность, чтобы он трудом и терпением достигал нравственного совершенства и богател в Бога. Наша же народная мудрость составила такое прекрасное изречение: Бог дал богатому груды золота, а нищему дал имя Христово, которым он питается и бывает сыт. О бессмертии и жизни вечной. Беседа в Неделю 4-ю по Пасхе Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. ( Мф.24:35 ). Все, что предвозвестил Господь, исполнилось и исполняется. А то, что еще не исполнилось, непременно исполнится. Предвозвестил Господь, что Он пострадает, умрет и в третий день воскреснет ( Мф.16:21 ), – и все это исполнилось. Предвозвестил Он, что пошлет от Отца на апостолов Духа Святого и они, облекшись силой Его, будут свидетелями о Нем до последних пределов земли ( Ин.15:26–27 ), – и сие исполнилось: Дух Святой сошел на апостолов, и они стали проповедовать о Христе и пронесли проповедь о Нем ко всем народам ( Деян. 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Дело миссий Алтайской, Киргизской и других расширяется, нужды их увеличиваются. Нужны там деятели: миссионеры, переводчики и учителя. Приготовляют этих деятелей для себя большей частью сами же миссии. Для этого они открывают у себя школы и училища. Но для открытия и содержания этих приготовительных учреждений для миссионерского дела нужны средства немалые. Для миссионеров требуется содержание. Этого содержания не могут давать новокрещеные, а тем более не станут помогать миссионерам язычники. Его должны дать православные христиане. Для школ нужны учителя и учебные книги. А это требует также многих средств. Для научения новокрещеных вере и жизни христианской нужны книги, напечатанные на их родном языке, чтобы они могли скорее понять и усвоить христианское учение. Вот и опять нужны средства для оплаты за напечатание книг. Крещение принимают иногда многосемейные или престарелые, а также больные и бесприютные. Всем им нужна бывает помощь на первый раз. А и это опять требует новых средств от тех миссий, ибо кроме миссий помочь им некому. Итак, кто пожелает помогать Христу в собирании овец в ограду Церкви, тот пусть окажет свое содействие поставленным от Него проповедникам веры, которые имеют заботу и несут труды для просвещения христианским учением язычников и магометан. Православные христиане! Окажите вашу любовь ко Христу: помогите нашим миссиям в их нуждах вашими посильными приношениями на дело Христово. Если бы кто пожелал сотворить такую милостыню ради Христа, тот мог бы передать свое приношение назначенным для сего собирателям или влагать в учрежденные для сего при церквах кружки. Кто пожелал бы обстоятельнее узнать о миссионерском деле, тот может спросить о нем у местных священников. Пусть каждый делает приношение от своих праведных трудов. Пусть каждый жертвует по своим силам, не от скорби, не от туги сердечной, а охотно, ибо добровольно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Дающий пусть также помнит изречение Писания: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет... Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело ( 2Кор.9:6,8 ). Три могилы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Для современной женщины, потерявшей веру в евангельское обетование, сейчас указанный способ для достижения свободы посредством освобождения от греха покажется, конечно, неудобоисполнимым, а потому не приводящим к желанной цели. По своему характеру он не соответствует всему строю современной жизни в среде образованного класса, потому что требует совершенного изменения образа жизни, на что опять немногие могут решиться. Жизнь семейная, не допускающая участия женщины в общественных делах и стесняющая частые выезды для увеселений вне дома, для известного класса современных женщин может казаться слишком скучной, пустой. Дома осталось для них, по-видимому, мало дела: там теперь принято все исполнять через наемных людей. Но так ли это? Действительно ли у них дома мало дела? – А забота о воспитании детей? А распоряжение прислугой? На ком лежит этот долг? Не на хозяйке ли дома, не на матери ли семьи? Но и здесь можно предположить возражения: дети наши находятся-де в школе с раннего возраста, а до этого времени нечему их учить: сами учатся или же няни и другие наемные лица учат их. А управление прислугой – это слишком ничтожное дело, чтобы ему отдавать все свое время, все знание, все способности. Притом это занятие не требует столько времени, сколько может оставаться в распоряжении домохозяйки. Куда же употребить этот досуг? Действительно, у некоторых из современных женщин остается много свободного времени, и они употребляют его, к сожалению, почти исключительно то на чтение книг, равнозначащее с празднословием, а иногда и хуже, чем ничегонеделание, то на посещение домов увеселения или на прием гостей, на занятие около игорного стола. Что сказать обо всем этом? Не то ли, что сказано в простом, но мудром народном изречении: «Дела не делает и без дела не сидит»? А между тем сколько пользы она могла бы принести, если бы воспользовалась этим временем так, как пользовались им в древние времена библейские женщины или как у нас бывало на Руси в добрые старые времена. Женщина все приготовляла своими руками – для себя, для детей и для мужа. Она много вещей приготовляла даже для сбыта. Вот как изображает еврейский бытописатель образ жизни доброй жены: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не остается без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. < ...> Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее. ...Весело смотрит она на будущее. < ...> Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности (Причт.31:10–12, 15–16, 18–22, 25, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Для уяснения сейчас сказанного внимательно вникнем в обстоятельства, которыми сопровождалось устроение этого святилища. Прежде всего мысленному взору нашему представляется, что чрез все время устроения этого храма, от основания его до настоящего дня освящения, события, относящиеся к устроению его, носят отпечаток лишений, нестроений и вообще много такого, что могло служить препятствием к благоуспешному ведению дела строительства, видны как бы чьи-то усилия к уничтожению начатого храмоздания. Над этим храмом Живоначальной Троицы как бы повторилась участь второго Иерусалимского храма Иеговы, который был оставлен строителями на половине работ по причине многих препятствий, встреченных ими при производстве строительных работ. Оставив храм, иудеи занялись построением собственных жилищ. Свою небрежность в этом отношении строители хотели оправдывать тем ложным предположением, что якобы еще не пришло время построения храма Божия. На обличение их и для возбуждения готовности к продолжению оставленной постройки послан был пророк Аггей, который в обличительной речи своей от лица Божия говорил народу и представителям его: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень»... А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь: одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что?.. За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» ( Агг.1:2,4–6 ,9 ). Не то же ли было и здесь, с этим храмом? Не так же ли думать о нем готовы были некоторые, а может быть многие, что не время строить дом Господень, и стали строить свои домы, устроять здания для общественных увеселений, созидать храмы наук и искусств? Там, при построении Иерусалимского храма, Господь возбудил дух правителя народного и первосвященника к возобновлению строительных работ – и здесь было нечто подобное: и здесь был возбужден дух главы города и святителя-первосвященника, которые и увлекли за собой дух городских обитателей к восстановлению развалин храма. Пошли приношения крупные и мелкие; храм стал расти не по годам, а как бы по дням и часам – откуда что бралось! Назначенный в мыслях человеческих к уничтожению, храм этот, по чудному устроению Всезиждущей и Живоначальной Троицы, явился теперь в такой красоте и величии, каким мы его видим. Насколько этот дом Святой Троицы был жалок, беден, уничижен в дни смирения своего, настолько он любезен и великолепен теперь, хотя еще и скуден средствами для будущего своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Для чего Господь благоволил теперь явить Божественную славу Свою Своим ученикам, тогда как прежде Он скрывал ее под плотью человеческой, чаще именуя Себя Сыном Человеческим, нежели Сыном Божиим? Это нужно было прежде всего для апостолов, чтобы они, увидев теперь Божественную славу Господа Иисуса, не поколебались в вере тогда, когда увидят страдания Его и поносную смерть на кресте. Незадолго перед этим Господь вопрошал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф.16:13–16 ). После этого Господь стал открывать ученикам, что Ему нужно идти в Иерусалим и там много пострадать, быть поруганным, оплеванным, распятым на кресте и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ). Это извещение, как неожиданное для учеников, весьма смутило и опечалило их. Для чего Господу страдать, – могли думать они, – когда Он есть ожидаемый народом Христос! А Христос, по мнению книжников и старейшин народных, должен пребывать вечно, Он должен освободить народ иудейский от власти римлян, воцариться и покорить Себе все народы. Как все это исполнится, если Христос будет отвергнут, осмеян, мучен и убит? – Такое неведение дел Божиих и тайны искупления рода человеческого страданиями и смертью Сына Божия, тайны, неведомой и для Ангелов, могло смутить учеников и поколебать их веру во Христа, когда они увидят Его распятым на кресте и умершим. А если бы они поколебались, то дело спасения людей потерпело бы великий ущерб. Тогда апостолы не решились бы проповедовать о Христе того, что Он говорил им. А не стань они проповедовать об этом, не было бы верующих во Христа, – значит, напрасно было бы и пришествие Христа на землю, напрасны Его страдания: не было бы Евангелия, не явилась бы вера христианская. Вот сколь ужасные последствия могли бы явиться, если бы ученики Христовы не были твердо уверены в том, что Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Добро – подать нищему, протягивающему руку за милостыней. Но есть такого рода нищие, которые не могут сами просить милостыни, потому что некоторые стыдятся делать это: они готовы скорее умереть от голода, чем ходить под окнами или стоять с нищими; иные не могут просить милостыни, потому что старость или болезнь приковала их к одному месту безвыходно: они требуют не только пищи, но и ухода за собой. Есть дети малолетние, бесприютные сироты, неспособные ни ходить, ни умолять за себя. Вот где истинная нищета, которую нужно отыскать, чтобы помочь ей! Кто о них попечется, если каждый из нас будет думать и говорить: «Что нам за дело до них? Своей нужды много, своей родни довольно – ей нужно помогать». Если всякий из нас будет так говорить, то кто же станет помогать тем бедным и сирым, которых мы называем чужими? Знал Господь жестокосердие наше, знал, что многие из людей будут отказываться помогать чужим, а только заботиться о своих, а потому сказал: если вы будете любить любящих вас, какая вам за то благодарность? Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего за это ( Лк.6:32:35 ). Если ты не хочешь даром давать подобным тебе, а ждешь воздаяния, то Я – твой Воздаятель, – как бы так говорит Господь, – и за всякого алчущего, жаждущего, которым окажешь милость, получишь воздаяние от Меня. Что сделаешь этим людям, то сделаешь Мне; не пренебрегай ими: это – Мои меньшие братия. В день Суда Я воздам тебе за них. Но, быть может, кто-либо из вас, братья, затруднится отысканием истинно нуждающихся: они сами не могут придти к вам, а у вас нет времени и возможности разыскать их, чтобы оказать им посильную помощь. Что тогда делать? Нет надобности вам самим усиленно отыскивать таких людей – за вас это уже сделано. В нашем городе есть много учреждений, где собрана эта нужда: вот и Дом трудолюбия с приютом для брошенных и безродных детей – им нужна пища, одежда, воспитание и уход. Пошлите милостыню вашу туда. Вот «Ясли», куда приносят бедные матери своих младенцев, чтобы в течение дня, отдав их на чужое, на доброе попечение, самим дневной работой приобретать свое пропитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Довольно и об отречении от своеволия и подчинении воли последователя Христова воле Божией. Теперь – о привязанностях сердца. Последователю Христову не нужно ни к чему привязываться сердцем своим: единственным сокровищем, к которому может и должно стремиться сердце христианина, должен быть Христос, и эта привязанность должна быть настолько нежна, насколько таковой бывает привязанность невесты к жениху: ведь недаром Христос именуется Женихом ( Мф.9:15 и др.), недаром сказано: Сын мой! отдай сердце твое мне ( Притч.23:26 )! Как невеста, возлюбив жениха, оставляет отца и мать свою, так и душа христианская должна предпочесть любовь ко Христу всякой другой любви. Что священнее любви детей к родителям? Но христианин, желающий последовать за Христом, должен предпочесть любовь ко Христу любви к своему отцу или матери, ибо кто любит отца или мать свою больше, чем Христа, тот не достоин Христа. Что может быть крепче, постояннее любви матерней к детям своим? Но и здесь: Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня, – сказал Христос ( Мф.10:37 ). Что дороже для человека жизни своей? Но и ту последователь Христов должен быть готовым отдать за Христа, если то понадобится. Что священнее обязанности для детей погребать родителей своих? Но Господь не дозволяет и это предпочесть служению Ему: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди за Мною», – сказал Он одному, желавшему последовать за Ним, но просившему позволения прежде пойти похоронить отца своего ( Мф.8:21–22 ). Тяжело владетелю богатого имущества расставаться со своим сокровищем, но Господь советует богатому юноше и это сделать, если он хочет последовать за Ним ( Мф.19:21 ; Мк.10:21 ; Лк.18:22 ). Из вышесказанного видно, что без отречения от своего разума, от своей воли, от своих привязанностей сердечных нельзя следовать за Христом. Отречение от всего этого есть исполнение сказанного Спасителем: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе... Теперь изъясним последнюю часть изречения Христова: ...и возмет крест свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Если бы у кого явилось желание начать спасение борьбой со своими пороками и если бы он захотел сделать это своими силами, то напрасен был бы труд его: в деле спасения нужна помощь Божия. Без Меня не можете делать ничего – сказал Господь ( Ин.15:5 ), а помощь Божия дается тем, кто ее просит. Поэтому для спасения нужна молитва . Хочешь спасти свою душу? Хочешь отстать от порока? Молись Богу, молись усердно; молись дома, ходи в церковь . Когда начнешь дело спасения, тогда враг диавол будет на тебя нападать с особенной силой, будет смущать твою душу помыслами сомнения, неверия, наводить на тебя уныние, отчаяние. Вооружись на него молитвой, постом и частым приобщением Святых Христовых Таин; проси совета и наставления опытных в духовной жизни людей или своего отца духовного. Что потом нужно тебе делать – благодать Божия через пастырские наставления и, может быть, иногда через внутреннее просвещение и вразумление просветит и вразумит тебя. Итак, возлюбленные, мы как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Современное идолопоклонство. Беседа в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, на Второе послание к Коринфянам, главу 6, стихи 16–18, главу 7, стих 1 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. ( 2Кор.6:16–18; 7:1 ). В настоящую семнадцатую неделю по Пятидесятнице, в обычное время, в церкви предложено было следующее чтение из Послания апостола Павла к Коринфянам. Братие, кое сложение, то есть какая совместность, Церкви Божией со идолы? Вы бо есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие. Темже, то есть поэтому, изыдите от среды их (язычников) и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы: и буду вам во Отца и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. Сицева убо имуще обетования, о, возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Если в отношении к народам земли Царствие Божие было сперва малым семенем, возросшим потом в великое древо, то и в отношении к каждому человеку оно есть семя, которое насаждается, укореняется растет и приносит плоды, а плоды Царствия Божия – праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Это значит: не ищи Царствия Божия где-либо вдали от себя: не ищи его на небе, ибо небо высоко от тебя; не ищи его ни на святом Афоне, ни в других обителях: не приметишь Царствия Божия, хотя и там оно есть. Царствие Божие не приходит приметным образом. Ищи его в себе: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20–21 ). Царствие Божие, укоренившееся, распространившееся на земле и преобразовавшее мир, должно укореняться, возрасти в древо и преобразовать всякого человека, восприявшего семя его. Почивающий на Херувимах как на разумных престолах, Обитающий в храмах и обителях на земле и сердца человеческие соделывает Своими престолами, и тела их храмами и обителями Своими. Сын мой! отдай сердце твое мне ( Притч.23:26 ). Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною, – говорит Господь ( Откр.3:20 ). Значит, не далек от нас Господь: Он у сердца твоего, а если примешь Его, то и войдешь в него. Господь, обитая в сердце человека, озаряет и ум его: ум человека, насколько для него возможно, становится Христовым умом: Мы имеем ум Христов, говорит святой Павел ( 1Кор.2:16 ). И волю человека Он направляет по Своему изволению: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). Даже и тела ваши, по словам того же Апостола, суть храм живущего в вас Святаго Духа ( 1Кор.6:19 ). Итак, все существо человека, душа и тело, – обиталище Божие. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). Во всяком ли человеке Бог устрояет Свое Царствие? Ко всякому, кто отворяет сердце свое, у дверей которого стоит Господь и стучит, входит Он и вечеряет с ним ( Откр.3:20 ). Отдающий ум свой в послушание Христово становится един дух с Господом, тщится иметь те же мысли, какие и во Христе Иисусе ( 2Кор.10:5 ; 1Кор.6:17 ; Флп.2:5 ). Отвергающийся себя, чтобы идти за Христом – даже туда, куда не хочет, – становится той херувимской колесницей ( Иез.1 ), которой движет Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010