Однако, пожалуй, более всего св. Макарий знаменит последовательной реализацией цели, которую сам поставил перед собой, – собрать все книги, «чтомые на Руси». Таким образом он создал свои знаменитые «Четьи-Минеи», включавшие в себя не только жития святых, но фактически явившиеся сборником большинства произведений духовной литературы Древней Руси. Св. Макарий по сути явился первым русским археографом. Свой гигантский литературный труд, начатый в Новгороде, Макарий продолжал и позднее, уже став митрополитом Московским. Архиепископ Макарий проявил себя в Новгороде как выдающийся архипастырь, и именно на него обратили внимание, когда речь зашла об избрании нового митрополита. В то же время Макарий был архиереем вполне лояльным по отношению к властям, законопослушным и даже в известной мере аполитичным, поэтому Шуйские согласились на его избрание. К тому же с Новгородом у Шуйских были давно сложившиеся отношения: представители этой фамилии занимали здесь воеводские должности, и связи с архиепископом Макарием у Шуйских уже давно сложились. Таким образом, через два месяца после низложения Иоасафа, в том же 1542 г., Макарий стал новым митрополитом Московским и всея Руси. При этом сам святитель в своем завещании писал, что это произошло против его воли: св. Макарий отказывался от митрополичьего престола, но был принужден занять кафедру. Новый митрополит не обольщался относительно своего высокого положения в Московском государстве. Он слишком хорошо помнил, чем окончили два его предшественника, а потому поначалу повел себя весьма осмотрительно и мудро. Макарий понимал, что любые его активные действия, начатые преждевременно, будут чреваты его низложением, если вызовут недовольство всесильных Шуйских. Митрополит Макарий в первые годы своего святительства не проявляет почти никакой активности ни в делах государственных, ни в делах церковных. Он упрочивает свое положение. Понимая, что великий князь Иоанн подрастает, и боярскому правлению скоро придет конец, митрополит не проявляет симпатий ни к одной из придворных группировок. Он занимается по большей части литературными трудами и систематизацией своих археографических материалов. Макарий ждет.

http://sedmitza.ru/lib/text/436290/

Кроме подвигов монашеских, отец Макарий в Глинской пустыни, преимущественно по праздникам, общепонятно и убедительно говорил в храме поучения, а в келии переводил Библию с еврейского языка на русский. Оптинский старец иеромонах Макарий (Иванов) писал святителю Игнатию (Брянчанинову, тогда еще архимандриту), что, находясь «в Глинской пустыни на уединении», архимандрит Макарий (Глухарев) переводил «Лествицу» на русский язык: намерение его было издать оную». Одновременно он сравнивал уже существующие переводы «Лествицы». Лучшим о. Макарий признал перевод старца Паисия. В Глинской пустыни архимандрит Макарий перевел на русский язык также беседы св. Григория Двоеслова и «Исповедь» блаженного Августина. По благословению митрополита Московского Филарета, архимандрит Макарий подал прошение в Св. Синод о желании быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы. Как Синод, так и светские власти удовлетворили эту просьбу и 27 мая 1829 г. предписали о. Макарию ехать миссионером в Сибирь. В Тобольске о. Макарий и два его помощника в миссионерской службе (воспитанники местной духовной семинарии Алексей Волков и Василий Попов) получили миссионерские паспорта. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию». Для участия в миссионерской деятельности требования подвижникам были очень высокие: они должны были владеть глубокими знаниями основ христианского вероучения, свободно говорить на инородческом языке, быть знакомыми с медициной, педагогикой, разбираться в естественных и сельскохозяйственных науках. Для подготовки таких специалистов существовали соответствующие учебные заведения такие, как Санкт – Петербургская, Киевская, Казанская, духовные академии; Иркутская, Тобольская церковно – учительские семинарии и другие. Архимандрит Макарий был назначен в Бийский округ, населенный язычниками телеутами. 3 августа 1830 г. Преосвященный Евгений отслужил Божественную Литургию в Тобольском Соборе перед отправлением миссионера к месту его трудов. Получив походную церковь, 990 рублей ассигнациями на проезд и содержание с двумя семинаристами о. Макарий отправился из Тобольска в Бийск, где остановился в доме Бийского священника о. Петра Синкина. До прибытия преподобного на Алтай приходскими священниками было крещено не более 300 язычников, поэтому, почти все жители Бийского и Кузнецкого округов были язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая и издательская деятельность владыки Макария. В 1860-е годы в Санкт-Петербурге им были напечатаны на алтайском языке Литургия св. Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко Св. Крещению, Последование Св. Крещения и ряд богослужебных книг. Большая часть этих книг была переведена о. Макарием, некоторые были переведены до него, а им были пересмотрены и исправлены, при этом окончательно была установлена транскрипция алтайской письменности. Назначенный в 1865 г. начальником Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) направил иеромонаха Макария в Казань для ознакомления с организацией крещено-татарских школ по системе Н.И. Ильминского. В 1868-1869 гг. отец Макарий не только подробно изучил деятельность профессора Н.И. Ильминского, но и сам участвовал в жизни крещено-татарских школ, совершая богослужения на татарском языке. По возвращении из Казани иеромонах Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием. Отец Макарий привлекал учащихся к переводческой деятельности. В результате появилась целая библиотека христианской литературы: переводной и оригинальной, печатной и рукописной. В 1871 г. иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а в 1875 г. стал помощником начальника Алтайской миссии. На игумена Макария была возложена ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. Опытный и ревностный руководитель значительно оживил дело просвещения и обучения алтайцев. В 1883 г. отец Макарий был возведен в сан архимандрита, а в 1884 г. рукоположен в епископа Бийского. В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 г. в Бийске Братство святителя Димитрия Ростовского. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем. У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там.

http://patriarchia.ru/db/text/4601422.ht...

Знаменательно, что на юбилейном Поместном Соборе был канонизирован и сей “чудный” святитель Макарий, созвавший Соборы 1547 и 1549 гг. В год его канонизации исполнилось 425 лет со дня его блаженной кончины. Многие русские святые почитались и до Московских Соборов, но исключительно в тех местах, где они прославились своими подвигами. Соборные же суждения предписывали “пе­ти и праздновати повсюду новым чюдотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников”. Среди них мы видим первого русского автокефального митрополита Иону и его духовного друга Новгородского епископа Иону, учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского: преподобных Никона и Евфимия Суздальского и святителя-миссионера Стефана Пермского; дальнего родственника великого князя Димитрия Донского — блаженного Михаила Клопского 6 ; благоверных воителей, защитников Земли Русской — Александра Невского, Всеволода Псковского, Михаила Тверского и др. С прославленными на Соборах святыми Святитель Макарий имел молитвенное общение, призывая их в своих молитвах, поминая во время Богослужений и т. д. Но в своей жизни и деятельности Митрополит Макарий постоянно общался с подвижниками, и среди них — с теми, которые позднее, после своей кончины, были причислены Русской Церковью к лику святых. Среди святых, канонизированных на Макарьевских Соборах, обращает на себя внимание преподобный Александр Свирский (†1533; пам. 30 сентября). Он был прославлен через 14 лет после своей блаженной кончины. Это старший современник святителя Макария, с которым он был знаком, будучи ранее архиепископом в Новгороде (1526–1542). Промыслом Божиим преподобный Александр Свирский занимает особое место в жизни Святителя. Он является как бы связующим звеном между теми, кого Святитель прославлял на Соборах, и теми, с кем он непосредственно общался, кто в это время своими подвигами осолял Русскую Землю (Мф 5:13). Преподобный Александр перед своей кончиной написал послание архиепископу Макарию, завещая свой монастырь его попечению 7 . Святитель давал вклады в этот монастырь. Настоятель обители, игумен Иродион, позднее описал необычное и чудесное видение: уже скончавшийся преподобный Александр и еще живой святитель Макарий посетили Свирский монастырь 8 . Митрополит Макарий питал особую любовь к подвижнику, которому, как в древности Праотцу Аврааму, явилась в образе трех Ангелов Пресвятая Троица. Об этом свидетельствует и ранняя канонизация святого, которому митрополит еще раньше, до Собора, благословил написать житие 9 . У преподобного Александра было множество учеников и среди них — уроженец западных стран, преподобный Макарий Римлянин (XVI в.; пам. 19 января). Из его жития мы узнаём, что в настоятели основанного им монастыря он был возведен архиепископом Макарием 10 .

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

На второй год своего архиерейского служения святитель Макарий, следуя уставу преподобного Пафнутия Боровского († 1477; память 1/14 мая) и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), а также исполняя постановления Московского Собора 1503 года, ввел в новгородских монастырях как обязательный общежительный устав (заменив им «особножитие»), разграничил мужские и женские монастыри. Большую заботу проявил святитель и о создании храмов в своей епархии. Он украшает свой кафедральный Софийский собор новыми иконами, новыми царскими вратами и богато украшенной завесой, а также устраивает искусной работы амвон. В 1535 году по его указанию во Пскове был построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. О широте интересов архиепископа Макария свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде на реке Волхов первой водяной мельницы. В период новгородского архиепископства Макария широко развернулась его литературная, книгописная и редакторская деятельность. Около 1539 года по его инициативе был составлен так называемый Владычный свод Макария, продолжавший Летопись Новгородскую IV. В 1540 году вместе со священником Агафоном архиепископ Макарий составил «Великий миротворный круг», в котором пасхалия была вычислена на 532 года вперед. В 1529 году святитель Макарий предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведения его в единый корпус Миней Четьих. Этот труд у святителя занял 12 лет. В 1541 году эта первая из трех редакций Великих Миней Четьих была передана им в библиотеку новгородского Софийского собора как вклад на помин души его родителей. 16 (19) марта 1542 года архиепископ Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси. В 1547 году митрополит Макарий венчал на царство Ивана IV Васильевича Грозного. Вскоре царь Иван Грозный собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого святитель предрек Ивану Грозному победу. Царь всегда с любовью и уважением говорил о своем отце-митрополите. Впрочем, по словам М. В. Толстого , «Макарий умер, когда Иван уже совратился с доброго пути, но не успел еще стать ужасом человечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Осуществление замысла было прервано начавшейся русско-турецкой войной (1768-1774) и восстанием, которое необдуманно подняли греки Пелопоннеса при поддержке России. Их надежды были разрушены, и приближение кровавой расправы, направленной прежде всего против знатных людей, которые стояли во главе движения, вынудило святого Макария и его семью бежать на о. Закинф, а затем на Гидру. Под напором Высокой Порты Константинопольская Патриархия назначила новых епископов на Пелопоннес и вынудила святого отказаться от кафедры, хотя никто не мог упрекнуть его в нарушении священных канонов. Оказавшись епископом без епархии, Макарий отправился на Афон, чтобы жить там в безмолвии и покое, но нашел Святую Гору в смуте и разделении из-за колливадских Святой Макарий отказался принять участие в заупокойном богослужении в монастыре Кутлумуш в память патриарха Александрийского, поскольку оно было назначено на воскресенье. По этой причине он покинул Афон и отправился на Хиос и Патмос. Там он нашел изгнанных афонских Годом позже, когда умер его отец, он отдал свою часть наследства братьям и публично сжег все долговые расписки, спасая тем самым многочисленных должников своей семьи от тюремного заключения. Он уяснил для себя, что именно Бог ему предначертал: учить и просвещать не только паству Коринфской епархии, но и всех христиан. Святой Макарий обнаружил в Ватопедском монастыре на Афоне рукопись « и передал ее преподобному Никодиму Святогорцу в 1777 г. для исправления. Затем он отправился в Смирну, где получил поддержку Иоанна Маврокордата в деле издания книги. После этого, снова при участии святого Никодима, с которым его связывала духовная дружба, был издан Святой Макарий опубликовал еще ряд духовных книг, например перевод «Катехизиса» митрополита Московского Платона. Потом он вернулся на Хиос и поселился близ маленькой церкви Святого Петра. Его жизнь проходила в посте и безмолвии, а ночами святой, будто бесплотный, беседовал с Богом. Приняв великую схиму, святой Макарий отказался от священнослужения, но никогда не отказывался от служения проповедника. Когда святой поднимался на амвон, он всегда обращался к пастве спокойно и смиренномудренно и делился с нею тем миром, который через непрестанную молитву воцарился в его сердце. Святой Макарий воспринимался всеми как духовный отец Хиоса и близлежащих островов, и все удивлялись, обнаруживая, сколь благотворным было его влияние на повседневную жизнь людей, которые благодаря святому вновь обрели евангельское благонравие.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2891

В 1535 году Новгородский архиепископ был в Москве «о соборном богомолии и о духовных и о земских делах» 9 – замечает летопись о причине его вызова Митрополитом Даниилом. Некоторые подробности об этой поездке находим в житии преподобного Иосифа Волоцкого . 10 Владыку сопровождал в Москву, в частности, иеромонах Исаия из церкви Рождества Христова на владычнем дворе, «всегда ненавидя и злословя монастырь Иосифов». В дороге он сильно заболел. В Москве ему в видении явились Богоматерь с преподобным Иосифом Волоколамским, о чем он рассказывал владычному архидиакону. Тот «же скоро-скоро тече к архиепископу и поведа ему вся поряду. Архиепископ же повеле его вести в монастырь (преподобного Иосифа.– а. М.). Он же игумену покаявся, исповедах и пребысть в монастыре две недели благодаря Бога, с миром успе». 11 Игуменом монастыря в то время был Нифонт Кормилицын (1522–1543). 12 Уже став Московским Митрополитом (1542–1563), святитель Макарий благословляет написание жития преподобного Иосифа. Его автором был один из рукоположенных им епископов – владыка Крутицкий Савва (1544–1554). Житие было написано около 1546 года и вошло в состав Великих Макарьевских Четьих Миней. 13 Позднее, на Соборе против еретиков М. Башкина и других, его участники во главе с Митрополитом Макарием назвали «Просветитель», труд преподобного Иосифа, «светилом Православия». 14 Его читал святитель Макарий, как об этом свидетельствует запись в одном из списков «Просветителя», принадлежавшем Нифонту Кормилицыну, с 1554 года бывшим епископом Сарским и Подонским. 15 Святитель Макарий с особым уважением относился к постриженикам Иосифова монастыря, нередко поставляя их на епископские кафедры. Такими среди иерархов-ставленников Митрополита Макария были: Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551), епископ Крутицкий Савва (Черный, 1544–1554), епископ Суздальский Трифон (Ступишин, 1549–1551), епископ Крутицкий Нифонт (Кормилицын, 1554–1558), первый Казанский святитель, архиепископ Гурий (Руготин, 1555–1563). 16 Давал святитель Макарий в Волоколамскую обитель вклады на молитвенную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В ознаменование присоединения Казанского ханства в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. С этого времени митрополит Макарий стал совершать торжественное шествие на осляти с выходом за стены Кремля на Красную площадь. После казанской победы Русская Церковь приобрела новую обширную епархию – Казанскую. В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. Многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские. За время его управления Русской митрополией канонизовано 45 святых. 21 июня 1547 года в Москве случился пожар страшной силы; загорелась церковь Воздвижения на Арбате; при сильной буре огонь потек, как молния, спалил на запад все. В Успенском соборе уцелел иконостас и все сосуды церковные. Митрополит Макарий едва не задохнулся от дыма в соборе, он вышел из него, неся образ Богородицы, написанный святителем Петром. Митрополиту Макарию в пожаре опалило глаза так, что правое око его перестало видеть. После пожара началось восстановление Москвы. Строятся новые церкви, и святитель Макарий освящает храмы сам. 24 февраля 1549 года был Собор, созванный митрополитом Макарием, окончательно осудивший еретика Исаака Собаку, архимандрита Чудова монастыря, ранее уже осуждавшегося за порчу книг вместе с преподобным Максимом Греком († 1556; память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля). Многие годы (до 1551 года) митрополит Макарий на челобитные Максима Грека о помиловании ограничивался ответом: «Узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем». 23 февраля 1551 года в Москве начал работу другой Собор, созванный митрополитом, – знаменитый Стоглав. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние, и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многое другое. По инициативе митрополита Макария составляются 10-томные «Лицевой летописный свод» (в нем до 16 тысяч миниатюр) и «Степенная книга царского родословия».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

198. Он же. О службе Митрополиту Московскому Макарию//Там же. — С. 66–70. 199. Он же. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. Автореферат диссертации на соискание ученой степени магистра богословия//Там же. — С. 78–81; 1997. 2. — С. 74–78; 3. — С. 87–93. 200. Он же. Ростовский архиепископ Никандр (1549–1566)//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции “История и человек в богословии и церковной науке”. 4(17)–6(19) октября 1995 года. Казань, 1996. — С. 19–29. 201. Он же. Святитель Макарий Митрополит Московский и всея Руси (1482–1563). M., 1996. — 112 с. 202. Он же. Хронология жизни и почитания Всероссийского Митрополита Макария//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. — С. 5–53. 203. Он же. Иконография Всероссийского Митрополита Макария (†1563)//Там же. — С. 53–59. 204. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийского//Там же. — С. 60–76. 205. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Там же. — С. 148–168. 206. Он же. Московский Митрополит Макарий//Там же. — С. 173–176. 207. Он же. Из истории русской иерархии XVI века: Епископ Рязанский Гурий (1554–1562)//Подготовка учителей к духовно-нравствен­ному образованию и воспитанию учащихся. Всероссийская научно-прак­ти­ческая конференция 27–30 мая 1996 года. Рязань, 1996. — С. 107–111. 208. Акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси Чудотворцу//Акафистник. Кн. 3. Нижний Новгород, 1996. — С. 328–345. 1997 209. Он же. Макарьевские чтения: Во славу великого просветителя//Новая жизнь (Можайск). 1997 марта 27. — С. 2. 210. Он же. Инок Зиновий Отенский — Новгородский богослов XVI века//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1997. 1(12). — С. 134–156. 211. Он же. Святитель Макарий архиепископ Новгородский и Митрополит всея Руси//София. Издание Новгородской епархии. 1997. — С. 27–28.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010