Для лучшего уяснения соотношения точек зрения свт. Кирилла и Севира по вопросу о волях и действованиях во Христе существенно выявить то, как Александрийский святитель понимал значение человеческой души Христа в деле нашего спасения. Как уже было показано, для Севира человеческая душа Христа не является фактором, она представляет собой всего лишь пассивный инструмент божества. Представляется, что свт. Кирилл уделяет человеческой душе Христа большее значение. Так, размышляя о страстях Спасителя, свт. Кирилл утверждает, что Христос еще до страстей уже подвергался смущению, «предсозерцая будущее Своим разумом». Это смущение есть ни что иное как «состояние разумной души», в которой только и может у человека появиться соответствующее «представление и осознание» 1187 . Здесь Александрийский архиепископ также делает акцент на разумности и сознательности страстей Христовых, потому что только сознательные, а, следовательно, и свободные страдания могли иметь искупительное значение. Говорит свт. Кирилл и о том, что страдания Христа были природны, Сын Божий носил боящуюся смерти плоть, которая «по природе (φυσικς) отвращалась от смерти» 1188 . Комментируя эти слова, св. папа Агафон писал, что, по учению свт. Кирилла, как Бог Христос не боялся смерти и желал исполнить волю Отца, которая по божеству есть и Его воля, но как человек не хотел умирать, поскольку имел «природное чувство самосохранения», а это значит, что святитель утверждает во Христе «два хотения, т.е. божественное и человеческое» 1189 . В заключение обзора следует привести еще один, имеющий принципиальное значение, фрагмент из творений свт. Кирилла: «Человеческая природа... смущается и. приходит в ужас, а божественное. Его могущество остается непобедимым. представление о смерти старается устрашить Иисуса, а божественное могущество.утишает пробужденную страсть,.. преобразуя в неизреченное дерзновение то, что было подавлено ужасом. Итак,.. в Самом Христе Спасителе свойственное человеку приводится в движение двумя, и при том необходимыми способами (ν ατ τ Χριστ κα Σωτρι κεκινσθαι τ νθρπεια δι δο κα ναγκαους τρπους)» 1190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Подобным же образом святитель Кирилл использует термины «сущность» ( ουσα) или «природа ( φσις)» для обозначения множества индивидуумов, объединенных некой общностью. Для обозначения конкретной единичной реальности он употребляет термины природа ( φσις)», «ипостась ( πστασις)» и " лицо ( πρσωπον)». В отличие от первых двух терминов, указывающих на некую единичную вещь вообще, термин «лицо ( πρσωπον)» имеет более узкое значение и может обозначать лишь вещь, обладающую самостоятельным бытием. В христологии, которая имеет дело с разумной и свободной природой, термин πρσωπον указывает на личностный субъект, который имеет свое отдельное «я», носит имя собственное и имеет свое самосознание. «Самосознание и инаковость», – такими словами можно описать две главнейшие характеристики личности. Главным же недостатком терминологии свт. Кирилла является то, что употребляемые им христологические термины φσις, πστασις и πρσωπον имеют по несколько значений, т.е. он в полемике с Несторием еще не вполне различал понятия «природа» и «ипостась» по отношению к Лицу Господа Иисуса Христа. Так, если в письме к Несторию в 428 году 37 свт. Кирилл говорит о «единой ипостаси воплотившегося Слова», то спустя несколько лет, в послании к Суккенсу, архиепископу Диокесарийскому свт. Кирилл употребляет двусмысленную формулу µ α φσις το Θεο λγου σεσαρκωμνη о единой природе Слова Бога воплощенной. Говоря о Христе как о μα φσις, μα πστασις и иногда как о ν πρσωπον, свт. Кирилл тем самым хотел указать на единство бытия, единство жизни Богочеловека, утвердить ту мысль, что Христос есть единое живое существо, индивидуум, который не может быть разделен на части. Об этом много пишут Th. Weinandy и Lars Koen в цитируемых нами трудах. Пользуясь терминологией великих каппадокийцев, свт. Кирилл употребляет «сущность», «природа» и «ипостась» для обозначения начал, из которых составился Христос. Для определения богочеловеческого единства им применялись выражения μα φσις или μα πστασις; термин οσα по отношению к составляющим богочеловеческого единства во Христе используется им крайне редко 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Так утверждал Несторий. Став константинопольским архиепископом, он принялся широко насаждать свои ложные воззрения, рассчитанные на необразованных людей. Многие епископы во главе с Кириллом Александрийским восстали против лжеучения Нестория. Именно святитель Кирилл в 431 году был инициатором созыва Третьего Вселенского Собора в городе Эфесе. Собор единодушно осудил Нестория и его богохульные заявления. А святой Кирилл вошел в историю Церкви как автор учения о Христе: Богочеловеке, в Котором Бог воплотился с момента зачатия Пресвятой Девы Марии. Не сразу восторжествовала истина, проповеданная святителем Кириллом и его сторонниками. Поначалу император Феодосий не сумел разобраться в сути церковной дискуссии. Царь объявил: «Все эти споры только вредят христианской Церкви. Повелеваю низложить обоих – и Нестория Константинопольского, и Кирилла Александрийского . И того, и другого приказываю заточить в каземат!» Но затем, вникнув в смысл учения архиепископа Кирилла и лжеучения Нестория, император Феодосий признал справедливой позицию святителя Кирилла. Святой Кирилл был освобожден из-под стражи и восстановлен на Александрийской кафедре. А Несторий отправился в пожизненную ссылку. Кирилл Александрийский в своих трудах говорил о единстве Святой Троицы. Также он написал толкование на Ветхий и Новый Заветы. Скончался святитель Кирилл в 444 году, в возрасте шестидесяти восьми лет. А.А. Аннин Преподобный Симеон Столпник Когда мы слышим, что о ком-то говорят: «Вот, это святой человек», перед нашим мысленным взором обычно встает образ смиренного христианина, живущего по заповедям Божиим. Образ человека, постоянно пребывающего в молитве, телесном воздержании, творящего добро и милостыню людям. Недаром Православная Церковь испокон веков призывает верующих подражать таким подвижникам. Но при этом предупреждает: «Среди прославленных святых есть и такие, жизнь которых не может служить примером для всеобщего подражания. Почему же? Да потому, что их подвиги столь велики, что даже мысленно представить эти деяния невозможно».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Да и сам ниспровергатель Нестория свт. Кирилл Александрийский , последователем которого считал себя Севир, употреблял дифизитские выражения. Преподобный Анастасий их приводит в X главе «Путеводителя» при описании первого диспута с монофизитами. Особенно показательно здесь знаменитое примирительное «Послание Кирилла, архиепископа Александрийского, к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским» («К Восточным», Послание 39). Преподобный Анастасий описывает события, произошедшие в 432 году, когда в Александрию для личных переговоров со свт. Кириллом прибыл посланник Антиохийской Церкви и ее главы Иоанна епископ Эмесский Павел. 217 Преподобный Анастасий вкладывает в уста Александрийского святителя слова о святом источнике живой воды – веры, от которой запрещает пить Севир: Сам блаженный Кирилл одобрял Святых Отцов, называвших две природы во Христе, как я говорил чуть раньше, и особенно – Павла Эмесского: когда тот прибыл в Александрию от лица всех епископов восточных Церквей, поднялся на амвон в Александрийской Церкви и провозгласил, что во Христе две природы соединены в одной ипостаси, то блаженный Кирилл, весьма возрадованный, сказал: «Да возвеселятся небеса, да радуется земля! Вот, послушайте! Мы почерпали воду жизни из святого источника благочестивого отца Павла, который растолковал нам великое таинство истины». 218 Вот, божественный Кирилл называет слова о двух природах водой жизни, от которой нам запрещает пить софист-врач Севир (VII, 2, 91–104; 220). Результатом переговоров стало примирение Александрийской и Антиохийской Церквей, что зафиксировано в Послании, начало которого и привел преподобный Анастасий. В этом Послании свт. Кирилл соглашается с дифизитскими выражениями восточных епископов, для которых эти выражения были более органичными и приемлемыми, и текстуально повторяет их. 219 Преподобный Анастасий приводит выражение как раз из этой части Послания: «Известно, что знаменитые богословы одни из евангельских и апостольских изречений о Господе обыкновенно делают общими как принадлежащие одному лицу, другие же, по причине различия двух естеств, принимают раздельно» (Х.1, 2, 2–5; 243).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов Том 1 Том 2 Том 3 Содержание От составителя Общая библиография Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Слово o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому     Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После этого святитель Афанасий возвратился в Александрию, но по наущению ариан несколько раз изгонялся из города. Несмотря на многолетние (в общей сложности более 20 лет) гонения и преследования еретиков, святитель Афанасий продолжал неотступно отстаивать чистоту Православия и неустанно обличать ариан, против которых написал много посланий и богословских трактатов. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) святой Афанасий оказался в изгнании в Фиваидской пустыне. После бесславной смерти Юлиана Отступника святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет вплоть до своей блаженной кончины 2 мая 373 года. Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию , аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения. Особое значение в полемике с арианами имели «История ариан для монахов», «Четыре слова против ариан», «Книга о Троице и о Духе Святом». Святителю Афанасию принадлежит также жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января). Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский Величайший богослов, родился в Александрии во 2 половине IV века в знатной и благочестивой христианской семье. Он получил блестящее воспитание и образование: в совершенстве изучил светские греческие науки, в том числе философию, но более всего преуспел в познании истин христианской веры и в разумении Священного Писания. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах. Через 6 лет он был посвящен Александрийским Патриархом Феофилом (385–412) в сан диакона, а затем возведен в архидиакона. Патриарх Феофил, видя необычайные способности и зная целомудренный образ жизни молодого клирика, поручил ему произносить проповеди . В 412 году, после смерти Патриарха Феофила, святой Кирилл был избран первосвятителем Александрийской Церкви. Став Патриархом, он возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью новацианов, которые утверждали, подобно фарисеям, свою непричастность к греху и не принимали покаяние тех, кто во время гонения принес жертвы идолам, но немилосердно осуждали таковых на вечное отлучение от Церкви. Святитель Кирилл, оберегая свою паству от этого противного духу евангельской любви учения, изгнал еретиков из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Высокое уважение древней Церкви к догматическим творениям свят. Кирилла ясно засвидетельствовано Вселенскими Соборами. Соборы Третий (Ефесский) и Четвертый (Халкидонский) признали правилом веры для всех времен два его послания к Несторию и одно к архиеп. Иоанну Антиохийскому. К нравоучительным творениям свят. Кирилла относятся его проповеди, в которых он настойчиво борется с мятежным духом александрийцев и с их языческими суевериями. Известны также 29 пасхальных посланий свят. Кирилла. Они рассылались перед каждой Пасхой с извещением о дне Пасхи, согласно поручению, данному александрийскому архиепископу Первым Вселенским Собором. В этих посланиях свят. Кирилл излагает свои мысли о пользе поста, о любви к ближним, об истинной вере и причинах отпадения от нее, о непрестанной молитве и другом. Сохранились многочисленные письма свят. Кирилла, среди них имеются письма к Несторию, к архиеп. Иоанну Антиохийскому и другим. Свят. Кирилл обращался и к литургическому творчеству. В Постной Триоди, равно как и в Уставе, чин Царских часов, поющихся в Великий Пяток, назван творением свят. Кирилла Александрийского . Кроме того, святителю приписывается составление коптской литургии. Она сходна с греческой литургией, известной под именем св. евангелиста Марка. Некоторые считают, что свят. Кирилл только записал древнейшую литургию, введенную в Александрии св. евангелистом Марком и что уже впоследствии она была переведена с греческого языка на коптский. §3. Учение 1.      В своем учении о человеке свят. Кирилл говорит, что Бог, хотя и создал человека в нетлении, но оно не было абсолютным. По собственной своей природе Адам не имел нетленности и неразрушимости, ибо это по существу принадлежит только Богу, но Адам был запечатлен духом жизни. Образ Божий в человеке усматривается в разумности и свободе воли, в стремлении к добру. Человек есть образ не только Триединого, но и Триипостасного Бога, почему при творении сказано: « " Сотворим человека по образу Нашему», чтобы кто не сказал: «Мы созданы по образу Бога, но не Сына», или другой кто: «А мы по образу Сына, но не Отца», но чтобы всякий знал, что по образу всей неизреченной природы Божества» (Цит. по «Конспекту патрологии», ч. II, Джорданвилль, 1993 г., стр. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

архим. Кирилл (Павлов) Именины батюшки Этого дня мы, окормляющиеся архимандритом Кириллом (Павловым) , ждали задолго. 22 июня – это день тезоименитства Батюшки. При постриге в монашеский чин отец Кирилл получил свое новое имя, в честь святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. С быстротой необыкновенной среди православных разлетелась весть о том, что Батюшку привезли в Переделкино и в свои именины он будет там. Каждый из нас питал надежды попасть к нему, послушать его, спросить о важном для себя. Хотя бы увидеть издалека. Согреться от его тихой, ясной, стеснительной, слегка затаенной улыбки безмерно уставших глаз. Пора спешить. В дорогу. Киевский вокзал. Электричка. Знакомый забор загородной резиденции Патриарха. Небольшой храм. Заветные зеленые железные ворота. В последние полгода перед ними было безжизненно, безлюдно. Теперь снова множество людей. Нигде широко не объявляли и вот... народное признание – наяву. Пока в сторонке писал просительную записку о даровании встречи, большую группу людей впустили за ворота. Счастливые. Они теперь беседуют с Батюшкой. Подъехали два знакомых иеромонаха и три священника из разных епархий, несколько инокинь кучечками стояли среди мирян. Все соскучились по отцу Кириллу, желают повидать, поздравить Батюшку. Настроение у всех приподнятое, праздничное. Повезло и нам. Прошли. Идем среди аккуратных газонов к невысокому одноэтажному домику. Входим. Батюшка прямо в коридоре. В вязаной безрукавке, поверх подрясника. Усталый. С самого утра нас – простого люда, и официальных визитеров – много было. По приглашению входим в его келию. Она в последнее время, напоминает вокзальный закуток. Повсюду книги, иконы – стопами. Все это он щедро раздает всем. Один из иеромонахов предлагает пропеть многолетие отцу Кириллу. Батюшка услышав про это, остановил, не благословляет, а предлагает пропеть из Утрени «Хвалите Имя Господне...» Основу хора составили иеромонахи и инокини. Отец Кирилл сам начинает петь и опущенной вниз рукой чуть дирижирует. С удивлением слышим красивый, сильный голос Батюшки. Все поем негромко, вполголоса. Сла­женно, душевно получается. Закончили. Возникла пауза. И тут мы ослушались Батюшку. Громко, радостно запели многолетие Батюш­ке. Он смущен, несколько раздосадован от того, что, на его взгляд, нескромно получается.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

   Таким образом, антиохийцы согласились забыть о своем соборе и признали решения Кириллова, то есть Третьего Вселенского Эфесского Собора. Несториане подверглись гонениям, и большая группа их эмигрировала в Персию, где и просуществовала до самых недавних времен, даже занимаясь успешной миссионерской деятельностью в Китае, Японии, Индии и других азиатских странах. Их община была практически уничтожена курдами и турками во время Первой мировой войны. Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский...    Будучи преемником святого Афанасия Великого, а также и архиепископа Александрийского Феофила (врага Златоуста), святой Кирилл обладал в Египте огромной властью и авторитетом и всю жизнь умело пользовался этой властью во имя успеха своих убеждений. Дата его рождения нам неизвестна, но мы знаем, что он всю свою жизнь посвятил духовной карьере и был рукоположен во епископа александрийского в 412 году. Он был племянником Феофила и епископом стал не случайно – в египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась почти регулярно от дяди к племяннику: святому Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил, святой Кирилл был племянником Феофила, а сам он в свою очередь был дядей следующего епископа – Диоскора. Все это обеспечивало, монолитность и единодушие александрийской Церкви, основную массу которой составляли говорящие по-египетски коптские крестьяне, хотя в самой Александрии в культурных кругах говорили и писали по-гречески. Между Александрией, старым центром христианского Востока, и новой столицей- " выскочкой», Константинополем, существовало давнее чувство ревности и соревнования. Петр Александрийский не признавал епископство Григория Богослова в Константинополе (381 год) и поставил ему соперника — Максима Циника. Святитель Иоанн Златоуст, вероятно, намекая на династические порядки египетской Церкви, называл Феофила «фараоном». С неменьшим основанием то же самое прозвище подходило и святому Кириллу. Когда в 417 году тело Златоуста было привезено в Константинополь, Кирилл негодующе писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3291...

Сын единосущен Отцу. Он, как и Отец, – неизменен, всемогущ, вездесущ, вечен. Святой Дух исходит от Бога Отца. Исхождение, как и рождение, обусловлено самой природой Божества. Дух Святой исходит от Отца через Сына. Отличие рождения от исхождения свят. Афанасием не выяснено. Но Святой Дух равен Отцу и Сыну. Лица Пресвятой Троицы взаимно проникают Друг Друга. 3. Экзегетика свят. Афанасия носит умеренно-александрийский характер и отличается преобладанием нравственных мотивов. Святитель считает, что Ветхий Завет написан единым Духом и написан о Спасителе. Псалмы имеют некую особую благодать. В них совмещается все ветхозаветное законодательство и все пророчества, но вместе с тем, они написаны для каждого из нас, в пример и назидание. 4. «Жизнеописание преп. Антония» является агиографическим и отчасти аскетическим сочинением. В последнем смысле к нему примыкают письма свят. Афанасия к монахам Драконтию, Орсисию и Аммуну, посвященные аскетическому назиданию. В «Жизнеописании преп. Антония» свят. Афанасий подчеркнул связь преподобного с сакраментальной жизнью церковной общины и его уважение к евангельскому учению. Очень ценным является описание аскетической и духовной жизни «отца монашествующих», благодаря чему «Жизнеописание» легло в основание не только агиографии, но и всей аскетической письменности. 5. Таким образом, мы видим, что свят. Афанасий Великий назван отцом Православия не только за свою архипастырскую деятельность, но также за широту и глубину оставленного им богословско-литературного наследия. Глава пятая. Святитель Кирилл Иерусалимский § 1. Жизнеописание Свят. Кирилл Иерусалимский родился около 315 года, предположительно в Иерусалиме или его окрестностях, в благочестивой православной семье. Монашество он принял в молодом возрасте (до 337 г.). Около 345 года стал пресвитером, а в 350 году – архиепископом Иерусалимским. В это время, как мы уже знаем, на всем православном востоке фактически не было открыто действующих православных епископов, поэтому неудивительно, что свят. Кирилл принял хиротонию от убежденного арианина епископа Акакия Кесарийского при участии Патрофила Скифопольского, тоже архиерея не строго православного. Однако, есть все основания утверждать, что сам свят. Кирилл никогда арианских взглядов не разделял. Между прочим, свят. Кирилл поддерживал свят. Афанасия Великого , когда тот укрывался от гонений за свое православное исповедание.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010