Восемнадцатый день. Святители Христовы Афанасий и Кирилл. (О средствах обличения заблуждающихся). I. К числу неустрашимых исповедников св. веры, мужественно обличавших еретиков, принадлежат великие святители Афанасий и Кирилл, ныне прославляемые. Еще юный, не облеченный в сан священника, диакон александрийской церкви Афанасий на 1-м вселенском соборе, в 325 г. по Р. Хр., обличал сильнее других безбожного Ария, ложно учившего о Сыне Божием. Его светлый ум, основательность познаний священного Писания, неотразимая сила его слова удивляли неправомыслящих и возбуждали к нему ненависть врагов. На соборе учение Ария было опровергнуто. Арий осужден и послан в заточение. С этого времени жизнь св. Афанасия становится рядом страданий и тяжелых скорбей. И чего-то чего не взвела на него злоба и ненависть врагов его – ариан. Вскоре после собора умер архиепископ александрийский, и св. Афанасий сделан был его преемником. Его обвинили во взимании несправедливых доходов с церквей, уверили императора, что Афанасий помогает врагам его, что он жестоко обращается с духовенством и даже умертвил одного архиерея. Пять раз изгоняли его из Александрии, но все благодушно переносил святитель, ревностно продолжая в самом изгнании утверждать православие. Он скончался в 373 году после сорокасемилетняго правления паствою. Если св. Афанасий выказал столько мужества и христианского исповедания веры в борьбе с арианами, то св. Кирилл столь же ревностно, не взирая на преследования врагов, защищал церковь Божию от других еретиков – несториан, ложно учивших, об Иисусе Христе и о Пресвятой Деве Марии. Св. Кирилл написал Несторию, патриарху константинопольскому, зараженному ересью, увещательное послание и тем хотел вывести его из заблуждения. Когда же это не подействовало на Нестория, и ересь продолжала волновать церковь , то созван был 3-й вселенский собор, где ересь была осуждена, и Несторий низложен с патриаршего престола. Тогда еретики восстали на св. Кирилла и начали взводить на него разные клеветы и делать ему всевозможные оскорбления. Но невинность и твердость святого восторжествовали над врагами. Св. Кирилл был епископом 32 года и скончался в 444 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке г. Москвы 4 марта 2017 г. 14:40 4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, (празднование перенесено с четверга 17 февраля с.с./2 марта н.с.) и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке, г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Великим чином были освящены три престола: главный престол  в честь Спаса Нерукотворного Образа; южный  в честь свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских; северный  в честь свт. Николая Мирликийского.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Егорьевский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке (регент Н.И. Власова). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Парфенова, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Соколов, клирик храма Девяти мучеников Кизических, настоятель строящегося храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Никольском г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4825697.ht...

Конечно, не следует рассматривать эту особенность его богословского языка как аргумент в пользу того, что свт. Кирилл подобно Севиру проводил различие между двумя типами ипостасей. Скорее, термин «ипостась» означал для Александрийского святителя прежде всего просто действительное бытие в противоположность реально не существующему 516 . В пользу такого предположения свидетельствует то обстоятельство, что элементы соединения свт. Кирилл именует «ипостасями» преимущественно в апологетических сочинениях, обращенных к носителям антиохийской богословской традиции (Несторий, восточные епископы, Феодорит Кирский ), которые подозревали свт. Кирилла в докетизме. Именуя элементы соединения, в том числе и человечество, «ипостасями», свт. Кирилл, вероятно, хотел засвидетельствовать, что он далек от того, чтобы мыслить ипостасное соединение как «союз неипостасного образа раба (δουλοπρεπος κα νυποσττου μορφς) с ипостасным божественным образом» (νυπστατον κα θεαν μορφν) 517 . Двумя же лицами ипостаси, согласно свт. Кириллу, можно было бы называть только при условии, что они обладают собственным и отдельным бытием 518 . Дифизитским авторам VI столетия было хорошо известно, что свт. Кирилл мог употреблять термин «ипостась» в таком нетерминологическом смысле. Например, Леонтий Иерусалимский , разъясняя некоторые дифизитские высказывания Александрийского архиепископа, утверждал, что у последнего «природа также именуется ипостасью по причине существования (παρ τ φιστηκναι)» 519 . В трактата «О разделениях» отмечается, что свт. Кирилл иногда использовал термин «ипостась» в значении «просто сущего», противопоставляя его «несущему». Согласно автору трактата, такое употребление термина «ипостась» «знает и церковная традиция» 520 . Таким же образом понимали свт. Кирилла и монофизиты VII в., которые в полемике с прп. Анастасием Синаитом говорили, что в христологии свт. Кирилла ипостаси не мыслятся как личные (ο προσωπικς ποστσεις), но обозначают просто «существование» (πρξεις), иными словами, «действительные и истинные вещи» (φιστμενα κα ληθ πργματα) 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Так было и со святителем Кириллом. Повторю: многое в его жизни может ужаснуть тех, кто слишком привык к сусальным картинкам. Вот 27-летний Кирилл, тогда еще не святитель, не архиепископ Александрийский, а просто диакон, вместе со своим дядей Феофилом, тогдашним архиепископом Александрийским, в 403 году участвует в так называемом «Соборе под дубом» — где по ложным обвинениям осудили святого Иоанна Златоуста. А позже, в 407 году, он заявлял: «почитать Иоанна среди святых — все равно что почитать Иуду среди апостолов». Разумеется, нельзя эти его слова считать истиной! Разумеется, мы понимаем, что они — следствие взрывного темперамента Кирилла, что это горькая ошибка (и сам святитель Кирилл впоследствии жалел о них!). А вот Кирилл, уже будучи епископом в Александрии, активно борется с язычниками и иудеями (надо пояснить, что в те времена в Римской империи еще сохранялась известная веротерпимость, и в своей борьбе Кирилл был куда радикальнее государственных властей). Причем методы борьбы — не только духовные (то есть проповеди), но и политические: интриги, провокации, опора на агрессивные толпы бродячих монахов. Или взять третий Вселенский Собор (431 год), когда все со всеми переругались, собор фактически раскололся на два Собора, александрийский и антиохийский, осудивших друг друга, и святитель Кирилл оказался под арестом. С помощью подарков сановникам (то есть, по сути, взяток) ему удалось бежать из-под ареста и вернуться в Александрию. И в чем же тут святость? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно смотреть на мотивацию святителя Кирилла. Зачем он всё это делал, чего добивался? Личной власти? Почета? Ерунда! Это у него и так было, и если бы он руководствовался «шкурными» соображениями — то сидел бы тихо у себя в Александрии, ни во что не вмешиваясь.. Да, святой Кирилл постоянно вступал в очень жаркую полемику, постоянно ввязывался в политику, подчас рисковал собственной карьерой, да и вообще жизнью. Но все это не было самоцелью. Ему важнее всего была истина о Боге, важнее всего было спасение людей. Цена вопроса

http://foma.ru/istina-vyishe-ambitsiy.ht...

Из учения о спасении святителя Григория Богослова вытекает и его отношение к еретикам и их таинствам. Крещение святитель Григорий определяет как “отречение от безбожия и исповедание Божества” Крещение святой Григорий определяет как «отречение от безбожия и исповедание Божества» . А «под силою Крещения понимать должно завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты» . Таким образом, православная вера в Святую Троицу является необходимой составляющей таинства крещения. Приходить ко крещению, отвергая Божественное достоинство Сына Божия или Святого Духа, от Которого «имеем мы возрождение» и воссоздание – значит, креститься «в тварь и сораба» и поэтому «сходить в купель для совершения и выходить более несовершенным» . Духобор – «ругатель, злой раб и злейший из злых». В нем «явно действует противный дух» . Арианину и духобору, крестящемуся в тварь, недоступно обожение , а, следовательно, и спасение. «Ибо если у Одного из Трех отнимешь что-либо из Божества, то отнимешь и у Божества всё, и у себя освящение» . Тот, кто извращает «понятие об Одном из Трех, в Которых я крестился», приступает к таинству, чтобы «и действительно погребстись в воде, крестясь не для возрождения, но для умерщвления» . Святители Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, преподобный Иоанн Дамаскин и другие святые отцы и учители Церкви Святитель Григорий Нисский Святители Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, преподобный Иоанн Дамаскин также упомянуты архиепископом Иларионом в числе святых отцов, под влиянием которых сложились его сотериологические взгляды. Многие исследователи отмечали близость сотериологии названных отцов с учением о спасении святителей Афанасия Великого, Григория Богослова и с общей направленностью богословия восточных отцов Церкви. Заслуженный профессор МДА К.Е. Скурат пишет: «Учение святителя Афанасия Великого о спасении оказало большое влияние на развитие святоотеческой сотериологии периода Вселенских соборов… Особенно близко по духу своих воззрений стоят к святителю Афанасию святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, преподобный Максим Исповедник и завершитель отеческого богословия эпохи Вселенских соборов преподобный Иоанн Дамаскин» . Протоиерей Георгий Флоровский так выразил центральную тему святоотеческой сотериологии: «Вся история христологического догмата определялась этой основной идеей: Воплощение Слова как Спасение» .

http://pravoslavie.ru/80848.html

О Святой и Животворящей Троице.//ХЧ, 1847, ч. III, СПб. – с. 2–54. 3 . Святого отца нашего Кирилла архиепископа Александрийского. О вочеловечении Господа.//ХЧ, 1847, ч. III, СПб – с.165–238. 4 . Кирилл Александрийский , святитель. 1. Слово против тех, кто не хотят признавать Св. Деву Богородицею. 2. Разговор с Несторием о том, что Св. Дева – Богородица, а не Христородица. Сергиев Посад, 1915 – 28 с. 5 . Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. Книга 1. О поклонении и служении в Духе и истине. Ч. 1–3. М.: «Паломник», 2000. 6 . Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. Книга 2. Glafira или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисеева. Толкования на евангелие от Иоанна. Ч. 1. М.: «Паломник», 2001. – 798 с. 7 . Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. Книга 3. Толкования на евангелие от Иоанна. Ч. 2–4. – М.: «Паломник», 2002 – 910 с. 8 . Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология: Кирилл Александрийский , Феодорит Киррский , Корпус Ареопагитикум./Сост., биогр. и библиогр. статьи иером. Илариона (Алфеева) – М.: Издательство МФТИ. 2000 – 418 с. 9 . Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры . Ростов н/Д, 1992 – 614 с. 10 . Ранние отцы Церкви. Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1988 – 734 с. 11 . TLG Workplace, Электронная библиотека. Copyright 1993, 1999 by Silver Mountain Software. Исследования: 12 . Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского . Киев: Типография Т.Г. Корчак-Новицкого, 1899. – 300 с. 13 . [Тьерри А.] Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. « Переработанный и дополненный перевод с французского заслуженного профессора Киевской академии Д. Поспехова. М.: «Путем зерна», 1997. – 207 с. 14 . Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. – репр. изд. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – 378 с. 15 . Бриллиантов А.И. Происхождение монофизитства.//ХЧ, 1906, – с.793–822. 16 . Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эригены.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

СТСЛ, 2004. 26. Иоанн Дамаскин, прп. Творения. М.: Мартис, 1997. 27. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2003. 28. Иоанн, еп. Тайна Иова [Электронный ресурс]//http://www. bible-center. ru/article/jobsecret – адрес сайта на 12.10.2007. Текст приведен по изданию: Буэнос–Айрес, 1950 (перепечатка с первого парижского издания 1933 г. Предположительно автором является архиепископ Иоанн (Шаховской). 29. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. (Репринт по изд.: СПб. Духовная Академия, 1898–1906). М.: Православное братство «Радонеж», 1991–2004. Т. 4: Беседы на книгу Бытия. М., 1993; Т. 6. Кн. 1: Толкование на пророка Исайю. М., 1998; Т. 6. Кн. 2: Обозрение книг Ветхого Завета. М., 1998; Т. 7. Кн. 1: Беседы на Евангелие от Матфея. М., 1993; Т. 8: Беседы на Евангелие от Иоанна. М., 1993; Т. 9: Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994; Т. 12. Кн. 3: Беседы на Притчи Соломона. М., 2004. 30. Иоанн Златоуст, свт. Сокровище Божественных Писаний. М., 1999. 31. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. (Репринт по изд.: М., 1892). СТСЛ, 1993. 32. Иоанн (Шаховской), архиеп. Философия православного пастырства. СПб., 1996. 33. Ипполит Римский, свт. Толкование на книгу пророка Даниила. СТСЛ, 1997. 34. Ириней Лионский, св. Творения. М.: Паломник, 1996. 35. Исидор Пелусиот, прп. Письма. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 2000–2001. Ч. 1. М., 2000; Ч. 2–3. М., 2001. 36. История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Т. 3. М., 2004. 37. Карташев А. В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947. 38. Кирилл Александрийский, свт. Творения. М., 2000–2001. Кн. 1: О поклонении и служении в духе и истине. М., 2000; Кн. 2: Глафиры или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. М., 2001. 39. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Аввакума//Творения. Ч. 10. М., 1894. 40. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Наума//Богословский вестник. 1894. 9. С. 227–239.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Семь лет пробыл Кирилл Лукарис в падуанском университете, и на 23 году своей жизни, по вызову воспитателя своего патриарха Мелетия, оставил Падую и прибыл в Константинополь, где находился Мелетий, управлявший тогда константинопольскою церковью по смерти патриарха Феофана и во время первого заточения патриарха Mamфeя II -го. 130 Этим закончил свое школьное образование Кирилл Лукарис. Не считая домашнего его образования, начавшегося под непосредственным надзором Мелетия в Александрии и продолжавшегося два года, – 11-ть лет он провел в Венеции и Падуе за школьною скамьей, и в продолжение этих 11-ти лет изучил языки: древне-греческий, латинский, итальянский, турецкий и сербский; достаточно, познакомился с существовавшим в то время курсом наук: философией Платона и Аристотеля, диалектикою и риторикою, метафизикою, эстетикою; историею, богословием и экзегетикою. 131 После такого образования, естественно, он мог возвыситься над клиром своей церкви и обратить на себя общее внимание. Патриарх Мелетий с радостью принял своего питомца, возвратившегося из падуанского университета. Радость его еще больше увеличилась, когда он увидел, что Кирилл своею жизнью и успехами оправдывал его надежды. 132 Почти целый год Лукарис оставался при Мелетие в Константинополе. В продолжение этого времени патриарх достаточно узнал своего питомца и, нашедши его достойным священного сана, посвятил его сперва в иеромонаха, скоро потом в архимандрита, и назначил его начальником одного греческого монастыря в Крите. Решившись в самом начале своих забот о Кирилле – приготовить в нем достойного преемника себе, Мелетий думал, что еще не время было Кириллу начать жизнь оседлую и самостоятельную, а потому, для большего укрепления его ума и силы духа, он решился теперь послать его не за школьную скамью, а на профессорскую кафедру и, кроме того, не в школу теоретической науки, а в школу жизни. Мы разумеем пребывание Кирилла в юго-западной России. Восточные патриархи, как единоверные с русскою церковью и считавшие ее своею дщерью, с самого начала ее существования находились в близких отношениях с нею. Сначала они посылали русской церкви своих святителей; затем, когда русская церковь созрела и стала представлять своих достойных святителей, – восточные патриархи утверждали этих святителей. Вместе с этим они заботились о благосостоянии церкви русской: посылали своих ученых мужей для образования русских христиан, и защищали ее от врагов православия. Эта забота о благосостоянии русской церкви побудила патриарха Мелетия послать в Россию своего ученого питомца Кирилла Лукариса с целью доставить пользу и русской церкви и ему самому. Он был здесь ректором и учителем в Острожском училище и защитником православия на Брестском соборе во время польско-литовской унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Подчеркивание того, что это «природное» богосыновство спасаемых имеет место в Логосе, а не в других ипостасях (не в Духе), свт. Кирилл ясно дает понять, что эта концепция связана с Боговоплощением, совершенным именно одной ипостасью Логоса. Вполне очевидно (и это заметили те исследователи, которые отметили своеобразие кириллова учения о обожении), что, говоря о «природности» богосыновства обоженных, свт. Кирилл имеет в виду именно «единую природу Бога Слова воплощенную». Таким образом, понятие «природы» воплощенного Слова оказывается у свт. Кирилла понятием не только сотериологическим, но и, экклезиологическим, соответствующим понятию Тела Христова как Церкви. Богословское понятие Церкви как единой реальности, и притом, реальности иного измерения, не было чем-то новым, хотя свт. Кирилл нашел для него новое концептуальное выражение. Православное богословие и прежде никогда не веровало в Христа, отдельного от созданной Им Церкви, которая и есть Его Тело. Если речь идет о воплощении Бога, то и нужно говорить о Его плоти. Плоть же Бога в данном случае – это Церковь как Тело Христово. Святитель Кирилл дал весьма прямое и глубокое выражение этой веры. И не его вина, если в контексте богословской полемики, последовавшей уже после его кончины, Церкви пришлось подыскивать другие слова для того же учения. Важно, что можно сделать основополагающий для нас вывод о том, что невозможно выставить святителя Кирилла неким оппонентом Халкидонского Собора, скорее, его можно мыслить как предшественника Халкидонского Ороса. Он хорошо сознавал, что здесь никакие усилия разума человеческого, никакой изощренный язык не в состоянии выразить богоданную истину. Только благочестивая вера и напряженная духовная жизнь может дать примирение и принести успокоение испытующей мысли человеческой. Литература. Источники: 1 . Кирилл Александрийский , святитель. Изъяснение Символа Веры , составленного Отцами Никейского Собора.//ХЧ, 1841, ч. I, СПб – c.166–199. 2 . Святого отца нашего Кирилла архиепископа Александрийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010