Любящих Меня Я люблю , – говорит Господь. Об этом Господь вещает прежде всего царям, и вельможам, и судьям людским. Ведь если любят они Господа, то и весьма дороги они Господу. Если любят они Господа, то станут любить Его и народы, над которыми они властвуют и вершат правосудие. И если народы любят Господа, то будут они любить и своих царей, и вельмож, и судей. Насколько тот или иной человек вознесен властью и честью над [прочими] людьми, настолько должен он быть ближе к Богу, чем [остальные] люди, над которыми он воздвигнут. О братья мои, Господь распялся за нас на кресте и тем самым явил нам Свою любовь. Распявшийся за нас воистину любит нас больше, чем тот, кто веселится с нами за столом. И если мы так любим своих затрапезных приятелей, как тогда не любить нам Того, Кто по любви к нам распялся на кресте! О Господи благословенный, отверзи нам духовное зрение, дабы видели мы всю безмерную глубину Твоей любви и [дабы и мы] возгорелись любовью к Тебе! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 9 июня 1. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский . Благородного происхождения; близкий родственник александрийского патриарха Феофила, после смерти которого был возведен на патриаршую кафедру. На протяжении своей жизни вел ожесточенную борьбу с тремя противниками: с еретиками-новацианами, с еретиком Несторием и с иудеями в Александрии. Новациане вели свое происхождение из Рима и назывались так по имени своего ересиарха, пресвитера Новациана. Они кичились своими добродетелями, ходили в белых одеждах, запрещали второй брак и утверждали, что нельзя ни молиться за тех, кто совершил смертный грех, ни принимать обратно в Церковь тех, кто однажды от нее отпал, как бы горько он ни каялся. Кирилл одолел их и изгнал из Александрии вместе с их епископом. С иудеями борьба оказалась гораздо труднее и кровопролитнее. Иудеи усилились в Александрии [практически] с [самого] начала, когда Александр Великий еще только основал сей град. Их ненависть к христианам носила ожесточенный и яростный характер. Они убивали христиан из-за угла, отравляли их, распинали на крестах. После долгой и тяжелой борьбы Кирилл сумел убедить императора Феодосия Младшего издать указ об изгнании иудеев из Александрии. А [исход] его борьбы с Несторием, патриархом Цареградским, решил Третий Вселенский Собор, состоявшийся в Ефесе. На этом Соборе председательствовал сам Кирилл, одновременно представляя и Римского папу Целестина – по просьбе последнего, так как [сам папа] не мог прибыть на Собор из-за преклонных лет. Несторий был осужден и анафематствован. Царь сослал его на восточную границу империи, где тот и умер ужасной смертью (черви разъели ему язык, которым хулил он Пресвятую Богородицу, называя Ее Христородицей). По завершении борьбы Кирилл прожил в мире, ревностно пастырствуя над Христовым стадом. Преставился ко Господу в 444 году. Говорят, что именно он составил [молитву] «Богородице Дево, радуйся!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После смерти нечестивого Александрийского архиепископа Феофила, из-за которого столько бед, гонений, скорби принял Иоанн Златоуст ещё даже до изгнания, на престол его заместителем вступил знаменитый учитель Церкви св.Кирилл. Он был племянник Феофила и, находясь в атмосфере тех интриг и козней, которые тот направил в своё время против Иоанна Златоуста , сам поддался влиянию своего дяди, доверился всем этим клеветам на святителя, ибо незлобивый, как говорит Писание, веру емлет всякому словеси ( Притч. 14:15 ). Посему по смерти не хотел канонизировать великого светила как святого и не разрешал поминать его в церквах своих. Напрасно писал ему Аттик, патриарх Константинопольский до Нестория, чтобы он вписал в диптих Иоанна Златоуста . Неоднократно сильно и настойчиво писал ему об этом же его родственник преподобный Исидор Пелусиот , известный египетский подвижник и писатель того времени; он и его не слушал. Наконец вразумила его Сама Владычица Богородица, за честь Которой он столько боролся против Нестория. Видение же, которое его устрашило, было таково. Видел он себя в некоем прекрасном райском месте. Там был чудный храм. Войдя в него, Кирилл увидел Божию Матерь, окружённую множеством ангельским и святыми, в числе которых был и Иоанн Златоуст . Св.Кирилл хотел припасть к Богородице, но св.Иоанн с сущими окрест него устремились с гневом, возбраняя ему приближаться к Святой Деве. Трепетен был Кирилл, видя гневного Иоанна Златоуста , а себя изгоняемым из храма. Тогда видит он, что Богоматерь просит Златоуста простить Кирилла, согрешившего не от злобы, но по неведению. Но тот не соглашается. Тогда Владычица сказала: «Ради Меня прости его, потому что он много подвизался ради Моей чести, в людях прославил и Богородицею нарек». Тогда св.Иоанн смирился и сказал: «Твоего ради ходатайства, Владычице, прощаю ему» – и, дружественно приступивши к Кириллу, обнял и поцеловал его. После этого видения Кирилл созвал Собор, канонизировал Иоанна Златоуста и до конца жизни своей похвальными песньми ублажал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение воссозданного Богородице-Рождественского собора Зачатьевского монастыря г. Москвы 25 ноября 2010 г. 13:27 25 ноября 2010 года, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» и день празднования 650-летия основания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря святителем Алексием, митрополитом Московским, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевской обители г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; митрополит Киринский Афанасий ( Александрийская Православная Церковь ); митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь ); архиепископы Истринский Арсений , Сергиево-Посадский Феогност ; епископы Дмитровский Александр , Бронницкий Игнатий , Солнечногорский Сергий , Анадырский и Чукотский Никодим , Подольский Тихон ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) ; наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) ; старший священник монастыря и духовник г. Москвы протоиерей Николай Важнов ; ректор Перервинской духовной семинарии протоиерей Владимир Чувикин; руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха иеромонах Антоний (Севрюк) ; духовенство столицы. За богослужением молились настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа) и настоятельницы московских женских монастырей. По прибытии в монастырь Святейший Патриарх Кирилл приложился к главной святыне обители — чудотворной иконе Божией Матери «Милостивая». Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение центрального придела собора Рождества Пресвятой Богородицы, а сослужащие архиереи освятили еще шесть приделов собора. Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение первой Божественной литургии в воссозданном храме.

http://patriarchia.ru/db/text/1327768.ht...

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник». Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители. Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этом святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии. Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним. Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни – 9 июня 1427 года, в день памяти святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне, поддерживая их словом и наставлением. Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются три его послания русским князьям. Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447–1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича Темного иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана († 1483; память 12 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Том I Том II Том IV Том V Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия Содержание Предисловие Пролог. Основные этапы развития доникейского богословия Часть I. Александрия Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский Глава I. Проблема возникновения Александрийской школы Личность Пантена Глава II. Жизнь и творчество Климента Александрийского 1. Жизненный путь Климента 2. Литературная деятельность Климента Глава III. Миросозерцание Климента Александрийского 1. Отношение Климента к греческой философии 2. Подход Климента к Священному Писанию и церковному Преданию 3. Экклесиология Климента 6. Учение о Логосе, христология и сотериология 7. Антропология и нравственное учение Заключение Святой Дионисий великий: жизнь и творения 1. Жизнь и церковное служение св. Дионисия 2. Литературная деятельность св. Дионисия Святитель Афанасий Великий: жизнь и церковное служение 1. Ранний период жизни 2. Первый период архиерейского служения 3. Второй период архиерейского служения Святитель Кирилл Александрийский: его жизнь, церковное служение и творения Глава I. Жизнь и церковное служение св. Кирилла 1. Период жизни до архиепископства (375/380–412) 2. Архиепископское служение св. Кирилла в период до несторианских споров (412–428) 3. Борьба св. Кирилла за Православие (428–444) Глава II. Литературная деятельность св. Кирилла 1. Экзегетические творения 2. Догматико-полемические сочинения 3. Проповеди и послания Глава III. Святитель Кирилл Александрийский как главный оппонент Нестория: его христология до Ефесского Собора Заключение. Общая характеристика св. Кирилла как богослова и церковного мыслителя Часть II. Антиохия Святой Лукиан Антиохийский и его ученики Глава I. Жизнь святого Лукиана Глава II. Сочинения святого Лукиана 1. Символ веры 2. «Апология» 3. Труд по текстологии Священного Писания Глава III. Ученики святого Лукиана. Святой Лукиан и арианство 5. Евсевий Никомидийский 2. Астерий Софист 3. Прочие ученики святого Лукиана 4. Святой Лукиан и арианство Святитель Евстафий Антиохийский Глава I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Архив Пн В день памяти святителя Московского Филиппа Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом совершили Литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 22 января 2011 г. 14:01 22 января 2011 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II  совершили Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. Святейшему Патриарху Кириллу и Блаженнейшему Архиепископу Хризостому сослужили председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Закинфский Хризостом ( Элладская Православная Церковь ), представитель Александрийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий,  архиепископ Истринский Арсений , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Егорьевский Марк , епископ Арсинойский Нектарий ( Кипрская Православная Церковь ), наместник  Сретенского ставропигиального монастыря города Москвы   архимандрит Тихон (Шевкунов) , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС  игумен Филипп (Рябых) , декан Православного богословского факультета Прешовского университета (Словакия) протоиерей Ян Зозуляк, представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии  при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Алексий Ющенко, руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси  иеромонах Антоний (Севрюк) , члены Епархиального совета города Москвы. За богослужением молились руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий  и председатель  Синодального комитета по взаимодействию с казачеством   епископ Павлово-Посадский Кирилл . На Литургии присутствовали заместитель руководителя Администрации Президента РФ, председатель Совета при Президенте России по делам казачества А.Д. Беглов, лауреат премии  Международного фонда единства православных народов  за 2010 год писатель В.Г. Распутин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Кипр в России Петрос Кесторас, председатель Геральдического совета при Президенте РФ, государственный герольдмейстер Российской Федерации Г.В. Вилинбахов, президент МФЕПН  В.А. Алексеев , войсковые атаманы и священники 11 войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр войсковых казачьих обществ, а также кадеты Московского казачьего кадетского корпуса имени М.А. Шолохова.

http://patriarchia.ru/db/text/1390912.ht...

Святитель Кирилл I Александрийский (патриарх в 412–444 гг.) не только сам отправил Несторию два послания, предостерегая его от ереси, но и попросил о том же епископов Целестина Римского и Иоанна Антиохийского. В либеральной науке утвердился взгляд на эти действия святого Кирилла как на какие-то происки: «Смутой воспользовался Кирилл Александрийский , давно искавший повод унизить своих константинопольских соперников» ( Сократ Схоластик . Церковная история. – М., 1996 г. – Примечание 57 И. В. Кривушина к кн. 7. – С. 350). «Обидна была для самолюбия Александрии даже возможность попасть под суд Константинопольского «выскочки». Как прежде архиепископ Феофил, так и его племянник Кирилл решил затеять «превентивную войну» и не быть судимым, а самому судить Нестория. Вот почему Кирилл следил за Несторием и решил его изловить на ереси» ( А. В. Карташев . Вселенские Соборы. – М., 1992. – С. 199.). Но достаточно прочитать послания александрийского епископа – как к Несторию, так и к Целестину Римскому, Ювеналию Иерусалимскому, Иоанну Антиохийскому, – чтобы убедиться в том, что это совсем не так. Например, «Зачем несправедливо поносить меня, тогда как лучше было бы исправить свои слова, дабы прекратить соблазн во вселенской Церкви? Если слово и излилось из уст и, положим, оно распространилось уже в народе, этому еще можно помочь пересмотром своих слов. Уверься, что лучше делом в этом случае будет сказать соблазняющимся слово, и назвать святую Деву Богородицей, дабы мы, утешив удрученных и имея правомыслие, как и все другие, могли жить в мире и в единодушии совершать общественное богослужение» (Послание Кирилла, епископа александрийского к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей. Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. – СПб., 1996 г. – С. 143.). Примерно в таких же, очень щадящих и братских выражениях составлены и остальные письма Святителя Кирилла – до того, конечно, когда спор дошел до вопроса о естествах. В. В. Болотов пишет по этому поводу следующее: «Нужно признать бесспорным, что он борьбу с Несторием повел из-за глубокого убеждения в неправославии учения последнего, что главным мотивом, побудившем его к этому, была преданность церковной истине» ( В. В. Болотов . Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. – М., 1994 г. – С. 189).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Церковь, должно быть неизменным правилом и руководством и для христиан всех последующих времен; а пример первенствующих христиан должен быть непреложным образцом для христиан всех веков. И если древние христиане повиновались властелинам-язычникам, врагам христианства, а иногда даже извергам человечества, то не тем ли более должно повиноваться благочестивым нашим государям, первородным сынам Церкви и главным на земле покровителям веры и благочестия? (Составлено по Четьи Минеям и проповедям, приложенным к «Руководству для сельских пастырей» за 1891 г., март). Девятый день Поучение 1-е. Св. Кирилл Александрийский (Безмерное милосердие Божие должно побуждать нас не к беспечности, но к покаянию) I. Cb. Кирилл, память коего ныне, родился в Александрии во второй половине IV beka от богатых и знатных родителей. Под руководством своего дяди, архиепископа Феофила, он изучал священное Писание, а светские науки проходил в знаменитой в древности александрийской школе. Живя в богатом и многолюдном городе, Кирилл не мог привыкнуть к городскому шуму, не любил развлечений и искал уединения. Он избрал местом своей пустынной жизни скит св. Макария, где провел пять лет в иноческих подвигах. Архиепископ Феофил вызвал его из пустыни в Александрию и сначала причислил к клиру, потом рукоположил в диакона. По смерти Феофила возник вопрос, кого избрать на епископскую кафедру. И народ, и духовенство указывали на Кирилла, которого твердая вера, познания в священном Писании и благочестивая жизнь резко выделяли из числа других, желавших занять александрийский престол, и Кирилл был избран. Первым делом святителя была борьба с ересью новациан. Новациане были последователями римского священника Новация. Они утверждали, что те, кто впал в тяжкий грех после крещения, особенно же отрекшиеся от веры во время гонений, если бы даже потом и раскаялись, должны быть навсегда отлучены от Церкви. Новациане думали составить Церковь из одних только совершенных и, будучи ослеплены гордостью, считали такими только себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Как в природе после бури все проясняется, очищается, самый воздух делается чище, так и в душе твоей после бури смущающих помыслов чрез молитву водворится мир, радость, тишина, – враг удалится, а Господь приблизится, ибо Господь близ всех призывающих Его. III. Да будет же Он близок и ко всем нам по молитвам отца нашего Антония. (Извлечено в сокращении из книги «Уроки из жизни святых», прот. П. Шумова, вып. перв., стр. 10–16). Восемнадцатый день Святители Христовы Афанасий и Кирилл (О средствах обличения заблуждающихся) I. K числу неустрашимых исповедников святой веры, мужественно обличавших еретиков, принадлежат великие святители Афанасий и Кирилл, ныне прославляемые. Еще юный, не облеченный в сан священника, диакон александрийской Церкви Афанасий на 1-м вселенском соборе, в 325 г. по Р.Х., обличал сильнее других безбожного Ария, ложно учившего о Сыне Божием. Его светлый ум, основательность познаний священного Писания, неотразимая сила его слова удивляли неправомыслящих и возбуждали к нему ненависть врагов. На соборе учение Ария было опровергнуто. Арий осужден и послан в заточение. С этого времени жизнь св. Афанасия становится рядом страданий и тяжелых скорбей. И чего-то чего не взвела на него злоба и ненависть врагов его – ариан. Вскоре после собора умер архиепископ александрийский, и св. Афанасий сделан был его преемником. Его обвинили во взимании несправедливых доходов с церквей, уверили императора, что Афанасий помогает врагам его, что он жестоко обращается с духовенством и даже умертвил одного архиерея. Пять раз изгоняли его из Александрии, но все благодушно переносил святитель, ревностно продолжая в самом изгнании утверждать православие. Он скончался в 373 году после сорокасемилетнего правления паствой. Если св. Афанасий выказал столько мужества и христианского исповедания веры в борьбе с арианами, то св. Кирилл столь же ревностно, не взирая на преследования врагов, защищал Церковь Божию от других еретиков – несториан, ложно учивших об Иисусе Христе и о Пресвятой Деве Марии. Св. Кирилл написал Несторию, патриарху константинопольскому, зараженному ересью, увещательное послание и тем хотел вывести его из заблуждения. Когда же это не подействовало на Нестория, и ересь продолжала волновать Церковь, то созван был 3-й вселенский собор, где ересь была осуждена, и Несторий низложен с патриаршего престола. Тогда еретики восстали на св. Кирилла и начали взводить на него разные клеветы и делать ему всевозможные оскорбления. Но невинность и твердость святого восторжествовали над врагами. Св. Кирилл был епископом 32 года и скончался в 444 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но дело Нестория, привлекшее к себе столь сильное внимание и возбудившее в столице столько горячих толков, естественно, получило огласку и за стенами Константинополя. «Из какого бы города, – пишет св. Кирилл Александрийский , – из какой бы веси не приходил кто, каждый спрашивает: Что это за говор всеобщий, что за новое учение распространяется по церквам?» С подобным вопросом пришли к самому Александрийскому патриарху (412–444 гг.) св. Кириллу некоторые монахи из египетских скитов: «Правду ли говорят, – спрашивали они святителя, – что нашлись где-то учителя, которые проповедуют, что Пресвятую Деву нельзя называть Богородицей?» Узнав, таким образом, от иноков, что в монастырях его епархии распространяются еретические проповеди Нестория, св. Кирилл выступил на защиту православного учения. Как выдающийся богослов своего времени, как человек решительный и твердый и, наконец, как епископ одной из важнейших кафедр Восточной Церкви, св. Кирилл занимал первенствующее положение в борьбе православных с несторианством. Свою борьбу с Несторием св. Кирилл открыл посланием «к отшельникам», т. е. египетским монахам. В этом послании, не называя Нестория по имени, св. Кирилл осуждает учение последнего, доказывая путем богословских умозрений, основанных на учении Священного Писания , Предания апостольского и святоотеческого и учения Никейского символа, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. «Из двух естеств, Божества и человечества, един Еммануил, един Господь Иисус Христос, един истинный Сын Бог и вместе человек, не человек обоготворенный, подобный тем, кои благодатию соделываются причастниками божественного естества, но истинный Бог, Который ради нашего спасения явился в человеческом образе». Если же Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, то Пресвятая Дева Мария, как родившая Богочеловека, есть воистину Богородица. Вместе с этим св. Кирилл обратился с особым рассуждением о Православной вере к императору Феодосию и с подобным же, но более обширным рассуждением к императрице Евдокии и сестре императора Пульхерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010