В 1383 году Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд. Пребывание его там затянулось, но хлопоты не увенчались успехом; при жизни великого князя Дмитрия он не смог добиться Киевской митрополии. Только Собор 1389 года (в Константинополе) подтвердил права Киприана как митрополита всея Руси. В феврале 1390 года Киприан прибыл в Киев, а в начале марта был уже в Москве, в которую вошел торжественно, в полном святительском облачении, встреченный самим великим князем Василием Дмитриевичем и всей столицей. Так через 14 лет борьбы и страданий Киприан был наконец принят в Москве как первосвятитель. Управляя Русской митрополией, святитель Киприан умело поддерживал единство Церквей и строго преследовал неправды епископов. Он всю свою деятельность направил на «утверждение православных в благочестии». Участвовал в Соборе, осудившем патриарха Константинопольского Макария, обратил в Православие трех ханских вельмож. Митрополит Киприан был пастырь образованный, отличавшийся святостью жизни. Его называли мужем «всякого целомудрия и разума Божественного исполненным и вельми книжным». Он старался непрестанно учить народ страху Божию и своими умными, одушевленными наставлениями услаждал всех. Любя безмолвие, митрополит Киприан часто удалялся в свое загородное село Голенищево и там в тишине предавался размышлению, чтению слова Божия и собственноручно писал книги. Он был знатоком церковных канонов, о чем свидетельствуют его послания и грамоты юридического содержания. Святитель Киприан отличался ревностью к церковному богослужению, сам перевел с греческого языка некоторые чинопоследования и службы, а одну молитву – разрешительную – даже сочинил сам. Будучи пастырем образованным, святитель Киприан заботился о развитии просвещения в России. В истории Русской Церкви он занимает важное место как деятель в области исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. Правда, он только положил начало этому делу, можно сказать, поставил вопрос, но осуществить до конца начатое дело не успел.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После того как 12 февраля 1378 года преставился святитель Алексий, митрополит Киприан попытался вступить на объединенный престол, согласно благословению и воле Вселенского Патриарха. Но великий князь Димитрий Иоаннович, озабоченный более проблемами внутри Великой Руси и, до Куликовской битвы, далекий от идеи объединения всех русских княжеств, не желал в ту пору принять ставленника Константинополя, а выдвинул кандидатом на престол митрополита Московского своего духовника. У самой Москвы митрополита Киприана схватили по повелению князя; он провел ночь в заточении, а потом был выдворен. О многих скорбях, которые он претерпел от великого князя, святитель Киприан рассказывал в посланиях к преподобному Сергию Радонежскому и его племяннику, игумену Симоновского монастыря преподобному Феодору, с которыми у него сложились глубокие духовные связи; оба поддерживали его кандидатуру на митрополичью кафедру. С глубоким смирением переносил святитель Киприан выпавшие на его долю гонения и испытания, продолжая рассматривать московского великого князя как князя Всероссийского и молясь о нем, его семье и всем его народе - своей русской пастве. Несколько лет длились нестроения с наследованием Всероссийского престола: дальность пути до Константинополя, где утверждался и поставлялся глава Русской Церкви, неожиданные события, политические интересы различных группировок - по Божьему попущению отодвигали окончательное, канонически ясное и твердое решение вопроса. Но все эти годы святитель Киприан в смиренном величии нес духовный крест своего первосвятительства и оставался молитвенником и предстателем за Всероссийскую паству. Высокообразованный, книжный, монашеского устроения души человек, не политикан, он не затевал интриг, но ни на минуту не допускал мысли об отступлении от принятого послушания; на Руси он был не наемником, но истинным пастырем. Он осознавал свой крест наследника первопрестольников Российских, и это выразилось в глубоком молитвенном почитании им святителя Петра. После Куликовской битвы и гибели Мамая, весной 1381 года, князь Димитрий Донской вызвал святителя Киприана из Киева в Москву. Вскоре последовали новые скорби и искушения: нашествие Тохтамыша, гонения со стороны князя, деятельность митрополита Пимена (митрополия оказалась поделенной по границе ордынских владений). Лишь в марте 1390 года митрополит Киприан снова был встречен новым Московским князем Василием Димитриевичем и после 14 лет искушений занял Всероссийский митрополичий престол.

http://pravicon.com/info-2659

Святитель отправился в так и не оправившийся от татаро-монгольского разорения Киев, где официально находилась порученная ему кафедра. В то время Русь только собирала свои земли. Одним из немногих, кто трезво понимал, что Византия близится к закату, что великая православная империя скоро исчезнет, был святитель Киприан. Еще он понимал, что надо воспитать новое государство и новый народ, которые будут преемниками великой православной Римской империи. Святитель Киприан был митрополитом не только Москвы и Руси, но и нынешних малороссийских земель, был он и епископом Литовским, а Литва тогда занимала огромные пространства нынешних России, Украины и Литвы. Но святитель Киприан пророчески понимал, что именно Русь – тогда раздробленная, слабая, бесправная под ордынским гнетом, данница грубых монгольских ханов – именно Московская Русь станет вслед за Византией хранительницей на земле истинной веры, истинного богопочитания. Так вот, несмотря на ужасные и длительные конфликты (не буду сейчас подробно рассказывать о них), на порой очень неприглядные действия московских властей, на бесчисленные интриги, в том числе и Константинополя, святитель Киприан вновь и вновь, как верный раб в сегодняшней евангельской притче, посланный совершать волю Божию, возвращался в Москву, несмотря на непонимание, жестокость, опасность для жизни или возможного изгнания. В это время происходят особые события. 1380 год: Мамай идет на Москву, а святитель Киприан, законный Московский епископ, изгнанный, сидит в Литве. Святой князь Димитрий Донской, благословленный преподобным Сергием Радонежским, идет на брань, но промыслом Божиим, благодаря именно святителю Киприану, два литовских князя, ранее бывших близкими Мамаю, – Андрей и Дмитрий приходят на Куликово поле биться не за Мамая, а за обидевшего святителя Киприана великого князя Димитрия Донского, за Москву. А самый могущественный из литовских князей – Ягайло Ольгердович, союзник Мамая и враг Димитрия Донского, странным образом опаздывает на Куликово поле, благодаря чему нашими русскими войсками Мамай был разбит. Несомненно, что и это – дело убеждений, бесед и молитв святителя Киприана, находившегося, как мы уже знаем, тогда в Литве.

http://pravoslavie.ru/put/060918184142.h...

26 Премудрость и благость Божия – Петроград, 1916 — С. 75—76 27 Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы, сказанное в 1822 году//Митрополит Филарет (Дроздов). Сочинения. Слова и речи. Т. 2: 1821—1826 гг.— С. 64—65. 28 Св. Василий Кесарийский. Беседа первая о сотворении человека по образу//ЖМП. – 1972, 1. — С. 36—37. 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12. 30 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – Париж. – С. 142. 31 Бронзов А. Примечание//Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры Кн. 2. – СПб, 1894. — С. 68. 32 Филарет (Дроздов), митрополит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие Ч. 1. — М., 1867. – С. 21. 33 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 147. 34 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 353. 35 Епископ Сильвестр. Опыт Православного догматического богословия. Т. 3. – Киев, 1885. – С. 258. 36 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Паламы. – С. 355. 37 Митрополит Николай (Ярушевич). Слово «Душа»//Слова речи послания: 1941—1946. – С. 47—48. 38 Свт Ириней Лионский. Против ересей Кн. 5 С. 2. 39 Блж. Феодорит. Вопросы к Книге Бытия. С. 20. 40 Архимандрит Киприан (Керн) Антропология святителя Григория Паламы – С. 355. 41 Комментарий на книгу Екклезиаста//Толковая Библия ? 5 – Петербург, 1908 – С 29. 42 Свт Иоанн Златоуст Беседа на Бытие – Гл. 14 С. 5. 43 Св. Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 2. 44 Блаженный Августин. О граде Божием. Кн. 14. Гл. 12. 45 Блаженный Августин. Энхиридион Лаврентию или О вере, надежде и любви – Гл. 45 46 Малиновский ?. Православное догматическое богословие. Ч. 2. Ставрополь-Губернский. 1903 – С. 314. 47 Епископ Гурий. Богозданный человек: Опыт православной традиции жизни//Богословские труды. Вып. 12. – М.: издание Московской Патриархии. С. 21. См. также: Епископ Гурий. Выход богозданного человека из идеальных условий жизни//Богозданный человек//Богословские труды. Вып. 12. — С. 16—27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Замыслы любочестивого Пимена заставляли Киприана спешить в Россию: но, то корабли генуезские на море, то война Амуратова на суше задерживали его в стенах Царяграда. Наконец, после тринадцатимесячного здесь пребывания, он отправился в Киев, с надеждою на лучший оборот дел, по смерти великокняжеского любимца. Действительно, лишь только явился он в Киев, как В. Князь, услышав о смерти Митяя и о покушениях Пимена, которого он не желал видеть на кафедре св. Петра и Алексия, послал туда своего духовного отца, симоновского игумена Феодора, просить Киприана о прибытий в Москву на кафедру митрополии. Киприан явился в Москву 23 мая 1381 г., и принят был со всею торжественностью от В. Князя и народа 9 . Россия торжествовала тогда свою славную победу над полчищами Мамая (8 сент. 1380 г.). Главное участие в этой брани принадлежало В. К. Московскому Димитрию Иоанновичу. В сем событии раскрылось значение Москвы; оправдались все усилия князей ее к сосредоточению в ней власти; род Даниила покрылся новою славою. Митрополит Киприан, сочувствуя радости России, и в особенности Москвы, в первый же год своего правления, «житием св. Петра» напомнил жителям столицы, что Москва начала возвышаться с той поры, как святитель перенес в нее свою кафедру, что в сем возвышении Москвы и ее торжестве над врагами исполнилось пророческое слово первого святителя, в ней почившего, к сыну Даниилову: «Аще мене, сыну, послушаеши и храм пречистыя Богородицы воздвигнеши во своем граде, – и сам прославишися паче иных князей, и сынове твои, и внуцы твои в роды, и град сей славен будет во всех градех русских, взыдут руки его на плещи враг его». Стоя при его гробе, Киприан напомнил и то, как мирно жили тогда святитель и князь, содействуя друг другу. «Бяше веселие непрестанно посреде обою духовное: князю убо во всем послушающу и честь велию подавающу отцу своему, по Господнему повелению, еже рече к Своим учеником: приемляй вас, Мене приемлет, святителю же паки прилежащу сынови своему князю о душевных и телесных» 10 . Заняв кафедру Петрову, долго у него оспариваемую, Киприан нашел нужным приложить к своему повествованию и то, как он сам, во время своего последнего пребывания в Константинополе, стесненный неприятелями, одержимый недугом, лишь только воззвал к св. угоднику о помощи, как получил и свободный проезд в Россию, и освобождение от болезни 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Святитель Киприан от юности был монахом. Он был сподвижником и единомышленником мудрого патриарха Константинопольского Филофея и замечательного православного императора и богослова Иоанна Кантакузина, который, процарствовав восемь лет, оставил престол, передав его своему зятю, и принял монашество. Но обстоятельства вынудили его не оставлять управления государством: он еще двадцать лет фактически возглавлял Римскую империю – именно так называлось тогда то государство, которое мы теперь называем Византией. Если бы тогдашним жителям Константинополя сказали, что они византийцы, они бы очень удивились. Они считали себя римлянами, гражданами великой христианский Римской империи. И с этим христианским оплотом на земле – Римом, с непрерывной его историей они связывали и судьбы православия. Святитель Киприан прибыл на Русь, будучи еще епископом. В то время на Руси началось духовное возрождение. Такие наши замечательные подвижники, как преподобный Сергий Радонежский, святитель Стефан Пермский, святитель Алексий Московский и многие другие с радостью приняли молодого константинопольского посланника епископа Киприана, поскольку он был еще и провозвестником высокого духовного учения, которое сейчас известно как исихазм, – учение об умном делании, особом духовном восхождении к Богу. Признанным главной этой духовной школы был Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, которого хорошо знал святитель Киприан и духовными учениками которого были и патриарх Филофей, и император-богослов Иоанн Кантакузин. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский пытались сделать все, чтобы преемником святителя Алексия на русской митрополичьей кафедре стал именно Киприан. Но когда через несколько лет Константинопольский патриарх Филофей послал на Русь святителя Киприана во второй раз и уже как преемника умершего святителя Алексия, произошло то, о чем мы слышали в сегодняшней евангельской притче: его у нас не приняли. Более того, на подходе к Москве по приказу князя его схватили, оскорбили, избили его сподвижников, которые ехали с ним из Константинополя, а самого святителя Киприана заключили в темницу. И только заступлением преподобного Сергия Радонежского перед князем Дмитрием Донским, а именно он отдал это распоряжение (и среди святых людей бывали тяжкие непонимания и конфликты), святителя Киприана живым выпустили из тюрьмы.

http://pravoslavie.ru/put/060918184142.h...

Московиты схоронили Митяя в Галате, на территории, принадлежавшей генуэзцам (что еще раз свидетельствует о том, что генуэзцы в этой истории были заинтересованными лицами), и направились в Константинополь, куда уже прибыл святитель Киприан. Однако в столице в это время власть опять переменилась. Императором опять стал Иоанн V Палеолог, но патриарха Филофея уже не было в живых. На его месте оказался патриарх Нил, который, хотя и придерживался тех же взглядов, что и Филофей, но был гораздо менее выдающейся личностью. Московская делегация решила представить дело таким образом, будто Пимен это и есть посланник великого князя. Начались бурные интриги и подкупы. Под княжеские векселя были заняты у турок и генуэзцев огромные суммы денег. Патриарх Нил делал вид, что поверил московской делегации, хотя в присутствии Киприана подобное было просто исключено. Тем не менее, малодушные представители Константинопольской патриархии, видимо, щедро подкупленные, все же решили так выйти из сложного положения: патриарх объявил, что рукоположит Пимена в митрополита Киевского и Великой Руси, а Киприана - в митрополита Литвы и Малороссии. Святитель Киприан не стал дожидаться акта поставления Пимена и уехал в Литву. Это было летом 1380 года. Однако в это время на Руси назревало событие, которое повернуло весь ход европейской истории, - 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва. Она повлияла не только на общий ход истории, но и на судьбы отдельных исторических личностей. В 1381 году великий князь Димитрий послал симоновского игумена Феодора в Киев " по Киприана " с приглашением его в Москву. (Пимен в это время был еще в Константинополе.) Почему произошла такая перемена в отношении московского князя к митрополиту? Известный православный историк протоиерей Иоанн Мейендорф в своей книге " Византия и Московская Русь " пишет, что подобную перемену можно объяснить лишь, если допустить, что Киприан оказал московскому князю какую-то значительную услугу в его победе на Куликовом поле. Одна такая услуга известна. По благословению святителя Киприана литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи перед самой Куликовской битвой, в 1379-1380 годах, перешли на службу к великому князю московскому. Их участие в Куликовской битве значительно повлияло на ее победоносный исход.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Но, возможно, была и еще одна, более важная услуга. Известно, что у Мамая был мощный союзник - литовский князь Ягайло Ольгердович, с которым Мамай должен был соединиться на Куликовом поле. Если бы Ягайло соединился с Мамаем, исход битвы неизбежно был бы другим. Но Ягайло опоздал на битву! Было ли это случайностью? Киприан в это время как раз находился в Литве. Личный контакт Киприана с Ягайло - известный факт. Можно ли представить, что неутомимо-деятельный митрополит, для которого объединение Руси было делом всей его жизни, в этот судьбоносный для Руси момент оставался в стороне от происходящих событий? Есть и еще одна возможность объяснения происшедшей перемены - ходатайство перед великим князем троицкого игумена Сергия. После Куликовской битвы авторитет преподобного Сергия возрос и стал непререкаемым. Но, так или иначе, а митрополит Киприан на праздник Вознесения Господня в 1381 году торжественно был встречен в Москве и признан митрополитом Киевским и всея Руси. Осенью того же 1381 года в Москву из Константинополя возвратился Пимен. Правда, до Москвы его, так же, как в свое время Киприана, не допустили. В Коломне он был схвачен и брошен в тюрьму. Кое-кого из его свиты даже казнили за самоуправство. Признанный же Москвой митрополит Киприан сразу активно взялся за дело. Он установил в Москве почитание великого князя Александра Невского, который, с одной стороны, был прямым предком Димитрия Донского, а с другой - победителем крестоносцев. В данный момент в состоянии жестокой борьбы с этим рыцарским орденом находилась Литва. В это же время Киприаном было написано житие митрополита Петра. В этом житии он поднимал многие вопросы взаимоотношения церковной и княжеской властей, актуальные и для него самого. Им были также составлены служба этому московскому святителю, похвальное слово и молебный канон. Однако вскоре ситуация опять резко изменилась. Мамай был разбит, но на Золотой Орде это если и отразилось, то, скорее, в сторону ее усиления. Хан Тохтамыш, непримиримый враг Мамая, владевший огромной территорией по левую сторону Волги, в 1381 году добил Мамая на Калке и объединил свои владения с правобережными степями и Крымом. Признать Москву не данником, а политическим партнером Тохтамыш, разумеется, намерений не имел.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Летом 1395 года к Москве приблизилось войско Тамерлана. Митрополит Киприан объявил всенародный пост и благословил перенесение из Владимира в Москву крестным ходом чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Москва была чудесным образом спасена, и святитель Киприан установил ежегодное празднование сретения иконы 26 августа, основав на том месте церковь и Сретенский монастырь. Церковно-политическая программа святителя определялась принципом единства Русской Церкви, который он соблюдал до конца своей жизни. Он способствовал сплочению русских княжеств вокруг нового политического центра - Москвы - и повышению авторитета Московских князей, что сильно укрепило Русское государство. Огромен вклад святителя Киприана в книжное дело на Руси. Высокообразованный митрополит был усердным переписчиком, искусным переводчиком, редактором, одаренным писателем и реформатором литературного языка. Он уделял большое внимание “исправлением книжным”, стремясь внести порядок и единство в язык русской книжности и правописание. Он работал над совершенствованием церковного Устава и литургических текстов, саморучно переписал Псалтирь, Служебник, Требник, “Лествицу” Иоанна Лествичника. Он - автор жития святителя Петра и службы ему, а также поучений и посланий. Большая часть этих трудов проделана в подмосковной резиденции митрополита - селе Голенищеве, облюбованном им еще в первые годы его пребывания в Московском княжестве за тишину и безмятежность, к которым он так стремился. При святителе Киприане на Русском Севере было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались церкви по всей Руси. На его правление приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева. При нем же была проведена реформа русского церковного пения и музыкальной нотации. С ним связывают и переход Руси с “мартовского” года на “сентябрьский”. Преуспевая в богоугодных подвигах, митрополит Киприан достиг глубокой старости и занемог, пребывая в своем селе Голенищеве. За четыре дня до кончины он написал прощальную грамоту, “многаго любомудрия и Божественнаго разума исполнену”, в которой прощал и благословлял всех верующих и сам просил у них прощения, завещая прочесть ее над его гробом перед народом.

http://pravicon.com/info-2659

Дальнейший путь духовного совершенствования Киприана пролегал через Студийский монастырь в Константинополе, а затем болгарский монах посетил самый известный культурный центр того времени – монастыри Афона, где продолжил свое образование. Солидная подготовка Киприана, его всесторонние глубокие знания были замечены. На Афоне началось сотрудничество Киприана с игуменом греческой лавры Святого Афанаия Филофеем Кокиным, будущим Вселенским патриархом – одной из интереснейших личностей церковной и духовной жизни Византии века. В начале 1370 года Киприан находился уже в Константинополе в качестве доверенного монаха «oikeios kaloypos» патриарха Филофея. Киприан принимал активное участие в примирении Греческого патриаршества с Болгарской и Сербской Православными Церквами, в упрочении влияния Константинополя на Русскую Православную Церковь. Между этими двумя учеными мужами возникла дружба, сохранившаяся до конца их жизни и сыгравшая решающую роль в будущей духовной карьере Киприана. В своей деятельности Вселенского патриарха Филофей уделял большое внимание Русской Православной Церкви. Он возлагал на нее большие надежды в деле объединения православных христианских народов против надвигающейся мусульманской угрозы. Филофей стремился содействовать сохранению влияния Русской Православной Церкви на огромной территории Великой и Малой Руси и Литвы путем установления власти одного митрополита. «А государство Московское Многолюдно, пространно есть, И сияет оно светло Меж иных других государств И басурманских орд, Персидских и эллинских, Как солнце на небе сияет оно». Особо нужно подчеркнуть роль святителя Киприана Болгарина в объединении Русской Православной Церкви. Впервые митрополит Киприан посетил русскую землю в 1373 году как специальный посланец патриарха Филофея. Он расследовал отношение митрополита Алексия к западноевропейским церквам в связи с жалобами литовского князя Ольгерда, который требовал «другого митрополита для Киева, Смоленска, Твери, Малой Руси, Новосила, Нижнего Новгорода».

http://pravoslavie.ru/2570.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010